Природа и социальная роль конфликтов
ЦЕНТРОСОЮЗ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БИРСКИЙ
КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ БАШПОТРЕБСОЮЗА
Курсовая
работа
По
дисциплинам: «Управление персоналом»
и
«Управленческая психология»
на
тему: «Природа и социальная роль конфликтов»
Выполнил: студент 35 группы
специальности
080501
Дата:
«Менеджмент» (по отраслям)
Оценка:
_______________
Подписи:
Проверили: Гареев Р.Д.,
Шабай
С.А.
Бирск 2007
План:
Введение.
Глава 1. Сущность и типы конфликтов.
Глава 2. Конфликт как процесс и его этапы.
2.1. Этапы процесса конфликта.
2.2. Социально – психологический климат в
коллективе.
Глава 3. Методы управления конфликтами.
3.1.Структурные методы разрешения конфликтов.
3.2. Межличностные методы разрешения
конфликтов.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Конфликтом принято называть
трудноразрешимое противоречие; конфликты, происходящие в коллективе,
подразделяются на объективные и субъективные. В основе объективного конфликта
— реальная проблема. В субъективном конфликте объект
отсутствует, что затрудняет его решение.
Выделяют четыре типа
конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между
личностью и группой, межгрупповой конфликт.
Конфликт можно
рассматривать как непосредственное столкновение
сторон и как развивающийся процесс, в котором выделяются четыре этапа.
На первом этапе вступают в
противоречие интересы оппонентов, и определяется объект
конфликта, т.е. создается конфликтная ситуация.
На втором этапе происходит
инцидент, т.е. действие, обостряющее конфликтную ситуацию.
Третий этап характеризуется
кризисом отношений между оппонентами. На этом этапе
выделяются две фазы: конструктивная, на которой еще сохраняется возможность
совместной деятельности оппонентов, и деструктивная, на которой
сотрудничество между оппонентами уже невозможно.
На четвертом этапе конфликт
завершается, т.е. устраняется причина, вызвавшая конфликт. На этом этапе
крайне важно, чтобы объективный конфликт не трансформировался в субъективный.
Конфликты могут иметь
функциональные и дисфункциональные последствия. Функциональные
последствия для организации могут заключаться в том, что решение конфликта
устраивает все стороны. В результате все чувствуют себя
причастными к решению проблемы, совместно принятые решения
охотно выполняются, оппоненты приобретают опыт
сотрудничества. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают
рассматривать разногласия как «зло», которое всегда приводит
к плохим последствиям.
Однако конфликт часто
вызывает дисфункциональные последствия, которые мешают
достижению целей организации. К таким последствиям
относятся неудовлетворенность, плохое состояние духа работника, что обуславливает текучесть кадров, представление об оппоненте как «враге», сворачивание взаимоотношений между конфликтующими сторонами, придание большего значения «победе» в конфликте, чем реальной проблеме и т.п.
Для преодоления конфликта
используются структурные и межличностные методы. К структурным методам
относятся: разъяснение требований к работе,
использование координационных и интеграционных механизмов,
установление общеорганизационных комплексных целей и использование
системы вознаграждений. Межличностные способы разрешения
конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс
и решение проблемы.
Глава
1. Сущность и типы конфликтов
Конфликтом принято называть трудноразрешимое
противоречие. Буквально конфликт означает
«столкновение». Обычно с конфликтом ассоциируются угрозы, враждебность,
непонимание, попытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматривается как явление негативное и нежелательное,
которого следует избегать. Так считали представители различных школ управления,
в том числе и сторонники школы
человеческих отношений, которые полагали,
что конфликт — это признак неэффективной деятельности фирмы и плохого
управления.
Однако некоторые
современные теоретики и практики управления считают, что конфликты возможны даже в
самой эффективной организации, при самом
безукоризненном управлении. Более того по их мнению, конфликты имеют
определенное позитивное значение, так как привлекают внимание к проблемам,
которые ранее не замечали, так что
конфликты могут иметь функциональные последствия для организации при эффективном управлении ими.
В современном обществе роль
конфликтов столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная наука — конфликтология,
базирующаяся на достижениях философии, психологии и социологии.
