Обучение чтению и монологической речи в младших классах средней школы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2024-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение чтению и монологической речи в младших классах средней школы

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

Факультет «Прикладная лингвистика»

Кафедра «Мировые языки и культуры»

И. о. заведующего кафедрой

 «Мировые языки и культуры»

__________ Б.Г. Солдатов  

  «___» _________   2024 г.

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская работа)

 

Тема: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  В МЛАДШИХ КЛАССАХ  СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ УМК “SPOTLIGHT”)»

Направление подготовки / специальность 45.03.02  Лингвистика

 

Направленность (профиль) Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

 

Обозначение ВКР   45.03.02.770000.000      Группа  ЛЛ44

Обучающийся _________________________  студент А.В. Подгорнов

подпись, дата  

 

Руководитель ВКР    _____________    доцент Е.В. Постевая   подпись, дата  

 

 

 

Нормоконтроль _____________ ст. преподаватель В.А. Баскакова

  подпись, дата

 

 

Ростов-на-Дону

2024

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

Факультет «Прикладная лингвистика»

 

Кафедра «Мировые языки и культуры»

И. о. заведующего кафедрой

 «Мировые языки и культуры»

___________ Б.Г. Солдатов     «____» ___________   2024 г.

 

 

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы

 

Тема: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  В МЛАДШИХ КЛАССАХ  СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ УМК “SPOTLIGHT”)»

 

Обучающийся  Подгорнов Андрей Валерьевич  

 

Обозначение ВКР 45.03.02. 770000.000   Группа ЛЛ 44  

Тема утверждена приказом по ДГТУ от «02» мая 2024 г. № 2204-ЛС-О

Срок представления ВКР к защите  «25» июня 2024 г.

Исходные данные для выполнения выпускной квалификационной работы:

Теоретической основой исследования являются научные труды таких российских и зарубежных ученых в области преподавания и методики, как Зимняя И.А., Рогова Г.В., Гальскова Н.Д., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Фокин Ю.Г., Хуторской А.В., Пассов Е.И., Клименко О.А., Жуков Р.Ф.и др.

 

Эмпирическую базу исследования составляют методика обучения чтению и составления монологического высказывания на английском языке на основе  методических разработок на начальном этапе обучения, учебные пособия для 2-4 классов УМК «Английский в фокусе» авторов Н.И.Быковой, Д.Дули, М.Д.Поспеловой, В.Эванс.

 

Содержание выпускной квалификационной работы:

Введение:

Обосновать актуальность темы, сформулировать объект, предмет, цель и задачи исследования, указать практическую и теоретическую значимость, информационную базу и структуру работы.

 

Наименование и содержание разделов:

1 Чтение и монологическая речь как виды речевой деятельности.

В разделе необходимо дать психолого-лингвистическую характеристику чтения как вида иноязычной речевой деятельности,  рассмотреть виды чтения в методике обучения иностранным языкам, проанализировать теоретические основы изучения связной монологической речи.

Сделать выводы

2 Содержание и специфика организации обучения чтению и монологической речи в младших классах средней школы анализ учебника и компонентов.

Необходимо провести анализ УМК «Английский в фокусе» 2-4 классы,  выявить особенности и недостающие компонениты УМК, разработать комплекс упражнений  по обучению чтению и монологической речи.

Сделать выводы

Заключение:

Заключение должно содержать обобщенные результаты проведенной работы в соответствии с поставленной целью и задачами.


 


 

Руководитель ВКР  _____________________   доцент Е.В. Постевая.

  подпись, дата 

 

Задание принял к исполнению ______________________   студент А.В. Подгорнов

 подпись, дата

 

Аннотация

 

 

Выпускная квалификационная работа выполнена на тему: «Обучение чтению и монологической речи в младших классах  средней школы (на материале УМК «Английский в фокусе»)». Объектом исследования являются чтение и составление монологического высказывания на английском языке на начальном этапе обучения. Предмет исследования – методика обучения чтению и составления монологического высказывания. Целью выпускной квалификационной работы является  обучение чтению и монологу на основе наших разработок.  Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проанализированы учебники УМК “Spotlight”  2-4 классы и составлены собственные разработки для обучения чтению и монологической речи. Объем работы: 65страниц, 26 рисунков, 5 таблиц, 51 использованных информационных ресурсов.

 

 

Аnnotation

 

 

The graduate qualification work presents the material on the topic "Teaching reading and monologue speech in primary school (based on the material of the UMK "Spotlight")". The object of the study is reading and composing a monologue in English at the first steps of learning. The subject of the study is the methodology of teaching reading and composing a monologue. The purpose of the graduate qualification work is to explore the optimal means of teaching reading and monologue speech based on our developments. In order to achieve this goal, the following tasks were solved: the textbooks of the UMK "English in focus" for primary grades were analyzed and our developments for improving the effectiveness of teaching reading and monologue speech were presented. Size of work: 65 pages, 26 pictures, 5 tables, 51 information resources.

Содержание

 

 

 

Введение

5

1

Чтение и монологическая речь как виды речевой деятельности

8

 

1.1 Психолого-лингвистическая характеристика чтения как вида иноязычной речевой деятельности

8

 

1.2 Виды чтения в методике обучения иностранным языкам.  

1.3 Теоретические основы изучения связной монологической речи Выводы к главе 1

11

14

20

2

Содержание и специфика организации обучения чтению и монологической речи в младших классах средней школы. Анализ учебника и компонентов.

22

 

2.1 Содержание УМК «Английский в фокусе» как отражение современных тенденций в методике обучения иностранному языку

 

22

 

2.2 Виды упражнений и заданий, направленные на развитие навыков чтения в младших классах средней школы

2.3 Система упражнений и заданий для развития монологической речи на иностранном языке

28

39

 

Выводы к главе 2

56

 

Заключение

58

 

Перечень использованных информационных ресурсов

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современном мире знание иностранного языка стало необходимым компонентом  развития личности и успешного построения карьеры. Это связано с большими возможностями обмена информацией, путешествиями, участием в международных симпозиумах, конференциях и пр. На сегодняшний день английский язык стал языком мирового общения в политической, деловой и научной среде, подавляющее большинство документации и научных трудов написаны или переведены на английский язык, что облегчает взаимодействие представителей разных национальностей и народов практически во всех сферах жизни. Именно поэтому изучению иностранного языка уделяется большое внимание на всех этапах образования – от младшего школьного до высшего.

Одной из важнейших задач в обучении иностранному языку, возникающих перед учителем,  является необходимость правильно заложить базу именно на начальном этапе обучения. Этой базой учащийся сможет пользоваться в дальнейшем на всех этапах овладения иноязычной речью. Поэтому исключительно важным  является одновременное и равномерное овладение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом, монологической и диалогической речью. В данном исследовании мы подробно остановимся на особенностях обучения чтению и монологической речи на начальном этапе обучению иностранному языку в современной школе, поскольку умение читать и составлять небольшие монологические высказывания способствуют дальнейшему интересу ребёнка к изучению иностранного языка и вселяют в него уверенность.

Актуальность проблемы заключается в возрастающих требованиях к уровню владения языковыми навыками учащимися по новым ФГОС-3, и одновременным отсутствием единого учебника по иностранному языку, который бы полностью соответствовал требованиям нового образовательного стандарта. В 2023-2024 году учителя столкнулись с проблемой наличия единой рабочей программы и отсутствия единого учебника. В обучении английскому языку основой для перехода на новый учебник, который ещё не был представлен на обсуждение, были взяты линейки УМК «Английский в фокусе» для общеобразовательных школ и УМК «Звёздный английский» для школ с углублённым изучением английского языка.

Объектом исследования данной работы являются чтение и составление монологического высказывания на английском языке как виды речевой деятельности на начальном этапе обучения.  

Предметом исследования является методика обучения чтению и составления монологического высказывания на английском языке на основе  методических разработок на начальном этапе обучения.

Материалом исследования является линейка УМК «Английский в фокусе» и использование авторских методических разработок как средств обучения чтению и монологу на английском языке.  

Цель данной работы – исследовать оптимальные средства обучению чтению и монологической речи на основе авторских разработок.

Исходя из указанной цели мы можем выделить следующие задачи:

1.   Дать психолого-лингвистическую характеристику чтения и монолога как видов иноязычной речевой деятельности.

2.   Проанализировать различные виды чтения и видов устной речи.

3.   Рассмотреть цели и задачи обучения чтению и монологической речи в средней общеобразовательной школе, уделяя особое внимание начальному этапу обучения.

4.   Проанализировать учебники УМК «Английский в фокусе» для начальных классов и представить наши авторские разработки для повышения эффективности обучения чтению и монологической речи.  

Методы исследования, используемые при выполнении данной работы–ретроспективный анализ научной и учебно-методической литературы по теме, изучение государственных образовательных документов, наблюдение за педагогическим опытом, описательный метод, моделирование, метод наблюдения и обобщения полученных результатов.  

Теоретическая значимость данного исследования заключается в описании чтения и монологической речи, как видов речевой деятельности, были охарактеризованы основные виды чтения и монолога, также были рассмотрены этапы обучения чтению в средней школе.  

