Социология семьи
Содержание
Введение. 3
Глава 1.
Теоретическое обоснование проблем семьи глазами социологов. 3
1.1. Социологический
аспект исследования семьи как социального института и группы 3
1.2. Особенности
функционирования семьи в современном обществе. 3
Глава 2. Современный подход к исследованию социальных функций и ролей в
семье как социальном институте и социальной группе. 3
2.1 Социальные функции современной семьи как социального института и
социальной группы.. 3
2.2. Социальные роли и ролевые ожидания в современной семье как
социальном институте и социальной группе. 3
Заключение. 3
Список используемой литературы.. 3
В рамках
современной социологии вопросы исследования семьи и происходящих в ней
изменений являются актуальными и перспективными направлениями, что обусловлено
проявлением кризисных явлений в функционировании современных семей, что
приводит к отражению данной проблематики на всех сферах и функциях
жизнедеятельности. При этом под кризисом понимается неспособность института
семьи выполнять свои основные функции, в которыми она успешно справлялась ранее.
Но это позволяет судить не об упадке, а скорее от трансформационных процессов,
обусловлена и которые характерны для образа семейной жизни, требующие
серьезного осмысления, как на теоретическом, таки и на эмпирическом уровнях.
Помимо
прочего, актуальность темы исследования института семьи обусловлена и
изменениями в российском обществе, что непосредственно затронуло и традиционные
устои. Конечно, нельзя говорить об усугублении института семьи в целом, а
излишняя драматичность в данном вопросе не создает предпосылок для объективного
анализа, поэтому важно акцентировать внимание на выявлении и изучении
потенциальных возможностей по адаптации семьи в условиях изменений и
трансформации внешней среды, при сохранности внутренних устоев.
Специфика
семьи как социального института рассматривалась в трудах таких исследователей
как Э.Берджесса, Дж. Мэдока, А.Г. Харчевена, М. Вебера, Ф. Энгельса, Б. Рассела
и пр.
Семью как
социально-психологическую группу изучали такие исследователи как У. Джеймс,
Ф.Знанецкий, Ч. Кули, У. Томас и пр.
Объектом
исследования курсовой работы выступают социальные роли и социальные статусы на
современном этапе развития российского общества.
Предмет
исследования – стабилизация семьи и семейных ценностей в процессе ее
трансформации.
Целью
исследования курсовой работы являются изучение факторов стабилизации и
устойчивого развития современной семьи в условиях ее трансформации в российском
обществе.
На
основании поставленной цели в работе были решены ряд задач:
- раскрытиесоциологического
аспекта исследования семьи как социального института и группы;
- выявлены
особенности функционирования семей в современном обществе;
- выявление
социализации личности, ее социального статуса и социальной роли;
-
рассмотрение социальных функций современной семьи как социального института;
- выявление
социальных ролей и ролевого ожидания в современной семье как социальном
институте и социальной группе.
Методология
исследования в работе построена на основании таких инструментов как сбор
информации, теоретический анализ, отбор и пр.
В рамках
написания работы использовались актуальные источники, посвященные теме
исследования: статьи и монографии, научные публикации и мнения социологов,
материалы конференций и открытых дискуссий.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых
источников.
Общество
формируется на основании системы социальных институтов и представляет собой
сложную совокупность экономических, политических, правовых и духовных
отношений, которые позволяют обеспечивать дееспособность социальной системы.
Социальный
институт с позиции социологии рассматривается в более узком смысле как
организованная система социальных связей и ном, признанная удовлетворить
основные потребности общества, социальных групп и личности[1].
Если рассматривать социальный институт в широком смысле, то можно отметить его
как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной
деятельности людей.
Основной
целевой ориентир социальных институтов заключается в достижении стабильности в
ходе развития общества. В соответствии с этой целью можно выделить следующие
функции институтов[2]:
-
удовлетворение потребностей общества;
- регуляция
социальных процессов, в ходе которых, как правило такие потребности и
удовлетворяются.
Можно
выделить следующие типы социальных институтов (табл. 1).
Таблица 1 –
Типы социальных институтов[3]
Тип
|
Примеры
|
Потребности
|
Экономические
|
Производство
Рынок
Собственность
Банки
|
1.
