Основные составляющие самоменеджмента
Основные составляющие самоменеджмента
Александр Александрович Огарков, кандидат
экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной
работе, Волгоградская академия государственной службы при Президенте РФ.
Самообразование
имеет своей целью приобретение знаний и умений, необходимых для повышения
качества жизни, развитие способности самоорганизовываться и организовывать.
Самообразование
— это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве: чем
разностороннее и глубже знания и опыт, тем точнее выбор решения и действий по
его реализации. Мастерство влечет за собой признание окружающих, что возвышает
человека, утверждает его в жизни, помогает реализовать себя.
Самообразование
— это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к
изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Для организации
самообразования необходимо использовать рабочее время руководителя. Организация
самообразования состоит в постановке цели, определении приоритетов (главных
направлений), выборе способа и обеспечении регулярности работы над собой.
Самообразование
может проводиться в обычных формах общественного обучения (высшее, среднее и
профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных
учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике. Руководителю
нужно знать много больше любого своего специалиста-подчиненного.
Основные
составляющие самоменеджмента:
самопознание
(познание самого себя, своего места и своей роли в этой действительности);
самоорганизация
(организация своей жизни и деятельности);
самовоспитание
(формирование приоритетных качеств);
саморегуляция
(поддержание внутреннего равновесия);
самоконтроль
(оценка и корректирование своей деятельности);
выбор
целей жизни и личной работы;
планирование
личного времени;
информационный
поиск;
рационализация
мышления;
самообразование
(повышение качества жизни);
технология
здоровья (сохранение и укрепление здоровья как первоосновы высокой
трудоспособности и полноценной жизни);
общение;
ритмы
и гармония;
работа
в группе;
риск
творческого мышления;
работа
с конфликтами.
Самопознание
имеет своей целью познание себя как личности, как руководителя, своих свойств и
способностей, своих сильных и слабых качеств, осознание своих взаимоотношений с
другими людьми, освоение образов, идей и вещей объективного мира, попытку
разобраться в понимании смысла жизни и карьеры, в своем внутреннем мире, в
предназначении и призвании. Самопознание невозможно без оценки себя в сравнении
с другими людьми.
Самопознание
включает в себя познание следующих компонентов: смысл жизни, призвание,
интересы, потребности, мотивы, идеал (образ «внутренней цели» и деятельности),
мечты (воображение, направленное в будущее, в перспективу жизни и
деятельности), убеждения (понятые и прочувствованные человеком суждения и
мнения, в истинности которых он не сомневается и которыми руководствуется в
работе), вера в себя, способности.
Инструментарий
самопознания:
концентрация
— фокусировка и частичная фиксация внимания на каком-либо внутреннем или
внешнем объекте;
созерцание
— чувственное познание, связанное с получением информации о себе через органы
чувств и образование ощущений, восприятий и представлений;
наблюдение
— целенаправленное, планомерное восприятие;
воображение
— создание образов-представлений нового, т.е. того, что в прошлом данный
человек не воспринимал, с чем раньше не встречался, возникновение наглядного
образа того, что еще только будет создано;
интуиция
— это внутреннее зрение, внутренний голос, уверенность в том, что нужно
действовать определенным образом.
Самоорганизация
своей целью имеет овладение методологией и методикой организации жизни и деятельности
личности, развитие способностей и умений путем самообучения, самовоспитания,
самоконтроля и т. д.
Самоорганизация
включает в себя следующие компоненты: способность к самоанализу, самоконтролю,
саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самостоятельность,
решительность, настойчивость, мужественность, энергичность, инициативность,
самообладание, сдержанность, самокритичность, самодисциплина, терпение.
Самовоспитание
своей целью имеет самоуправление личности, сознательную, целенаправленную,
творчески преобразующую деятельность, в ходе которой индивид волевым усилием, в
соответствии с избранной целью, по требованиям внешних обстоятельств развивает
в себе социально и личностно значимые природные задатки и способности, новые
качества, освобождаясь от привычек и свойств, мешающих его самореализации и
успеху.
Весь
процесс самовоспитания выражается в поиске ответов на три ключевых вопроса: чем
я был(а)? что я сделал(а)? чем я стал(а)?
