Маркетинг и театр
Маркетинг и театр
Павлова Юлия
"Театр
уж полон;
Ложи
блещут".
А.С.
Пушкин
"Евгений
Онегин"
В
настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная
ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со
стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему
резко снижается. Данная проблема и путиее решения были рассмотрены Пучковой
Е.И. в статьях "Маркетинг в сфере театрального искусства" и
"Стимулирование зрительского спроса средствами маркетинговых
коммуникаций", опубликованных в журнале "Маркетинг в России и за
рубежом" (? 1, 3 за 1998 год).
Возможность
применения маркетинга в сфере театрального искусства наталкивается на ряд
проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только
продается продукт коллективного творчества, но и одновременно обеспечивается
эстетическое и духовное развитие личности зрителя. В то же время сегодня можно
констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному
искусству в качестве духовного, культурно-нравственного и художественного
воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной
жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству
развлечения и проведения досугового времени.
Данное
противоречие, по моему мнению, еще сильнее укрепится, если применять маркетинг
в театральной деятельности в том виде, в котором предлагает это сделать автор
вышеупомянутых статей, то есть в классическом виде, в котором он применяется в
сфере производства товаров и услуг ярко выраженного материального характера. По
мнению Пучковой, театрам, чтобы укрепить устойчивость своего положения на рынке
культуры в условиях конкуренции, необходимо разрешать проблему поиска и
привлечения зрителя. Для этого деятельность театра должна быть направлена на
то, чтобы духовные потребности общества или социального слоя в сценическом
искусстве превратилась в доход театрального учреждения. То есть автор
публикаций предлагает путем проведения маркетинговых исследований
потенциального зрителя выявить его запросы и удовлетворить их через
соответствующим образом поставленные спектакли, которые пользуются зрительским
спросом, и заменяется установка, направленная на изготовление сценических
постановок исходя из творческого, экономического и производственного потенциала
театра. В подтверждение приведу выдержку из статьи Пучковой
"Стимулирование зрительского спроса средствами маркетинговых
коммуникаций": "Театральным коллективам следует отдать предпочтение
маркетинговой ориентации, при которой населению предоставляются лишь те
зрелищные программы и услуги, который являются актуальными и пользуются высоким
спросом".
Применяя
такую маркетинговую стратегию, театр останется средством развлечения и местом
проведения свободного времени, но при этом утратит свое значение в духовном и
эстетическом значении человека. А это в свою очередь приведет к гибели театра,
хотя и сохранит при этом театральное заведение, занявшее устойчивое положение в
современных рыночных отношениях. Приспособление к зрителю, а ее воспитание
зрителя станет задачей театра как учреждения.
Я
думаю, что элементы маркетинга приемлемы в театральном искусстве, но не полный
их комплекс в категоричной трактовке удовлетворения спроса. Театр может
достаточно эффективно использовать разработку имиджа, фирменного стиля
театральной организации, маркетинговые коммуникации с целью стимулирования
зрительского спроса такие как: реклама, работа с СМИ, система связей с
общественностью. Также проведение социальных исследований в области
театрального искусства, исследований социально-культурной деятельности и досуга
населения, исследований по проблемам коммуникации может принести пользу театру,
так как создание благоприятных условий для приобщения населения к театральному
искусству невозможно без развернутого и объемного изучения зрительского спроса
на театральные услуги.
Таким
образом, маркетинг и театр вполне совместимые понятия, но к их взаимодействию
необходимо относиться внимательно, с учетом специфики услуг, предоставляемых
театром. На забывая о его нравственной и духовной роли.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/