Самооценка младших школьников
Департамент образования
города Москвы
Государственное
образовательное учреждение
Педагогический колледж №14
ПЦК психолого–педагогических
дисциплин
Выпускная квалификационная
работа
Тема: «Самооценка младших
школьников»
Выполнила:
Кривошеева Юлия Дмитриевна,
студентка IV курса 402 группы
Научный руководитель:
Федорова Эллен Адельевна,
преподаватель
психолого-педагогических дисциплин
Рецензент:
Малютенкова Татьяна Борисовна,
преподаватель психологии
Отметка ________________________
Председатель ГАК _______________
Дата защиты ____________________
К защите допущена ______________
Москва,2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном
возрасте.
1.1.
Проблема
самооценки в отечественной и зарубежной психологии
1.2.
Факторы
формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших
школьников
2.2. Анализ результатов исследований
самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Формирование
социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности –
главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от
направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих
перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм
в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда
основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Анализируя
исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И.
Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности
является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я – КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П.
Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности
о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие
с другими людьми.
Составной и
неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка
личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств
и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности
личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его
притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля
поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом
обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
В возрастной
и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место : в
этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность
психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают
соотноситься с внутренним планом.
Учебная
деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на
формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель
начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и
учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблема: в
чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель:
изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект
исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет
исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи:
1.
Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2.
Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
3.
Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
4.
Проанализировать полученный результат.
На основе
выведенных задач были определенны следующие методы:
Теоретический
анализ психолого–педагогической литературы по проблеме;
Эмпирические
: наблюдение, беседа, диагностические методики;
Статические
методы обработки данных.
Глава I. Проблема самооценки в
отечественной и зарубежной психологии
Глава I.1. « Я – концепция» личности
как психологическая категория
Понятие « Я
– концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно
недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось
давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З.
Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена.
Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных
психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.
Что же такое
« Я – концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка?
«Я –
концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания (
Психологический словарь. – М., 1997.). «Я – концепция» - система представлений
человека о самом себе, котрая включает три составляющих.
Первая
составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для
описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например,
«общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.
Вторая
составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того
представления, которое мы составляем о себе.
Третья
составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут
быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
По мнению
Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие ( 4,
с.43):
Когнитивная
составляющая « Я- концепции»
Представления
индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются
ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем
к помощи прилагательных : “надежный”, “ общительный”, “сильный”,
“совсестливый” и т.д. Все это абстрактные характеристики, которые никак не
связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа
индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а
с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы
описываем самих себя : мы в словах пытаемся выразить основные характеристики
нашего само – восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним
относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические
характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они
входя в « Образ Я» с различным удельным весом - одни представляются индивиду
более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и
соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста,
жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода
самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через
сочетания ее отдельных черт.
Оценочная
составляющая «Я-концепции»
Качества, которые мы
приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и ,
вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь
возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной
неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя
охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный
момент. Иными словами, «Я- концепция» - это не только констатация, описание
черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и
связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные
показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение,
обусловленное общей структурой их « Я- концепции».
Если человек
обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является
социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его
при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития
позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные затруднения. Даже
эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности
обычно содержат в себе открытую оценку. Задумавшись над любой из характеристик
вашего самоописания, вы скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя
бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.
Человек
усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я
–концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных
прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным
учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими : его
успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и
вообще имеют благоприятный социальных резонанс. Однако эта позитивная
самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в
случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй
план каким–нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными
достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может
обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не
являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая
самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом,
самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от
обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о
себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно
фиксируются в языковых значениях . Например, слова «скучный», «толстый»,
«ленивый» содержат негативную имманентную оценку, в то время как «умный»,
«смелый», « надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида
могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и
самонаблюдения.
Самооценка
проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается
сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно
присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать
содержат оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и
целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами
поведения и т.д.
