Москва в период укрепления русского централизованного государства (XVI-XVII в.в.)
Москва в период укрепления русского централизованного
государства (XVI-XVII в.в.)
А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков
Москва — промышленный, торговый и культурный центр
государства
С
образованием единого Русского государства и ликвидацией татарского ига Москва
стала быстро расти как крупнейший промышленный центр. Московская промышленность
в это время носила ремесленный характер. При Иване IV была построена бумажная
мельница на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Продолжал развиваться Пушечный
двор, достигший в XVI веке значительных успехов. Особенно хорошо было
поставлено в Москве оружейное дело. Высоким качеством отделки отличались сабли
работы московских мастеров. Изготовлялось и огнестрельное оружие, а также порох
и пули. Во второй половине XVI века в Москве существовала целая школа
замечательных мастеров пушечно-литейного искусства: Чохов, Дубинин, Осипов и
другие. Пушкари жили в особой Пушкарской слободе (ныне Пушечная улица).
Москва
разрасталась и усиленно строилась, появились умелые плотники и каменщики. В
ознаменование «взятия царства Казанского и Астрахани плен» в Москве был создан
замечательный памятник русского национального искусства — Покровский собор,
известный под названием храма Василия Блаженного (по имени погребенного под его
сводами московского юродивого Василия). Строителями этого неповторимого
памятника мировой архитектуры были русские зодчие.
Серебреники,
жившие в подмосковном Красном селе, изготовляли серебряную посуду — чарки и
ковши. Продукция их вызывала восхищение иностранцев и шла за границу. Видное
место в ремесленной промышленности Москвы XVI века занимало «хамовное дело», то
есть производство полотен и холстов. Ремесленники Кадашевской слободы в
Замоскворечье ткали полотна, разные убрусы (платки, полотенца). Московские
портные шили разные меховые шубы, кафтаны, сарафаны, однорядки, холстинные
рубашки. Около Москвы-реки был расположен район, населенный кожевниками,
изготовлявшими сапоги, обувь.
В
XVI веке московские ремесленники широко втягиваются в рыночные отношения: они
переходят от работы на заказ к работе на рынок.
Для
усиления хозяйственного значения Москвы в XVI веке организуется массовый
перевод наиболее состоятельных и предприимчивых торговых людей в столицу. Так,
из Новгорода в 1569 году переведено было 145 семей, из Пскова — 500 человек.
Они были поселены в Замоскворечье. Большое значение имел переезд в 1514 году на
жительство в Москву значительной группы богатых смоленских купцов. Все эти люди
сохраняли живые связи с городами, откуда они были родом.
В
XVI веке московская торговля сосредоточивалась преимущественно в той части
Москвы, которая называлась Китай-городом. Здесь были расположены и дворы
иностранных купцов. Вдоль Красной площади перед Кремлем также тянулись торговые
ряды.
Московской
торговле уже в XVI веке стало тесно в стенах Китай-города. Отдельные рынки, а
также мучные и мясные лавки были разбросаны по Белому городу. Например, лошадей
продавали на Конской площади (у Варварских ворот), крупный и мелкий рогатый
скот — на Коровьей площадке (у Мясницких ворот). Большой лесной (Лубяной) торг
был расположен между Тверскими воротами и Неглинной. Кроме того, вне
Китай-города находились гостиные дворы: Соляной, куда складывали привозимую из
Поморья соль, Рыбный двор, где продавалась всевозможная рыба.
Московские
торговые люди уже в XVI веке имели широкие торговые связи с различными
областями страны. В Москву стекались отовсюду «купцы иноязычные» (иностранцы).
На московском рынке встречались продукция западноевропейских мануфактур и
произведения азиатских мастеров.
Москва
становится важнейшим центром, снабжающим страну не только изделиями московских
ремесленников, но и разнообразными товарами из других русских городов, а также
и из-за границы. Правда, эти торговые связи были еще недостаточно крепки, но
так подготавливалась почва для возникновения всероссийского рынка. Он
складывается в XVII веке вокруг Москвы, этого хозяйственного центра страны.
Во
второй половине XVI века школа в Москве вовсе не была редким явлением.
