Развитие судебного делопроизводства в России: история и современность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Гражданский процесс
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие судебного делопроизводства в России: история и современность

Департамент образования

Воронежской области

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»

 

Правовое отделение

 

Предметно-цикловая комиссия юридических дисциплин

ОП 05 «Гражданский процесс»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Развитие судебного делопроизводства в России: история и современность»

 

 

 

 

Автор:

Студент 2 курса, группа ПА-23

 

Колпакова Анастасия Игоревна

 

Специальность

 

40.02.03 Право и судебное администрирование

 

Руководитель:

преподаватель

 

Селиванова Александра Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБЩИМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………… 5

1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………….5

1.2 ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕНННАЯ СИСТЕМА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО – КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА……….10

ГЛАВА 2. СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………….13

2.1. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………13

2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………...14

ЗАЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРУРЫ…………………………...20

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы организации ведения делопроизводства в судах общей юрисдикции заключается в том, что эффективность судебной деятельности, повышение качества правосудия и обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах общей юрисдикции во многом определяется уровнем организации и ведения в них делопроизводства. Принятые за последнее время меры законодательного обеспечения судебной деятельности оказали существенное влияние на организацию, сопровождение и ведение отечественного судебного документооборота и делопроизводства.

Целью данной работы является рассмотрение современного и советского делопроизводства, выявление особенностей и положительных сторон.

Задачи:

-Исследование истории и особенностей делопроизводства в советское время

-Анализ современного периода

Современное судебное делопроизводство включает в себя различные направления судебной деятельности обеспечительного характера: ведение учётно-регистрационной работы, формирование документированных единиц — судебных дел, материалов, производств, обеспечение судебных извещений и вызовов и организация необходимого информационного взаимодействия с участниками судопроизводства и так далее.

Содержание судебного делопроизводства базируется на широком комплексе правовых норм различного уровня, часть из которых применяется не только в судебной деятельности, но и в иных сферах правового регулирования — при использовании информационных технологий, в работе с персональными данными, в ведении архивного делопроизводства. Само судебное делопроизводство как комплекс специальных знаний является инструментом для построения системы межведомственного взаимодействия в деятельности органов государственной власти. Оно основывается на современных электронных платформах, обеспечивая принципы открытости и доступности правосудия в ходе продолжающегося судебного реформирования.

Федеральные законы «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», оказали существенное влияние на организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства в суде. Наряду с ведением традиционного делопроизводства в судах, возникла необходимость осуществлять информационно-техническое сопровождение правосудия, в том числе электронный документооборот, аудио-видео-протоколирование. В связи с этим формирование компетенций в сфере судебной деятельности не представляется возможным без изучения правил документационного и информационного обеспечения судебного процесса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБЩИМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

 

1.1 Исторические этапы развития судебного делопроизводства

 

История делопроизводства в России насчитывает столетия. С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить, в том числе и историю делопроизводства[1]. Условиями необходимости и возможности становления делопроизводства являются развитая письменность, овладение ею правящей элитой общества, установление государственности.

Приказное делопроизводство

В конце ХV в. появляются первые приказы - центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы - органы государственного управления на местах. Оформление приказов позволило централизовать управление страной. В деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного аппарата число приказов росло. Ко времени преобразований, проведенных Петром I, их было более 50.

Порядок составления документа в приказе был следующий: по указанию дьяка проект документа - «черное письмо» - составлял подьячий «средней руки», дьяк «черным» его, т.е. исправлял, а молодший подьячий «белил», т.е. писал начисто. Беловик сверяли с черновиком, «старый» подьячий «справлял» переписанный документ, удостоверял своей подписью соответствие его исправному черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов. Приказы по праву можно было назвать колыбелью бюрократизма: зачастую документы проходили множество инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей, прежде чем попадали по назначению.

В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы длинной в среднем 50 - 80 м документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание. Не были развиты также делопроизводственные операции, такие как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И все же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их.

Таким образом, в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя.

