Состояние железобетонных мостов Саратовской области
Состояние железобетонных мостов
Саратовской области
Маринин А.Н., Овчинников И.Г.
В последнее время
проблемы строительства и эксплуатации мостовых сооружений приобретают всё
большую актуальность. Увеличение интенсивности движения по дорогам, рост
грузонапряжённости в сочетании с ухудшением экологической ситуации создают
угрозу надёжности мостовой конструкции и, как следствие, долговечности.
Тенденция резкого ухудшения состояния мостов отмечена практически во всех
странах и климатических зонах.
В данной статье
приводится обзор состояния мостовых сооружений на крупных дорогах Саратовской
области на основе данных, предоставленных НТЦ Госстроя России институтом
«Проектмостореконструкция» (г. Саратов).
Абсолютное
большинство мостов в данном регионе, как и во многих других регионах РФ и стран
Ближнего Зарубежья построены из железобетона. Поэтому в данной работе
рассматриваются именно такие мосты.
Для начала сделаем
одно замечание – рассматриваются не все мосты, а лишь их часть, т.е. 63
обследованных моста (общее же количество их на порядок больше). Но так как они
расположены в различных регионах области, в различных климатических условиях,
то данные о этих мостах с определённой долей уверенности можно перенести на все
железобетонные мосты Саратовской области.
На рисунке 1
приведены данные о количестве мостов, построенных в разные периоды времени.
Рисунок 1. Годы
постройки мостов, эксплуатирующихся в настоящее время
Как известно, в
настоящее время в качестве проектных используются нагрузки А11 (в последнее
время строятся мосты и под нагрузку А14) и НК-80. Но на дорогах области всё ещё
эксплуатируются мосты, построенные и по более старым нормам. И если нагрузка
Н-30 (нормы 1962-го года) соразмерна с современной А11, то о нагрузках Н-18 и
Н-13 (нормы 1953-го года) такого говорить не приходится. Встречаются мосты
(даже на дорогах федерального значения) запроектированные на воздействие фуры,
общей массой чуть более 8 тонн. Но из этих мостов 38% уже подверглись ремонту
или реконструкции и ещё около 30% требую проведения данных работ.
Несколько слов о
конструкциях мостов. Практически все они балочные сборные. Большинство из них
построены с использованием двух типовых проектов (таблица 1) – выпуск 56 и
серия 3.503-14 вып.5 (№710/5).
Таблица 1.
Используемые типовые проекты
№ п.п.
|
Типовой проект
|
Количество обследованных мостов
|
%
|
1
|
Выпуск 56
|
17
|
27,0
|
2
|
Серия 3.503-14 вып.5 (№710/5)
|
21
|
33,3
|
3
|
Инв.№4827 ГДНИИ
|
5
|
7,9
|
4
|
Серия 3.503-12 (вып.384/45)
|
4
|
6,5
|
5
|
Другие типовые проекты
|
10
|
15,9
|
6
|
Индивидуальные проекты
|
6
|
9,4
|
Итого
|
|
63
|
100
|
Что касается
состояния мостов, то наиболее кратко его можно описать с помощью оценок
технического состояния моста по ВСН 4-81 (рис.2).
По ВСН все дефекты
и неисправности подразделяются на 3 категории по безопасности движения и
долговечности, и чем выше категория, тем больше мост не удовлетворяет
предъявляемым к нему требованиям. Если грузоподъемность сооружения
соответствует проектной и все неисправности относятся к 1-й категории,
состояние сооружения оценивается в четыре балла (4). Если же при этом в
конструкции проезжей части или в несущих элементах имеются неисправности,
отнесенные ко 2-й категории, то состояние оценивают в три балла (3). Если
грузоподъемность снижена более чем на 10% или имеются неисправности 3-й
категории, то состояние оценивают в два балла (2).
Рисунок 2.
Техническое состояние обследованных мостов
Характеристики и
количественное соотношение различных дефектов и повреждений, выявленных на
обследованных мостах приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Наиболее часто встречающиеся дефекты и повреждения
Элемент моста
|
Дефекты и повреждения
|
Количество мостов, на которых
обнаружен дефект
|
% к общему количеству
обследованных мостов
|
Мостовое полотно
|
- выбоины, неровности покрытия
|
25
|
39,7
|
|
- трещины в асфальтобетонном
покрытии над деформационными швами закрытого типа
|
40
|
63,5
|
|
- разрушение деформационных швов
или их отсутствие
|
16
|
25,4
|
|
- отсутствие водоотводных трубок,
недостаточная их длина или повреждение
|
8
|
12,7
|
|
- превышение проектной толщины
покрытия проезжей части
|
21
|
33,3
|
|
- недостаточная высота ограждения
проезжей части
|
25,4
|
|
- габарит не отвечает современным
нормам
|
6
|
9,5
|
Пролётное строение
|
- сколы бетона, разрушение
защитного слоя
|
36
|
57,1
|
|
- поперечные трещины в плите
|
10
|
15,9
|
|
- продольные трещины вдоль рабочей
арматуры
|
8
|
12,7
|
|
- наклонные трещины в ребре балок
|
3
|
4,8
|
|
- протечки воды, выщелачивание
|
45
|
71,4
|
Опоры
|
- вертикальные трещины
|
17
|
27,0
|
|
- разрушение бетона
|
16
|
25,4
|
|
- протечки воды, выщелачивание
|
24
|
38,1
|
Анализируя данные
таблицы 2, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество дефектов
возникло из-за ненадлежащей эксплуатации сооружений и ошибок при их
строительстве. Всё это приводит к значительному снижению долговечности
конструкций.
И как уже
говорилось выше полученные результаты с определённой погрешностью возможно
отнести ко всем мостам Саратовской области.
Автор приносит
благодарность институту «Проектмостореконструкция»
(г.Саратов) за предоставленные данные по осмотрам и обследованиям мостов
Саратовской области.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.am-bridge.narod.ru/