Многочисленные конфликты, происходящие в
организациях, в зависимости от их характера подразделяются на две крупные группы: объективные и субъективные.
В основе объективного
конфликта лежит реальная проблема. В субъективном конфликте объект конфликта
отсутствует, что затрудняет его
разрешение. Причинами объективных конфликтов могут быть распределение ресурсов, несправедливое вознаграждение, неудовлетворительные коммуникации и т.п.
Субъективные конфликты могут быть
вызваны разными представлениями о целях и ценностях, ложными
психологическими установками и др.
Существует четыре основных
типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой,
межгрупповой.
Примером внутриличностного
конфликта, служит ролевой конфликт, т.е. ситуация, когда человеку
приходится играть две или несколько несовместимых ролей. Например,
руководитель получает от вышестоящих начальников
взаимоисключающие задания: скажем, один заместитель директора
магазина требует от заведующего секцией реализовать товар, а
другой — передать его в другую секцию. Внутриличностный
конфликт связан обычно с низкой степенью удовлетворенности
работой, малой уверенностью в себе, стрессами.
Межличностный конфликт — один из самых
распространенных конфликтов. Он возникает
обычно между людьми с разными чертами характера, разными взглядами и
ценностями. Как правило, взгляды и
цели таких людей различаются в корне.
По мнению новосибирских
ученых Ф. Бородкина и Н. Коряка применительно к межличностным
конфликтам существует шесть типов «конфликтных» личностей, которые сознательно
или случайно провоцируют столкновение
окружающих. Это демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные,
целенаправленно конфликтные и
бесконфликтные личности. Демонстративные личности, стремясь быть в центре внимания, часто становятся
инициаторами споров, которые ведут с излишней эмоциональностью. Ригидные
личности отличаются завышенной
самооценкой, некритически относятся к своим поступкам, болезненно обидчивы. Неуправляемые личности излишне
импульсивны и непредсказуемы в своем поведении. Сверхточные люди
характеризуются мелочностью, излишней требовательностью, мнительностью и подозрительностью. Целенаправленно
конфликтные индивиды используют конфликт в качестве средства для
достижения собственных целей. Они часто манипулируют окружающими в своих
интересах. Бесконфликтные личности отличаются стремлением всем угодить и часто создают при этом новые конфликты.
Конфликт между
личностью и группой возникает, как правило, в тех случаях, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции
группы.
Например, обсуждая
возможность увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого
можно добиться путем снижения цены, а кто-то будет
утверждать, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и
создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов.
Межгрупповой конфликт, как правило, возникает между подразделениями
организации. Например, отдел сбыта, ориентированный
на покупателя, требует улучшения качества продукции путем
увеличения затрат на производство, а производственный отдел предприятия, заботясь о соотношении затрат и эффективности, считает невозможным увеличение затрат. Причинами межгрупповых конфликтов в
организациях часто бывают стремление подчинить, различие исходных позиций,
различия в групповой идентификации.
Под стремлением подчинить
понимают попытки подразделения (формальной группы) расширить сферу своих
полномочий. Рост подразделения сопровождается увеличением
количества должностей, а следовательно, — повышаются шансы
продвижения по службе. Такие подразделения рассматривают будущее с позиции
максимального достижения своих целей и стремятся получить
максимально полный набор средств для достижения этих целей, включая
дополнительные фонды и власть. При этом, как правило, не
учитываются интересы других подразделений и не принимаются
во внимание другие цели, которые могли бы быть достигнуты, если бы дефицитные
ресурсы организации были направлены в другие подразделения.
Нередко взаимодействующие
группы вступают в конфликт потому, что находятся на разных исходных позициях,
определяемых разными жизненными ценностями или трудностями в
общении из-за разницы в образовании и, следовательно, во взглядах, лексике и
т.п.
Например, такие конфликты
могут возникать между оперативными подразделениями, с одной стороны, и
кадровой службой, занимающейся штатным расписанием, с другой стороны.
Помимо различия исходных
позиций, причиной межгруппового конфликта может стать
различие в групповой идентификации, так как каждая группа
склонна считать свои функции более важными для
организации, чем функции других групп. При этом работники склонны идентифицировать
себя со своими подразделениями.
