Название подструктуры
|
Подструктуры
подструктур
|
Соотношение
социального и биологи-ческого
|
Уровень анализа
|
Виды формирова-
ния
|
Направление
личности
Опыт
Особенности
психических процессов
Биопсихичес-кие
свойства
|
Убеждения,
мировоззре- ние, идеалы, стремления, интересы, желания
Привычки, умения,
навы- ки, знания
Воля, чувства, восприятие,
мышление, ощущения, эмоции, память
Темперамент,
половые, возрастные свойства
|
Биологичес- кого
почти нет
Значительно
больше социального
Чаще больше
социального
Социального почти
нет
|
Социально-психоло-гический
Психолого-
педагоги- ческий
Индивиду- ально-
психологи- ческий
Психофи-зиологиче-ский
Нейропси-
хологичес-кий
|
Воспитание
Обучение
Упражнения
Тренировка
|
2. Свойства
и индивидуально-типологические особенности личности
2.1.
Темперамент
Поведение зависит
не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации
личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида,
а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях,
общении.
Рассмотрим
характеристики четырех типов темперамента.
Холерик.
Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие
этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен,
прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна
цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот
истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное
настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий
неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник.
Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает
быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен,
благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он
продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В
противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.
Флегматик. Он
солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он
ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками
флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для
раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и
т.п.
Меланхолик.
Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью
даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе,
тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
От темперамента
зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность
и тревожность.
2.2. Характер
Характер – это
своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях
социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к
самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и
практической деятельности.
Большинство
исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две
стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют
органическое единство.
Содержание
характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки.
Содержание
характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений,
которые говорят об избирательной активности человека.
В разных же
формах характера выражаются различные способы проявления отношений,
темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания
и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены
индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные.
В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю,
убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
2.3. Способности
Когда говорят о способностях
человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности.
Эти возможности приводят как к
значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям
труда.
В науке четко разделяют понятия
«задатки» и «способности».
Задатки – это врожденные
анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и
движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную
основу развития его способностей.
Люди от природы наделены различными
задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя
задатки исчезают.
Способности – это формирующиеся в
деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность
деятельности.
Имеется такая структуризация
способностей, как выделение общих и специальных.
Общие способности
– это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах
человеческой деятельности.
К ним можно
отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его
обучаемость, внимательность.
Память,
воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные – это способности к
определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические,
математические.
2.4. Чувства и
эмоции
Переживание
человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к
самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции
– взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями
считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное
с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на
предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями.
Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является
непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние
особенности.
Чувство – это
наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к
тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство
характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами
жизни их субъекта.
Чувства обычно
классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств:
моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или
нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека в
поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с
выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые
определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным,
справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные
чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с
познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим
мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам
интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство,
любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение,
чувство нового.
Эстетические
чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений
окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их
отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота
и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства,
в отношениях между людьми.
2.5. Воля
Воля это
сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих
преодоления внутренних и внешних трудностей.
Воля – одно из
человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое
вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же
велик. Как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр
применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной
локализацией контроля. Локализация контроля – это склонность человека
приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним
силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия,
объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать
над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю.
Экстреналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя
всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и
волевой тренировки.
Человек, желающий
владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и
качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих
возможностей.
3.
Образование
3.1 Система
формального образования как объект социологического изучения
В процессе
нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль
играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих
поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть
переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого
уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без
овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека
к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.
Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование
- обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных
ценностей.
Более подробно
образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему,
"функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов
общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего
научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами
поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим
строем общества, уровнем его материально-технического развития
В социологии
принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин
"формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в
обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы,
вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения.
Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система
образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы
"задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и
действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности
(гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям
исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть
функционирование системы формального образования определяется господствующими
в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками,
которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области
образования.
В социологии
объектом изучения выступает прежде всего система формального образования,
отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным
учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина
"неформальное образование", то под ним понимается
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно
осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями,
сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям,
усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное
образование также является важной составной частью социализации индивида,
помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но
по отношению к системе формального образования в современном обществе оно
играет вспомогательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образования,
мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.
3.2. Эволюция
системы образования
Для того, чтобы
лучше понять роль и место социального института образования в современном
индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко
рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных,
первобытных обществах образование являлось составной частью
социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни
школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций
участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не
существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей
взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и
развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам
племени[1]. Характерно, что
приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам
начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми
участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда,
участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались
мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался особой
церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение
которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои
способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях, танцах,
обрядах и культовых действиях.