Грамотные люди нужны были в приказах, в земских и воеводских избах
(канцеляриях). Они нужны были, чтобы прочесть казенную бумагу, «приложить руку»
(расписаться), написать просьбу или жалобу в суд. Рукописные буквари и учебные
книги появились уже в XVI веке. Их можно было купить в Москве в отдельном
книжном ряду. В XVI веке в Москве открылась типография. Первопечатником был
Иван Федоров. В XVII веке появляются печатные буквари. Московский Печатный двор
в течение четырех лет (1647—1651) издал 9600 букварей.
Развитие
ремесла и торговли способствовало росту Москвы. В XVI веке увеличение площади
Москвы происходило главным образом за счет расширения города, посада с
многочисленным торговым и ремесленным населением — с «черными», то есть
тяглыми, подлежащими государственному обложению, людьми.
В
XVI же веке возникли три стены, которые охватили разраставшуюся городскую
территорию. Первая стена, воздвигнутая в 1534—1535 годах, окружала территорию
Китай-города. Вторая стена (Белый город), возведенная в 1585—1591 годах, шла по
Бульварному кольцу и полукольцом охватывала Китай-город и Кремль. Наконец,
третья стена (Земляной город), построенная в 1591—1592 годах, тянулась по линии
Садовых бульваров и образовала вокруг московских пригородов правильный круг. За
чертой Земляного города на просторе лугов, полей и рощ разбросаны были села и
усадьбы московских бояр и самого царя. Это — Воробьево, Хорошево, Крылатское,
Ростокино. Из более отдаленных царских сел выделялось село Коломенское, любимая
загородная резиденция московских государей. Немало сел под Москвой было у
епископов и монастырей.
Опричнина в Москве
В
борьбе с боярами-княжатами за укрепление самодержавия, за государственный
порядок Иван IV опирался на мелких служилых людей — помещиков-дворян. Эту
борьбу он повел особенно решительно, когда установил опричнину. Все государство
Иван IV разделил на две части: земщину и опричнину. Москва тоже была поделена
между опричниной и земщиной. В Москве в опричнину отошел весь район от впадения
реки Черторыя в Москву-реку до бывшей Никитской улицы, а именно: улицы
Чертольская (бывшая Пречистенка, теперь Кропоткинская) с Семчинским селом (ныне
Петровско-Разумовское), а также Арбатская до Дорогомилова и левая сторона
бывшей Никитской улицы (теперь улица Герцена); кроме того, в опричнину была
взята группа слобод, примыкавших к Воронцову полю. Из опричнины были удалены
крупные земельные вотчинники, бояре-княжата, а на их место поселены и наделены
землей «опричные служилые люди» из малоземельного дворянства, на верность
которых царь мог рассчитывать. В самой Москве царь построил себе в 1565 году
опричный двор, расположенный на углу нынешних Моховой и улицы Калинина (против
здания Манежа).
Опричнина
была ознаменована страшными опалами и жестокими казнями, снискавшими Ивану IV
имя Грозного.
Москва в XVII веке
В
XVII веке Русское государство потрясли две крестьянские войны — в начале века
под предводительством Ивана Исаевича Болотникова и в 70-х годах, под
предводительством Степана Тимофеевича Разина. В середине века произошли два
городских восстания в Москве — в 1648 и 1662 годах, Соловецкое восстание в
1668—1676 годах, волнения крестьян московского Симонова монастыря в селе
Ильинском Ярославского уезда и ряд других восстаний.
В
начале XVII века Русское государство подверглось нашествию польских
интервентов, временно захвативших Москву.
Москва в годы восстания И. И. Болотникова (1606—1607)
Иван
Исаевич Болотников был организатором похода восставших крестьян на Москву. Он
шел со своими отрядами от Кром через Калугу, Алексин и Серпухов. От Ельца в это
время через Новосиль, Тулу и Коломну двигался к Москве другой руководитель
восставших — сотник Истома Пашков (Истома Пашков — служилый человек, обладатель
довольно крупного поместья из двух сел в Веневском и Серпуховском уездах. Он
имел чин сотника и командовал мелкопоместными детьми боярскими).
К
отрядам Истомы Пашкова присоединились рязанские служилые люди — дворяне и дети
боярские во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым. Все они были
лишь попутчиками в восстании Болотникова. Недовольные боярским царем Василием
Шуйским, они хотели использовать восстание крестьян и холопов в своих целях.
