Явления - как они есть
МИНОБРНАУКИРОССИИ
ФГБОУВО«Пензенскийгосударственныйтехнологическийуниверситет»
Факультетбиотехнологий
Кафедра«Пищевыепроизводства»
КУРСОВАЯРАБОТА
Дисциплина«Товароведениепродовольственныхтоваров»
Тема:Ассортиментитовароведнаяоценкасока
Выполнил:Сорокина
Екатерина Алексеевна
Группа15ТП1бп
Проверил:ст.преподаватель
Кафедры«Пищевыепроизводства»
СарафанкинаЕ.А.
Работазащищенасоценкой«»
пенза
2017
МИНОБРНАУКИРОССИИ
ФГБОУВО«Пензенскийгосударственныйтехнологическийуниверситет»
Факультетбиотехнологий
Кафедра«Пищевыепроизводства»
ЗАДАНИЕ
накурсовуюработуподисциплине
«Товароведениепродовольственныхтоваров»
ФИО
студента СорокинаЕкатеринаАлексеевна
Группа15ТП1бп
Направлениеподготовки:
19.03.04«Технологияпродукциииорганизацияобщественногопитания»
Темакурсовойработы:Ассортиментитовароведнаяоценкасока
Датавыдачизадания:«»2017г.
Подписьстудента
Подписьпреподавателя
Содержание
Введение. 4
1.Теоритическаячасть. 5
1.1.Состояниеиосновныетенденцииразвитиярынкатовара. 5
1.2.Классификацияихарактеристикаассортиментатовара. 9
1.3.Технологияпроизводства.Факторы,формирующиекачествотовара. 11
1.4.МетодыоценкикачествавРФ.Оценкакачестваидефектытовара.Идентификацияифальсификациятовара. 13
1.5Упаковка,маркировка,условияхраненияисрокихранения,правилатранспортированияиреализации. 17
2.Практическаячасть. 21
2.1.Цель,задачииобъектыисследования. 21
2.2.Методыиметодикапроведенияисследований. 21
2.3.Результатыисследований. 21
2.3.1Анализассортиментатовара. 21
2.3.2.Анализупаковкиимаркировки. 24
2.3.3.Органолептическаяоценкатовара. 28
2.3.4.Физико-химическиепоказателикачестватовара. 29
Заключение. 33
Списоклитературы.. 34
Приложение. 35
Введение
Производствосоковимеетбольшоезначениедлячеловека.Всепонимают,чтодляздоровьянеобходимополучатьвитамины,авсокахсодержитсяихзначительнаячасть.Всокахсодержатсяследующиевитамины:витаминС,витаминР,фолиеваякислота,витаминА,каротин.Соки-необходимаяинезаменимаясоставнаячастьпитаниялюдейвсегомира.
Развитиетехнологиихраненияипереработкиплодовначалосьиздавна.Первоначальноприменялипростейшиеметоды:продукциюхраниливямах,погребах,заглублённыххранилищахмалогообъёма,переработкаограничиваласьмочениемплодовиягод,маринованием,сушкой.
Помереразвитиянаукиитехническогопрогрессабыливнедренывпроизводствотакиепрогрессивныетехнологии,какхранениеплодовврегулируемойгазовойсреде(РГС),использованиеполимерныхматериаловдляупаковки,фасованияитеплоизоляциипродукцииидругое.Однакосуществуетещёмногонеиспользованныхрезервовдлясокращенияпотерьплодовприхраненииипереработке,атакжесохраненияплодоовощнойпродукциивысокогокачества.
ВпроизводствепродукцииизфруктовиовощейвУкраиневедущееместопринадлежитсокам.
В2017годувПензебыловыработано224871тыс.условныхбанок(туб)разныхсоков,чтосоставляетуже22%отобщегообъемапроизводстваплодоовощныхконсервов.Заэтовремяувеличилосьпроизводствояблочного,виноградногосоков,купажированныхнаихоснове,такжеувеличилосьпроизводствотоматного,персикового,вишневого,березового,абрикосовогоиовощныхсоков.
Цельработы-изучитьассортиментикачествосоков.
1.Теоретическаячасть
Нароссийскомрынкебезалкогольныхнапитков,сокнаходитсянатретьемместепообъемампотребленияпослесладкихгазированныхнапитков,практическинаравнесбутилированнойводой.Экспертыотмечают,чтороссийскийрыноксоков,также,какидругиеотраслиэкономики,находитсяподвлияниемразличныхсоциально-экономическихпоказателей,втомчислеуровняинфляцииидоходовнаселения,наразвитиеотрасливлияетситуациянарынкахсырьяиупаковки.
Вструктурерынкаразличаютнесколькокатегорийпродуктов:сокипрямогоотжима;сокивосстановленные;нектары;сокосодержащиенапитки,вт.ч.морсы.
В2010годууровеньпотреблениясоковнадушунаселенияоставалсянизкимисоставлялвсего10лначеловекавсреднемпоРоссиииоколо6лпоПензеиПензенскойобласти.Большаячастьсоковойпродукциипотребляласьвкрупныхгородах.К2013годупоказателипотребленияпоПензевырослидо13л/чел.вгод,поМоскведо20литров.Всреднемпостране,запериод2010–2014гг.потреблениесоковнадушунаселенияувеличилосьс10до21литров,поМоскве–до25литровначеловекавгод.В2014годупоказательсредне-душевогопотреблениясоковпостранесоставил,поразнымоценкам,16–17л/чел.вгод.ВМосквеэтацифрадостиглауровня37л(втовремякакврегионахсреднийобъемпотреблениясоставляетлишь16лвгод).Такимобразом,вРоссиипотреблениесоковнадушунаселенияувеличилосьс10литровв2010годудо22литрав2016году.ВПензеиПензенскойобластиэтотпоказательвыросс6до18литров(рис.1–Потреблениенадушунаселения,Россия,г/л.ч.2010–2016годы).
Однакороссийскийуровеньсреднедушевогопотреблениясоковещедалекотпоказателейведущихстран(Германии,Великобритании,США),которыесоставляют40-50лначеловекавгод.[1]
Рисунок1–Потреблениенадушунаселения,Россия,г/л.ч.2011–2016годы
Объемрынкавстоимостномвыражениив2015годусоставил116,8млрдрублей,чтона6%больше,чемв2010году.Стоимостнойобъемпродажсоковинектароврастеттемпами,намногоопережающимитемпыростарынкавнатуральномвыражении.Опережениеобусловленоростомценынасоковуюпродукцию:с2010по2016гг.средняяцена1литрасока/нектаравырослана35,3%–с35,2до49руб.
Рисунок2–Объемрынкавстоимостномвыражении,Россия,2010–2016гг.,млрдруб.
Однойизосновныхтенденцийразвитиярынкасоковявляетсяегоконсолидация.Еслив2011годунарынкеможнобылонасчитатьболее200мароксоковойпродукции,тосейчаснарынкеприсутствуетлишьоколо100–вмасштабахвсейстраныэтацифранестольвелика.
