Понятие страхового стажа и его юридическое значение

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Соцобеспечение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2024-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие страхового стажа и его юридическое значение

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

1. Понятие и юридическая природа страхового стажа в праве социального обеспечения.......................................................................................................................... 7

1.1 Понятие страхового стажа и его юридическое значение в пенсионном обеспечении Российской Федерации.................................................................................... 7

1.2 Нормативно-правовое регулирование страхового стажа, разграничение понятий «страховой стаж» и «трудовой стаж», особенности классификации видов страхового стажа........................................................................................................................ 13

2. Исчисление страхового стажа, периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж............................................................................................... 19

2.1 Страховой стаж, необходимый для определения права на страховую пенсию 19

2.2 Страховой стаж, влияющий на размеры пособий по обязательному социальному страхованию................................................................................................... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

В современном мире страхование играет важную роль в обеспечении финансовой защиты как физических, так и юридических лиц. Одним из ключевых аспектов страхования является понятие страхового стажа, которое имеет значительное юридическое значение.

Страховой стаж представляет собой период времени, в течение которого физическое лицо участвует в страховых отношениях или является застрахованным лицом. Этот показатель играет важную роль при рассмотрении страховых случаев, определении размеров страховых выплат и определении страховых тарифов.

Кроме того, будет проведен анализ практического применения понятия страхового стажа в различных видах страхования, что позволит представить читателю полную картину о значимости данного показателя в современной страховой отрасли.

Актуальность курсовой работы по данной теме обусловлена несколькими факторами. Во-первых, понятие стажа и его юридическое значение имеют важное значение для различных сфер деятельности, таких как трудовое право, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение и т.д. Изучение этой темы позволяет понять, какие права и обязанности связаны со стажем работы, какие льготы и компенсации предоставляются лицам, имеющим определенный стаж.

Во-вторых, в условиях постоянных изменений в законодательстве, важно проводить анализ существующих норм и правил, а также изучать судебные прецеденты и практику применения законов связанных со стажем. Стаж работы сегодня является важным блоком для определения трудовых, социальных и финансовых прав граждан, поэтому изучение данной темы актуально и в контексте защиты прав и интересов работников.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении понятия страхового стажа и его юридических значений. В работе будет рассмотрено понятие страхового стажа, его особенности, а также правовые аспекты, связанные с его использованием в страховой деятельности.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Изучить понятие страхового стажа, его значение в праве социального обеспечения;

2. Изучить нормативно-правовое регулирование страхового стажа, особенности классификации видов страхового стажа;

3. Изучить исчисление страхового стажа, периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж, в частности:

- страховой стаж, необходимый для определения права на страховую пенсию;

- страховой стаж, влияющий на размеры пособий по обязательному социальному страхованию.

Предмет исследования по данной теме может включать в себя анализ правового регулирования страхового стажа в различных странах, исследование понятия страхового стажа и его значения для страховых компаний и клиентов, а также оценку влияния страхового стажа на размер страховых взносов и выплат. Также возможно изучение судебной практики и различных точек зрения на данную тему в юридической науке.

Объектом исследования по данной теме может быть система страхования, включая различные виды страхования (например, медицинское, автомобильное, имущественное и т. д.), а также страховая практика, документы и нормативные акты, регламентирующие страхование и страховой стаж. Также объектом исследования может быть сам страховой стаж, его понятие, принципы формирования, хранения и использования, а также его влияние на страховые отношения.

1. Понятие и юридическая природа страхового стажа в праве социального обеспечения

1.1 Понятие страхового стажа и его юридическое значение в пенсионном обеспечении Российской Федерации

Страховой стаж - это период времени, в течение которого страхователь платит страховые взносы и имеет право на страховую защиту от определенных рисков, в зависимости от типа страхования. Например, в страховании автомобилей страховой стаж может влиять на размер страховой премии, так как длительный безаварийный стаж может означать меньший риск для страховой компании. В обязательном медицинском страховании страховой стаж также влияет на размер страховых выплат и возможность получения определенных медицинских услуг[1].

