Сетевые взаимодействия между переселенцами диаспорой и отправляющей страной.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретико–методологические основы
исследования социальных сетей молодых переселенцев из Таджикистана. 6
1.1 Сущность сетевого подхода к анализу социальных
явлений и процессов 6
1.2 Возможности сетевого подхода для анализа
миграционных процессов. 12
Глава 2. Результаты эмпирического исследования
сетевых взаимодействий молодых переселенцев из Таджикистана в Алтайском крае. 19
2.1 Организационно-методические основания
исследования. 19
2.2 Анализ результатов исследования. 31
Заключение. 39
Список литературы.. 42
Приложение 2. 46
В условиях всеобщей глобализации
и трансформации миграционных сетей, особую актуальность приобрели проблемы
миграции.
По данным Федеральной службы
государственной статистики Российской Федерации миграционный прирост населения
2020 году составил почти 130 тыс. человек[1], что составляет достаточно
значительную долю населения.
Процесс миграции во многом
зависит от эффективности связей между мигрантами и принимающей стороной. В настоящее время связь между миграцией и
развитием принимающего государства существует лишь на уровне гипотез, тем не
менее, Россия в условиях демографического кризиса нуждается в увеличении
экономически активного населения за счет миграции, как в высококвалифицированных
специалистах, так и в простых рабочих. С другой стороны, увеличение числа
мигрантов может привести к высокой конкуренции за рабочие места, повышению
уровня безработицы. В то же самое время органы власти и местного самоуправления
декларируют идею социально-экономической и культурной интеграции уже
проживающих на территории России мигрантов.
В наши дни наиболее
распространенной причиной миграции молодежи из Республики Таджикистан в
Алтайский край является переезд с целью обучения в высших учебных заведениях.
Также распространенным направлением переселения является трудовая миграция. В
ходе перемещения в Российскую Федерацию переселенцы сталкиваются с множеством
трудностей при поиске жилья, работы либо
учебного заведения. На данный момент в Российской Федерации отсутствует
эффективная система взаимодействия переселенцев с органами государственной
власти. В данных условиях достаточно важное значение имеет поддержка
переселенцев со стороны диаспоры. В связи с этим существует необходимость
выстраивании системы взаимодействия мигрантов с местными органами
государственной власти и диаспорой.
Объектом исследования являются социальные сети мигрантов.
В качестве предмета исследования выступают сетевые взаимодействия молодых
переселенцев из Таджикистана, проживающих в Алтайском крае.
Целью работы является анализ миграционного опыта молодых
переселенцев из Таджикистана и оценка роли сетевых взаимосвязей с диаспорой и
отправляющей стороной для адаптации и интеграции в российское общество.
Цель работы обусловила
выполнение следующих задач:
1.
Провести теоретический анализ понятия
«социальная сеть» и основных положений социально-сетевого подхода, в том числе
– в приложении к изучению миграционных процессов
2.
Разработать методику исследования социальных
сетей молодых переселенцев из Таджикистана, сетевых взаимодействий между
переселенцами, диаспорой и принимающей стороной
3.
Изучить миграционный опыт молодых переселенцев
из Таджикистана, характер социальных связей с родной страной и таджикской
диаспорой в Алтайском крае, возможностей их использования для успешного
встраивания в региональное сообщество, решение индивидуальных проблем.
4.
На основе полученных результатов исследования
разработать рекомендации по использованию знаний о социальных сетях молодых
переселенцев для улучшения отношений между мигрантами и принимающим обществом,
разрешения межэтнических и социальных конфликтов, осуществления более
эффективной политики интеграции мигрантов в местное сообщество.
Основная гипотеза исследования: сетевые взаимодействия между переселенцами,
принимающей стороной и диаспорой играют значительную роль для адаптации и
интеграции мигрантов в принимающий социум, позволяют сохранить свою этническую
идентичность и культуру.
Теоретической и методологической
основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по
проблемам миграции. В качестве информационной базы были использованы
статистические данные Росстата, публикации по вопросам миграции. Также в
качестве основы для исследования выступил опрос переселенцев из Республики
Таджикистан, выполненный в ходе работы и результаты опроса мигрантов,
выполненного в рамках проекта «Транзитная миграция, транзитные регионы и
миграционная политика России: безопасность и евразийская интеграция».
Степень изученности проблемы.
Анализ научной литературы свидетельствует об увеличении внимания учёных к
проблемам миграции. Современные учёные исследуют различные аспекты сетевого
взаимодействия переселенцев с диаспорой и принимающей стороной. Так, Дж. Барсон
ввел термин «социальная сеть» в 1954 году. Вопросы сетевой теории миграции были
изучены Д. Массеем.
Проблемам сетевого
взаимодействия мигрантов посвяещены труды таких авторов, как О.С. Антонова,
А.А. Колосюк, Д.В. Винник, Д.А. Губанов, М. Кастельс, Н.А. Семенов, С.Е.
Жуликов. Общие проблемы миграции рассмотрены в трудах Д.К. Бекяшева, И.А.
Василенко. Вопросам миграции с целью обучения посвящены труды Е.М. Синицы, А.Ф.
Монако.
Практическая значимость
проведенных исследований заключается в возможности использования их результатов
для решения проблем миграции молодежи в Алтайском крае.
Цели и задачи работы
сформировали ее структуру, в состав которой входят оглавление, введение,
основная часть, заключение, список используемой литературы.
В
современном мире социальные взаимодействия и коммуникации играют огромную роль
в жизни общества. Социальное взаимодействие определяется как результат влияния
людей друг на друга, где каждое действие формируется предыдущим действием и
ожидаемым результатом от другого. Социальное взаимодействие происходит во
многих сферах общественной жизни.
Социальные
взаимодействия этнических мигрантов и населения принимающего общества относятся
к типам социальных процессов, происходящих на различных уровнях социальной
организации: это процессы внутриличностных изменений (например, социальной
идентичности), межличностные, между человеком и группой, межгрупповые, между
группой и обществом в целом.
Актуальность
данного исследования объясняется необходимостью анализа социальных сетей
иммигрантов, поскольку они являются наиболее эффективным способом
взаимодействия с диаспорой и принимающей страной.
Социальные
сети изучаются различными дисциплинами и науками, включая социологию,
психологию, экономику и многие другие. Каждая из этих наук предлагает свои
собственные определения и интерпретации, методы и процедуры анализа сетевых
взаимодействий. Существует множество определений этого явления. В связи с этим
возникает необходимость проанализировать и обобщить эти определения, чтобы
разработать определение применительно к теме данного исследования.
В
общепринятом понимании социальная сеть - это сообщество людей, объединенных
общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для прямого общения
друг с другом[10].
Изучением
социальных отношений в группах людей начали заниматься в конце XIX-начале XX
века [16].
Так,
Эмиль Дюркгейм утверждал, что не все социальные явления можно объяснить с точки
зрения свойств отдельных индивидов. Георг Зиммель, рассматривая слабо связанные
сетевые социальные структуры, заложил основы анализа социальных сетей в своих
работах. Социальные философы этого времени использовали термин «паутина
отношений» [17]. В 1930-х годах Дж. Морено опубликовал серию работ по
социометрии, посвященных межличностным и межгрупповым отношениям [18].
Главным
нововведением научных работ Морено считаются социограммы – схематическое
представление структуры межличностных отношений в небольшой социальной группе.
В
одном из его экспериментов задача состояла в том, чтобы разместить воспитанниц
детского дома для девочек в отдельных коттеджах так, чтобы в общем коттедже находились
только те, кто симпатизировал друг другу, а девушкам, которые не любят друг
друга, не разрешалось жить вместе.
Испытуемых
спрашивали, кто им нравится и с кем они хотели бы работать или проводить
свободное время вместе. Результаты были представлены в виде серии матриц, где
каждый член группы оценивался другими членами группы. Затем рассчитывались
индивидуальные и групповые индексы, строились социограммы в виде графиков, на
которых членам группы приписывались определенные позиции, а выборы (как положительные,
так и отрицательные) обозначались стрелками – так отображалась «структура»
предпочтений в группе.
Своими
экспериментами Дж. Морено фактически положил начало аналитическому исследованию
социальных сетей [19]. Позже Алекс Бейвлас (1948) и Гарольд Левитт (1951, 1963)
сделали еще один важный шаг в развитии теории: они предположили, что подсеть
следует понимать как набор позиций, а не отдельных лиц. Окончательная модель
отношений между позициями, полученная ими в ходе экспериментов, выглядела как
основа или тип структуры.