Создание материальных благ
2.
Добывание средств к существованию
|
Политические
|
Государство
Гражданское общество
Институт власти
|
1.
Потребность в безопасности
2.
Поддержание социального порядка
|
Институт семьи
|
Семья
Брак
Воспитание
|
1.
Продолжение рода
2.
Социализация
|
Культурные
|
Наука
Образование
Религия
|
1.
Передача опыта
2.
Духовные потребности
|
Институциональный
анализ позволяет выявить роли и место различных социальных институтов в
совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие
выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системе в общем, а
также формирует взаимосвязи, которые существуют между социальными институтами.
Семья
занимает ключевое значение среди иных социальных институтов. Определено это
положение тремя основными функциями, которые выполняются ею[4]:
-
единственная социальная система, которая увеличивается и разрастается не только
благодаря появлению новых членов извне, но и в результате рождения детей.
-
реализуется репродуктивная функция, что и способствует поддержке непрерывности
общества.
- передача
культурного наследия другим поколениям и поддержка существования своих членов,
что позволяет поддерживать структуру общества.
Выполнение
этих функций определяют историческую миссию семьи как социального института.
Семья хотя
и относится к социальному институту, то есть имеет общественную
обусловленность, но тем не менее ей присуща относительная самостоятельность
из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в рамках
специфики автономии. Ее относительная обособленность поддерживается из
поколения в поколение, вне зависимости от социальных перемен.
Несмотря на
то, что семья обладает относительной самостоятельностью, но рамках системы
общества она размещена в социально-экономических отношениях и взаимодействует,
функционирует, обновляется, изменяется в зависимости от эпохи, то и делает ее
социальным институтом.
Семья как
объект социологического анализа носит объективно-системный характер, поэтому
при ее исследовании, как правило, применяется системный подход, то есть
выявляются основные элементы системы, их внутренние и внешние связи, цели
функционирования системы, генезис и развитие.
Семья как
социальный институт возникла с формированием общества, а сам процесс ее
формирования и функционирования обусловлен ценностно-нормативными регуляторами[5].
Эти ценности, формы, нормы и санкции представляют собой принятую в обществе и
закрепленную исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной
что определено упорядоченными и санкционными правами на совместную жизни и
половые отношения, установление супружеских, родительских и иных прав и
обязанностей.
На первых
этапах развития обществе отношения между мужчиной и женщиной регулировались на
основании племенных и родовых обычаев, которые несли в себе синкретические
нормы и образцы поведения, поддерживаемые религиозными и нравственными
представлениями.
С
возникновением государственности регулирование семейной жизни приобрело
правовой характер, а регистрация брачных отношений возлагало определенные права
не только на семью, но и на государство, которое данный союз санкционировало. Отныне,
контроль и санкции находились не только в рамках общественного мнения, но и
осуществлялось государственными органами.
Семья
относится к подсистеме общества, но играет первостепенную роль в обеспечении
его жизнедеятельности, потому как участвует в количественном (воспроизводство)
и качественном (социализация) его формировании[6]. Являясь малой социальной группой,
семья входит в общую структуру общества и испытывает на себе воздействие со
стороны государства, общества, экономики, культуры. Социальные ориентиры, устои
и морали, нормы и правила, которые определены в обществе также формируются под
воздействием семьи как социального института. Несмотря на то, что семье
характерны определенные функции, которые носят, как правило, условный характер,
нужно отметить ее целостность и форму.
Человек
становится личность благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с
другими людьми развивает в себе возможности и потенциал, заложенный в нем
природой. Личность как категория, является социально-исторической единицей,
которая позволяет охарактеризовать индивида с позиции отнесения к определенному
историческому обществу, обладающую необходимым набором социальных качеств,
необходимых ему для жизни в обществе[7].
В рамках
приобщения индивиду к взаимодействию с обществом, с другими личностями,
социальными группами – происходит процесс социализации, а иными словами,
осуществляется превращение родившегося человеческого биологического организма,
запрограммированного на усвоение человеческой культуры, его развитие в
полноценную человеческую личность.
