Оборудование для механического обезвоживанья и сушки текстильных материалов
Введение. ……3
1. Теоретические аспекты
статистического анализа сферы производства услуг ……4
1.1
Понятие и структура сферы производства услуг…………………………...4
1.2
Методика статистического анализа сферы производства услуг…………...7
2. Статистический анализ сферы
производства услуг в России. …..15
2.1.
Распределение предприятий и организаций в сфере производства услуг по видам
деятельности…………………………………………………………..15
2.2. Анализ динамики объема
услуг в стоимостном выражении по видам экономической деятельности…………………………………………………...19
2.3.
Анализ структуры объема услуг в стоимостном выражении по видам экономической
деятельности…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический
список источников литературы…………………………28
Социальная
статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического
метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и
деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить
и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении товаров и
услуг между ними. Статистика сферы производства услуг является важнейшей
составной частью социально-экономической статистики, поэтому тема курсовой
работы является актуальной.
Цель
курсовой работы - раскрыть теоретические и практические основы анализа сферы
производства услуг.
Задачи
исследования:
- сформулировать
понятие и представить структуру сферы производства услуг;
- расскрыть методику
статистического анализа сферы производства услуг;
- провести анализ сферы
производства услуг;
- сформулировать выводы
о состоянии и динамики сферы производства услуг.
При
написании курсовой работы объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования являются различные показатели статистики сферы производства
услуг.
При
написании курсовой работы использовались такие методы как обобщение, сравнение,
анализ, табличный и графический методы, экономико-статистические методы.
При
написании курсовой работы использовалась научная литература, инструктивно-методический
материал, статьи периодической печати, интернет ресурсы, а также данные
статистических сборников.
Производство
экономических благ подразделяется на две сферы - сферу материального
производства и сферу услуг. В первой сфере производство отделено от потребления
созданного блага, во второй -совмещено [13, с. 112].
Примером сферы
материального производства, к примеру, является производство молока. Сам по
себе труд по производству пакета молока не удовлетворяет каких-либо
потребностей потребителя (за исключением потребности самого производящего в
труде), само потребление хлеба произойдет позже в другом месте. Примером сферы
производства услуг, например, является просмотр зрителем фильма в кинотеатре,
где сразу же удовлетворяется потребность зрителя.
До XX века
сфера услуг вообще не включалась в сферу производства. Так, согласно
утверждению знаменитого английского экономиста Адама Смита, богатство общества
зависит только от производительного труда или иначе говоря, от работы по
созданию материальных благ. Он относил к непроизводительным занятиям, при
которых ничего не производится, а только потребляется созданное общественное
богатство, услуги таких профессий: «священники, юристы, врачи, писатели,
актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» [17, с. 279]. Данная
позиция относительно непроизводительности сферы услуг нашла отражение в
марксистской политэкономии, а затем и перенята советской статистикой.
В развитых
странах уже в XIX веке начали осознавать, что сфера услуг хоть и
непосредственно не производит материальных благ, однако создает
основополагающие условия для данного производства. В связи с этим в современной
статистике (в т.ч. и в российской) третичный сектор экономики - сфера услуг -
рассматривается как полноценная часть производства, равная по значению
первичному и вторичному сектору экономики - сельскому хозяйству и
промышленности соответственно [18].
Сферу
производства услуг в зависимости от того, в чем конкретно проявляются услуги,
условно разделяют на два подсектора:
- производство
материальных услуг (например, торговля, транспорт, жилищно-бытовое
обслуживание и т.д.);
- производство
нематериальных услуг (например, управление, здравоохранение,
образование, социальное обслуживание, деятельность
армии и органов безопасности, наука, маркетинг, кредитование, страхование, аудит,
искусство, шоу-бизнес и т.д.).
Сфера производства
материальных услуг неотрывно связана с материальными объектами: так, торговля меняет
принадлежность предметов кому-либо, транспорт меняет расположение предметов в
пространстве и т.д.) В отличие от сферы производства материальных услуг производство
нематериальных услуг (знаний, здоровья, безопасности, положительных эмоций) заметно
оторвано от материальных объектов. В данном случае объектом воздействия являются
не другие предметы, а непосредственно сам человек [12, с. 301].