В
работах А. Бейвласа впервые упоминается центральная (когда коммуникации
осуществлялись через центральную позицию, определенные задачи выполнялись лучше
и быстрее), а также предлагается идея о том, что связи между позициями являются
потоками ресурсов. Во второй половине XX века системный анализ социальных сетей
был значительно расширен в работах таких исследователей, как Р. Соломонофф, С.
Берковиц, С. Боргетти, Р. Берт, К. Карли, К. Фостер, Д. Нок, П. Марсден, Н.
Маллинс, А. Рапопорт, С. Вассерман, Б. Уэллман, Д. Уайт, В. Харрисон и многие
другие. В 1950-х годах.работы английских антропологов Дж. Барнса и Э. Ботта
привлекли внимание к более сложным социальным явлениям, связанным с
принадлежностью к социальным сетям. Термин «социальная сеть» был введен им в
1954 году.
Среди
многих антропологических работ того времени следует выделить работу С. Найделя
«Теория социальной структуры» (1957), в которой было проведено четкое
разделение «структуры» и «функции», что соответствует принципам современного
сетевого анализа.
Поскольку
Найдель изучал «структуры» в больших популяциях (в отличие от небольших
экспериментальных групп), его работы были востребованы как в психологии, так и
в социологии. В своей работе ученый писал: «Мы определяем структуру общества
через конкретную популяцию и поведенческие паттерны или сети (или системы)
отношений, полученных субъектами в результате выполнения их совместных и
взаимно ориентированных ролей». В 1959-1968 годах венгерские математики Пол
Эрдош и Альфред Рени опубликовали серию статей, описывающих принципы
формирования социальных сетей. Впервые ученые применили математическую теорию,
чтобы проиллюстрировать принцип построения социальных сетей.
В
1970-х годах американский социолог Марк Грановеттер [25] выявил, что внутри
социальных сетей «слабые» сети (например, наши соседи, знакомые, знакомые
знакомых, официальные контакты на работе) более важны, чем «сильные» (например,
наши родственники и друзья). Это объясняется тем, что информация
распространяется быстрее и шире через «слабые» связи [26]. По его мнению,
«слабые» связи «абсолютно необходимы для расширения возможностей взаимодействия
пользователей и для их взаимодействия с сообществом, тогда как в результате
«сильных» связей формируется локальное соединение». На примере трудоустройства
он показал, что с точки зрения поиска работы и других жизненных потребностей
более полезны связи с людьми, которых мы не очень хорошо знаем. Это связано с
тем, что благодаря «сильным» связям люди обмениваются ограниченным объемом данных
или ресурсов, «сильные» связи являются избыточной информацией, и,
следовательно, они менее полезны друг для друга. Таким образом, преимущество в
поиске работы имеет тот, у кого большая сеть неперекрывающихся контактов. М.
Грановеттер назвал этот эффект «силой слабых связей».
Теоретическое
обоснование тезиса о прочности «слабых» связей было предложено Рональдом Бертом
в его теории «структурных дыр» [27], которая относится к существованию
коммуникационных пространств, которые не связаны между собой. Теория основана
на идеях о силе «слабых» связей, важности посредничества в социальной сети,
теории исключительного обмена, а также на различении трех форм капитала –
финансового, человеческого и социального. Наличие большого количества «слабых»
связей действительно дает индивиду преимущества в получении информации [28].
Большинство
социальных структур обычно характеризуются плотными кластерами прочных связей,
также известными как сетевое замыкание. Теория основана на фундаментальной идее
о том, что однородность информации, новых идей и поведения обычно выше внутри
любой группы людей по сравнению с однородностью между двумя группами людей.
Индивид, выступающий в качестве посредника между двумя или более тесно
связанными группами людей, может получить важные сравнительные преимущества.
Идея,
лежащая в основе теории структурных дырок, несколько близка к теории прочности
слабых связей, разработанной Марком Грановеттером. Согласно аргументу о слабых
связях, чем сильнее связь между двумя людьми, тем больше вероятность того, что
их контакты перекроются, так что у них будут общие связи с одними и теми же
третьими лицами. Это означает, что мостовые связи являются потенциальным
источником новых идей. Поэтому Грановеттер утверждает, что прочные связи вряд
ли смогут передать какую-либо новую информацию.
Дункан
Уоттс и Стивен Строгач разработали теорию социальных сетей и среди многих
других открытий ввели понятие коэффициента кластеризации – степени близости
между разнородными группами (например, когда человек расширяет сеть своих
связей за счет людей, которых он лично не знает, но знают его друзья) [29].
Теория
социальных сетей тесно связана с теорией обмена П. Блау, теорией,
ориентированной на мотивы, определяющие взаимодействие людей в аспекте
экономических отношений, связанных с обменом товарами. Согласно этой теории,
обмен вознаграждениями и наказаниями составляет основу социальных действий, а
человеческое поведение выполняет функцию оплаты.
С
развитием сетевых технологий и появлением новых средств коммуникации в 80-90-е
годы использование термина "социальные сети" постепенно смещается из
социологии в область компьютерных наук. В 1984 году Национальный научный фонд
США основал обширную межвузовскую сеть NSFNet. Со второй половины 1980-х годов
были реализованы первые прототипы современных социальных сетей - CompuServe,
Prodigy и TheWell. Появляются системы обмена мгновенными сообщениями-IRC и ICQ.
В 1995 году появился американский портал Classes. Начало 2000 – х годов
считается расцветом эры социальных интернет-сетей-в 2003-2004 годах. Были
запущены сети LinkedIn, MySpace и Facebook. И если LinkedIn создавался с целью
установления и поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook
полагались в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в
самовыражении. В 2006 году был открыт проект Twitter, а также популярная в
странах СНГ социальная сеть Вконтакте, которая в настоящее время располагает
крупнейшим видео-иаудиохостингом. Наиболее значительные результаты последних
лет в изучении сетевых структур были получены в теоретической физике. В
частности, в 1999 году появилась теория безразмерных сетей, сформулированная
Альбертом-Лассо Барабаши [30].
Сети без масштаба представляют собой график, в
котором распределение числа соединений вершин описывается степенным законом, а
не экспоненциальным (как в сетях Пуассона), кроме того, объекты, распределенные
в соответствии со степенным законом, часто расположены иерархически, и основные
свойства сети не зависят от размера сети. Название не было придумано специально
для этого типа сетей, но было взято из теории критических явлений, где
колебания в критических состояниях также подчиняются степенному закону, а сама
теория сетей без масштаба рассматривалась как один из сценариев для сложных
систем, входящих в критическое состояние.
Исследования
показали, что большинство сетей в живой и неживой природе (информация,
окружающая среда, гены, функциональные связи в человеческом мозге,
метаболические, социальные, технологические, словарный запас, документы WWW и
т.д.) Хорошо моделируются безразмерными графиками. По словам крупнейшего
социолога, профессора Калифорнийского университета МануэляКастельса, все
общество в целом становится «сетевым», что обусловлено качественно новыми
средствами коммуникации». Новая система коммуникации, которая все чаще говорит
на универсальном цифровом языке, одновременно интегрирует производство и
распространение слов, звуков и образов в нашей культуре в глобальном масштабе и
адаптирует их к личным вкусам и настроениям отдельных лиц.
Центральным
понятием теории М. Кастельса становится «сетевая структура», которая
раскрывается как «комплекс взаимосвязанных узлов», в то время как «конкретное
содержание каждого узла зависит от характера конкретной сетевой структуры, о
которой идет речь» [31]. Коммуникация определяется через способность общаться.
Сами сети являются открытыми структурами, которые могут расширяться бесконечно,
включая новые узлы, если они способны к коммуникации. [31]. Включение в сеть
обеспечивает доступ к информации [32]. В работах ученого впервые дается
теоретическое обоснование наличия сетевой логики в социальных процессах и
явлениях.
Таким
образом, социальной сетью обычно называют социальную структуру, состоящую из
группы узлов, которые являются социальными объектами (людьми, группами людей, сообществами,
организациями) и связями между ними (социальными отношениями). В общепринятом
понимании социальная сеть - это сообщество людей, объединенных общими
интересами, общим делом или имеющих другие причины для прямого общения друг с
другом. В общефилософском подходе социальная сеть понимается как совокупность
социальных объектов и определенный набор отношений между ними.
