«Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления (особенности и порядок разрешения дел)»
Дипломная
работа над темой
«Административные
правонарушения, посягающие на установленный порядок управления (особенности и
порядок разрешения дел)»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика
административного правонарушения…………….5
1.1. Понятие, признаки
и виды административного правонарушения………5
1.2. Состав
административного правонарушения…………………………….21
2. Административные
правонарушения, посягающие на порядок управления………………………………………………………………………24
2.1. Общая
характеристика правонарушений против порядка управления………………………………………………………………………24
2.2. Особенности
квалификации административных правоотношений, посягающий на порядок управления…………………………………………..30
2.3. Особенности
рассмотрения дел об административных правоотношениях, посягающих на порядок
управления………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемых
источников…………………………………………….41
Введение
Представленная работа посвящена теме «Административные
правонарушения, посягающие на установленный порядок управления (особенности и
порядок разрешения дел)». Проблема представленного изучения носит
актуальный характер в передовых критериях. Об данном говорит то, собственно,
что предоставленная тема содержит конкретное отношение к функционированию
многих физических и юридических лиц, именно затрагивая их коренные актуальные
интересы и необходимости, потому, что происходит во все без исключения сферы и
области жизни, управления. Данный вывод, внятно вырисовывался впоследствии ознакомления
с особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Административным
правонарушением сознается противоправное, виноватое воздействия (бездействие)
физического или же юридического лица, за которое КоАП РК или законами субъектов
РК об административных правонарушениях установлена административная обязанность.
Исходя
из этого определения, административное правонарушение охарактеризовывает вблизи правовых признаков:
-это
противоправное деяние;
-это
воздействие физического или же юридического лица;
-это
виновное действие, за которое установлена административная ответственность.
Данные
нарушения закона регулируются КоАП РФ или законами субъектов РФ об
административных правонарушениях.
Присутствие
состава правонарушение необходимой основой для юридической ответственности.
Одним
из весомых симптомах административного правонарушения считается -противоправность.
Для такого определенная личность понесла административное наказание, надо
обосновать неправомерное воздействие или же бездействие, установленное законодательством
или же подзаконным нормативным правовым актом. В Особой части КоАП РФ поставлены
определенные составы административных преступлений и учтены надлежащие меры наказания.
Присутствие состава нарушений закона считается , важной почвой для
юридической ответственности. Состав административного нарушения закона – поставленная
законодательством совокупа симптомах, характеризующих противоправное деяние в
качестве административного правонарушения. Состав административного
правонарушения образуют 4 вещества: объект, субъект, объективная и субъективная
сторона.
Актуальность
темы в том, собственно, что административные правонарушения занимают основное
пространство между иных отраслей права, например, так как в нашей жизни между
гражданами появляются каждый административно - правовые отношения.
Цель работы:
раскрыть совместную характеристику административного правонарушения и соответствие
с правонарушениями других сфер регулировки права, а еще совместную
характеристику состава административного правонарушения.
Исходя
из предоставленной цели, задачей дипломной работы считается - исследование и
характеристика элементов состава административного нарушения закона и
административного правонарушения в общем.
В
ходе подготовки и написании предоставленной дипломной работы были применены
учебные пособия по административному праву Российской Федерации, комментарии к
КоАП РФ Российской Федерации, а ещё научные заметки из юридических журналов.
Глава 1. Общая характеристика
административного правонарушения.
1.1. Понятие, признаки и виды
административного правонарушения.
Понятие административного правонарушения законодательно было в первый раз введено
в статье 10 Кодекса об Административных Правонарушениях, принятом в 1984
году, и звучало следующим образом: «Административным правонарушением
(проступком) сознается посягающее на государственный или общественный порядок,
социалистическую собственность, права и свободы людей, на поставленный порядок
управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо
бездействие, за которое законодательством учтена административная
ответственность». В нынче действующем Кодексе Российской Федерации об
Административных Правонарушениях (далее-КоАП РФ) понятие административного
правонарушения представлено в статье 2.1: «административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим Кодексом или же законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность».
Таким образом, административным правонарушением сознается противоправное,
виновное (умышленное или же неосторожное) действие либо бездействие, которое
посягает на государственный или гражданский порядок, права и свободы,
собственность граждан, на поставленный порядок управления и за которое
законодательством учтена административная обязанность. При данном
административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ начинается,
при условии, собственно, что эти нарушения по собственному нраву не влекут за
собой в согласовании с деятельным законодательством уголовной ответственности.
Из представленного понятия можно определить следующие признаки
административного правонарушения.
Для
начала, административное правонарушение – это поведение, которое воспринимает
форму или воздействия, или бездействия. Воздействие – это интенсивное невыполнение
правового предписания в облике прямые обязанности или же законного требования, критерии,
нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного
движения и т.д.). Бездействие – это пассивное поведение, воплощенное в не совершении
лицом тех поступках, которые оно должно было и могло осуществить в силу
возложенных на него обязательств (уклонение от подачи декларации о доходах,
невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению детей).
Во-вторых, административное правонарушение - это общественно небезопасное
деяние. Как раз социальная угроза нарушения закона обуславливает обязанность за
его совершение. Недоступность предоставленного признака говорит и об недоступности
правонарушения. Каждое административное нарушение закона посягающие на поставленный
правовой порядок, причиняет ему тот или иной вред. Причём ненужный итог имеет возможность
проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и в создании условий для
наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Уровень
социальной угрозе считается единым аспектом, отграничивающим административное
правонарушение от правонарушения которая различна у данных обликов
преступлений.
