Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Контрольная работа по возрастной
психологии
''Роль игровой деятельности в
психическом развитии дошкольника''
Выполнила:
Студентка 3/3 курса(2 потока)
группа №2
Петрушина Е.А.
Москва 2005
ПЛАН
1.Как появляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое
значение игры ……………………………….4
3.Психологические
вопросы дошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущая
деятельность у дошкольника……………..7
5.Главный воспитатель дошкольника – игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13
1.Как появляется игра?
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый
взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок
здоров, он, естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы
редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра – один из сложных
теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной
организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах
воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то
игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу
детской игры – это значит понять природу самого человека.
«Игра возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных
отношений». (Д.Б.Эльконин)
Как же возникла детская игра? Ответить на
этот вопрос непросто. Оказалось, что необходимо понять, что же такое
человеческое детство? Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в
жизни человека?
В обществах, стоящих на низших уровнях
развития производства и культуры, ребенок рано включался в производительный
труд взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не
выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли
воспитание детей. Основная задача воспитания – сделать детей участниками
производительного общественного труда. А основное средство воспитания –
непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то
детства не было, не было и игры.
Итак, детство существовало не всегда. О
возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность
непосредственного включения детей в производительный труд взрослых.
Чем выше развитие общества, тем сложнее
становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.
Вместе с постепенным усложнением форм
производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети
перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных
трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на
уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают
утрачивать свою результативную производительную функцию. Игровые действия
приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают
игры-соревнования, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства,
усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений
приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд
осложняется, возникает производство специальных предметов для детей. Причем
теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и
навыков, а для развития некоторых общих зрительно-двигательных и других
координаций. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра.
Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных
инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка
в обществе.
2.Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский
писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы
действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и
интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее
еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в
игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями».
Игровая
деятельность – одно из самых
удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра
неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и
представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Мало
того, игра присуща не только человеку – играет и животный детеныш.
Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для
чего-то нужна, имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не
могла бы существовать, получить такое широкое распространение. В науке было
предложено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. Одна из них
сводила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не
находит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория видит
в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходимость.
Американский
философ Герберт Спенсер считал, что игра является способом изживания
накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше девать, потому что от
деятельности по удовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми.
Другая теория,
которая усматривает биологическую полезность игры в том, что она – как бы
естественная школа воспитания.
Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие,
которое организм получает от своего функционирования. Гросс утверждал,
что игра – это форма подготовки к будущей деятельности. Дьюи доказывал,
что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных
на основе инстинктов, подражания и научения.
Австрийский
психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра – это способ символического
удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.
Советский психолог Л.С.Выготский
считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями
и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития
его сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры – просто инстинкт
подражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности.
Ребенок всегда
играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно
соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы,
которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем,
убеганием и т.д., связан с выработкой умения перемещать себя в среде и
ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные
и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.
Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок
активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же
отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему
в будущей деятельности.
Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но
каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют
всякий раз новых и новых решений.
При этом надо иметь в виду, что такая игра является
величайшей школой социального опыта.
В игре усилие ребенка всегда ограничивается и
регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит,
как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением
других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,
вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей
совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт
ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое
орудие воспитания социальных навыков и умений.
Последняя особенность игры – подчиняя все поведение
известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному
поведению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление
возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного
столкновения элементов среды.
Итак, игра есть разумная и целесообразная,
планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система
поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка,
присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
3.Психологические вопросы дошкольной игры
Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений
важное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего
хода развития детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов,
подтверждающих это положение.
Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был
проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о
значении игры для развития психических процессов.
З.М.Истомина подвергла специальному
исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте.
Ее исследования показало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для
того, чтобы задача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком
младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно,
возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.
З.В.Мануйленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно
показала, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше,
чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович,
посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее
отношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста.
Второй ряд фактов относится к сравнительному
исследованию игры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального
развития.
Оба ряда фактов с
убедительностью показывают, что игра имеет значение не только для тех
психических процессов, которые в нее непосредственно включены, как например,
воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут не
принимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.