1.2Возможности сетевого подхода
для анализа миграционных процессов
При решении проблемы генезиса
сетевого подхода необходимо разделять сети как реальное явление, свойственное
человеческому способу существования, и сетевой подход как исследовательскую
стратегию, в рамках которой используется идея соответствующей организации
общества. Фактически же “социальные сети” появились вместе с возникновением
социума, а идея интерпретации взаимодействия людей как коммуникативной сети
была сформулирована еще в начале XX в.
Вопрос о генезисе сетевого
подхода остается дискуссионным, что во многом связано с междисциплинарным
характером проблемы.
Теории, представляющие
социологическое направление в изучении миграции по классификации В. А. Ионцева,
в наибольшей степени раскрывают механизм внутренней динамики миграционных
процессов, объясняя формирование устойчивых связей между конкретными странами
назначения мигрантов и конкретными странами их происхождения на
индивидуально-семейном уровне. Если предположить, что лишь экономические силы,
и желание людей улучшить свою жизнь лежат в основе формирования миграционных
потоков, то остается необъяснимым их конкретный географический вектор, особенно
когда он принимает относительно устойчивый и масштабный характер. Объяснения
были даны теорией миграционных сетей, которую еще называют теорией сетевой миграции,
теорией миграционной цепи, или теорией социального капитала. Суть ее сводится к
тому, что когда определенное количество мигрантов уже обосновалось в стране
назначения (какими бы мотивами ни объяснялась их миграция), в игру вступают
совсем иные силы, а именно – силы социального взаимодействия, построенные на
родственной или этнической близости.
Выбор страны назначения,
сделанный мигрантами-первопроходцами, может быть совершенно случаен, но он
оказывает огромное влияние на дальнейшее формирование миграционных потоков. Еще
Е. Ли заметил, что возникает информационный поток от уже уехавших мигрантов к
тем родственникам, соседям, знакомым, которые остались на родине. Этот
информационный поток облегчает для них принятие решения о миграции. Наличие
соотечественников в стране назначения, как правило, сокращает материальные и
психологические издержки, связанные с переездом, для последующих мигрантов и
таким образом способствует увеличению миграционного потока в данную конкретную
страну.
С изменениями мирового рынка и
преобладанием капиталистической модели экономики изменились и подходы к
изучению социально-экономических явлений . В конце 20-го века родились новые
теории миграции, одной из которых является «синтетическая теория» Д. Массея.
Массей включил в основу своей теории положения классических теорий миграции.
Д. Массей [2] приходит к выводу,
что миграция высокообразованных людей из стран, в которых высокий человеческий
капитал является относительно редким явлением, значительна, но не менее
значительны потоки рабочих относительно низкой квалификации (особенно из
сельскохозяйственных районов в города). Существует проблема недостаточного
государственного внимания к развитию сельских районов, отсутствуют стимулы для
вклада сбережений в сельскую экономику. Часто в сельских районах нет хороших
дорог, коммуникаций, не хватает информации о новых рынках, стандартах
продукции, более экономичных производственных практиках и технологиях, доступа
к кредитам.
Миграционные сети понимают как
установившиеся на личном уровне связи между мигрантами, бывшими мигрантами и
немигрантами в странах выезда и странах въезда на основании родства, знакомства
и общего места происхождения. Иными словами, миграционные сети связывают
земляков, проживающих на родине и в других странах. Миграционные сети называют
также социальным капиталом мигрантов, опираясь на который последние легче
решаются на миграцию. Помимо материального капитала (денежные средства) и
человеческого капитала (образование, квалификация, знания), социальный капитал
является третьим важнейшим миграционным ресурсом, который, во-первых, мотивирует
людей к миграции, а во-вторых, дает для этого дополнительные возможности.
В странах, где доходы и
сельскохозяйственное производство растут, миграция является отражением успеха,
так как международная миграция и денежные переводы вносят свой вклад в развитие
региона. В странах, где наблюдается застой, миграция является отражением
неудачного развития, и ее положительные эффекты, вероятно, будут ограничены.
Международная миграция может легко стать заменой для рациональной политики в
области развития, может обеспечить поток доходов, что улучшает условия жизни
домохозяйств. Таким образом, разрыв доходов между богатыми и бедными странами
создает стимулы для миграции. Исследователь отмечает, что международная
миграция становится более привлекательной, чем внутренняя, об этом
свидетельствуют две причины. Во-первых, международный мигрант обычно
осуществляет денежные переводы на сумму в несколько раз большую, чем
внутренний. Вовторых, сумма перевода может менее активно коррелировать с
местными доходами. Но высокие затраты на переезд и проживание делают
международную миграцию менее осуществимой. Следовательно, нужны новые
политические меры, чтобы увеличить вклад миграции в экономическое развитие.
Теория кумулятивной причинности
была впервые применена шведским экономистом и лауреатом Нобелевской премии по
экономике Г. Мюрдалем еще более полувека назад в контексте изучения причин
концентрации экономической деятельности в определенных районах и последствий
неравномерного развития в биполярной модели экономического роста. Позже Д.
Массей использовал термин «кумулятивная причинность» для объяснения того, как
социальные и экономические последствия миграции становятся причинами
последующей миграции. Фактически развивая теорию миграционных сетей, Массей
проанализировал факторы международной миграции на уровне мигрантских общин и
указал на то, что с течением времени миграционный тип поведения превращается в
норму, опираясь на создаваемые самими же мигрантами дополнительные причины,
стимулирующие его (снижение рисков и издержек миграции благодаря развитию
мигрантских сетей; рост неравенства распределения дохода вследствие денежных
переводов мигрантов; модернизация сельскохозяйственного производства в
мигрантских домохозяйствах и соответственное уменьшение их потребности в
наемном труде земляков; формирование «культуры миграции» и т. д.).
Несколько особняком в ряду
существующих миграционных теорий стоит концепция миграционных систем. В рамках
этой концепции исследовательский фокус смещен на объяснение направлений потоков
международной миграции с точки зрения их взаимосвязи с экономическим,
демографическим, социальным, историческим, политическим контекстами конкретных
стран и регионов. По существу, концепция миграционных систем представляет весь
мир как единую глобальную миграционную систему, в которой есть центры
(государства) притяжения мигрантов и государства-доноры, и «рассекает» ее на
меньшие по масштабам миграционные системы, в которых можно более доказательно
проследить направления миграционных потоков, а главное – механизмы устойчивости
и воспроизведения этих потоков. Такой подход абсолютно соответствует позиции
ученых-глобалистов: «Под влиянием процессов глобализации мировое сообщество
практически по всем параметрам общественной жизни все больше становится единой
целостной системой».
Впервые применение концепции
миграционных систем к анализу международной миграции было предпринято в конце
1980-х гг. и позже получило развитие в работе «Международные миграционные
системы: глобальный подход». Фактически это была первая работа, в которой
факторы, стимулирующие миграционные потоки в странах назначения мигрантов, и
факторы, действующие в странах их происхождения, были рассмотрены в контексте
современной глобализации, выступающей дополнительным стимулом для миграции.
Собственно, этим же путем пошли
авторы книги «Мир в движении: осмысление международной миграции в конце
тысячелетия», которые выбрали методологической основой своего исследования
анализ миграционной картины современного мира через существующие крупнейшие
миграционные системы: Североамериканскую, Европейскую, систему стран
Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанскую и Южноамериканскую. Это позволило
авторам рассмотреть современную международную миграцию как «улицу с
двусторонним движением», связывающую конкретные места/районы/страны
происхождения и назначения мигрантов и формирующую устойчивые связи между всеми
участниками этого движения.
Таким образом, сетевая теория
миграции - предложенная социологом Д. Массеем объясняет международную миграцию
доминированием капиталистических отношений в нерыночных обществах. Теории,
представляющие социологическое направление в изучении миграции по классификации
В. А. Ионцева, в наибольшей степени раскрывают механизм внутренней динамики
миграционных процессов, объясняя формирование устойчивых связей между
конкретными странами назначения мигрантов и конкретными странами их
происхождения на индивидуально-семейном уровне.
Миграционные сети понимают как
установившиеся на личном уровне связи между мигрантами, бывшими мигрантами и
немигрантами в странах выезда и странах въезда на основании родства, знакомства
и общего места происхождения. Иными словами, миграционные сети связывают
земляков, проживающих на родине и в других странах.