Легальное
понятие административного правонарушения зафиксировано ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им
«признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность» [10,с. 789].
Это
определение считается формальным, потому что имеет только юридические признаки действия.
Противоправность
- это юридическое признание антиобщественного, вредоносного для людей,
общества, страны поведения.
Итак,
первый признак административного правонарушения – социальная вредность.
Второй
признак - административная противоправность. Это деяние прямо запрещено
статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных
правонарушениях.
Третий
признак административного правонарушения — это деяние, т. е. намеренное,
волевое воздействие или бездействие.
Четвертый признак охарактеризовывает субъектов
нарушения закона — это деяние, совершенное физическим или же юридическим лицом.
Его не имеет возможность осуществить неорганизованная группа людей, трудная организация,
не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), отделения
и другие структурные подразделения юридического лица.
Пятый
признак административного правонарушения — виновность, т. е. это деяние намеренное,
волевое, совершенное умышленно или неосторожно.
Шестой
признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения
административных взысканий является общим свойством административных
правонарушений. В большинстве случаев, в случае если выявлен проступок,
виновного влекут к административной ответственности. Но в ряде случаев
наказание имеет возможность быть использовано к примеру, истек срок давности, отложена
норма и т. д. [5, с. 344].
Классификация
административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.
До
этого всего, нужно принимать во внимание присутствие всевозможных источников
правового регулирования. Административная ответственность устанавливается КоАП
РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП
РФ). Особой частью Кодекса об административных правонарушениях уточняется административная
ответственность по задачам, имеющий федеральный смысл, что в количестве за несоблюдение
правил и норм, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).
В
качестве надлежащих примеров следует привести несоблюдение законодательства о
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП
РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе
документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ),
заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).
Именно
собственно, что касается следующих законов, то вполне вероятно упомянуть о
Законе 30.03.1999 № 52-ФЗ (в простонародье — закон о тишине), позже Закон Московской области от
4 апреля 2020 года № 54 / 2020-оз "о внесении изменения в Закон Московской области «Об
обеспечении тишины и
покоя граждан на территории Московской области». В законе, устанавливается
ответственность за совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному
времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан,
в том числе личные действия граждан, механических средств и технических
устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных дел, а также
других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо
функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Административные
правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же
основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и
сформированы главы Особенной части КоАП РФ.
Таким
образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан
(гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны
собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и
природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл.
9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на
транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и
информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в
области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области
таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на
институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной
границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без
гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка
управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную
безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).
Административные
правонарушения можно систематизировать и по субъектам административной
ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица и юридические
лица.
К
примеру, несоблюдение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдающегося
влечет ответственность, как граждан, так и должностных лиц (ст. 5.6 КоАП РФ);
нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и
иной деятельности — ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц
(ст. 5.9 КоАП РФ).
Административные
правонарушения можно различать и по форме вины. Так, встречаются умышленные
правонарушения, например, умышленное уничтожение или повреждение чужого
имущества (ст. 7.17 КоАП РФ); правонарушения, совершенные по неосторожности, например
небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее
утрату данного удостоверения (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ).
В
ряде случаев лицо привлекается к ответственности независимо от того, было
совершено правонарушение умышленно или по неосторожности. Это касается,
например, нарушения требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10
КоАП РФ), нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного
транспорта, а также на маломерных судах (ст. 11.10 КоАП РФ), несоблюдение
сроков подачи таможенной декларации (ст. 16.12 КоАП РФ). Административное
наказание представляет собой меру ответственности, установленную государством
за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях
предупреждения совершения новых деликтов, как самим нарушителем, так и иными
лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Предусмотрено
девять видов административных наказаний. Остановимся на краткой характеристике
каждого вида административного наказания.
Предупреждение
- это официальное осуждение физического или же юридического лица. Оно выносится
в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). В ведущем оно используется к лицам, осуществившим
малозначительные административные правонарушения. В качестве примера возможно
привести курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не
установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения (ст.
11.17 КоАП РФ).
Следует
отличать предупреждение от устного замечания, которое выносится в случае
освобождения лица от административной ответственности при малозначительности
совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Административный
штраф является денежным взысканием. Он применяется наиболее часто и выражается
в величине, кратной:
1)
минимальному размеру оплаты труда;
2)
стоимости предмета административного правонарушения;
3)
сумме неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной
валютной операции, либо иной специально предусмотренной сумме денежных средств;
валютной выручки, стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, либо сумме
неуплаченного административного штрафа (ст. 3.5 КоАП РФ).
В качестве соответствующих примеров можно
привести следующие составы правонарушений:
1)
за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 20 до 30
минимальных размеров оплаты труда (ст. 6.6 КоАП РФ);
2)
за мелкое хищение имущества предусмотрен административный штраф в размере до
трехкратной стоимости похищенного (ст. 7.27 КоАП РФ);
3)
осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного
штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной
операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Возмездное
изъятие орудия совершения или же предмета административного нарушения закона представляет
собой их принудительное изъятие и следующую реализацию с передачей бывшему
собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого
предмета (ст. 3.6 КоАП РФ). В качестве примера можно привести возмездное
изъятие оружия и патронов к нему за нарушение гражданами правил хранения,
ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ).