В
литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два ее развернутых
определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое
определение принадлежит К.Р. Роджерсу (16,с.48). Он утверждает, что « Я-
концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и
способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с
другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с
объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь
позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная
структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная
фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно
может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с
воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и
будущем(24,с.58).
Во втором
определении, принадлежащем Стейнсу, «Я- концепция» формулируется как
существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок,
относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления,
возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также
представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних
формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя
вести.
Поведенческая
составляющая «Я- концепции»
Тот факт,
что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо
известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении
модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости,
нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может
проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.
Всякая
установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным
объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса установок заключается лишь в
том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря
этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются
очень сильными и устойчивыми.
Когда
возникает наше «Я»? Каковы первые признаки воспоминания? По мнению В.Т. Бахура,
доктора медицинских наук, консультанта и руководителя неврологического цикла
Центральной республиканской клинической больницы, первые воспоминания всегда
очень отрывочные, зафиксировавшиеся в памяти благодаря какому-то необычному
сочетанию обстоятельств, чрезвычайно обостривших в этот момент эмоциональную
восприимчивость. И хотя какие-то полуосознанные ощущения и восприятия в нашей
памяти могут в отдельных случаях относиться к довольно ранним периодам жизни,
все же обычно первые четкие фрагменты наших воспоминаний приходятся на возраст
не ранее трех лет (6,с. 192).
А что же до
этого, до этих первых воспоминаний? На самых ранних стадиях развития младенца,
по крайней мере, до 4 месяцев, его личность и окружающий мир еще абсолютно не
дифференцируются в его психике. Этот яркий, многоцветный, многозвучный «хаос»,
впечатления о мире еще даже минимально не систематизированы. Внешнее слито в
психике младенца с внутренним. Окружающие предметы для младенца до 4 месяцев
существуют как его ощущения. Все действия еще крайне беспорядочны, хаотичны.
Лишь в
возрасте 4-8 месяцев ребенок начинает производить действия, уже определенно
направленные на предметы и явления, существующие вне его и отдельно от него. В
это время и происходит простейшие выделение ребенком своего тела из
окружающего. В мозге активно происходят процессы формирования так называемой
схемы тела: импульсы, приходящие от различных частей тела, фиксируются в
прогрессивно созревающих мозговых структурах, создавая в них некий устойчивый
комплекс, соответствующих нашему телесному единству. Ведь именно наше тело, как
пишет советский ученый Е.В. Черносвистов, - это то начало отсчета, та формация,
которая ограничивает каждое наше «Я». Формирование в мозге структур в виде
«схемы тела» и создает в нашей психике основу нашего «Я»(25,с. 89).
Такие первые
ступени отделения « Я» от «не- Я» находятся еще на абсолютно неосознаваемом
уровне. Но тем не менее они являются большим и важным шагом на пути
формирования самосознания, т.е. понимания себя как отдельного существа,
находящегося в мире, сознательно его воспринимающего и воздействующего на него
в своих целях. А в дальнейшем происходит все более убыстряющийся процесс
формирования двух систем в индивидуальной психике – систему «Я» и системы «не –
Я», т.е. внешнего мира. Совершенствуется представление о своей физической
индивидуальности – своем теле, являющимися границей между «Я» и «не – Я».
Важную роль в этих процессах играет изучение ребенком внешнего вида других
людей. Ведь уже в 8 месяцев ребенок очень внимательно всматривается в
окружающих, в первую очередь мать, отца, братьев, сестер.
Новый
толчок процессы индивидуализации получают с момента возникновения речи. Вместе
со словесным мышлением происходит становление более высоких уровней или слоев
«Я». На основании этой стадии развития психики мы узнаем, что окончательное
выделение своего «Я» ребенком происходит приблизительно на трехлетний возраст.
Именно тогда ребенок по отношению к себе начинает уверенно употреблять личные
местоимения «Я», «мой», в то время как раньше называл себя так, как звали его
другие. По наблюдению Н.Г. Алексеева, именно в 3 года происходит совмещение
употребления ребенком своего имени, местоимения «я» и идентификации своего
образа в зеркале(1,с. 78).
