Путешествие по Москве-реке
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ-РЕКЕ
В повседневной городской суете мы подчас забываем, что наш город стоит на большой красивой реке, а ведь
эта река в свое время даже дала ему имя. Но не только имя. Река дала и жизнь городу. Как известно, Москва находится на
древнем речном торговом пути, которым жители Киевской Руси добирались до Владимиро-Суздальской земли. Река, общая длина которой составляет более пятисот
километров, берет начало на Смоленской земле, а затем, сильно петляя, устремляется на восток и далее несет свои воды на юг, к Оке. Неподалеку от
самой северной излучины реки (это современный район Митино) и возникли первые цивилизованные поселения на территории современной Москвы. Уже в
XXв., без малого семьдесят лет тому назад началось строительство канала Москва-Волга, благодаря которому наш
город стал символически называться портом пяти морей. В Москве было построено несколько портовых
терминалов: пассажирские - Северный и Южный речной вокзалы и грузовые - Северный и Западный.
Когда-то река даже в городской черте имела совершенно сельский вид, омывая своими водами простые
грунтовые берега. Но в 1930-1940-хгг. первым Генеральным планом развития и реконструкции Москвы было предусмотрено превратить набережные
города в его «парадный фасад», наряду с главными городскими магистралями. И тогда Москву-реку одели в гранит, появились новые мосты, причалы,
парапеты, каменные ступенчатые спуски. Строгим нарядным видом Москва-река стала даже несколько напоминать Петербург. О
гидротехнических сооружениях реки можно написать отдельную статью, но мы уделим им лишь часть нашего внимания, а главное, что привлекает отправляющихся в
речное путешествие по Москве-реке, это замечательные виды, одновременно радующие глаз и позволяющие познакомиться с архитектурой и историей города.
Начнем путешествие от Большого Устьинского моста, построенного в 1930-хгодах возле устья реки
Яузы. По московской традиции «большими» назывались мосты через Москву-реку в центре города, а «малыми» - соответствующие им мосты через построенный в
XVIIIвеке Водоотводный канал. По Москве-реке в городе и пригородах проложено несколько прогулочных теплоходных маршрутов. Наш курс лежит к причалу
возле Бородинского моста у Киевского вокзала, а затем обратно. При этом будем знакомиться с правой стороной реки, а левую посмотрим на обратном пути.
Первым нас встречает массивное здание бывшего Воспитательного дома, построенного в XVIII веке, в екатерининскую эпоху, по проекту архитектора
Карла Бланка. Императрица сама курировала создание этого огромного благотворительного учреждения, управлявшегося специальным Опекунским советом
(здание его до сих пор сохранилось неподалеку, на Солянке), а существовавшего на пожертвования частных благотворителей. Питомцами Воспитательного дома были
сироты и подкидыши, которые здесь жили, воспитывались и обучались. При Доме было открыто Демидовское коммерческое училище, театральные классы, «французские
классы». Среди преподавателей училища немало знаменитых имен. Это историки Иван Забелин, Василий Ключевский,
известный поэт Аполлон Григорьев. Ныне в здании Военная академия имени Петра Великого.
Проплываем небольшую уютную церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены.
Когда-то с этого места открывалась замечательная панорама Кремля, привлекавшая внимание многих авторов
гравюр и живописных пейзажей. Но в 60-егг. прошлого столетия вид на Кремль был закрыт гигантским зданием гостиницы «Россия», в действительности
ставшей объектом едва ли не самой массовой критики, но воспевавшейся советской архитектурной пропагандой как выдающееся сооружение, вместившее в себя 5300
гостиничных мест. В свое время она была крупнейшей в Европе, что почему-то очень нравилось авторам путеводителей той эпохи. Впрочем, этот вариант
застройки древнего Зарядья оказался довольно скромным на фоне первоначальной идеи сталинского времени – поставить здесь восьмую московскую высотку.
Давайте теперь обратим взор вперед, где появился Большой Москворецкий мост и хорошо
знакомые силуэты кремлевских башен. Мы в самом сердце Москвы. Кремль с реки как бы заключен меж двух мостов, Москворецким и Большим Каменным. В древности на
месте Москворецкого был наплавной деревянный мост, как, впрочем, и все остальные мосты города. Его строили соединяя лежащие на воде бревна. Во время
ледохода и весеннего паводка такой мост разрушался стихией и бревна уплывали вниз по течению, где часть из них вылавливали жители подмосковных сел, а
москвичи строили новый мост. В XIXв. здесь уже был капитальный мост, замененный на нынешний в 1937г., когда при сооружении канала Москва–Волга
были построены почти все мосты центральной части Москвы.
В воды реки смотрится главная достопримечательность Москвы – Кремль.
В 1938 году соорудили и современный Большой Каменный мост, что возле устья реки Неглинной. Но почему же «каменный», ведь хорошо видны
металлические и бетонные конструкции. Дело в том, что на месте нынешнего (в действительности чуть выше по течению) в XVIIв. был возведен первый московский постоянный (не наплавной) мост из
камня. Он был арочный и по виду немного напоминал сохранившийся доныне Лефортовский мост на Яузе. Мост был гордостью москвичей, на нем стояли лавки и
кипела торговля.
Сразу за Большим Каменным мостом в середине прошлого века воздвигли самый большой храм Москвы – храм
Христа Спасителя. На старинной фотооткрытке рядом с храмом видны также церковь Похвалы Пресвятой Богородицы и памятник императору Александру III. Все это было
разрушено в 1930-егг. для строительства гигантского Дворца Советов, который так и не построили (напоминанием о его невостребованном фундаменте
долгое время являлся открытый бассейн «Москва»), а к 2000-летию христианства усилиями современных россиян храм Христа Спасителя был воссоздан заново.
На Пречистенской набережной мы проплываем два интересных памятника архитектуры и истории. Сказочные
растения и животные, древний славянский колорит наполняют декор доходного дома З.Перцовой, построенного в начале XXв. по проекту художников
Н.Жукова и С.Малютина.
Следом бывший дом коллекционера Ивана Цветкова. Этот человек, создавший собственную картинную
галерею и получивший звание действительного члена Петербургской Академии Художеств, был известен всем буквально
любителям искусства в начале того столетия. После его смерти в 1917г. собрание картин (более 1600 единиц) было национализировано. Ныне их можно
увидеть в Третьяковской галерее. Дом для галереи Цветкова на Пречистенской набережной построили по проекту известного художника Виктора Михайловича
Васнецова. Кстати, позднее дом стал еще и памятником военной истории. В годы Великой Отечественной здесь располагался штаб эскадрильи «Нормандия-Неман», о
чем напоминает мемориальная доска. Ныне дом принадлежит посольству Франции.
Статья А.СВЯТОСЛАВСКОГО " ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ-РЕКЕ"