Самовоспитание
требует развитого интеллекта, профессиональных знаний и широкой эрудиции. По
мнению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, менеджеру необходимы следующие навыки и
способности:
способность
управлять собой;
разумные
личные ценности;
четкие
личные цели;
упор
на постоянный личный рост;
навык
решать проблемы;
изобретательность
и способность к инновациям;
высокая
способность влиять на окружающих;
знание
современных управленческих подходов;
способность
руководить;
умение
обучать и развивать подчиненных;
способность
формировать и развивать эффективные рабочие группы.
При
реализации программы самовоспитания рекомендуется обратить внимание на
следующие десять пунктов:
Поставьте
перед собой ясные цели: люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо
представляют себе цели, к которым стремятся.
Определите,
по каким признакам вы будете судить об успехе: цели становятся гораздо
полезнее, если их можно измерить.
Будьте
довольны скромным прогрессом: импульсивный человек, надеющийся изменить себя в
мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех.
Рискуйте
в незнакомых ситуациях. Часто приходится выбирать между риском и возвращением
назад к безопасности. В то же время неопределенность новой ситуации становится
негативным фактором и тормозит прогресс.
Помните,
что своим развитием управляете главным образом вы сами. Во все периоды жизни
перед людьми есть выбор — учиться и расти на основе жизненного опыта либо
игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить
себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей
собственной жизни.
Ваше
изменение может вызвать беспокойство окружающих.
Не
упускайте возможностей. Умение распознавать и использовать возможности отличает
людей, работающих над собой.
Будьте
готовы учиться у других.
Учитесь
на своих неудачах и ошибках. Если вы неправы, будьте готовы признать это.
Получайте
удовольствие от своего развития.
Саморегуляция
своей целью имеет приведение себя в норму, нормальное состояние, поддержание, в
том числе автоматически, постоянства или же изменение по требуемому порядку
либо по инициативе самого менеджера, либо адаптивного типа, которое по сути
своей сводится к простому приспособлению к имеющейся обстановке.
Алгоритмы
саморегуляции можно подразделить на:
три
правила анализа проблем беспокойства: беспристрастный и объективный сбор фактов
о проблеме (беспокойство обычно исчезает в свете знания); анализ и осмысление
этих фактов, принятие решения; начало действий в целях решения проблемы;
шесть
правил, как преодолеть привычку беспокоиться, прежде чем она одолеет вас:
человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе; не
позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков; спросите себя: «Каковы шансы
того, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»;
считайтесь с неизбежным; когда перед вами возникает соблазн продолжать
упорствовать в безнадежном деле, установите «ограничитель»; не пытайтесь
«пилить опилки» (не повторяйте прошлых ошибок);
пять
правил выработки душевного спокойствия: думайте и ведите себя жизнерадостно и
вы почувствуете себя жизнерадостно; не пытайтесь свести счеты с вашими врагами,
потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им; вместо того
чтобы переживать из-за неблагодарности, не ожидайте благодарности и делайте
добро ради собственной радости; ведите счет своим удачам, а не своим
неприятностям; не подражайте другим, а лучше постарайтесь найти себя;
пять
правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а
также поддерживать высокий тонус и хорошее настроение: отдыхайте, не дожидаясь
усталости, и вы прибавите час в день к вашей активной жизни; научитесь
расслабляться на работе; расслабляйтесь дома; применяйте трудовые навыки
(выполняйте дела в порядке их важности; когда возникает проблема, решайте ее
немедленно, если вы располагаете фактами, необходимыми для принятия решения;
научитесь организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять
контроль); старайтесь трудиться с энтузиазмом.
Цели
могут формулироваться с помощью в двух личных документов: жизненном плане и
плане карьеры, а процесс нахождения целей осуществляться с помощью четырех
ступеней (по Л. Зайверту):
разработка
общих представлений о жизненных устремлениях;
дифференциация
во времени жизненных целей;
разработка
путеводных представлений в профессиональной сфере;
инвентаризация
целей.
Этот
подход сочетается с классификацией целей человека, разработанной Энкельманном:
профессиональные
цели;
личные
цели, касающиеся частной жизни;
цели,
связанные с укреплением здоровья;
цели,
связанные с удовлетворением культурных запросов.
Планирование
личного времени руководителя имеет своей целью управление и экономию времени
посредством разработки плана жизни, качественными параметрами которого являются
«смысл жизни», «качество жизни», «уровень жизни», «способ жизнедеятельности»
(образ жизни).
