Античная философия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2024-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Античная философия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Философия Сократа. 4

Основные идеи философии Платона и Аристотеля. 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Период античности сыграл важнейшую роль в процессе становления современной (прежде всего западной) цивилизации. Именно в этот период были заложены основы практически всех наук, была сформирована основа развития европейской философской мысли. Среди грандов философии античного времени можно назвать Сократа, Аристотеля и Платона. Именно их взгляды на сущность бытия проблемы природы, общества и человека явились поворотным этапом в представлении человека об окружающем его мире, позволили раскрыть причинность тех или иных природных и общественных явлений.

Каковы же особенности философии античного этапа развития философии. Какие основные проблемы ставили и решали философы античности? Именно эти вопросы и побудили нас к формированию темы.

Своеобразие античной философии и ее основные проблемы

«Античный» в переводе с латинского означает "древний". В трудах историков античным миром традиционно назывались общества Древней Греции и Рима с IX-VШ вв. до н.э. к IV-V вв. н.э. Таким образом, античный период охватывает время формирования, расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья.

Главным источником античной философии была древнегреческая мифология. На протяжении всего своего существования она сохраняла отчетливо космоцентричный характер, т.е. в центре внимания был целостный Космос, где боги, люди, природа, составляют единство, универсум, который объясняется и осмысливается через мифы, сказания о богах, героях. Уже на мифологическом уровне у древних греков, или, как они себя называли, эллинов начало развиваться представления об объективной необходимости, независимую от воли богов - безличную Ананке-необходимости, силу судьбы.

Если главным источником греческой философии была мифология, то условием его развития стала такая форма демократического устройства общества как полис - город-государство. Демократическое устройство эллинских полисов обеспечивал свободное избрание образа жизни, публичное выражение собственных взглядов. Открытость общественной, политической жизни в полисе, господство закона ориентировали мудрецов на поиск законов, которые управляют природой. Утверждение в полисах демократических прав граждан создало условия для возникновения и развития логики, риторики, политической теории, что способствовало формированию философии как формы теоретического осмысления мира.

Исследователи выделяют следующие основные этапы развития античной философии: I - натурфилософия (VI - I пол. V вв. до н.э.), II - классическая философия (II пол. V - IV вв. до н.э.), III - поздняя античная философия (кон. IV в. до н.э. - V ст. н.э.).

 

Философия Сократа

 

Сократ был первым афинским (по рождению) философом, современником Демокрита. Сократ интересен не только своими воззрениями, своим учением, но и всей своей жизнью и деятельностью, так как вся его жизнь явилась воплощением его учения. Благодаря Сократу было осуществлено осознание места философии в обществе. Он первым пришел к выводу о том, что философия - это деятельность по осмыслению, осознанию и определению отношения человека к окружающей действительности. Философ - это человек, меняющий свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями обстоятельств бытия.

Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего- (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

При философском исследовании этических проблем Сократ пользовался методом, который он называл майевтикой. Цель данного метода заключается во всестороннем обсуждении различных предметов, определений (дефиниций) понятий. Сократ первым поднял знания до уровня понятий. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. И только Сократ первым обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Итак, метод Сократа преследовал достижение понятийного знания. Это достижение происходило с помощью индукции (наведения), восхождения от единичного к общему. Главное для Сократа - процесс поиска понятий.

Сократ решительно возвращает философские исследования от изучения природы и Космоса к человеку как духовного существа. «Познай самого себя» - такой исходный тезис сократовского философствования. И такое знание можно приобрести только в непосредственном контакте с другими людьми - диалоге, практической встрече умов. Сократ принципиально не записывал свои мысли, так как считал действительной сферой существования истинного и действительного знания, мудрости живую беседу с оппонентами, живую полемику, диалог . Этот процесс он и называл диалектикой (от греческого «диалегомай» - вести беседу, спорить), тем самым первым ввел данный термин в философский обиход.