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что основные результаты и собранный фактический материал создают методологическую и практическую основу для составления системы упражнений и учебно-методических материалов, направленных на дальнейшее применение в практике преподавания иностранного языка с целью повышения эффективности и оптимизации учебного процесса.  

Новизна работы заключается в том, что в ней предпринят комплексный анализ содержания УМК «Английский в фокусе» с дидактической и методической точек зрения, которые необходимо учитывать как основу обучения чтению и говорению на начальном этапе обучения иностранному языку. На данный момент существует достаточное количество грамматических и лексических сборников к вышеупомянутому УМК, однако в общем доступе не имеется дополнительных материалов по чтению и монологической речи. Наши разработки могут быть опубликованы и использоваться, как вспомогательные пособия для обучения школьников на начальном этапе обучения английскому языку.

Нами была проделана работа по составлению авторских текстов ко всем модулям учебника, которые дополняют и оптимизируют процесс запоминания лексики, отработки и закрепления навыков чтения и монологической речи.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.

 

 

1 Чтение и монологическая речь как виды речевой деятельности

 

 

1.1   Психолого-лингвистическая характеристика чтения как вида иноязычной речевой деятельности

 

 

 В методике обучения иностранным языкам чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, обеспечивающий письменную форму общения, и также занимающий одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение является эффективным средством обучения.  Нужно отметить, что чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности следующим образом: без письменной речи в процессе чтения не было бы никакой надобности, без умения читать письмо было бы бесполезным, невозможно приступить к обучению чтению, если у ребенка отсутствует речевой опыт в говорении.  

Следовательно, чтение – это процесс распознания в печатном тексте уже известного в форме устной речи языкового материала. В свою очередь, само чтение имеет положительное влияние на развитие правильной устной речи, поскольку многократные повторения языковых единиц в различных контекстах способствуют уточнению их семантических границ и нормы употребления.

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:

1.   Чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации);

2.   Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности.

Читать на иностранном языке – значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемым текстом, и поступающему по зрительному каналу.    

Успешная реализация понимания при чтении возможна при наличии целого ряда факторов, обеспечивающих этот процесс: владение определенным языковым материалом, наличие определенных умений и навыков, непременным условием функционирования которых является участие категорий психологического порядка: внимания, разных видов памяти, логического мышления и др.  

В процессе чтения читающему необходимо производить такие мыслительные операции, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, установление причинно-следственных связей и т.д.    

По мнению Г.В. Роговой, сам процесс чтения можно подразделить на следующие составляющие: соотнесение графем с морфемами,становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания и установление непосредственной связи между семантическим и графическим комплексами, что находит свое выражение в чтении вслух и про себя, медленным и быстрым, с полным пониманием или общим охватом [30, с.17].    

Из психологии известно, что овладение чтением начинается с восприятия печатного слова, его озвучивания и понимания, т.е. с овладения графемно-морфемными соответствиями в иностранном языке. Этому же служит чтение словосочетаний, предложений и текста.    

Чтение – это не только восприятие читаемого текста, но и его понимание. В реальном чтении процессы восприятия и понимания тесно взаимосвязаны.

Умения и навыки, обеспечивающие данные процессы, принято делить на две группы: Технические навыки чтения (они обеспечивают перцептивную переработку текста: восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы); Умения и навыки смысловой переработки воспринимаемой информации (эти умения приводят к пониманию текста как законченного речевого высказывания).

Знание звукобуквенных соответствий и умение прогнозировать развертывание языкового материала относятся к основным механизмам техники чтения. Обучение технике чтения должно осуществляться параллельно с обучением другим видам речевой деятельности.

С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную форму речевого общения и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого. При этом задействуются слуховые и зрительные анализаторы. Следует также отметить, что при слуховом приеме информации возникает ряд сложностей поскольку, в отличие от зрительной системы, слуховая задействует меньшее число анализаторов при чтении.

При постоянном чтении книг на иностранном языке происходит обогащение словарного запаса, закрепляются новые слова, расширяется сфера их употребления; интенсивное чтение иноязычной литературы способствует развитию навыков устной речи.    

В завершение, следует отметить некоторые особенности, свойственные только чтению. Понимание при чтении осуществляется в несколько более благоприятных условиях, которые определяются большей отчетливостью зрительных образов по сравнению со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает, как правило, сложнее. Тематика устной речи обычно охватывает предметы, близкие говорящему, непосредственно его касающиеся. При чтении круг вопросов значительно шире, особенно на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку. Для текстов, заимствованных из научно-популярной, политической и художественной литературы страны изучаемого языка характерно, в частности, обращение к темам, отражающим быт и историю данной страны, что ведет за собой ознакомление с фактами и предметами, которых нет в опыте читающего.

1.2 Виды чтения в методике обучения иностранным языкам.

 

 

Главной целью чтения является осмысление зрительно воспринимаемой информации и ее понимание. Чтение человека всегда целенаправленно в зависимости от конкретной цели в конкретный момент чтения. В методической литературе принято различать следующие виды чтения. По функции чтения выделяют следующие виды:

·   познавательное;

·   ценностно-ориентированное;

·   регулятивное.

Познавательное – чтение только для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или невербально.

Ценностно-ориентационное – чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах речевой деятельности.

Регулятивное – чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте.

В зависимости от степени участия голоса виды чтения делятся на чтение: вслух, хоровое (как разновидность чтения вслух), про себя.

Чтение вслух – внешнее озвучивание графического текста. Соотношение чтения вслух и чтения про себя меняется в зависимости от цели занятий и этапа обучения. Чтение вслух особенно важно на начальном этапе в период становления слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков и овладения техникой чтения.

По способу раскрытия содержания чтение можно разделить на: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное (с непосредственным пониманием).

По характеру организации деятельности: 

·   подготовленное

·   неподготовленное

Подготовленное чтение предполагает снятие языковых трудностей до чтения текста.

Неподготовленное чтение проводится на облегченных в языковом отношении, адаптированных текстах.

В процессе обучения иностранным языкам широко используется классификация видов чтения в зависимости от целевой установки, предлагаемая С. Х. Фоломкиной [43, с.53], которая делит учебное чтение на следующие виды, которые также определены как программные виды чтения:  

1.   Просмотровое – это беглое, выборочное чтение, задачей которого является получение общего представления о содержании текста. Оно предшествует ознакомительному и изучающему чтению;

2.   Ознакомительное – чтение «для себя». Характеризуется отсутствием установок на получение какой-либо конкретной информации, направлено на выявление основного содержания читаемого, умения выделять главную и второстепенную мысль;

3.   Изучающее – вдумчивое и неспешное чтение, в основе которого лежит полное понимание информации текста и ее последующий анализ. Отличительной особенностью изучающего чтения является большое количество регрессий – повторных перечитываний отдельных частей или всего текста в целом;

4.   Поисковое – вид чтения, направленный на быстрое нахождение в тексте определенной информации с последующим ее изучением.

Владение разными видами чтения – важный компонент культуры чтения как на родном, так и на иностранном языке. Однако большое значение для успешного усвоения и дальнейшего использования учащимися данных видов чтения имеют сами тексты, используемые в процессе обучения. К ним выдвигают следующие требования : воспитательная ценность. Чтение предложенных текстов должно развивать у учащихся морально-этнические нормы; познавательная ценность, правильность соотношения нового и известного. Тексты должны включать в себя разнообразные сведения и факты о странах, народах, различных культурах и сферах жизни человека, давая возможность узнать что-то новое или же конкретизировать и расширить уже известную информацию; содержание текстов должно быть адекватно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Оно должно соответствовать уровню интеллектуального развития и отвечать интересам обучающихся. Скучный и сложный для восприятия текст неспособен привнести какие-либо положительные результаты в процесс обучения.  

По данным лингвостатистики, полнота понимания иноязычного текста достигается только лишь в том случае, если читающий понимает 70–80 % слов из прочитанного текста. Это свидетельствует о том, что учащийся должен освоить примерно 2 000 лексических единиц.  

Конечным результатом обучения чтению, к которому должен стремиться каждый учитель, ведущий урок английского языка, является выработка техники зрелого чтения, характеризующегося скоростью, соответствующей виду чтения, сопровождающегося полным пониманием читаемого и осуществляющегося с наименьшей затратой сил обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3   Теоретические основы изучения связной монологической речи

 

 

Монологическая речь является разновидностью говорения. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык представляет собой систему знаков, сложившуюся в процессе общественной деятельности. Именно в речи происходит выражение языка. Язык выступает средством коммуникации между людьми, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.  

Монолог представляет собой ряд логически и последовательно связанных между собой предложений, которые объединены единым содержанием или предметом высказывания [36, с.71]. Другими словами, монолог позволяет описать событие, явление, предмет, выразить и развернуть определенную мысль, выразить свое отношение к определенной проблеме, аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу.

Е.Н. Соловова выделяет следующие важнейшие характеристики монолога: Целенаправленность или соответствие речевой задаче. Непрерывный характер. Логичность. Смысловая законченность. Самостоятельность. Выразительность [36, с. 125].

Именно монолог дисциплинирует мышление. Строя свое высказывание логически, говорящий учится мыслить последовательно. Составляя монолог, необходимо строить свое высказывание таким образом, чтобы донести свои мысли до слушателя. Следовательно, при составлении монологического высказывания важной является проблема выбора лексических и грамматических средств.