Система коллежского делопроизводства

Взамен устаревшей системы приказов в 1717 - 1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Окончательно структуру коллегий определил Генеральный регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 [2]г. В этом документе подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения коллегии. В том числе имеется глава о структуре и функциях канцелярии, а также глава о секретарском чине. К секретарю предъявлялись высокие и строгие требования. Таким образом, Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря. 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности на Руси. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы, конеисты, писцы, фискомы. В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и даже режим работы конторских служителей. В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива - общий для всех коллегий в специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый. Развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.

Таким образом, XVIII в. в развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего, бюрократического начала.

Система министерского делопроизводства

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее[3]

Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как исполнительное.

Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел», включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.). До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось, что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов - документ складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью. Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным местам, и лицам, существовали отдельные журналы.

Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» - отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов:

- отчеты в суммах;

- отчеты в делах;

- отчеты в «видах и предположениях».

Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах - отчетами о деятельности, последние отчеты представляли; собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству. Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы документирования деятельности новых учреждений привели к изменениям формы документа. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения - автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа. Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка (практически также, как и в современных документах). Появляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита «Ссылка на дату и номер входящего документа»), которая не имеет пока унифицированного вида и может выглядеть по-разному: «Ответ на №...» или: «От такого-то» и т.п.

Приобретает устойчивый вид и реквизит «Адресат», появившийся еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве, - это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места.

Большое значение в этот период имели письмовники - сборники образцов документов. Первые такие сборники появляются уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII - начала XIX вв. начинают издаваться регулярно. Известно более ста таких сборников, изданных до 1917 г.

Цель издания сборников образцов документов - дать полное руководство о порядке производства дел в присутственных местах с описанием «обряда делопроизводства» и приложением форм документов. Предназначались такие сборники самому широкому кругу чиновников и частных лиц, которым приходится обращаться в государственные учреждения. На фоне обширной делопроизводственной литературы этого периода совершенно самостоятельное значение имеют работы Н.В. Варадинова- «Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел» (СПб., 1857) и ее переиздания с несколько измененным названием 1873 и 1887 гг.

 

1.2 Единая государственная система делопроизводства, ее влияние на судебное делопроизводство – как один из этапов становления судебного делопроизводства

 

После революции в октябре 1917г., в связи с отстранением старого чиновничьего аппарата от власти и замены его неквалифицированным персоналом из рабочих и солдат, уровень документационного обеспечения управления заметно понизился. В.И. Ленин и Советское правительство, формируя новый государственный аппарат, параллельно уделяли много внимания улучшению "письмоводства", сокращению переписки, устранению канцелярской волокиты.

Были другие попытки улучшения работы государственных учреждений в области документирования, однако реализация их тормозилась вследствие разрухи и идущей Гражданской войны и интервенции государств Антанты (1918-1920гг.). Не хватало также технических средств оформления документов, бумаги, чернил

На долгом и тернистом пути подготовки Государственной системы документационного обеспечения управления, действующей в настоящее время, первым юридически важным этапом стало принятие 25 июля 1963 г. постановления Совета Министров СССР "О мерах по улучшению архивного дела в СССР". Главному архивному управлению и ряду государственных комитетов и институтов поручалась разработка ЕГСД.

В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД, в подготовке которого приняли участие НИИ труда, ВНИИ оргтехники, Институт государства и права Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации. После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. "Основные положения ЕГСД" одобрил Госкомитет СМ СССР по науке и технике и рекомендовал их министерствам, ведомствам и организациям для использования, но только как положения, не имеющие официального статуса[4]. Однако элементы новых информационных технологий, частично реализовывавшиеся в практике работы ведущих зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были из-за полного отсутствия литературы по этим вопросам и финансирования на их практическое изучение. Этот пробел отчасти восполнен позже созданием новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной-начальником Главного архивного управления в 1988 г.

В середине 80-х годов ЕГСД была переработана в Единую государственную систему документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). С этого времени понятие "делопроизводство" именуют также термином "документационное обеспечение управления" (ДОУ).