ВнастоящеевремявРоссиисформироваласьмощнаянациональнаясоковаяпромышленность.НасегодняшнийденьнарынкесоковойпродукциидоминируютPepsiCoInc.(сокиJ7,«Любимый»,«Я»),TheCoca-ColaCompany(Rich,«Добрый»,«Моясемья»)и«СадыПридонья»(«СадыПридонья»,«Мой»,«ЗолотаяРусь»,«Сочныймир»).
Рисунок3-Крупнейшиепроизводителисоковза2016год
РынокбезалкогольныхнапитковРоссии–одинизнаиболееконсолидированныхвстране.Суммарнаядолядвухкрупнейшихигроковв2016годупревысила70%внатуральномвыражении.
Такимобразом,основойдальнейшегоразвитиярынкасоковвРоссииявляетсясосредоточениеиперемещениепотенциаларынкаизроссийскихмегаполисовврегионы,гдекультурапотреблениясоковещененастолькоразвита.
НаибольшийобъемпроизводствасредивсехфедеральныхокруговприходитсянаЦентральныйфедеральныйокруг:в1кв.2016годатамбылопроизведено148891тыс.условныхбанокфруктовыхиовощныхсоков,чтосоставляет43%отсовокупногообъема.Навторомместесдолей24%находитсяПриволжскийфедеральныйокруг,натретьемместе-Южныйфедеральныйокругсдолей16%.Всовокупностинаданныефедеральныеокругаприходится84%отроссийскогопроизводствав1кв.2016года,втовремякакво2кв.2015годанатежеокругаприходилось90%.[2]
Рисунок4-СтруктурапроизводствасоковпофедеральнымокругамРФ2015-2016г
Сокращениеобъемовпроизводствафруктовыхиовощныхсоковсвязаносростомсебестоимостипроизводстваиз-западениякурсарубля(сырьевбольшомколичествеввозитсяиз-зарубежа),атакжеснижениемпокупательскойспособности-потребителинестолькоотказалисьотпокупкисоков,сколькосократилиеечастоту.Крометого,вситуации,когдаедвалинеполовинапредприятийнаходитсявсобственностииностранногокапитала,заинтересованноговвалютнойвыручке,увеличениеимивыпускалишеноэкономическогосмыла.
Исходяизструктурыпотреблениясоковисокосодержащихнапитковможнотакжепредположить,чтобудетразвиватьсянизкоценовойсегментрынка,тоестьсегментысокосодержащихнапитковинектаров.
1.2.Классификацияихарактеристикаассортиментатовара.
ВсоответствиисГОСТ32103-2013Продукциясоковая.Сокифруктовыеифруктово-овощныевосстановленные.Взависимостиоттехнологииизготовления,сокиподразделяютна:
-сокивосстановленные;
-сокивосстановленныеосветленные;
-сокивосстановленныесмякотью.
Фруктовыевосстановленныесокиизготавливаютизодноговидафруктовогосокаилисмешанными(издвухиболеевидовфруктовыхсоков).
Фруктово-овощныевосстановленныесокиизготавливаютизодногоилинесколькихвидовфруктовыхсоковсдобавлениемовощныхсоков.Вофруктово-овощныхсокахдоляфруктовойчастидолжнабытьболее50%.
Всокимогутбытьдобавленыпюре,мякоть,клеткицитрусовыхфруктовидругиекомпонентывсоответствиистребованиямиилинормативныхправовыхактов,действующихнатерриториигосударства,принявшегостандарт-дляпродукции,неподлежащейобращениюнатерриториигосударств-членовТаможенногосоюза,итребованияксырью.Поорганолептическимпоказателямсокидолжнысоответствоватьтребованиям,приведеннымвтаблице.
Сокимогутизготавливаться:
-стерилизованными
-т.еобеспложенныевпроцессепроизводстванагреваниемилифильтрацией
ифасованныевстерильныхусловиях.
-пастеризованными-проводятсяметодомнагреваниясоковдо63-90Св
течении1-40минут.[3]
Таблица1-Органолептическиепоказателисока.
Наименованиепоказателя
|
Характеристика
|
Внешнийвидиконсистенциясоков:
-восстановленных
-восстановленныхосветленных
-восстановленныхсмякотью
|
Однороднаянепрозрачнаяжидкостьсравномернораспределеннойтонкоизмельченноймякотьюилибезнее.Допускаетсяосадокнаднеупаковки.Допускаетсяналичиечастицмякотидлясоковизцитрусовых(заисключениемцедрыиальбедо).
Прозрачнаяжидкостьстабильнаявпроцессехранения,допускаетсялегкаяопалесценция.
Недопускаетсяввиноградномсокеналичиекристалловвинногокамня.
Однороднаятекучаяжидкостьсмякотьюфруктов(овощей).
Допускаетсянезначительныйосадокнаднеупаковкиинебольшоерасслоение
|
Вкусиаромат
|
Хорошовыраженные,свойственныесоответствующимконцентрированнымсокам.
Допускаются:
-длясоковиздикорастущихягод-естественнаягоречь;
-длясоковизцитрусовыхплодов-натуральная,естественнаягоречьилегкийпривкусэфирныхмасел.
Недопускаютсяпосторонниепривкусизапах
|
Цвет
|
Однородныйповсеймассе,свойственныйцветуодноименныхфруктовых(овощных)соковпрямогоотжима,изкоторыхбылиизготовленывосстановленныесоки.
Допускаютсяболеетемныеоттенкивсокахизсветлоокрашенныхфруктов(овощей)инезначительноеобесцвечиваниесоковизтемноокрашенныхфруктов(овощей)
|
Основнымифакторами,формирующимикачествасоковявляетсятехнологияпроизводства,качествосырьядляпроизводства.Сокиполучаютпоследующейтехнологическойсхеме.
Рисунок5Технологическаясхемаприготовлениясоков
Припроизводствекакосветленных,такинеосветленныхсоковвсесоставныечасти,растворенныевводе(сахара,кислоты,витамины,минеральныевещества,пектиновыевещества,аминокислоты),почтиполностьюпереходятвсок,анерастворимыеилималорастворимые(полисахариды,липиды,каротиноиды,некоторыедругиевещества)остаютсявбольшейилименьшейстепениввыжимках.Крометого,насоставоказываютдействиеферменты,тепловаяобработка,срокииусловияхранения,таккакможетпроисходитьпреобразованиекомпонентов,ихпотеряилиобразованиеновыхвеществ.Притепловойобработкеидальнейшемхранениимогутизменятьсяорганолептическиепоказатели,уменьшатьсяпищеваяибиологическаяценность.
Этапыизготовлениясока:
1.Подготовкасырья.Плодыиспользуютсвежиеилизамороженные,здоровые,всоответствующейстепенизрелости.