Так как речь является разновидностью говорения, то по своей сути – это вербальная коммуникация, вербальный процесс общения с помощью языка, который осуществляется при помощи слов с определенными значениями, закрепленными в общественном опыте. В речи язык находит свое выражение.

Не существует единственного общепринятого определения понятия «монологическая речь». Многие ученые, психологи, лингвисты и педагоги спорят о верном подходе к ее толкованию. Е. И. Пассов считает, что нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней: на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста [26, с. 98]. По мнению И. А. Зимней, монолог – это меньшая или большая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [5, с. 85]. В соответствии с определением Г. В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом [29, с. 145].

Таким образом, для умения построить монологическую речь нужно учитывать коммуникативное намерение. Коммуникативность является одним из главных факторов, обеспечивающих адекватность общения на логико-семантическом уровне.

Коммуникативные функции монологической речи: информативная, воздействующая, эмоционально-оценочная.

Для уроков английского языка в средней общеобразовательной школе наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Тем не менее, обучающиеся также должны уметь не только описывать предметы и явления, но и выражать свое мнение к представленной проблеме, подкреплять свое мнение убедительными аргументами. Следовательно, все функции монологической речи реализуются комплексно при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Каждая из функций монологической речи, приведенных выше, имеет свои собственные языковые средства выражения.

Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи, принято говорить о ее функциональных типах [7, с. 32].

К таковым относятся: Монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-рассуждение.

Монолог-описание – это способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления, персонажа. В данном случае говорящий перечисляет признаки, качества, индивидуальные особенности, подчеркивает положительные и отрицательные стороны.

Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – это информация о развивающихся действиях. Говорящий сообщает информацию, которая помогает слушателю представить описываемые события в процессе, их развитие.

Монолог-рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. Такой монолог строится на основе какого-либо суждения или высказывания. Говорящий может как согласиться, так и опровергнуть приведенную точку зрения. При этом свое согласие или несогласие он подкрепляет определенными аргументами, которые впоследствии помогают ему сделать вывод и подтвердить свое мнение [3, с. 23].

Каждый из приведенных типов монолога может быть представлен как самостоятельно, так и в совокупности с другими видами. Но каждый из этих типов предполагает наличие у говорящего определенных умений и навыков построения монологического высказывания.

Говорящий, в первую очередь, должен уметь выражать свои мысли четко и ясно, соблюдая грамматические правила языка и тщательно подбирая лексику, наиболее полно отражающую то, что он хочет донести до слушателя.

Существует ряд разновидностей монолога, обслуживающих различные сферы общения: приветственная речь; похвала; порицание; лекция; рассказ; характеристика; описание; обвинительная или оправдательная речь [12, с. 136].

Монолог – это речь, которую произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Примером монологического высказывания может служить рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад. В монологической речи нет возможности долго обдумывать свою реплику, так как это выглядит неестественно. Также нет опор в виде реплик собеседника. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность. Она требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет донести говорящий.

По сравнению с диалогической речью монологическая представляет большие трудности, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всего курса обучения английскому языку в школе. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением), имеющим монологический характер. Это зачастую является последствием недостаточного внимания учителей к работе по формированию у обучающихся навыков составления монологического высказывания на иностранном языке.

Несмотря на это, как в диалогической речи, так и в монологической необходимо правильно выбирать лексические средства, адекватные коммуникативной ситуации, логически выражать свои мысли, последовательно строить свое высказывание и придерживаться грамматических правил языка.

Монологическая речь является одним из объектов при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе. Монологическим высказыванием можно назвать любой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами.

Существуют следующие уровни монологического высказывания: слово, словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст [5, с. 320].

На каждом из этих уровней монологическое высказывание выступает в процессе общения в качестве речевой единицы.

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения. При овладении такими речевыми единицами, как слова и словосочетания обучающиеся могут столкнуться с морфологическими трудностями. Для уровня фраз характерны синтаксические трудности. Уровень сверхфразового единства и текста при овладении представляет наибольшую сложность для обучающихся, которые сталкиваются с логико-синтаксическими трудностями.

Для составления монологического высказывания большую роль играют индивидуальные особенности обучающихся. К личностным свойствам обучающихся можно отнести их жизненный опыт, интересы и увлечения, желания и склонности, эмоции и чувства. Все перечисленное составляет ситуацию общения как совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану.

Учитывая то, что у каждого ученика вырабатывается свой стиль учебной деятельности, необходимо обращать большее внимание на то, как научить обучающихся наиболее рациональным приемам этой деятельности. Многие обучающиеся испытывают трудности при обучении говорению, несмотря на то, что с другими видами речевой деятельности справляются хорошо. Большие трудности при обучении говорению связаны с монологической речью, чем с диалогической, поэтому при обучении построению монологического высказывания особо важна индивидуальная направленность обучения.

Важным для успешного осуществления общения между обучающимися является пространственное размещение обучающихся. В некоторых видах обучения преподаватель предпочитает размещать учеников не друг за другом, как это обычно принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность обучающихся и повышает эффективность приобретения навыков общения на иностранном языке [28, с. 88].

Таким образом, обучение говорению на основе личностно-ориентированного подхода требует разностороннего развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, что облегчает вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем.

При обучении монологической речи на уроках английского языка нередко приходится сталкиваться с разными проблемами. Одной из самых распространенных является неспособность обучающегося самостоятельно сформулировать законченное, грамматически правильное высказывание. В ответ на свой вопрос учитель часто может услышать односложный ответ, или же обучающийся вообще не может сформулировать свою мысль. Обучение монологической речи на уроках английского языка – чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс. Он охватывает все этапы обучения английскому языку в школе.

На начальном этапе обучения английскому языку учащийся должен научиться формулировать одно законченное предложение или утверждение по заданной теме или же несколько отдельных коротких высказываний, каждое из которых представляет собой законченную мысль.

На среднем этапе обучения английскому языку предложения, составленные учащимися должны стать логически связанными. Высказывания должны различаться по модели, что будет способствовать развитию логической связи между фразами.

На старшем этапе объем высказывания увеличивается при сохранении логических связей между предложениями. От обучающегося требуется рассуждать и предоставлять аргументацию своего ответа [5, с. 76].

Таким образом, очень важно на протяжении всего времени обучения в школе способствовать овладению обучающимися наиболее рациональными приемами составления монологического высказывания. Немаловажным является и личностная ориентация при обучении монологической речи. Она способствует вовлечению личного опыта обучающихся, а также учету их способностей в зависимости от уровня знаний и умений. Все это повышает мотивацию обучающихся, а также способствует более эффективному овладению данным видом речевой деятельности.

 

Выводы к главе 1

 

 

В методике обучения иностранным языкам выделяют 4 вида речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо и письменная речь.  

Все эти виды речевой деятельности важны и тесно взаимосвязаны на всех этапах изучения языка и позволяют обучающемуся использовать все виды коммуникации.

В методике обучения иностранным языкам чтение рассматривается, как базовый самостоятельный вид речевой деятельности, обеспечивающий письменную форму общения, и также занимающий одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Без формирования навыков правильного чтения, особенно на первоначальном этапе обучения, невозможно дальнейшее глубокое и осмысленное изучения языка. Именно поэтому чтению необходимо уделять пристальное внимание начиная с первых лет обучения иностранному языку.

Монологическая речь, являясь разновидностью говорения наряду с диалогической речью, представляет собой связанные одной темой и содержанием высказывания, логически и семантически последовательные предложения. Монолог позволяет выразить и развить определенную мысль.

Любое монологическое высказывание должно быть связным и логически оформленным. Оно позволяет раскрыть определенную тему, которая связывает отдельные предложения в единый монолог. Для того чтобы монологическое высказывание было связным, используются различные средства: морфологические, синтаксические, лексические.  

Навык составления монологического высказывания представляет значительные трудности в овладении. Одной из главных проблем является грамотный выбор лексических и грамматических средств и наличие опор для составления монологического высказывания.  

В данной работе мы рассмотрим синтез обучения чтению и составлению монологического высказывания в младших классах на примере использования авторских разработок, дополняющих материалы УМК «Английский в фокусе».

 

2 Содержание и специфика организации обучения чтению и монологической речи в младших классах средней школы

 

 

2.1 Содержание УМК «Английский в фокусе» как отражение современных тенденций в методике обучения иностранному языку, анализ учебника и компонентов

 

 

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования…», одной из главных целей обучения иностранному языку является: «формирование умения общения на иностранном языке на элементарном уровне, учитывая потребности и речевые возможности в устной и письменной форме». В связи с этим, уже на начальной ступени обучения иностранному языку учителем должно уделяться внимание обучению устной коммуникации, которая на этом этапе неразрывно связана с чтением. Процесс обучения монологической речи также усложняется тем, что не все учащиеся обладают навыками составления монологического высказывания на родном языке.  

Следовательно, навыки, которые формируются в процессе монологического высказывания в начальной школе на уроке английского языка–это правильно с точки зрения языковых средств, логично и последовательно, с достаточной полнотой, и творчески пользоваться усвоенным языковым материалом для выражения своих мыслей на иностранном языке. Все эти качества монологических умений формируются в процессе выполнения соответствующих упражнений.  