Основные положения ЕГСД представляют научно упорядоченный комплекс правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства, начиная с момента поступления или создания документов до сдачи их в архив позволяют практически обеспечить документное обслуживание сферы управления.

В ЕГСД также излагались требования к организации служб делопроизводства в учреждениях и порядок их работы. Положения ЕГСД дополнялись Унифицированной системой организационно-распорядительной документации (УСОРД) и подкреплялись соответствующими ГОСТами

Внедрение ЕГСД призвано способствовать упорядочению работы с документами в учреждениях, организациях и предприятиях на рациональной основе, в соответствии с возможностями и потребностями управленческого аппарат

В 1980г. было принято новое Положение о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР12, которое значительно расширило полномочия архивных органов в сфере делопроизводства

Таким образом, следует отметить, что в 70—80-е гг. XX в. делопроизводство адекватно реагировало на запросы управленческой системы бюрократического типа на базе единых методических, организационных и технологических принципов. В системе государственного управления была создана единая основа организации документопотоков, которая обеспечила в общегосударственном масштабе документирование подготовки, принятия и реализации решений, а также регулирование сроков хранения документов в зависимости от их практического и научно исторического значения


ГЛАВА 2 СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1. Особенности судебного делопроизводства.

 

Основные принципы современного управления документами отражены в стандарте ISO 15489:2001 «Информация и документация. Управление документами». Данный стандарт переведен на русский язык и принят в качестве национального стандарта ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».

Главная особенность современного управления документами заключается в том, что оно строится на принципах, сходных с принципами систем менеджмента качества. Используется известный цикл постоянного улучшения Деминга – «Планируй – Сделай – Проверь – Действуй»:

-на первом этапе разрабатывается политика, подробно регламентируются все процессы;

-на втором этапе управление документами ведется в строгом соответствии с законодательно-нормативными требованиями и внутренними нормативными документами организации. Собираются документальные подтверждения исполнения требований;

-на третьем этапе анализируется эффективность системы управления документами, выбираются меры по корректировке и улучшению этой системы. Результаты анализа документируются;

-на четвертом этапе в систему вносятся намеченные на третьем этапе улучшения и исправления (которые также документируются).

В течение всего цикла регулярно проводится обучение и повышение квалификации всех сотрудников организации по вопросам управления документами.

Такой подход позволяет не только постоянно повышать эффективность управления документами, но и легко интегрировать систему управления документами и разнообразные системы менеджмента (качества, информационной безопасности, окружающей среды, охраны труда и т.д.).

Современный подход к управлению документами предусматривает единообразное управление различными видами документов, т.е. не только организационно-распорядительной документацией, но и, например, бухгалтерскими и налоговыми документами или документами по качеству.

Принципы управления документами в равной степени применимы к документам на различных носителях, независимо от способа доставки документов. Это особенно важно, т.к. в России наблюдается переход от традиционного бумажного документооборота идет не к электронному, а к смешанному документообороту. ГОСТ Р ИСО 15489 определяет понятие «документ» как зафиксированную на материальном носителе идентифицируемую информацию, созданную, полученную и сохраняемую организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

Многие вопросы, относящиеся к управлению как электронными, так и неэлектронными документами, в настоящее время рассматриваются как неотъемлемые элементы информационной безопасности организации.

Системы электронного документооборота (СЭД), согласно современным представлениям, должны обеспечивать управление не только электронными, но и неэлектронными документами и поддерживать ведение смешанных дел.

 

2.2. Перспективы развития законодательства в сфере организации современного этапа судебного делопроизводства

 

На данный момент в Российской Федерации происходит постепенный перевод всех государственных органов, органов государственной власти, в том числе и судебных, на систему электронного документооборота с целью упрощения получения необходимой информации как самими органами, так и гражданами, и юридическими лицами в процессе решения ими различных вопросов, а судами – в процессе рассмотрения и разрешения дел.

В целом электронное судопроизводство отвечает всем реалиям действительности, а именно темпам развития компьютерно-информационной техники и информационно телекоммуникационной сети «Интернет», что упрощает процесс получения гражданами необходимой информации по делу, а работниками судов, необходимой для них информации от граждан, с целью последующего оперативного рассмотрения и разрешения спора, по существу. Развитие систем электронного судопроизводства направлено на повышение качества и эффективности работы судебной системы.