Навстречу
восставшим Шуйский выслал из Москвы войска во главе с князем М. В.
Скопиным-Шуйским. После битвы на реке Пахре царские войска задержали
наступление Болотникова на Серпуховской дороге. Однако в начале октября 1606
года отряды Болотникова подошли к Москве. В начале октября Истома Пашков
разгромил у села Троицкого (севернее Коломны) царские войска и присоединился к
Болотникову. Число восставших значительно увеличилось: к ним влились крестьяне
подмосковных сел.
Опорными
пунктами восставших были Коломенское, Котлы, Загорье. В Коломенском и Загорье
повстанцы построили укрепленные лагеря. Они захватили и Саввино-Сторожевский
монастырь (в Звенигороде). К восставшим присоединились Можайск и Волоколамск.
Наступали повстанцы на Москву со стороны Замоскворечья.
Здесь
их встретили главные силы царских войск. Здесь же произошли и важнейшие
сражения. Болотникову надо было захватить Красное село, чтобы полностью
блокировать Москву.
Два
месяца (с 7 октября по 2 декабря 1606 года) восйска под руководством
Болотникова осаждали Москву. Это было время наивысшего подъема восстания.
Ставился под удар не только политический центр государства, но захват Москвы
восставшими таил в себе угрозу и для основ власти господствующего класса —
помещиков-дворян.
Громадный
район Русского государства — от Путивля до Волоколамска, от Стародуба до
Астрахани — был охвачен крестьянским восстанием. Города к югу и юго-западу от
Москвы (Калуга, Кашира), к западу и северо-западу (Зубцев, Можайск, Звенигород)
поддерживали восстание.
Московский
царь и бояре оказались в тяжелом положении. Шуйский организует оборону города,
мобилизует те войска, которые еще находились в столице, и добивается прихода в
Москву подкреплений из районов, которые оставались верными царю.
Московские
отряды Шуйский разделил на две части: одна должна была защищать городские
укрепления, а другая во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским совершать вылазки
против осаждавших город повстанцев. Правительственные войска были расставлены в
Замоскворечье, у Калужских и Серпуховских ворот, в Даниловом и Симоновом
монастырях. Шуйский послал под Можайск и Волоколамск войска, которые очистили эти
города от восставших и соединились здесь с верными правительству дворянскими
отрядами.
Положение
в столице было очень трудным, напряженным, надвигался голод. Возникла угроза
восстания. Движению горячо сочувствовал мелкий посадский люд и боярские холопы.
Паника
охватила бояр московских. Болотников призывал народные массы к восстанию. А
Василий Шуйский принимал все меры к тому, чтобы не допустить народного
восстания в столице. Для воздействия на массы Шуйский использует церковь,
которая сразу же выступила против восстания. Особенно непримиримую позицию
занял патриарх Гермоген. В грамотах, которые рассылались из Москвы, Гермоген
изображает восставших как людей, которые «отступили от бога и повинулись
сатане», а царя Василия Шуйского — как «воистину свята и праведна крестьянского
царя» (то есть христианского). Патриарх призывает всех православных крестьян к
тому, чтобы они «к таковым бы злым врагом и разорителем... не приставали, ни в
чем им не верили».
В
войске Болотникова наряду с восставшими крестьянами и холопами были также дети
бояр и дворян. Эти мелкопоместные феодалы испугались разраставшегося восстания,
которое грозило уничтожить господство помещиков. Царю Василию Шуйскому удалось
привлечь на свою сторону эти классово чуждые повстанцам элементы. Измена и
переход на сторону правительства дворянских отрядов решили исход борьбы за
Москву.
16
ноября 1606 года после тайных переговоров приехали к государю, изменив
народному восстанию, Григорий Сумбулов и Прокопий Ляпунов с рязанскими
дворянами, детьми боярскими и стрельцами московскими.
Болотников
решил блокировать Москву. 26 ноября началось окружение столицы у Красного села,
где находилось войско Истомы Пашкова. 27 ноября произошли сильные бои. Главное
сражение развернулось в Замоскворечье. Правительственные войска сорвали
наступление войск Болотникова по левому берегу Москвы-реки (в районе Рогожской
слободы и Красного села). В ходе боев, когда успех стал клониться на сторону
Шуйского, Истома Пашков с дворянской частью своих отрядов изменил восставшим.