В
доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства
начинается обособление института образования. Специальную подготовку и
обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей.
Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в
Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей
благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию,
основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий
осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок
отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в
качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками,
искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения - крестьянство -
обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного
процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху
средневековья начинает складываться более организованная система образования,
когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений
по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже,
Оксфорде и других городах. Несколько позже культурно-образовательные функции
университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,
предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,
математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в
доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному
числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная
революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа:
образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для
широких слоев населения.
Такая радикальная
трансформация института образования была вызвана потребностями экономики,
научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В
XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы,
растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее
образование становится необходимым условием получения профессии в основных
отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на
период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение
ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии
промышленности, науки и техники.
Быстро растет
сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, университетов,
осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР
насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и
ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием.
Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы высшего образования в
США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн.
учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное
специальное образование.
Не только
массовость и общедоступность характеризуют современную систему образования.
Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в
доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным образом,
на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний предшествующих
поколений, то в современном обществе институт образования становится важнейшим
фактором культурного и социального изменения. Вторую половину XX в. не
случайно называют эпохой культурной и образовательной революции по той причине,
что система образования становится ключевым фактором общественного прогресса.
Во всех
промышленно развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными
реформами в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее
эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса.
Наиболее
существенными особенностями современной системы образования являются следующие
моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное,
среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать
и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится
учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров). Также
громадное воздействие образования оказывает на человеческую личность. Оно
является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и
интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной
степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное
положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь
определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.
Подобно другим
социальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную
стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с
удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей
общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным
ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе[2].
Функцию
социализации выполняет в обществе также и институт семьи, но современная семья
не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как
большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и
длительного обучения. Именно эту двойственную задачу и призван решать институт
образования, организация которого характеризуется непрерывностью и
многоступенчатостью, что позволяет осуществлять поэтапную социализацию и
обучение молодежи. Вместе с тем круг задач, выполняемых институтом образования
в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения
общества - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным
позициям в социальной структуре общества, что является одним из
важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача
решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями -
училищами, техникумами, институтами, университетами и др.
3.3 Функции
института образования в обществе
Рассмотрим более
подробно функции, выполняемые в обществе
институтом
образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на
разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее
важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и
распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них.
Она заключается в том, что посредством института образования происходит
передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом
широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные
ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным
профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование
являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также
не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои
национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее
неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у
молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов,
господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни
общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение
языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит
предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы
ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя,
становятся сознательными гражданами страны.
Содержание
осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей
в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов,
морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное
воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном
индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под
контролем которого находится система формального образования, поэтому
религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо
в специальных негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная
селекция - одна из важнейших функций института формального образования.
Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает
возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный
подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и
студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в
нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески
одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для
максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.
В современном
обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг
государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и
технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока
талантливой молодежи.
Процесс селекции,
отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой
как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как
раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по
способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами,
возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего
образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические
училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников
поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в
народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С
точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого
институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом
(когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре
общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной
структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего.
Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он
запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие
социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает
для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице
должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным
образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим
каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить
престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция
социального и культурного изменения является прерогативой современного
института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными
способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и
открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя
научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в
обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу
тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для
западных стран интеграция науки, высшего образования и производства,
результатом которой является ускорение научно-технического прогресса.
Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими
центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования,
экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных
фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует
совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и
открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества
специалистов.
Модель социальной
организации (структуры) образования может быть представлена как состоящая из
трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы
образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель,
значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют
различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние
специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями
управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и
учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить
соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы
поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых
регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.
Итак, высшую
позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных
рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы,
директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости
указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют
административные работники в системе образования. Их главная задача заключается
в том, чтобы принимать ответственные решения и формировать стратегию
образовательного процесса: определять перечень основных дисциплин и
последовательность их изучения, обеспечить материально-техническую базу
образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность за формирование
преподавательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности
преподавателей и сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители
высшего управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над
системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы,
директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса
образования, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к
данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль за
работой преподавателей и поведением учащихся.
Эти нормативные
требования к социальной роли учителя являются самыми общими, они не раскрывают
многих особенностей учительской профессии, и в первую очередь деятельности тех
педагогов, которые добиваются выдающихся результатов в работе с учащимися, в
том числе с так называемыми трудными подростками.
Другая
особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с
традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать
знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что
выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося,
но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка
имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором
учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является,
таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники,
"хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет
своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в
нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью
проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим
падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г.
Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной
анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии
учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих
учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности
своей профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к
своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда,
настроенность на созидательный труд также значительно изменились в
отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают
время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой
повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо
кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной
армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в
экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной
программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно
высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное -
создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые
будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит
в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха
в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место. Самое печальное,
что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются знания,
ценность образования стоит на предпоследнем месте, у родителей оно на третьем
месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, около половины учащихся старших
классов и студентов вузов слабо настроены на получение знаний. Падение
ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг
учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и
социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос, заданный
учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в
нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% -
"средним" и почти одна треть респондентов "низким" и
"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки
снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в
обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей
также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только
35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% —
"средним", а 51% - "низким "и "очень низким".
Теперь поговорим
о другой ключевой роли в структуре образовательного процесса -
"ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие требования к
его поведению предъявляет нормативно-ценностная система образования? Они
достаточно очевидны: изучать различные предметы согласно программе курса
(класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками самостоятельного
изучения и использования изученных фактов, добросовестно посещать учебные
занятия, уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и
т.п. Непременное условие продвижения ученика по многоступенчатой лестнице
образования - успешная сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому
учащемуся действует система санкций - неудовлетворительная оценка текущих
занятий, замечания и записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до
исключения из школы. В вузе система санкций более формализована: отлынивающий
от занятий студент может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной
сдачи сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий
курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно, и
определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение добросовестной
учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь
это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при
поступлении в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная
стипендии в вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру
и т.д.
Решающее место в
системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс,
занимают взаимоотношения между учителем и учеником. Надо отметить, во-первых,
присущее этим отношениям неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса
ученика, первый занимает господствующее положение, второй - положение
подчиненного. Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует
учебный процесс и управляет им, является источником знаний для учеников,
моральным авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной
группе) порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль
взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального образования
вплоть до последнего времени. Содержательной основой авторитарного стиля
преподавания в педагогике является традиционное понимание целей образования как
процесса передачи знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в
определенной области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в
том, чтобы передать ученику определенный объем знаний и научить ими
пользоваться. Роль ученика сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той
информации, которую давал ему педагог. Однако в современную эпоху
традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным,
утрачивает свою былую популярность. Объясняется это тем фактором, что
современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большой сложности
хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного
воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную
среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель, инженер,
экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладать большими
познаниями в соответствующей области, но и быть творческой, инициативной
личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать
множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с
ее социальными и культурными последствиями.
Новый,
демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется
следующими особенностями:
1) формальный
процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые
совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность
передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в
овладении разнообразной информацией;
3) формой общения
учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что,
естественно предполагает большую самостоятельную работу ученика;
4) инициатором и
ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
5) характер
отношении между участниками - попеременное доминирование или равенство учителя
и ученика;
6) в роли
обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а любой
носитель ценной информации .
Очевидно, что
такого рода нетрадиционная, демократическая модель образовательного процесса
может успешно применяться в процессе обучения взрослых людей, имеющих
сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми
предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты,
специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации и др. Что касается
начальной и средней школы, то в их деятельности удачно сочетаются элементы
демократического и авторитарного стилей управления учебным процессом. Без
демократического стиля, предполагающего уважительное отношение к ученику,
сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно
пробудить у школьников интерес к учебе, привить им необходимые моральные
качества.
Отмеченные выше
трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей, безусловно, в значительной
мере снижают эффективность образовательного процесса. Переход к новым,
демократическим взаимоотношениям между ними является важнейшим звеном процесса
перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью
лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной
экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только
тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской
профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на
получение образования.
Заключение
В современном
индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не является в полной
мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже приписывают институту
образования консервативные функции, поскольку он воспроизводит существующее в
обществе социальное неравенство, а высшую школу называют элитарной. Подобные
факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно помнить, что всеобщее равенство
является утопией, и каждое общество имеет свой средний образовательный
стандарт, соответствующий его объективным потребностям. В ряде высоко развитых
индустриальных держав мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже
выходит за рамки обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных
стран (Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без
вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным свидетельством
демократизации системы высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают
практиковаться и в нашей стране.
В современном
обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в
иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале
социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования.
Таким образом образование является одним из важнейших символов социальной
позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов
образованности населения, совершенствование системы образования оказывают
сильнейшее воздействие на социальную мобильность, делают ее более открытой и
динамичной.
Список литературы
1. Общая психология: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение,
1981.
2. Психология и педагогика: Учеб.
пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
3. Психология и педагогика: Учеб.
пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Изд-во «Центр», 1997.
[1] Заславская
Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111
[2] Кузьминов
Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр.
Экономики, 1992, 3. С. 51