2.1. Этапы процесса конфликта.
Конфликт можно рассматривать
в двух аспектах: во-первых, как непосредственное
столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся
процесс, состоящий из нескольких этапов.
Всякий конфликт начинается с
конфликтной ситуации. На этом, первом этапе конфликта
интересы оппонентов вступают в противоречие. Оппоненты (от
лат. opponens — противопоставляющий) — это участники конфликта. На этом
этапе обычно четко обозначается объект конфликта, но
открытого столкновения еще нет. Внешними признаками конфликтной ситуации обычно
являются дискомфорт и напряженность во взаимоотношениях из-за
взаимных негативных установок оппонентов.
На втором этапе целенаправленно
или случайно происходит инцидент, т.е. действие, направленное на
обострение конфликтной ситуации.
Третьим этапом (стадией)
конфликта считаются кризис и разрыв отношений между
оппонентами. Этот этап в свою очередь состоит из двух фаз —
конструктивной (на которой еще сохраняется возможность
совместной деятельности, т.е. сохраняется шанс разрешения
конфликта путем переговоров) и деструктивной (когда никакое
сотрудничество между оппонентами уже невозможно, они утрачивают
самоконтроль и их необходимо разъединить).
На четвертом этапе
происходит завершение конфликта. Обычно конфликт завершается после устранения
причины его возникновения (т.е. объекта).
Однако возможны и другие способы завершения конфликта. Например, объект
конфликта остается у одного из оппонентов
при устранении остальных. Если же конфликт затягивается, то он из
объективного превращается в субъективный.
При эффективном управлении конфликтом его
последствия могут быть функциональными,
т.е. играть положительную роль, способствовать
достижению целей организации. Функциональные последствия конфликтов для
организации заключаются в том, что проблема, вызвавшая конфликт, решается таким
путем, который устраивает все стороны. В
результате все сотрудники чувствуют себя причастными к решению проблемы. Совместно принятое решение охотно
выполняется, оппоненты приобретают опыт сотрудничества и могут использовать его в будущем. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают рассматривать разногласия
как «зло», которое всегда приводит
к плохим последствиям.
Однако чаще конфликт вызывает дисфункциональные
последствия, которые препятствуют достижению
целей организации. К таким
последствиям можно отнести неудовлетворенность, плохое состояние духа
конфликтующих сторон и, как следствие, рост текучести кадров и снижение
производительности, отсутствие стремления к сотрудничеству и сворачивание
взаимодействия между оппонентами, напрасную затрату энергии на
непродуктивные, конкурентные отношения
между конфликтующими сторонами, представление об оппоненте как о «враге», смещение акцента, т.е. стремление
достичь «победы» вне связи с реальной проблемой и др.
2.2. Социально – психологический климат
в коллективе.
В трудовом коллективе
отношения между его членами обусловлены двумя факторами: производственной
деятельностью (она определяет формальные
отношения) и межличностными отношениями
(которые определяют неформальные отношения). Состояние неформальных межличностных отношений в
трудовом коллективе называют социально-психологическим климатом,
который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива.
Социально-психологический
климат коллектива (СПК) всегда характеризуется
специфической для современной деятельности людей атмосферой психического и
эмоционального состояния каждого ее участника, индивида и, несомненно, зависит
от общего состояния окружающих людей. А атмосфера той или
иной общности или группы проявляется через характер
психической настроенности людей, которая может быть
деятельной или созерцательной, жизнерадостной или
пессимистичной, будничной или праздничной.
Социально-психологический
климат может быть положительным (здоровым и благоприятным) и
отрицательным (неблагоприятным).
Положительный СПК
способствует улучшению экономических показателей деятельности коллектива: росту
производительности труда, повышению
удовлетворенности трудом членов коллектива, его сплоченности. При
отрицательном СПК экономические результаты
начинают ухудшаться и в конечном итоге происходит распад коллектива.
Одним из наиболее очевидных
проявлений благоприятного СПК, способствующего
продуктивности совместной деятельности людей, являются внимание, расположение,
симпатия человека к человеку, а также
настроение духовного подъема, жизнерадостности, которые опираются на
ясные цели, увлекательные задачи совместной
деятельности, обстановка взаимной ответственности и требовательности людей друг к другу.