2.Измельчениеплодов.Производятмеханическимиспособами—спомощьювальцовойдробилкисрифленымивалками,спомощьюножевойдробилки,центробежнойтерочнойдробилки,молотковойдробилки;термическимиспособами—нагреваниевтермотерке,замораживание;нетепловыеспособы—ультразвуковаяобработка,электроплазмолиз.
Врезультатепроцессадроблениясырьяполучаютмезгу.
3.Нагреваниемезгииобработкаферментами.Дляполученияхорошеговыходасокапроводятферментативноерасщеплениепектинамезгиприповышеннойтемпературе.Дляэтогоприменяютразличныетеплообменники(трубчатые,спиральные,кожухотрубныеидр.).
Обрабатываютмезгупектолитическимиферментами.
4.Извлечениесокаможетосуществлятьсяследующимиспособами:
прессованием;основноетребование—непрерывностьработыимаксимальновысокийвыходсока.Внастоящеевремявпромышленностииспользуюткакпрессыпериодическогодействия,такипрессынепрерывногодействия(шнековые,ленточныепрессы).
5.Обработкафруктовыхсоковвключаетвсебяследующиестадии:
1)Очиткасепарирование-очисткаприпомощифильтров
2)Сепарирование
3)Осветление(еслионимутные)
4)Деаэрация(дляпродлениясроковхранения)
5)Концентрированиесоков
6.Розливсока.
Автоматическиелиниипорозливусоков,позволяющиеосуществлятьрозливифасовкусокавследующиевидытары:
Пакетытипа«Пюр-пак».
ПЭТ/стекляннаябутылка.
Кромеаппаратовдляиндивидуальнойупаковкикомпанияпредлагаетпроизводителямоборудованиелинейноготипадлягрупповойтранспортнойупаковки.[4][5]
1.4.МетодыоценкикачествавРФ.Оценкакачестваидефектытовара.Идентификацияифальсификациятовара.
Сокииихкачествооцениваютпоорганолептическим,физико-химическим,микробиологическимпоказателямипоказателямбезопасности.Изорганолептическихпоказателейоцениваютпрозрачность,внешнийвид,консистенцию(длянектаров),вкус,ароматицвет.Оценкасоковпроизводитсяпо19-балльнойшкале.ВГОСТОСТ656-79«Сокиплодовыеиягодныенатуральные»приведенатаблицаоценкикачествасока.
Таблица2-Оценкакачествасока
Показателькачества
|
Оценка,баллы
|
«отлично»
|
«хорошо»
|
«удовлетворительно»
|
«неудовлетворительно»
|
Прозрачность,цвет,внешнийвид
|
7
Соответствуетплодам,характернымдлянапитка,цветсблеском
|
5
Тоже,нобезблеска
|
4
Слабаяопалесценция,внешнийвидсоответствуетданномунапитку
|
1
Сильнаяопалесценцияилиосадок,снимаетсясдегустации
|
|
Вкусиаромат
|
12
Полный,ярковыраженный,свойственныйнапитку
|
10
Хорошийвкусиаромат,свойственныйнапитку
|
8
Неполныйвкус,слабыйаромат,свойственныйнапитку
|
6
Плоховыраженныйвкусспостороннимитонами,несвойственныйаромат
|
|
Общийбалл
|
17-19
|
14-15
|
10-12
|
9иниже
|
|
Массоваядолямякотивсокахсмякотьюсоставляет30-40%.Кислотностьвсочетаниисколичествомсухихвеществхарактеризуетгармоничностьвкусаислужитоднимизпризнаковприопределениирежимовтермическойобработки.Встандартеуказываетсялибонижнийпределкислотности,либоминимальноимаксимальнодопустимыееепределы.Натуральные100%-ныесокивзависимостиоткачестваделятнамарочный,высшийипервыйсорта.Марочныесокивырабатываютсяизодногоопределенногопомологическогосортаплодовиягод.Массоваядоляэтиловогоспирта,которыйможетнакапливатьсявпроцессепереработкифруктов,длясоковвысшегосортанедолжнапревышать0,3%,длясоковпервогосорта–0,5%,длямарочных–0,2%.ВвитаминизированныхсокахнормируетсясодержаниевитаминаСвпределах0,025-0,25%взависимостиотвидасока.Физико-химическиепоказателинекоторыхнатуральныхсоковпредставленывтаблице.
Таблица3-Физико-химическиепоказатели
Видисорт
|
Сухиевещества,%,неменее
|
Кислотность(пояблочнойкислоте),%
|
Спирт,%,неболее
|
Яблочныйсок:в/c1с
|
11,0-9,5
|
0,3-1,2
|
0,3-0,5
|
Сокитестируютдляопределенияорганолептическихпоказателейследующимобразом.Сокиналиваютвчистыйцилиндрическийбокалвместимостью250см3,диаметром70ммирассматриваютвпроходящемсвете.Вкус,ароматицветсоковдолжнысоответствоватьнатуральнымплодам,изкоторыхониизготовлены.Прихранениисоковвнеподходящихусловияхможетпроизойтизначительноебактериальноеразложениекислотисахаров,вследствиечегосокистановятсянепригоднымикупотреблению.[6]
Приболеевысокойтемпературехранениявкусизапахсоковухудшаютсяврезультатеактивизацииреакцийнеферментативногохарактерамеждусвободнымиаминокислотамиисоединениямисосвободнымикарбонильнымигруппами(чащевсего—сахарамииаскорбиновойкислотой).Образующиесяприэтоммеланоидиныобусловливаютпотемнениеокраскисокаипоявлениеуваренныхтоноввовкусе.
Основныедефекты:
-использованиенедоброкачественногосырья;
-нарушениетехнологииизготовления;
-неблагоприятныеусловияиххранения.
-Наиболеечастовстречающиесядефекты:
-бомбаж(физический,химическийимикробиологический);
-нарушениегерметичности;
-"плоскоескисание"
-деформациябанок;
-вогнутыекрышки;
-ржавыебанки;
-потемнениевсегосодержимого;
-потемнениеверхнегослоя(всокахсмякотью);
-потемнениевнутреннейповерхностижестяныхбанок;
-лопнувшаястекляннаяупаковка.
Кромеобщихдефектов,имеютместоиспецифические,характерныетолькодляотдельныхгруппиливидов.Книмотносятпотемнениетоваравследствиемеланоидинообразования,изменениецветапривзаимодействиифенольныхсоединенийсметаллами,сульфидныхгруппбелковсметаллами,помутнение.
Упаковываютбанкиссокомвящики:фанерные,дощатые,полимерные,изгофрированногокартонаиливпачкистермоусадочнойпленкой.Перевозятихжелезнодорожным,автомобильнымиливоднымтранспортом.Приперевозкахдолжнаподдерживатьсятемпература2—5Сиотносительнаявлажностьвоздуханевыше75%.Срокиперевозокнеустанавливаются.