Для обучения монологической речи используются: подготовительные (языковые и условно-речевые) и речевые упражнения.

Подготовительные упражнения могут быть следующего характера:

· имитативные,

· подстановка,

· комбинационные,

· трансформационные.

Назначение подготовительных упражнений – целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должна быть навык оперирования соответствующими фонетическими, лексическими и грамматическими элементами и целыми предложениями. Суть подобных упражнений – в многократном и варьируемом повторении иноязычных форм, которые соответствует заданному содержанию. Внимание при этом направляется на языковую форму. Таким образом, подготовительные упражнения в виде чтения  имеют своей целью научить учеников компонентам монологической речи: составление фраз, их расширение, трансформации, комбинирования, соединения фраз между собой согласно логике высказывании. Однако следует помнить, что началом работы над монологической речью является прочное усвоение лексических единиц в грамматических структурах [5, с.169].  

В результате регулярного выполнения всех вышеперечисленных упражнений обучающийся сделает первый шаг к формированию собственного монологического высказывания. Благодаря частым устным практикам обучающийся сможет эффективно развивать свой фонематический слух и фонетические умения. У обучающегося разовьется автоматизм построения англоязычного предложения, его грамматическая составляющая. Вплетение тематической лексики в устную речь способствует её лучшему запоминанию и усвоению.  

Современная система начального, основного и среднего образования на данный момент проходит через серьёзное реформирование и преобразование. За последние несколько десятилетий после либеральных реформ 90-х годов в сфере школьного образования сложилась сложная ситуация. В результате образовательные организации ушли от использования единых для всей страны учебников, которые существовали в стране с 1934 года. Таким образом, школы в разных регионах нашей страны работали по разным учебным программам различного уровня сложности. С внедрением и развитием системы итогового контроля выпускников в виде ОГЭ и ЕГЭ ситуация усугубилась тем, что выпускники не могут выполнить часть заданий в КИМах, поскольку не проходили эти темы в период обучения. Кроме того, разные авторы в своей линейке учебников дают материал в различной тематической последовательности. Поэтому при смене школы и учебника по предмету, может образоваться пробел в изучении данного предмета, а учащийся упускает часть материала, необходимого для успешной сдачи итогового экзамена. Соответственно, на данный момент сложились все предпосылки  возврата к единым по всей стране учебникам по всем предметам.  

Исходя из вышесказанного, 24 сентября 2022 года Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» – закон, по которому предусматривается введение единых общеобразовательных программ и единых учебников в школах.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что переход на единые государственные учебники в российских школах пройдет в течение пяти лет. Однако, это процесс длительный и сложный. В 2023-2024 учебном году все школы Российской Федерации работали по единым рабочим программам с использованием имеющихся в школах библиотечных фондов. Единые учебники по всем предметам разрабатываются планомерно, чтобы обеспечить качество и единство образовательного процесса. Они будут подготовлены до конца 2025 года, а полный переход произойдет в ближайшие пять лет. Согласно новому закону, права на учебники будут принадлежать государству, а не издательствам.  

Таким образом, в течение ближайших 2-х лет до появления единого учебника, учителя будут использовать в работе существующие издания. Во время переходного периода для обучения школьников английскому языку были рекомендованы учебники линейки “Spotlight” – «Английский в фокусе».    

В ходе данного исследования мы провели анализ учебника и компонентов УМК  «Английский в фокусе» 2-4 класс (начальный этап обучения).  

Учебники для начальных классов (2-4 классы) 2023 года состоят из двух частей и рассчитаны на 70 уроков английского языка в течение учебного года.

· Учебник 2 класса состоит из знакомства с английским алфавитом, вводного модуля и 5-ти учебных модулей.

· Учебники 3 и 4 классов состоят из 8-ми учебных модулей.

Каждый модуль разделяется на микротемы. Аудиокурс является приложением к учебнику и входит в учебно-методический комплекс (далее УМК). Аудиокурс озвучен носителями языка и представляет собой озвучивание новых слов,  диалогов, стихотворений и песен в учебнике, что даёт школьникам возможность аудирования и копирования речи носителей языка.  Учебники для начальной школы имеют преемственность и дают новый вокабуляр в интересной форме, соответствующей психологическим особенностям школьников 8-10 лет. Главными персонажами являются няня-волшебница Nanny Shine, напоминающая Мэри Поппинс, её воспитанники мальчик Ларри и девочка Лулу, их питомец шимпанзе Чаклз, а также вся семья детей. По мере введения нового вокабуляра появляются новые родственники, профессии, места отдыха и путешествий. Всё это позволяет детям в интересной игровой форме изучать английский язык.  

УМК «Английский в фокусе» также содержит большой арсенал дополнительных материалов для самостоятельной работы и внеурочной деятельности:

· Рабочую тетрадь с заданиями на закрепление грамматики, словарного запаса и навыков аудирования.

· Сборник упражнений для закрепления правил правописания и грамматических навыков.

· Грамматический тренажёр.

· Видеокурс – дубляж учебника и аудиокурса в мультипликационной форме.

· Интерактивное приложение для компьютера, позволяющее в интересной игровой форме запоминать новые слова и учить песни.

Учебник УМК «Английский в фокусе» для 2 класса состоит из следующих учебных разделов:

I.   «Мои буквы»–знакомство детей с алфавитом, буквосочетаниями и обучение чтению.

II. Вводный модуль «Моя семья» с микротемами «Мои родные и близкие», «Цвета».

III.   Модуль 1 «Мой дом». Микротемы этого модуля это «Домик на дереве», «Мой дом», «Ванная комната»,  «Моя комната» и «Мой сад».

IV. Модуль 2 «Мой день рождения» содержит подтемы «День рождения», «Моя любимая еда», «Традиционная еда в России и Великобритании», «Новогодние праздники».

V.   Модуль 3 «Мои животные». Микротемы этого модуля–«Мой домашний питомец» и «Цирк».

VI. Модуль 4 «Мои игрушки». В этом модули школьники знакомятся с темами «Название игрушек», «Части лица», «Место, в котором я живу».

VII.   Модуль 5 «Каникулы». В этом модуле учащиеся знакомятся с темами «Погода», «Времена года», «Одежда», «Путешествия».

Исходя из проведенного нами анализа, в УМК «Английский в фокусе» в полной мере представлены упражнения на развитие навыков аудирования  и развитие диалогической речи. Однако, учебник и рабочие тетради не предоставляют обучающимся достаточно упражнений на формирование монологической речи, как основы для начала обучения устной речи. Данные нашего анализа представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

 

 

Таблица 1 – Анализ типов заданий в учебнике 2 класса "Английский в фокусе".

Типы заданий

Количество заданий

Проценты

Лексика

21

18%

Диалог

26

22%

Аудирование (песни)

29

25%

Чтение (опора на монолог)

6

5%

Правила чтения

12%

Грамматика

12

10%

Письмо

8

7%

Рисунок 1 наглядно показывает недостаточность заданий в учебнике 2 класса УМК «Английский в фокусе».

 

Рисунок 1 – Анализ типов заданий в учебнике 2 класса "Английский в фокусе".

Из таблицы 1 и рисунка 1 мы видим, что в учебнике 2 класса «Английский в фокусе в недостаточной мере представлены упражнения на обучение школьников навыкам чтения и практически отсутствуют тексы-опоры для составления монологических высказываний по пройденной теме.  В связи с этим, мы увидели необходимость дополнять учебный процесс собственными разработками, чтобы восполнить недостаточность УМК. Мы разработали текстовые задания ко всем модулям УМК  «Английский в фокусе» 2-4 класс, которые решают следующие задачи: отработка  навыков  чтения, закрепление лексики каждого модуля, возможность использовать тексты для самостоятельного составления собственного монологического высказывания любого уровня сложности, развитие письменной речи.

 

 

2.2 Виды упражнений и заданий, направленные на развитие навыков чтения в младших классах средней школы

 

 

В данной работе мы приведём примеры наших авторских разработок на примере нескольких модулей учебника Spotlight – 2, 3 и 4 классов.

Изучение букв и звуков в учебнике УМК «Английский в фокусе» для 2 класса начинается со 2-го урока. На изучение алфавита и обучению чтению по программе отводится 6 уроков. 3 урока выделяется на изучение букв и звуков, 2 урока на изучение буквосочетаний и 1 урок на изучение всего алфавита. Для обучения чтению авторы учебника выбрали «методику глобального чтения»–запоминание слова целиком. Через запоминание слова путём анализа дети должны прийти к запоминанию буквы, которую передаёт звук. Автором метода «Глобальное чтение» считают американского нейрофизиолога Глена Домана. Для России методика Домана была доработана Андреем Маниченко, автором развивающей программы «Чтение с пеленок». В России детей традиционно обучают чтению на родном языке, используя аналитико-синтетический метод. Основной принцип обучения чтению по этому этого методу– «от букв к слогам». Сначала детей учат как звучит буква. Для чтения слова, его разделяют на буквы, звуки и фонемы (сочетания букв) – этот этап называется «аналитическим». Затем мы сливаем буквы в слоги, а слоги в слова – то есть «синтезируем». Этот метод обучения чтению используется в российских азбуках и букварях. Именно из-за разницы методов обучения чтению в родном и иностранном языке часть детей не воспринимает методику глобального чтения. Для того, чтобы у школьников в классе изначально не «запало» чтение, мы параллельно вводим наши разработки, основанные на аналитико-синтетическом методе. В дальнейшем мы продолжаем отрабатывать на уроках правила чтения до конца 2 класса в виде языковой разминки в начале урока, одновременно обращая внимание на фонетическую сторону речи и отработку правил чтения. Примеры наших разработок можно увидеть на рисунках 2-5.

