Формирование ценовой политики
Формирование ценовой политики
Валерий Евгеньевич Хруцкий, доктор экономических наук,
профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
При
формировании ценовой стратегии фирмы необходимо иметь в виду, что цена наряду с
другими параметрами продукта (качество, дизайн, упаковка и т.п.) создает
определенный «образ», имидж продукта в глазах потребителей. Не столько более
высокое качество, сколько более высокий имидж торговой марки фирмы обеспечивает
более высокую цену продукта. Сегодня потребитель (особенно с уровнем доходов
выше среднего) платит не столько за качество, сколько за престиж, а значит за
имидж фирмы.
Потребители
сегодня устанавливают для себя нижние пределы цен и стараются не покупать
ничего дешевле, полагая, что уровень качества в этом случае для них
неприемлемый. Одновременно потребители могут устанавливать и верхние границы
цен, которые считают приемлемыми для данной категории продуктов. Потолок
верхних цен в значительно большей степени зависит от сегмента рынка, чем нижний
предел. Ценовая политика призвана принимать в расчет не только ценовые
пропорции, но и учитывать различные аспекты поведения потребителя на рынке. Из
чего же складывается сегодня ценовая политика фирмы?
Принято
считать, что фирма должна определить для себя какую-то оптимальную (возможно
«среднюю») цену в рамках диапазона верхнего и нижнего пределов. Уровень цен
определяется различными факторами, а определение оптимальной цены — сложный,
часто многоступенчатый процесс. На новые продукты цены, как правило, всегда
значительно выше, чем на продукты, находящиеся в стадии развития или зрелости.
Дело не только в том, что у новых изделий выше потребительские свойства, но и в
том, что высоки накладные расходы, в том числе на исследования и разработки,
рекламу и продвижение продукта. Кроме того, первоначально высокая цена
позволяет сдержать спрос (поскольку предприятие может оказаться не в состоянии
сразу же удовлетворить все заказы). В будущем постепенное снижение
первоначально высоких цен может существенно стимулировать сбыт. Но не следует
забывать, что высокая цена привлекает на данный рынок конкурентов. И чем выше
первоначальная цена, тем интенсивнее идет внедрение конкурентов на рынок.
Процесс
формирования ценовой политики фирмы включает наряду с анализом механизма
ценообразования также следующие элементы:
определение
факторов чувствительности потребителей к уровню цен;
определение
размеров и условий предоставления скидок на изделия и услуги;
выбор
ценовой стратегии, обеспечивающей с учетом всех компонентов ценовой политики,
наиболее успешное продвижение продукта на рынке.
Факторы чувствительности покупателей к уровню цен
Изучив
факторы, оказывающие влияние на восприятие цены потребителями на целевом
сегменте рынка, можно выделить десять основных факторов чувствительности.
Эффект
представлений о наличии взаимозаменяемых товаров — наличие у покупателя
информации о товарах-заменителях (аналогов). Чем выше цена вашего товара по
отношению к цене аналога, тем более чувствителен потребитель к уровню цен.
Эффект
уникальности — чем более уникален товар по своим свойствам, тем менее
покупатели будут чувствительны к уровню его цены, особенно когда они будут
сравнивать его с аналогами или альтернативами при покупке.
Эффект
затрат на переключение состоит в том, что чем существеннее затраты, связанные с
организацией использования специфической марки (типа) данного товара, тем
меньше покупатели будут чувствительны к уровню цен, когда будут решать, какую
из альтернативных марок приобрести.
Эффект
сложности сравнений — покупатели менее чувствительны к уровням цен широко
известных товаров или товаров престижных фирм, если сравнение товаров по
свойствам и ценам затруднено.
Эффект
оценки качества через цену — чем в большей степени покупатель воспринимает цену
как сигнал об уровне качества, тем менее он чувствителен к ее уровню.
Эффект
дороговизны товара — чувствительность покупателя к уровню цены тем больше, чем
выше затраты на приобретение товара по абсолютной величине или в процентах от
общей суммы имеющихся у покупателя средств.
Эффект
значимости конечного результата для потребителя — чем покупатель более
чувствителен к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата
и чем большую долюв ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему
надо приобрести для достижения этого результата, тем он будет более
чувствителен к цене такого промежуточного товара.
Эффект
разделения затрат — чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем
меньше чувствительность покупателя к цене.
Эффект
справедливости цены — покупатель тем более чувствителен к цене, чем
существеннее ее величина выходит за пределы диапазона, в котором покупатель
считает цены «справедливыми» или «обоснованными». Эффект такого рода может быть
вызван следующими причинами:
•
сопоставление текущей цены с ранее действующей;
•
сопоставление цены данного товара с ценами сходных продуктов;
•
роль товара в формировании стандарта потребления (для чего приобретается товар:
для поддержания уже достигнутого образа жизни или для улучшения ранее
сложившегося образа жизни).