Сражение окончилось победой Василия Шуйского.
В
конце ноября в Москву прибыли первые отряды верных Шуйскому смоленских и
ржевских полков. Обстановка под Москвой сложилась в пользу правительственных
войск. И Шуйский 2 декабря предпринял решающее наступление против армии
Болотникова.
Сражение
произошло у деревни Котлы по пути из Коломенского в Данилов монастырь. В этой
битве войска Болотникова потерпели поражение и отступили в село Коломенское.
Правительственные войска начали штурм лагеря восставших. Крестьяне и холопы
отчаянно сопротивлялись. Царские войска одержали верх. Тысячи восставших
остались на поле боя. Большое количество их было взято в плен. Тюрьмы были
переполнены. Царь и бояре жестоко расправились с восставшими. Их ставили в ряд,
убивали дубиной по голове и опускали под лед в реку Яузу. Правительственные
войска захватили также и лагерь восставших в селе Загорье (11 километров южнее
Коломенского).
Войска
Болотникова отступили к Калуге, затем под натиском царских войск отошли к Туле
и сдались 10 октября 1607 года. Болотникова взяли в плен, сослали в Каргополь и
там утопили.
Болотников
не уничтожил феодальный порядок. Но восстание под его руководством явилось
важным этапом борьбы трудового люда против феодального гнета. Этим определяется
место восстания Болотникова в истории.
Документы
(Из
приходной книги Волоколамского монастыря)
...
Крестьяне монастырские не почели слушати приказщиков и ключников монастырских и
монастырских дел никаких не почели делати: хлеба молотити, и в монастырь возити
и солодов растити и даней монастыреви давати...
(О
крестьянских волнениях в вотчинах Волоколамского монастыря 1594 г.)
(Из
«Уставной грамоты митрополита Киприана с перечнем обязанностей монастырских
крестьян»)
Монастырь
и двор тынити (обносить забором, тыном), хоромы ставити, игумнов жеребий весь
орать (пахать) взгоном, и сеяти, и пожати, и свезти, сено косити — десятинами и
в двор ввести... сады оплетати, на невод ходити, пруды прудить, на бобры пойти,
рожь молоти и хлебы печи, солод молоть, пива варить, а лен даст игумен в села и
они прядут, а дают из сел все люди на праздник яловицу (говядину).
(Из
«Сказания современника об осаде Москвы. Болотниковым»)
...
И возмутишася во странех тех и во градех людине, глаголя: „Идем вси и примем
Москву и потребим живущих в ней и овладаем ею и разделим домы вельмож и
сильных... И приидоша под Москву многочисленно... яко 187000 и бысть брань
велика и сеча зла... Московские воины преодолеща и много побиша, бе убо пленных
21 000, побиенных же множае, яко 1000"...
...
Ударили в набат: народ взволновался и бросился к Кремлю с ружьями и пищалями.
Они (москвичи) уже готовы были предаться ему (Болотникову)...
Разгром польских интервентов в 1612 году
Народное
ополчение 1612 года возглавили земский староста города Нижнего Новгорода Козьма
Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В Нижний Новгород шли ополчения из
других городов. Кроме русских, в отрядах были татары, мордва, марийцы. Они
горели желанием помочь великому русскому народу изгнать врага из родной страны.
В марте 1612 года народное ополчение двинулось через Ярославль к Москве. Слух о
нем пронесся по всей Русской земле. И со всех сторон двинулся народ и вступал в
ряды народного ополчения.
Во
второй половине июля 1612 года Минин и Пожарский получили известие, что на
помощь польскому гарнизону, засевшему в Кремле, идет с войсками гетман
Ходкевич. Вожди ополчения решили спешить, чтобы не допустить его к Москве.
Пожарский выслал против гетмана сначала два отряда. Первому он приказал стать в
Москве у северной стены Белого города, близ Петровских ворот, второму недалеко
от первого — у Тверских ворот.