   

Рисунок 2 – Буква “E"        Рисунок 3 – Буква “A

     

Рисунок 4 – Бувосочетание “ph   Рисунок 5 – Буквосочетание “sh  

 

Для примера приведём наши разработки  для Модуля 1учебника «Английский в фокусе» 2 класс. В первом модуле отрабатывается речевая ситуация «Мой дом». В модуле представлены четыре микро-темы «Домик на дереве» и «Мой дом», «Ванная комната»,  «Моя комната» и «Мой сад».

Количество заданий в учебнике на различные виды речевой деятельности распределились следующим образом:

Таблица 2 – Анализ типов заданий в 1-м модуле учебника 2 класса "Английский в фокусе".

Типы заданий

Количество заданий

Проценты

Лексика

4

21%

Диалог

7

37%

Песни

5

26%

Чтение

1

5%

Правила чтения

1

5%

Монолог

1

5%

Итого

19

100%

 

На рисунке графически представленны данные таблицы 2.

Рисунок 6 – Анализ типов заданий в 1-м модуле учебника 2 класса "Английский в фокусе".

 

Диаграмма на рисунке 6 отчётливо показывает, что такие виды речевой деятельности, как правила чтения, монолог и чтение составляют 15% всех учебных заданий модуля. Недостающие задания мы компенсируем нашими авторскими разработками.

Правила чтения: Каждый модуль мы дополняем повторением и отработкой правил чтения.

В этом модуле мы предлагаем 4 текста для упражнений:

Текст 1. Домик на дереве. Hello! My name is Lulu . I am a girl. I am fine. I have got a tree house. It is lovely and very nice. My tree house is pink and red. I have got a blue table, a yellow chair, a green bed and a red radio in my tree house. I like my tree house very much.

Текст 2. Дом Ларри. Hello! My name is Larry. I am a boy. I am fine. This is a garden. This is my house. It is small and very nice. Look at my house! The house is yellow and brown. This is a window. The window is white, blue and green. This is a door. The door is brown. This is a roof. The roof is red, yellow, white, blue and green. This is a chimney. The chimney is green, black and white. It is a lovely house.

Текст 3. Come and look! Come in. This is a hall. The floor is green. The walls are yellow. The stairs are brown. This is a living room. The floor is blue. The walls are green. This is my kitchen. The walls are pink. The floor is red. The green chair is in the kitchen. The orange table is in the kitchen too. This is a bedroom. The walls are blue. The floor is green. The bed is yellow, orange blue and white. The lamp is green. This is a bathroom. The walls are yellow. The floor is orange. The bath is brown. I like my house.

Текст 4.  This is my room. My room is nice. The walls are blue. The floor is yellow. The window is white, yellow, orange and red. I have got a bed, a green lamp, a table and a chair in my room. My bed is yellow, blue, orange and white. The chair is blue. The table is brown. This is my computer. It is black. I like my room.

 

 

 

Микротема «Домик на дереве» отображена на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Микротема «Домик на дереве».

В микротеме «Мой дом» мы дополняем творческое задание из учебника по созданию аппликации.

 

 

 

Рисунок 8 – Микротема «Мой дом».

В двух последующих заданиях мы отрабатываем лексику модуля и первые грамматические конструкции This isI have got  Дети сначала читают текст, далее составляют по образцу свое письменное высказывание, и на следующем этапе составляют рассказы о своём доме. Объём рассказа может варьироваться от уровня подготовки учащегося и является образцом для формирования монологического высказывания.

 

  Рисунок 9 – Микротема дом Ларри.   Рисунок 10 – Моя комната.

Тексты «Дом Ларри» и «Моя комната» (рисунки 9 и 10) могут служить опорой для составления монологического высказывания по микротемам «Мой дом» и «Моя комната».

Во вводном модуле мы предлагаем дополнительный текст «Моя семья» Hello! My name is Larry. I am a boy. I am fine. I have got a family. I have got a Mummy. Her name is Meg. I have got а Daddy. His name is Jeff. I have got a sister. Her name is Lulu. I have got a Grandma. Her name is Rosie. I have got a Grandpa. His name is   Henry. I love my family.

 Дополнительные упражнения к Модулю 2 «Мой день рождения»:

Текст 5. Hello! My name is Masha. I am a girl. I am fine. I am from Russia. I am from Rostov-on-Don. This is my garden. This is a country house. This is a green tree. I have got fruits, vegetables and flowers in my garden. I like my garden.

Текст 6. Hello! My name is Lulu. I am a girl. I am  fine. I am from the UK. I am from London. I am happy today. It’s my birthday. I am five. I have my birthday party today. My Mummy, Daddy, Grandma, Grandpa, Larry and Nanny Shine say: “Happy birthday to you, Lulu!”. My birthday party is in the garden. My friends come today. I am very happy!

 Текст 7. I go to the garden. The green tree is in the  garden. The red table is in the garden. The chairs are in the garden too. Look at the table! My favourite food is on the table. I see a big  chocolate cake with five candles to make a wish. It is my birthday cake. This is a lovely party!

 Текст 8. There is a lot of food to eat for me, my friends and my family! I see meat, sandwiches, chips, pizza, burgers, cheese and eggs on the table. I don’t like eggs and cheese. But I like pizza. Pizza is my favourite food. I see apples,   bananas, ice cream, chocolate, the biscuits and orange juice on the table! Yummy! I like my birthday party!

 Дополнительные упражнения к Модулю 3 «Мои животные».

Текст 9. I like animals. I have got a pet. It is a cat. His name is Pushok. He is white and brown. Pushok is two. He is fluffy. Pushok is very nice and funny. He can do a lot of things. Pushok can run and jump. He can’t swim. His favourite food is meat and milk. I love my cat very much.

 Дополнительные упражнения к Модулю 4 «Мои игрушки».

Текст 10. Hello! My name is Dima. I am a boy. I am   fine. I am from Russia. I am from Rostov-on-Don.  I am eight. My favourite toy is a teddy bear. It's big. It's brown. It's got two small black eyes, two small ears, a brown nose and a pink mouth. It's on my bed. It's very pretty! I like my teddy bear!

Дополнительные упражнения к Модулю 5 «Каникулы».

Текст 11. There are four seasons in a year. They are spring, summer, autumn and winter.

Spring is green,

Summer is bright,

Autumn is yellow,

Winter is white.

In spring the weather is warm or cool. In summer the weather is warm or hot.

In autumn the weather is cool and windy. It often rains.In winter the weather is cold. It often snows. My favourite season is summer.

 Текст 12. My favourite season is summer. Trees are green and flowers are beautiful. The weather is warm or hot. I have my summer holidays and I have a lot of fun. I usually spend my summer holidays in Rostov, at the seaside, at camp or in the country.  In summer I can play outside and swim. I like my holidays.

Наши методические разработки помогают решить следующие задачи:

· Запоминание новой лексики.

· Составление самостоятельного монологического высказывания по заданной теме.

· Восприятие иноязычной речи на слух, когда в классе дети по очереди делают сообщения по изученному материалу.

· В наших материалах многократно повторяется лексика модуля, что значительно облегчает запоминание учащимися новых слов на самых первых ступенях изучения английского языка.  

· Результ добавления в процесс обучения наших дополнительных заданий распределение заданий на различные виды деятельности мы можем увидеть в таблице 3 и на рисунке 11:

Таблица 3 – Распределение типов заданий в 1-м модуле учебника 2 класса "Английский в фокусе" с добавлением наших  разработок.

Типы заданий

Количество заданий

Проценты

Лексика

4

13%

Диалог

7

22%

Песни

5

16%

Чтение

5

16%

Правила чтения

2

6%

Монолог

5

16%

Письмо

4

13%

Итого

32

100%

 

 

Рисунок 11 – Распределение типов заданий в 1-м модуле учебника 2 класса "Английский в фокусе" с добавлением наших авторских разработок.

На диаграмме (рисунок 11) чётко видно, что с использованием наших авторских материалов и материалов учебника, количество заданий на развитие всех видов речевой деятельности распределилось равномерно, а также добавился ещё один вид – письменная речь.  

В ходе нашего исследования мы выполнили работу по дополнению всех семи модулей существующего учебника 2 класса «Английский в фокусе недостающими материалами. Нами были составлены 15 упражнений для обучения правилам чтения и 19 дополнительных текстов-опор для составления монологического высказываня по темам учебных ситуаций. Результаты нашей работы представлены в таблице 4 и на рисунке 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Сравнительный анализ типов заданий в учебнике 2 класса "Английский в фокусе" до и после добавления наших авторских разработок.

