Предмет, метод и задачи статистики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Предмет: Право социального обеспечения
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты социальной
поддержки граждан ……………………..………………………………………7
1.1 Меры социальной поддержки в современной России: понятие,
классификация, особенности и социально-экономическое значение ………...7
1.2 Порядок определения права и реализации мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан ………………………………………………….15
Глава 2. Анализ особенностей мер социальной поддержки,
предусмотренных для отдельных категорий граждан …………………....21
2.1 Меры социальной поддержки инвалидов войны, ветеранов и
участников боевых действия ………………………………………………………………...21
2.2 Меры социальной поддержки инвалидов ……………………….…….......25
2.3 Меры социальной поддержки граждан, имеющих детей ………………...32
2.4 Меры социальной поддержки иных категорий граждан …………………40
Глава 3. Актуальные проблемы социальной поддержки отдельных
категорий граждан …………………………………………………………….45
3.1 Анализ основных проблем в области социальной поддержки
отдельных категорий граждан ………………………………………………………………45
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию мер
социальной поддержки отдельных категорий граждан …………………………………….50
Заключение ……………………………………………………………………..55
Список нормативно-правовых актов и
использованной литературы …58
Приложения …………………………………………………………………….63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
исследования. Тема определения права и мер социальной поддержки отдельным
категориям граждан в настоящее время является весьма актуальной и это можно
обосновать несколькими причинами.
Во-первых, все аспекты
осуществления социальной поддержки имеют большое значение как для государства и
общества, так для отдельных категорий населения и многих граждан. Важная роль
вопросов социальной поддержки следует из норм Конституции Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)[1]
(далее – Конституция РФ), а именно ст. 7, где Российская Федерация
провозглашается как «РФРФ.
социальное государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека». Если абстрагироваться от норм
законодательства и рассматривать роль социальной поддержки в более широком
аспекте, то можно отметить, что социальная поддержка является важнейшей
функцией государства, важнейшим средством обеспечения социальной
справедливости, средством снижения социальной напряженности в обществе, средством
стабилизации политической, экономической ситуации в стране.
Во-вторых, социальная
поддержка является одним из сложнейших и наиболее проблемных институтов
общества. Социальная поддержка затрагивает политические, экономические,
юридические и прочие аспекты жизни общества и государства. Поэтом решение
каждого из вопросов в области правого регулирования социальной поддержки
требует учета множества аспектов. А в условиях ограниченности финансовых и иных
ресурсов эти проблемы становятся еще более сложными.
В рамках рассматриваемой
темы научный интерес представляют не только вопросы определения права и
реализации мер социальной поддержки в целом, но и вопросы социальной поддержки
отдельных категорий граждан (ветеранов, участников и инвалидов боевых действия,
инвалидов, не являвшихся участниками боевых действий, граждан, имеющих детей,
также иных категорий граждан). Рассматриваемая сфера правоотношений требует
пристального внимания, анализа и поиска путей совершенствования действующей
системы социальной поддержки населения.
Указанные обстоятельства
отражают актуальность темы, рассматриваемой в данной работе.
Степень
научно-теоретической разработанности темы. Вопросам социальной поддержки
отдельных категорий граждан посвящены научные труды многих исследователей.
Среди них можно выделить таких авторов, как Е.И.Андреева, Д.Г. Бычков, В.П.
Галаганов, С.В. Егорова, Ю.С. Ерохин, И.И. Корчагина, Е.Ю. Костина, А.В. Мартыненко,
П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, А.В. Фиошин, Е.И. Холостова, В.И. Шарин, Е.А. Юрина и др. Тем не менее, не смотря на наличие
множества научных исследований, многие вопросы рассматриваемой темы остаются
малоизученными, либо имеют спорный характер. Это характеризует тему как
недостаточно разработанную и обосновывает необходимость ее дальнейшего
изучения.
Цель исследования:
разработка предложений по совершенствованию системы социальной поддержки
отдельных категорий граждан Российской Федерации.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику
мер социальной поддержки в современной России;
- рассмотреть порядок
определения права и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан;
- проанализировать меры
социальной поддержки инвалидов войны, ветеранов и участников боевых действия;
- проанализировать меры
социальной поддержки инвалидов;
- проанализировать меры
социальной поддержки граждан, имеющих детей;
- проанализировать меры
социальной поддержки иных категорий граждан;
- выявить основные проблемы
в области социальной поддержки отдельных категорий граждан и выполнить анализ
указанных проблем;
- разработать рекомендации
по совершенствованию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Объект исследования:
система социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской
Федерации.
Предмет исследования:
система правовых норм, регламентирующих порядок реализации мер социальной
поддержки отдельным категориям граждан.