4
августа народное ополчение находилось в Троице-Сергиевом монастыре, не так
далеко от Москвы. Получив известие, что Ходкевич приближается к столице,
Пожарский послал еще отряд. Ему он приказал занять позицию у Чертольских ворот
(Пречистенских, ныне Кропоткинская улица), защищавших подступы к Москве с
юго-запада. Скоро и главные силы ополчения подошли к Москве и стали от нее в 5
км среди леса на Яузе.
Первой
задачей ополчения было заслонить Москву с запада, со стороны Смоленской дороги,
по которой двигался Ходкевич. Переночевав на Яузе и получив от разведчиков
известие, что москвичи с нетерпением ждут нижегородцев, чтобы биться вместе с
ними против поляков, Пожарский 20 августа снялся с места.
Он
укрепился у Арбатских ворот. С ранее пришедшими отрядами Пожарский теперь занял
весь Белый город. 21 августа разведчики донесли, что гетман двинулся из Вязем к
Москве. Ополчение стало готовиться к сражению.
В
войске Ходкевича было 12 тысяч человек и 3 тысячи находились в Кремле. Русских
войск под Москвой насчитывалось около 10 тысяч. Численно вражеские силы
превосходили русских.
Рано
утром 22 августа польское войско стало спускаться с Поклонной горы. Ходкевич
ставил целью прорваться к Кремлю через Арбатские и Чертольские ворота; со
стороны Кремля ему на помощь должен был сделать вылазку польский гарнизон.
На
Девичьем поле произошло первое столкновение русского ополчения с поляками.
Завязался рукопашный бой, в результате которого войско Ходкевича было
отброшено. Попытка осажденного гарнизона произвести вылазку из Кремля к
Чертольским воротам тоже окончилась неудачей. Поляков оттеснили обратно в
Кремль.
В
ночь на 23 августа Ходкевич попытался провезти осажденным в Кремле провиант.
Русские отбили запасы. Однако неприятельский отряд в 600 человек пробрался в
Кремль через Замоскворечье. Одновременно поляки захватили русское укрепление на
Балчуге.
Ходкевич
отказался от наступления со стороны Новодевичьего монастыря и решил прорваться
в Кремль из Замоскворечья. Со всем войском он двинулся с Поклонной горы к
Донскому монастырю, чтобы охватить Кремль с южной и юго-восточной сторон,
совершенно не защищен ных русскими. Этот план стал известен Пожарскому и
Минину. Вожди ополчения передвинули главные силы на юг, к берегу Москвы-реки,
чтобы прикрыть Замоскворечье.
24
августа произошел решающий бой. В первой половине дня войска Ходкевича имели
ряд успехов. Передовой его отряд столкнулся с русской конницей. В течение
нескольких часов она сопротивлялась врагу, а потом была оттеснена. Под
давлением превосходящих сил противника русские оставили ров у Земляного вала.
Поляки захватили Климентовские укрепления на Ордынке. Одновременно поляки,
сделавшие вылазку из Кремля, также достигли Климентовских укреплений. Но
Ходкевичу не удалось закрепить свои успехи.
В
момент сражения к Пожарскому подъехал Минин и попросил дать ему отряд ратных
людей. Пожарский согласился. Минин отобрал наиболее отличившихся в бою воинов,
поскакал с ними к Крымкому броду и с силой ударил в тыл польским войскам. Натиск
был так силен и стремителен, что польская конница, отступая, смяла свою пехоту.
Это внесло смятение в ряды и других польских частей. С победными криками
мчалась конница Минина все дальше в тыл противника.
Видя
замешательство врага, не ожидавшего нападения с тыла, Пожарский снова бросил в
бой своих воинов. Сражение закончилось полным разгромом поляков. Войско
Ходкевича обратилось в паническое бегство. Поляки сначала отступили к Донскому
монастырю, затем к Можайску и дальше к литовской границе.
После
изгнания войск Ходкевича началась осада Кремля и Китай-города. На предложение
сдаться польский гарнизон ответил отказом. Осажденные писали: «Лучше, ты,
Пожарский, отпусти к сохам своих людей. Пусть холоп по-прежнему возделывает
землю, поп пусть знает церкви. Козьма пусть занимается торговлей — царству
тогда будет лучше, чем теперь при твоем управлении».
