Мусоргский - Картинки с выставки, Гном
Воронежский Государственный Педагогический Институт
Мусоргский
"Картинки с выставки"
"Гном"
Контрольная работа по гармонии студентки Ш курса заочного отделения музыкально- педагогического факультета
Воронеж 1998 год
"Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца... мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите какой бы сюжет вы ни избрали для беседы..."
Из письма
М.П.Мусоргского
В.В.Стасову от 23 ноября
1875г.(1.4)
Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов»
были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не
только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его
времени.
В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного
упоения творчеством стал июнь 1874 года.
В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине
уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки
с выставки».
Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским
под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана.
Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство
фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и
розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С
Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение.
Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла
Модеста Петровича.
Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о
друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».
Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные
проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а
также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в
виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь
представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его
путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской
национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил
на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование
картинных зарисовок.
«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в
необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман
кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и
объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать
... До сих пор считаю удачным». (2.106)
Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до
придирчивости строг к себе.
По словам Семёна Исааковича Шлифштейна сюита оригинальна.
Оригинальность заключается, прежде всего в самом типе сюиты: не
романтическая сюита - карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого, романтическое,
ирреальное уживается в «Картинках» с жизненно повседневным, «высокое» с
«низким». (6.)
При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее
единство - единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру
художника. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в
европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения
крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском
стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец
программной сюиты. У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан
самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы
иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь
Мусоргский изобразил сам себя» (1.14)
«Именно в этой теме «перехода» от одной картинки к другой видна, по
выражению автора, его физиономия. Тема спокойная, распевная,
напоминающая одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственные русским
песням»(2.107)
Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщённый характер.
В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных
песен, а рояль временами удачно передаёт звучание хора. Это воплощение
русского народного духа.
Особое место отведено в «Картинках с выставки» изображению
фантастического. Один из фантастических образов «Гном» представляет собой
в творчестве Мусоргского совершенно новый образ. Это не бытовая
изобразительность и не народная сказочность, а поэтический вымысел, мир
творческого воображения.
«Конечно, ни о какой иллюстративности музыки здесь не может быть и
речи, так глубоко «личностна» звучащая в ней «нота» у самого
композитора. (У Гартмана - это всего-навсего детская ёлочная игрушка,
изображающая кривоногого безобразного карлика)» (6.219.)
Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого
смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации
жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому
обездоленному существу, его затаённому горю.
Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, отталкиваясь от
гротескности к экспрессивности персонажа. Для воплощения фантастического
портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной
точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на
место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки
заплетаются. Он то чего -то боится, то начинает охать, стонать,
жаловаться, то опять бежит без оглядки.
Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с
быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков
с длинными, замирающими. Все это похоже на движения перебегающего с места
на место испугавшегося, скрывающегося человека. Гном кажется злым, жалким,
испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми
бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Это
ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая и неопределенная в 1-ой
теме, опирающаяся на уменьшенный септаккорд и синкопированный
«хромающий» ритм во 2-ой теме. 2-ая тема, благодаря синкопированному ритму
и нисходящим ходам по секундам, кажется ещё осторожнее, ещё таинственнее.
«Ещё от Глинки в русской школе идёт традиция воплощения фантастики
и сказочности через жизненно-равные звучания цело-тонной гаммы,
умещённого септаккорда. Использует их и Мусоргский. Однако при всех
устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: застывшая,
неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фаз придают музыке
оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое в сферу
сказочности(1.16.)
Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт
его характеристику. Гном как вы останавливается и начинает размышлять.
Но тяжёлые, горестные мысли его выдают и мрачная ладовая окраска, и
острые интонационные тяготения, и раскачивающиеся басы. И вот наступают
минуты полного отчаяния. На громкой динамике ff идёт длинная нисходящая
хроматическая линия, создающая впечатление плача, страдания, горя. «В
музыке нет света и радости: фантастическая игрушка лишена надежды на
тепло и человеческое счастье» (1.17.)
Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность.
Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм 2-ой
темы 1-ой части. Но это тема звучит более трагично и гневно. Последняя
фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома.
Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном
пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет
солнце и ждёт его счастье.
И хотя «Картинки с выставки» единственное из значительных
фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность
автора, неповторимая образность его мышления.
«Виртуозность без стереотипных форм виртуозности, выработанных
фортепианной музыкой романтического направления, живопись, как средство
образной конкретизации и выявления внутренней душевной сути изображаемого, выражающей себя через интонацию внешнего поведения и жеста, - так можно
было бы сформулировать то новоё в области фортепианной стилистики, что
пришло вместе с «Картинками с выставки» в культуру русского и мирового
пианизма»(5.221)
«Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти
Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них
богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил
французский композитор - импрессионист Морис Равель.
Фрагменты урока
. Дети, все бросайте игры,
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас...
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.
Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня
познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка
великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а
что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках
живут гномы? (Ответы детей)
. Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.
Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга -
художника Виктора Карловича Гартмана. Это выставка ему настолько
понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от
увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки,
которые он назвал «Картинки с выставки».На языке музыкальных звуков он
рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и
озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный средневековый
замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнился набросок ёлочной
игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так
художник изобразил щипцы для орехов.
Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по
характеру, что вы представляете под эту музыку?
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.
(Ответы детей)
. Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках.
Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже.
Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.
. Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?
(Ответы детей)
. Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется?
(Ответы детей)
. Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе
«ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нота: остановка.
В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном
плачет.
Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести
гнома.
Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по
лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень
хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается
счастье.
Давайте послушаем это произведение ещё раз.
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.
. А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём песенку.
«Пёстрый колпачок» муз.Г.Струве
сл.Н.Соловьёвой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки».
Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.
2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка,
1986г. 157 с.
3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» -
М.:»Новая школа» 1996 г. с.192
4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е
изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110
5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка,
1965 г. с.185
6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба».
М.:Музыка. 1975 г., с. 335