Но это
противопоставление материального и нематериального довольно-таки относительно:
в торговле, например, можно продавать и нематериальные услуги - продажа билета
в кинотеатр, а здравоохранение почти всегда невозможно без использования
материальной аппаратуры. Некоторые конкретные виды производства услуг объединяют
признаки сразу обоих подсекторов: к примеру, туризм включает в себя и образование
(экскурсионное обслуживание) и транспортные услуги. Поэтому до сих пор нет
единства мнения по поводу того, каким же является отраслевой состав сферы производства
услуг. Так, одни научные исследователи транспорт причисляют к сфере услуг, а
другие вообще считают, что нужно его рассматривать как особенную сферу
экономики, равную по значению сельскому хозяйству, промышленности и собственно
сфере производства услуг.
Одновременно
с традиционным подразделением сферы услуг на подсектора материального и нематериального
производства существуют и другие классификации. В частности, в целях подчеркивания
огромного значения в эпоху научно-технического прогресса и распространения
знаний, образование и науку стали выделять в самостоятельный отдельный от
третичного четвертичный сектор -
прочие услуги [15, с. 108].
В научной литературе
и специальных отраслевых периодических изданиях можно также встретить деление
сферы производства услуг на три сектора:
- третичный - инфраструктурный сектор, включающий
транспорт, передачу электричества и тепла, связь);
- четвертичный - распределительно-обменный сектор,
включающий торговлю, страхование и финансы;
- пятиричный - социально-управленческий, включающий
управление, образование, науку, здравоохранение и искусство.
Оригинальный
подход к структурированию сферы производства услуг предложил американский
экономист-институционалист Дуглас
Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, им было
предложено выделять в экономике трансформационный сектор, подразумевающий изменение
физических характеристик экономических благ, и трансакционный сектор, подразумевающий изменение чисто социальных
характеристик, т.е. принадлежности экономических благ кому-либо. При подобном
подходе часть сферы производства услуг входит в трансформационный сектор - это,
например, транспорт и образование, а часть ее входит в трансакционный, сюда
относится управление, торговля, финансы [2, с. 407].
Сфера производства услуг, в экономически
развитых странах, составляет по числу занятых основную часть экономики (больше
60 процентов).
Таким
образом, сферу производства услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. Сфера услуг - это часть экономики, включающая в себя все виды
коммерческих и некоммерческих услуг, оказываемых предприятиями (организациями),
а также физическими лицами. Остальными частями экономики традиционно принято
считать производство материальных благ, т.е. промышленность и сельское
хозяйство. Обычно сферу производственных услуг подразделяют на сферу
производства материальных услуг и сферу производства нематериальных услуг - это
наиболее традиционная структуризация всей сферы услуг.
Цель статистического анализа сферы
производства услуг заключается в освещение социально-экономического положения в Российской
Федерации и предоставление полной информации о процессах и явлениях, происходящих
в сфере производства услуг [9, с. 106].
Основные задачи
статистики сферы производства услуг:
- изучать уровень и
структуру взаимосвязей в динамике сферы производства услуг;
- обобщать и прогнозировать
тенденции развития сферы производства услуг;
- выявлять резервы
повышения эффективности сферы производства услуг;
- своевременно обеспечивать
информацией законодательную и исполнительную власть.
Основными приемами и
методами статистического исследования сферы производства услуг являются [8, с.
64]:
а) посредством
наблюдения, группировки и сводки различную статистическую информацию о сфере
производства услуг приводят к табличному виду с целью возможности использования
полученных данных в дальнейшем статистическом анализе;
б) применением абсолютных
и относительных, средних величин, статистических коэффициентов характеризуется
состояние сферы производства услуг и ее основных элементов;
в) применением рядов
динамики, метода выявления и количественной оценки сезонных тенденций (тренда)
развития, метода параллельных рядов характеризуется изменение (развитие) сферы производства услуг;
г) использованием рядов
распределения, графического метода, метода параллельного сопоставления рядов
решаются задачи выявления и измерения связей, взаимосвязей, закономерностей процессов
и явлений, происходящих в сфере производства услуг [5, с. 127].
Статистическое изучение
сферы производства услуг включает три основных этапа:
1. Посредством массового научно обоснованного
наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах изучаемого объекта
- сферы производства услуг.
