Изучение организации как открытой системы управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,34 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение организации как открытой системы управления

Содержание

Введение

. Организация как социально-экономическая система

.1 Организация как объект изучения менеджмента

.2 Характеристика внутренней среды организации

.3 Характеристика внешней среды организации

. Анализ управленческой деятельности в ООО «СИБИРЬ-2014»

.1 Характеристика объекта исследования

.2 Анализ состояния исследуемого вопроса в организации

.3 Общие выводы по результатам проведенного исследования

. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности организации ООО «СИБИРЬ-2014»

.1 Общие рекомендации по повышению уровня производства организации

.2 Рекомендации по повышению уровня эффективности факторов внутренней среды организации, влияющих на производство

.3 Рекомендации по повышению уровня эффективности факторов внешней среды организации, влияющих на производство

Заключение

Список использованных источников

Приложение А - Анкеты участников опроса

Введение

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен, информационных технологий и быстрого ритма жизни. В экономике состоялся переход - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения самих людей. Чтобы справиться с этим в жизни нынешних поколений вызовом, людям, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, информацией и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства менеджмента.

Организация, в менеджменте интегрированная система в которой все элементы объедены общей деятельностью постоянно или временно.

В настоящее время абсолютно каждый человек, так или иначе, взаимодействует с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, вступают в многообразные и разноуровневые отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация как сложный организм уверенно развивается, когда имеет обоснованную стратегию и эффективно использует ресурсы, а также имеет свой облик, культуру, репутацию и сложившиеся веками традиции. Если организация перестает отвечать избранным целям, она перестраивается, а оказавшись неспособной выполнять свои задачи, погибает. Управлять организациями, эффективно использовать их потенциал, осваивать современные технологии их деятельности невозможно без понимания сущности организации и закономерностей ее развития. Для того чтобы понять зачем нужны организации, как они создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, следует изучить теорию организации, опирающуюся на обобщении новейшего мирового опыта.

Данная работа посвящена теме «Организация как открытая социально-экономическая система». Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики, однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к исследуемой теме, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и, в конечном счете - к их адаптации к условиям рыночных отношений. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношении. Новые требования к построению и поведению организации предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функции и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «СИБИРЬ-2014». Предметом исследования выступают ведущие тенденции, проблемы и пути повышения эффективности данной организации.

Развитие и закрепление теоретических знаний в области определения организации как открытой социально-экономической системы, а также приобретение практических навыков в сфере анализа управленческой деятельности организации; разработки предложений по совершенствованию управленческой и исполнительной деятельности организации на примере ООО «СИБИРЬ-2014».

Цель работы - изучение организации как открытой системы управления.

Поставленная цель определила необходимость решения в курсовой работе следующих основных задач:

дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты;

проанализировать существующий порядок управленческой и исполнительной деятельности в ООО «СИБИРЬ-2014»;

разработать рекомендации по повышению эффективности общего исполнительного уровня исследуемой организации.

Методами исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, являются учебные пособия по менеджменту, а также материалы статей периодических изданий, статистические данные, нормативные правовые акты и некоторые электронные ресурсы.

1. Организация как социально-экономическая система

1.1Организация как объект изучения менеджмента

Понятие организации имеет множество определений. Так данное понятие интерпретируется не только в сфере экономики, но ив других сферах жизни общества. Приведем некоторые из них:

а) Организация - объединение людей, которые совместно реализуют некоторую программу или цель и действуют на основе определенных процедур и правил (социальная организация);

б) Организация - это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

в) Организация - форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции [1];

г) Организация - это «система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором»; руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы. (Честер И. Бернар)

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.

д) Организация - это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей (Мескон). Это определение относится к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.

Всеобъемлющий характер понятия «организация» отметил русский философ и экономист А.А. Богданов, который рассматривал теорию организации как всеобщую организационную науку. Все социально-экономические системы (предприятия, фирмы, концерны и т.д.) являются организациями.

В более широком смысле понятие организации рассматривается как пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействий работников.

Организация (социально-экономическая система) - это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. Стремление предприятия к осознанному качественному развитию, организационная целостность, корпоративные ценности, творцом которых является профессиональный коллектив, и проявляющиеся в способности производить востребованный обществом экономический продукт на основе преобразований ресурсов, дают основание определить его как развивающуюся социально-экономическую систему.

Организации различаются размерами и структурой, количественным составом и характером преследуемых целей, особенностями поведения в процессе достижения целей.

В ходе исторического процесса выделились три формы организации совместной деятельности людей ради общей цели:

а) община;

б) корпорация;

в) ассоциация.

Рисунок 1.1 - Виды организаций

Неформальная организация - спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация - организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование - в нормативных актах, соглашениях, положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации - организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации - организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций. Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями.

Для организации характерны следующие принципиальные моменты:

а) комплексность;

б) формализация;

в) соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации, она включает уровень разделения труда (специализации), количество уровней управления в иерархии организации, а также степень территориального распределения частей организации.