Социализация
протекает как процесс, направленный на диалектическое взаимодействие индивида с
социальной средой. Именно данный процесс приводит к реализации в человеке
заложенных природных психобиологических задатков. С помощью образования
воспитания общество воздействует на каждую личность и создает условия для
саморазвития.
Процесс
социализации можно разделить на несколько этапов: дотрудовой, трудовой и
послетрудовой, которые связан с выходом на пенсию.
Огромное
значение для социализации личности имеют воспитание, обучение и самообразование[8].
Поэтому никакие внешние условия, не могут сами по себе реализовать способности
отдельного человека, какими бы благоприятными они не были, если в человеке нет
личного стремления, воли, внутренней раскованности и свободы. Весьма
отрицательно сказывается на духовном состоянии и свободе человека давление на
его сознание, в частности религиозной или обывательской направленности,
стереотипы, шаблоны, суеверия, предрассудки, нежелание самостоятельно принимать
решения и брать на себя ответственность, перекладывание отвественности и
результатов за действие (или бездействие) на других и пр. Все это приводит к
ограничению личности, свободы выбора, творческой и духовной активности, свободы
человека.
Индивидуальность
в осуществлении выбора каждой личности осуществляется на основании диапазона
его освоенных достижений человечества, что формирует кругозор[9].
Именно его особенности и определяют у личности особенности духовного мира, мира
личности, круга его знаний и интересов, запросов и стремлений – чем он шире,
тем выше уровень развития культурного развития личности.
Будучи
членом общества человек, вступает во взаимосвязь с другими людьми. Место,
которое ему присущи в рамках данных отношений и определяют его социальную роль
– образ поведения, который ожидается от человека в силу его положения в
обществе[10].
Ожидания,
которые должны удовлетворять поведение исполнителя роли, как правило,
закреплены законодательными нормами и правилами, обычаями, традициями,
образцами поведения. Социальные роли имеют не сформированный макет, по которому
человек живет и развивается, а обусловлен множеством факторов, происходящих в
обществе.
В жизни
каждый человек может играть различные социальные роли: детей, родителей,
начальников и подчиненных, студентов и преподавателей, покупателей и продавцов,
что не мешает ему быть одновременно исполнителем нескольких ролей.
Ролевое
поведение человека обусловлено несколькими условиями[11]:
-
содержанием роли, то есть ролевым ожиданием;
- глубины
усвоения содержания;
- уровня
исполнения роли.
При
формировании у личности определенных социальных ролей и возникновении ситуации,
когда происходит приспособление человека в рамках давления на него большинства,
что приводит к конформизму, процессу, который основан на принятии
господствующего доминирующего мнения[12]. В части приспособления конформизм
служит механизмов для избежание конфликта или его разрешения в пользу группы,
потому как часто наблюдается зависимость личности от других, что и приводит к
необходимости искать подлинное или мнимое согласие, подстраивать свое поведение
под чужие эталоны и ценности.
Разнообразные
конфликты требуют от личности решения и самостоятельных, ответственных шагов в
их преодолении. Личность не может быть автоматом, который выполняет предписания
общества в зависимости от зафиксированных в нем функций как стереотип «так надо».
Формирование
личности происходит при пересечении ее духовной составляющей и внешних
требований в рамках выполняемых социальных ролей. Усвоение определенного набора
социальных ролей значительно может повлиять на духовный облик личности[13].
Как правило, на поведение личности в обществе оказывает воздействие его
профессиональная деятельности. В частности, сотрудники полиции в обыденной
жизни сохраняют назидательную манеру общения, склонность к поучениям,
наставничеству, негибкость и прямолинейность мышления, которое направленно на
упрощение сложных вещей. Помимо прочего, сами ценности личности, особенности
его психологического уклада и духовного мира оказывают влияние на кругозор, на
выбор профессиональных и социальных ролей.
Духовный
мир личности в целом оказывает воздействие на отношение к выполняемым ею
социальным ролям и степень вовлеченности в них. С некоторыми своими ролями
личность «срастается», становится с ними одним целым, а с другими держать
дистанцию, сохраняя автономию и независимость.