Развитие и
усложнение системы «Я», системы самосознания, продолжается и в дальнейшем. Оно
проходит через ряд этапов, стадий, и каждый новый этап прибавляет что-то новое
к нашему «Я», делает его все более сложным.
Самой важной
составляющей «Я- концепции» является самооценка. Советские
психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как
продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью( Б.Г. Ананьев, Л.И.
Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет
общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Исследования
показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и
по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому
себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями,
С.Л. Рубинштейн писал : « Общественная оценка человека основывается у нас … на
его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он
дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный
индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем,
на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и
стержнем ее самосознания» (17,с. 49).
Самооценка
- сложное динамическое личностное образование, личностный параметр
умственной деятельности. Исходным методологическим положением для
исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что
«человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к
человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как
к человеку» (12,с. 62).
По мнению
Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и
служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими
является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в
процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у
других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств
и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных
свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это
подтверждается результатами ряда психологических исследований (5,с. 350).
Важнейшим
источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов
поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его
личности. По мнению Л,И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в
формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием
соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает
человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым
определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к
самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает
человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и
деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» (5,с.
371). Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о
себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений,
формирующих самооценку(2, с.68).
Формируясь в
процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет
важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов
деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку
как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии,
обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений
с окружающими людьми.
По мнению Д.Б.
Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим
поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать
свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько
полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с
развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной
ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки
ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая
самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может
оказывать существенное влияние на его поведение(28,с. 99).
Самооценка
–это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.
Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков,
качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним
отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести
их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно
ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании
личности.
Самооценка в
зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать
или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка
снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию
неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы
человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными
срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и
обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности,
трудится не с полной отдачей.
Западноевропейские
и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий
человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних
требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается
ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям.
Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку
самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного
конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная
самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является
неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние
конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное
представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и
реальными «Я»(23,с.67).
От
самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми,
успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная
самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно
способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний,
определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к
выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и,
следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях
выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в
общественной работе.
Неудача или
успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек
считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.
Можно
выделить следующие уровни развития самооценки:
Первый
уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным.
НА данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими
поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным
непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти
результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут
быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет
тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних
ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на
этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек,
решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а
подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.
Второй
уровень развития самооценки можно назвать качественно –
ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает
прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение (
несовершение0 отдельного поступка отождествляет с наличием (отсутствием)
соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не
осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели
отдельный акт поведения. Так как отдельный поступок не обязательно адекватен
отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и порой противоречащий
другим поступкам характер, самооценка на этом уровне имеет тенденцию к
необъективности и неустойчивости. В связи с тем, что человек отождествляет усвоение
качества с фактором конкретного поступка, он склонен ограничивать программу
самовоспитания отдельными разрозненными актами поведения. Случайные колебания
самооценки способствуют ситуативности самовоспитания.
Третий
уровень можно назвать качественно-консервативным. Для него
характерно разрешение прямолинейных, формальных связей между поступками и
качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного
поступка , выступает в его сознании как самостоятельная объективная
реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение
соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними,
недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и
поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего
мира от непосредственного практического поведения. Главную роль в самооценке
принимает констатация уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности
наряду с недооценкой корректив , вносимых в характеристику внутреннего мира
новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к
консервативности и недостаточной объективности.
Четвертый
уровень можно назвать качественно–динамическим. Он характеризуется
осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв
внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка
имеет тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во
внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень
развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к
самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и
активным процессом.
Уровни
самооценки – это последовательно восходящие, преемственно связанные между
собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более
поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее
существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более
ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде
входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких
уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.
Самооценка – результат сложного и
длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее
формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач,
результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности.
Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение ,
самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:
Самонаболюдение- это наблюдение человека над
своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями.
Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное ( т.е.
самонаболюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он
переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаболюдение не должно
превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить
развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует
анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или
поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая
деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.
Самоанализ предполагает самонаблюдение,
использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной
мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же
в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной
установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие
те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет
место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность
самоанализа.