Страховая пенсия - это вид пенсионных выплат, который предоставляется государством или частными страховыми компаниями лицам, достигшим пенсионного возраста или имеющим инвалидность, при условии уплаты страховых взносов в течение определенного периода времени. Размер страховой пенсии зависит от страхового стажа, заработка за время работы и других факторов, установленных законодательством. Это позволяет обеспечить финансовую поддержку пенсионерам и инвалидам в период их возраста или болезни.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - это один из параметров, используемых для расчета размера пенсии в некоторых системах пенсионного обеспечения. Этот коэффициент учитывает индивидуальные факторы, такие как страховой стаж, заработок и вклад в пенсионную систему, и может влиять на итоговую сумму пенсии, которую получит человек. Размер и способы расчета индивидуального пенсионного коэффициента зависят от конкретной системы пенсионного обеспечения и законодательства страны.

В зависимости от страны и системы пенсионного обеспечения могут быть различные виды страхового стажа. Ниже приведены некоторые общие категории страхового стажа:

1. Обязательный страховой стаж: Период, в течение которого работник обязан уплачивать страховые взносы в пенсионную систему.

2. Страховой стаж для определения права на пенсию: Определенный период работы, необходимый для того, чтобы иметь право на получение пенсии.

3. Дополнительный (добровольный) страховой стаж: Дополнительный период работы, который может увеличить размер пенсии по достижении пенсионного возраста.

4. Специальный страховой стаж: Для некоторых категорий работников могут существовать особые условия страхового стажа, например, для военнослужащих или лиц с ограниченными возможностями.

Кроме того, страховой стаж может быть определен в различных категориях, включая стаж работы, заработок и взносы, и различаться в зависимости от системы пенсионного обеспечения.

В зависимости от того, какая система пенсионного обеспечения применяется в конкретной стране, страховая пенсия может быть различных видов. Вот некоторые общие виды страховых пенсий:

1. Страховая пенсия по старости: Выплачивается гражданам при наступлении пенсионного возраста после того, как они выплатили определенный минимальный период страховых взносов. Страховая пенсия по старости. Назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам, достигшим возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа.

2. Инвалидная страховая пенсия: Предоставляется гражданам, столкнувшимся с инвалидностью, если они имеют определенный страховой стаж, либо по другим критериям, установленным законодательством.
Страховая пенсия по инвалидности. Назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения.

3. Выжившая страховая пенсия: Выплачивается семье или близким родственникам умершего гражданина, если последний имел страховой стаж или был пенсионером на момент смерти.

4. Аккумулятивная (накопительная) страховая пенсия: Основана на системе накопления страховых взносов в индивидуальные пенсионные счета граждан, которые впоследствии будут использоваться для выплаты пенсии.

5. Профессиональная (профессионально-трудовая) пенсия: Предоставляется работникам определенных профессиональных групп или отраслей экономики в соответствии с их трудовыми особенностями или условиями работы.

Это лишь несколько примеров видов страховых пенсий, и список может отличаться в различных странах.

Страховой стаж имеет юридическое значение в контексте страхования. Он представляет собой период, в течение которого застрахованное лицо выплачивало страховые взносы и имело страховую защиту. Страховой стаж может использоваться для определения размера страховых выплат, расчета страховых тарифов, а также для установления прав на социальные пособия[2].

Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что это понятие используется при заключении и исполнении договоров страхования. Страховой стаж может определять размер страховых взносов, страховые выплаты, а также условия страхования. Кроме того, страховой стаж важен при рассмотрении страховых случаев и определении степени ущерба. В некоторых случаях, наличие определенного страхового стажа может быть обязательным условием для получения определенных видов страхования или социальных пособий.