Таким образом, положительные
черты СПК — преобладание и устойчивость атмосферы
взаимного внимания, уважительного отношения к человеку,
дух товарищества, сочетающиеся с высокой внутренней
дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью
к другим и к себе.
Значительное влияние на СПК
оказывает профессиональная и психологическая
совместимость членов коллектива. Игнорирование или
недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений
организации (учреждения) может привести к конфликту и даже развалу коллектива.
Совместимость работников проявляется в их способности
согласовывать свои действия в различных видах деятельности. Психологическая
совместимость — это наиболее благоприятное сочетание свойств у членов группы,
которое обеспечивает успех общего дела и личное
удовлетворение от работы. Для достижения совместимости
надо, чтобы люди по одним важным характеристикам были
сходны между собой, а по другим — дополняли друг друга.
Положительный СПК —
важнейшее условие развития творческой инициативы работников.
Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный,
неинтересный труд. Для повышения производительности
труда и удовлетворения людей жизнью
руководитель должен заботиться о социально-психологическом климате коллектива.
При изучении СПК важно
выявить преобладающие настроения. Ничто так не способно мешать делу, как постоянное
отсутствие настроения для работы, что
сильнее снижает производительность труда, чем даже отсутствие
механизации. Если в коллективе преобладают
неприязнь, вражда, непонимание, то в нем идут бесконечные и бесполезные споры, проявляющиеся в стремлении
сводить счеты. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить наиболее агрессивных
людей. На них необходимо сосредоточить воспитательное воздействие.
Для изучения
психологического климата в коллективе и его оценки
применяют несколько методов. Один из них — анкетирование.
Заключается этот метод в
следующем. Членам коллектива выдают анкеты, построенные в виде
таблицы, показанной в табл.
Таблица
Характеристика психологического климата
Позитивные характеристики
|
Оценка
|
Негативные характеристики
|
1
|
2
|
3
|
Преобладает
добрый жизнерадостный
тон настроения
|
|
Преобладает
подавленное настроение
|
Доброжелательность
во взаимоотношениях,
взаимные симпатии
|
|
Конфликтность
в отношениях,
агрессивность, антипатия
|
Членам
коллектива нравится быть вместе
|
|
Члены коллектива не
любят""" находиться вместе
|
Успех
и неудачи товарищей вызывают сопереживание
|
|
Успехи
вызывают зависть, неудачи — злорадство
|
Члены
коллектива с уважением относятся друг к другу
|
|
Каждый
нетерпим к мнению сослуживца
|
Один
— за всех, все — за одного
|
|
Каждый
сам за себя
|
Чувство
гордости за коллектив
|
|
Равнодушие друг к
другу
|
Каждый
активен и энергичен
|
|
Каждый
инертен и пассивен
|
Совместные
дела всех увлекают
|
|
Члены
коллектива не любят совместную
работу
|
В
коллективе справедливо относятся друг к другу
|
|
Коллектив
распадается на привилегированных
и отверженных
|
В этом тесте-анкете надо сначала прочитать каждое
утверждение слева, затем — справа и дать
оценку по шкале от +3 до — 3.
Эти оценки означают:
+3 — свойство, указанное слева, проявляется
всегда;
+2 — свойство, указанное
слева, проявляется в большинстве случаев;
+ 1 — свойство, указанное слева, проявляется
нередко;
О — свойства, указанные
справа и слева, проявляются в одинаковой степени (или не
проявляются достаточно ясно);
—1 — свойство, указанное справа,
проявляется достаточно заметно;
—2 — свойство, указанное
справа, проявляется в большинстве случаев;
—3 — свойство, указанное справа, проявляется
всегда.
Для обработки результатов
необходимо вычислить алгебраическую сумму баллов во всех
графиках таблицы.
Положительные значения
конечного показателя соответствуют оценке СПК как
благоприятного, а отрицательные — как неблагоприятного. Если большая часть коллектива даст отрицательную оценку
психологического климата,
то психологический климат неблагоприятен, и наоборот.