Исходное
начало планирования — структурирование времени. Планирование времени методом
«Альпы» включает в себя следующие стадии:
первая
стадия — составление заданий, перечня основных дел дня и недельного (месячного)
плана;
вторая
стадия — оценка длительности акций (проставьте против каждого задания
приблизительное время для выполнения, просуммируйте и определите ориентировочно
общее время);
третья
стадия — резервирование времени про запас, планом должно быть охвачено не более
60% времени и приблизительно 40% должно быть оставлено в качестве резервного
времени;
четвертая
стадия — принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению с целью
сокращения времени, отведенного на выполнение заданий;
пятая
стадия — контроль и перенос несделанного.
Среди
правил эффективного планирования личного времени руководителя можно выделить
следующие:
планирование
должно охватывать не более 60% рабочего времени, поскольку каждый день
приходится заниматься непредвиденными заранее делами;
все
затраты рабочего времени должны документироваться и перепроверяться, как и на
что использованы;
все
невыполненные запланированные задания должны становиться основой для
составления плана на следующий временной период;
планирование
личного времени руководителя должно быть регулярным и носить системный
характер;
планироваться
должен только тот объем задач, который реально может быть выполнен;
планы
составляются не для успокоения совести, а для достижения личных целей;
потери
времени должны восполняться сразу, лучше дольше поработать, чем позже нагонять;
планирование
личного времени необходимо осуществлять в письменной форме собственного
образца;
в
планах должны фиксироваться искомые результаты, а не какие-то действия;
каждый
пункт плана должен иметь четкие временные рамки;
в
плане должны быть установлены приоритеты (степень важности) в выполнении
заданий;
при
планировании необходимо отметить, какие задания необходимо выполнить лично, а
какие допустимо и целесообразно делегировать другим лицам;
все
непредвиденные дела и посетители являются «поглотителями» личного времени;
планирование
должно охватывать как рабочее, так и свободное личное время руководителя;
при
планировании необходимо учитывать время для подготовительной и творческой
работы;
при
планировании время на непродуктивную работу необходимо максимально сокращать;
планирование
личного времени необходимо соотносить с планами начальников, подчиненных,
коллег.
Информационный
поиск своей целью имеет удовлетворение информационных потребностей
руководителя. Личное поведение и деятельность в информационном поле в первую
очередь являются следствием применяемых методик рационального чтения и
активного слушания. Рациональное чтение помогает лучше справиться с потоком
информации, поскольку бессистемное чтение означает потерю времени и пустую
трату средств.
Общие
советы:
Сортируйте
свой материал для чтения и читайте только то, что вам безусловно нужно для
получения информации. Процесс сортировки подчиняется ответам на шесть вопросов:
Что мне следовало бы прочитать? Что я обязан прочитать? Что я хочу прочитать?
Что я хочу с этим предпринять? Что можно было бы прочитать позднее? Что мне
вообще не нужно читать?
Собирайте
небольшие тексты одного (или сходного) профиля для серийной проработки в рабочие
блоки и резервируйте в своем недельном плане, по крайней мере, один час для их
прочтения.
Используйте
три метода чтения «во время чтения»: ориентирующее чтение (первое общее
восприятие содержания, последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать
данный текст, вникать в него); изучающее чтение (поиск, выделение существенного
в тексте, определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна
совсем); обобщающее чтение и критическая оценка прочитанного материала
(фиксация основных мыслей, выводов из прочитанного).