Методы исследования.
Данное исследования проводится на основе методов анализа, синтеза, индукции,
дедукции, также методов обобщения, конкретизации, сравнения,
формально-логического, конкретно-юридического и др. научных методов.
Структура исследования.
Структурно данная работа состоит из введение, основной части, заключения, списка нормативно-правовых актов и использованной
литературы, а также приложений. Основная часть включает три главы,
подразделенные не параграфы. В первой главе рассматриваются теоретические
и нормативно-правовые аспекты социальной поддержки граждан. В ней, в частности,
исследуются такие вопросы, как понятие, классификация, особенности и
социально-экономическое значение социальной поддержки, а также порядок
определения права и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан. Во второй главе работы проводится анализ особенностей мер социальной
поддержки, предусмотренных для отдельных категорий граждан. В данной главе
освещены вопросы, касающиеся мер социальной поддержки инвалидов войны,
ветеранов и участников боевых действия, социальной поддержки инвалидов, на
являвшихся участниками боевых действий, также граждан, имеющих детей и
социальной поддержки иных категорий граждан. Третья заключительная глава
посвящена актуальным проблемам социальной поддержки отдельных категорий
граждан. В данной главе анализируются основные наиболее значимые проблемы в
рассматриваемой сфере, а также формулируются рекомендации по совершенствованию
мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН
1.1 Меры социальной поддержки в
современной России: понятие, классификация, особенности и
социально-экономическое значение
Меры социальной поддержки
являются средствами реализации норм Конституции РФ, где Россия провозглашается
как социальное государство и где закреплены социальные гарантии как для
населения в целом, так и для отдельных его категорий (ст. 7, 38, 39, 40).
В настоящее время вопросы
социальной поддержки населения регулируются широким кругом федеральных законов
и подзаконных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Поэтому
считаем целесообразным перечислить основные нормативные акты в рассматриваемой
сфере. К ним относятся:
- Федеральный закон от
17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи»[2];
- Федеральный закон от
28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации»[3];
- Федеральный закон от
22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных
с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по
обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих
на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[4];
Федеральный закон от 05.04.2003
№ 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их
малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»[5];
- Федеральный закон от
12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»[6];
- Федеральный закон от
21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[7];
- Федеральный закон от
29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[8];
- Закон Российской
Федерации от 15.05.1991 № 244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС»[9].
Приведенные перечень
законов не является исчерпывающим, здесь перечислены лишь основные из них.
Глядя на данные перечень,
также можно сделать вывод о том, что одни федеральные законы имеют широкую
сферу действия, другие же распространяют свое действие на отдельные категории
граждан. Такой подход в целом характерен и для регионального законодательства.
Теперь перейдем к
рассмотрению непосредственно самого понятия «социальная поддержка». Практически
во всех нормативных актах, регулирующих рассматриваемую сферу правоотношений,
используется понятие социальной поддержки, либо идентичные понятия (например,
«социальная помощь»).
Так, в ст. 1 Закона «О
государственной социальной помощи» употребляется понятие «государственная
социальная помощь», под которой понимается «предоставление малоимущим семьям,
малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан,
указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат
к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».
Из указанного выше
определения видно, что с одной стороны, оно достаточно широкого характеризует
социальную помощь. С другой стороны, приведенное определение жестко
ограничивается рамками указанного Закона и включает только те меры, и в
отношении только тех лиц, которые предусмотрены именно в этом Законе.
В других источниках
законодательства также используется данное понятие, причем с некоторыми
особенностями. Так, в одних случаях в определениях указываются конкретные
категории субъектов, для которых предназначена помощь («социальная
поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС – система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами»[10]),
в других случаях понятие социальной поддержки характеризуется как синоним понятия
социальной помощи. Так, например, в Законе «Об особенностях правового
регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты
(поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным
категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя» понятия социальной защиты и социальной
поддержки рассматриваются как полностью идентичные друг другу.
Таким образом,
законодатель рассматривает социальную поддержку как систему мер, выражающихся в
предоставлении определенным категориям нуждающихся граждан социальных пособий,
социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых
товаров. Также социальная поддержка рассматривается как система социальных гарантий.
Причем термины «социальная поддержка» и «социальная помощь» используются в
законодательстве как синонимы.
В научных источниках, в
законодательства, распространен иной подход, согласно которому указанные
термины разграничиваются между собой, хотя не все авторы придерживаются этого.