Существуют и другие тесты,
позволяющие оценить психологический климат в коллективе. Трудовой коллектив представляет собой, как уже говорилось ранее, специфическое социально-психологическое образование,
характеризующееся межличностными отношениями, которые проявляются в виде групповой
активности. Эти межличностные отношения
опосредованы целями и задачами, стоящими перед подразделением.
Каждый отдельный человек
ориентирован на определенную систему ценностей, т.е. у каждого своя ценностная
ориентация.
Совокупность индивидуальных
ценностных ориентации составляет ценностно-ориентационное
единство коллектива (Цое).
Если коллектив обладает
Цое, то профессиональные межличностные отношения членов коллектива упорядочены.
Люди, вовлеченные в процесс решения
групповых задач, все свои внутренние проблемы
ставят на второй план — в ходе активной работы почти не остается времени
и места для личных переживаний.
Чтобы успешно управлять
межличностными отношениями трудового коллектива, необходимо знать уровень его
Цое. который определяют по методике Вайсмана. Суть ее
заключается в следующем: членам коллектива
предъявляется набор качеств личности. Каждый должен выбрать из него пять таких,
которые считает наиболее ценными для успешной совместной
деятельности. При этом в опросник включают качества,
которые учитывают профессиональную направленность изучаемого коллектива
Уровень Цое определяется по формуле:
Цое
= (n – m) / N * 100
где: п — максимальное
предпочтение качеств; m — минимальное предпочтение
качеств; N — общее число выборов.
Низкий уровень Цое служит
показателем несогласованности мнений и является настораживающим, так как это
значит, что в межличностном общении коллектива имеются
какие-то сбои. Если, несмотря на предпринимаемые усилия
по активизации совместной деятельности работников, улучшения в межличностных
отношениях не наступает, то есть основания предполагать, что в коллективе развились негативные тенденции на уровне неформальных групп.
В зависимости от уровня
сплоченности трудовой коллектив может быть сплоченным, расчлененным
(слабосплоченным) или разобщенным (конфликтным).
Для сплоченного
коллектива характерны стабильность состава, поддержание
дружеских контактов между его членами в рабочее и нерабочее
время, высокий уровень трудовой дисциплины и общественной активности и как
результат этого — высокие производственные
показатели. Возникает чувство: «мы — группа».
В разобщенном коллективе
доминируют функциональные отношения,
социально-психологические контакты не развиты, высок текучесть кадров, часты
конфликты.
Создание хорошего
психологического климата в коллективе является необходимым
условием эффективной совместной деятельности
работников. Она предполагает сработанность, совместимость v нормальный
характер межличностных отношений.
Глава 3. Методы управления конфликтами.
3.1.Структурные методы разрешения
конфликтов.
Существуют две группы
методов (способов) управления конфликтными ситуациями —
структурные и межличностные. Структурные методы разрешения конфликта включают:
•
разъяснение требований к работе;
•
использование координационных и
интеграционных механизмов;
•
установление общеорганизационных комплексных
целей;
• использование
системы вознаграждений.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Разъяснение
требований к работе. Конфликт можно предотвратить, если заранее разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. При этом должны быть определены уровень результатов, получатели информации, система полномочий и ответственности, а также четко изложены политика, процедуры и правила. Крайне важно, чтобы не только руководитель уяснил себе эти вопросы, но и подчиненные ясно понимали, что от них требуется в работе.
Координационные и
интеграционные механизмы предполагают использование служебной иерархии для пресечения конфликта. Если два или
более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу,
конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику
и предложив ему принять решение.
В управлении конфликтной
ситуацией полезны также средства интеграции. Компания, где
назрел конфликт между взаимосвязанными подразделениями, —
например, отделом сбыта и производственным отделом, может
решить этот конфликт, создав промежуточную службу, координирующую объемы
заказов и продаж.
Способом, помогающим
управлять конфликтом, является также установление
общеорганизационных комплексных целей. Суть
его в том, чтобы направить усилия участников конфликта на
достижение общей цели.