Методические
рекомендации для совершенствования методики чтения:
при
просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию вы хотите из него
получить;
просмотрите
названия глав и разделов, аннотацию, предисловие, вступительные замечания и
введение;
выясните,
что именно вы хотели бы прочитать более внимательно;
не
задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на
статистических данных, подробных описаниях и отступлениях;
прежде
всего следуйте смысловому содержанию и идее текста;
отыскивайте
такие используемые автором (соавторами) смысловые указатели, как подзаголовки,
выделенные слова, предложения, таблицы;
указатели
в виде следующих слов обращают внимание на наиболее важные вводные замечания, акценты:
вводные сигналы («особенно», «следовательно», «поэтому», «тем самым», «так как»
и т. п.) указывают на основную или поясняющую мысль; усиливающие сигналы
(«также», «кроме того», «дополнительно» и т. д.) подчеркивают мысль, которая
ранее была уже кратко изложена; изменяющие сигналы («но», «не говоря», «с
другой стороны», «однако», «напротив», «несмотря на» и др.) указывают на то,
что направление (или тенденция) хода мысли меняется на противоположное;
опускайте
малоинформативные пассажи и замедляйте темп чтения на важных участках текста;
учитывайте
специфику структуры различных текстов: справочные тексты в газетах и журналах
важнейшую информацию содержат в начале; в комментариях и высказываниях по
какому-либо вопросу существенная информация (выводы) приводится, как правило, в
заключительных предложениях; специальные статьи содержат во введении описание
проблемы, в основной части — разработку путей ее решения, в заключительной —
выводы;
обрабатывайте
текст с помощью разного рода пометок, выписок, указательных знаков и т. п.
Методические
правила активного слушания:
подчиняйте
разговор цели поиска нужной информации;
следите
за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
сосредоточьтесь
на теме монолога собеседника, не перебивайте его без надобности;
не
отвлекайтесь во время разговора;
не
задавайте слишком много вопросов, по одному сюжету достаточно задать один-два
вопроса для уточнения сказанного партнером (подчеркивая при этом, что именно вы
не поняли);
используйте
одобряющие (поощряющие) и уточняющие краткие реплики, так как чем больше
говорящий чувствует одобрение, тем точнее выразит мысль;
ищите
истинный смысл слов собеседника, так как не всю информацию удается вложить в
слово, оно дополняется изменениями тональности и окраски голоса, мимикой,
жестами, движениями и наклонами тела;
приспосабливайте
темп мышления к темпу речи; плохой слушатель, беседуя с медлительным
собеседником, позволяет себе быть рассеянным и даже дремать, что может привести
к потере ценной информации;
научитесь
находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами устной
информации;
когда
слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге, не полагайтесь на память
(это касается и телефонных разговоров).
Организация
общения своей целью имеет совершенствование межличностных коммуникаций,
достижение большего взаимопонимания с подчиненными, коллегами, руководителями,
партнерами, повышение культуры делового общения в организации. Методические
правила искусства общения:
не
уходите от ответственности за общение. Помните, в общении участвуют как минимум
двое: один — говорит, другой — слушает, причем в роли слушающего каждый должен
выступать попеременно;
проясняйте
свои идеи перед началом их передачи. Это означает, что вам необходимо
выработать привычку систематически обдумывать и анализировать вопросы,
проблемы, решения, которые вы хотите сделать объектами передачи;
будьте
восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам, упреждайте появление
возможного «семантического шума». Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения
двусмысленные слова или утверждения. Разговаривайте с партнером на «одном
языке». Помните о необходимости учета общности «поля опыта»;
следите
за языком собственных поз, жестов, выражения лица и интонациями. Это
необходимо, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Чаще старайтесь
взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник;
учитесь
распознавать чувства партнера, наблюдая за экспрессивными характеристиками его
внешности, прежде всего за выражением глаз, поскольку мимика связана с
психическими качествами личности. Следует обращать внимание на движения рук,
особенно кистей рук (жестикуляция), на движения и положения тела (пантомимика);
излучайте
эмпатию (пристальное внимание к чувствам других людей, умение поставить себя на
их место) и открытость. Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы
как бы настраиваем соответствующим образом принимающую сторону и одновременно
приспосабливаем вариант кодирования и передачи сообщения к партнеру (индивиду
или группе) и ситуации; А создавайте в организации климат уважительного
отношения и доверия к сотрудникам, в том числе за счет неформальных контактов и
структур. Если руководители открыты и честны со своими сотрудниками, последние
в общении, в обмене информацией отвечают тем же;
формируйте
стиль общения, опираясь прежде всего на личный авторитет. Эффективное деловое
общение — это отношения партнерства;
бережно
обращайтесь со словом. Слово было и остается главным средством коммуникации.
Доброе слово руководителя может окрылить подчиненного, пробудить в нем
самоуважение, стать важным катализатором социального творчества, в то время как
плохое слово — на долгое время травмирует, выбивает из нормальной колеи;
помните,
что главное в культуре общения — уважение к человеку, потребность и способность
понять другого.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/