2. С
помощью сводки и группировки исследуемого материала
расчленяют всею массу статистических данных о
сфере производства услуг на однородные группы и подгруппы, подсчитывают итоги в
каждой группе и оформляют полученные результаты в виде статистических таблиц, после чего приступают к обобщению данных по выделенным
частям и целому.
3. Обработка статистических показателей
включает анализ количественных данных о сфере производства
услуг для получения выводов о состоянии данного объекта исследования и
закономерностях его развития, выявляются причинно-следственные связи.
Основными направлениями
статистики сферы производства услуг являются [14, с. 291]:
1. Статистика бытового
обслуживания включает:
- формирование показателя
«объем бытовых услуг населению»;
- изучение динамики показателей
бытового обслуживания;
- расчет индексов цен на
бытовые услуги, оказываемые населению;
- анализ факторов и
условий, определяющих объем бытовых услуг населению;
- оценку выполнения
государственных социальных стандартов в сфере бытового обслуживания, прогнозирование
объема бытовых услуг населению [16, с. 189].
2. Статистика
транспортного обслуживания включает:
- расчет показателей наличия и использования
транспорта;
- расчет показателей грузооборота
и пассажирооборота;
- оценку натуральных и
стоимостных показателей объемов транспортного обслуживания;
- показателей объема
рыночных и нерыночных услуг в сфере транспортного обслуживания;
- анализ структуры транспортных
услуг, оказываемых населению;
- формирование
статистического показателя «объем транспортных услуг»,
- изучение развития
показателей транспортного обслуживания, статистику цен и тарифов на услуги
транспорта.
3. Статистика
жилищно-коммунального хозяйства включает [10, с. 122]:
- расчет показателей жилищного фонда;
- анализ структуры жилищных
услуг, оказываемых населению;
- формирование
статистического показателя «объем жилищных услуг»;
- статистический анализ показателей
жилищного хозяйства;
- расчет показателей
снабжения тепловой энергией;
- расчет показателей
коммунального обслуживания;
- анализ структуры коммунальных
услуг, оказываемых населению;
- формирование
статистического показателя «объем коммунальных услуг»;
- статистический анализ
показателей коммунального хозяйства;
- статистику цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4. Статистика туризма
включает:
- изучение туризма по территориальному и половозрастному
признакам;
- изучение частоты туристских
путешествий;
- расчет показателей
туристского потока;
- анализ структуры туристических
и экскурсионных услуг;
- формирование
статистического показателя «объем туристических и экскурсионных услуг»;
- статистический анализ
показателей туристского потока;
- оценку равномерности и
ритмичности туристского потока;
- статистический анализ
сезонности туристского потока [4, с. 11].
5. Статистика
гостиничного хозяйства включает:
- расчет показателей
эксплуатационной программы гостиничного хозяйства;
- анализ структуры гостиничных
услуг и аналогичных средств размещения;
- формирование показателя
«объем гостиничных услуг и аналогичных средств размещения»;
- анализ показателей
гостиничного хозяйства;
- статистика номерного
фонда;
- расчет показателей
загрузки гостиничного хозяйства.
6. Статистика
здравоохранения включает:
- анализ общего уровня
услуг здравоохранения;
- анализ структуры
медицинских услуг;
- расчет показателей
обеспеченности медицинскими кадрами;
- формирование
статистического показателя «объем медицинских услуг»;
- анализ структуры санаторно-оздоровительных
услуг;
- расчет показателей
объемов деятельности и загрузки санаторно-оздоровительных организаций;
- формирование показателя
«объем санаторно-оздоровительных услуг»;
- анализ показателей медицинских
услуг [3, с. 115].
7. Статистическое
изучение покупательского спроса населения на услуги включает:
- изучение интенсивности спроса;
- оценку степени
удовлетворения спроса;
- анализ структуры
спроса;
- анализ равномерности
спроса во времени;
-
корреляционно-регрессионный анализ изменения спроса на услуги под влиянием ряда
факторов;
- анализ экономических
факторов, формирующих объем и структуру спроса на услуги;
- расчет коэффициентов
эластичности покупательского спроса на услуги в зависимости от дохода на члена
семьи, цены товаров и других факторов;
- расчет статических и
динамических коэффициентов эластичности спроса на услуги от дохода;
- прогнозирование спроса
покупателей.