Стаж в праве социального обеспечения принято рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны стаж можно считать правовым институтом, то есть совокупностью норм, сгруппированных по определенный признакам и призванных регламентировать порядок и условия исчисления и подтверждения периодов трудовой или иной общественно-полезной деятельности для определения права на конкретные виды социального обеспечения. С другой стороны стаж можно считать юридическим фактом, то есть как один из элементов сложного юридического состава, на основе которого возникает социально-обеспечительное правоотношение.

Застрахованными признаются граждане Российской Федерации, обладающие обязательным медицинским страхованием, а также пенсионным стажем, который является основой для назначения пенсии в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении. Застрахованные лица имеют право на получение медицинской помощи в рамках ОМС (Обязательного медицинского страхования) и других социальных гарантий, предоставляемых государством в соответствии с законодательством.

Статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях"[3] устанавливает, что страховой стаж для целей назначения страховой пенсии включает в себя периоды фактической работы, обучения, прохождения службы, а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством о труде и пенсионном обеспечении, на основании которых возникают страховые отношения и обязанности по уплате страховых взносов. Это включает в себя такие периоды, как работа по трудовому договору, государственная гражданская служба, обучение в учебных заведениях, а также другие установленные законодательством периоды.

По Федеральному закону № 400 от 28 декабря 2013 года о страховых пенсиях, статья 12 упоминает иные периоды общественной полезной деятельности, включаемые в страховой стаж. Эти периоды могут включать в себя службу в армии, работу учителями, находившиеся вне трудоустройства и учебе. Кроме того, в страховой стаж также могут включаться периоды ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также время, проведенное в трудовом коллективе по договорам гражданско-правового характера.

В статье 12 ФЗ № 400 перечислены иные периоды общественной полезной деятельности, включаемые в страховой стаж период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно рeпрeccирoвaнных и в последствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылки; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигший возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе c супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и конcyльcкие учреждения Российской Федерации(и приравненные к ним), но не более 5 лет в общей сложности; период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование страхового стажа, разграничение понятий «страховой стаж» и «трудовой стаж», особенности классификации видов страхового стажа

 

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»[4] являются основными нормативно-правовыми актами, которые определяют понятие страхового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.

Современное законодательство выделяет следующие виды страхового стажа:

1. страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию:

- общий страховой стаж;

- специальный страховой стаж;

2. страховой стаж для определения размера пособия.

Для изучения вопросов классификации страхового стажа важно разграничить понятия «страховой стаж» и «трудовой стаж». Если обратиться к понятию «общий трудовой стаж», то можно увидеть, что в статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»[5] (далее - Закон о трудовых пенсиях) понятие общего трудового стажа формулируется с целью определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав. Несмотря на то, что данное определение начинается со слов: «под общим трудовым стажем понимается», фактически данное понятие раскрывается через перечисление периодов работы, иной общественно полезной деятельности и других периодов до 01.01.2002 года, которые включаются в общий трудовой стаж Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в редакции ФЗ от 08.12.2020 № 429-ФЗ[6]) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Можно было бы согласиться с таким подходом к формулированию понятия, если бы эта статья не содержала два определения общего трудового стажа (пункты 3 и 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях).

Во-первых, новая редакция ч. 2 ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»[7] предусматривает иное понимание общего трудового стажа. Согласно этой редакции, в общий трудовой стаж включаются трудовой стаж, определенный для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 года, страховой стаж, определенный для назначения и перерасчета трудовых пенсий до 2015 года, а также страховой стаж, определенный для назначения и перерасчета страховых пенсий согласно Закону о страховых пенсиях.

В Законе от 12.02.1993 № 4468-1 общий трудовой стаж включает как трудовой, так и страховой стаж. Следует отметить, что помимо отсутствия единого понятия общего трудового стажа, также отсутствует определение понятия "специальный трудовой стаж", в который обычно включаются "выслуга лет" и "стаж государственной гражданской службы". Законодательство не содержит общего определения этих понятий.