Разные люди
в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной
эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов
самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных
своих поступков, поведения, достижений и неудач.
В процессе и
на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.
Самоотчет
– это
отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной
деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.
Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.
Можно
выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.
Итоговый
самоотчет – самоотчет за достаточно длительный период времени, когда
на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между
обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно
принял, и объективными результатами деятельности. Самоотчет, которому
предшествует детальное систематическое фиксирование своих поступков,
достигнутых результатов деятельности, глубокий и всесторонний анализ,
характеризующийся установлением причинной зависимости между поступками и
свойствами собственной личности, способствует повышению объективности
результатов самопознания. Основной итогового самоотчета, как правило, служит
самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение
человека в различных ситуациях и обстоятельствах в течение достаточно
длительного периода времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше
обосновать свои суждения и сделать более объективные выводы о себе, качествах
собственной личности.
Текущий
самоотчет – самоотчет человека за короткий промежуток времени – день, несколько
дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания:
человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные
качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа,
свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.
Способность
человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное
значение для развития процесса самовоспитания.
Правильное
использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка
становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и
устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки
– это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Самоконтроль
– это
способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы
деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности.
Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной
деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение
имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости
деятельности по самовоспитанию.
Сравнение
постоянно
используется людьми в их размышлениях о себе, о оценке поступков и
проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды
сравнения: « тотальное, глобальное, или полное ( когда сравниваем себя с кем-то
в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в
отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современнсости, в
данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или
сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д.
лет тому назад)».
Самооценка – результат постоянного
сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других
людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.
Выделение
средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс
самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Выводы:
Центральной
характеристикой любой личности является «Я- концепция».
Самооценка
определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный
параметр умственной деятельности.
Формирование
самооценки происходит на нескольких уровнях.
Основными
средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ,
самоотчет, самоконтроль, сравнение.
Самой
главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень.
Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.
I.2. Факторы формирования
самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал
школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые
обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в
жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание,
приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка
умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком
школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой
позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной
жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то
в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим
учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания
– желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют
замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.
Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями
родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит
ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к
нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие.
Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на
восприятии им самого себя.
В его жизни
вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает
навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает
знания . Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит
отметки не только за знания , но и за старательность, за поведение на уроках и
переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет
его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.
Новая роль
ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него
появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его
обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о
своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за
выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое
положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности
должно быть учтено родителями и педагогами.
В школе
ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований.
Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми –
это путь к формированию у них общественной направленности личности. «Обращенность
к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять
свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его
сверстниками, учится управлять своим поведением.
Изменения
нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных
взглядов, отношений, собственных требований и оценок. Какие же изменения
происходят в самооценке младшего школьника? С появлением новых видов
деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и
некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя.
Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в
отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки
правильны - часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях
ребенка, чем о действительном положении дел. Ребенок – первоклассник может быть
уверен, что он хороший ученик( хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает
учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и
товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они
играют во время перемен. Но и с точки зрения их качеств как учеников ( знающий –
малознающий, активный – пассивный). Так в жизни школьника появляются новые
категории ценимых явлений и соответственно оценок. В начале он это плохо
осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в
высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.
Ознакомление
с новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, с
произведениями искусств, с миром природы не только расширяют у детей круг
представлений о действительности. У них складывается определенное отношение к
ним.
В
формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные
воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки
школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И.
Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к
педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к
педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий
характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания
школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности,
определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка
более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».
Усваивая в
процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает
под воздействием оценочных суждений других ( учителей, сверстников0 относиться
определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так
и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью
различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая
определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном
процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных
компонентов самооценки.
В самооценке
отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая
собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных
качеств.
Дети
по-разному относятся к допускаемыми ими ошибками. Одни, выполнив задание,
тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу
задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук.
На замечание учителя : « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют
неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим
найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и
безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут
же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.
Отношение к
допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и в
поведении – важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее
естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с
правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку:
Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно
молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они
сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно
ничего не увидят.