Использование системы
вознаграждений состоит в том, что люди, которые вносят свой вклад в достижение целей компании, помогают различным подразделениям в достижении общих целей фирмы и стараются решать проблемы комплексно, должны быть вознаграждены, т.е.
отмечены премией, благодарностью, признанием или повышением
по службе.
3.2. Межличностные методы разрешения
конфликтов.
Межличностные
способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Уклонение подразумевает, что человек старается уйти от конфликта.
Сглаживание характеризуется поведением, основанным на убеждении,
что члены коллектива — одна команда и не следует «раскачивать
лодку».
Принуждение — это попытка заставить принять свою точку зрения
силой власти. Конфликт можно взять под контроль, показав, что
обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая из него
уступку по праву начальника. Этот стиль может быть
эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над
подчиненными.
Компромисс характеризуется принятием точки зрения другой стороны,
но лишь до определенного предела. Способность к компромиссу
высоко ценится в управлении, так как сводит к минимуму
недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к
удовлетворению обеих сторон.
Решение проблемы предполагает признание различий во мнениях и
готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять
причины конфликта и найти решение, приемлемое для всех
сторон.
Для решения межличностного
конфликта может быть использована теория американского
психолога К. Томаса, разработавшего тест «Поведение в
конфликте». По мнению этого ученого, в конфликтной
ситуации возможны две стратегии: «напористость» и «партнерство». Содержание первой стратегии сводится к реализации собственных интересов и к достижению собственных целей. Подход жесткий: оппонент —
противник, цель — победа в конфликте.
Вторая стратегия ориентирована на учет интересов
и позиций оппонента. Ее содержание сводится
к поиску согласия на основе общих
интересов.
В рамках этих стратегий
существует пять вариантов тактики поведения.
При низкой «напористости» и
невысоком значении «партнерства» действует тактика избегания,
т.е. стремление не брать на себя ответственность за
принятие решений, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его
безопасным. При этом доминирует стремление
выйти из конфликта, не уступая, но и не настаивая на своем, без возражений оппоненту и без высказывания своей
позиции.
При низкой «напористости» и
высоком стремлении к «партнерству» формируется тактика
уступок. Суть этой тактики заключается в стремлении сохранить (или наладить)
благоприятные отношения с оппонентом,
обеспечить интересы партнерства, сглаживая разногласия. Преобладает готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных
вопросов, согласиться с требованиями
и претензиями оппонента.
При высокой «напористости»
и низком стремлении к «партнерству» осуществляется
тактика противоборства, т.е. стремление настоять
на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Доминирует стремление
воспринимать конфликтную ситуацию как вопрос победы или поражения.
При средних значениях
«напористости» и «партнерства» преобладает тактика компромисса,
выражающаяся в стремлении урегулировать конфликт, уступая в чем-то в обмен
на уступки оппонента. Эта тактика
предполагает поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон при этой тактике, как правило, не раскрываются.
При высоких значениях
«напористости» и «партнерства» обычно осуществляется тактика сотрудничества
— поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих
сторон в ходе открытого обсуждения позиций, совместный и
откровенный анализ разногласий в целях выработки взаимовыгодных решений.
Существует трансактивный
метод разрешения конфликтной ситуации, основанный на модели Эриха Берна (США).
Суть этой модели в том, что любое «Я» (т.е. человек)
интегрирует в себе нормы родителей, состояние
ребенка и взрослого человека. Ребенок вынужден
принимать семейные нормы, правила, мораль, законы. В поведении
ребенка доминируют чувства, импульсы. Сам по себе ребенок может быть
подчиненным, восставшим, спонтанным и «маленьким профессором». Подчиненный
ребенок подавлен и со всем согласен. Восставший ребенок на все предложения
родителей отвечает «нет». Спонтанный ребенок соглашается с одними предложениями
и отрицает другие. «Маленький профессор»
использует все, что говорят родители,
для себя или для окружения. Родители подразделяются на два типа: «нормативные родители» и
«кормильцы». «Нормативные родители»
представляют ребенку определенную самостоятельность, но при этом либо требуют неукоснительного подчинения установленным
нормам, правилам и законам (это положительные критические
родители), либо воспитывают ребенка, сравнивая его с кем-либо (это
отрицательные критические родители). «Родители-кормильцы» все стараются
выполнить вместо ребенка, не разрешая ему
ничего делать самому.
