Бюджетные инвестиции: законодательное регулирование и практические проблемы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Инвестиции
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2018-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетные инвестиции: законодательное регулирование и практические проблемы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Кафедра государственных и муниципальных финансов


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

Вариант №  18.  Тема: Бюджетные инвестиции: законодательное регулирование и практические проблемы

Задание № 13 (Практическое задание)



Выполнил:         

(Фамилия И.О.)

студент      курса         срок обучения

направление      

профиль    

Группа      

Номер зачетной книжки  

Дата сдачи:          

Вариант № 18

Тема: Бюджетные инвестиции: законодательное регулирование и практические проблемы               

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы бюджетного инвестирования. 2

2. Правовая база бюджетного инвестирования. 6

3. Проблемы реализации бюджетных инвестиций. 7

Заключение. 9

Практическое задание. 11

Список использованных источников. 15













1. Основы бюджетного инвестирования


Наряду с государственным долгом существуют государственные долговые требования или государственный кредит.

Внутренние государственные долговые требования РФ - это инвестиции Правительства в собственную экономику. Такие инвестиции порождают финансовые обязательства субъектов внутреннего рынка или создают объекты государственной собственности.

Внешние государственные долговые требования РФ - это инвестиции Правительства в экономики других государств или государственные гарантии иностранным государствам. Такие инвестиции порождают финансовые обязательства иностранных государств или иностранных юридических лиц перед РФ (в объеме и на условиях, предусмотренных межгосударственными  соглашениями).

Внешние и внутренние государственные долговые требования РФ прямо или опосредовано (строительство инфраструктурных объектов увеличивают налоговые поступления в бюджет) формируют доход государственного бюджета.

Внешний государственный долг РФ – это иностранные инвестиции в российскую экономику. Внешний государственный долг является неотъемлемым элементом государственного бюджета любого государства в условиях рыночной экономики.

Бюджетный кодекс  РФ под внешним государственным долгом рассматривает  долговые обязательства Правительства РФ перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными лицами и иными субъектами международного права. Государственный долг возникает в результате заимствований государственных институтов (федеральная, региональная и муниципальные власти), а также в результате финансовых государственных гарантий[1].

В научной литературе имеют место различные толкования госдолга.

Государственным долгом называют систему финансовых отношений по перераспределению части национального дохода с целью мобилизации дополнительных денежных средств для государственных нужд[2].

Запольский С.В. дает более расширенный вариант толкования государственного долга. Под государственным долгом он рассматривает социальный, экономический и правовой аспекты[3].

В социальном аспекте государственный долг - это совокупность общественных отношений, в которых государственные исполнительные институты (федеральные, региональные, местные органы исполнительной власти) выступают или в качестве заемщиков, или в качестве гарантов перед третьими лицами.

В экономическом аспекте государственный долг - это задолженность государственных институтов перед контрагентами, выраженная в денежной единице.

В правовом аспекте государственный долг - это юридически оформленное обязательство государственного института,  которое подлежит погашению на условиях договора.

В отличие от предыдущих авторов, толкование Запольского С.В. отчасти расширяет понятие госдолга.

Бюджетный кодекс РФ определяет госдолг как форму публично-правовых отношений субъекта, поэтому он является автономным объектом управления, на основании принципов самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) и факторе ответственности по долговым обязательствам (ст. 102 БК РФ).

Структура внутреннего государственного долга представлена элементами:

  - кредиты в национальной валюте, привлеченные от имени РФ, как в юрисдикции РФ, так и за рубежом;

  - государственные ценные бумаги, выпущенным в национальной валюте от имени РФ;

  - бюджетные рублевые кредиты;

  - государственные гарантии РФ в национальной валюте;

  - иные долговые обязательства, выраженные в национальной валюте и относимые к государственному долгу.