Фальсификация–действия,направленныенаобманпотребителяпутемподелкиобъектакупли-продажискорыстнойцелелью.Наиболеераспространеннойфальсификациейсоковявляетсяразбавлениенатуральногонапиткаводой.Придобавлениивсокиводыдегустаторыеенезамечаютвколичестве10-20%,илишьприеедобавлениидо50%многиедегустаторыуказываютнаводянистостьвкуса.Поэтомуразбавлениесоковводойдо30%практическисложноопределитьорганолептическимиилифизико-химическимиметодами.Чтобынеощущалсяводянистыйвкус,его«подправляют»,добавляясахарилимоннуюилияблочнуюкислоту.[7]
Всоответствииспоставленнымицелямиидентификационныйэкспертизытовараидентификациюподразделяютнаотдельныевиды:
Потребительскаяидентификация–проводитьсясцельюустановлениявозможностииспользованиятогоилииногопищевогопродуктадляпитаниячеловека.Такимобразом,потребительскаяидентификацияпозволяетнедопускатьнарынкиРоссиипродукты,непредназначенныедляупотреблениячеловеком;
Товарно-партионная(товарнойпартии)идентификация–одинизнаиболеесложныхвидовдеятельности,входекоторойустанавливаетсяпринадлежностьпредставленнойчаститовара(объединеннойпробы,среднегообразца,единичныхэкземпляров)конкретнойтоварнойпартии;
Ассортиментная(видовая)идентификация–этоустановлениесоответствиянаименованиятоварапоассортиментнойпринадлежности,обусловливающейпредъявляемыекнемутребования;
Сортоваяидентификация–этоустановлениесоответствиятребованиямкачества,предусмотреннымнормативнойдокументациейдлятогоилииногосортатовара,послепроведенияассортиментнойидентификации.Этотвидидентификациипозволяетвыявитьналичиедопустимыхдефектов,атакжесоответствиетоварномусорту(классу),указанномунамаркировкеиливсопроводительныхдокументах;
Специальнаяидентификация-этоустановленияотношенияданногоизделиякперечнюзапрещенныхкреализациитоваров,либоктоварам,имеющимтеилииныеограничения.
Кинформационнымисточникамидентификациитоваровотносятнормативныедокументы,регламентирующиепоказателикачества,которыемогутбытьиспользованыдляцелейидентификации.Ктакимдокументамотноситсятехническийрегламентнасокиисоковуюпродукциюизфруктовиовощей.[8]
Упаковка:
Сокиинектарыфасуютвгерметичнуюпотребительскуюупаковкувместимостьюнеболее0.35дм3иупаковываютвтранспортнуюупаковку.
Потребительскаяупаковка,укупорочныесредствадолжныобеспечиватьсохранностьсоковинектароввтечениесрокагодностиприсоблюденииусловийтранспортированияихраненияидолжныбытьпредназначеныкприменениювпищевойпромышленностиисоответствоватьтребованиям.
Транспортнаяупаковкадолжнаобеспечиватьсохранностьсоковинектаровприхранениитранспортированиивтечениисрокагодностиприусловиисоблюдениярежимовтранспортированияхранения.
Покрытиявнутреннейповерхностиметаллическихбанокикрышекдолжныбытьизготовленыизлакокрасочныхматериалов.
Объемпродуктаводнойупаковочнойединицедолженсоответствоватьноминальномуколичествууказанномувмаркировкепотребительскойупаковки,сучетомдопустимыхотклонений.
Маркировка
Маркировка
соков проводится в соответствии с ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация
для потребителя»
-
допускаетсянадпись:«гомогенизированный»:
-
допускаетсянадпись:«Передупотреблениемвзбалтывать»дляпродуктовсмякотьюилианалогичнаяинформация;
-
возрастребенка,рекомендациипоупотреблению,условияисрокхраненияпослевскрытияпотребительскойупаковки;
-накрышках(подвинтовуюукупорку)ссокамиинектарами,фасованныхвстекляннуюупаковкуможетбытьнанесенанадпись:«Вогнутостьцентракрышкидовскрытиябанки-гарантиягерметичности»и/или«Привскрытиибанкидолженбытьслышенхлопок»илианалогичнаяинформация.
Транспортнаямаркировкаупаковки
Натранспортнуюупаковкуссокамиинектарами,фасованнымивстекляннуюупаковку,дополнительнонаносятманипуляционныезнаки:«Ограничениетемпературы»,«Осторожностекло».
Краски,применяемыедлянанесениямаркировки,иклейдлянаклеиванияэтикеткинаупаковку,должныбытьпредназначеныкприменениювпищевойпромышленности.
Наэтикеткеилинепосредственнонатаредолжнабытьприведенаследующаяинформация:
-наименованиесока;
-
наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну,
и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а) и
организаций в Республике Беларусь, уполномоченных изготовителем на принятие
претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
-товарныйзнакизготовителя(приналичии);
-массанеттоилиноминальныйобъемсока;
-состав;
-пищеваяценность100гпродуктасуказанием:
-длятоматногосока-содержанияуглеводов,жиров,втомчисленасыщенныхжирныхкислот,клетчатки,натрия,белков,природногосодержаниявитаминаС,энергетическойценности;
-дляостальныховощныхсоков-содержанияуглеводов,белков,энергетическойценности,
-длявитаминизированныхсоков-дополнительносодержаниявитаминовв100гпродукта,ихпроцентногосодержанияотрекомендуемойМинздравомсуточнойпотребности.
Наименованиесокауказываютввиде«сокN-й»или«N-йсок»,«сокизN»(слова«сокизN»применяютприневозможностиобразованияприлагательногоизнаименованияфрукта,например«сокизманго»),гдеN–наименованиефруктовилиовощей,изкоторыхизготовленсок.[10]
Наэтикеткеилинепосредственнонаупаковкепотребительскойтарывосстановленныхсоковнедопускаетсянаноситьизображениеплодовиягод,которыенеиспользуютдляизготовлениявосстановленногосока.
Сроки
годности соков и нектаров устанавливает изготовитель рекомендуемые условия
сроки годности, в течение которых соки и нектары сохраняют свое качество:
-
в стеклянной упаковке - 12 мес при температуре от 0 °С до 25 °С;
-
в потребительской полимерной упаковке для соков, фасованных асептическим
способом - не более 9 мес;
-
в пакетах из комбинированных материалов на основе бумаги или картона, полиэтиленовой
пленки и алюминиевой фольги при температуре от 0 °С до 25 °С, для соков:
-
фасованных способом асептического розлива - 12 мес;
-
фасованных способом "горячего розлива" - 6 мес;
- в пакетах из комбинированных
материалов на основе алюминиевой фольги и полиэтиленовой пленки при температуре
от 0 °С до 10 °С для соков, фасованных способом "горячего розлива", -
9 мес. [9]
Условияисрокихранениясоков
Сокихранятвхорошовентилируемыхскладскихпомещенияхнадеревянныхстеллажахилиподдонах.