Социальная
роль непосредственно связана со социальным статусом личности, который
определяет общее положение личности в обществе, связанное с определенной
совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус относится к показателю
интегральному, отражающему общественное положение личности, социальной группы,
включающий в себя профессию, квалификацию, занимаемую должность и характер
выполняемой работы, материальное положение и политические взгляды, деловые
связи и возраст, семейное положение и пр[14].
Социальный
статус может быть предписанным, то есть полученным личностью в условиях,
которые от него не зависят (как правило с рождения), достигнутый, то есть
приобретенный в процессе социализации собственными усилиями. Может быть
характерен для индивида и смешанный социальный статус, который сочетает в себе
два выше указанных. Как правило, личность имеет несколько социальных статусов,
но один из низ будет для человека основным (например, должность на работе).
В процессе
всей жизни для человека характерны как смены статусного набора, так и отдельны
ролей. Это происходит в результате развития индивида, его потребностей и
интересов, то есть своего рода вызов социальной среде. В первом случае человек
активен, а в другом – реактивен, проявляя рефлекторную реакцию на воздействия
окружающей среды. Человеку присуще изменение, повышение и усложнение статусного
и ролевого набора.
В
современных условиях глобализации происходят различные трансформационные
процессы, которые характерны для всех сфер общества, в том числе и для
традиционной семьи и брака. Проблемы семьи формируются, как правило тогда,
когда не реализуются или слабо реализуются ее функции. Это подтверждается
социологическими, статистическими и публицистическими исследованиями и
публикациями.
В
результате перехода общества от традиционного к современному информационному
обществу произошло и изменение функций социального института семьи, что не
могло не отразиться и на обществе в целом, а также отдельном человеке, в
частности. Меняются как жизненные представления, так и система приоритетов, тип
рационализации и психический склад личности, доминирующий в обществе.
Тенденции,
которые сложились в обществе, связанные с ростом степени свободы, значимости
образования и самореализации привели к социально-культурным изменениям в
обществе. Произошло усиление социальной дифференциации, повышение социальной
напряженности, что и способствовало проявлению проблем и трудностей в семье.
Именно семья для личности выступает в качестве консолидированного центра, в
которой сосредоточены сферы по удовлетворению потребностей в общении и
эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому несмотря на то, что
сохраняются тенденции трансформационных процессов семьи важно сохранение
социальной и личностной значимости семейных ценностей.
Изменение
ценностных ориентиров в семье объясняется рядом причин[15]:
- влияние
общемировых тенденций, которые связаны с переходом от одного цивилизационного
мира к другому.
-
преобразование ценностных ориентиров семьи, что обусловлено глубокими и
качественными изменениями основных социальных институтов и общественной
организации в целом.
Поэтому
актуальность изучения изменений семейных ценностей в свете современного
общества важно, потому как сейчас родство отдаляется от социально-экономической
деятельности, уступая первенство экономическим и личностным потребностям каждой
личности.
Как считаю
социологи, семья со временем утрачивает характерные ей признаки и функции,
перестает быть кооперативно-трудовым объединением, так как происходит переход
от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию. Современная
женщина более эмансипирована, все активнее происходит ее вовлечение в
производственную и общественно-политическую жизнь, изменяется социальная роль и
статус, что неизбежно приводит к разрушению гендерных ролей в семье.
В
современном сертификационном обществе, где мобильность и статусность приобретают
важные роли, передача статуса семьи от родителей к детям сводится к минимуму. В
привилегированных семья передача статуса базируется только в большей части на
получении элитарного образования, либо подготовке детей к работе, которая
обеспечит им высокое положение. Традиционная патриархальная система ценностей,
в которой главенствующие позиции принадлежали таким понятиям как:
семейственность, ответственность, долг, доминирование и уважение авторитета
родителей и старших родственников. В ходе модернизации становится неустойчивой
и непрестижной, потому как на первое место выходят независимые личные
достижения каждого индивида. Все это приводит к нуклеоризации семьи и семейных
ценностей, сокращается рождаемость, отношения в семье строятся по принципу супружества,
роли и функции родительства отходят на второй план, становясь все более
незначимыми. Первостепенными становятся только личностные интересы индивида,
что переносится и на супружеские отношения и отношения к семье как социальному
институту в целом.