Эффект
создания запасов — чем более товар пригоден для хранения в виде запасов, тем
покупатели более чувствительны к временным отклонениям его цены от тех уровней,
которые соответствуют их долгосрочным ожиданиям.
Система скидок
Главная
проблема здесь в том, какую скидку (за что) и в каком размере установить. При
всем многообразии имеющихся подходов скидки можно классифицировать на шесть
основных групп. При этом необходимо помнить, что размеры конкретных скидок
должны соотноситься с ценовыми пропорциями, характерными для данного механизма
ценообразования.
1.
Скидки за большой объем закупок — мера снижения обычной отпускной цены, которая
гарантируется покупателю, если он разово приобретает партию товара в размере,
превышающем установленную величину.
в
виде процента снижения номинальной (справочной, прейскурантной) цены;
в
виде числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по
пониженной цене;
в
виде суммы, которая может быть покупателю возвращена или зачтена в счет оплаты
им следующих партий товара.
Некумулятивные
скидки призваны поощрять покупателей к разовому приобретению как можно больших
партий товаров. При определении размера таких скидок необходимо учитывать:
Эффект
для поставщика: определяется на основе динамики предельных издержек и
предельных доходов для случая ценовой дискриминации (методы рассмотрены выше).
Величина скидок обычно соответствует результатам этого анализа.
Эффект
для потребителя: потребитель выигрывает за счет возможности приобретения каждой
единицы товара в составе такой партии по пониженной цене. Потребитель
проигрывает за счет того, что вынужден увеличивать расходы по хранению больших
партий.
Кумулятивные
скидки за объем закупок — мера снижения стандартной продажной цены, которая
гарантируется покупателю, если он приобретает за определенный период времени
объем товара свыше договорного предела, и распространяется на объем товара
сверх этого предела.
2.
Скидки за внесезонную закупку — мера снижения стандартной отпускной цены, которая
гарантируется покупателю, если он приобретет товары сезонного спроса вне
периода года, для которого они предназначены.
3.
Скидки за ускорение оплаты — мера снижения стандартной отпускной цены, которая
гарантируется покупателю, если он произведет оплату приобретенной партии товара
ранее установленного контрактом срока.
При
этом учитываются:
уровень
таких ставок, традиционно сложившихся на данном рынке;
уровень
банковских процентных ставок за кредиты под пополнение оборотных средств.
4.
Скидки для поощрения продаж нового товара — мера снижения стандартной отпускной
цены, которая гарантируется сбытовым посредникам, если они берут для реализации
новые товары, продвижение которых на рынке требует повышенных расходов на
рекламу и услуг торговых агентов.
5.
Скидки при комплексной закупке товаров — мера снижения стандартной отпускной
цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет данный товар вместе
с другими дополнительными товарами этой фирмы.
6.
Скидки для постоянных или престижных потребителей — мера снижения стандартной
отпускной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет товары
данной фирмы в течение длительного периода времени или относится к категории
престижных клиентов.
Скидки
такого рода обычно эквивалентны расходам на рекламу.
Стратегии
ценообразования на уже существующие изделия и услуги
В
современных условиях установление цен на изделия и услуги, которые уже имеются
на рынке, не может осуществляться в отрыве от постоянного совершенствования
потребительских параметров продуктов. В целом можно выделить восемь видов
ценовых стратегий для уже сформированного рынка сбыта:
Скользящая
падающая цена на изделия и услуги, которая устанавливается в зависимости от
соотношения спроса и предложения и постепенно снижается в зависимости от фазы
жизненного цикла продуктов;
Долговременная
цена, слабо подверженная изменениям на протяжении длительного периода времени;
Цена
сегмента рынка, когда на одни и те же продукты устанавливаются различные цены в
зависимости от того, на какой сегмент рынка, группу потребителей ориентирована
реализация изделий или услуг. Продукты, предназначенные для различных
сегментов, реализуются по многим каналам сбыта, в непохожих упаковках и т.п.
Это, естественно, отражается на уровне цен;
Гибкая
или эластичная цена, быстро реагирующая (как в сторону повышения, так и
понижения) на изменение рыночной конъюнктуры, соотношения спроса и предложения,
на действия конкурентов на рынке;
Преимущественная
цена, предусматривающая постепенное понижение цен на свои изделия предприятием,
которое занимает доминирующие позиции на рынке и может обеспечить значительное
снижение издержек производства и обращения за счет увеличения объемов сбыта;
Цена
на изделие, уже снятое с производства, выпуск которого прекращен;
Цена,
специально устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке;
Специальная
договорная цена, устанавливаемая на отдельные виды продуктов и гарантирующая
определенные выгоды потребителям при соблюдении ряда условий приобретения
продуктов.
В
зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке, предприятию
предстоит выбрать, какого сценария ценообразования придерживаться.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/