Напряженная
социально-экономическая ситуация в Республике Таджикистан привела к высокому
уровню миграции молодежи из этого государства, в первую очередь в Российскую
Федерацию
Одной из
важнейших причин миграции молодежи в Республику Таджикистан является
демографическое давление. Постоянное население Таджикистана на 1 января 2004
года составляло 6,6 тыс. человек. Средний возраст населения Республики Татарстан
составляет 22,8 года, 46% населения составляют молодые люди в возрасте до 16
лет, в то время как население старше 60 лет составляет 7%. Несмотря на
развивающуюся тенденцию снижения рождаемости, высокая доля детей и молодежи в
структуре населения Таджикистана способствует сохранению достаточно высокого
уровня рождаемости (27,1 промилле) и низкого уровня смертности (5,1 промилле).
Естественный прирост равен 22,0 промилле.
Наряду с ростом
населения растут потребности в продовольствии, жилье, посевных площадях,
водоснабжении, энергетических мощностях, а также в рабочих местах. Объективные
возможности обеспечения населения сокращаются. Рост численности населения,
особенно в сельской местности, ухудшает возможности доступа к ресурсам,
поскольку 93% территории Республики Татарстан являются горными и только 7%
территории в бассейнах рек пригодны для проживания. Плотность населения в
оазисах и долинах растет.
Быстрый рост
населения усиливает давление на рынок труда и побуждает людей уезжать не прямо,
а косвенно, из-за отсутствия работы, бедности и т.д.
Большой приток
трудовых ресурсов осложняет неблагоприятную ситуацию на рынке труда. Спад
производства и приватизация привели к высвобождению рабочей силы из
государственного сектора и снижению потребности в дополнительной рабочей силе.
Развитие процесса деиндустриализации в ходе рыночных реформ привело к
сокращению занятости в промышленности с 21% в 1991 году до 8% в 2003 году.
Значительная часть трудоспособного населения была распределена по менее
эффективным отраслям сельского хозяйства, личному подсобному хозяйству, мелкой
торговле, осела в домашнем хозяйстве. В то же время увеличилось число
безработных, сформировался поток трудовой эмиграции. Доля экономически
активного населения, которая в 2002 году составила 1 904 тыс. человек, или
29,3% от общей численности населения страны, снижается.
Тенденция
сокращения занятости в промышленности, строительстве, транспорте и связи
продолжается. 73% населения страны проживает в сельской местности, относительно
избыточное аграрное население увеличивается, и когда спрос на рабочую силу
снижается, скрытая форма относительного перенаселения превращается в явную
безработицу.
За последние
пять лет официальный уровень безработицы вырос с 1,7% до 3,2%. Однако только
три четверти зарегистрированных безработных получают пособие, размер которого
составляет 1,5 доллара в месяц. Большинство безработных не зарегистрированы,
реальный уровень безработицы, с учетом методологии МОТ, составляет 11,3%, в том
числе 13,2% в городах, 10,9% в сельской местности. Уровень безработицы среди мужчин
составляет 12,3%, среди женщин-9%. Наибольшую долю безработных составляет
молодежь (68,9%). Большинство из них являются иждивенцами в семье или получают
ограниченный доход от случайных заработков.
Бедность
является самой острой проблемой в Таджикистане. Принято считать, что основными
причинами распространения бедности в Таджикистане являются последствия
гражданского конфликта, распада Советского Союза и его экономики, которые
привели к безработице и резкому падению заработной платы, а также стихийные бедствия
(наводнения и засуха последних 4 лет). Документы Всемирного банка указывают на
то, что причинами бедности также являются низкое качество управления,
безработица и неадекватные меры, принимаемые для решения существующих проблем.
Несмотря на
экономический рост, начавшийся в 2000 году, Таджикистан остается одной из
беднейших стран мира с ВВП на душу населения в 242,3 доллара США (2018).
Эти данные
приняты условно, так как отсутствие Закона о прожиточном минимуме и официально
утвержденных расчетов стоимости минимальной и средней потребительской корзины
не позволяют рассчитать реальный уровень ВВП на душу населения в Республике
Татарстан.
Таким образом,
факторами, способствующими эмиграции, толкающими молодежь Таджикистана в
Российскую Федерацию, являются: разрыв в заработной плате, высокая безработица,
особенно среди молодежи, бедность, распад прежней сферы занятости в результате
структурных изменений в экономике, социальное расслоение, которое происходит в
форме поляризации бедных и богатых.
По данным Государственной
службы статистики Российской Федерации, наиболее привлекательной территорией
для таджикских мигрантов в Российской Федерации является Московская агломерация
(49%). Основными сферами занятости здесь являются строительство, в меньшей
степени торговля и сектор услуг.
Сибирский
федеральный округ является второй (после Москвы) по значимости территорией для
приема мигрантов из Таджикистана (14%). Урал (11%) и Приволжский федеральный
округ (10%) привлекают несколько меньше мигрантов. Наибольшая концентрация
таджикских мигрантов наблюдается в Екатеринбурге, Тюмени, Нижневартовске,
Сургуте, Абакане, Новосибирске, Новокузнецке, Красноярске, Нижнекамске и других
городах Сибири. Здесь мигранты работают на нефтяных и газовых месторождениях,
строительных, химических производствах и промышленных предприятиях. Крупные
промышленные центры - ул. Привлекательны также Петербург (5%), уральские
центры-Стерлитамак, города Поволжья - Казань, Уфа, Самара, Волгоград, Саратов.
Контингент
мигрирующего населения в основном включает молодежь, и они быстро привыкают к
эмигрантской работе, что снижает их активность на внутреннем рынке труда.
Эмиграция превращается в их постоянную профессию, которая понимается как
неквалифицированная работа. Многие мигранты, даже накопив приличную по
таджикским меркам сумму денег и вернувшись домой, не хотят реализовывать себя
на родине. Например, многие эмигранты ставят перед собой цель купить дом на
заработанные за границей деньги, но после того, как они это сделают, они
покидают его и снова эмигрируют [9].
Миграция
молодежи из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию характеризуется рядом
важных проблем.
Рост трудовой
эмиграции из Республики Татарстан вызвал необходимость организации денежных
переводов мигрантов на родину. Банки РТ осуществляли денежные переводы, однако
сложность обработки переводов и комиссии были настолько велики, что население
не обращалось к их услугам.
По данным
Миграционной службы России, в России проживает и работает более 500 тысяч
таджиков, из них 200-250 тысяч являются сезонными работниками. Безвизовый
режим, нехватка рабочей силы и благоприятные условия оплаты труда способствуют
наибольшему оттоку молодежи из Таджикистана в Россию. Как правило, они работают
там на рынках или в строительном секторе, то есть в местах, где не требуется
высококвалифицированный или интеллектуальный труд [10].
По словам Д. К.
Бекяшева, таджикские мигранты в основном используют неофициальные источники
информации, как правило, семейные или общественные каналы, при поиске места
работы и жилья [5].
В то же время в
России практически отсутствуют контакты с институтами гражданского общества.
Большинство мигрантов из Республики Таджикистан не имеют контактов с
представителями правительства, профсоюзами. Это связано, в том числе, с тем,
что мигранты не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей
страны, ни от структур гражданского общества. Он рассчитывает только на себя,
на своих соседей [5].
Гражданам
Таджикистана также сложнее защищать свои права из-за их правовой неграмотности,
поскольку они не знают, к кому обратиться за помощью, а правительство
Таджикистана относится к вопросам задержания и осуждения своих граждан в России
как к второстепенным [5].
Т. И. Гаврилова
определяет плохое знание русского языка на фоне растущей культурной дистанции
молодых трудовых мигрантов с местным населением как основную причину трудностей
в общении с российским работодателем, трудоустройстве таджикских мигрантов по
существующей специальности, заполнении официальных документов, а также является
большим недостатком по сравнению с конкурирующими мигрантами из других стран
[9].
Отсутствие
знаний о потребностях рынка труда, снижение уровня владения русским языком
мигрантов и увеличение культурной дистанции делают таджикских работников
уязвимыми. Это приводит к их незаконному трудоустройству, обману и жестокой
эксплуатации работодателями. Эти обстоятельства толкают их на совершение
преступлений. Все это актуализирует необходимость создания более благоприятных
условий для повышения уровня правовой защиты, что позволит снизить количество
правонарушений и улучшить криминогенную ситуацию в обществе [5].