Важно
отметить, что в последнее время растет количество разводов по инициативе
супруга (что зачастую связано с бездетностью брака), что обусловлено
межличностными несовместимостями супругов.
Помимо
прочего наблюдается переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга
на основании межличностной избирательности, снижение важности традиций и
семейных ценностей, что также ведет к учащению разводов, а повторные браки
способствуют трансформации семьи[16].
Социологами
часто проводятся исследования для выявления количества счастливых и
несчастливых браков, и как показывают результаты, значительно увеличилось число
«несчастливых» браков, когда супруги живут вместе, привязанные друг к другу
какими-то обстоятельствами (дети, низкая заработная плата, психологические
проблемы и пр.)
На уровень
«счастья в браке» оказывает влияние также наличие или отсутствие общих детей,
проживание с родителями или отдельно, уровень достатка в семье, характер
сложившихся взаимоотношений.
Нужно
отметить, что и неполная семья (при отсутствии одного из родителей), также
негативно сказывается на характере взаимоотношений в семье. Процент счастливых
неполных семей, как показывают социологические исследования, ниже среднего
показателя и составляет менее 40%. При чем процент конфликтности в таких семья
весьма высок (почти 60%).
Нужно
отметить и смещение возрастных границ для вступления в брак с 18-20 лет к 25-28
годам и старше. При этом количество семей, стремящихся родить двух, и более
детей значительно сокращается. Дети для современной семьи — это «роскошь»,
которая требует времени, финансовых вложений, отдельного жилья и прочих благ.
Инструментальный тип родительства является не приоритетным, а также не
выступает как гарант моральной устойчивости, поэтому конфликты присутствуют в
молодых семьях практически к 35%. Все это приводит к тому, что рождение детей
уходит на второй план. Исторический феном многодетной семья постепенно себя
изживает: сокращается рождаемость, растет число разводов, на этом фоне
происходит увеличение и проявление девиантности среди подростков и пр.
Среди
типичных черт современной семьи можно назвать: демократизм в воспитании детей,
а также, огромное многообразие типов семейной жизни и поведения. Постепенное
утрачивание традиционных функций семьи способствует увеличению количества
неполных семей, отсутствие должного воспитания, и, в связи с этим, отклонения
(девиация разных форм) у детей[17].
Процесс
трансформации семья на основании современных условий развития общества коснулся
всех аспектов семейной жизни и отношений между супругами. Наблюдаются явные
проблемы и проявления кризисных факторов в функционировании семьи, которые
проявляются в процессах разрушения основ патриархальной семьи, смещении
ценностно-ориентированных и мотивационных структур, поведения. Все больше людей
предпочитают свободные отношения без вступления в официальный брак, наблюдается
тенденция альтернативного устройства семейной жизни. То есть можно
констатировать эволюционные формы брака и семьи, а также самого отношения к
брачным узам.
В социальной структуре общества существенное место принадлежит семье,
которая является не только самым древним социальным институтом, возникшим ранее
религии, армии, государства, образования, рыночных отношений, но определяющим
аспектом в формировании ценностных ориентиров, гарантий реализации социальных
потребностей.
Семья представляет собой особый институт, который регулирует межличностные
отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками, которые
находятся во взаимосвязи с общностью быта, взаимной моральной отвественности,
взаимопомощи и участия.
Первоначальную основу семейных отношений составлял брак, который
представлен как исторически меняющаяся социальная форма отношений между
мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочат или санкционирует
половые отношения, формирует супружеские, родительные и иные права и
обязанности.
В социологии семья рассматривается в качестве малой социальной группы и
как важный социальный институт. Говоря о семье как о малой социальной группе,
обычно формируют систему удовлетворения личных потребностей людей, а если
говорить как о институте, то обозначаются социально значимые потребности в
рамках общественных ценностей и норм.
Семья относится к одному из ключевых элементов социальной структуры
общества, как емкая подсистема, внутри которой формируются регулируемые
законодательно брачно-семейные отношения, а также которая функционирует исходя
из морально-нравственных норм и обычаев, традиций и правил.