Попытка разобраться таким образом с проблемой человека поставила Сократа перед новыми трудностями. Мы узнаем об этом прежде из произведений Ксенофонта (ок. 430 - 350 до н.э.) - «Воспоминания о Сократе», а также с первых семи диалогов Платона. «Сократовский метод» состоял в ведении беседы-диалога, в ходе которой Сократ ставил собеседниками вопрос, получал ответ (как правило, неполной;,), ставил новые вопросы, указывая на противоречие v суждениях оппонента и т. д. Когда собеседники Сократа окончательно запутывались в противоречиях и интересовались мнением относительно этого самого Сократа, тот отвечал, что тоже не знает ответа. Именно этот момент и запечатлен в известном тезисе Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Сократ тем самым стремился показать, что окончательный ответ на тот или иной вопрос не может быть получен в результате противоречивости и неисчерпаемости самого содержания. Однако такая позиция отнюдь не означает обесценивание познавательных сил, наоборот, ценность знания как раз заключается в познавательных усилиях, в способности ставить все новые и новые вопросы. Недаром же философия является не самой мудростью («София»), а лишь стремлением, любовью («филе» - люблю) к мудрости.

 

Основные идеи философии Платона и Аристотеля

 

Фундаментальные философские учения и традиции общественной жизни, зародившихся в античные времена, ныне является неотъемлемой частью мировой культуры. Достояние античных мыслителей заложены в основу современной мировой общественно-философской мысли. Исследование социальных учений Платона, Аристотеля и многих других античных философов имеет давнюю традицию.

В труде «Политика» Аристотель развивает свой политический идеал сквозь призму проблемы социального неравенства. Он пишет, что во всех государствах существуют три элемента: один класс - очень богат, другой - очень беден, и третий - средний. Философ называет причины, которые обусловливают крах держав и приходит к выводу, что в основу этих катаклизмов положены полярные интересы - противоречия между богатыми и бедными.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие признаки олигархии и демократии и лишена их недостатков и крайностей. Полития является «средней» форме государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в человеческой натуре - умеренность, в имущественных отношениях - средний достаток, а во властных - средний класс.

Основную причину недовольства и восстаний в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства. Восстания или перевороты происходят вследствие нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, а в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия следует из принципа, согласно которому относительная неравенство обуславливает неравенство абсолютное. Такие ложные представления об основных принципах, которые положены в основу той или иной формы государства, в дальнейшем вызывают междоусобицы.

Если сравнить положение свободного и раба, то увидим, что общественный строй античности основывался на политическом и экономическом неравенстве. Однако Аристотель не видел в этом проблемы, поскольку не считал рабов людьми. Проблему равенства он рассматривал исключительно на примере античного общества свободных граждан.

Каждая отдельная вещь, по Аристотелю, есть единство материи и формы. И в отличие от идей Платона, несмотря на свою нематериальность, форма не есть некая потусторонняя сущность, извне приходит в материю. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя, и наоборот, материя есть возможность того, действительностью чего будет форма. Так Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и миром идей. По Аристотелю, в пределах чувственно воспринимаемого мира возможен последовательный переход от материи к сопоставимому с ней формы, от формы - к соотносительной материи. Существуют же лишь отдельные вещи - индивидуумы. Это и есть бытие.

Онтология. (Метафизика), по Аристотелю, призванная исследовать первые причины, или высшие начала. их четыре: во-первых, причина материальная, то есть материал, вещество, из чего изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша, во-вторых, причина формальная ~ форма, образ, который набирает материал, в-третьих, причина-цель, например: жертвоприношение, определяющий форму и материал нужной для него чаши, в-четвертых, причина действенная, что создает своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряного дела мастер. Причина материальная и причина формальная есть форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Причина формальная - финальная - является, несомненно, основной, поскольку предоставляет вещи законченность, определенность, качество. Благодаря «собирая разборчивости» мастера, который объединяет причины, серебряная чаша становится окончательно готовым.