Таким образом,
одной из важнейших причин миграции молодежи в Республику Таджикистан является
демографическое давление. Быстрый рост населения усиливает давление на рынок
труда и побуждает людей уезжать не прямо, а косвенно, из-за отсутствия работы,
бедности и т.д. В связи с этим факторами, способствующими эмиграции, толкающими
молодежь Таджикистана в Российскую Федерацию, являются: разрыв в заработной
плате, высокая безработица, особенно среди молодежи, бедность, распад прежней
сферы занятости в результате структурных изменений в экономике, социальное
расслоение, которое происходит в форме поляризации бедных и богатых.
Еще одной
распространенной причиной миграции молодежи из Республики Таджикистан является
образование, обусловленное более высоким качеством образования в Российской
Федерации.
По словам С.
Н.Говорова, одним из важнейших видов миграционной мобильности является
международная образовательная миграция, которая представляет собой перемещение
людей между странами с целью получения образования на разных уровнях и на
разные периоды. «В международной практике учета миграции перемещение студентов
и стажеров выделено в самостоятельную категорию, поскольку эта миграция
выполняет четко определенную социальную функцию, связанную с
интернационализацией образования и развитием высокопрофессиональных ресурсов,
которые по сути являются интеллектуальным глобальным капиталом общества». Этот
вид миграции включает в себя перемещение студентов различных уровней
подготовки: школьников, студентов средних специальных и высших учебных
заведений, аспирантов, докторантов, стажеров, профессионалы, которые повышают
свою квалификацию в различных учебных заведениях, структурах и компаниях [10].
Миграция в
Российскую Федерацию с целью получения образования получила широкое
распространение среди молодежи Республики Таджикистан [11].
Этот вид
миграции в СНГ сегодня имеет высокую степень интенсивности, что обусловлено
следующими объективными факторами:
1. Растущая
интеграция образовательных систем, вызванная потребностями глобальной политики
и экономики.
2. Повышение
значимости образования в результате перехода к информационному обществу
(обществу знаний).
3.
Необходимость непрерывного образования и непрерывного профессионального
развития как ответ на постоянно растущую конкуренцию на рынке труда.
4. Развитие
информационных технологий, позволяющих образовательным учреждениям Российской
Федерации повысить свою информационную открытость для потенциальных студентов.
5.
Образовательная политика Российской Федерации направлена на активизацию
образовательной миграции, повышение доступности образовательных услуг и
интернационализацию образовательной среды.
6. Создание и
эффективное функционирование программ международного студенческого обмена
К факторам,
влияющим на решение об обучении в иностранном университете, относится наличие
образовательных грантов. Грант-это финансовая помощь, которую получают
талантливые школьники, студенты и исследователи для учебы и работы. Эти
средства предоставляются из различных источников: это могут быть
государственные учреждения, благотворительные организации, коммерческие
организации и т.д. Предоставление грантов помогает обеспечить подготовку
высококвалифицированных кадров, поэтому организации, которые их распределяют,
заинтересованы в высоком уровне подготовки абитуриентов.
Важным фактором
для потенциальных образовательных мигрантов является уровень толерантности в
принимающем обществе. Терпимость рассматривается как «уважение прав другого
человека при условии, что он также уважает ваши права». В этом и заключается
основная сущность толерантности – взаимное уважение друг к другу участников
взаимодействия, предполагающее симметричную модель взаимоотношений. Сложность реализации
толерантного взаимодействия заключается в том, что нетерпимость, в том числе
одна из ее форм – ксенофобия, присуща любому сообществу, поскольку
противопоставление «мы – они», «свой – чужой» является необходимым элементом
группового самосознания, оформления социальных границ, защиты своей территории
от врагов.
При поиске
места работы и жилья таджикские иммигранты в основном используют неофициальные
источники информации, как правило, семейные или общинные каналы.
Широко
распространено мнение об абсолютном преобладании в диаспорах симпатических,
альтруистических мотивов по отношению к мигрантам - этническим
соотечественникам, прибывающим на работу в Россию. Следует понимать, что
диаспоры являются органичной частью российского общества, переживающей, как и
все общество, плюсы и минусы повседневной жизни. Поэтому практики их
взаимодействия с мигрантами характеризуются балансом позитивного и негативного,
интеграции и дезинтеграции.
По словам Д. К.
Бекяшева, потенциал социальных сетей мигрантов из Республики Таджикистан и
Диаспоры своеобразно отражается в практиках взаимодействия. Объединяя, как
правило, людей, имеющих общее этническое происхождение, и, будучи в основном
моноэтническими, такая сеть не является какой-то застывшей формой. Она
представляет собой устойчивые связи, взаимное доверие, солидарность,
коллективные убеждения, которые превращаются в социальный капитал и
используются в качестве деликатного и эффективного ресурса для решения
поставленных задач. Функционирование социальных сетей также раскрывает
социокультурные особенности потоков трудовой миграции, их этнорегиональные
оттенки и связи с диаспорами или небольшими группами соотечественников в
принимающей стране.
В свою очередь,
локальные микросети первичных и вторичных групп сосуществуют и взаимодействуют
в рамках общей традиционалистской социальной сети мигрантов из одной
этнорегиональной группы, клана. Их участников объединяют либо тесные
родственные связи, либо родственные, дружеские, территориальные особенности.
Микросети отличаются высокой плотностью, изолированностью, что часто отражает
неблагоприятную социальную среду, из которой они вынуждены мигрировать на
работу в Россию, а также неблагоприятную среду принимающего общества. В то же
время это показатель высоких мобилизационных возможностей, их
конкурентоспособности в определенных сегментах рынка труда [5].
Доминирующими
функциями социальных сетей являются информационные, коммуникативные и
интегративные, направленные на сплочение и оказание доступной помощи
соотечественникам на всех этапах трудовой миграции в Россию, особенно во время
подготовки к первой поездке в Российскую Федерацию. Утверждения о том, что
мигранты «живут в закрытых социальных сетях», отгорожены от принимающего
общества, «окуклились» и т.д., не полностью обоснованы.
Такая форма бытия вполне естественна для
группы иностранных работников в инокультурной среде, которая не всегда
безопасна для них и любой ценой помогает обеспечить достижение намеченных целей
и устойчивое воспроизводство этнической идентичности. Пластичные, внешне
консервативные, но эффективные «этнометоды» также ориентированы на это, то есть
на разнообразные народные, повседневные практики, используемые сетями для
понимания внешней среды и адаптации к ней. Мощным коммуникативным и защитным
ресурсом является родной язык мигрантов, что, конечно же, не отменяет
необходимости овладения языком принимающего общества, то есть русским. Без
знания последнего барьер безопасности и возможности достижения целей мигрантов
снижаются, не говоря уже о перспективах интеграции в принимающее общество.
Взаимодействие
социальных сетей мигрантов и таджикской диаспоры в Алтайском крае создает
различные конфигурации более или менее стабильных социальных сетей. Они
представляют собой своеобразные связующие звенья в цепочке способов функционирования
неформальной инфраструктуры внешней миграции с полным «производственным
циклом», охватывающим все этапы - от информирования, вербовки, до работы или
учебы в России и возвращения на родину.
Некоторые влиятельные лица диаспоры, если это
соответствует их интересам, используют узловые точки и потенциал этих сетей,
свои личные связи, чтобы помочь мигрантам-соотечественникам в преодолении
внутренних границ в местном сообществе, то есть запретов и ограничений для
иностранцев, действующих в нем. Отрабатывается система персональных
рекомендаций, надежных каналов транспортировки мигрантов, размещения и
трудоустройства. Участники социальных сетей все чаще используют современные
средства передачи информации (мобильная связь, Интернет).
В то же время
не стоит идеализировать возможности социальных сетей и приписывать им необычные
функции. Рыночные отношения вносят свои коррективы, о чем наглядно
свидетельствует деятельность различных посреднических организаций, групп,
действующих внутри и за пределами диаспор. Они успешно получают прибыль,
оказывая мигрантам услуги по трудоустройству, поиску жилья, постановке на
миграционный учет, получению разрешения на работу, оформлению документов для
получения разрешения на временное проживание или гражданства Российской
Федерации. В каждом конкретном случае многое зависит от того, кто обращается за
мигрантом и о каких услугах, приезжает ли он в регион Российской Федерации
впервые или это повторные поездки, есть ли у него близкие родственники в
диаспоре или он «земляк» и т.д.
Подобная
практика хорошо известна лидерам диаспор национально-культурных организаций в
субъектах Российской Федерации. Некоторые из них являются членами общественных
консультативных советов при территориальных управлениях Федеральной
миграционной службы России и получают подробную информацию о миграционной
ситуации в регионе на заседаниях советов, обсуждают актуальные проблемы, в том
числе борьбу с теневым посредничеством.