Применение
этого наказания имеет ограничение: возмездное изъятие охотничьего оружия,
боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может
применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным
законным источником средств к существованию (ст. 3.6 КоАП РФ).
Конфискация
орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в
безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта
РФ, не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ). Примером может служить
конфискация оружия и патронов к нему за стрельбу из оружия в не отведенных для
этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ).
Применение
конфискации имеет такое же ограничение, которое установлено для возмездного
изъятия.
Лишение
специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за
грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом (ст. 3.8
КоАП РФ). Так, лишение права управления судном установлено за управление судном
(в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии
опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ).
Применение
данного вида наказания также имеет некоторые ограничения. Например, лишение
права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое
пользуется им в связи с инвалидностью (за исключением случаев управления
транспортным средством в состоянии опьянения и др.). Лишение права охоты не
может применяться к лицам, для которых она является основным законным
источником средств к существованию (ст. 3.8 КоАП РФ).
Административный
арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст.
3.9 КоАП РФ). Он устанавливается и налагается лишь в исключительных случаях.
Например, за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции,
военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ или сотрудника органов уголовно-исполнительной
системы (ст. 19.3 КоАП РФ).
Максимальный
срок административного ареста - 15 суток, а за нарушение требований режима
чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической
операции - 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).
Применение
административного ареста, как указывалось ранее, имеет определенные
ограничения: он не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим
детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп,
военнослужащим и другим лицам (ст. 3.9 КоАП РФ). Административное выдворение за
пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных
граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации,
а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемый
самостоятельный выезд указанных граждан и лиц из Российской Федерации (ст. 3.10
КоАП РФ).
Данный
вид наказания применяется, например, за нарушение режима в пунктах пропуска
через Государственную границу РФ (ст. 18.4 КоАП РФ), за нарушение режима
пребывания в России (ст. 18.8 КоАП РФ).
Административное
выдворение следует отличать от депортации, являющейся мерой административного
пресечения, т.е. от принудительной высылки из Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства в случае прекращения законных оснований для
проживания или пребывания на территории России.
Дисквалификация
заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в
исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров
(наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по
управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях.
Она применяется к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам
совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (ст. 3.11 КоАП РФ).
Дисквалификация
назначается за такие правонарушения, как, например, фиктивное или
преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), ненадлежащее управление
юридическим лицом (ст. 14.21). Дисквалификация устанавливается на срок от шести
месяцев до трех лет. Административное приостановление деятельности (введена
Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ). Административное приостановление
деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных
подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов,
объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности
(работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности
применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии,
эпизоотии, заражения (засорения) под карантинных объектов карантинными
объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,
причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в
случае совершения административного правонарушения в области оборота
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным
законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций
ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил
привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности,
осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в
области порядка управления, в области общественного порядка и общественной
безопасности, а также в области градостроительной деятельности (в ред.
Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от
24.07.2007 N 211-ФЗ) Административное приостановление деятельности назначается
судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если
менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение
цели административного наказания. Административное приостановление деятельности
устанавливается на срок до девяноста суток.
Кодекс
об административных правонарушениях предусматривает основные и дополнительные
административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение
специального права, административный арест, дисквалификация и административное
приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в
качестве основных наказаний. В то же время возмездное изъятие и конфискация
орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное
выдворение могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и
дополнительных наказаний (ст. 3.3 КоАП РФ).
Законами
субъектов РФ могут устанавливаться наказания только в виде предупреждения и
административного штрафа (ст. 3.2 КоАП РФ).
Необходимо
учитывать, что к юридическим лицам могут применяться следующие административные
наказания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация и
административное приостановление деятельности (ст. 3.2 КоАП РФ). Это достаточно
очевидно, поскольку остальные виды наказаний по своему содержанию могут быть
применены лишь к физическим лицам.
Назначение
административного наказания осуществляется в соответствии с правилами,
установленными КоАП РФ.
Общие
правила назначения административного наказания сформулированы в ст. 4.1 КоАП
РФ. Они включают следующие положения.
Во-первых,
административное наказание назначается в пределах, установленных законом,
предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. Это означает,
что при выборе вида и меры наказания следует строго руководствоваться санкцией
соответствующей правовой нормы.
Во-вторых,
административное наказание назначается в соответствии с требованиями Кодекса.
Имеются в виду нормативные предписания, касающиеся, прежде всего, порядка
осуществления деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных
правонарушениях, а также по пересмотру вынесенных постановлений и решений.
В-третьих,
при назначении административного наказания должны учитываться различные
обстоятельства. К ним относятся характер совершенного правонарушения (способ
его совершения, тяжесть наступивших последствий и т.д.), обстоятельства, как
смягчающие, так и отягчающие ответственность.
Применительно
к физическому лицу учитываются также личность виновного и его имущественное
положение. Применительно к юридическому лицу учитывается его имущественное и
финансовое положение.
Следует
обратить внимание на то, что назначение административного наказания не
освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было
подвергнуто наказанию (ст. 4.1 КоАП РФ).