В процессе игры не только развиваются отдельные
психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
Раскрытие психологической природы дошкольной детской
игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой
психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого
является развитие отдельных психических процессов – мышления, воображения,
восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны
и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более
существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и
сознания ребенка.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно
отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью
ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в
том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с
предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов
значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и
определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
Основной парадокс игры заключается в том, что,
будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она
является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий
и своего я.
Решая вопрос о так называемой ''свободе'' игры и
попытке выяснить: не содержит ли игра известных внутренних ограничений,
подчиняясь которым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам
поведения, все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе
исследователи отнесли подражательно-процессуальные игры, в которых действия
детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образу; ко второй
группе - драматические игры по определенному сюжету; к третий – игры с
несложными правилами по сюжету; наконец, к четвертой – игры с правилами без
сюжета и элементарные спортивные игры.
Тип игры
|
3-4 года
|
5-6 лет
|
7 лет
|
Подраж. - процесс.
|
20%
|
2%
|
-
|
Драматические
|
53%
|
11%
|
3%
|
По сюжету
|
20%
|
39%
|
29%
|
Без сюжета
|
7%
|
48%
|
68%
|
Эта таблица показывает, что игра в дошкольном
возрасте развивается от игр подражательно-процессуальных через драматические
игры со скрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этот
психолого-педагогический принцип, по-видимому, и лежит в основе распределения
игр по возрастам в дошкольном периоде развития ребенка.
Еще один существенный вопрос. Это вопрос о природе
детских желаний в игре. Почему ребенок играет в летчика, офицера, часового,
доктора? Обычно на этот вопрос мы отвечаем – у ребенка есть желание быть таким,
как этот человек, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна,
и он вынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом, игра является
как бы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения с
детьми, из реальной жизни его в кругу определенных общественных отношений.
Поэтому в практике организации и
стимулирования детских игр большое значение принадлежит ознакомлению детей с
общественными условиями, с ролью различных профессий в жизни общества. Насыщая
роль содержанием, мы делаем ее более привлекательной, мы формируем желание
ребенка. Эта возможность формировать детские желания, управлять ими делает игру
мощным воспитательным средством путем внесения в нее тех сюжетов, которые
обладают наибольшим воспитательным значением.
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего
детства. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает
многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают
новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила
человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное
нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Дошкольное детство
- большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно
расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание
включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему
еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как
ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном
возрасте. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей
и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет
соответствующий образ – мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образный
план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но
хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и
становится для ребенка его действительной жизнью.
В конце раннего детства, игра с сюжетом
''вырастает'' из предметно-манипуляционнной деятельности. Первоначально ребенок
был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями,
вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он
действует сам и действует как взрослый.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета
на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не
только объективно, но и субъективно.
Около трех лет ребенок становится гораздо более
самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает
распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по
содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со
взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые
ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки,
в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы
легко использовать в качестве заместителей других.
На границе раннего и дошкольного детства впервые
возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько
позже появляется образно-ролевая
игра. В
ней ребенок воображает себя кем угодно чем угодно и соответственно действует.
Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное
переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых
действиях воспроизводит то образ, который вызвал у него сильный эмоциональный
отклик.
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине
дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что
возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных –
все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре
дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с
другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей
ролью.
В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы,
другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в
младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно
повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.
Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре.
Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным
образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых
областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты –
производственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры на
старые сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме того, игра на один и тот же
сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года
ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться
на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут.
Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а
некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых,
которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют
предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они
поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для
чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с
другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для
средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия
производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для
старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем
правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
В развитии игры выделяются две
основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики
реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На
второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и
содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл
деятельности взрослого человека. Как уже говорилось игра – ведущая деятельность
в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение
устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники
еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между
детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно
коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и
физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка:
ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с
другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы
его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на
присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя
роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов,
связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным
благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них
деятельность.
Игра
способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного
поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение
правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах
деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому
следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные
требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые
мотивы деятельности и связанные с ними цели.
В развитой ролевой
игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно
широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое
воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти,
в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он
приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек
зрения.
В дошкольном
возрасте основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая
игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка:
знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая
игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной
сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала:
учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим
родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит
детей и играет с ними, а дети учатся играя.