Соки,фасованныевстекляннуюиполимернуюпрозрачнуютару,хранятвпомещениях,защищенныхотпопаданияпрямыхсолнечныхлучей.
Срокгодностисоков,сдатыизготовленияпритемпературеот0ºСдо25ºСсоставляетнеболее:
-
встекляннойтаре–2лет;соковизготовленныхсиспользованиемсвеклы,соков,подвергнутыхмолочнокисломуброжению,-1года;витаминизированныхсоков–1года;
-
вметаллическойтаре–1года;томатногосока–2лет;
-
стерилизованных(пастеризованных)втеплообменныхаппаратахифасованныхвпотребительскуютаруизкомбинированныхматериалов–9месяцев.
Срокгодностисоковсдатыизготовленияпритемпературеот2ºСдо10ºСвпотребительскойтаре(пакетах)изкомбинированныхматериаловнаосновебумагииликартона,полиэтиленовойпленкииалюминиевойфольгитипа«Пюр-Пак»-неболее6месяцев.[11]
2.Практическаячасть
Цельюданногоисследованияявляетсяопределениекачестваяблочныхсоков,реализуемыхвторговыхточкахПензы.
Взадачи
курсовойвходило:
1.Проанализировать
ассортимент сока.
2.Изучить
маркировку упаковки.
3.Изучить
требования к качеству соков.
4.
Изучить реализацию товара в торговых точках.
Объектамиисследованияявились4образцовяблочногосокаследующихмарок:
«Добрый»,«J7»,«Мой»и«Моясемья».Купленныевторговыхточках«Магнит»,«Пятерочка»,«Бристоль»,«Проспект».
2.2.Методыиметодикапроведенияисследований.
Анализ ассортимента товара проводился с помощью опроса
студентов ПензГТУ, на основе их ответа делается вывод.
При анализе упаковки и маркировки были куплены четыре образца сока, с
помощью ГОСТ 52186-2003 была составлена таблица, в которой сравнивалась маркировка
и упаковка соков.
Оценка вкуса, цвета, запаха и консистенции проводится с помощью
органолептического метода. Органолептическая оценка соков осуществляется по
ГОСТ Р 52187-2003 «Консервы. Нектары фруктовые. Общие технические условия».
Следующий метод физико-химической оценки товара основывался на
определении содержания: ароматических, веществкрасителей, подсластителей.
ПоследнийметоданализиреализациятовараосновывалсянапосещенииторговыхточекгородаПензы,послечегоделалсявыводопроделаннойработе.
2.3.Результатыисследований.
2.3.1Анализассортиментатовара
Наполкахмагазиновможнонайтиширокийассортиментсокаразличныхвидовимарок,средикоторых,естьсвоилидерыпотребительскихпредпочтений.
Для этой курсовой работы был изучен ассортимент яблочных соков сети
магазинов Пенза «Магнит», «Пятерочка», «Бристоль», «Проспект».
Таблица 4 – Ассортимент представленных магазинов
Магазин
|
Ассортимент
|
«Магнит»
|
Овощные;
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья»,
Фруктовые и ягодные:
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья», «Rich», «Любимый», «Палпи», «J-7», «Jump»
|
«Бристоль»
|
Овощные;
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья»,
Фруктовые и ягодные:
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья», «Rich», «Любимый», «Палпи», «Jump», «ALOEVERA»,
|
«Пятёрочка»
|
Овощные;
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья», «Сады придонья",«Красная
цена», «Русский дар», «Grande».
Фруктовые и ягодные:
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья», «Rich», «Любимый», «Палпи», «Мой», «J-7», «Jump», «J-7»,
«Красная цена», «Русский дар», «Grande».
|
«Проспект»
|
Овощные;
«Добрый», «Фруктовый сад», «Я», «Моя семья», «Сады придонья",«Aro»,
«J7», «Pago»,
Фруктовые и ягодные:
«4 сезона», «Aro»,
«Finelife», «Fruiting», «Frutz», «J7»,
«Pago», «Parmalat», «Pulpy», «Rich»,
«Rioba», «Santal», «Вико», «Добрый», «Золотая
русь», «Любимый», «Моя семья», «Сады придонья», «Сочная долина», «Фруктовый
сад», «Чудо-ягода»,
«Я».
|
Вывод: наиболее разнообразный и полный ассортимент соков представлен в
магазине «Проспект» города Пензы.
Дляопределениянаиболеепопулярноймаркисока, было проведеноанкетирование,студентовПензГТУисделанвыводпополученнымданным(Приложение1).Результатыанкетированияотображенывпроцентах.(рис.6предпочтенияпотребителейпривыборесока.см.Приложение1)
Очевидно,чтонаибольшимспросом,(85%),пользуется100%сок.29%опрошенныхвыбираютнектар,асокосодержащиенапиткиупотребляютвсеголишь3%студентов.
Какпоказалирезультатыисследования,40%пьетсок2-3разавнеделю.17%опрошенныхсказали,чтопьютсокхотябыодинразвдень.Еще13%студентовответили,чтоонипьютсокинечащеразавнеделю,а15%-обычно2-3вмесяц.Развмесяцирежесокипьют13%.(рис.7-Данныеочастотепотребленияисследуемогопродукта.См.Приложение1)
Анализполученныхрезультатовпоказал,чточастотапотреблениясоканезависитотдоходовучастниковопроса.
Чтожекасаетсяупаковки,топорезультатамисследованийвидно,чтобольшимспросомпользуютсясокивпакетах,чтонеудивительно.Сокивпакетахлегкооткрываютсяидольшехранятся.Нотакаяупаковкатожеразличаетсямеждусобой,преждевсеготем,чтоестьпростыеупаковки"кирпичик"(base),аестьупаковки"slim"соспециальнойкрышечкой.
[12]
Соквстекляннойбанкевыбирают35%опрошенных.Стекляннаяупаковкаотличаетсявысокойэкологичностью,ностекляннаябутылканеоченьудобна-онанамноготяжелееиможетлегкоразбиться.
СоквПЭТ(Полиэтилентерефталат,термопластик)непользуютсябольшойпопулярностью,возможно,этосвязаноснебольшимассортиментом,представленнымнароссийскомрынке.Только17%опрошенныхответили,
чтоприобретаютсокивпластиковыхбутылках.(рис.8-Предпочтенияпотребителейотносительноупаковкисока.см.Приложение1)
Врамкахисследованиястудентамтакжебылзаданвопросопланахнапокупкутехилииныхмароксока.Лидеромсталсок«Красавчик»-егоприобретают22%из100.Недалекоушелсок«Добрый».Егопредпочли19%опрошенных.Именноэтимарки,помнениюпотребителей,имеютоптимальноесоотношение«цена-качество».Далееследуетсок«J7»,которыйвыбрали17%студентов.