8. Статистика основных
средств организаций сферы услуг включает:
- расчет показателей состояния основных
средств: износа и годности;
- расчет показателей
поступления и выбытия основных средств;
- изучение динамики
основных средств;
- изучение эффективности
использования основных средств и динамики показателей их использования;
- выявление влияния
интенсивных и экстенсивных факторов на развитие сферы услуг.
9. Статистика
оборотных средств организаций сферы услуг включает:
- расчет показателей
использования оборотных средств: коэффициента оборачиваемости, длительности
(время) одного оборота, коэффициента загрузки;
- расчет показателей
эффективности оборотных средств: коэффициента отдачи оборотных средств,
коэффициента рентабельности оборотных средств;
- расчет показателей
вовлечения и высвобождения оборотных средств;
- анализ показателей
оборотных средств.
10. Статистика труда в
сфере производства услуг включает [14, с. 212]:
- статистику численности и состава
работников сферы производства услуг;
- изучение работников
организаций сферы услуг по полу, возрасту, профессии, квалификации, уровню
образования, стажу работы;
- расчет среднего
тарифного разряда;
- расчет средней явочной
численности и среднего числа фактически работающих работников;
- расчет абсолютных и
относительных показателей движения рабочей силы - приема, увольнения, оборота,
текучести и постоянства кадров;
- анализ фонда рабочего
времени;
- расчет показателей
измерения и использования рабочего времени;
- расчет производительности
труда и показателей ее динамики в сфере производства услуг;
- оценку соотношения
между индексами объема услуг (выручки от реализации), отработанного времени и
производительности труда;
- расчет абсолютного
прироста объема услуг (выручки от реализации) за счет изменения трудовых
факторов;
- расчет показателей
трудоемкости оказанных услуг;
- анализ факторов,
влияющих на производительность труда и трудоемкости в сфере производства услуг;
- сравнительный анализ
производительности труда и оплаты труда в организациях сферы производства
услуг;
- анализ показателей труда
в сфере производства услуг.
11. Статистика расходов и
доходов организации услуг включает:
- анализ динамики затрат
на производство (оказание) услуг, размера и темпа изменения относительного
уровня затрат;
- анализ структуры затрат;
- исчисление абсолютной
суммы экономии (перерасхода) затрат в сравнении с предыдущим периодом;
- анализ факторов,
влияющих на изменение среднего уровня затрат;
- индексный анализ
динамики затрат на производство (оказание) услуг;
- анализ структуры доходов
организаций сферы производства услуг;
- анализ динамики доходов
организаций сферы производства услуг, размера и темпа изменения относительного
уровня доходов;
- анализ факторов,
влияющих на изменение доходов в сфере производства услуг;
- анализ показателей
доходов и расходов в сфере производства услуг.
12. Статистика прибыли,
рентабельности и финансового состояния в сфере производства услуг включает:
- анализ формирования, распределения
и динамики прибыли и факторов на нее влияющих;
- расчет показателей
рентабельности;
- анализ влияния факторов
на изменение рентабельности;
- расчет показателей
финансового состояния организаций сферы производства услуг: ликвидности и
платежеспособности, деловой активности, структуры капитала, рентабельности активов;
финансовой устойчивости;
- анализ показателей прибыли,
рентабельности и финансового состояния в сфере производства услуг [18].
Источниками информации
статистического анализа сферы производства услуг являются:
- отчеты Росстата;
- данные отделения статистики ООН;
- данные территориальных органов статистики.
В свою очередь в статистические службы информация поступает в виде
статистических отчетов от всех хозяйствующих субъектов страны.