Под формализацией понимается заранее разработанные и установленные правила и процедуры производственного поведения работников. Каждая организация самостоятельно определяет уровень формализации.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых принимаются управленческие решения. Принятое соотношение определяет тип организационной структуры управления.

Организации проектируются заранее, чтобы сформировать структуру для достижения целей. При проектировании организации ее обычно представляют как организм, который будет действовать рационально, целенаправленно, имеет цель и совершенствует методы ее достижения.

Следует различать теорию организации и организационное поведение. Объект в теории организации - макроуровень, он описывает организацию в целом и ее части и то, как обеспечить ее эффективное функционирование. Объект в организационном поведении - это микроуровень, где поведение индивидуумов и групп рассматриваются с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации, статус, руководства, общения, конфликта. Это две научные дисциплины, дополняющие друг друга.

Каждая организация имеет свое предназначение - миссию. Миссия организации - это выраженные словесно образ и предназначение организации в долгосрочном периоде.

Миссия представляет собой базис, опорную точку для определения ее целей, позволяет сформировать ясные и непротиворечивые цели, объединяет усилия работников по достижению целей, необходима для получения поддержки со стороны внешней среды.

Основные вопросы, которые отражаются в формулировке миссии организации: предлагаемые продукты (услуги), место в системе рыночных отношений, цели организации, технологии (процессы), философию организации (взгляды, ценности), внутреннюю концепцию (сильные стороны), внешний образ, имидж (ответственность перед обществом).

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, увеличения доходности. Кроме того, цели организации могут меняться в зависимости от этапа жизненного цикла организации.

Организация обладает следующими общими признаками:

б) сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

в) определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;

г) единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности; обязательное распределение ответственности; короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной самоорганизации и активности; желательность стабильности циклически повторяемых действий.

.2Характеристика внутренней среды организации

Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организации.

Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию либо оказывает услуги. Товары и услуги поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, места продажи, гарантии и т.д.). С рынка фирма получает деньги и информацию (объемы и темпы продаж, данные о товарах конкурентов и т.д.).

Фирма взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами (банками, налоговыми службами, страховыми компаниями), посредниками (транспортными учреждениями, торговыми агентами и т.д.), рекламными агентствами; изучает общественное мнение.

Фирма работает в определенной стране. В этой стране существуют определенная общая экономическая и политическая ситуация, определенный уровень научно-технических достижений, культурные и иные традиции.

Всё вышеперечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние.

Факторы внешней среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне её.

Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров.

Под внешними - переменные, находящиеся вне организации, которые способствуют (или нет) её функционированию, выживанию и эффективности.

Рассмотрим внутренние ситуационные факторы.

Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

Рисунок 1.2. Взаимосвязанность внутренних переменных

Первый переменный фактор - цели. Организация, по определению, это группа людей с общими целями. Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа.

Постановка целей - очень важные момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать, к чему стремится.

Цель определяет направление движения, все последующие решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели.

У организации в зависимости от их типов могут быть разнообразными цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на:

а) выживание;

б) прибыль;

в) перспективы.

Действительно, фирма может выжить, только найдя свое место в системе рыночных отношений. Значение прибыли в бизнесе трудно переоценить: это источник роста и процветания фирмы, средство увеличения благосостояния ее владельцев и работников. Не следует забывать и о перспективе развития фирмы: проблемы сегодняшнего дня не должны заслонить перспективу - возможность существовать в будущем.

Эти три главные в жизни фирмы цели тесно между собой связаны, менеджеры должны обеспечить их выполнение.

Крупные организации - многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. в подразделениях организации также вырабатываются цели для того, чтобы достичь общей цели организации. Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.

Вторая внутренняя переменная - структура. Как уже говорилось в первой главе, формальные организации состоят из подразделений, уровней управления. Взятые в единстве и логическом соотношении между собой, они образуют определенную структуру организации.

Структура устанавливает также взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации.

Образование структуры - это следствие разделение труда между специалистами разных ее видов. Так, труд разделен между технологами, механиками, экономистами и др. при производстве любого продукта работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже представляет собой конкурентную специализацию труда. В больших организациях специалисты группируются в пределах функциональных областей (отделов, подразделений) [2].

Рисунок 1.3 - Плоская структура управления организацией

И управленческий труд - специализированный вид труда. Внутри него тоже происходит специализация - разделение на конкретные виды управленческого труда, в результате чего выделяются уровни управления.

Важным понятием является сфера контроля. Сфера контроля - это группа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Если руководитель контролирует большое количество подчиненных, то у него широкая сфера контроля. Если каждому руководителю подчиняется немного людей, то это узкая сфера контроля.

Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Широкая сфера контроля дает плоскую структуру управления (рис. 1.3), с небольшим числом уровней управления, узкая сфера контроля - многоуровневую (или высокую) структуру.

Вопрос о том, какая сфера контроля и, какая структура наилучшая, некорректен. Всё зависит от специфики организации, ее целей и решаемых ею задач.

Третья внутренняя переменная - задачи.