Для решения проблем, связанных с электронным обеспечением правосудия, а также дальнейшего эффективного развития электронного судопроизводства в РФ, как способа осуществления правосудия, основанного на использовании информационных технологий, необходимы дальнейшие шаги для информационно-технической модернизации судебной системы, развития электронного делопроизводства в судебной системе РФ.

В нынешнее время использование современных информационно коммуникационных технологий в судопроизводстве уже рассматривается как альтернатива традиционным видам судебного документооборота.

На данный момент существует возможность подачи электронного заявления через ГАС «Правосудие» и отслеживания движения дела. Однако отсутствие возможности онлайн ознакомления с материалами дела доставляет много неудобств участникам судопроизводства. Для данной процедуры необходимо подать заявление на ознакомление и записаться на свободную дату в порядке очереди. По техническим причинам ознакомление может не произойти, граждане также часто встречаются с отсутствием нумераций дела, впоследствии чего не могут сослаться на него во время судебного заседания. Такие тонкости и мелкие ошибки часто приводят к затягиванию правосудия. Электронное правосудие состоит из нескольких этапов, определяющих характерные свойства данного процесса:

1. Подача заявлений в суд в электронной форме.

2. Активное использование видео-конференц связи.

3. Использование в судебном процессе электронных доказательств.

4. Размещение информации по рассматриваемому делу и вынесенного судом решения

В дальнейшем предполагается, что доступ к электронному документообороту будет обеспечен через портал государственных услуг, путём создания там личного кабинета участника судопроизводства. Это привлечёт пользователей своей простотой и доступностью, так как появится возможность подачи документов онлайн, прохождения авторизации для участия в онлайн-заседаниях и ознакомления с делом. Для введения данной системы и повышения эффективности онлайн-правосудия необходима оцифровка дел, обеспечение электронного документооборота, формирование электронных дел и архивов[5].

Прорабатывается вопрос по внедрению в ГАС «Правосудие» сервиса «Электронный помощник» для лиц, обращающихся в суд за защитой своих прав и законных интересов. «Электронный помощник» обеспечивает информирование граждан по часто задаваемым вопросам в онлайн режиме реального времени.[6]

Оцифровка дел и создание электронного документооборота вместе с введением личного кабинета участника судопроизводства позволит наладить контакт граждан и суда в режиме онлайн, создать своеобразный диалог по рассматриваемому делу. Наличие обратной связи обеспечит полную доступность к правосудию, сведение технических ошибок к минимуму и в целом приведёт к совершенствованию судебной системы. Внедрение электронных сервисов правосудия уже позволило сократить нагрузку на аппарат судьи и повысить эффективность работы суда, что может свидетельствовать о факте успешного применения информационных технологий, из чего становится понятным, что именно взаимодействие техники и человека предопределяет дальнейшее развитие человечества.

Также важным вопросом является инновационное развитие технологий использования системы распознавания речи, с помощью которой возможно возможность замены письменных протоколов записью свидетельства вальщика уже на этапе рассмотрения дела. С этой же целью можно создать систему автоматического выписывания определений и решений судов.

Таким образом, развитие законодательства в сфере судебной власти нацелено на совершенствование судебных процедур и повышение качества рассмотрения дел. Это позволит обеспечить эффективную защиту прав и свобод населения, а также укрепить доверие общества к судебной системе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делопроизводство обслуживает и обеспечивает основные функции

государственных органов, следовательно, его состояние оказывает непосредственное влияние на качество их работы и стиль деятельности.

Именно поэтому правильная постановка работы с документами, соблюдение норм и правил, настойчивое совершенствование имеет особое значение не только в пределах государственного органа, но и в масштабах всей страны.

Документы сопровождают человека уже несколько веков. За это время они неузнаваемо изменились.