Таким образом, методология
анализа сферы производства услуг включает цель, задачи, методы и приемы
статистики, этапы и направления статистического исследования, источники
информации статистического анализа. Основная цель статистического изучения сферы
производства услуг заключается в освещение социально-экономического
положения в Российской Федерации и предоставление полной информации о процессах
и явлениях, происходящих в сфере производства услуг.
|
2011
|
2012
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
1799,1
|
47,5
|
1784,6
|
46,9
|
-0,6
|
-14,5
|
99,2
|
Гостиницы
и рестораны
|
93,2
|
2,5
|
96,4
|
2,5
|
0,1
|
3,2
|
103,4
|
Транспорт и связь
|
278,1
|
7,3
|
288,6
|
7,6
|
0,2
|
10,5
|
103,8
|
Финансовая
деятельность
|
102
|
2,7
|
102,2
|
2,7
|
0,0
|
0,2
|
100,2
|
Операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг
|
892,8
|
23,6
|
913,8
|
24,0
|
0,5
|
21,0
|
102,4
|
Продолжение таблицы 1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
Государственное
управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
|
91,6
|
2,4
|
88,5
|
2,3
|
-0,1
|
-3,1
|
96,6
|
Образование
|
158,2
|
4,2
|
156,3
|
4,1
|
0,0
|
-1,9
|
98,8
|
Здравоохранение и
предоставление социальных услуг
|
80
|
2,1
|
80,8
|
2,1
|
0,0
|
0,8
|
101,0
|
Предоставление прочих
коммунальных,
социальных и персональных услуг
|
290,7
|
7,7
|
291,7
|
7,7
|
0,0
|
1,0
|
100,3
|
|
3785,7
|
100,0
|
3802,9
|
100,0
|
0,0
|
17,2
|
100,5
|
* Разработано автором по данным российского статистического ежегодника за 2012 год, с. 311.
По данным таблицы 1 видно, что наибольшую долю в сфере
производства услуг составляют и на конец 2011 года и 2012 года оптовая и розничная торговля, ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования – 47% и 46,4% соответственно в 2011 и в 2012 году. Их доля
сократилась на 0,6%. В абсолютном выражении число данного вида предприятий
сократилось с 1799,1 тысячи единиц до 1784,6 тыс. единиц, т.е. на 14,5 тысяч
единиц ли на 0,8%.
Второе
по величине доли в сфере производства услуг занимают предприятия, занимающимися
операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в
данной сфере. Их доля составляла на конец 2011 года 23,3%, на конец 2012 года -
23,8%, т.е. их доля выросла на 0,5%. В абсолютном выражении число данного вида
предприятий выросло с 892,8 тысяч единиц до 913,8 тысяч единиц, т.е. на 21
тысячу единицу или на 2,4%.
Следующее
место в структуре предприятий сферы услуг по видам деятельности занимает предоставление
прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг. Их доля на конец 2011 года и 2012 года
составляла по 7,6% - изменений нет. В абсолютном выражении число данного вида
предприятий выросло с 290,7 до 291,7 тысяч единиц, т.е. на 1 тысячу единиц или
на 0,3%.
Примерно
столько же по величине удельного веса занимают транспортные предприятия и
предприятия связи. Их доля на конец 2011 года составляла 7,3%, на конец 2012
года - 7,5%. Доля выросла на 0,2%. В абсолютном выражении число данного вида
предприятий выросло с 278,1 тысяч единиц до 288,6 тысяч единиц, т. е. на 10,5
тысяч единиц или на 3,8%.
Доля
услуг образования составляла на конец 2011 и на конец 2012 года по 4,1%.
Изменение доли не произошло. В абсолютном же выражении число предприятий,
предоставляющих образовательные услуги, сократилось с 158,2 тысяч единиц до
156,2 тысяч единиц, т.е на 1,9 тысяч единиц или на 1,2%.
Доля
предприятий, занимающиеся предоставлением финансовых услуг, составляла на конец
2011 года и на конец 2012 года по 2,7%. Доля не изменилась. В абсолютном
выражении число данного вида предприятий выросло с 102 тысяч единиц до 102,2
тысяч единиц, т.е. на 0,2 тысячи единицы или на 0,2%.
Доля
гостиничного и ресторанного бизнеса составляла на конец 2011 года 2,4%, а на
конец 2012 года - 2,5%, Доля выросла на 0,1%. В абсолютном выражении число
данного вида предприятий выросло с 93,2 тысяч единиц до 96,4 тысяч единиц, т.е.
на 3,2 тысячи единиц или на 3,4%.