Как было уже отмечено выше – основная функция семья – репродуктивная,
основанная на биологическом воспроизводстве населения на уровне общественной
значимости, обеспечивающая удовлетворение потребности в детях – на личном
уровне.
Основных функций семьи отражены ниже (табл. 2).
Таблица 2 – Функции семьи[18]
Сфера
семейной жизни
|
Общественные
функции
|
Индивидуальные
функции
|
Репродуктивная
|
Биологическое
воспроизводство общества
|
Удовлетворение
потребности в детях
|
Воспитательная
|
Социализация
молодого поколения
|
Удовлетворение
потребности в родительстве
|
Хозяйственно-бытовая
|
Поддержание
физического здоровья членов общества, уход за детьми
|
Получение
хозяйственно-бытовых услуг одними от других
|
Экономическая
|
Экономическая
поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
|
Получение
материальных средств одними членами семьи от других
|
Сфера
первичного контроля
|
Моральная
регламентация поведения членов семьи
|
Формирование
и поддержание морально-правовых представлений
|
Сфера
духовного общения
|
Развитие
личности членов семьи
|
По своим формам и типам семейные отношения значительно многообразны и
имеют различную структуру:
- нуклеарную (простую), которая состоит из родителей и находящихся у них
на иждивении детей;
- расширенную (сложную) – родители дети и другие родственники,
представители двух и более поколений.
Структура семьи имеет следующую основную систему (рис. 1).
Рисунок 1 – Основная структура семьи
Семья способствует формированию личности, а также самоутверждению
человека как внутри семьи, так и за ее пределами через стимулирование его
социальной, производственной и творческой активности, способности сохранять и
укреплять физическую и психологическую основу, раскрывать индивидуальный и
творческие способности. Но нужно признать, что это формируетсятолько в рамках
благополучных семей.
Каждая функция семьи играет определенную роль в построении ее
жизнедеятельности и имеет существенное значение как для общества, так и для
личности.
С позиции семейных ценностей и ценностных ориентиров наблюдаются такие
семьи как:
- в которых семейным ценностям отдается большее предпочтение, а не
личным или общественным;
- где личностные ценности и ориентиры имеют для супругов особенно
высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;
- присутствуют различные ценностные ориентиры, когда одному из супругов
характерны личностные, а второму семейные ценности;
- семья с «плавающими» ценностями, когда в различные периоды времени ценности
семьи варьируют – личностные, семейные и общественные становятся важными в
зависимости от этапа развития семьи и изменения взглядов супругов.
Отдельно хотелось бы отметить наличие родовых ценностей семьи, которые
Л.И. Савиновым были соотнесены следующим образом:
- родовые ценности формируются как сложный спектр взаимоотношений между
мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых выступает любовь;
- рождение детей как ценность, в ходе которой достигаются как не только
биологические инстинкты, но и важные духовные и социальные качества;
- различные ценностные ориентации, которые способствуют в многопластовой
сфере общения сформировать у членов семьи аспект человечности и
взаимопонимания. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери
и пр.
Не менее важным критерием в качестве родовой ценности можно назвать
возможность чувствовать определенную защищенность и стабильность, которые дает
семья своим членам.
Оценивая современные характерные потребности личности и соотнесение их с
жизнью семьи, можно отметить ряд ценностей, которые в наибольшей степени
проявляются в настоящих условиях:
- связанная с самоутверждением личности: социальная значимость семьи,
традиционная личность семьянина, признание каждого члена семьи своим ближайшим
окружением, приобретение определённого статуса в обществе;
- удовлетворение потребности в любви, поддержке и признании: признание
каждого члена семьи вне зависимости от наличия у него изъянов, достоинств и
недостатков, возможность чувствовать присутствие и участие семьи, любовь,
нужность и поддержку, проявление чувств по отношению к близким людям,
сексуально-интимные отношения супругов;
- возможность чувствовать определенную защищенность и стабильность:
длительность и укрепленность семейно-брачных отношений, постоянство контроля и
экономической помощи, психологическая составляющая взаимоотношений в семье,
получение эмоциональной разрядки;
- возможность получить удовлетворение прагматических потребностей:
совместная форма владения и распоряжения имуществом, рост доходной части
бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и пр.
