Развитие судебного делопроизводства в России: история и современность
Департамент образования
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский юридический техникум»
Правовое отделение
Предметно-цикловая комиссия юридических
дисциплин
ОП 05 «Гражданский процесс»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Развитие судебного делопроизводства в России: история и современность»
Автор:
Студент 2 курса, группа ПА-23
|
Колпакова
Анастасия Игоревна
|
Специальность
|
40.02.03 Право
и судебное администрирование
|
Руководитель:
преподаватель
|
Селиванова
Александра Валерьевна
|
Воронеж 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБЩИМ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………… 5
1.1
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………….5
1.2 ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕНННАЯ СИСТЕМА
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО – КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ
СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА……….10
ГЛАВА 2. СУДЕБНОЕ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………….13
2.1. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………13
2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЭТАПА СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………...14
ЗАЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРУРЫ…………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы организации ведения делопроизводства в судах общей
юрисдикции заключается в том, что эффективность судебной деятельности,
повышение качества правосудия и обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в
судах общей юрисдикции во многом определяется уровнем организации и ведения в
них делопроизводства. Принятые за последнее время меры законодательного
обеспечения судебной деятельности оказали существенное влияние на организацию,
сопровождение и ведение отечественного судебного документооборота и
делопроизводства.
Целью данной работы является рассмотрение современного и советского делопроизводства,
выявление особенностей и положительных сторон.
Задачи:
-Исследование истории и особенностей делопроизводства в советское время
-Анализ современного периода
Современное судебное делопроизводство включает в себя различные направления
судебной деятельности обеспечительного характера: ведение
учётно-регистрационной работы, формирование документированных единиц — судебных
дел, материалов, производств, обеспечение судебных извещений и вызовов и организация
необходимого информационного взаимодействия с участниками судопроизводства и
так далее.
Содержание судебного делопроизводства базируется на широком комплексе
правовых норм различного уровня, часть из которых применяется не только в
судебной деятельности, но и в иных сферах правового регулирования — при
использовании информационных технологий, в работе с персональными данными, в
ведении архивного делопроизводства. Само судебное делопроизводство как комплекс
специальных знаний является инструментом для построения системы
межведомственного взаимодействия в деятельности органов государственной власти.
Оно основывается на современных электронных платформах, обеспечивая принципы
открытости и доступности правосудия в ходе продолжающегося судебного реформирования.
Федеральные законы «Кодекс административного судопроизводства
Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
судов в Российской Федерации», «О компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)», оказали существенное влияние на организацию, сопровождение и
ведение документооборота и делопроизводства в суде. Наряду с ведением традиционного
делопроизводства в судах, возникла необходимость осуществлять
информационно-техническое сопровождение правосудия, в том числе электронный
документооборот, аудио-видео-протоколирование. В связи с этим формирование компетенций
в сфере судебной деятельности не представляется возможным без изучения правил
документационного и информационного обеспечения судебного процесса.
ГЛАВА1.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБЩИМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
1.1 Исторические этапы развития судебного
делопроизводства
История делопроизводства в России насчитывает столетия. С древнейших
времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем
историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений,
складывавшихся в далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью,
вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием
письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются
одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить, в
том числе и историю делопроизводства[1].
Условиями необходимости и возможности становления делопроизводства являются
развитая письменность, овладение ею правящей элитой общества, установление
государственности.
Приказное
делопроизводство
В конце ХV в. появляются первые приказы - центральные органы
государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и
приказные избы - органы государственного управления на местах. Оформление
приказов позволило централизовать управление страной. В деятельности этих
органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное
делопроизводство. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С
усложнением задач государственного аппарата число приказов росло. Ко времени
преобразований, проведенных Петром I, их было более 50.
Порядок составления документа в приказе был следующий: по указанию
дьяка проект документа - «черное письмо» - составлял подьячий «средней руки»,
дьяк «черным» его, т.е. исправлял, а молодший подьячий «белил», т.е. писал
начисто. Беловик сверяли с черновиком, «старый» подьячий «справлял»
переписанный документ, удостоверял своей подписью соответствие его исправному
черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во
всю ширину документа с целью охраны от подлогов. Приказы по праву можно было
назвать колыбелью бюрократизма: зачастую документы проходили множество
инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей,
прежде чем попадали по назначению.
В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово
«волокита». Подклеенные в столбцы длинной в среднем 50 - 80 м документы
наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и
понятие. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество,
чинопочитание. Не были развиты также делопроизводственные операции, такие как
регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И все же именно на
этом историческом этапе складывается первая система работы с документами,
закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их.
Таким образом, в этот период управление не составляло стройной системы
и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение
определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя.