До 1 января 2015 года в законодательстве о социальном обеспечении не было требования о продолжительности проживания для получения определенных видов социального обеспечения. Однако с этой даты вступило в силу положение, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства должны проживать на территории РФ не менее 15 лет, чтобы иметь право на социальную пенсию по старости. Это положение было установлено в статье 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[8]. Это законоположение позволяет более точно определить понятие стажа в российском законодательстве о социальном обеспечении и приблизить его к международно-правовому пониманию.

Требование постоянного проживания для получения различных видов социального обеспечения иностранными гражданами и лицами без гражданства уже было зафиксировано в законодательстве о социальном обеспечении. Например, в соответствии со статьей 3 Закона о трудовых пенсиях, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имели право на трудовую пенсию. Аналогичное положение предусмотрено статьей 4 Закона о страховых пенсиях. Понятие "постоянное проживание" связано с получением вида на жительство, что требует определенного периода проживания в стране. Однако впервые в статье 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ установлена минимальная продолжительность проживания в стране, необходимая для получения определенного вида пенсии.

Таким образом, необходимость четкого разграничения различных видов стажа обусловлена потребностями как теории, так и практики правового регулирования в сфере социального обеспечения. Недостаточная разработанность понятийного аппарата в законодательстве требует внимания ученых и специалистов для формирования общего понятия стажа и выделения критериев дифференциации его различных видов.

Сложно согласиться с предложенным подходом к пониманию трудового и страхового стажа. Существуют значительные различия между понятием трудового стажа, сформировавшимся в советский период развития науки права социального обеспечения, и современным понятием страхового стажа. Страховой стаж связан не только с периодами работы и другой деятельности, которые дают право на различные виды социального обеспечения, но также с уплатой страховых взносов. Поэтому страховой стаж следует рассматривать как самостоятельный вид стажа в праве социального обеспечения, а не как вид трудового стажа[9].

Закон о страховых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж могут засчитываться определенные периоды, такие как военная служба, уход за малолетними детьми и другие, в которые не осуществляется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд (в настоящее время Социальный Фонд России). Однако этот же закон содержит условие, согласно которому либо до соответствующего периода, либо после него должен быть период работы или другой деятельности с уплатой страховых взносов. Кроме того, расходы, связанные с зачетом указанных периодов в страховой стаж, компенсируются Пенсионному фонду за счет средств федерального бюджета. Эти средства учитываются как своего рода "страховые взносы" за отдельные не страховые периоды и определяют пенсионные права отдельных категорий граждан, которые в этом случае приобретают статус застрахованных лиц.

Отделение понятия страхового стажа от трудового стажа позволяет показать их различную правовую природу и разные юридические последствия наличия каждого из них. Важно отметить, что многие периоды, указанные в законе, могут включаться как в страховой, так и в трудовой стаж. Однако, для приобретения права на различные виды социального обеспечения, в первом случае определяющим фактором является уплата страховых взносов, а во втором - отсутствие такой обязанности или отсутствие юридического значения уплаты взносов.

Следуя тенденции охвата всех периодов, связанных с правовыми последствиями в праве социального обеспечения, можно сформулировать общее определение стажа:

Стаж в праве социального обеспечения - это суммарная продолжительность работы и другой деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других периодов, предусмотренных законодательством, а также в установленных случаях период проживания в стране, если эти периоды связаны с правом на различные виды социального обеспечения и/или влияют на размер соответствующих денежных выплат[10].

Исходя из данного определения, стаж подразделяется на два основных вида:

1) трудовой стаж;

2) страховой стаж.

Каждый из этих видов стажа может быть общим или специальным.

Общий страховой стаж - это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа - при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Страховой стаж для права на трудовую пенсию включает не только периоды трудовой деятельности, но также временные промежутки, когда человек не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными, такими как военная служба по призыву, безработица и другие подобные случаи. Эти периоды включаются в страховой стаж, если перед ними или после них были периоды трудовой деятельности.

Специальный страховой стаж, или профессиональный стаж, представляет собой общий срок работы на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, а также в особых природно-климатических или территориях с особым статусом, при условии уплаты страховых взносов. Специальный стаж может дополнительно делиться на более мелкие периоды в зависимости от конкретных факторов, определяющих право на различные виды денежных выплат или влияющих на получение определенных видов натурального обеспечения.