Врезультатесоциологическогоопросабылачетковыявленатройкалидеровсредисоков.Отличныевкусовыехарактеристики,привлекательныйдизайнупаковкииграмотноепозиционированиепомоглидобитьсяподобногорезультата.(рис.9–Предпочтенияпотребителейпривыборемаркисока.см.Приложение)
2.3.2.Анализупаковкиимаркировки
АнализмаркировкипотребительскойтарыосуществляетсяпоГОСТР51074-2003«Продуктыпищевые.Информациядляпотребителей.Общиетехническиетребования».[13]
Таблица5–Оценкамаркировкисока«Фруктовыйсад»
Наименованиепоказателеймаркировки
|
ТребованияГОСТ
|
Фактическиеданные
|
наименованиепродуктаиеготип
|
+
|
Сокяблочныйдлядетскогопитания
|
наименованиеиместонахождениеизготовителяиорганизациивРоссийскойФедерации,уполномоченнойизготовителемнапринятиепретензийотпотребителейнаеетерритории(приналичии)
|
+
|
«Фруктовыйсад»яблоко.
Изготовитель:ОАО«Лебедянский»,Россия,399610,Липецкаяобл.,г.Лебедянь,ул.Матросова,д.7.
|
товарныйзнакизготовителяилиторговаямарка(приналичии)
|
±
|
Присутствует
|
объемсока,л(дм3,мл)
|
+
|
Объем0,95л.
|
датарозлива
|
+
|
25.02.17в7часов38минут
|
срокгодностииусловияхранения
|
+
|
Годендо25.21.18.Хранитьприtот00Сдо+250Сиотносительнойвлажностивоздуханеболее75%
|
составпродукта
|
+
|
Яблочныйсок,сахар,лимоннаякислота,вода.
|
пищеваяценность
|
+
|
Углеводы(неменее)–11грамм.
|
минимальнаямассоваядолясокаи/илипюревнектаре
|
+
|
Объемнаядолясоканеменее50%
|
надпись"гомогенизированный"
|
-
|
Отсутствует
|
обозначениедокумента,всоответствиискоторымизготовлениможетбытьидентифицированнектар
|
+
|
ТУ10.86.10-067-05269043-2013
|
информацияоподтверждениисоответствия
|
-
|
Отсутствует
|
Маркировкапотребительскойтарыявляетсяполной.Имеютсядополнительныесведенья,такиекак:штрихкод,знаксоответствия,асептическаяупаковка,надпись«рекомендованодетямс3-хлет»,Энергетическаяценность,информациядляпотребителей,телефон«горячей»линии,знак«изнатуральныхпродуктов»,знак100%качества,условияипериодхраненияпослевскрытияупаковки(открытыйпакетхранитьвхолодильникенеболеесуток.
Таблица6–Оценкамаркировкисока«Мой»
Наименованиепоказателеймаркировки
|
ТребованияГОСТ
|
Фактическиеданные
|
наименованиепродуктаиеготип
|
+
|
Сокяблочныйдляпитаниядетейстарше3-хлет,длядетейдошкольногоишкольноговозраста.
|
наименованиеиместонахождениеизготовителяиорганизациивРоссийскойФедерации,уполномоченнойизготовителемнапринятиепретензийотпотребителейнаеетерритории(приналичии)
|
±
|
«Мой»яблоко.
ОАО«СадыПридонья»,Россия,403027,Волгоградскаяобласть,Городищенскийрайон,пос.СадыПридонья.
|
товарныйзнакизготовителяилиторговаямарка(приналичии)
|
±
|
Присутствует
|
объемсока,л(дм3,мл)
|
+
|
Объем0,95л.
|
датарозлива
|
+
|
27.12.16в10часов50минут
|
срокгодностииусловияхранения
|
+
|
Годендо27.12.17.Хранитьприtот00Сдо+250Сиотносительнойвлажностивоздуханеболее75%.Послеоткрытияхранитьнеболеесуток.
|
составпродукта
|
+
|
пищеваяценность
|
+
|
Углеводы(неменее)–12грамм.На100мл–48,0ккал(200кДж)
|
минимальнаямассоваядолясокаи/илипюревнектаре
|
-
|
Отсутствует
|
надпись"гомогенизированный"
|
-
|
Отсутствует
|
обозначениедокумента,всоответствиискоторымизготовлениможетбытьидентифицированнектар
|
+
|
ТУ9163-009-48089141-2001
|
информацияоподтверждениисоответствия
|
-
|
Отсутствует
|
Наданномсокеотсутствуетточныйадресизготовителя,минимальнаядолясодержаниясокаинадпись«гомогенизированный».Восновномприсутствуетштрихкод,знакTetraPak,асептическаяупаковка,знаксоответствия,Энергетическаяценность,информациядляпотребителей,телефон«горячей»линии,условияипериодхраненияпослевскрытияупаковки.
Таблица7–Оценкамаркировкисока«Добрый»
Наименованиепоказателеймаркировки
|
ТребованияГОСТ
|
Фактическиеданные
|
наименованиепродуктаиеготип
|
+
|
Яблочныйсок.Восстановленный.Осветленный.Дляпитаниядетейс3-хлет.Бездобавлениясахара.
|
наименованиеиместонахождениеизготовителяиорганизациивРоссийскойФедерации,уполномоченнойизготовителемнапринятиепретензийотпотребителейнаеетерритории(приналичии)
|
+
|
«Добрый»яблоко.
АО«Мултон»,192236,Россия,г.Санкт-Петербург,ул.Софийская,14.
|
товарныйзнакизготовителяилиторговаямарка(приналичии)
|
+
|
Присутствует
|
объемсока,л(дм3,мл)
|
+
|
Объем1л.
|
датарозлива
|
+
|
12.03.17в21час39минут
|
срокгодностииусловияхранения
|
+
|
Годендо12.03.18.Хранитьприtот00Сдо+250Сиотносительнойвлажностивоздуханеболее75%.Послеоткрытияхранитьнеболеесуток.
|
составпродукта
|
+
|
Яблочныйсок,сахар,лимоннаякислота,вода.
|
пищеваяценность
|
+
|
Углеводы(неменее)–11грамм.На100мл–45,0ккал(190кДж)
|
минимальнаямассоваядолясокаи/илипюревнектаре
|
-
|
Отсутствует
|
надпись"гомогенизированный"
|
-
|
Отсутствует
|
обозначениедокумента,всоответствиискоторымизготовлениможетбытьидентифицированнектар
|
-
|
Отсутствует
|
информацияоподтверждениисоответствия
|
-
|
Отсутствует
|
Быловыявленомногонарушениймаркировкинаупаковкесока«Добрый».Изплюсовявляется,знак«Товаргода–2016»,асептическаяупаковка,
информациядляпотребителейиуказанныйтелефон«горячей»линии.