Система
коллежского делопроизводства
Взамен устаревшей системы приказов в 1717 - 1718 гг. было создано 12
коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления
и подчинялась Сенату. Окончательно структуру коллегий определил Генеральный
регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 [2]г.
В этом документе подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения
коллегии. В том числе имеется глава о структуре и функциях канцелярии, а также
глава о секретарском чине. К секретарю предъявлялись высокие и строгие
требования. Таким образом, Генеральным регламентом государственных коллегий
была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря. 27 февраля
1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности на Руси. Кроме
секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы,
конеисты, писцы, фискомы. В Генеральном регламенте четко определены права,
обязанности, пределы компетенции и даже режим работы конторских служителей. В
период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и
хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном
регламенте предписано было иметь два архива - общий для всех коллегий в
специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый. Развивая отдельные
делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское
делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.
Таким образом, XVIII в. в развитии делопроизводства характеризовался
усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и
учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал
деятельности учреждений, и прежде всего, бюрократического начала.
Система
министерского делопроизводства
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления
и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень
управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II
в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и
местных учреждений.
Новая система управления - министерская, основанная на принципе
единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца
XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее[3]
Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой
системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при
министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа.
Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и
определило делопроизводство министерств как исполнительное.
Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел»,
включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно
отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.). До середины XIX в.,
когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось,
что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов - документ
складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью. Для регистрации
документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным местам, и
лицам, существовали отдельные журналы.
Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств»
- отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов:
- отчеты в суммах;
- отчеты в делах;
- отчеты в «видах и предположениях».
Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах -
отчетами о деятельности, последние отчеты представляли; собой планы работы на
следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению,
затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор
канцелярии составлял сводные отчеты по министерству. Серьезные изменения в
системе управления, соответствующая перестройка системы документирования
деятельности новых учреждений привели к изменениям формы документа. В
делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым
расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались
от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения,
наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения - автора
в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также
включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа.
Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь
непосредственно под реквизитами бланка (практически также, как и в современных
документах). Появляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного
реквизита «Ссылка на дату и номер входящего документа»), которая не имеет пока
унифицированного вида и может выглядеть по-разному: «Ответ на №...» или: «От
такого-то» и т.п.
Приобретает устойчивый вид и реквизит «Адресат», появившийся еще в
XVIII в. в коллежском делопроизводстве, - это указание должности лица в
дательном падеже или наименование присутственного места.
Большое значение в этот период имели письмовники - сборники образцов
документов. Первые такие сборники появляются уже во второй половине XVIII в., а
с конца XVIII - начала XIX вв. начинают издаваться регулярно. Известно более
ста таких сборников, изданных до 1917 г.
Цель
издания сборников образцов документов - дать полное руководство о порядке
производства дел в присутственных местах с описанием «обряда делопроизводства»
и приложением форм документов. Предназначались такие сборники самому широкому кругу
чиновников и частных лиц, которым приходится обращаться в государственные
учреждения. На фоне обширной делопроизводственной литературы этого периода
совершенно самостоятельное значение имеют работы Н.В. Варадинова-
«Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому
и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех
правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел» (СПб., 1857) и
ее переиздания с несколько измененным названием 1873 и 1887 гг.
1.2 Единая государственная система
делопроизводства, ее влияние на судебное делопроизводство – как один из этапов
становления судебного делопроизводства
После революции в октябре 1917г., в связи с отстранением старого
чиновничьего аппарата от власти и замены его неквалифицированным персоналом из
рабочих и солдат, уровень документационного обеспечения управления заметно
понизился. В.И. Ленин и Советское правительство, формируя новый государственный
аппарат, параллельно уделяли много внимания улучшению "письмоводства",
сокращению переписки, устранению канцелярской волокиты.
Были другие попытки улучшения работы государственных учреждений в
области документирования, однако реализация их тормозилась вследствие разрухи и
идущей Гражданской войны и интервенции государств Антанты (1918-1920гг.). Не
хватало также технических средств оформления документов, бумаги, чернил
На долгом и тернистом пути подготовки Государственной системы
документационного обеспечения управления, действующей в настоящее время, первым
юридически важным этапом стало принятие 25 июля 1963 г. постановления Совета
Министров СССР "О мерах по улучшению архивного дела в СССР". Главному
архивному управлению и ряду государственных комитетов и институтов поручалась
разработка ЕГСД.