Таким образом, необходимо разработать более широкий подход к пониманию стажа и установить критерии его классификации. Это теоретическое основание имеет прямое влияние на практику применения права. Научное обоснование понятийного аппарата стажа в праве социального обеспечения, основанного на общем понятии стажа, поможет устранить разобщенность и бессистемность законодательства о социальном обеспечении, а также избежать дублирования терминов и понятий. Положительным результатом этого будет улучшение содержания правовых норм и практики их применения.

 

2. Исчисление страхового стажа, периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж

 

2.1 Страховой стаж, необходимый для определения права на страховую пенсию

 

Страховой стаж, связанный с отчислением страховых платежей, применяется только к Пенсионному фонду РФ и Фонду социального страхования РФ. Отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не имеют юридических последствий для застрахованных лиц. Страховой стаж является основанием для получения страховой пенсии, льготного пенсионного обеспечения, а также влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

Подсчет и подтверждение страхового стажа различаются для каждого из указанных значений. Для определения права на страховую пенсию включаются периоды работы и/или иной деятельности, выполненные на территории РФ гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Законом о пенсионном страховании, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФ РФ.

Иногда, в особых случаях, страховой стаж может включать периоды работы или другой вид деятельности, осуществляемый за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации. Также, при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховой стаж может быть засчитан. Если страхователь не выполнит свою обязанность по своевременной и полной оплате страховых взносов в ПФР, застрахованное лицо вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности страховых взносов за предыдущий период (п. 2, ст. 14 Закона о пенсионном страховании). В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса РФ[11], органы ПФР могут быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца, по решению суда.

Если истец получает удовлетворение своих требований, взысканные суммы будут зачислены на его индивидуальный лицевой счет в ПФ РФ в соответствии с законодательством (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»[12]). Однако, если работодатель не выплатил полностью страховые взносы по своей вине, защита прав застрахованных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Если речь идет о страховых подписчиках, которые не выплачивают страховые взносы и другие вознаграждения физическим лицам, то для них размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированной сумме, зависящей от величины их дохода за определенный период.

Невнесение страховых взносов указанными страховыми подписчиками, включая индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и частных фермеров, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов их деятельности, за которые они не уплатили страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 9 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30).

Также возможно признание страхового стажа граждан, которые работали за пределами Российской Федерации, если законодательство Российской Федерации или международные договоры Российской Федерации предусматривают такую возможность, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Граждане, работающие за пределами Российской Федерации, имеют право добровольно вступить в отношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер этих страховых взносов соответствует размеру, который устанавливается для лиц, самострахующихся через работу.

Как уже упоминалось ранее, кроме страхового стажа, включающего отчисления страховых платежей в ПФ РФ, в стаж для получения страховой пенсии также включаются другие нестраховые периоды, за которые не производятся отчисления. Они засчитываются в страховой стаж только в случае, если перед ними или после них имелись страховые периоды. Другими словами, другие периоды засчитываются в страховой стаж при наличии у гражданина отчислений страховых платежей в Пенсионный фонд РФ любой продолжительности, хотя бы один день. К другим периодам законодательство относит[13]:

а) период службы в армии, а также другие службы, равнозначные военной службе, предусмотренные Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон РФ № 4468-1);

 

б) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности;

в) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

г) период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

д) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

е) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

ж) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться из-за отсутствия возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

з) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства России.

В соответствии с Законом о страховых пенсиях, за указанные периоды предусмотрено начисление индивидуальных пенсионных коэффициентов, что приводит к увеличению размера страховой пенсии (пункт 12 статьи 15). Исчисление периодов работы и другой деятельности, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, производится в календарном порядке, с учетом полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы. Если периоды работы и другой деятельности, включаемые в страховой стаж, совпадают по времени с другими периодами, засчитываемыми в страховой стаж, то учитывается только один из них, по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (статья 13 Закона о страховых пенсиях)[14].