Таблица8–Оценкамаркировкисока«J-7»
Наименованиепоказателеймаркировки
|
ТребованияГОСТ
|
Фактическиеданные
|
наименованиепродуктаиеготип
|
+
|
Сокяблочныйосветлённыйдлядетскогопитания.Восстановленный.Продуктпредназначендляпитаниядетейдошкольногоишкольноговозрастастарше3-хлет
|
наименованиеиместонахождениеизготовителяиорганизациивРоссийскойФедерации,уполномоченнойизготовителемнапринятиепретензийотпотребителейнаеетерритории(приналичии)
|
+
|
«J-7»яблоко.
ООО"Лебедянский",РФ,399610,Липецкаяобласть,г.Лебедянь,ул.Матросова,д.7
|
товарныйзнакизготовителяилиторговаямарка(приналичии)
|
+
|
Присутствует
|
объемсока,л(дм3,мл)
|
+
|
Объем0,97л.
|
датарозлива
|
+
|
30.03.17в04часа19минут
|
срокгодностииусловияхранения
|
+
|
Хранитьпритемпературеот0Сдо+25Сиотносительнойвлажностивоздуханеболее75%.Открытыйпакетхранитьвхолодильникепритемпературе+2Сдо+6Снеболеесуток
|
составпродукта
|
+
|
Яблочныйсок,сахар,лимоннаякислота,вода.
|
Пищеваяценность
|
+
|
Углеводы(неменее)–12грамм.На100мл–50,0ккал(200кДж)
|
минимальнаямассоваядолясокаи/илипюревнектаре
|
-
|
Отсутствует
|
надпись"гомогенизированный"
|
-
|
Отсутствует
|
обозначениедокумента,всоответствиискоторымизготовлениможетбытьидентифицированнектар
|
+
|
ТУ9163-066-05269043-13
|
информацияоподтверждениисоответствия
|
-
|
Отсутствует
|
Из результатов исследования трех образцов на соответствие упаковки и
маркировки товара, было установлено, что все образцы соответствуют стандарту
ГОСТ Р51074-2003. Наибольшую оценку получила продукция ОАО «Лебедянский», сок
«Фруктовый сад».
2.3.3.Органолептическаяоценкатовара.
Приоценкезапахасоковопределяюттипичныйвидаромата,устанавливаютналичиепостороннихзапахов.
Приоценкевкусаопределяют,типиченливкусдляданноговидапродукта,устанавливаютналичиеспецифическихнеблагоприятныхвкусовыхсвойствипрочихпостороннихпривкусов
1образец–сок«Добрый».Имеетфруктовыйвкус,безпривкусов,гармоничныйпосодержаниюкислотисахаров,всокеелеулавливаетсякислыйпривкус.Ароматный,свыраженнымфруктовымзапахом.Цветнасыщенный,свойственныйцветуплодов,изкоторыхизготовленпродукт;внешнийвид–прозрачный,неимеетосадка.
2образец–сок«J7».Отличаетсябезупречным,ярковыраженнымвкусом,свойственнымданномувидуфруктов,гармоничныйпосодержаниюкислотисахаров.Аромат-замечательныйбукет,безпостороннихзапахов.Цветнасыщенный,свойственныйцветуплодов,изкоторыхизготовленпродукт;внешнийвид-прозрачный,такженеимеетосадка.
3образец–сок«Мой».Образецобладаетхорошимиорганолептическимипоказателями,свойственныеданномувидупродукции.Внешнийвид:однороднаяпрозрачнаяжидкость.Вкусиаромат:натуральный,хорошовыраженный,свойственныйяблокам,прошедшимтепловуюобработку.Посторонниепривкусизапахнеобнаружены.Цвет:однородныйповсеймассе,желтый.
Ну,ипоследнимобразцомсталсок«Фруктовыйсад»
Онимеетфруктовыйвкус,безпривкусов,гармоничныйпосодержаниюкислотисахаров;ароматный,свыраженнымфруктовымзапахом;цветнормальный,естественныхоттенков,нонемногосветлеечем2предыдущихобразца.Неимеетосадка.
Таблица9–Органолептическаяоценкасоков
Наименование
|
Внешнийвидиконсистенция
|
Вкусиаромат
|
Цвет
|
Посторонниепримеси
|
«Добрый»
|
Прозрачнаяжидкость
|
Яблочныйярковыраженный
|
Бледно-желтый
|
-
|
«Моясемья»
|
Прозрачнаяжидкость
|
Сильныйяблочныйвкусиаромат(неестественный)
|
Светло-желтый
|
-
|
«Мой»
|
Прозрачнаяжидкость
|
Кисловатый,яблочныйвкусизапах
|
Светло-желтый
|
-
|
«J-7»
|
Прозрачнаяжидкость
|
Сильныйяблочныйвкусиаромат
|
Светло-желтый
|
-
|
Порезультатаморганолептического анализаможносделатьвыводотом,чтовсеисследуемыеобразцысокасоответствуютГОСТР52186-2003.
2.3.4.Физико-химическиепоказателикачествасока.
1)Содержаниеароматизаторов.
Свежевыжатыйсокимеетедвауловимыйаромат,втовремя,каксокизкоробкипахнетдовольносильно.Запахпокупномусокунередкопридаютароматизаторы,которыенаносятвреднашемуорганизму.Чтобыпроверитьестьливсокеароматизаторы,капнемнапалецкаплюсока,тщательноразотремисмоемобычнойводой.Палецосталсяжирным-вотониароматизаторы.[14]
Таблица10-Содержаниеароматизатороввсоке
Видысока
|
Ощущениежира
|
Наличиеароматизатора
|
«Добрый»
|
+
|
+
|
«Моясемья»
|
+
|
+
|
«Мой»
|
-
|
-
|
«J-7»
|
-
|
-
|
Ароматизаторыприсутствуютвдвухсоках«Добрый»и«Моясемья».
2)Исследованиесоканасодержаниеискусственныхкрасителей.
Искусственныйкрасительоченьлегкообнаружитьприпомощисамойобычнойсоды.Смешаемполстаканасокасполовинойчайнойложкисоды.Натуральныекрасящиевещества(каротин,каратиноиды,хлорофилл)разрушаются,ицветнапиткаизменяется:желтыйиоранжевыйобесцвечиваются;зеленыйстановитсябуро-илитемно-зеленым.Есливсокдобавленысинтетическиекрасители,тоокраскасинтетическихкрасителейвщелочнойсреденеизменяется.
Цветнеизменилсяусока«Мой»,изменилсянезначительноцветусока«Фруктовыйсад»,остальныесоки«J7»и«Добрый»поменялиокраскупоследобавлениясодыиподогрева.(Рисунок10–Определениеискусственныхкрасителейсм.Приложение)
3)Исследованиесокнасодержаниеподсластителей.
Длятогочтобыулучшитьвкусовыесвойствасоканекоторыепроизводителидобавляютподсластители.Чтобыпроверить,присутствуютонивсокеилинет,достаточносделатьнесколькоглотковсокаипочувствовать,какдолгоощущениесладостиостаетсяворту.