В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД, в подготовке которого
приняли участие НИИ труда, ВНИИ оргтехники, Институт государства и права
Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации. После обсуждения и доработки в
сентябре 1973 г. "Основные положения ЕГСД" одобрил Госкомитет СМ СССР
по науке и технике и рекомендовал их министерствам, ведомствам и организациям
для использования, но только как положения, не имеющие официального статуса[4].
Однако элементы новых информационных технологий, частично реализовывавшиеся в
практике работы ведущих зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были из-за
полного отсутствия литературы по этим вопросам и финансирования на их
практическое изучение. Этот пробел отчасти восполнен позже созданием новой
редакции Государственной системы документационного обеспечения управления
(ГСДОУ), утвержденной-начальником Главного архивного управления в 1988 г.
В середине 80-х годов ЕГСД была переработана в Единую государственную
систему документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). С этого времени
понятие "делопроизводство" именуют также термином
"документационное обеспечение управления" (ДОУ).
Основные положения ЕГСД представляют научно упорядоченный комплекс
правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства, начиная с
момента поступления или создания документов до сдачи их в архив позволяют
практически обеспечить документное обслуживание сферы управления.
В ЕГСД также излагались требования к организации служб делопроизводства
в учреждениях и порядок их работы. Положения ЕГСД дополнялись Унифицированной
системой организационно-распорядительной документации (УСОРД) и подкреплялись
соответствующими ГОСТами
Внедрение ЕГСД призвано способствовать упорядочению работы с
документами в учреждениях, организациях и предприятиях на рациональной основе,
в соответствии с возможностями и потребностями управленческого аппарат
В 1980г. было принято новое Положение о Главном архивном управлении при
Совете Министров СССР12, которое значительно расширило полномочия архивных
органов в сфере делопроизводства
Таким образом, следует отметить, что в 70—80-е гг. XX в.
делопроизводство адекватно реагировало на запросы управленческой системы бюрократического
типа на базе единых методических, организационных и технологических принципов.
В системе государственного управления была создана единая основа организации
документопотоков, которая обеспечила в общегосударственном масштабе
документирование подготовки, принятия и реализации решений, а также
регулирование сроков хранения документов в зависимости от их практического и
научно исторического значения
ГЛАВА 2
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1.
Особенности судебного делопроизводства.
Основные принципы современного управления документами отражены в
стандарте ISO 15489:2001 «Информация и документация. Управление документами».
Данный стандарт переведен на русский язык и принят в качестве национального
стандарта ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
Главная особенность современного управления документами заключается в
том, что оно строится на принципах, сходных с принципами систем менеджмента
качества. Используется известный цикл постоянного улучшения Деминга – «Планируй
– Сделай – Проверь – Действуй»:
-на первом этапе разрабатывается политика, подробно регламентируются
все процессы;
-на втором этапе управление документами ведется в строгом соответствии
с законодательно-нормативными требованиями и внутренними нормативными
документами организации. Собираются документальные подтверждения исполнения
требований;
-на третьем этапе анализируется эффективность системы управления
документами, выбираются меры по корректировке и улучшению этой системы.
Результаты анализа документируются;
-на четвертом этапе в систему вносятся намеченные на третьем этапе
улучшения и исправления (которые также документируются).
В течение всего цикла регулярно проводится обучение и повышение
квалификации всех сотрудников организации по вопросам управления документами.
Такой подход позволяет не только постоянно повышать эффективность
управления документами, но и легко интегрировать систему управления документами
и разнообразные системы менеджмента (качества, информационной безопасности,
окружающей среды, охраны труда и т.д.).
Современный подход к управлению документами предусматривает
единообразное управление различными видами документов, т.е. не только
организационно-распорядительной документацией, но и, например, бухгалтерскими и
налоговыми документами или документами по качеству.
Принципы управления документами в равной степени применимы к документам
на различных носителях, независимо от способа доставки документов. Это особенно
важно, т.к. в России наблюдается переход от традиционного бумажного
документооборота идет не к электронному, а к смешанному документообороту. ГОСТ
Р ИСО 15489 определяет понятие «документ» как зафиксированную на материальном
носителе идентифицируемую информацию, созданную, полученную и сохраняемую
организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении
правовых обязательств или деловой деятельности.
Многие вопросы, относящиеся к управлению как электронными, так и
неэлектронными документами, в настоящее время рассматриваются как неотъемлемые
элементы информационной безопасности организации.
Системы электронного документооборота (СЭД), согласно современным
представлениям, должны обеспечивать управление не только электронными, но и
неэлектронными документами и поддерживать ведение смешанных дел.
2.2.