Структура внешнего государственного долга определена ст. 98 Бюджетного кодекса. Согласно БК РФ, долговые обязательства государства реализуются в следующих формах:

  - кредиты в иностранной валюте, привлеченные от имени РФ, как в юрисдикции РФ, так и за рубежом;

  - государственные ценные бумаги, выпущенным в иностранной валюте от имени РФ;

  - бюджетные иностранные кредиты, привлеченные в российской юрисдикции;

  - государственные гарантии РФ в иностранной валюте;

  - иные долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте и относимые к государственному долгу.

В российской практике имеет место деление госдолга по валютному критерию. Государственные заимствования делятся на внутренние, полученные внутри страны в национальной валюте, и на внешние, полученные в иностранной валюте.

Следует учитывать, что в иностранной валюте также могут учитываться и внутренние государственные обязательства. Согласно  п. 5 ст. 98 БК РФ в состав внутреннего долга включается часть государственного долга: обязательства по государственным ценным бумагам, выраженные в иностранной валюте; обязательства по кредитам, выраженные в иностранной валюте; обязательства по государственным гарантиям, выраженные в иностранной валюте.

Международная бюджетная практика делит госдолг по критерию резидентства, когда внешние и внутренние долговые обязательства отражаются в валюте возникших обязательств.  Классификация госдолга с учетом критериев резидентства позволяет учитывать риски изменений валютных курсов.

Из содержания ст. 98 БК РФ вытекает, что госдолг состоит из секъюритизированных обязательств (обязательства по ценным бумагам) и из несекъюритизированных обязательств (кредитные договоры, государственные займы, госгарантии).

Государственный долг и государственные долговые требования создают инвестиционную базу (средства в бюджете) и условия для бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции, в свою очередь, способствуют реализации функций государства. Интерес к проблеме правового определения понятия бюджетных инвестиций, их форм и видов объясняется значительной степенью влияния инвестиционных процессов на темпы развития государственной экономики. 

Эффективное управление государственным долгом и государственными долговыми требованиями оказывает непосредственное влияние на объем, состав и структуру бюджетных инвестиций.


2. Правовая база бюджетного инвестирования


Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет следующие функции государства в развитии экономики: бюджетные инвестиции; субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям; бюджетные инвестиции иным юридическим лицам.

С 2005 г. в России действует  Инвестиционный фонд, как институт государственного инвестирования с привлечением частного капитала на условиях ГЧП[4] (государственно-частного партнерства).

Объектом венчурного инвестирования всегда является инновация. Инновация, как наукоемкий продукт, имеет большую степень финансовой отдачи.  Субъектом  венчурного инвестирования всегда является государство, как самый заинтересованный заказчик и как самый богатый инвестор[5].

В условиях рыночной экономики неотъемлемой функцией государства выступает инвестиционная деятельность. В первую очередь государство выступает внешним регулятором и непосредственным организатором инновационного развития экономики и регулятором/организатором инвестиционного процесса. Вторая роль государства – непосредственное участие в инвестиционной деятельности. По сути, государство является самым главным инвестором1 и самым крупным собственником[6].

В 1999 г. в России был принят закон об инвестиционной деятельности[7], который определяет роль государства на рынке инвестиций.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р, инвестиционная политика субъектов Российской Федерации должна быть сосредоточена на трёх направлениях:

- обновление и модернизация производственных мощностей;

- финансово-кредитное обеспечение инфраструктурных проектов;

- поддержка инновационного развития.

По сути, Концепция должна  обеспечить устойчивый социально-экономический рост субъектов Российской Федерации.

3. Проблемы реализации бюджетных инвестиций


Одно из направлений госинвестирования – развитие неэнергетической экономики. Такая политика требует нового подхода к финансированию инновационных процессов, необходимо развитие инфраструктуры нового  формата.

Перспективы роста стоимости неэнергетического экспорта рассмотрены на рисунке[8].









Перспектива роста неэнергетической экономики в значительной степени зависит от роста физических объемов в реальной экономике. Среднегодовой прирост объемов производства напрямую зависит от состояния инфраструктуры, в т.ч. транспортной.

Отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики названо внешними и внутренними вызовами - следует из опубликованной стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года. Основная из них -  ограниченные масштабы несырьевого экспорта, которые, в свою очередь, связанны с низкой конкурентоспособностью российских продуктов, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой. В качестве причины отсутствия российских несырьевых компаний в глобальной экономике называется слабая вовлеченность в мировые цепочки создания добавленной стоимости российских компаний. Россия не сможет преодолеть барьер темпа роста экономики 2-3 %%, если к 2024-2025 гг. не удвоит несырьевой экспорт[9]. А для такого прорыва необходимы существенные инвестиции в рыночные инфраструктуры – транспорт, транспортные магистрали, коммуникации.














 







Заключение


Внешние и внутренние государственные долговые требования государства прямо или формируют доход государственного бюджета.

Государственный долг – это система финансовых отношений по перераспределению части национального дохода с целью мобилизации дополнительных денежных средств для государственных нужд.

Государственный долг и государственные долговые требования создают инвестиционную базу (перераспределение через госбюджете) и условия для бюджетных инвестиций.

Бюджетные инвестиции, в свою очередь, способствуют реализации функций государства, в т.ч. обязанность развивать инфраструктуру.

Интерес к проблеме правового определения понятия бюджетных инвестиций, их форм и видов, объясняется значительной степенью влияния инвестиционных процессов на темпы развития государственной экономики. 

Эффективное управление государственным долгом и государственными долговыми требованиями оказывает непосредственное влияние на объем, состав и структуру бюджетных инвестиций.

Правовой базой бюджетного инвестирования являются: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Одно из направлений госинвестирования – развитие неэнергетической экономики. Такая политика требует нового подхода к финансированию инновационных процессов, необходимо развитие инфраструктуры нового  формата.

Перспектива роста неэнергетической экономики в значительной степени зависит от роста физических объемов в реальной экономике. Среднегодовой прирост объемов производства напрямую зависит от состояния инфраструктуры, в т.ч. транспортной.





















Практическое задание


Задание 13

По данным о структуре государственного внешнего долга РФ на последнюю отчетную дату, размещенным на сайте Министерства финансов РФ (www.minfin.ru) проанализируйте инструментную структуру государственного внешнего долга РФ, уделив особое внимание тому, как ее особенности влияют на возможности долгового управления.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации в динамике представлена в таблице[10].

Таблица - Структура государственного внешнего долга РФ, млрд. дол. США

Категория долга

На 01.09.2018

На 01.09.2017

+/-

Государственный внешний  долг Российской                      Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией)

47.1

51.1

- 4.0

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба

0.5

0.6

- 0.1

Задолженность перед официальными                                многосторонними кредиторами

0.6

0.7

- 0.1

Задолженность по внешним облигационным займам:

35.7

38.1

- 2.4

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

-

3.5

- 3.5

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1.5

1.5

-



Продолжение таблицы

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3.5

3.5

-

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

0.9

0.9

-

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2.0

2.0

-

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3.0

3.0

-

внешний облигационный заем с погашением в 2026 году

3.0

3.0

-

внешний облигационный заем с погашением в 2027 году

2.4

1.0

1.4

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2,5

-

внешний облигационный заем с погашением в 2029 году

1.5

-

1.5

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

3.9

10.7

- 6.8

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3.0

3.0

-

внешний облигационный заем с погашением в 2043 году

1.5

1.5

-

внешний облигационный заем с погашением в 2047 году

7.0

2.0

5.0

Задолженность по ОВГВЗ

0.003

0.003

-

Прочая задолженность

0.02

0.02

-

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

10.3

11.7

- 1.4


Инструментная структура государственного внешнего долга РФ представлена задолженностью: перед официальными двусторонними кредиторами (не членами Парижского клуба); перед официальными многосторонними кредиторами; по внешним облигационным займам; по ОВГВЗ[11]; прочей; по госгарантиям.

Государственный внешний  долг Российской Федерации по состоянию на 01.09.2018 г. составил 47.1 млрд. дол. США. По состоянию на отчетную дату предыдущего года внешний  долг Российской Федерации  был на уровне 51.1 млрд. дол. США. Показатель в динамике  указывает на эффективную Правительства в отношении управления госдолгом, долг уменьшился на 4 млрд. дол. США.