Вообще слово «поддержка»
в толковом словаре С.И. Ожегова характеризуется как «помощь, содействие». Оно
происходит от глагола «поддержать», который, в свою очередь, имеет несколько значений:
оказать помощь, содействие, выразив согласие, одобрив, вступить в защиту
кого-нибудь, не дать прекратиться, нарушиться чему-либо[11].
Нужно сказать, что понятие
«поддержка» получило распространение не только в юриспруденции и праве
социального обеспечения, но также и в других отраслях знаний и других сферах
общественных отношения, в частности, в психологии, педагогике, социальной педагогике,
социальной работе. Причем в каждой из наук указанное понятие трактуется по-разному
с учетом специфики каждой из наук. Рассматриваемое понятие содержит в себе
«деятельностный компонент», и большинство помогающих профессий используют его в
своей профессиональной практике. В зависимости от видов профессиональной
деятельности выделяют соответственно и виды поддержки: психологическую,
социально-психологическую, педагогическую, социально-педагогическую и
социальную поддержку[12].
В рассматриваемой сфере правоотношений не будет делаться акцент на каком-либо
отдельном аспекте, но нужно заметить, что социальная поддержка имеет, в первую
очередь, материальный характер и реализуется, как правило, в форме денежной
помощи, натуральной помощи или в форме предоставления услуг.
Во многих научных работах
внимание обращается на проблему соотношения понятий «социальная поддержка»,
«социальная помощь», «социальное обеспечение». Так, например, М.С. Сагандыков и
А.М Шафиков пишут о том, что остается неясным вопрос о соотношении понятий «социальная защита» и
«социальное обеспечение». В конституционно-правовом смысле понятие социальной
защиты также является более широким по сравнению с социальным обеспечением[13].
Указанная проблема во
многом обусловлена объективными обстоятельствами, в частности, тем, что в
отечественном законодательстве
на протяжении длительного времени определение термина «социальная защита»
практически отсутствовало. Лишь с переходом к рыночной экономике в 1990 г. и по настоящее время он стал регулярно использоваться в различных нормативных документах.
Е.В. Поклонова, в этой связи, отмечает, что «социальная защита», бесспорно,
является частью социально-экономических отношений и по содержанию
представляется более широким по сравнению с понятием «социальная поддержка». Она
разграничивает указанные понятия по следующим критериям: степень охвата; объект;
субъект; характер проявления; виды; исполнители; менеджмент (тактика социальной
политики); меры и способы проявления; источники финансирования[14].
Сравнительный анализ
понятий социальной поддержки и социальной защиты приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Соотношение
терминов «социальная защита» и «социальная поддержка» по системе критериев[15]
Критерии отличия
|
Социальная защита
|
Социальная поддержка
Вата
|
Полное
|
Частичное
|
2. Объект
|
Направления классификации:
1. Возраст
2. Уровень доходов
3. Состояние здоровья
4. По событиям
5. Состав семьи
|
Все граждане, попавшие во
временную трудную жизненную ситуацию, из которой они не в состоянии выйти
самостоятельно.
|
3. Субъект
|
– Государство
– Негосударственные учреждения
– Добровольческие, частные или
общественные организации
|
4. Характер про-
явления
|
Постоянный
|
Временный
|
5. Исполнители
|
- Пенсионный фонд РФ
– Фонд социального страхования
РФ
– Фонд обязательного мед. страхования
|
– Муниципальные и местные
органы власти
– Предприятия, организации
– Благотворительные фонды
– Вносы частных лиц.
|
6. Менеджмент
(тактика социальной политики)
|
Стратегический
|
Оперативный
|
7. Виды помощи
|
– Натуральная
– Гуманитарная
– Техническая
– Экстремальная
– Социальные стимуляторы
– Нормативные ограничения
|
– Натуральная
– Денежная
|
8. Способ проявления
|
– Пенсионное обеспечение
– Обеспечение социальными
выплатами, субсидиями, компенсациями и льготами
нуждающихся в гос. соц. помощи
категорий населения
– Организация занятости
населения
– Государственное социальное
страхование
– Социальное обслуживание
|
Дополнение к обязательному
социальному страхованию и
государственному социальному
обеспечению особых субъектов.
|
9. Источники финансирования
|
– Средства налогоплательщиков
(государственный бюджет)
– Страховые средства
– работодателей и работников
– Общественная и частная
– благотворительность
|
Средства:
– муниципальных и местных
органов власти,
– предприятий, организаций;
– благотворительных фондов,
взносов частных лиц.
|
Глядя на приведенную выше
таблицу, можно сделать вывод о том, что между понятиями «социальная поддержка»
и «социальная помощь» существует множество различий и с автором, представившим
данный подход к рассмотрению этих понятий, можно вполне согласиться. Однако,
законодатель не различает указанные понятия, рассматривая их как идентичные и
взаимозаменяемые.