Перспективы развития законодательства в сфере организации современного этапа
судебного делопроизводства
На данный момент в Российской Федерации происходит
постепенный перевод всех государственных органов, органов государственной
власти, в том числе и судебных, на систему электронного документооборота с
целью упрощения получения необходимой информации как самими органами, так и
гражданами, и юридическими лицами в процессе решения ими различных вопросов, а
судами – в процессе рассмотрения и разрешения дел.
В целом электронное судопроизводство отвечает всем реалиям
действительности, а именно темпам развития компьютерно-информационной техники и
информационно телекоммуникационной сети «Интернет», что упрощает процесс
получения гражданами необходимой информации по делу, а работниками судов,
необходимой для них информации от граждан, с целью последующего оперативного
рассмотрения и разрешения спора, по существу. Развитие систем электронного
судопроизводства направлено на повышение качества и эффективности работы
судебной системы.
Для решения проблем, связанных с электронным обеспечением
правосудия, а также дальнейшего эффективного развития электронного
судопроизводства в РФ, как способа осуществления правосудия, основанного на
использовании информационных технологий, необходимы дальнейшие шаги для
информационно-технической модернизации судебной системы, развития электронного
делопроизводства в судебной системе РФ.
В нынешнее время использование современных информационно
коммуникационных технологий в судопроизводстве уже рассматривается как
альтернатива традиционным видам судебного документооборота.
На данный момент существует возможность подачи электронного
заявления через ГАС «Правосудие» и отслеживания движения дела. Однако
отсутствие возможности онлайн ознакомления с материалами дела доставляет много
неудобств участникам судопроизводства. Для данной процедуры необходимо подать
заявление на ознакомление и записаться на свободную дату в порядке очереди. По
техническим причинам ознакомление может не произойти, граждане также часто
встречаются с отсутствием нумераций дела, впоследствии чего не могут сослаться
на него во время судебного заседания. Такие тонкости и мелкие ошибки часто
приводят к затягиванию правосудия. Электронное правосудие состоит из нескольких
этапов, определяющих характерные свойства данного процесса:
1. Подача заявлений в суд в электронной форме.
2. Активное использование видео-конференц связи.
3. Использование в судебном процессе электронных
доказательств.
4. Размещение информации по рассматриваемому делу и
вынесенного судом решения
В дальнейшем предполагается, что доступ к электронному
документообороту будет обеспечен через портал государственных услуг, путём
создания там личного кабинета участника судопроизводства. Это привлечёт
пользователей своей простотой и доступностью, так как появится возможность
подачи документов онлайн, прохождения авторизации для участия в
онлайн-заседаниях и ознакомления с делом. Для введения данной системы и
повышения эффективности онлайн-правосудия необходима оцифровка дел, обеспечение
электронного документооборота, формирование электронных дел и архивов[5].
Прорабатывается вопрос по внедрению в ГАС «Правосудие»
сервиса «Электронный помощник» для лиц, обращающихся в суд за защитой своих
прав и законных интересов. «Электронный помощник» обеспечивает информирование
граждан по часто задаваемым вопросам в онлайн режиме реального времени.[6]
Оцифровка дел и создание электронного документооборота вместе
с введением личного кабинета участника судопроизводства позволит наладить
контакт граждан и суда в режиме онлайн, создать своеобразный диалог по
рассматриваемому делу. Наличие обратной связи обеспечит полную доступность к
правосудию, сведение технических ошибок к минимуму и в целом приведёт к
совершенствованию судебной системы. Внедрение электронных сервисов правосудия
уже позволило сократить нагрузку на аппарат судьи и повысить эффективность
работы суда, что может свидетельствовать о факте успешного применения
информационных технологий, из чего становится понятным, что именно
взаимодействие техники и человека предопределяет дальнейшее развитие
человечества.
Также важным вопросом является инновационное развитие
технологий использования системы распознавания речи, с помощью которой возможно
возможность замены письменных протоколов записью свидетельства вальщика уже на
этапе рассмотрения дела. С этой же целью можно создать систему автоматического
выписывания определений и решений судов.
Таким образом, развитие законодательства в сфере судебной
власти нацелено на совершенствование судебных процедур и повышение качества
рассмотрения дел. Это позволит обеспечить эффективную защиту прав и свобод
населения, а также укрепить доверие общества к судебной системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делопроизводство обслуживает и обеспечивает основные функции
государственных
органов, следовательно, его состояние оказывает непосредственное влияние на
качество их работы и стиль деятельности.
Именно поэтому правильная постановка работы с документами, соблюдение норм
и правил, настойчивое совершенствование имеет особое значение не только в
пределах государственного органа, но и в масштабах всей страны.
Документы сопровождают человека уже несколько веков. За это время они
неузнаваемо изменились.