К
обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся
следующие:
1)
раскаяние лица, совершившего правонарушение;
2)
добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении;
3)
предотвращение этим лицом вредных последствий совершенного нарушения,
добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
4) совершение правонарушения в состоянии
сильного душевного волнения (аффекта) или при стечении тяжелых личных или
семейных обстоятельств;
5) совершение правонарушения
несовершеннолетним;
6)
совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего
ребенка. Кроме того, субъекты, рассматривающие дело о правонарушении, могут
признать смягчающими и иные обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ), следовательно,
перечень таких обстоятельств является открытым.
Перечень
обстоятельств, отягчающих административную ответственность, напротив, является
закрытым. В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться какие-либо
иные, кроме ниже перечисленных:
1)
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на
то лиц о его прекращении;
2)
повторное совершение однородного административного правонарушения, если за
предыдущее нарушение лицо продолжает считаться административно наказанным;
3)
вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4)
совершение правонарушения группой лиц;
5)
совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других
чрезвычайных обстоятельствах;
6)
совершение административного правонарушения состоянии опьянения (в зависимости
от характера совершенного нарушения это обстоятельство может не признаваться
отягчающим) (ст. 4.3 КоАП РФ).
При
назначении административных наказаний за совершение лицом нескольких
правонарушений необходимо иметь в виду следующее. По общему правилу, наказание
назначается за каждое совершенное нарушение. Однако, если лицо совершило одно
действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений,
ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями
статей) Кодекса РФ об административных правонарушениях и рассмотрение дел о
которых подведомственно одному и тому же субъекту (судье, органу, должностному лицу),
то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более
строгого наказания. При этом могут быть назначены дополнительные наказания,
предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Давность
привлечения к административной ответственности, т.е. срок, в течение которого
может быть назначено наказание, устанавливается в ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок
для вынесения постановления по делу составляет два месяца со дня совершения
правонарушения, а специальный срок, касающийся некоторых категорий
правонарушений (нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах,
территориальном море, континентальном шельфе и др.), в том числе
правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации, равен
одному году.
Существуют
и два исключения из установленного правила. При длящемся правонарушении
вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения нарушения. В случае
принятия заключения об отказе в возбуждении уголовного дела или же прекращении
уголовного дела, но при наличии в деяниях лица признаков административного
правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия соответственного
заключения.
Если
удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по
делу, о рассмотрении дела по месту его жительства, срок давности
приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления
материалов дела к субъекту, уполномоченному его рассматривать (ст. 4.5 КоАП
РФ).
Срок,
в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
(т.е. является административно наказанным), установлен следующим образом: в
течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении
данного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). День окончания исполнения вынесенного
постановления определяется исходя из содержания наказания (полная выплата суммы
наложенного штрафа, окончание отбывания административного ареста и т.п.)[3, с.
553].
При
назначении административного наказания могут возникнуть вопросы о возмещении
имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным
правонарушением. По общему правилу, эти вопросы рассматриваются судом в порядке
гражданского судопроизводства. Существует одно исключение: при отсутствии спора
о возмещении имущественного ущерба судья вправе одновременно с назначением
наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (ст. 4.7 КоАП РФ).
1.2 Состав административного
правонарушения.
Деяние,
содержащее такие признаки административного правонарушения как
противоправность, виновность, наказуемость, не всякий раз имеет возможность
считаться административным нарушения закона, потому что в определенном деянии имеет
возможность отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки
административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и
признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав
административного правонарушения - это
совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится
административным правонарушением.
Состав административного правонарушения дает собой совокупность нескольких
элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: тип, личная
сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект
административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые
мерами административной ответственности, которым противоправным деянием
наносится урон.
Совокупным
объектом для всех административных правонарушений является совокупность
общественных отношений, урегулированных нормами административного и кое-каких
иных секторов экономики российского права, которая охраняется мерами
административной ответственности.
Выделяют родовой
объект административного правонарушения, который соответствует каждой
из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений,
сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП
РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в
области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный
объект административного правонарушения, который определяется в каждой
главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного
правонарушения.
Например,
непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект,
как указывалось
выше – права граждан.
2) Объективная
сторона административного правонарушения - это совокупность признаков,
характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное
правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или
бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная
связь между ними.
Устанавливать
причинно-следственную связь нужна для определения событий наступления
негативных результатов, т.е. для определения реальности пришествия этих результатов
в итоге противоправного действия, а не по другим основаниям. К примеру, для
привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение
Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства,
повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью
потерпевшего") не достаточна констатация такого условия, что после аварий потерпевший
месяц провел в больнице. Следует установить, имел ли водитель, при соблюдении
правил дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или же причинения
вреда здоровью стало следствием неправомерных поступков самого пострадавшего.
Кроме того, нужно установить, что кратковременное или длительное расстройство
здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица,
нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Обозначенные
условия имеют все шансы устанавливаться на основании заключений экспертов,
медицинских заключений.
Многие
административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3
КоАП РФ относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). В частности,
указанные органы имеют право рассматривать дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 19.15 КоАП РФ (проживание гражданина РФ
без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст.
19.16 КоАП РФ (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта),
либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст.
19.17 КоАП РФ (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта)
или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог);
К
компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится и
составление протоколов об административных правонарушениях по большинству
административных правонарушений рассматриваемой главы КоАП РФ (п. 1 ч. 2. ст.