При оценке делопроизводство в советский период в 1917—1941 гг. надо учитывать тяжелые условия Гражданской войны, разрухи. В результате революции 1917 года в России было формально ликвидировано прежнее делопроизводство. Был произведен коренной слом старого управленческого аппарата. Уровень документационного обеспечения понизился. Все дореволюционные способы письмоводства и делопроизводства были отменены, а новые не созданы.

Постепенно положение дел в делопроизводстве стабилизировалось и со временем стало развиваться. Развитие делопроизводства в советский период положило основу для дальнейшего формирования современного делопроизводства в Российской Федерации. Многие нормативные документы, созданные и принятые в этот период, действуют и в настоящее время. Первым юридически важным этапом в развитии делопроизводства 70-80-х стало принятие постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» и разработка «Единой государственной системы делопроизводства» ЕГСД, издание ГОСТов на управленческие документы, общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.)

Современный подход к управлению документами предусматривает единообразное управление различными видами документов, т.е. не только организационно-распорядительной документацией, но и, например, бухгалтерскими и налоговыми документами или документами по качеству

С развитием автоматизации управленческих процессов у нас в стране разработаны унифицированные системы документации. Определение, назначение, состав унифицированной системы документации устанавливаются ГОСТами.

Завершая рассмотрение истории судебного делопроизводства, следует отметить, что главной особенностью работы с документами в настоящее время является активное использование компьютерной техники. Сегодня уже сложно представить себе организацию, в которой документооборот велся бы вручную. Практически вся корреспонденция, а также юридически значимые документы создаются и обрабатываются на компьютере. Возможно, уже в скором времени как государственные органы, так и частные предприятия полностью перейдут на работу с электронными документами, что во многом упростит делопроизводственные процессы.

Таким образом, развитие законодательства в сфере судебной власти нацелено на совершенствование судебных процедур и повышение качества рассмотрения дел. Это позволит обеспечить эффективную защиту прав и свобод населения, а также укрепить доверие общества к судебной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты.

1.  О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1

2. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде. Утверждена приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36

3. Отчет об итогах деятельности судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 2020 год //Судебный департамент.

Учебная литература.

4. Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – №12(64). – С.101

5. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред.Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – С.15

6. Закиров Р.Ф.Становление делопроизводства на современном этапе развития судебной системы российской федерации 2019. т. 15. С.174-177

7. Исаев И. А. История государства и права России. - М., 2001. С.50

8. Кузнецов В.А. Судебное делопроизводство 2022г

9. М.В. Ларин. Документационное обеспечение управления 2002г. Исторический опыт и современное состояние государственного регулирования делопроизводства в России С.6

10. Организация работы с документами: Учебник/ В.А. Кудряев и др. - М.: ИНФРА-М, 1999, С.35

11. Чашин, А. Н. Основы судебного делопроизводства: учебное пособие / А. Н. Чашин. — Москва: 2010. — 138 c.

 

Диссертации, авторефераты диссертаций

12. Латышева Н.А. Организация и осуществление контроля ведения делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской федерации. Автореф. дис. к.ю.н.- Москва - 2016

Электронные носители.

13. https://spravochnick.ru/dokumentovedenie_i_arhivovedenie/etapy_razvitiya_sudebnogo_deloproizvodstva_v_rossii/

14. https://ozlib.com/1069725/pravo/istoriya_razvitiya_obschego_sudebnogo_deloproizvodstva

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

«Этапы развития делопроизводства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3




Учебное пособие М.П. Илюшенко «История делопроизводства в дореволюционной России»

 

 


[1] Делопроизводство / Е. Н. Басовская, Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Е. М. Емышева, Т. В. Кузнецова, О.В. Мосягина, Л. В. Санкина; под общей ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ФОРУМ, 2010. -  С. 6

 

[2]Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения

управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред.Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 –С.15

[3] Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения

управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – С.18

 

[4] Организация работы с документами: Учебник/ В.А. Кудряев и др. - М.: ИНФРА-М, 1999, С.35

[5] Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – №12(64). – С.101.

 

Похожие работы на - Развитие судебного делопроизводства в России: история и современность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!