Типы заданий

Учебник

Учебник + доп.материалы

Проценты учебник

Проценты учебник + доп.материалы

Лексика

21

21

18%

14%

Диалог

26

26

22%

17%

Аудирование (песни)

29

29

25%

19%

Чтение (опора на монолог)

6

25

5%

17%

Правила чтения

14

29

12%

19%

Грамматика

12

12

10%

8%

Письмо

8

8

7%

5%

Итого:

116

150

100%

100%

На рисунке 12 отображены данные таблицы 4 в графическом формате.

Рисунок 12 – Сравнительный анализ типов заданий в учебнике 2 класса "Английский в фокусе" до и после добавления наших авторских разработок.

На диаграмме видно, что благодаря нашей работе мы привели в соответствие соотношение заданий, направленных на развитеие различных видов речевой деятельности:

· Лексика

· Диалогическая речь

· Чтение

· Аудирование

Во втором классе на начальном этапе обучения иностранному языку грамматика и письмо не являются основными видами речевой деятельности, поэтому количество упражнений меньше, чем на последующих этапах изучения английского языка.

 

 

2.3 Система упражнений и заданий для развития монологической речи на иностранном языке

 

 

Аналогичная ситуация с недостаточным количеством опорных текстов для закрепления лексики и отсутствием опор для составления монологического высказывания прослеживается во всех модулях линейки учебников «Английский в фокусе» 2-4 класс. В 3-4 классах мы также предлагаем дополнительные тексты и начинаем ведение «Грамматической тетради»–сборника правил грамматики английского языка, которые учащиеся записывают или вклеивают в отдельную тетрадь, которая ведётся на протяжении всей учебной деятельности. Таким образом, к окончанию 9 класса у учащихся собирается «Грамматическое портфолио». В процессе обучения иностранному языку  учащиеся постоянно возвращаются к повторению ранее пройденных правил и такое портфолио помогает эффективно повторять и закреплять пройденные ранее правила.  

Приведём для примера один из  модулей УМК «Английский в фокусе» 3 класс: Модуль 1, речевая ситуация «Школа». В этом модуле представлены три микротемы «Школьные предметы», «Школы в России», «Школы в Великобритании».  Грамматика этого модуля представлена темой «Глагол to be».  

Проведём аналогичный анализ представленности упражнений на развитие различных видов речевой деятельности в учебнике и при дополнении учебника нашими материалами (таблица 5 и рисунки 13 и 14).

Таблица 5 – Анализ типов заданий в 1-м модуле учебника 3 класса "Английский в фокусе".

Типы заданий

Кол-во заданий в учебнике

Количество заданий учебник + доп. задания

Лексика

5

5

Диалог

5

5

Аудирование (песни)

5

5

Чтение

2

5

Правила чтения

2

2

Монолог

0

3

Грамматика

2

2

Письмо

2

5

На рисунке 13 отображены данные таблицы 5 в графическом формате.

Рисунок 13 – Анализ типов заданий в 1-м модуле учебника 3 класса "Английский в фокусе".

Рисунок 14 – Анализ типов заданий в учебнике 2 класса "Английский в фокусе" до и после добавления наших авторских разработок.

Как мы видим, в первом модуле учебника 3 класса УМК «Английский в фокусе» отсутствуют опоры для составления монологического высказывания. Наши разработки, как и в случае с учебником второго класса дополняют и выравнивают ситуацию с равномерностью работы над всеми видами речевой деятельности (рисунки 13 и 14).  

В обучении иностранным языкам на первоначальном этапе очень важно заинтересовать школьников и показать им, что изучение иностранного языка может быть интересным и захватывающим путешествием. Для этого у учителя должна быть разработана схема подачи материала, основанная на логике, системном подходе и легким запоминанием лексики. В работе современного учителя необходимо использование современных технических средств обучения и всего объема, который предоставляет УМК. Например, УМК «Английский в фокусе» даёт возможность демонстрации мультипликационных фильмов, а также работу с лексикой с использованием интерактивных материалов на электронной доске. Учащиеся с удовольствием втягиваются в освоение нового материала, а дополнительные опоры и клише дают им возможность выражать собственные мысли на иностранном языке. Учитель является помощником и проводником в изучении нового языка.  

В начале изучения модуля мы предлагаем учащимся первую грамматическую тему (рисунок 15) и текст-клише монологического высказывания о себе и своей школе (рисунок 16):

 

Рисунок 15 – Глагол to be Present Simple.   Рисунок 16 – Моя школа и я.

В тексте «Моя школа и я» собран весь лексический материал первого модуля учебника. Учащимся третьего класса предлагается заполнить недостающую информацию о себе и своих любимых школьных предметах, а также впервые начинает отрабатываться материал для подготовки к ОГЭ в подтемах «My favourite subject» и «Facilities of my school».

Задания к тексту:

1.   Read the text and fill in the missing information about yourself.

2.   Write a message to your friend and tell him about yourself and your school.

3.   Tell your friend about yourself and your school.

4.   Ask your friend 3 questions about his school and his favourite subjects.

После отработки лексики модуля мы предлагаем учащимся прочтение первого страноведческого текста «Школы Великобритании» и текст «Школы России» (рисунки 17 и 18).

 

 

  Рисунок 17– Школы в Великобритании.    Рисунок 18 – Школы в России.

Далее мы предлагаем учащимся задания по сравнительному анализу школ России и Великобритании.

1.   Compare schools in Russia and in Great Britain. What is similar? What is different?

2.   Tell your English-speaking friend about schools in Russia.

3.   Ask your English-speaking friend about schools in Great Britain.

4.   Write a letter to your English-speaking friend and tell him about schools in Russia.

При отработке лексики можно предложить игру «Снежный ком», когда учащиеся по очереди дополняют высказывание другого ученика по теме.

Для отработки лексики и составления монологических высказываний в 3-м классе мы предлагаем следующие тексты-опоры:

Текст 1. My School And Me. Hello! My name is _________________. I am fine. I am ___________ years old. I am from Russia, from Rostov-on-Don. I study at gymnasium school number 12. I am in year 3 at school. My school is not big, but very nice. It has got classrooms, a gym, a library and a canteen. At school we study Russian, Reading, Maths, English, Nature Study, Handicraft, PE, Art and Music. We have 4 or 5 lessons a day. I have books, exercise books, pens, pencils, coloured pencils, pencil case, ruler and rubber in my school bag.  During the breaks we play games, run and jump. I like __________, but my favourite subject is _____________. I like my school and my school friends.

Текст 3. My Family. I. Hello! My name is Alexander, Sasha for short. I am nine years old and I am in year 3 at school. I’ve got fair hair and big blue eyes. I live in Rostov. II. I haven’t got an aunt or an uncle. I haven’t got cousins too.I’ve got two grandmothers and a grandfather. They live in a country. III. My mother has got fair (dark, red) hair and blue (green, dark) eyes. She (he) is kind, clever, nice, pretty, wonderful, strong, beautiful. IV. I (my brother, sister, mother etc.) can dance, sing, run, jump etc. I like to play with my brother. We love to talk and play together. I love my family.

Текст 4.  The Traditional British Meals. The traditional British breakfast is eggs, bacon, sausages, toast with jam or honey, water and coffee. A lot of British people eat a bowl of cereal for breakfast. British people often have their lunch in lunch boxes. For lunch they have a sandwich, a piece of fruit and a drink. At 4 o’clock British people have teatime (5 o’clock tea). They usually have tea, sandwiches, cakes and biscuits.For dinner (supper) British people eat meat or fish with vegetables, rice or pasta. They eat a lot of potatoes too.

Текст 5. The Traditional Russian Meals. The traditional Russian breakfast is a meat or cheese sandwich and a cup of tea or coffee. A lot of Russian people eat a bowl of cereal for breakfast. Russian people often have their lunch in lunch boxes. For lunch they have a sandwich, vegetables or a vegetable salad. Many people have lunch at the canteen.  For dinner (supper) Russian people eat soup and meat or fish with vegetables, potatoes, rice or pasta.

Текст 6. My room. This is my room. My room is nice. The walls are blue and white. My room is not big but very cozy. I have got a big window in my room. I have also got a bed, two armchairs, a small table and a desk in the room.  I have got a TV too. My computer and the lamp are on the desk. I like to play computer games. There are a lot of toys in my room. I have got a teddy bear, a toy train, a plane and many other toys. They are in the toy box. I like my room.

Текст 7. New Year. New Year is a wonderful holiday.  People in Russia like New Year very much. They decorate their houses with candles and have a New Year tree. They buy a lot of tasty food and drinks. The presents are under the fur-tree.

New Year is a family holiday. People usually celebrate it at home. They have a party and watch TV.  At 12 o’clock they wish each other “Happy New Year!” My favourite holiday is New Year!

Текст 8. In The Park. There are a lot of parks in Rostov. Parks in Rostov are green and beautiful. People can do many things in the park. They can walk , play different games, make sandcastles, ride horses or bicycles, ride seesaw or swing. They have a lot of fun. When the weather is fine I like to go to the park with my family.  I usually ride my bike and play there. My mother buys me my favourite ice cream and we have a great time!

Текст 9. My Day. I usually get up at 6 o’ clock in the morning. I do my morning exercises and have my breakfast. I go to school at 7.30. My lessons start at 8 o’ clock. At 10 o’ clock I have lunch at school.  My classes finish at 12.30 and I come home at 1 o’ clock in the afternoon. At home I have dinner and at 3 o’ clock in the afternoon I usually do my homework. At 6 o’ clock in the evening I go for a walk or visit my friend. At 8 o’ clock I have my supper and then I watch TV, read or play computer games. I go to bed at 9 o’ clock in the evening.  