Как уже
говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже
достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды.
Самооценка
ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как
он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно
расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики
с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Ребенок не
рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности
личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная
роль принадлежит семье и школе.
Дети с
высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как
в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсем
по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность –
неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только
неуспеха.
Человек,
который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает,
испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше
всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает
отрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует угнетающе и
парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не
замечается.
В ходе
учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность,
требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают
свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными
обстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассники относятся к себе
уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие
поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенно
возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников
почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности
учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения
более самостоятельно, делая как мы уже говорили, предметом критической оценки и
оценочную деятельность самого учителя ( всегда ли он прав, объективен ли).
На
протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки
для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с
мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет.
Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с
потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.
Следовательно,
роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на
познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу,
одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно
так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами
ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних. Слабых, старательных
или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или
недисциплинированных.
Основная
тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенком
тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их
и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно
устойчивых качеств личности.
Развитие
самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первом
дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и
поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и
моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки
начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни
человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного
развития (24,с.120).
Но
формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не
только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими , их
таких источников информации, как радио и телевидение.
Часть оценок
переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности.
Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии
оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность –
сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к
другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.
Большинство
детей могу и в конце первого года обучения предразобраться в качествах
человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный,
ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества,
в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить
самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей.
В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а
применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается
субъективность и неточность.
Постоянно
сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший
школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и
учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на
оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровень притязаний носит
устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается , при чем
характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем
занимается ребенок и на сколько это для него значимо.
Нередко у
школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей . Может
появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник
ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка
вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор
коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме
того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами
в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная
переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней
неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному
поведению.
Внутренний
конфликт может вызвать расхождение между:
a)
Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
b)
Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.
В
формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие
проблемы:
Проблема
роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. К
доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход – страдание. Ребенок мыслит
образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других
таким , каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательными
чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями,
весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным
воображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание.
Проблема
внешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит свою
внешность, ненавидит свои способности, - вообще, тяготится самим собой. Такого
рода рефлексирующий негативизм – явление довольно частое. И этот негативизм
рождается на грани позитивного качества – неудовлетворенности собой.
С развитием
личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более
правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и
возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях,
опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. При чем
самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более
широкий круг качеств.
Выводы
Основными
факторами влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного
возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к
учебной деятельности.
Учебная
деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на
формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов
должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать
индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Выводы по
I главе
Изучая
научную литературу мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью
«Я- концепции». Самооценка –это знание человеком самого себя и
отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности
является «Я- концепция».Самооценка определяется как сложное динамическое
личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.
Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами
и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет,
самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего
школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма
для данного периода развития личности. Основными факторами влияющими на
формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная
деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на
формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов
должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать
индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Глава II. Опытно-практическая работа по
изучению особенности самооценкт в младшем школьном возрасте
II.1. Диагностика самооценки младших
школьников
Наше исследование проводилось в школе
№967 Северо-Восточного Административного Округа во 2 «Б» классе. Возраст детей
7-9 лет. В классе 21 учащийся.
Цель :
изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект
исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет
исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы:
1.
подобрать
диагностические методики
2.
провести
диагностику
3.
обработать
полученные результаты
4.
оформить
протоколы исследования
5.
разработать
рекомендации для родителей и учителей
Методика Дембо- Рубинштейн
Материал: калькулятор, карточки с
набором слов, характеризующих отдельные качества личности.
Ход опыта: Экспериментальная часть
опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал
испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого,
характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня
качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд
представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым
важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их
значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество,
которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так
же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по
мере убывания степени их развития у себя.
Обработка результатов:
После заполнения двух рядов
подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о
количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.
При этом надо иметь в виду, что
значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до
0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн (26,с.67)
Данная методика основана на
непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как
здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать
своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на
вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих
качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы
удовлетворял их.