Монополия на
«своих». Явление, свидетельствующее о распространении практик, формирующих
своего рода монополистическую деятельность в сфере трудовой миграции,
становится все более и более очевидным. Они проявляются двумя способами. С
одной стороны, инициативные группы в диаспорах, связанные с трудовой миграцией,
используют различные ресурсы для привлечения соотечественников - мигрантов в
субъекты Российской Федерации (родственные, деловые связи и т.д.) и обладают,
казалось бы, вполне естественной этнокультурной «монополией» на такую
деятельность. Это также совпадает с желанием мигрантов заручиться поддержкой
родственников и знакомых. Поэтому естественно, например, что организации
китайской диаспоры фактически монополизируют привлечение мигрантов из Китая,
азербайджанской диаспоры - мигрантов из Азербайджана, таджикской диаспоры-из
Таджикистана и т.д. Вполне понятно приглашать соотечественников по
этнорегиональному вектору. Проблемы нарастают по мере того, как «монополия на
собственное» иногда абсолютизируется и превращается в инструмент отчуждения,
противостояния инокультурной среде.
С другой
стороны, инициативные группы таджикской диаспоры вполне закономерно стремятся,
по возможности, монополизировать право на оказание услуг
мигрантам-соотечественникам по оказанию помощи в получении разрешений в
территориальных управлениях ФМС России. Доход от услуг значителен и формируется
за счет разницы между суммой госпошлины и ценами посредников. Такое стремление
отражает обычный контекст рыночной повседневной жизни российского общества.
Законодательное регулирование порядка создания и функционирования на рынке
услуг субъектов различных организационно-правовых форм, в том числе
представляющих коммерческие или некоммерческие организации диаспор, позволило
бы придать этому контексту юридическое звучание, освободить его от теневых
наслоений.
Таким образом,
изучение миграционного опыта таджикских мигрантов имеет стратегическое значение
как для России в целом, так и для Алтайского края, что обусловлено интенсивным
характером миграционных потоков, необходимостью повышения эффективности уровня
интеграции иностранных граждан, переезжающих на территорию региона
Предмет
исследования потребовал поиска методов, которые могли бы позволить нам подробно
изучить сетевые взаимодействия между иммигрантами и принимающим сообществом, в
том числе с представителями диаспоры и общинных групп, а также оставшиеся связи
с родиной.
Социальную сеть
можно охарактеризовать через свойства действующих лиц и отношения между ними. В
сетевой терминологии первые называются атрибутами субъектов, а вторые -
характеристиками соединений.
В ходе
исследования среди молодых представителей, мигрировавших из Республики
Таджикистан в Российскую Федерацию, были использованы такие методы, как
полуструктурированные интервью и анкетирование.
Полуструктурированное
интервью - это интервью с подготовленным сценарием (руководством), в котором
сформулированы основные темы беседы, логика интервью, примерное время его
проведения. Это интервью с небольшим количеством закрытых вопросов, с
преобладанием открытых вопросов. В таком интервью строго стандартизированы только
самые важные вопросы с точки зрения целей и задач исследования (и, возможно,
намечен веер ответов на них). В то же время интервьюер имеет возможность
произвольно формулировать определенные вопросы, ориентируясь на ситуацию. Вы
можете дополнить и углубить ответы на закрытые вопросы. При необходимости вы
также можете отклониться от логики сценария. Вышеперечисленные особенности
полуструктурированного интервью позволили наиболее подробно изучить
миграционный опыт молодых иммигрантов, что необходимо для раскрытия темы
исследования.
Анкета - это
письменный опрос. Анкета является наиболее распространенным типом опроса, в
котором общение между исследователем и респондентом опосредуется текстом
анкеты. Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных одним
исследовательским планом, направленным на выявление количественных и
качественных характеристик объекта и предмета исследования. Анкета-это самая
простая и доступная форма исследования.
Результаты
социологического опроса были обработаны с использованием программного пакета
SPSS Statistics.
Представим результаты
исследования, полученные на основе полуструктурированных интервью с молодыми
мигрантами.
Исходя из всех ответов
респондентов, поначалу им всем помогали родители. Далее осваиваться они начали
сами или с помощью своих знакомых. К примеру,ХушкадамовАрдашерШохзодаевич, которому
в начале его проживания в Российской Федерации материально помогали родители.
Только двое из десяти информантов живут на съемных квартирах, остальные живут в
общежитии, но всех устраивают их нынешние условия. Конечно, в будущем каждый из
них хочет иметь собственное жилье, для этого они очень стараются сейчас на
работе и в получении высшего образования, которое, как они надеются, позволит
обеспечить их в будущем.
Опрошенные респонденты имеют
высокий уровень адаптации и интеграции в российское общество, шестеро из десяти
человек в данный момент оформляют российское гражданство, а кто-то уже и успел
получить. Несмотря на относительно небольшой срок пребывания, большинство
опрошенных переселенцев считают Россию своим «вторым домом», некоторые из
респондентов не только работают, будучи студентами, но и имеют хорошие
должности. Опрошенные считают, что у них такие же равные права для
саморазвития, как и у местного населения и то, что они смогли много добиться,
показывает, что они очень трудолюбивые и целеустремленные люди, которые не
побоялись показать себя в чужой стране с самой лучшей стороны. Детей у
опрошенных нет, так как они считают, что для создания семьи они еще многого не
добились и не смогли бы достойно обеспечить своих детей.
Налаживание личных отношений с
местным населением — это тяжелый труд. Радует то, что респонденты не
почувствовали никакого предвзятого отношения к себе ни на учебе, ни на работе.
И конечно же у некоторых наших респондентов не обошлось без конфликтных
ситуаций. Чаще всего такие ситуации возникали на почве национальной
составляющей. Несмотря на декларируемые российским обществом и государством
ценности многонациональности и поддержки всех этносов, проживающих в России,
некоторые молодые люди разделяют националистические взгляды и считают, что
«Россия только русских». Это узкое мышление, и наши респонденты столкнулись с
такими проблемами в первые годы пребывания в России. Такие ситуации доходили
иногда до очень серьезных моментов, но благодаря воспитанию и уважению к другим
народам, наши респонденты смогли справиться с такими конфликтами. Живя здесь
уже более четырех лет, они научились контролировать ситуацию. И теперь у
респондентов нет конфликтов, зато появилось очень много знакомых и друзей из
местного населения, что очень радует и дает шанс на светлое будущее.
Когда я брала интервью я
чувствовала, что как будто говорю с местным населением. Потому что проблем с
русским языком или речью у респондентов не было. Да, присутствует маленький
акцент, но он возможно будет всегда. Но их речь была очень чистой, они без
труда формулируют свои мысли и никогда не подумаешь, что эти люди всего лишь
пару лет назад приехали сюда.
Но также они уважают все то, что
они приобрели здесь. Также радует, что старшие люди помогают своим младшим
соотечественникам по приезду сюда, ведь у них уже есть опыт и знание, что
делать. Эта великая поддержка, которой надо многим поучиться. Были моменты,
когда многим ребятам не хватало мест в общагах или же, просто были трудные
времена. И ребята всегда помогали чем могли, никогда не бросали своих младших.
Есть очень приятный момент, что многие считают Россию своим домом, значит
страна смогла им показать, что здесь им рады и готовы принять всегда, несмотря
на все прошлые разногласия. Конечно расстраивает момент, что респонденты не
знают местную власть и редко посещают праздники, и мероприятия, но это можно
все объяснить. Многие в силу еще своего молодого возраста не имеют желания
знать власть, ведь и многие из местной молодежи ровным счетом не знают
руководителей своего города, так что не думаю, что это плохой показатель. А
насчет мероприятий многие из них уже занятые люди, по возможности каждый готов
посещать праздники и т.д., но почти все респонденты работают и время на
развлечения становится все меньше.
У всех респондентов остались
семейные узы в Таджикистане и это очень хорошо. Все они живут на постоянной
основе в России, только 1-2 раза в год они могут поехать к себе на Родину.
Большинство уже привыкло к жизни в России, здесь у них работа, своя личная
жизнь, учеба. Но они всегда с большой радостью едут домой и готовы возвращаться
туда неоднократно, ведь там их семья и дом, но и без России они уже тоже не
могут, тут их второй дом. И все это является замечательным показателем.