28.3).
Помимо
органов внутренних дел, отдельные дела об административных правонарушениях
против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы
и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной
службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы
транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др.
Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям
рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных
правонарушениях.
Глава 2. Административные
правонарушения, посягающие на порядок управления.
2.1. Общая характеристика
правонарушений против порядка управления.
Установленный
порядок исполнения органами государственной власти собственных возможностей в всевозможных
сферах социальной жизни гарантирует обычное функционирование государственных
институтов. Под установленным порядком управления понимается система политики
правовых институтов, обеспечивающих нормальное функционирование государственной
власти в Российской Федерации[1]. По данному посягательства на
данный институт ослабляют авторитет власти и приводят к нарушению прав и
интересов граждан.
Административные
нарушения закона, посягающие на поставленный порядок управления, закреплены в
главе 19 КоАП РФ и составляет 31 состав. Они ориентированы напротив:
установленного порядка управления, общественного порядка и общественной
безопасности, порядка деятельности контрольных и надзорных органов
исполнительной власти, естественных монополий, защиты конкуренции, предоставления
в установленные сроки земельных участков и водных объектов, картографии,
использования государственной символики, нормальной деятельности
уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, изоляторов временного
содержания; нормальной деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской
помощи или иных спецслужб, миграционного законодательства, законодательства,
регулирующего технические регламенты, стандарты, сертификацию и единство
измерений, лицензионного и регистрационного законодательства; административного
надзора и военно-мобилизационных обязанностей, законодательства, регулирующего
рынок ценных бумаг, нарушения ТК РФ, нарушения законодательства об образовании,
нарушения законодательства о рекламе, законодательства об общественном контроле
за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Многие
административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3
КоАП РФ относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). В частности,
указанные органы имеют право рассматривать дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 19.15 КоАП РФ (проживание гражданина РФ
без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст.
19.16 КоАП РФ (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта),
либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст.
19.17 КоАП РФ (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта)
или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог);
Помимо
органов внутренних дел, отдельные дела об административных правонарушениях
против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы
и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной
службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы
транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др.
Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям
рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных
правонарушениях.
Конституция
РФ зафиксировала 4 вида ответственности: уголовная, гражданская,
дисциплинированная и административная. Привлечение лиц к ответственности
подразумевает не соблюдений, поставленных нормой права. Административная ответственность за
правонарушения против порядка управления – использование в установленном
законодательством порядке уполномоченными органами (должностными лицами) поставленных
административно-правовыми общепризнанными нормами главы 19 КоАП РФ наказаний к
лицу, совершившему административное правонарушение в предоставленной сфере, с
целью санкций и подавления аналогичных проступков как самим преступником, так и
другими лицами.
Говоря об
административной ответственности за правонарушения против порядка
управления, следует подчеркнуть следующее
1.Для
административной ответственности свойственно, собственно, что она начинается не
за каждое нарушение закона, безупречное в сфере реализации
исполнительной власти закона, или же государственно-управленческой
деятельности. Являясь одним из составляющим элементом общего административно-правового
регулирования, она применяется в случаях нарушения или же ненадлежащего выполнения
общеобязательных правил поведения, устанавливаемых деятельным законодательством
и подзаконными административно-правовыми общепризнанными мерками. Особенностью аналогичных
правил считается их особый нрав, который находит выражение в правовом
регулировки этих управленческих отношений, которые в силу тех или же других
оснований приобретают весомый смысл для обеспечения государственной и социальной
защищенности и, в соответствии с этим, нуждаются в установлении особых правовых
режимов. О спец нраве общеобязательных правил, всевозможных по собственному содержанию,
можно судить на основе анализа Особенной части КоАП (гл.5-21).
2.
Из общеобязательного нрава правил, несоблюдение которых влечет
административную ответственность, собственно, что она распространяется на всех
физических и юридических лиц, деятельных в регулируемой правилами области. При данном
не содержит смысла конфигурации принадлежности, ведомственная или же другая
конфигурация подчиненности субъектов нарушения закона. Значит, меры
административной ответственности не имеют все шансы использоваться
руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и
учреждений в отношении подчиненных им сотрудников.
3.
Меры административной ответственности используются в случаях правонарушений не
всеми органами и должностными лицами, представляющими в социальных отношениях,
регулируемых административным правом, исполнительную власть. Деятельное
законодательство определяет особых субъектов использования административной
ответственности. Как правило, это органы (должностные лица), в управленческой
компетенции которых преобладают правоохранительные функции и возможности по использованию
административно-принудительных мер (информация о круге этих особых субъектов
содержится в гл.22-23 КоАП). Этими органами считаются суды, а еще различные
контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и
т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном
порядке.
4.Специфичной
особенностью административной ответственности считается и то,
собственно, что в ее цели заходит не только защита административно-правовых норм.
Деятельное законодательство охватывает и Особенную часть КоАП, учитывает
вероятность привлечения к административной ответственности за несоблюдение
требований правовых норм других секторов экономики русского права. В данном-
универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции
административной ответственности.
5.Меры административной
ответственности используются не только к физическим, но и к юридическим лицам,
т.е. так к личным, например и к корпоративным субъектам административного
права.