Сладостьотнатуральногосокаостаетсявтечение5минут,неболее.Сок,вкоторомбылииспользованысинтетическиеподсластители,оставляетярко
выраженноечувствосладостинадолго.
Таблица11-Наличиеподсластителейвсоках
Маркасока
|
Времяощущениясладкоговкусаворту
|
Наличиеподсластителей
|
«Добрый»
|
3мин
|
-
|
«Моясемья»
|
3мин
|
-
|
«Мой»
|
6мин
|
+
|
«Яблочныйнектар»
|
4мин
|
-
|
Вывод:Дольшевсегосладкийвкусдержалсяпослесока«Мой».Такимобразом,чтобыулучшитьвкусовыекачествасока,вероятнеевсего,подсластителидобавленывсок«Мой».
2.3.5.Анализреализациитовара.
БылоизученоипроанализированоусловияхраненияиреализациияблочногосоканаразличныхпредприятияхторговлигородаПенза.
Намибылиисследованыпредприятия4-хтипов:
-1-йтип–магазинысамообслуживания;
-2-йтип–крупныемагазинысорганизациейспециализированныхотделов,
реализующихпродуктчерезприлавок;
-3-йтип–магазинысмешаннойторговли,реализующиетоварычерезприла-
вок;
-4-йтип–торговыйларекнарынке.
Напредприятиях1-готипаяблочныйсокхранитсякаквскладскомпомещении,такинаместахегопродажи.Температурахраненияпостояннаот0°Сдо25°Сисоответствуетпредъявляемымнормам.Яблочныйсокустанавливаетсярядамисвертикальнойвыкладкойповидам:насредниеиверхние
полки.Выбортовараосуществляетсясамостоятельно.Иногдаэтотпроцесс осуществляетсянеаккуратно,особенноеслиимеетместотеснаявыкладкатовара.Врезультатеупаковкипадают,подвергаютсязагрязнениюидеформации.
Напредприятиях2-готипаяблочныйсокхранитсявскладскомпомещениии
такженаместахпродаж.Влажностныйитемпературныйрежимыпостоянныесоответствуютпредъявляемымнормам.
Напредприятияхданноготипавыкладкатовараосуществляетсянаспециальныепристанныевитрины.Отборсопровождаетсяинформацией,полученнойупродавца.Отпускосуществляетсяврукипотребителю.Механическое
воздействиенапродуктвданномслучаеминимально.
3-йи4-йтипыпредприятияосуществляетхранениеяблочногосковскладскихпомещениях,площадькоторыхневсегдасоответствуетобъемамзавозимыхдляреализациитоваров.Недостаткамитакогохраненияявляетсятеснотаукладки.Всяпродукцияхранитсятам,гдеестьсвободноеместо.Внутри
торговоголарькахранитсявесьтовар.Площадьторговоголарьказабитадо отказа.Температурныережимыневсегдаподдерживаютсяпостоянноине
соответствуютнормам.
Санитарныеусловияреализацииполностьюсоответствуюттребованиям
тольконапредприятиях1-гои2-готипов.[15]
РеализациятоматногосоканарынкегородаПензаосуществляетсявлюбоевремягодаивлюбуюпогоду–жара,морозит.д.Особлюдении
температурных,влажностных,санитарныхусловийвданномслучаенеможетбытьиречи.Реализациявтакихусловияхнеотвечаетпредъявляемым
требованиям,чтоприводиткухудшениюкачестваяблочногосока.
Заключение
В ходе выполнения данной курсовой работы был проведен анализ
рынка сока, изучена классификация и характеристика ассортимента товара в
соответствии с ГОСТ 32920-2014, рассмотрены факторы, формирующие качество товара, методы
оценки качества и дефекты товара, упаковка, маркировка, условия хранения и
сроки хранения, правила транспортирования и реализации.
В результате выполнения практической части курсовой работы
была проведена оценка органолептических показателей и маркировки сока изделий
трёх марок: «Мой», «Фруктовый сад», «Добрый», «J-7» был рассмотрен
ассортимент макаронных изделий магазинов «Бристоль», «Проспект», «Магнит»,
«Пятерочка»,.
При оценке органолептических показателей всех образцов
нарушений выявлено не было. Все три образца соответствуют требованиям ГОСТ - 32920-2014.
Упаковка всех поступивших на экспертизу образцов не имела
дефектов, т.е. соответствовала стандарту.
При оценке маркировки производители образцов №1 и №3 на
этикетках своего товара дают полную информацию, требуемую ГОСТ 32920-2014
в отличии от маркировки образца №2 ,у которого отсутствуют пункты: пищевые
добавки, ароматизаторы и пункт информация о наличии ГМО , что можно отнести к
недочётам.
Списоклитературы
1.
Статья«ПерспективыразвитиярынкасоковисокосодержащихнапитковвРоссии»КиселеваА.А.,ЗыряноваА.А.2016г.
2.
ГОСТР53137-2008Сокиисоковаяпродукция.Идентификация.Общиеположения.
3.
СамсоноваА.Н.Фруктовыеиовощныесоки:Техникаитехнология/А.Н.Самсонова,В.Б.Ушева.-2-еизд.,перераб.идоп.-М.:Агропромиздат,2012.-286с.
4.
6.Ляшко,А.А.Товароведение,экспертизаистандартизация/А.А.Ляшко,А.П.Ходыкин,Н.И.Волошко,А.П.Снитко–М.:ДашковиКо,2008.-668с
7.8.ЧепурнaИ.П.Идентификацияифальсификацияпродовольственныхтоваров.2008
9.ГОСТ32920-2014Продукциясоковая.Сокиинектарыдляпитаниядетейраннеговозраста.Общиетехническиеусловия
10.11.7.ДубцовГ.Г.Товароведениепищевыхпродуктов.-М.:«Академия»,2013.264с.;
12.13.ГОСТР52185-2003.Сокифруктовыеконцентрированные.ТУ.-М.:ГосстандартРоссии,2003.-13с.;
14.СанПиН2.3.2.1078-2015Гигиеническиетребованиябезопасностиипищевойценностипищевыхпродуктов
15.ТРТС029/2012ТехническийрегламентТаможенногосоюза"Требованиябезопасностипищевыхдобавок,ароматизаторовитехнологическихвспомогательныхсредств".УтвержденрешениемЕЭКот20.07.2012г.,N58*
Приложение
Образец №1 Образец №2 Образец
№3 Образец №4
Рисунок6-Предпочтенияпотребителейпривыборесока.
Рисунок7-Данныеочастотепотребленияисследуемогопродукта.
Рисунок8-Предпочтенияпотребителейотносительноупаковкисока.
Рисунок9–Предпочтенияпотребителейпривыборемаркисока.
Рисунок10–Определениеискусственныхкрасителей
«Фруктовыйсад»«Мой»«Добрый»«J-7»