В результате многократного повторения лексики в различных речевых ситуациях у учащихся быстрее формируется навык запоминания материала и возможности его использования в самостоятельной монологической речи.  

В учебнике 3 класса УМК «Английский в фокусе» в модуле 3 получает продолжение тема «Еда и напитки», начатая во втором классе в рамках темы «День рождения». Однако, учебник даёт возможность освоить новую лексику по данной теме и не предлагает речевые ситуации и тексты. Мы предлагаем дополнить этот раздел тремя текстами: «Традиционная еда Великобритании» (рисунок 19), «Традиционная еда России» (рисунок 20) и «Мой режим питания» (рисунок 21).

Рисунок 19 – текст «Традиционная еда Великобритании»

 

Рисунок 20 – текст «Традиционная еда России»

Рисунок 21 – «Мой режим питания»

По сравнению с материалом второго класса, мы видим усложнение лексики и грамматики. На первоначальном этапе знакомства с темой, школьники знакомятся с культурой питания в стране изучаемого языка. На следующем этапе идёт сравнение культуры питания и еды в Великобритании и России. На уроке детям предлагаем найти сходства и различия разных культур. Последнее задание в этом цикле упражнений – рассказ о своём режиме питания. Тема «Еда»–одна из самых любимых у школьников, поскольку она понятна всем и неразрывно связана с повседневной жизнью.  

В УМК «Английйский в фокусе» при всей красочности и большом количестве дополнительных материалов темы даются блоками, практически без повторения лексики предыдущих модулей, что способствует забыванию школьниками ранее изученных слов. Поэтому в нашу систему упражнений мы постарались включать вокабуляр ранее изученных тем. Например, в третьем классе при изучении темы «Распорядок дня» мы повторяем слова «завтрак», «обед», «ужин» в контексте новой темы (рисунок 22).

 

Рисунок 22 – Мой день

Чем дальше идёт продвижение в изучении иностранного языка, тем у школьников становится больше возможностей излагать мысли самостоятельно. После изучения текста «Мой день» мы предлагаем третьеклассникам  клише рассказа о своём идеальном дне (рисунок 23). При выполнении данного задания дети сначала заполняют информацию о себе, и потом делятся ей с одноклассниками. В возрасте 8-9 лет многие дети ещё не могут составить связный рассказ на родном языке, в то время как рассказ-клише позволяет им рассказать о себе на английском языке.

 

Рисунок 23 – Клише рассказа о своём идеальном дне.

В четвертом классе в рамках преемственности наших разработок мы продолжаем повторять темы, пройденные во 2-м и 3-м классе, усложняя объём и содержание высказывания. При изучении модуля 2, мы предлагаем школьникам более развёрнутый рассказ о рабочем дне (рисунок 24).

 

Рисунок 24 – День в моей жизни.

В этом тексте мы даём образец для монологического высказывания с включением информации о себе, распорядке дня и повторяем лексику третьего класса по теме «Школа».

В третьем модуле учебника «Английский в фокусе» 4 класс школьникам предоставляется информация о названиях магазинов и отделов супермаркетов, а также расширяется лексикический запас по теме «Еда». Мы предлагаем изучать эту тему и в дальнейшем составлять монологическое высказывание с использованием текстов опор (рисунки 25, 26).

 

 

 

 

Рисунок 25 – Супермаркеты и еда.

 

 

Рисунок 26 – Супермаркеты и еда (продолжение)

Таким образом, новые слова по теме «Еда» запоминаются с пройденными в предыдущие годы обучения и могут быть связаны детьми в монологическое высказывание.

Дополнительные упражнения к учебнику 4 класса.

Текст 1. My Friend. Hello! My name is Dima. I live in Rostov-on-Don and study at gymnasium number 12.  I am 10 years old and I am in year 4 at school.   I have got a lot of friends at school, but my best friend is David. He is ten. He is tall (short) for his age and quite slim (plump). He’s got short dark (fair, red) hair and blue (dark, grey, green) eyes. David is fond of sports. He likes playing soccer in his free time. He is really a good sportsman.   David is a good friend and we do a lot of things together: we go for walks, play computer games and listen to music. David is very kind and friendly. His favourite subjects at school are English and Maths and he sometimes helps me with my homework.  I am really lucky to have such a wonderful friend!

Текст 2. English-Speaking Countries of The World. Great Britain (UK), Ireland, the USA, Canada, Australia and New Zealand are English speaking countries. They are situated in different parts of the world. The nature of these countries, their weather, climate and people are different too. Each country has its own history, customs, traditions and own national holidays. But they all have a common language. English is the language of people who came there many years ago. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland consists of 4 parts: England, Scotland, Wales, Northern Ireland. London is the capital of the UK.  Dublin is the capital of Ireland. The USA is situated in the central part of the North American continent. Washington D.C. is the capital of the USA.  Canada is situated in the northern part of the North American continent. Ottawa is the capital of Canada.

Australia is situated on the continent of Australia, the island of Tasmania and number of smaller islands. Canberra is the capital of Australia.  New Zealand is situated south-east of Australia. The country consists of the large islands called North Island, South Island and Stewart Island and also many small islands. Wellington is the capital of New Zealand.

Текст 3. Rostov-on-Don. Rostov-on-Don is my native city. There are a lot of beautiful buildings and old churches in Rostov. There are 2 museums, 4 theatres, 15 cinemas and a lot of monuments in our city.  The Youth Theater was built in 1894.  It is one of the most beautiful buildings in Rostov.  The Musical theatre has got a shape of grand piano. And the Gorky Drama theatre has got a shape of tractor.  The Bolshoy cinema is one of the biggest cinemas in our city. We often go there with my parents. Bolshaya Sadovaya is the main street in Rostov.  And the main square is Theatre Square.  It is the biggest square in Rostov.  Theatre Square is famous for the Gorky Drama Theater and Stella. There are a lot of beautiful parks in Rostov: Gorky park, October Revolution park, Ostrovskiy park and others.  Rostov Zoo is one of the biggest Zoos in Russia.  It is very big and green. You can see many different animals there: elephants, giraffes, tigers, bears, monkeys, birds and others. Rostov is very green and beautiful city. I love my city and I am very proud of it.

Текст 4. Professions. There are a lot of different professions in the world. All of them are very important and interesting.  Doctors and nurses work in the hospitals. They help sick people. They give us medicines and help us to be healthy. Teachers work at school. They are patient and clever. They always have a lot of work. They teach children different sciences.  Mechanics work at the garages. They fix cars. A lot of people take their cars to the garages. Engineers work in the plants, factories and institutes. They make projects for everything: buildings, cars, mobile phones and many other things. Drivers work in the cars, buses, trucks and taxis. They can drive very well. Drivers are very attentive. They carry people and things. Scientists work in the institutes and universities. The invent new things: medicines, cars, materials and technologies. Farmers work in the farm. They grow vegetables and fruit, look after cows and poultry. They provide people with food. Actors work in the theatres. They entertain people. Police officers work in the police. They are brave. They help to keep order in cities and towns. There are a lot of other important professions such as pilots, officers, businessmen, managers, sellers, secretaries, firemen, bakers, cooks, painters, artists, singers, postmen, cooks, waiters and others.Of course it is difficult to choose a career. As for me I want to be a ____________ because ______________.

Текст 5. A Day In My Life. My name is Sergey Ivanov. I live in Rostov-on-Don, Russia. I am in year four at gymnasium number 12. My school is not big, but very nice and I really like it there. School starts at 8 o’clock in the morning. Every day we have four or five lessons. During the breaks we play games, run and jump.   We have lunch every day at 10.30. I usually eat in the school canteen. In the afternoon we usually have Russian, English, Handicrafts, Nature Study, Art, PE, Reading or Maths. I like PE and Reading, but my favourite subject is English. After school at 2 o’clock, I go home and have dinner. After dinner I always do my homework and then I read, watch TV or do sports. I go to bed at 10 o’clock.

Текст 6. Supermarkets and Food.  People cannot live without food. We usually buy our food from the markets and supermarkets. Each big city has a lot of supermarkets. When I need to buy food I go to the supermarket. There are a lot of different departments in it, for example: Dairy products. In this department one can buy butter, cheeses, milk, yogurt, kefir and cottage cheese. Bakery. In this department one can buy brown and white bread, buns, croissants and pies.
Sweets department. In this department one can buy sweets, cakes, chocolate and biscuits. Greengrocer’s department. In this department one can buy vegetables and fruit, such as lemons, oranges, bananas, mangoes, coconuts, pineapples and cherries. The vegetables are beans, tomatoes, carrots, onions, potatoes and cucumbers. Grocery. In this department one can buy salt, pepper, sugar, cereals, olive and sunflower oil, rice, flour and pasta. Meat department. In this department one can buy beef, lamb, pork, chicken and different kinds of sausage and sausages. Drinks department. In this department one can buy different juices, mineral water and sparkling drinks such as Coke, Fanta and lemonade.  As for me I usually buy __________________________________________  when I go to the supermarket.