Реагируя на различные типы
родителей, ребенок обладает различными установками; это
нередко служит началом конфликта. Например, в поведении
руководителя доминирует стиль «родителя-кормильца», т.е. авторитарный стиль
управления. У подчиненного же — состояние восставшего ребенка. Конфликт в этой
ситуации становится неизбежным. Выход из конфликтной ситуации состоит в том,
чтобы вернуться и руководителю, и подчиненному в состояние взрослого человека и, выслушав друг друга, попытаться оценить
доводы каждой стороны, чтобы найти приемлемое решение.
Согласно теории Э. Берна, в
менеджменте следует различать три типа взаимопроникновения.
1.
Модель «дополняющего взаимодействия»:
при общении с
другим человеком я получаю то, что ожидаю от него получить.
2.
«Пересекающаяся» модель. Люди не понимают
друг друга,
находясь
в различных состояниях (например, «родитель-кормилец»
и «восставший ребенок»). Это конфликтная
ситуация, требующая
перехода во «взрослое» состояние.
3.
Модель «скрытого взаимодействия» — слова не
совпадают с
мыслями. Например, подчиненный, боясь вызвать критику со
стороны
руководителя, внешне выглядит нормально, но в душе его все напряжено.
Заключение
Конфликтом принято называть
трудноразрешимое противоречие; конфликты, происходящие в коллективе,
подразделяются на объективные и субъективные. В основе объективного конфликта
— реальная проблема. В субъективном конфликте объект
отсутствует, что затрудняет его решение.
Выделяют четыре типа
конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между
личностью и группой, межгрупповой конфликт.
Конфликт можно
рассматривать как непосредственное столкновение
сторон и как развивающийся процесс, в котором выделяются четыре этапа.
На первом этапе вступают в
противоречие интересы оппонентов, и определяется объект
конфликта, т.е. создается конфликтная ситуация.
На втором этапе происходит
инцидент, т.е. действие, обостряющее конфликтную ситуацию.
Третий этап характеризуется
кризисом отношений между оппонентами. На этом этапе
выделяются две фазы: конструктивная, на которой еще сохраняется возможность
совместной деятельности оппонентов, и деструктивная, на
которой сотрудничество между оппонентами уже невозможно.
На четвертом этапе конфликт
завершается, т.е. устраняется причина, вызвавшая конфликт. На этом этапе
крайне важно, чтобы объективный конфликт не трансформировался в субъективный.
Конфликты могут иметь
функциональные и дисфункциональные последствия. Функциональные
последствия для организации могут заключаться в том, что решение конфликта
устраивает все стороны. В результате все чувствуют себя
причастными к решению проблемы, совместно принятые
решения охотно выполняются, оппоненты приобретают опыт
сотрудничества. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают
рассматривать разногласия как «зло», которое всегда приводит
к плохим последствиям.
Однако конфликт часто
вызывает дисфункциональные последствия, которые мешают
достижению целей организации. К таким последствиям
относятся неудовлетворенность, плохое состояние духа работника, что обуславливает текучесть кадров, представление об оппоненте как «враге», сворачивание взаимоотношений между конфликтующими сторонами, придание большего значения «победе» в конфликте, чем реальной проблеме и т.п.
Для преодоления конфликта
используются структурные и межличностные методы. К структурным методам
относятся: разъяснение требований к работе,
использование координационных и интеграционных механизмов,
установление общеорганизационных комплексных целей и использование
системы вознаграждений. Межличностные способы разрешения
конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс
и решение проблемы.
Список литературы.
1.
Климов
Е.А. Управление кадрами организаций. – М., 2005.
2.
Маркова
А.К. Психология профессионализма. – М., 2004.
3.
Травин
В.В. Кадровая политика в современных условиях. – М,. 2006.
4.
Базаров
Т.Ю. Управление персоналом организаций. – М., 2006.
5.
Семенов
А.К. Психология и этика менеджмента в бизнесе. – М., 2004.
6.
Фалмер
Р.М. Современное управление кадрами предприятий и организаций. – М., 2005.