Науки Аристотель делит на три группы: первая - теоретические науки, то есть те, которые ведут поиск знания не ради него самого, - метафизика, физика, математика, психология, вторая - практические науки, добывающих знания ради нравственного совершенствования, - этика и политика; третья - науки производительные (творческие), цель которых - знания ради творчества, - риторика и поэтика. Наиболее значимыми и ценными являются, по Аристотелю, науки теоретические, среди которых ведущее место принадлежит философской метафизике. Абсолютная ценность философии заключается в том, что не стремится достичь практической утилитарной цели, является самодостаточным знанием. Тут-то Аристотель остается верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития, который принято называть классическим.

Платон (427-347 гг. Н.э.) - ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гимнасии Академия основал философскую школу. Свое философское учение и педагогические взгляды изложил в произведениях «Государство» и «Законы».

Платоном было выдвинуто и обосновано учение о мире идей. Согласно мнению философа, идеи представляют собой более совершенные формы бытия, где располагается человеческая душа до рождения. Мир же вещей является только тенью мира идей. Познание представляет собой припоминание душой того, что она знала во время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна состоять, по мнению Платона, в развитии способности к воскрешению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи).

В своих произведениях обрисовал проект идеального государства. Все свободные граждане в его стране разделены на три группы: философы - правители; воины - защитники государства; группа ремесленников и земледельцев, трудом которых содержались две предыдущие группы. Для представителей двух высших каст Платон отрицал семью, поскольку она отвлекает их от государственных дел.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главным источником античной философии была древнегреческая мифология. На протяжении всего своего существования она сохраняла отчетливо космоцентричный характер, т.е. в центре внимания был целостный Космос, где боги, люди, природа, составляют единство, универсум, который объясняется и осмысливается через мифы, сказания о богах, героях.

Сократ был первым афинским (по рождению) философом, современником Демокрита. Сократ интересен не только своими воззрениями, своим учением, но и всей своей жизнью и деятельностью, так как вся его жизнь явилась воплощением его учения. Благодаря Сократу было осуществлено осознание места философии в обществе. Он первым пришел к выводу о том, философия - это деятельность по осмыслению, осознанию и определению отношения человека к окружающей действительности. Философ - это человек, меняющий свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями обстоятельств бытия.

Фундаментальные философские учения и традиции общественной жизни, зародившихся в античные времена, ныне является неотъемлемой частью мировой культуры. Достояние античных мыслителей заложены в основу современной мировой общественно-философской мысли. Исследование социальных учений Платона, Аристотеля и многих других античных философов имеет давнюю традицию.

Науки Аристотель делит на три группы: первая - теоретические науки, то есть те, которые ведут поиск знания не ради него самого, - метафизика, физика, математика, психология, вторая - практические науки, добывающие знания ради нравственного совершенствования, - этика и политика; третья - науки производительные (творческие), цель которых - знания ради творчества, - риторика и поэтика.

Платоном было выдвинуто и обосновано учение о мире идей. Согласно мнению философа, идеи представляют собой более совершенные формы бытия, где располагается человеческая душа до рождения. Мир же вещей является только тенью мира идей. Познание представляет собой припоминание душой того, что она знала во время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна состоять, по мнению Платона, в развитии способности к воскрешению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи). В своих произведениях обрисовал проект идеального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2017. - 544 c.

2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. - М.: КД Либроком, 2018. - 264 c.

3. Гуревич П. С., Филатов О. К. Философия и история образования. От Античности до эпохи просвещения. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 290 с.

4. Ивин А. А., Никитина И. П. Философия науки. Учебное пособие. — М.: Проспект. 2020. 352 с.

5. Светлов Р. В, Алымова Е.В, М.Н; под общей редакцией Светлова: История античной философии: учебное пособие для вузов / Москва - Издательство Юрайт, 2023. — 288 с.

 

Похожие работы на - Античная философия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!