6.Для использования мер административной ответственности законодательство
установлен определенный процессуальный порядок - создание по делам об
административной ответственности (раздел IV КоАП РФ).
Административно-процессуальные нормы регламентируют работу всех особых субъектов
использования административной ответственности (судей, органов внутренних дел и
т.д.).
7.Свое конкретное выражение административная ответственность получает в использовании
к лицам, совершающим административное правонарушение,
особенных мер административного принуждения-административных
наказаний (гл.3).
8.
Базой административной ответственности считается определенная картина
правонарушения - административное правонарушение (гл.2 КоАП РФ).
В
гл. 4 КоАП РФ зафиксированы главные критерии привлечении к административной
ответственности и предназначения административных наказаний. Анализ
санкций статей гл. 19 КоАП РФ показывает, что мерами административной
ответственности за административные правонарушения, которые посягают на порядок
управления, являются:
-предупреждение
мера административных санкций, воплощенная в официальном порицании физического
или же юридического лица;
-административный
штраф денежное взыскание. Которое
выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превосходящем пяти тысяч рублей;
для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;
для юридических лиц - одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных
статьями 14.40, 14.42 Кодекса об Административных правонарушениях, - пяти
миллионов рублей
-
дисквалификация заключается в лишении физического лица права заменять должности
федеральной государственной гражданской службы, должности государственной
гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной
службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического
лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), воплотить в жизнь
управление юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять
деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское
обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
-конфискация
орудия совершения предмета административного правонарушения– их принудительное
безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность
субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;
В
соответствии с мировой практикой в целях усиления
гарантий прав и свобод человека и гражданина
расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к
их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других
административных взысканий: лишения специального права, конфискации и
возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или
непосредственным объектом правонарушения3.
В
качестве субъектов административной ответственности за
правонарушения против на порядка управления, КоАП РФ выделяет: физических лиц
(граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и
являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов
выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы,
и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных
средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет.
2.2 Особенности квалификации
административных правоотношений, посягающий на порядок управления.
Под
квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствие
признаков безукоризненного безупречного воздействия конкретного состава
административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП
РФ.
Квалификация административных правонарушений является необходимой стадией работы
по использованию норм законодательства об административных правонарушениях. Верная
квалификация действия - важное условие законности всей правоприменительной работы.
Квалификация значит, собственно, что личность привлекается к административной
ответственности как раз за безупречное им нарушения закона, претерпевая правовые
результаты, которые закон связывает с совершением правонарушения.
Процесс квалификации административных правонарушений заключается в сравнении признаков
безукоризненного действия с признаками состава административного
правонарушения, предусмотренного определенной правовой нормой с целью
установления их тождества.
Выявление признаков действия наполняется
при поддержки сбора и оценки доказательств, на основе которых в сознании
правоприменителя выстраивается особенная модель безупречного административного
правонарушения, включающая в себя большущее численность поступков. К примеру лицо,
осуществляющее административное расследование или же рассматривающее дело об
административном правонарушении, располагает информацией о важном объёма
фактических мероприятий содеянного: о месте, времени, способе, средствах и
актуальных жизненных обстоятельствах безукоризненного административного нарушения
закона и о ином
Для
квалификации административного правонарушения из большущего числа надо отобрать
только значимые, которые определяют правовую характеристику безупречного
воздействия. До этого всего, этими числятся общие признаки, присущие любому
облику административного правонарушения: общественная опасность,
противоправность. Вывод общественной опасности и противоправности воздействия
основывается на знания лицом, осуществляющим квалификацию, инициативного
законодательства, на актуальном и профессиональном опыте, правосознании. На
первом этапе квалификации административных правонарушений нужно принимать во внимание
не только признаки административного нарушения закона, обозначенные в КоАП РФ,
но и подобные положения, содержащиеся в уголовном законодательстве. Предоставленная
надобность обусловлена тем, именно, собственно, что в названных нормах, как и в
ряде общепризнанных мерок данных кодексов, есть аспекты разграничения
административных правонарушений и преступлений.
Признание воздействие административно-противоправным и общественно не безвредным
является посылом возникновения второго, более сложного шага квалификации,
задачей этого шага является заключение вопроса о том, какая
административно-правовая норма учитывает это деяние. Здесь надо выяснение и сопоставление
так называемых именуемых видовых признаков, то есть признаков, характерных как
один раз для данного вида административного правонарушения. В начальной стадии приготовления
по делам об административных правонарушениях правоприменителю не всякий раз
известно, какие как раз именно признаки деяния являются видовыми, вследствии
того что, выявлены к данному моменту условия
нарушения закона дают возможность предположить вероятность его квалификации по разным
статьям закона. В связи с сведенным правоприменителем на необходимом рубеже
квалификации имеют все шансы обобщаться и в отпечаток за ним систематизироваться
все юридически важные признаки воздействия с тем, чтобы вслед за тем,
сопоставив их с признаками, содержащимися в правовых нормах, отнять видовые, то
есть следующие конструктивным признакам конкретного состава административного
правонарушения.