В данной работе понятия
«социальная помощь» и «социальная поддержка» будут рассматриваться как
синонимы, причем в широком смысле, и акцент будет сделан именно на конкретных
мерах, регламентированных законодательством, а ни на теоретических моментах.
Меры социальной поддержки
можно классифицировать в зависимости от содержания и характера деятельности
(рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды социальной поддержки
по содержанию и характеру деятельности[16]
Классификация возможна
также по признаку продолжительности или периодичности (рисунок 2).
Рисунок 2 – Виды социальной поддержки
по продолжительности[17]
Вид
конкретных мер социальной поддержки в том или ином случае зависит от разных
факторов, в том числе, от категории лиц, нуждающихся в поддержке, также от
особенностей ситуации, в связи с которой возникла потребность в поддержке. Так,
например, постоянная социальная поддержка может оказываться детям-сиротам,
людям с ограниченными возможностями здоровья; периодическая поддержка –
женщинам, имеющим малолетних детей; ситуационная – людям, оказавшимся в кризисной
ситуации[18].
Нужно
сказать, что меры социальной поддержки весьма разнообразны, но все их можно
условно объединить в три большие группы:
1) денежные выплаты (в
том числе компенсации);
2) предоставление
товаров;
3) оказание услуг;
4) социальные гарантии.
Е.И. Холостова выделяет
более широкий круг мер социальной защиты (поддержки), а именно:
- законодательно определенные социальные гарантии и их
удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
- регулирование доходов и расходов населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- социальные услуги;
- целевые социальные программы[19].
Для каждой из мер социальной поддержки имеются определенные
особенности, однако практически для всех из них общим признаком является то,
что применяются они в отношении лиц, которые по каким-либо причинам, имеют
материальные проблемы, либо ограниченные физические возможности, либо имеют
принадлежность к определенным категориям населения, которым принято считать
нуждающимися (многодетные семьи, граждане, родившие ребенка и пр.).
Меры социальной поддержки имеют большое социально-экономическое,
правовое, политическое значение. Они являются и средством обеспечения
социальной справедливости, и средством снижения социальной напряженности, и
средством поддержания авторитета власти и государства.
Эффективность мер социальной поддержки является своеобразным
индикатором эффективности системы органов государственной власти, а также
показателем социального благополучия населения и общества в целом.
1.2 Порядок определения права и
реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
Право на получение
социальной поддержки от государства закреплено в Конституции РФ. Данное право
имеет субъективный характер и де-факто не реализуется до наступления соответствующих
обстоятельств.
Основания реализации
права на социальную поддержку предусмотрены федеральными законами. Для каждой
категории лиц, а также для каждого вида социальной поддержки предусмотрены
определенные основания, определенный порядок реализации.
Так, например, ст. 6.1
Закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
имеют следующие категории граждан:
1)
инвалиды войны;
2)
участники Великой Отечественной войны;
3)
ветераны боевых действий;
4)
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях,
военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с
22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев,
военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный
период;
5)
лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6)
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах
противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве
оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных
объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон
действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а
также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале
Великой Отечественной войны в портах других государств;
7)
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой
Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой
Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и
аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших
работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8)
инвалиды;
9)
дети-инвалиды.
В набор социальных услуг,
согласно ст. 6.2 указанного Закона, включены следующие социальные услуги:
1)
обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями,
специализированными продуктами лечебного питания;
2)
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное
лечение;
2)
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления
социальных услуг в общем виде регламентирован ст. 6.3 Закона «О государственной
социальной помощи». Согласно данной норме, учет
права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства
гражданина с даты установления ему в ежемесячной денежной выплаты (все
указанные категории лиц получают соответствующие выплаты). Детально вопросы
предоставления социальных услуг регламентируются Правительством РФ, а также
нормативными актами, принимаемыми на уровне субъектов РФ,
Необходимо отметить, что
социальная поддержка граждан осуществляется как за сфер средств федерального
бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. Так, поддержка указанных
выше категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, а
поддержка («государственная
социальная помощь») малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и
иных категорий граждан, которые по независящим от них причинам имеют
среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте РФ, согласно ст. 7 Закона «О государственной
социальной помощи», осуществляется за счет средств соответствующего регионального
бюджета.
Как указано в ст. 8
рассматриваемого Закона, государственная социальная помощь, в том числе на
основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты
населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или
малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Основанием для реализации
мер социальной поддержки (оказания социальной помощь) является заявление самого
гражданина, а также документы, подтверждающие его права на соответствующую
помощь.