Между
тем среди осажденного гарнизона начался голод. Ели кошек, собак. 22 октября
1612 года ополченцы пошли на штурм и захватили Китай-город. Польский гарнизон в
Кремле таял с каждым днем. Наконец поляки начали переговоры о сдаче.
27
октября 1612 года из Спасских ворот начали выходить войска противника и
складывать оружие. Москва была освобождена от захватчиков. Велика была у народа
радость освобождения. Народ вооруженной рукой отстоял независимость своей
Родины. Люди надели свои праздничные одежды и при встрече целовались,
поздравляли друг друга.
Главным
героем в борьбе с поляками был русский народ. Его боевая отвага, мужество,
высокий патриотизм привели к победе над иноземными захватчиками.
Документы
(Из
грамоты, московских жителей в разные города в 1611 году)
...
Пишем мы к вам, крестьянам ... Московского государства, как нам, всему
крестьянскому народу московскому, так и вам утвердить совет, как нам... не
погибнуть ото врагов всего православного крестьянства, литовских людей. Будьте
с нами обще, заодно против врагов наших и ваших общих. Помяните одно: только
коренье, основанье крепко, то и дерево неподвижно; только не будет, к чему
прилепиться ...
ДЕЙСТВИЕ
НАРОДНЫХ МСТИТЕЛЕЙ, ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ШИШЕЙ», ПРОТИВ ИНТЕРВЕНТОВ В 1611 ГОДУ (Из
записок поляка-очевидца Маскевича)
...
Бумаги не стало бы, если бы начать описывать бедствия, какие мы тогда
перетерпели. Нельзя было разводить огня, нельзя было на минуту остановиться, —
тотчас откуда ни возьмутся шиши; как только роща, так и осыпят нас они. Сильный
мороз не давал брать в руки оружия. Шиши отнимали запасы и быстро исчезали. И
вышло то, что, награбивши много, поляки привозили в столицу очень мало.
Московские восстания XVII века
В
середине XVII века в городах Московского государства начинаются
антиправительственные выступления ремесленников, мелких торговцев и других
тяглых людей посада. Начало таким выступлениям было положено московскими
событиями 1648 года.
Во
главе правительства стоял тогда воспитатель молодого царя Алексея Михайловича
богатый боярин Б. И. Морозов. Вместе с ним действовали его родственники и
приближенные (Плещеев, Траханиотов), в ведении которых находились московские
чернослободцы и пушкари. Правительству нужны были деньги, и оно решило ввести
высокий налог на соль. Фактически это удвоило ее стоимость. А правительство
утешало народ. В царском указе говорилось: «...та соляная пошлина всем будет
равна, и никто лишнего платить не станет».
Соляной
налог сильно ударил по неимущим. Для них дополнительный расход был очень тяжел,
беднота лишилась главного продукта своего питания — дешевой соленой рыбы. Ее
перестали вследствие дороговизны соли солить на местах лова и доставлять в
Москву.
Налог
не дал желаемого результата: потребление соли упало. Отчаяние и озлобление
среди населения достигли такой степени, что соляной налог вскоре был отменен.
Но народ продолжал волноваться. Летом 1648 года в Москве вспыхнуло восстание,
известное под названием «соляного бунта».
1
июня 1648 года царь возвращался из Tроице-Сергиева монастыря в Кремль.
Навстречу ему, по обычаю, московское население вышло с хлебом-солью. Толпа
остановила царя и пыталась подать ему челобитную с жалобой на различнее
притеснения бояр и начальников. Но челобитчиков разогнали плетьми и несколько
человек арестовали. Это усилило волнение в народе, вызвало взрыв гнева.
Разгоняемые стали бросать в бояр камнями. На следующий день, 2 июня, волнение
приняло грозный характер.
Восставшие
ворвались в Кремль, подступили к дворцу. Они стали требовать не только
освобождения арестованных, но выдачи главных своих притеснителей — Морозова,
Плещеева и Траханиотова. Царь выслал к народу двух бояр, но их избили, сорвали
с них платье, и они убежали. Наконец, сам царь вышел с боярами на крыльцо и
стал уговаривать «всяких чинов людей», чтобы «им от шуму перестать». Но
восставшие продолжали требовать выдачи им ненавистных бояр. С трудом удалось
царю добиться отсрочки до следующего дня. Арестованные были тотчас выпущены.