Доля
государственного управления и обеспечения военной безопасности, а также
социальное страхование сократилась с 2,4% до 2,3%, т.е. на 1%. В абсолютном
выражении число предприятий данного вида деятельности сократилось с 91,6 тысяч
единиц до 88,5 тысяч единиц, т.е. на 3,1 тысячу единиц или на 3,4%.
Самую
меньшую долю составляют здравоохранение и предоставление социальных услуг. Их
доля не изменилась. На конец 2011 года и 2012 года их доля составляла по 2,1%.
В абсолютном выражении число предприятий данного вида деятельности выросло с 80
тысяч единиц до 80,8 тысяч единиц, т.е. на 0,8 тысяч единиц или на 1%.
В
абсолютном выражении общее число предприятий всех предприятий сферы услуг выросло
с 3785,7 тысяч единиц до 3802,9 тысяч единиц, т.е. на 17,2 тысячи единиц или на
0,5%.
Динамика числа
предприятий и организаций в сфере производства услуг по видам деятельности
представлена для наглядности на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика числа предприятий и
организаций в сфере производства услуг по видам деятельности
Таким
образом, положительная динамика наблюдается по всем видам деятельности в сфере производства
услуг кроме оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, образования и
государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального
страхования.
2.2. Анализ динамики объема
услуг в стоимостном выражении по видам экономической деятельности
Услуги по видам экономической деятельности
|
2010
|
2011
|
2012
|
Темп роста, в процентах
|
млрд. руб.
|
млрд. руб.
|
млрд. руб.
|
2011/2010
|
2012/2011
|
2012/2010
|
Оптовая и розничная
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
|
33359,8
|
41221,6
|
47044,5
|
123,6
|
114,1
|
141,0
|
Гостиницы
и рестораны
|
434,3
|
523,9
|
684,6
|
120,6
|
130,7
|
157,6
|
Транспорт и связь
|
6628,2
|
7637,7
|
8771,2
|
115,2
|
114,8
|
132,3
|
Финансовая
деятельность
|
3
|
8,3
|
9,6
|
276,7
|
115,7
|
320,0
|
Операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг
|
4214,4
|
4959
|
5506,2
|
117,7
|
111,0
|
130,7
|
Государственное
управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
|
83,1
|
91,6
|
91,2
|
110,2
|
99,6
|
109,7
|
Образование
|
271,1
|
310,2
|
344,2
|
114,4
|
111,0
|
127,0
|
Здравоохранение и
предоставление социальных услуг
|
311,5
|
367,1
|
437,1
|
117,8
|
119,1
|
140,3
|
Предоставление прочих
коммунальных,
социальных и персональных услуг
|
486
|
541,2
|
558
|
111,4
|
103,1
|
114,8
|
Итого
|
45791,4
|
55660,6
|
63446,6
|
121,6
|
114,0
|
138,6
|
Рис. 2. Темпы роста объема услуг в
стоимостном выражении по видам экономической деятельности за два года
(2010-2012гг.)
Объем гостиничного и ресторанного бизнеса вырос в 2011
году по сравнению с 2010 годом с 434,3 млрд. руб. до 523,9 млрд. руб. или на
20,6%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом с 523,9 млрд. руб. до 684,6 млрд.
руб. или на 30,7%. В общем с 2010 года по 2012 год объем данного вида услуг
вырос на 57,6%.
Объем услуг транспортных предприятий и
предприятий связи вырос в 2011 году по сравнению с 2010 годом с 6628,2
млрд. руб. до 7637,7 млрд. руб. или на 15,2%, в 2012 году по сравнению с 2011
годом с 7637,7 млрд. руб. до 8771,2 млрд. руб. или на 14,8%. В общем с 2010
года по 2012 год объем данного вида услуг вырос на 32,3%.
Объем финансовых услуг вырос в 2011 году
по сравнению с 2010 годом с 3 млрд. руб. до 8,3 млрд. руб. или на 176,7%, в
2012 году по сравнению с 2011 годом с 8,3 млрд. руб. до 9,6 млрд. руб. или на
15,7%. В общем с 2010 года по 2012 год объем данного вида услуг вырос на 220%.
Объем операций с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг в данной сфере вырос в 2011 году
по сравнению с 2010 годом с 4214,4 млрд. руб. до 4959 млрд. руб. или на 17,7%,
в 2012 году по сравнению с 2011 годом с 4959 млрд. руб. до 5506,2 млрд. руб.