Респонденты не участвовали в
программе переселения, так как на территории Таджикистана сейчас эта программа
не действует. И многие решили, что проще и удобнее будет начать делать
гражданство именно в России, как иностранные студенты.
На основании проведенного
исследования можно делать следующие
выводы. Почти все респонденты приехали в Россию по рекомендациям своих знакомых
или же тут у них были родственники.
На первом этапе переселения всем
респондентам помогали родители. Далее осваиваться они начали сами или с помощью
своих знакомых.
У всех респондентов остались
семейные узы в Таджикистане. Большинство уже привыкло к жизни в России, здесь у
них работа, своя личная жизнь, учеба. Но они всегда с большой радостью едут
домой и готовы возвращаться туда неоднократно.
Все вышеперечисленное позволяет
сделать выводы об исключительной важности сетевых взаимодействий между
переселенцами, диаспорой и принимающей стороной.
Также, в ходе выполнение работы
был выполнен анализ результатов опроса мигрантов, выполненного в рамках проекта
«Транзитная миграция, транзитные регионы и миграционная политика России:
безопасность и евразийская интеграция евразийская
интеграция». Для анализа результатов опроса применялась платформа IBM SPSS Statistics.
Опрошено было 41 человек.
Значимыми для исследования были вопросы, касающиеся цели приезда респондентов,
а также их взаимодействия с родственниками, принимающей стороной и диаспорой.
В ходе проведения исследования был задан вопрос о причине
переезда в Российскую Федерацию.
Таблица 2.1 – Результаты опроса
о причинах переезда в Российскую Федерацию
|
%
|
У меня здесь родственники
|
45,9
|
У меня здесь знакомые, друзья
|
43,6
|
Меня тут ждали на работу
|
11,1
|
Легко найти работу
|
2,8
|
Нравится климат, природа
|
16,7
|
Комфортные условия для жизни, проживания
|
19,4
|
Хорошие отношения между различными
национальностями, нет межнациональных конфликтов
|
20,0
|
Богатый регион, много возможностей
|
,0
|
Проще оформить документы, встать на учет в
миграционной службе
|
11,1
|
Отсюда проще переехать в другой регион России
|
2,9
|
Отсюда проще уехать в другую страну
|
,0
|
Близко от моего дома, недалеко ехать
|
2,9
|
Другое
|
2,9
|
Большинство респондентов в
качестве основной причины выбора для миграции Российской Федерации назвали
проживание здесь друзей и родственников. Они довольны условиями проживания в
Алтайском крае.
Регионв который они приезжают работать,
не богатый регион и может мало возможностей для самореализации, но все же хорошие
взаимоотношения между людьми разных национальностей и отсутствие
межнациональных конфликтов, становится еще одной причиной приезжать именно
сюда. Респонденты считают Алтайский край спокойным регионом, с хорошим климатом
и благополучным для проживания.
Еще одним важным аспектом считается
оформление документов и получение российского гражданство. В других городах
России получить гражданство гораздо сложнее нежели в нашем регионе.
Также респонденты были опрошены
об удовлетворенности своим положением в Российской Федерации.
На основании анализа результатов
ответов на данные вопросы можно сделать вывод об общей удовлетворенности
респондентов своим материальным положением, работой и условиями проживания.
Таблица 2.2 – Результаты опроса
об удовлетворенности условиями проживания
|
Совсем
НЕ удовлетворены
|
Не очень
удовлетворены
|
И да, и
нет
|
Скорее удовлетворены
|
Полностью
удовлетворены
|
% по
строке
|
% по
строке
|
% по
строке
|
% по
строке
|
% по
строке
|
Вашей жизнью в целом в настоящее время
|
,0
|
14,6
|
22,0
|
36,6
|
26,8
|
Вашей работой в целом
|
,0
|
5,3
|
23,7
|
21,1
|
Своим материальным положением
|
2,4
|
17,1
|
26,8
|
34,1
|
19,5
|
Жилищными условиями, условиями быта
|
4,9
|
7,3
|
24,4
|
53,7
|
9,8
|
Взаимоотношениями с коллегами, начальством
|
,0
|
7,5
|
17,5
|
37,5
|
35,0
|
Взаимоотношениями со своей семьей, родными
|
2,4
|
4,9
|
12,2
|
34,1
|
46,3
|
Поддержкой религиозной общины
|
2,5
|
15,0
|
27,5
|
30,0
|
25,0
|
Поддержкой национального объединения, общением с земляками
|
2,4
|
17,1
|
17,1
|
31,7
|
31,7
|
Своим здоровьем
|
2,5
|
5,0
|
22,5
|
35,0
|
35,0
|
По результатам опроса об трудностях в контактах с
представителями местного населения можно сказать, что чаще всего респонденты испытывают затруднения
во время взаимодействия с российской системой образования, что может говорить о
не достаточной эффективности системы обучения иностранных студентов. В основном
все респонденты довольны условиями проживания, своим материальным положением, и
своей жизнью в целом. Практически у всех хорошие взаимоотношения с коллегами и
начальством что является немаловажным.
Приезжая в чужую страну, и выстроить хорошие и доверительные отношения
удается к сожалению не каждому. Процесс адаптации проходит у каждого по своему,
и часто иммигрируя мигранты сталкиваются с теми или иными трудностями. Но наши
респонденты не обделены поддержкой своих земляков и религиозной общины в крае.
Таблица 2.3 – Результаты опроса об трудностях в контактах
с представителями местного населения– там вопрос
про другое – как часто обращаются за поддержкой к представителям диаспоры и
земляческих групп.
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
% по
строке
|
% по
строке
|
% по
строке
|
% по
строке
|
Образование (включая образование детей)
|
25,0
|
25,0
|
31,3
|
18,8
|
Медицина (поиски хорошего врача и др.)
|
6,3
|
31,3
|
31,3
|
31,3
|
Услуги по обслуживанию и ремонту жилья
|
,0
|
25,0
|
18,8
|
При контактах с системой социальной защиты (собес, служба
занятости)
|
,0
|
37,5
|
25,0
|
37,5
|
При контактах с милицией/полицией и др. правоохранительными
органами
|
,0
|
43,8
|
31,3
|
25,0
|
При продвижении на работе и решении проблем оплаты и др.
|
18,8
|
25,0
|
25,0
|
31,3
|
При поиске новой работы
|
12,5
|
37,5
|
25,0
|
25,0
|
При получении регистрации, различных лицензий, разрешений от
органов власти
|
12,5
|
31,3
|
25,0
|
31,3
|
Получение финансовой помощи
|
6,3
|
50,0
|
18,8
|
25,0
|
Получение помощи в адаптации к новой стране, городу, знаний о
нормах поведения
|
,0
|
50,0
|
18,8
|
31,3
|
По результатам опроса можно понять, что чаще всего
респонденты сталкиваются с такими трудностями как получение образования, включая
образование детей. Могут возникнуть не мало проблем, перед тем как отдать
ребенка в школу, или в детский сад, если ребенок не имеет российского
гражданство. У молодых студентов переселенцев не возникает проблем приполучениеобразования,
им в этом никто не отказывает.
И так же получить
регистрацию на проживание студенту, гораздо проще, чем обычному переселенцу из
Таджикистана. И по результатам опроса мы видим, что они не так часто, но все же
сталкиваются с этой проблемой. Как мирные жители, мигранты стараются не
нарушать законов, но иногда все же возникают проблемы и трудности с
правоохранительными органами.
Чаще всего подобного рода трудности, возникают при
проверке документов и при урегулирование конфликтных ситуаций.
Нужно
это все в другом ключе описать – как помощь от социальных сетей – диаспоры и
земляков, не с какими трудностями сталкиваются, а какие проблемы помогают
решать социальные сети.
Процесс адаптации у каждого проходит по разному.
Кому то по начало очень сложно адаптироваться в новом месте, есть и такие
мигранты у которых не возникает никаких трудностей, они спокойно владеют
русским языком, находят общий язык с местным населением, заводят друзей, а
кто-то даже семьи.
По данным нашего опроса, можно сделать такой
вывод что, местные жители абсолютно толерантно относятся к приезжим мигрантам.
В результате анализаполученных в
ходе опроса, можно сделать вывод, что 74% опрошенных мигрировали с целью
получения образования. Большая часть опрошенных получает материальную помощь от
родственников. В основном переселенцы из Республики Таджикистан получают работу
благодаря друзьям и знакомым.