Систематизация признаков оцениваемого действия исполняется в согласовании с
веществами и состава административного правонарушения, то есть относящиеся к
объекту, беспристрастной стороне, субъекту и личной стороне
административного правонарушения. По мере получения сведений о фактических жизненных
обстоятельствах они концентрируется в эти четыре группы. При этом исполняется
сравнение обнаруженных и сгруппированных симптомах действия с надлежащими
веществами составов административных правонарушений. На базе, сформулированной
в сознании правоприменителя, в итоге анализа фактических обстоятельств дела,
модели административного правонарушения, из всего нормативного материала имеет
возможность быть выделена большая группа норм, имеющих указания на отдельные признаки
состава, подобные с признаками деяния.
2.3 Особенности рассмотрения дел об
административных правонарушениях, посягающих на порядок управления.
Стадия
рассмотрения дела - ключевая в производстве по делам об административных
правонарушениях. На ней принимается акт, в котором создается виновность или же невиновность
лица, определяется мера воздействия.
Процессуальным
базой для рассмотрения дела считается следующим образом оформленный протокол о несоблюдении,
постановление прокурора о возбуждении производства об административном
правонарушении, распоряжение компетентного органа прекращении уголовного дела.
До
рассмотрения дела по существу выполняется важная подготовка, включающая в себя заключение
компетентным органом надлежащих вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ):
1)
относится ли к его компетенции обсуждение предоставленного дела;
2)
верно ли составлены протокол и иные материалы дела;
3)
извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и пространстве его
рассмотрения;
4)
истребованы ли нужные вспомогательные материалы;
5)
о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, пострадавшего,
законных представителей, адвоката.
При
подготовке материалов дела об административном правонарушении сообразный орган
или же должностное лицо должны решить вопрос - относится ли к его зонам
ответственности это дело. В случае если дело не относится к компетенции определенного
органа, то хотя и законодательство не определяет неверны два пути: возвращение что
органу, который предположил рассмотрения; назначение дела тому органу, который
полномочен рассматривать.
При
подготовке к обсуждению дела нужно убедиться, что все лица, в нем, извещены о
времени и месте его рассмотрения. Вызов ГО к административной ответственности
решается особо. По совокупному правилу дело разрешается в его присутствии. В
недоступность нарушителя рассмотрение дела вполне вероятно только в случаях,
когда есть сведения о том, правонарушитель вовремя извещен о времени и месте
рассмотрения.
Дела
об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченным на то
органом в 15-дневный срок ( ст. 29.6 КоАП РФ). В то же время законодатель
установил 4 вида сокращенных сроков для рассмотрения дел об отдельных
категориях административных правонарушений: в течение суток (например, мелкое
хулиганство); в течение 3-х суток (например, продажа товаров без документов); в
течение 5 суток (например, мелкое хищение государственного или общественного
имущества); в течение 7 суток (например, нарушение правил торговли).
Следует
отметить, собственно, что обозначенные сроки исчисляются со дня получения
органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном
правонарушении и иных материалов дела.
Порядок
рассмотрения дела. Рассмотрение дела наступает с объявления состава коллегиального
органа или же представления должностного лица, рассматривающего данное дело.
Вслед
за тем оглашается, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к
административной ответственности, всем участникам производства разъясняются их
права и прямые обязанности. Впоследствии сего объявляется протокол об
административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в
рассмотрении дела, изучаются доказательства и разрешаются ходатайства. Их может
заявлять лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший,
законные представители, адвокат, эксперт.
Законодательство
не уточняет очередности заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении дела, впрочем,
как правило, заслушивание наступает с допроса лица, привлекаемого к административной
ответственности, И лишь только вслед за этим следует переходить к вопросам,
уточняющим сказанное, или же к сведениям, содержащимся в протоколе или же иных
материалах дела. После этого выслушиваются другие участники дела.
В
соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ прокурор, осуществляя надзор за исполнением
законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе
участвовать в производстве.
В
таких случаях в процессе рассмотрения дела заслушивается заключение прокурора
(по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела).
Рассмотрение
дела – это оценка всех данных о правонарушении и правонарушителе. На основании
совокупности доказательств нужно узнать, был ли осуществлен проступок. Виновно
ли данное лицо, есть ли обстоятельства, действующие на уровень и характер его
ответственности.
В
том случае, если рассмотрение дела исполняется коллегиальным органом,
предусмотрено обязательное ведение протокола. При рассмотрении дела
уполномоченным должностным лицом протокол не проводиться.
В
протоколе заседания коллегиального органа укрепляется целый ход рассмотрения
дела о правонарушении (дата и место заседания; наименование и состав органа,
рассматривающего дело; содержание рассматриваемого дела; объяснения лиц,
участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства; документы и вещественные подтверждения,
исследованные при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого
постановления и разъяснение порядка сроков его обжалования).
Рассмотрение
дела завершается вынесением одного из следующих постановлений (ст. 29.9 КоАП
РФ): о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством.
Постановление
должно содержать (ст. 29.10 КоАП РФ): наименование органа (должностного лица),
вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается
дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на
нормативный акт, предусматривающий обязанность за данное административное
правонарушение; принятое по делу заключения.
В
постановлении наряду с наложением административного взыскания имеет возможность
быть решен вопрос о возмещении виновным имущественного вреда. Законодательством
установлен 15-дневный срок возмещения имущественного вреда со дня вручения
виновному постановления по делу, а в случае обжалования или опротестования
постановления – не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении претензии
или протеста без удовлетворения.
Наряду
с этим в постановлении указывается решение о судьбе изъятых вещей и документов
(передаются владельцу, конфискуются, изымаются для последующей реализации в
установленном порядке и т.д.).