Инструкция: Любой человек оценивает
свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого
качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией,
нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя –
наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:
a)
Ум,
способности
b)
Характер
c)
Авторитет
у сверстников
d)
Умение
многое делать своими руками
e)
Внешность
f)
Уверенность
в себе
Под каждой линией написано, что она
означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у
себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого
крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были
бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка
проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы
100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную
характеристику.
1.
По каждой
из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней
точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от
нижней шкалы до знака «-».
2.
Определяется
средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести
шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень
притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень
самооценки до 45 45-59 60-100
Следующая
методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В.
Захарова
(23,с. 78)
Материал: рисунки
для выполнения субтестов.
Экспериментатор
предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего
субтеста.
Ход
опыта:
1)
Экспериментальная
часть.
Субтест
№1. Представь,
что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест
№2. Большой
круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель.
Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра),
учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др – друзья
У- учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои
родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где
находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься
в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
2)
Обработка
результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является
указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно
воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает
себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги
далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить
отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и
допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных
внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную
заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир
людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если
ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя
отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени
эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в
самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет
выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей
уникальности (правый круг).
II.2. Анализ результатов исследований
самооценки детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических
особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска
использовались следующие методики:
1.
Методика,
направленная на выявление количественного уровня самооценки.
2.
Исследование
самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.
Методика,
направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В.
Захарова).
Анализы результатов представлены в
таблицах
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых
уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся
отмечали соответствующими значками :
При каком уровне развития этих
качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за
себя(х);
Как они оценивают развитие у себя
этого качества , стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойной
обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.
При обработке учитывались показатели
уровня самооценки.
Полученные результаты представлены в
следующей таблице:
ТАБЛИЦА№1
Методика
Дембо - Рубинштейна
Ф.И.
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
Общ. показ.
|
Кол. показ.
|
Уров. самооц.
|
Стас К.
|
85
|
72
|
99
|
100
|
100
|
100
|
556
|
92
|
Выс.
|
Вероника А.
|
76
|
94
|
85
|
98
|
100
|
96
|
549
|
92
|
Выс.
|
Женя П.
|
73
|
78
|
72
|
80
|
77
|
77
|
457
|
76
|
Выс.
|
Артем Ч.
|
58
|
59
|
68
|
77
|
86
|
92
|
440
|
73
|
Выс.
|
Юнус С.
|
95
|
75
|
99
|
98
|
87
|
99
|
553
|
92
|
Выс.
|
Настя К.
|
58
|
48
|
89
|
19
|
92
|
15
|
321
|
54
|
Ср.
|
Паша Д.
|
78
|
78
|
98
|
88
|
83
|
100
|
525
|
88
|
Выс.
|
Саша Р.
|
76
|
66
|
79
|
80
|
72
|
79
|
452
|
Выс.
|
Керим С.
|
75
|
83
|
78
|
98
|
96
|
82
|
512
|
85
|
Выс.
|
Влад М.
|
88
|
90
|
89
|
91
|
93
|
93
|
544
|
91
|
Выс.
|
Аня М.
|
97
|
98
|
96
|
93
|
100
|
96
|
580
|
97
|
Выс.
|
Марат Б.
|
90
|
67
|
94
|
84
|
99
|
99
|
533
|
87
|
Выс.
|
Олег К.
|
48
|
44
|
39
|
57
|
69
|
70
|
327
|
55
|
Ср.
|
Максим К.
|
93
|
98
|
84
|
98
|
86
|
96
|
555
|
93
|
Выс.
|
Юра Н.
|
50
|
50
|
98
|
95
|
85
|
100
|
478
|
80
|
Выс.
|
Вика К.
|
53
|
57
|
79
|
90
|
85
|
78
|
442
|
74
|
Выс.
|
Коля К.
|
92
|
44
|
100
|
59
|
40
|
92
|
427
|
71
|
Выс.
|
Лейсан К.
|
90
|
71
|
93
|
100
|
100
|
98
|
552
|
92
|
Выс.
|
По итогам данной методики можно
сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2
человек – средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.