5.Главный
воспитатель дошкольника – игра
Как хочется малышу
принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не
по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть? Зачем долго,
мучительно долго ждать, пока вырастешь, если уже сейчас можно «сесть» за
штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо,
игрушек – хоть отбавляй! От пластикового молоточка до ракеты, от куклы до
игрушечного театра. Корабли, машины, самолеты, простые и заводные, механические
и электрические - да ведь это целый мир! Мир созданных человеком орудий и
предметов, пусть уменьшенных и упрощенных, но зато таких доступных. Бери и
пользуйся! Плыви по океанам!
И дошкольник
начинает играть. Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры
возникают у ребенка на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в психическом развитии
ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки. Наряду с
речевыми символами в сознании малыша появляются символы предметные, возникает
воображение как особая сфера психического. В действительности малыш не просто
играет: он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому, стремится
получить одобрение и оценку.
Игра 3 – 5-летних
сложнее. Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает
ребенка: ему хочется принять участие в настоящей жизни. Появляются роли, игра
становится коллективной.
Для детей 3 – 4х
лет основным становится воспроизведение отношений между людьми. Мир
открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто
крутит руль, но вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не
просто делает укол больному, но и общается с ним определенным образом. И именно
эти отношения и особенности общения между взрослыми и становятся центральным
моментом в играх дошкольника.
Разнообразны сюжеты
детских игр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и
приключения.
Чем старше
дошкольник, тем сложнее и романтичнее сюжеты игры, тем дальше они от хорошо
знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали ему в книжке, что он увидел
в кино, по телевизору, в цирке, - все знакомый хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести,
принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетном
калейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста, таксиста и
охотника, космонавта и средневекового рыцаря.
И вот что
интересно: хотя игра – модель реальной жизни, хотя она отражает реальность
взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений. В
игре бурно развивается воображение, ребенок мыслит и творит, планируя общую
линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения. Малыша не очень заботит то,
что вместо ракеты у него – пара стульев, а вместо шлема – картонный цилиндр.
Игровые предметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно
маленькому фантазеру, и охотно «подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет все,
даже неживые, предметы. Ребенок играет не только роли людей, животных;
скрипящая дверь, паровоз, ветер – все достойно перевоплощения, во все малыш
может вдохнуть душу, психику, жизнь. Игровые законы вовсе не препятствие тому,
чтобы неодушевленный предмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим
голосом. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает,
преображает, творит.
В дошкольном
возрасте начинается дифференциация в предпочитании игр, игрушек и связанная с
этим отработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические
особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше
приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые
условия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные,
создают больше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления
детей разного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к
деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы
мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно
реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных,
смелых и инициативных сверстников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом,
веселых и уступчивых.
Дошкольный возраст
справедливо называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы, и, это ни
удивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре.
Родителям надо
запомнить, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки,
если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у
такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра – это
особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое
серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи
называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно
играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и
припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается
фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый
взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку
предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию
непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному,
произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие
психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его
дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской
игре. Не случайно педагоги давно отметили, что,
каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра
способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на
конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.
Игра – это серьезно
для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность,
иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда
милая забава, часто – это труд, преодоление себя. Игра – это целый мир… И
руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно
здесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение
наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно же
умение любить.
Родители сами могут
прийти к выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к
игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой
деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.
6.Заключение
В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о
том, что игра – это форма деятельности в
условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных
действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем
виде общественной практики воспроизводят нормы человеческой жизни и
деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и
социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных
жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем
вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра
дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом
деятельности у детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность – такая форма поведения
ребенка, в связи с развитием которой развивается психические качества,
подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих
типов деятельности возникают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в
игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному
и целенаправленному обучению.
Ведущая
деятельность формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только
в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольное
запоминание и многие другие психические качества.
Ведущая
деятельность также определяет важнейшие перестройки и формирование новых
качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра,
как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой
развитие.
Это позволяет сделать вывод – игровая
деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в психическом
развитии дошкольника.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б.
/ Сост. и
коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992. – 272с.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под
ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое
развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
4.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.:
Харвест; М.: 2000. – 896с.
5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная
психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для
студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004. – 464с.
6.Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагогика, 1988. – 256с.
7.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для
воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение,
1981. – 192с.