Текст 7. New Year. New Year is my favourite holiday. Russian people celebrate New Year’s Day on the 1st of January.  It’s a happy holiday.  People buy a New Year tree and decorate it with toys, coloured balls and little coloured lights. On New Year’s Eve people put their presents under the tree.  Little children think that at night Father Frost comes and brings presents for them. New Year’s Day is a family holiday in our country. People begin to celebrate this holiday on the 31-st of December.  They usually have a New Year party at home with their friends and relatives. People watch the New Year concert on TV.  And when the Kremlin Chimes strike 12 people drink a toast to the New Year and wish each other “Happy New Year!” After that people usually go to the street to see fireworks! There is a lot of dancing, eating and drinking. People have a lot of fun. There are New Year holidays in Russia after the New Year. During this time people usually visit their relatives and friends or travel. I like this holiday very much!

Текст 8. The World Of Animals.  Animals are either herbivores, carnivores or omnivores. A herbivore eats only plants.  Rabbits, elephants, sheep, horses, cows, monkeys and giraffes are herbivores. A carnivore eats meat from animals. Wolves, lions, tigers, seals, foxes and crocodiles are carnivores. An omnivore eats meat and plants – usually fruit and vegetables. Bears, hens, flies and mice are omnivores. Animals can be domestic or wild. The domestic animals live in people’s houses or in the farms. Dogs, cats, sheep, cows, horses and pigs are domestic animals. The wild animals live in their natural habitat (woods, forests, jungles). Wolves, foxes, lions, bears and crocodiles are wild animals. Nowadays the wildlife is in danger. That is why a lot of wild animals live in the Zoo or in national parks or reserves. There are 100 reserves and 33 national parks in Russia. If the animals live in reserves they live in their natural habitat. If the animals live in the zoo they live in cages.  

Все вышеупомянутые темы включены в список тем для диалога-опроса и монологического высказывания при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, используя наши разработки, мы начинаем готовить младших школьников к сдаче выпускных экзаменов.

 

 

 

Выводы к главе 2

 

 

В условиях реформы начального и среднего образования, которая сейчас происходит в России, на переходном этапе от старой системы  образования к новой, важна роль учителя. На сегодняшний день в России пока не разработан единый учебник английского языка, однако рабочие программы указали вектор развития и требования к знаниям учащихся по предмету. В практической части нашей дипломной работы мы разработали тексты и упражнения для улучшения обучения младших школьников иностранному языку в этот переходный период.  

Для успешного изучения иностранного языка очень важен начальный этап. Именно в этот период закладывается основа всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования и письма. Все эти виды деятельности неразрывно связаны друг с другом и «западание» любого из них может вызвать у детей дальнейшие трудности в овладении предметом.  

В младшем школьном возрасте далеко не все школьники могут связно излагать свои мысли и составлять речевые сообщения на родном языке, поэтому  при обучении иностранному языку необходимо уделять пристальное внимание именно этому аспекту.

На начальном этапе изучения иностранного языка базовыми видами речевой деятельности являются чтение и аудирование. Основываясь на анализе заданий, представленных в линейке учебников для начальной школы УМК «Английский в фокусе» мы увидели, что в данном УМК в полной мере представлено аудирование, однако недостаточно представлены тексты, которые могут служить опорой для составления учащимся собственного монологического высказывания.

Таким образом, мы провели работу по составлению авторских текстов, в которых используется вся активная лексика учебника УМК «Английский в фокусе» 2-4 классы. Использование наших методических разработок дополняет существующий учебник и позволяет в равной мере развивать все виды речевой деятельности у учащихся младших классов, повышая эффективность обучения на начальном этапе изучения иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение иностранному языку в начальной школе имеет неоспоримую важность для дальнейшего его изучения и умения использовать его в повседневной жизни. Именно поэтому необходимо уделять пристальное внимание развитию всех аспектов речевой деятельности на начальном этапе обучения иноязычной речи. Это исходит и из психологических особенностей восприятия обучения младшими школьниками:

· Стремление к активному познанию мира и всего нового;

· Желание учиться и видеть осязаемые результаты обучения.

В возрасте 7-10 лет у школьников наблюдается высокая мотивация к обучению и поэтому основа дальнейшего успешного изучения иностранного языка закладывается именно в этом возрасте. Хорошая база языковых навыков в дальнейшем позволит детям развиваться и расширять свои знания, умения и навыки.

Интерес к иностранному языку, умение читать на нём и выражать свои мысли должны формироваться с первых уроков английского языка в школе. Этому способствует совершенствование навыков чтения и тексты, которые могут служить опорой для первых монологических высказываний.  

В данном исследовании мы провели анализ современного учебника УМК «Английский в фокусе» и выявили недостаточность упражнений на развитие навыков смыслового чтения и текстов-опор для составления монологических высказываний. Мы также провели работу по составлению авторских текстов, использующих лексику, соответствующую ФГОС-3. Наши тексты способствуют облегчению усвоения учащимися новых лексических единиц и грамматических структур посредством их многократного повторения во время чтения текстов по теме модуля, а также являются опорой для составления собственных монологических высказываний для учащихся со слабым и сильным уровнем восприятия учебного материала.  Следовательно, можно считать, что цель данной курсовой работы является выполненной.  

Использование текстов-опор в качестве инструмента обучения иностранному языку положительно влияет на школьников, поскольку вселяет в них уверенность в своих способностях, независимо от уровня подготовки и психологических особенностей восприятия информации и памяти.  

Поставленные задачи были решены с помощью анализа лингвистической и методической литературы, детального анализа современного, переходного на единый ФГОС-3 учебника, анализа и синтеза данных и последующего их обобщения и сравнения.  

Таким образом, проведённое нами исследование и авторские разработки дают возможность эффективного обучения учащихся младших классов английскому языку, реализации личностно-ориентированного подхода, принципа индивидуальности, самостоятельности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень использованных информационных ресурсов

 

 

1.   Гез, Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез и др. Учебник. – Москва : Высшая школа, 1982. – 373 с.

2.   Гильманова, А.А. Обучение чтению аутентичных текстов на занятиях по иностранному языку / А.А. Гильманова  // Международный Научно-Исследовательский Журнал. – Москва : 2016. – № 47. – С.24-27.

3.   Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер // Научный журнал «Образование и наука». – Москва : 2005. – №3. – С. 33-35. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyu (дата обращения: 15.12.2023).

4.   Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э.  Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. / Э.Ф. Зеер,  А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – Москва : Издательство Московского психолого-социального институтата,  2005. – 398 с.

5.   Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – Москва : Просвещение, 1991.– 481 с.

6.   Зимняя, И.А. Социальные компетенции, компетентности в образовательной программе ВПО / И.А. Зимняя // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте 87 европейских и мировых тенденций». – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – С. 12-17.

7.    Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.

8.    Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для педагогических институтов / Т.А. Ильина. – Москва : Просвещение, 1984. – 496 с.

9.   Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.

10. Клименко, О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире / О.А. Клименко // Материалы международной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. [Электронный ресурс] –  URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/  (дата обращения: 10.04.2024).

11. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя / З.И. Клычникова. – Москва : Просвещение, 1983. – 207 с.

12. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному язы-ку / Я,М. Колкер.  – Москва : Академия, 2001. – 264с.

13. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения / Е.В. Клычникова // Педагогическое образование в России. – Москва : 2012. – № 2. – С. 12–15.

14.  Коротаева, Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения / Е.В.Коротаева. – Москва : Педагогика,  2012. – №5. – 147 с.

15. Кочетурова, Н.А. Методика обучения иноязычной электронной коммуникации на основе телекоммуникационных проектов в неязыковом вузе / Н.А. Кочетурова // Диссертация кандидата педагогических наук. – Новосибирск, 2009. [Электронный ресурс] –  URL: #"#">http://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 11.01.2024).

41.  Филатов,  В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.М. Филатов // Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 416 с.

42. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 304 с.

43. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие / С.К. Фоломкина. – Москва : Высшая школа,  2005. –255 с.

44.  Фурманов, М.А. Некоторые аспекты применения цифровых технологий в процессе обучения иностранным языкам / М.А. Фурманов. – Нижний Новгород : НГЛУ, 2003. – 258 c.

45. Шведак, А.И. Сущность понятия «аутентичные материалы» в контексте обучения иностранному языку / А.И. Шведак // Молодой ученый. – 2018. – №22. – С. 360-363.

Материал для исследования: учебники серии «Английский в фокусе» (“Spotlight”)

46. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. Учебник в 2-х частях. 2-й класс. Часть 1 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing «Просвещение», 2023. – 72 с.

47. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. Учебник в 2-х частях. 2-й класс. Часть 2 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing «Просвещение», 2023. – 76 с.

48. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. Учебник в 2-х частях. 3-й класс. Часть 1 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing «Просвещение», 2023. – 104 с.

49. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. Учебник в 2-х частях. 3-й класс. Часть 2 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing «Просвещение», 2023. – 104 с.

50. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. Учебник в 2-х частях. 4-й класс. Часть 1 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing «Просвещение», 2023. – 96 с.

51. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. Учебник в 2-х частях. 4-й класс. Часть 2 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing «Просвещение», 2023. – 96 с.

 

 

 

 

Похожие работы на - Обучение чтению и монологической речи в младших классах средней школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!