или на 11%. В общем с 2010 года по 2012 год объем данного вида услуг вырос на
30,7%.
Объем государственного
управления и обеспечения военной безопасности; социального страхования выросли в 2011 году
по сравнению с 2010 годом с 83,1 млрд. руб. до 91,6 млрд. руб. или на 10,2%, в
2012 году по сравнению с 2011 годом сократилось с 91,6 млрд. руб. до 91,2 млрд.
руб. или на 0,4%. В общем с 2010 года по 2012 год объем данного вида услуг
вырос на 9,7%.
Таким образом, выросли все виды
деятельности в сфере производстве услуг. Наиболее перспективными являются
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования (+41%), гостиничный и
ресторанный бизнес (+57,1%) финансовая деятельность (+220%) и здравоохранение и
предоставление социальных услуг (+40,3), поскольку темп прироста данных видов
услуг выше, чем темп прироста общего объема услуг (+38,6).
Услуги по видам экономической деятельности
|
2010
|
2011
|
2012
|
Доля, в процентах
|
в процентах
|
в процентах
|
в процентах
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011-2010
|
2012-2011
|
2012-2010
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
33359,8
|
41221,6
|
47044,5
|
72,9
|
74,0
|
74,1
|
1,2
|
0,1
|
1,3
|
Гостиницы
и рестораны
|
434,3
|
523,9
|
684,6
|
0,9
|
0,9
|
1,1
|
0,0
|
0,1
|
0,1
|
Транспорт и связь
|
6628,2
|
7637,7
|
8771,2
|
14,5
|
13,7
|
13,8
|
-0,8
|
0,1
|
-0,7
|
Финансовая
деятельность
|
3
|
8,3
|
9,6
|
0,01
|
0,01
|
0,02
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг
|
4214,4
|
4959
|
5506,2
|
9,2
|
8,9
|
8,7
|
-0,3
|
-0,2
|
-0,5
|
Государственное
управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
|
83,1
|
91,6
|
91,2
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Образование
|
271,1
|
310,2
|
344,2
|
0,6
|
0,6
|
0,5
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Продолжение таблицы 3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Здравоохранение и
предоставление социальных услуг
|
311,5
|
367,1
|
437,1
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Предоставление прочих
коммунальных,
социальных и персональных услуг
|
486
|
541,2
|
558
|
1,1
|
1,0
|
0,9
|
-0,1
|
-0,1
|
-0,2
|
Итого
|
45791,4
|
55660,6
|
63446,6
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
|
-
|
-
|
* Разработано
автором по данным российского статистического
ежегодника за 2012 год, с. 318.
По данным таблицы 3 видно, что наибольшую долю в
объеме услуг составляют на конец 2010 года, на конец 2011 года и 2012 года оптовая и
розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования – 72,9%, 74,0 и 74,1% соответственно в
2010, в 2011 и в 2012 году. Их доля выросла в 2011 году по сравнению с 2010
годом на 1,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 0,1%, за два года в
общем - на 1,3%.
Доля объема услуг государственного
управления и
обеспечения военной безопасности; социального страхования не
изменилась и на протяжении трех лет составляла всего лишь 0,1-0,2%.
Рис. 3. Структура объема услуг в стоимостном выражении по видам
экономической деятельности
Таким образом, структура объема услуг в стоимостном
выражении по видам экономической деятельности не претерпела значительных
изменений.
Цель курсовой работы заключалась в раскрытии
теоретических и практических основ анализа сферы производства услуг.
Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
сформулировано понятие и представлена структура сферы производства услуг,
расскрыта методика статистического анализа сферы производства услуг, проведен
анализ сферы производства услуг, сформулированы выводы о состоянии и динамики сферы
производства услуг.
В первой главе курсовой работы представлены теоретические
аспекты анализа сферы производства услуг. Подводя итоги по теоретической главе
можно выделить следующие основные моменты.
Сферу производства
услуг часто относят постиндустриальному экономическому укладу. Сфера услуг - это часть экономики, включающая в себя все виды
коммерческих и некоммерческих услуг, оказываемых предприятиями (организациями),
а также физическими лицами. Остальными частями экономики традиционно принято
считать производство материальных благ, т.е. промышленность и сельское хозяйство.