Существенное снижение госдолга произошло благодаря эффективному управлению  госгарантиями (снижение показателя на уровне 1.4 млрд. дол. США), задолженность по внешним облигационным займам (снижение показателя на уровне 2.4 млрд. дол. США.

Следует отметить управление задолженностью по внешним облигационным займам. По состоянию на 01.09.2018 г. Правительство полностью погасило свои обязательства «с погашением в 2018 году». Правительство существенно, на 6.8 млрд. дол. США, снизило внешние обязательства РФ «с погашением в 2030 году». Показатель «Задолженность по внешним облигационным займам» имеет положительный баланс в сумме 2.4 млрд. дол. США.

Вместе с тем, Правительству не удалось полностью взять под управление задолженность по внешним облигационным обязательствам на условиях погашения в 2027, 2029 и 2047  гг. 

Обязанность государства (законодательная и исполнительная власти) Правительства РФ относительно управления госдолгом -  удержание величины внутреннего и внешнего долга на таком уровне, чтобы обеспечить экономическую, продовольственную и политическую безопасность государства.

Обязанность государства (законодательная и исполнительная власти) относительно управления госдолгом -  удержание величины внутреннего и внешнего долга на таком уровне, чтобы обеспечить экономическую, продовольственную и политическую безопасность государства.

Обязанность Правительства РФ относительно управления госдолгом -  определение порядка и условий эмиссии и размещения государственных долговых обязательств, обслуживание долговых обязательств (погашение, реструктуризация, рефинансирование и т.п.), контроль за динамикой госдолга.

Своевременно выполнение обязательств по внешнему долгу позволяет государству прибегать к внешним заимствованиям на более выгодных условиях. Правительству РФ необходимо взять под контроль задолженность по внешним облигационным займам со сроками погашения в 2027 и 2029 гг. Обязательствам с погашением в 2047 году необходимо уделить особое внимание.

















 

Список использованных источников


1.   Бюджетный Кодекс  Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 03.08.2018)

2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 13.07.2015 (ред. от 29.07.2018)

3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 (ред. от 26.07.2017)

4. Запольский С.В. Финансовое право. - М.: Издательство Юрайт, 2017. — 491 с. 

5. Федулова С.Ф. Финансы – Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 – 425 с.

6. Деркач Д. Д., Студенова М. П., Доценко О. С. Бюджетное инвестирование // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 8-11

7. Игнатов К. С. Особенности венчурного финансирования инноваций в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 379-383

8. Несырьевой экспорт и его перспективы [Электронный ресурс] - URL:  https://dcenter.hse.ru/data/2018/03/23/1164011793/pb_18-02.pdf

9. Отсутствие несырьевых компаний РФ среди мировых лидеров - угроза для экономики – стратегия [Электронный ресурс] - URL: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Ст. 97. БК РФ

[2] Федулова С.Ф. Финансы – Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 – 425 с. (283)

[3] Запольский С.В. Финансовое право. - М.: Издательство Юрайт, 2017. — 491 с. (с. 276)

[4] Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 13.07.2015 (ред. от 29.07.2018)

[5] Игнатов К. С. Особенности венчурного финансирования инноваций в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 379-383

[6] Деркач Д. Д., Студенова М. П., Доценко О. С. Бюджетное инвестирование // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 8-11

[7] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 (ред. от 26.07.2017)

[8] Несырьевой экспорт и его перспективы [Электронный ресурс] - URL:  https://dcenter.hse.ru/data/2018/03/23/1164011793/pb_18-02.pdf

[9] Отсутствие несырьевых компаний РФ среди мировых лидеров - угроза для экономики – стратегия [Электронный ресурс] - URL: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Официальный сайт Министерства финансов Российской  Федерации: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/#ixzz5RfvSVlKC

[11] ОГВВЗ – облигации валютного государственного внутреннего займа

Похожие работы на - Бюджетные инвестиции: законодательное регулирование и практические проблемы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!