Согласно ст. 12 рассматриваемого
Закона, видами оказания
государственной социальной помощи являются:
- денежные
выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
- натуральная
помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды
натуральной помощи).
Особое место в системе
социальной поддержки населения занимает институт социального обслуживания и
социальные услуги, оказываемые в рамках данного института.
Как указано в ст. 3
Закона «Об основах социального обслуживания граждан», социальное
обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг
гражданам. Под социальными
услугами понимаются действия в сфере социального обслуживания по оказанию
постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи,
гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его
возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Основаниями для при
признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, согласно ст. 15
указанного Закона, являются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить
условия его жизнедеятельности, а именно:
1)
полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные
потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье
инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов,
нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или
детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих
трудности в социальной адаптации;
4)
отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом,
ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5)
наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или
алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм,
лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6)
отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего
возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7)
отсутствие работы и средств к существованию;
8)
наличие иных обстоятельств, которые признаются законодательством как ухудшающие
или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Для получения социальной
поддержки, как правило, требуется состоять на соответствующем учете, а также
предоставить необходимую документацию, подтверждающую право на социальную
поддержку.
Важным аспектом во многих
случаях является уровень дохода. Порядок определения уровня дохода и его
подтверждения определен Законом «О порядке учета доходов и расчета
среднедушевого дохода семьи…». Согласно ст. 2 данного Закона, учет
доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов
семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве
собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной
помощи.
Важно обратить внимание
на то, что согласно ст. 3, орган
социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные
гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:
- о месте жительства или
пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о доходах членов семьи
или одиноко проживающего гражданина;
- о степени родства и
(или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного
хозяйства;
- о принадлежащем семье
или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Расчет
же среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина
производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего
гражданина за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи
заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный
период) (ст. 4).
На уровне субъектов РФ
порядок социальной поддержки населения тоже регламентируется. Так, например, в
Москве действует Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 (ред. от
14.12.2016) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе
Москве»[20].
На основе
изложенного можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве
вопросы определения права и порядка оказания социальной поддержки
регламентированы достаточно детально. Вместе с тем, в законодательстве нет
необходимой системности, единства. Вопросы оказания социальной поддержки
регулируются широким кругом федеральных и региональных законов, а также
подзаконными актами. Это усложняет возможности для совершенствования
законодательства.
Однако,
для граждан указанные проблем не являются существенными, так как процесс
реализации своих прав для них в последнее время значительно упростился. Во
многом этому способствует информационная политика, в рамках которой граждане
информируются не только через традиционные СМИ или учреждения и органы социальной
защиты, но и через официальные интернет-ресурсы.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от
30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
[2] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от
19.12.2016) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства
РФ. 1999. № 29, ст. 3699.
[3] Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I), ст. 7007.
[4] Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об
особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер
социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному
страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики
Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства
РФ. 2014. № 52 (часть I), ст. 7532.
[5] Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от
02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и
дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания
им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2003. №
14, ст. 1257.
[6] Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от
19.12.2016) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3, ст. 168.
[7] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. №
52, ст. 5880.
[9] Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 244-1
(ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС
РСФСР. 1991. № 21, ст. 699.
[10]
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 244-1 (ред. от 28.12.2016) «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21, ст.
699.
[11] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Мир и
образование. 2003. 896 с. С. 654.
[12] Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»:
теоретические и прикладные аспекты // Юбилейный сборник научных трудов
преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета
Самарского государственного университета. Самара, 2014. С. 197-205.
[13] Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на
социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект //
Вестник Пермского университета. Юридические науки.
2014. № 2 (24). С. 36-42.
[14] Поклонова Е.В., Стародуб В.А. Критериальные аспекты
понятия «социальная защита» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 23.
С. 11-15.
[15] Поклонова Е.В., Стародуб В.А. Критериальные аспекты
понятия «социальная защита» // Проблемы современной экономики (Новосибирск).
2015. № 23. С. 11-15.
[16]
Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты
// Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов
социологического факультета Самарского государственного университета. Самара,
2014. С. 197-205.
[17]
Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты
// Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов
социологического факультета Самарского государственного университета. Самара,
2014. С. 197-205.
[18]
Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты
// Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов
социологического факультета Самарского государственного университета. Самара,
2014. С. 197-205.
[19] Холостова Е.И. Социальная
работа: история, теория и практика : учебник. М. : Издательство Юрайт ; ИД
Юрайт, 2011. — 905 с. С. 278.
[20]
Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34
(ред. от 14.12.2016) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в
городе Москве» // Ведомости
Московской городской Думы. 2008. № 9, ст. 163.