Иные периоды (нестраховые) могут быть засчитаны в страховой стаж, если перед ними и/или после них были периоды работы и/или другой деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию, независимо от их продолжительности.

При расчете страхового стажа учитывается работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определенных Правительством Российской Федерации, чтобы обеспечить полный год страхового стажа в соответствующем календарном году. Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в которых учитывается при расчете страхового стажа, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 г. № 498[15] и включает в себя следующие отрасли:

1. Торфяная промышленность.

2. Лесозаготовительная промышленность.

3. Лесосплав.

4. Лесное хозяйство.

5. Маслосыродельная и молочная промышленность.

6. Мясная промышленность.

7. Рыбная промышленность.

8. Сахарная промышленность.

9. Плодоовощная промышленность.

Для творческой деятельности также установлен особый порядок исчисления страхового стажа. Лица, которые работали по договорам авторского заказа или получали выплаты и вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, могут засчитать этот стаж, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в течение календарного года[16].

Если общая сумма уплаченных страховых взносов за год составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, то в страховой стаж засчитывается период, пропорциональный уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Если в течение года были периоды работы или иной деятельности, то страховой стаж учитывается таким образом, чтобы не превышать одного года (12 месяцев) за соответствующий календарный год.

При расчете страхового стажа для получения страховой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, не учитываются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, а также периоды службы, работы и/или иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 (в ред. Федерального закона от 22.12.2020 № 431-ФЗ) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При этом учитываются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, включая периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, согласно указанному Закону. При расчете страхового стажа, необходимого для получения права на страховую пенсию по старости гражданами-космонавтами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не учитываются периоды работы (службы) и/или иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, а также периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

С 1 января 2015 года при определении права на страховую пенсию учитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые были выполнены до вступления в силу Закона о страховых пенсиях. Эти периоды могут быть включены в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных действовавшим законодательством, включая льготный порядок исчисления стажа, по выбору застрахованного лица.

 

Порядок подтверждения страхового стажа зависит от времени, когда человек работал. При расчете страхового стажа учитываются периоды работы и другой деятельности до регистрации гражданина как застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[17]. Для подтверждения этих периодов используются данные индивидуального учета за указанный период и/или документы, выданные работодателями или государственными органами в соответствии с законодательством РФ. Если документы о работе утеряны из-за стихийного бедствия и их невозможно восстановить, то периоды работы на территории РФ могут быть подтверждены показаниями двух или более свидетелей.


 

2.2 Страховой стаж, влияющий на размеры пособий по обязательному социальному страхованию

 

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"[18]. Согласно этому закону, страховой стаж теперь определяется как общая продолжительность времени, в течение которого человек был застрахован на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также другие периоды, указанные в законе. Это влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности при общем заболевании и частично на размер пособия по беременности и родам.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, страховой стаж, который влияет на размеры пособий по обязательному социальному страхованию, включает в себя следующие периоды:

а) периоды работы по трудовому договору;

б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. К таким периодам относятся:

- периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (например, частные нотариусы, частные детективы, частные охранники и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с законодательством РФ), члены крестьянских (фермерских) хозяйств, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые были уплачены платежи на социальное страхование;

- периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые были уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;

- периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимавшего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые были уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;

- периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

- периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые были уплачены платежи на социальное страхование;

- периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года.

В страховой стаж включаются периоды прохождения военной службы и другой службы, предусмотренной Законом РФ № 4468-1, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке, где каждые 30 дней переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы. Если периоды работы (службы, деятельности) совпадают по времени, то учитывается только один из них по выбору застрахованного лица, который подтверждается заявлением, в котором указывается выбранный период для включения в страховой стаж.