При оценке делопроизводство в советский период в 1917—1941 гг. надо
учитывать тяжелые условия Гражданской войны, разрухи. В результате революции
1917 года в России было формально ликвидировано прежнее делопроизводство. Был
произведен коренной слом старого управленческого аппарата. Уровень
документационного обеспечения понизился. Все дореволюционные способы
письмоводства и делопроизводства были отменены, а новые не созданы.
Постепенно положение дел в делопроизводстве стабилизировалось и со
временем стало развиваться. Развитие делопроизводства в советский период
положило основу для дальнейшего формирования современного делопроизводства в
Российской Федерации. Многие нормативные документы, созданные и принятые в этот
период, действуют и в настоящее время. Первым юридически важным
этапом в развитии делопроизводства 70-80-х стало принятие постановления Совета
Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» и разработка
«Единой государственной системы делопроизводства» ЕГСД, издание ГОСТов на
управленческие документы, общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.)
Современный подход к управлению документами предусматривает
единообразное управление различными видами документов, т.е. не только
организационно-распорядительной документацией, но и, например, бухгалтерскими и
налоговыми документами или документами по качеству
С развитием автоматизации управленческих процессов у нас в стране
разработаны унифицированные системы документации. Определение, назначение,
состав унифицированной системы документации устанавливаются ГОСТами.
Завершая рассмотрение истории судебного делопроизводства, следует
отметить, что главной особенностью работы с документами в настоящее время
является активное использование компьютерной техники. Сегодня уже сложно
представить себе организацию, в которой документооборот велся бы вручную.
Практически вся корреспонденция, а также юридически значимые документы
создаются и обрабатываются на компьютере. Возможно, уже в скором времени как
государственные органы, так и частные предприятия полностью перейдут на работу
с электронными документами, что во многом упростит делопроизводственные
процессы.
Таким образом, развитие законодательства в сфере судебной власти
нацелено на совершенствование судебных процедур и повышение качества
рассмотрения дел. Это позволит обеспечить эффективную защиту прав и свобод
населения, а также укрепить доверие общества к судебной системе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые
акты.
1.
О судебной системе Российской
Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от
16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1
2.
Инструкция по судебному делопроизводству в районном
суде. Утверждена приказом генерального директора Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36
3.
Отчет об итогах деятельности судебного департамента
при Верховном суде Российской Федерации за 2020 год //Судебный департамент.
Учебная
литература.
4.
Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Электронное
правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник университета имени О.Е.
Кутафина (МГЮА). – 2019. – №12(64). – С.101
5.
Делопроизводство (Организация и технологии
документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В.,
Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред.Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001 – С.15
6.
Закиров Р.Ф.Становление делопроизводства на
современном этапе развития судебной системы российской федерации 2019. т. 15.
С.174-177
7.
Исаев И. А. История государства и права России. -
М., 2001. С.50
8.
Кузнецов В.А. Судебное делопроизводство 2022г
9.
М.В. Ларин. Документационное обеспечение управления
2002г. Исторический опыт и современное состояние государственного регулирования
делопроизводства в России С.6
10.
Организация работы с документами: Учебник/ В.А.
Кудряев и др. - М.: ИНФРА-М, 1999, С.35
11.
Чашин, А. Н. Основы судебного делопроизводства:
учебное пособие / А. Н. Чашин. — Москва: 2010. — 138 c.
Диссертации,
авторефераты диссертаций
12.
Латышева Н.А. Организация и осуществление контроля
ведения делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской федерации. Автореф. дис. к.ю.н.- Москва -
2016
Электронные носители.
13.
https://spravochnick.ru/dokumentovedenie_i_arhivovedenie/etapy_razvitiya_sudebnogo_deloproizvodstva_v_rossii/
14.
https://ozlib.com/1069725/pravo/istoriya_razvitiya_obschego_sudebnogo_deloproizvodstva
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
«Этапы
развития делопроизводства»
Приложение 2
Приложение 3
Учебное
пособие М.П. Илюшенко «История делопроизводства в дореволюционной России»
[1] Делопроизводство
/ Е. Н. Басовская, Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Е. М. Емышева, Т. В. Кузнецова,
О.В. Мосягина, Л. В. Санкина; под общей ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ФОРУМ,
2010. - С. 6
[2]Делопроизводство (Организация и технологии
документационного обеспечения
управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова
Т.А. и др.; Под ред.Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 –С.15
[3] Делопроизводство (Организация и технологии
документационного обеспечения
управления): Учебник
для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. Т.В.
Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – С.18
[4] Организация работы с документами: Учебник/ В.А.
Кудряев и др. - М.: ИНФРА-М, 1999, С.35
[5] Брянцева О.В., Солдаткина
О.Л. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник
университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – №12(64). – С.101.