Качественный анализ семейных ценностей позволяет подчеркнуть, что семья
основана на гуманистической сущности, в которой человек выступает высшей
ценностью, определяющий смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности и
ориентиры определяют направление гуманистических общечеловеческих идеалов
(добра, взаимопомощи, справедливости, милосердия и пр.).
На основании рассмотренного теоретического анализа можно отметить, что
основные функции семьи основаны на удовлетворении многообразных индивидуальных
потребностей личности и существенных потребностей общества.
Как общество может оказать воздействие на семью, сформировав
определенный ее тип, так и семья может оказать воздействие на общество в его
развитии и структуре. Именно семье принадлежит роль ускорителя
социально-экономического развития общества, в вопросах воспитания подрастающего
поколения, формировании счастливого и эффективного общества.
Понятие
семейной роли опирается в отечественной науке на представление о социальной
роли, которая представлена как социальная функция личности, соответствующая
принятым нормам и способам поведения людей в зависимости от их статуса,
позиции, занимаемой в обществе, в системе межличностных отношений.
Социальные
функции имеют два основных источника возникновения:
-
потребности общества;
-
потребности самой семейной организации.
Для семьи
тоже характерно изменение социальных ролей на каждом этапе развития и изменения
масштабов в процессе ее социальной деятельности. Но непосредственно все
изменения в обществе так или иначе отражаются на семье, а семья как социальный
институт представляет особый интерес для общества, которое заинтересовано а
механизме воспроизводства.
В семье
социальные функции могут определяться социальными ролями, что влечет за собой
распределение ролей в зависимости от ролевой структуры семьи, а также тем какие
обязанности характерны для каждого члена семьи и на каких принципах построены
семейные отношения.
При
описании ролевой структуры важный вопрос формируется исходя из распределения
ролей (рис. 2).
Рисунок
2 – Структура семьи
Выделение
ролей является основной проблемой при формировании ролевой структуры семьи,
поэтому большая часть исследований направлена на исследование
хозяйственно-бытовой и воспитательной функций. Это роли организатора быта,
хозяина/ хозяйки, воспитателя детей, роль материально обеспечивающего члена
семьи, роль кормильца и пр[19].
В обществе
изначально каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а
женщина – женой и матерью.
При
организации взаимоотношений между мужчиной и женщиной изначально строится
определенная экономическая структура семьи, которая основана на превосходстве
одного пола над другим: матриархат и патриархат. Но существует и два уровня
руководства и управления – со стороны жены и матери, со стороны муда и отца. То
есть можно говорить о принятии решений сообща. Это касается как вопросов
экономического характера, так и вопросов воспитания.
Современная
семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки,
потому как проблемы лежат в плоскости социально-психологических и социальных
аспектов изучения семьи. И распределение семейных ролей является одной из
актуальных тем.
Само по
себе распределение ролей имеет конкретику с позиции социологии, но в рамках
самого функционирования семьи они могу принимать различную окраску,
усложняться, меняться. Трансформация
ролевых отношений в семье является важнейшей стороной
современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм,
регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения,
ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.
Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого
взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого
поведения в семье.
Для анализа ролей семьи с позиции социально-психологического аспекта
можно отметить, что большое внимание уделяется неопределенности норм, которые
регулируют настоящие брачно-семейные отношения, в том числе и ролевые. Каждый
супруг выбирает ту или иную модель поведения и взаимодействия из массы
существующих.
Нужно отметить, что бытом многих семей правит психологическая безграмотность,
половое невежество, воспитательная безграмотность. Межличностные отношения в
браке постепенно формируют общие для обеих супругов психолого-социальные
установки, вкусы, взгляды и привязанности. Потребности супругов зачастую
разняться и их согласование зачастую требует усилий со стороны обоих членов.
Супружество по своей природе предполагает определенные требования и
ожидания каждого, а расхождения между ожиданиями и действительностью неизбежно
ведет к обострению отношений. С одной стороны это может привести к открытому
конфликту, а с другой к хладнокровному и достаточно безмолвному отторжению.