Если в работном документе указаны только годы без точных дат, то 1 июля этого года считается датой начала работы, а 15 число соответствующего месяца считается датой окончания работы. Доказательства такого стажа зависят от самого периода работы. Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, государственной или муниципальной службы, исполнения полномочий членом федерального собрания или депутатом государственной думы, замещения государственных должностей или муниципальных должностей.

Если трудовая книжка отсутствует или содержит неправильные и неточные сведения, или отсутствуют записи о некоторых периодах работы, в качестве подтверждения периодов работы могут быть использованы письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, в справках, выдаваемых работодателями или государственными органами, выписках из приказов и других документах.

Если трудовая книжка не ведется, то периоды работы по трудовому договору подтверждаются соответствующим трудовым договором, заключенным в соответствии с действующим на тот момент трудовым законодательством. У отдельных граждан, таких как домашние работницы, няни, секретари и другие, периоды работы до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, а также документом работодателя об уплате платежей на социальное страхование за этот период. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды подтверждаются следующим образом:

- За период до 1 января 1991 года - документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование;

- За период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года, а также за период после 1 января 2003 года - документом территориального органа Фонда социального страхования РФ об уплате платежей на социальное страхование.

Документы, подтверждающие периоды деятельности в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, выдает территориальный орган Фонда социального страхования РФ. Аналогично, периоды деятельности в качестве члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера подтверждаются документами соответствующей общины и ФСС РФ. Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, также необходимо предоставить документы об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды работы в качестве адвоката подтверждаются трудовой книжкой до 1 января 2001 года и документом территориального органа ФСС РФ после 1 января 2003 года.

Периоды работы в колхозе или производственном кооперативе, где лицо лично участвовал в деятельности, подтверждаются трудовой книжкой (трудовой книжкой колхозника) до 1 января 2001 года и трудовой книжкой вместе с документом колхоза или производственного кооператива об уплате платежей на социальное страхование после 1 января 2001 года.

Периоды работы священнослужителя подтверждаются трудовой книжкой и документом религиозной организации об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды оплачиваемого труда лица, осужденного к лишению свободы и работавшего по установленному графику после 1 ноября 2001 года, подтверждаются трудовой книжкой и документами учреждения, исполняющего наказание.

Периоды деятельности, во время которой гражданин обязан был иметь социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством РФ или бывшего Союза ССР, подтверждаются соответствующими документами о периоде работы и уплате страховых взносов. Периоды прохождения военной службы и других видов службы, предусмотренных законом РФ № 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками из военкоматов, воинских частей, архивов, записями в трудовой книжке и другими документами, содержащими информацию о периоде службы. Зависимость продолжительности страхового стажа и размера пособия по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания определяется статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (в редакции от 26.05.2021 г.) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Пособие по временной нетрудоспособности обычно выплачивается в следующем размере:

- застрахованному лицу со страховым стажем 8 лет и более - 100% среднего заработка;

- застрахованному лицу со страховым стажем от 5 до 8 лет - 80%;

- застрахованному лицу со страховым стажем до 5 лет - 60%;

- застрахованному лицу со страховым стажем менее 6 месяцев пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стаж в праве социального обеспечения, в качестве юридически значимого факта, представляет собой совокупную продолжительность работы и другой деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, а также период проживания в стране, связанный с правом на различные виды социального обеспечения или влияющий на размер соответствующих денежных выплат.

Основное определение понятия "страховой стаж" содержится в статье 3 Закона о страховых пенсиях, где оно определено как суммарная продолжительность периодов работы и/или другой деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также засчитываемых в страховой стаж периодов. Это определение применимо к обычному страховому стажу.

Определение, порядок исчисления и подтверждения страхового стажа регулируются федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях" и постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".

Страховой стаж неоднороден и включает обычный страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения. Юридическое значение страхового стажа заключается в его необходимости для определения права на отдельные виды социального обеспечения, такие как страховая пенсия и пособие по временной нетрудоспособности, а также его влиянии на размер данных выплат. Современное законодательство выделяет следующие виды страхового стажа: общий страховой стаж, специальный страховой стаж, и стаж для определения размера пособия.