В
ряде случаев компетентный орган (должностное лицо) имеет возможность вынести
заключение о прекращении дела производством: при объявлении устного замечания;
при передаче материалов на обсуждение товарищеского суда, общественной
организации или же трудового коллектива; при передаче материалов прокурору,
органу подготовительного следствия или же дознания; при наличии событий,
исключающих создание по делам об административных правонарушениях.
При
малозначительности проступка нарушителю может; быть сделано устное замечание,
которое следует отличать от предупреждения, являющегося мерой административного
взыскания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы.
От
преступления административное правонарушение выделяется наименьшей степенью
общественной опасности. Административная обязанность начинается за
правонарушения лишь только в том случае, в случае если они по собственному
характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Административное
правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью,
противоправностью, виновностью и наказуемостью.
Административное
правонарушение содержит в себе следующие составляющие:
u объект;
u объективная
сторона;
u субъект;
u субъективная
сторона.
Объектом
административного правонарушения считаются общественные отношения, за
посягательство на которые установлена административная ответственность.
Объективная
сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный
акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии.
Субъектом
административного правонарушения может выступать физическое лицо, должностное
лицо или юридическое лицо.
Административные
правонарушения, посягающие на порядок управления, предусмотрены в главе 19
Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административными
правонарушениями, посягающими на порядок управления, следует признавать
противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения,
складывающиеся при осуществлении порядка управления.
Общим
объектом административных правонарушений, объединенных в главу 19 КоАП РФ,
являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.
Органы
государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в
установленном нормативными актами порядке. Нарушение данного порядка приводит к
нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном
итоге негативно влияет на авторитет государственной власти.
Управление
в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком
управления понимается определенная последовательность регулирования
государственными органами социальной жизни в обществе.
С
объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой
группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному
распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов
уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению
должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный
орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка
передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах
временного содержания.
Составы
административных правонарушений, посягающих на установленный порядок
управления, являются по своему выражению формальными, т.е. для привлечения к
административной ответственности достаточно установление факта совершения
противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных
последствий.
С
субъективной стороны административные правонарушения данной группы совершаются,
как правило, умышленно.
Субъектами
административных правонарушений против порядка управления являются физические,
должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных
правонарушений в этой сфере возможно только специальным субъектом.
Россия
не пошла по стандарту некоторых зарубежных стран и не стала вводить уголовную
ответственность юридических лиц. В то же время введены такие наказания, которые
полностью соразмерны тем наказаниям, которые применяются к юридическим лицам в
государствах, где юридические лица могут совершать уголовные преступления.
Иными словами, это существенные штрафы, которые могут применяться
непосредственно к предприятиям, учреждениям, организациям различных форм
собственности, создавая для них соответствующие проблемы в случае выявления
признаков коррупционного административного правонарушения. Безусловно, это
позитивный для Российской Федерации опыт, который будет способствовать
противодействию коррупции, так как пределы и масштабы этого деструктивного
явления остаются в нашей стране поистине угрожающими.
Список
использованной литературы.
Нормативные
акты
1.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесёнными
Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20; 10 февраля 1996 г. № 173; 9
июня 2001 г. № 679; 25 июля 2003 г. № 841) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.;
Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст.
676; 2001. - № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051.
2.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ (ред. от 16.03.2006)//СЗ РФ.- 2002.- N 1 (ч. 1). - ст. 1.
3.
Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №
174-ФЗ, с изм. от 15 апреля 1998 г. // СЗ РФ. -1995. - № 48.- ст. 4556.
4.
Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ
// СЗ РФ. -2002. - № 2.- ст. 133.
Электронные ресурсы:
1)
#"#">http://www.consultant.ru
3) http//www.jur-words.ru.
4) http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki
Юридическая литература
1.Административное
право России: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России,
2011. - 719 с.
2. Административное
право: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. –
М.: НОРМА, 2007. – С. 512.
3. Барциц И.Н.
Приоритетные направления совершенствования административных процедур / И.Н.
Барциц // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 5 - 11.
4. Бахрах Д.Н.
Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. - 3-е изд., исправ. и
доп. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с.
5. Бельский К.С.
Полицейское право: учебник / К.С. Бельский. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 816 с.
6. Головко В.В. Понятие
и назначение юрисдикции по российскому праву / В.В. Головко // Государство и
право. - 2007. - № 3. - С. 20 - 25.
7. Леженин А.В.
Административная юрисдикция органов внутренних дел: курс лекций / А.В. Леженин.
– Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. – 117 с.
8. Общее
административное право: учебник / под общ. ред. проф. Ю.Н. Старилова. - Воронеж:
ВГУ, 2007. – 976 с.
9. Панова И.В.
Административно-процессуальное право России / И.В. Панова. - 2-е изд.,
пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 336 с.
10. Агеев А.А. «О месте
законодательства об административных правонарушениях в российской правовой
системе / А.А. Агеев // Административное право и процесс. – 2011. № 2.
11. Л.Л. Попов.
«Административное право»: учебник / Московская государственная юридическая
академия; Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. - М.: НОРМА, 2008. - 334 с.
12. П.П. Серков. «
Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний»
Научно-практическое пособие / П.П. Серков. - М.: Норма, 2010. - 23 с.