В
городе начались погромы усадеб неугодных народу бояр. 3 июня был убит Плещеев.
Восставшие продолжали требовать выдачи Морозова и Траханиотова. Пока велись
переговоры, Москва загорелась одновременно в трех местах. Пожар охватил большую
территорию в западной части города. Поджог был очевиден. Подозрения пали на
людей Морозова и Траханиотова.
Пожар
вызвал новый взрыв народного возмущения. Чтобы успокоить возбуждение, была
послана погоня за Траханиотовым, которого царь отправил было на далекое
воеводство. Он был задержан в пути, привезен в Москву и 5 июня убит
восставшими. Что же касается Морозова, то царь вымолил у народа жизнь своему
воспитателю, который был ему «в отца место». Морозов был сослан на Белоозеро.
В
результате московского восстания 1648 года последовал ряд правительственных
решений. Был издан царский указ, по которому слободы в Москве и других городах
с торговыми и ремесленными людьми отписывались на государя. Было удовлетворено
требование дворянства об отмене урочных лет для сыска беглых крестьян. Купцы и
торговые люди добились ограничения торговли иностранцев.
Все
эти правительственные постановления не только не смягчили классовых
противоречий в Русском государстве, и в Москве в частности, но, напротив,
обострили их. Усилилось угнетение крепостных крестьян помещиками в деревне, а
также эксплуатация зажиточными посадскими людьми ремесленников и бедноты в
городе.
В
июле 1662 года в Москве вновь произошло народное восстание. Как и восстание
1648 года оно имело антифеодальный характер. Страна вела в это время войну с
Польшей за освобождение Украины. Война требовала много денег. Правительство
ввело чрезвычайные налоги.
Таким
налогом был сбор «пятой деньги» (Московское правительство в экстренных случаях
обращалось к чрезвычайным налогам: к «десятой деньге», к «пятой деньге». Это
были сборы в виде единовременного налога на капиталы и имущество).
Это
прежде всего и вызвало недовольство населения. Кроме того, правительство
объявило о выпуске медных денег взамен серебряных. Оно решилось на эту меру для
покрытия неотложных военных расходов. Медные монеты велено было принимать по
одной цене с серебряными.
Сначала
медные деньги с клеймом серебряных население принимало с доверием, так как
платежи взимались одинаково как серебряной, так и медной монетой. Но
правительство выпустило слишком много медных денег. Это привело к их
обесценению. На рынке появилось большое количество фальшивой монеты. Богатые
люди начали припрятывать серебро.
Произошло
резкое падение курса медного рубля: за серебряный рубль стали давать 17 медных.
Цены на продукты питания поднялись в несколько раз. Большую нужду терпели
ратные люди, получавшие жалованье медными деньгами. Ремесленники, мелкий
посадский люд особенно страдали от дороговизны. «В прежних летах можно было
мастерскому человеку и с женою быти сыту днем алтынным хлебом, а ныне (апрель
1662 года) мастерскому человеку одного хлеба и харчу саму другу надобно по 26
алтын».
От
дороговизны страдали главным образом малоимущие классы городского населения.
Среди них и началось сильное возбуждение. Слухи о возмущении ходили по Москве
за несколько месяцев до открытого выступления. В ночь на 25 июля 1662 года на
улицах Москвы были развешены «листы» с призывом к восстанию. Один из таких
листов был вывешен у церкви в Котельниках, другой — на Лубянке. Настроение
народных масс в Москве было возбужденное.
Рано
утром 25 июля на Сретенке собрался народ и стал толковать о сборе «пятой
деньги». Узнав о вывешенном на Лубянке (ныне улица Дзержинского) «листе», толпа
бросилась туда. Здесь стрелец Кузьма Ногаев несколько раз читал и разъяснял
содержание «листа». В нем И. Д. Милославский (родственник царя) и другие бояре
уличались в различных злоупотреблениях и даже в измене. Из Земского приказа
были посланы служители с требованием отобрать «воровское письмо». Грозно встреченные
народом, они обратились в бегство.
Толпа
на Красной площади росла. Загудел набат. В торговых рядах прекратилась
торговля. Разразился так называемый «медный бунт».