Поэтому рассматривая ролевые ожидания нужно отметить, что на разных
этапах развития семейное жизни они разняться. В формате развития семейных
отношений и на основании проведенных исследований нужно отметить, что ролевые
ожидания и притязания супругов могут различаться не только в зависимости стадии
семейных отношений, но и от семейных и личностных ценностей каждого из
супругов, их психолого-морального настроя и установок.
В обществе большое значение имеют социальные роли, статусы и функции
личности, которые определённым образом формируются и состыковываются, отражаясь
на поведении человека.
Общество и личность взаимодействуют на основании социального статуса и
социальной роли, при этом в личности происходят различные механизмы, которые
воздействуют на социальное образование.
Особое
(комплексное) содержание института семьи позволило нам рассматривать его
одновременно в двух самостоятельных значениях: как исторически конкретную
систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; как малую
социальную группу, члены которой связаны брачными, юридически оформленными или
родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью,
порождающие взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные
на создание семьи, рождение и воспитание детей, которая в свою очередь имеет
свой персональный социокультурный код, основанный именно на особенностях и
ментальности нации и народа.
Именно
особый характер и роль семьи в обществе и государстве, в настоящее время в
Российской Федерации обусловливает ее статус не только как объекта, но и как
равноправного субъекта (участника) общественных отношений, имеющего право
участвовать в реформировании, иметь возможность защитить свои права именно как
семьи, а не отдельного ее члена. Семья, таким образом, равноправный
самостоятельный субъект правоотношений и проводимой социальной политики
государства, в том числе и конституционных.
1.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред.
П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1993. – 608 с.
2.
Алексеев, М.А. Социализация и формирование
личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. - № 15. - С.
155-159.
3.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.:
Издательство МГУ, 2016. - С 45.
4.
Аристотель. Соч.т.4, М., 1983, с.237
5.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер.
с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2016. – 215 с.
6.
Волков. А Г. Семья - объект демографии. - М.:
Мысль. 2016. - С. 11-13.
7.
Дружинин В.Н. Психология семьи. - Спб.: Питер,
2016. - 176 с.
8.
Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и
качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник
Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.
9.
Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и
качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник
Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.
10.
Климов И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса. См.:
#"#_ftnref1" name="_ftn1"
title="">[1]Арон
Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. –
М.: «Прогресс», 1993. – 608 с.
[2]Маркович,
Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. —
Рн/Д: РГУ, 2015. — 272 c.
[3]Немировский
В.Г. Социология. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
[4]Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.:
Издательство МГУ, 2016. - С 45.
[5]Шеляг Т. В. Цели и ценности государственной
семейной политики // Государственная семейная политика. - М., 2016. - С. 14 - 22.
[6]Волков. А Г. Семья - объект демографии. - М.: Мысль. 2016. -
С. 11-13.
[7]Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А.
Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. - № 15. - С. 155-159.
[8]Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество
образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского
государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.
[9]Кубякин, Е.О. Особенности воздействия массовой культуры на
социализацию российской молодежи / Е.О. Кубякин // Общество: философия,
история, культура. 2015. - № 1-2.- С. 24-27.
[10]Москвин, В.А. Главные задачи на этапах процесса социализации
личности / В.А. Москвин // Инвестиции в России. 2016. - № 1 (180). - С. 29-34.
[11]Серебрякова, Н.В. Современные подходы к социализации личности
/ Н.В. Серебрякова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016.
- № 2-7. - С. 128-129.
[12]Щеглов, И.А. Социализация личности как теоретическая проблема
/ И.А. Щеглов // Теория и практика общественного развития. 2014. - № 1. - С.
36-39.
[13]Устиненков, А.В. Основные этапы моральной
социализации личности / А.В. Устиненков // Позиция. Философские проблемы науки
и техники. 2014. - № 8 (8). - С. 156-161.
[15]Кочисов, В.К. Семья как условие социализации
личности / В.К. Кочисов, О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. - № 2 (21).
- С. 83-86.
[16]Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер.
с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2016. – 215 с.
[17]Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и
качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник
Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.
[18]Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура
семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций - М.:
Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. - С. 132-133.
[19]Дружинин
В.Н. Психология семьи. - Спб.: Питер, 2016. - 176 с.