Таким образом, можно сказать
что, основной целью миграции молодежи из Республики Таджикистан в Российскую
Федерацию является получение образования. Также можно судить о высоком уровне
взаимодействия переселенцев с родственниками и диаспорой.
В работе была исследована тема
«Сетевые взаимодействий между переселенцами, диаспорой и принимающей стороной».
В качестве заключения могут
выступить выводы, сделанные в ходе работы. В общераспространенном понимании
социальная сеть – это сообщество людей, объединенных общими интересами, общим
делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой.С
развитием сетевых технологий и появлением новых средств коммуникаций в 80–90-х
гг. употребление термина «социальные сети» постепенно смещается из социологии в
сферу информатики.
Сетевая теория миграции -
предложенная социологом Д. Массеем объясняет международную миграцию
доминированием капиталистических отношений в нерыночных обществах.
Одной из важнейших причин
миграции молодежи в Республике Таджикистан является демографическое
давление.Быстрый рост населения усиливает давление на рынок труда и побуждает
людей к отъезду не прямо, а опосредованно, из-за недостатка рабочих мест, бедности
и т.д.В итоге факторами, способствующими эмиграции, выталкивающими молодежь
Таджикистана в Российскую Федерацию, являются: разрыв в зарплатах, высокий
уровень безработицы, особенно молодежной, бедность, развал прежней сферы
занятости в результате структурных изменений экономики, социальная
стратификация, которая протекает в виде поляризации бедных и богатых.По данным
миграционной службы России, более 500 тысяч таджиков проживают и трудятся в
России, из них сезонными работниками являются 200-250 тысяч. Безвизовый режим,
нехватка рабочей силы и благоприятные условия оплаты труда способствуют
наибольшему оттоку молодежи из Таджикистана именно в Россию.При поиске места
работы и жилья таджикские переселенцы в большей части используют неформальные
источники информации, как правило, родственные или земляческие каналы.
Своеобразно отражается в
практиках взаимодействия потенциал социальных сетей мигрантов из Республики
Таджикистан и диаспоры. Объединяя, как правило, людей, имеющих общее этническое
происхождение, и, будучи в силу этого преимущественно моноэтнической, подобная
сеть не является некой застывшей формой. Она представляет собою устойчивые
связи, взаимное доверие, сплоченность, коллективные верования, которые
превращаются в социальный капитал и используются как деликатный и эффективный
ресурс решения намеченных задач.
Доминирующими функциями
социальных сетей являются информационно-коммуникативная и интегративная,
направленные на сплочение и оказание доступной помощи соотечественникам на всех
этапах трудовой миграции в Россию, особенно в период подготовки к первой
поездке в Российскую Федерацию.Вместе с тем, не стоит идеализировать
возможностей социальных сетей и приписывать им несвойственные функции. Рыночные
отношения вносят свои коррективы, о чем выразительно свидетельствует
деятельность различных посреднических организаций, групп, действующих в рамках
диаспор и вне их.
Также в ходе исследования был
проведен опрос группы переселенцев из Республики Таджикистан в Российскую
Федерацию, на основании которого были сделаны следующие выводы. .Почти все
респонденты приехали в Россию по рекомендациям своих знакомых или же тут у них
были родственники. Это дает хороший показатель того, что благодаря таким
советам и созывам в Россию с каждым годом будут ехать еще больше иностранных
студентов, что поднимет Россию в мировых рейтингах. И в силу своего возраста у
респондентов еще нет собственных семей, но все они уже задумываются над этим
вопросом.
На первом этапе переселения всем
респондентам помогали родители. Далее осваиваться они начали сами или с помощью
своих знакомых.
У некоторых респондентов переезд
в Российскую Федерацию сопровождался конфликтами. Чаще всего такие ситуации
возникали на почве национальности.
У всех респондентов остались
семейные узы в Таджикистане. Большинство уже привыкло к жизни в России, здесь у
них работа, своя личная жизнь, учеба. Но они всегда с большой радостью едут
домой и готовы возвращаться туда неоднократно.
Все вышеперечисленное позволяет
сделать выводы об исключительной важности сетевых взаимодействий между
переселенцами, диаспорой и принимающей стороной.
1.
Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rosstat.gov.ru (дата обращения:
22.07.13).;
2.
Ежегодник Республики Таджикистан 2020
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stat.tj (дата обращения:
22.07.13).;
3.
Антонова О. С., Колосюк А. А. Роль социальных
сетей в системе образования // Финансовая система Украины: проблемы и
перспективы развития в условиях трансформации социально-экономических
отношений: материалы междунар. научно-практ. конф. (Севастополь, 16-18 мая
2013). – Севастополь: ДІАПІ, 2013. – С. 211–213.
4.
Батыгин, Г.С. Сетевые измерения в социологии /
Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2020. — 248 с.
5.
Бекяшев, Д.К. Международно-правовое
регулирование вынужденной и трудовой миграции. Монография / Д.К. Бекяшев. - М.:
Проспект, 2016. - 157 c.
6.
Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки
информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых
закономерностей : Пер. с нем. / А. Бююль, П. Цёфель. – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП»,
2016. – 608 с.
7.
Василенко, И. А. Геополитика современного мира /
И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2017. - 400 c.;
8.
Гаджиев, К. С. Геополитика / К.С. Гаджиев. - М.:
Юрайт, 2017. - 468 c.
9.
Гаврилова, Т.И. Международная миграция и
занятость в современном обществе / Татьяна Гаврилова. - М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2017. -
232 c.
10.
Говоров С.Н., Международная миграция и
устойчивое развитие России / С.Н. Тарасов. - Москва: Высшая школа, 2015. - 473
c.
12.
Губанов Д. А. Социальные сети: модели
информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А.
Новиков, А. Г. Чхартишвили. – М.: Изд-во физико-математической литературы,
2010. – 228 с.
13.
Касьянов, В. В. Социология для юристов / В.В.
Касьянов. - М.: Феникс, 2019. - 288 c.
14.
Кернаценский, М.В. Основы социологии и
политологии: Учебное пособие / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум,
2017. - 304 c.
15.
Козырев, Г.И. Основы / Г.И. Козырев. - М.:
Форум, 2018. - 240 c.
16.
Кравченко, А. И. Социология/ А.И. Кравченко. -
М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2019. - 384 c.
17.
Манако А. Ф., Синица К. М. Электронные
научно-образовательные пространства и перспективы их развития в контексте
поддержки массовости и непрерывности // Управляющие системы и машины. – 2012. –
№4. – С. 83–92. 671
18.
Манако А. Ф., Синица Е. М. К вопросу о развитии
современных учебных сред // Proc.
1-stInternationalConference
(Kyev, 22-23 November 2006). – K.: Изд-во Академпериодика. –
2006. – P. 86–97.
19.
Мухаев, Р. Т. Социология / Р.Т. Мухаев. - М.:
Проспект, 2016. - 176 c.
20.
Немировский, В. Г. Социология / В.Г.
Немировский. - М.: Проспект, 2016. - 544 c.
21.
Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в
помощь учителю: уч.-метод. пос. – 2-е изд. – М.: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
22.
Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и
международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2018. -
304 c.
23.
Винник В. Д.Социальные сети как феномен
организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу //
Философия науки. – 2012. – №4 (55). – С. 110–126.
24.
Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной
сети Scratch //
Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology&Society). – 2013. – Т.16. – № 2. – С. 505–528.
25.
Садыгова Т. С. Социально-психологические функции
социальных сетей // Вектор науки ТГУ. – 2012. – №3 (10). – С. 192–194. 14.
Социальные медиа в обучении с применением ИКТ :аналит. записка, март 2011 /
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М.: ИИТО, 2011.
– 12 с. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214685.pdf
(дата обращения 17.07.2013).
26.
Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии:
Учебное пособие / Г.П. Смехнова. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 320 c.
27.
Тихонова, Е. В. Методология и методы
социологического исследования / Е.В. Тихонова. - М.: Academia, 2019. - 368 c.
28.
Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. –
М.: Юрист, 1996. – 607 с.
29.
Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный
метод и наука об обществе. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.
30.
Свитич, Л. Г. Социология / Л.Г. Свитич. - М.:
Юрайт, 2018. - 398 c.
31.
Стрельников А. Н. Социальные сети: механизмы
работы и пути развития. URL:
#"_Toc75433736">Приложение 2
Последний лист
ВКР
Выпускная квалификационная работа выполнена мной
совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из
опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
«___»______________20__г.
___________________________ ___________________
(ФИО) (подпись)