Большая
толпа посадских людей, холопов и солдат двинулась в подмосковное село Коломенское,
где в это время находился царь. Восставшие потребовали выдать бояр-изменников.
Посадский человек Лучка Житкой, активный участник восстания, подал вышедшему
царю в шапке «письмо». Царь уговаривал пришедших и обещал вскоре приехать в
Москву и произвести следствие. Некоторые из восставших хватали царя за пуговицы
и спрашивали: «Чему верить?» Царь поклялся и «дал им на своем слове руку».
Когда возбуждение несколько улеглось, народ двинулся в Москву.
Царь
же приказал, чтобы в село Коломенское были высланы два стрелецких полка.
Одновременно в Москву был отправлен князь И. А. Хованский уговаривать
мятежников. В Москве в это время восставшие громили дворы ненавистных народу
лиц. Толпа, возвращавшаяся в Москву, встретилась с новой толпой, которая шла в
Коломенское. Все вместе они повернули в Коломенское.
Царь
уже собрался ехать в Москву. Из толпы восставших «невежливо и сердито» стали
кричать царю: «будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него учнут имать
их сами по своему обычаю». Но в Коломенское уже подошли вызванные царем
стрелецкие полки. Царь, не вступая в переговоры, дал знак стрельцам, и началась
расправа с безоружными людьми.
Восстание
было подавлено. На следующий день по приказанию царя для устрашения народа было
повешено 18 человек. Войско, оберегавшее «царское здоровье», было щедро
вознаграждено. Затем последовали розыски, пытки, суд и суровые наказания —
казни, клеймение, ссылки. Так кончился «медный бунт».
Документы
(Из
челобитной московского народа, поданной царю 2 июня 1648 года.)
...
Многими кровавыми слезами челом бьем, что твои властолюбивые нарушители
хрестного целования, простого народа мучители и кровопийцы и наши губители,
всей страны властвующие, нас всеми способами мучат, насилия и неправды чинят...
РАСПРАВА
С ВОССТАВШИМИ ВО ВРЕМЯ «МЕДНОГО БУНТА»
...
Начали бить, и сечь и ловить, а чем было противиться не уметь, потому что в
руках у них не было ничего ни у кого, начали бегать и топиться в Москва-реку, и
потопилось их в реке больше ста человек, а пересечено и переловлено больше 7000
человек, а иные разбежались. И того же дня около того села повесили до 150
человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли и по сыску за вину отсекали
руки и ноги и у рук пальцы, а иных били кнутьем и клали на лица на правой
стороне признаки, разжечши железо накрасно, а поставлено на том железе
"буки" (буква "Б"), то есть бунтовщик, чтобы был до веку
признатен, и, чиня им наказание, разослали всех в дальние города, Казань и в
Астрахань, и на Терки (река Терек), и в Сибирь, на вечное житье... а иным пущим
ворам того же дня, в ночи, учинен указ: завязав руки назад, посадя на большие
суда, потопили в Москва-реке...
Отклики в Москве на крестьянскую войну под
руководством С. Т. Разина
В
1670—1671 годах страна была потрясена крестьянской войной под руководством
донского казака Степана Тимофеевича Разина. Отголоски этой войны довольно
громко звучали в Москве и в ближайших к ней уездах. Боярские и дворянские
крепостные люди, а также беднейшая часть посадского населения с нетерпением
ожидали прихода Степана Тимофеевича в Москву. Они горели сильным желанием
расправиться со своими угнетателями.
Неизвестный
автор рассказывает, что «Разин повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение
от ига...бояр и дворян, которые... притесняют простой народ. В самой Москве
некоторые ораторы начали хвалить его (Разина), как человека, заботящегося об
общем благе и свободе народа. Один пожилой человек на вопрос, что делать, если
Степан подойдет к столице Москве, отвечал, что народ должен выйти ему навстречу
с хлебом и солью».
Дворянское
правительство жестоко расправлялось со всеми, кто выражал сочувствие
крестьянской войне и ее вождю. Человек, предложивший встретить Разина с хлебом
и солью, был повешен. Такая же участь ждала и тех, кто благожелательно
относился к восставшим крестьянам. Один из сторонников Разина был привезен в
Москву и подвергнут мучительной казни за то, что пытался склонять народ к
неповиновению.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/