 

Исчисление страхового стажа производится по календарному порядку из расчета полного года (12 месяцев), при этом каждые 30 дней периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы.

Страховой стаж на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения представляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности в условиях, отличающихся от нормальных. С 2014 года работодатель, как правило, платит дополнительные страховые взносы в ПФ РФ за лиц, осуществляющих деятельность в условиях, отличающихся от нормальных. Размер этих взносов зависит от класса условий труда, определенного после специальной оценки условий труда.

Исчисление страхового стажа по условиям труда производится по специальным правилам, которые закрепляют возможные случаи суммирования стажа. Страховой стаж имеет значение не только для пенсионного обеспечения, но и для предоставления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Страховой стаж, как важнейший элемент фактического состава, связанного с возникновением правоотношений по социальному обеспечению, занимает ведущее место среди юридически значимых обстоятельств. Тенденции развития законодательства в сфере социального обеспечения свидетельствуют о том, что роль страхового стажа остается значимой и будет влиять на уровень социального обеспечения граждан.

Выводы и результаты, полученные при выполнении данного исследования, могут быть использованы для совершенствования законодательства в сфере социального обеспечения, а также могут быть полезными для работников, занимающихся правоприменительной деятельностью в данной сфере.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //  Официальный интернет-портал правовой информации.

2."Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ", 13.01.2014, N 2 (часть II) (поправка).

4.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

5.Федеральный закон от 08.12.2020 N 429-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.12.2020, N 50 (часть III), ст. 8074.

7.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" // "Российская газета", N 68, 10.04.1996.

8.Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.05.2023, с изм. от 27.11.2023) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.

9.Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.

10.Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 24.10.2023) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" // "Российская газета", N 232, 10.10.2014

11.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" // "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 4, 2013.

12.Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 498 (ред. от 10.06.2014) "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год" // "Российская газета", N 124, 10.07.2002.

   

Научная и учебная литература

1.Право для экономистов и менеджеров : учебник и практикум для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

2.Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

3.Архипов, А. П.  Социальное страхование : учебник и практикум для вузов / А. П. Архипов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

4.Комкова, Г. Н.  Право социального обеспечения. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Р. А. Торосян, В. Б. Сычев ; ответственный редактор Г. Н. Комкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

5.Мосейко, В. В.  Социальное обеспечение и страхование : учебник для вузов / В. В. Мосейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

6.Платыгин, Д. Н.  Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

7.Приступа, Е. Н.  Организация социальной работы в Российской Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

8.Роик, В. Д.  Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

9.Роик, В. Д.  Социальная политика. Финансовые механизмы : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 570 с.

10.Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

 


[1] Роик, В. Д.  Социальная политика. Финансовые механизмы : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 570 с.

[2] Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

[3] Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ", 13.01.2014, N 2 (часть II) (поправка).

[4] Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 24.10.2023) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" // "Российская газета", N 232, 10.10.2014

[5] Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

 

[6] Федеральный закон от 08.12.2020 N 429-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.12.2020, N 50 (часть III), ст. 8074.

[7] Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.05.2023, с изм. от 27.11.2023) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.

 

[8] Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Российская газета", N 247, 20.12.2001.

 

[9] Комкова, Г. Н.  Право социального обеспечения. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Р. А. Торосян, В. Б. Сычев ; ответственный редактор Г. Н. Комкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

[10] Мосейко, В. В.  Социальное обеспечение и страхование : учебник для вузов / В. В. Мосейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

[11] "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

[12] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" // "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 4, 2013.

[13] Мосейко, В. В.  Социальное обеспечение и страхование : учебник для вузов / В. В. Мосейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

[14] Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

[15] Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 498 (ред. от 10.06.2014) "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год" // "Российская газета", N 124, 10.07.2002.

 

[16] Платыгин, Д. Н.  Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.

[17] Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" // "Российская газета", N 68, 10.04.1996.

 

[18] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.

Похожие работы на - Понятие страхового стажа и его юридическое значение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!