Обычно сферу производственных услуг подразделяют на сферу производства
материальных услуг и сферу производства нематериальных услуг - это наиболее
традиционная структуризация всей сферы услуг.
Методология анализа сферы
производства услуг включает цель, задачи, методы и приемы статистики, этапы и
направления статистического исследования, источники информации статистического
анализа. Основная цель статистического изучения сферы
производства услуг заключается в освещение социально-экономического положения
в Российской Федерации и предоставление полной информации о процессах и
явлениях, происходящих в сфере производства услуг.
Вторая
глава курсовой работы носит аналитический характер. Анализ сферы услуг
произведен на основании статистического ежегодника, публикуемого Росстатом.
Подводя итоги по анализу сферы производства услуг, следует выделить следующие
основные моменты.
Положительная
динамика наблюдается по всем видам деятельности в сфере производства услуг
кроме оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, образования и
государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального
страхования.
Выросли все виды деятельности в сфере
производстве услуг. Наиболее перспективными
являются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (+41%), гостиничный
и ресторанный бизнес (+57,1%) финансовая деятельность (+220%) и здравоохранение
и предоставление социальных услуг (+40,3), поскольку темп прироста данных видов
услуг выше, чем темп прироста общего объема услуг (+38,6).
1.
Постановление Госкомстата РФ №61 от 16 июля 1996
года «Об утверждении методик расчета Баланса денежных доходов и расходов
населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения».
2.
Аброскин А.С.,
Бычкова С.Г., Михайлов М.А. Социально-экономическая статистика [Текст]: учебник для бакалавров / А.С. Аброскин,
С.Г. Бычкова, М.А. Михайлов. – 2-е издание. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 615 с.
3.
Антоненко В.Д. Экономическая статистика [Текст]: учебник / В.Д.
Антоненко. - М.: Издательство РЭА им. Г.В.
Плеханова, 2009. – 340 с.
4.
Борисов
В.Б. Социальная статистика [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов /
В.Б. Борисов. – Воронеж: Издательско-полиграфический
центр Воронежского государственного университет, 2009. – 52 с.
5.
Велижанская
Т.А. Социально-экономическая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.А.
Велижанская. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,
2009. – 410 с.
6.
Громыко Г.Л.
Теория статистики [Текст]: учебник / Громыко
Г.Л. - М.: Инфра-М, 2010. - 414 с.
7.
Гусаров.
В.М. Теория статистики [Текст]: учебник / В.М. Гусаров. - М.: Инфра-М, 2010. –
329 с.
8.
Елисеева
И.И. Социальная статистика [Текст]: учебник / И.И. Елисеева. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 480 с.
9. Елисеева И.И. Социальная
статистика [Текст]: учебник / И.И. Елисеева. - М.: Высшее образование, 2009. – 412 с.
10.Иванов Ю.Н.
Экономическая статистика [Текст]: учебник /
Ю.Н. Иванова. - 3-е издание. - М.: Высшее образование, 2009 г. – 320 с.
11.Ионин В.Г. Статистика [Текст]: курс лекций / В.Г. Ионин. –
Новосибирск: НГАЭиУ, 2013. – 211 с.
12.Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика [Текст]: учебник / Я.С. Мелкумов. - М.: Инфра-М, 2010. – 510 с.
13.Мухина И.А. Социально-экономическая статистика: [Текст]: учебное
пособие / И.А. Мухина. М.: Флинта, 2011. – 116 с.
14.Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики [Текст]:
учебник / М.Г. Назаров. - М.: Юнити, 2010. – 612 с.
15.Орехов С.А. Социально-экономическая статистика [Текст]: практикум / С.А.Орехов. - М.: Эксмо, 2009. – 280 с.
16.Симчера
В.М. Практикум по статистике [Текст]: учебное пособие для вузов / В.М.
Симчера. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009. – 380 с.
17.Смит А. Исследование о природе и причинах
богатства народов [Текст]: серия: Антология экономической мысли. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
18.Шерстнева
Г.С. Социальная статистика: конспект лекций [Электронный ресурс]: режим доступа -
#"file:///C:\Users\User\Downloads\www.gks.ru">www.gks.ru