Следующая методика направлена на
определение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которые
содержат 5 заданий ( 5 субтестов).
На выполнение детям давалось 25
минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные результаты представлены в
следующей таблице:
ТАБЛИЦА№2
Выявление
эмоционального уровня самооценки
Ф.И.
|
Уровень самооценки
|
Отношение с близкими людьми
|
Социальная
заинтересованность
|
Индивидуализация
|
Стас К.
|
Средняя
|
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает
давление бабушку, друзей и учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Вероника А.
|
Высокая
|
Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление
на бабушку, брата и сестру.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Женя П.
|
Низкая
|
Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки;
оказывает давление на брата, друзей и учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Артем Ч.
|
Средняя
|
Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Юнус С.
|
Низкая
|
Допускает давление бабуш., матери, отца,брата.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Настя К.
|
Низкая
|
Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Паша Д.
|
Средняя
|
Допускает давление матери и отца;Оказывает давление
на баб.,дед., друзей,учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Саша Р.
|
Низкая
|
Допускает давление брата,баб., матери., сестры.,
друзей; оказывает давление на учителя, отца.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Керим С.
|
Средняя
|
Допускает давление брата, матери, отца, баб.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Влад М.
|
Низкая
|
Допускает давление брата, матери, отца, друзей.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Аня М.
|
Низкая
|
Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца;
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Марат Б.
|
Средняя
|
Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на
мать.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Олег К.
|
Низкая
|
Допускает давление баб., матери, отца, друзей,
учителя.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Максим К.
|
Высокая
|
Допускает давление матери и отца
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Юра Н.
|
средняя
|
Допускает давление отца, матери, брата, баб.,
учителя. Оказывает влияние на друзей и дед.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Вика К.
|
средняя
|
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери,
отца; Оказывает давление на друзей
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Коля К.
|
средняя
|
Допускает давление учителя, баб.,матери., отца,
друзей
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Лейсан К.
|
средняя
|
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя;
Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Анализируя полученные результаты,
можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у
9-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень
самооценки лишь у 12%, средний – 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно
сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а
вот 39% считают себя уникальными.
В учебной деятельности
учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки
и группу детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем самооценки
:
1.
Вероника А.
2.
Максим К.
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
1.
Женя П.
2.
Настя К.
3.
Юнус С.
4.
Саша Р.
5.
Влад М.
6.
Аня М.
7.
Олег К.
Были разработаны рекомендации учителю
по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При организации внеклассных
мероприятий включать учащихся в групповую работу;
Учить слушать других;
Воспитывать чувство сопереживания;
Оценивая работы, показывать как
положительные, так и отрицательные моменты;
Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с
детьми с низким уровнем самооценки:
Не предъявлять к ребенку завышенных
требований;
Не использовать слова, унижающий
достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
Вовлекать учащихся в коллективную
работу;
При организации внеклассных
мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
Предлагать в учебной деятельности
задания творческого характера.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую
литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности
является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я-
концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой
себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами , влияющими на
формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В опытно- практической работе
проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №967 с
использованием следующих методик:
1.Методика, направленная на выявление
количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на
определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 18
учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и
у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки является
возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так как учебная деятельность является
важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать
индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Список
литературы
1.
Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем
деятельности, поиска и принятия решения. Новосибирск: АН СССР,1991.
2.
Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
3.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки,
журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
4.
Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6.
Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986.
7.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.
8.
Коломинский Я. Человек среди людей. 2-ое изд. М., 1973.
9.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
10.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
11.
Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
12.
Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
13.
Мерлин В.С. очерк психологии личности. Пермь, 1959.
14.
Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
15.
Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. -
М., 1988.- 288с.
16.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат.
Группа «Прогресс», 1994.
17.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.
18.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
19.
Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986.
20.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
21.
Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3,
2002.
22.
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
23.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
24.
Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М.,
1960.
25.
Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.
26.
Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной
психологии. М. – Воронеж, 1998.
27.
Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.
28.
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
29.
Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод
регуляции поведения, №3, 1997.
30.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние
зарубежной психологии. М., 1974.