Рисунок 1.4 - Высокая структура управления организацией

Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необходимый вклад в достижение целей организации.

Традиционно задачи делятся на три категории:

а) работа с людьми;

б) работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);

в) работа с информацией.

Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

Технология - это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.

Производственные задачи выполняют по определенным конкретным технологиям.

Вместе с развитием общества происходило совершенствование используемых в производстве технологий. Принципиальные изменениям в технологию производства внесли машины (первые из них появились в последней трети XVIII в.), стандартизация, конвейер, компьютеры. Они изменяли объем и характер выполняемых задач, в том числе связанных с управлением производством.

Люди - пятая внутренняя переменная, которая в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте. Сегодняшний менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме. Один из руководителей крупной американской компьютерной фирмы сказал: « лишите меня всех моих достижений, оставьте только людей, с которыми я работаю, через пять лет мы снова достигнем того же уровня».

Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяются поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер функционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь нужны знания в области психологических особенностей личностей личности, влияющих на ее поведение и деятельность.

.3Характеристика внешней среды организации

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является, по сей день, источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем, внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.

Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

а) конечные потребители, или население;

б) промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;

в) посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;

г) государство, как хозяйствующий субъект.

Важной составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители [3]. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:

а) прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);

б) косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и пиво Балтика).

Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т.д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социально-культурных и политических изменениях [4].

Экономические факторы

Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Политические факторы

Для организации имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

Социально-культурные факторы

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

Научно-технический прогресс

Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.

В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом.

а) существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие;

б) среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность;

в) среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности;

г) большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений. (Рисунок 1.5, рисунок 1.6)

Рисунок 1.5

Рисунок 1.6

Таким образом, можно сделать вывод, что организация - это форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции. В процессе эволюции выделилось два вида организаций: формальные и неформальные организации. Все организации обладают общими характеристиками. Стремление организации к осознанному качественному развитию, организационная целостность, корпоративные ценности, творцом которых является профессиональный коллектив, и проявляющиеся в способности производить востребованный обществом экономический продукт на основе преобразований ресурсов, дают основание определить его как развивающуюся социально-экономическую систему.

Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию либо оказывает услуги. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов окружающей ее среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние. Выделяют два вида факторов: факторы внешней и факторы внутренней среды. Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров. Под внешними - переменные, находящиеся вне организации, которые способствуют (или нет) её функционированию, выживанию и эффективности.

2. Анализ управленческой деятельности в ООО «СИБИРЬ-2014»

.1 Характеристика объекта исследования

Общество с ограниченной ответственностью ООО «СИБИРЬ-2014» зарегистрировано 5 августа 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области, 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Советская, дом 55.

Генеральный Директор организации - Владимир Филиппович Борисенко.

Предприятие ООО «СИБИРЬ-2014» находится по адресу 666684, Иркутская область, город Усть-Илимск, территория ПРОМПЛОЩАДКА УИ ЛПК.

Основным видом деятельности является 20.10 - «Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины» (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации). Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: 74.84 - «Предоставление прочих услуг».

Организации присвоен ИНН 3817998409, ОГРН 1143850032116.

Предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Организация ООО «СИБИРЬ-2014» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

а) организация перевозок грузов (Дополнительный вид деятельности);

б) прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта (Дополнительный вид деятельности);

в) хранение и складирование (Дополнительный вид деятельности);

г) транспортная обработка грузов (Дополнительный вид деятельности);

д) деятельность автомобильного грузового транспорта (Дополнительный вид деятельности);

ж) производство прочих изделий из дерева (Дополнительный вид деятельности);

и) производство деревянной тары (Дополнительный вид деятельности);

к) производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий (Дополнительный вид деятельности);

л) производство шпона, фанеры, плит, панелей (Дополнительный вид деятельности);

м) распиловка и строгание древесины (Основной вид деятельности);

н) пропитка древесины (Основной вид деятельности).

Уставной капитал предприятия по состоянию на 5 августа 2014 года составляет 10000 рублей.

Предприятие создано в целях извлечения прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых предприятием товарах и услугах.

.2 Анализ состояния исследуемого вопроса в организации

Для сбора информации, необходимой для анализа состояния исследуемой проблемы в ООО «СИБИРЬ-2014» было проведено анкетирование.

Целью анкетирования является выявление и оценка потенциальных возможностей организации, определение влияния на организацию субъектов и факторов внешней среды, а также выявление сильных и слабых сторон данной организации.

В качестве респондентов выступают рядовые сотрудники компании ООО «СИБИРЬ-2014» в возрасте от 25 до 40 лет. Всего было опрошено 20 человек.

На основе ответов респондентов на первый вопрос анкеты можно сделать вывод, что в социологическом опросе приняло участие 7 женщин и 13 мужчин, что составило 35% и 65% соответственно. Результаты ответов представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Результаты ответов на первый вопрос анкеты

Опираясь на результаты ответов на второй вопрос анкеты, были выявлены возрастные рамки опрашиваемых работников. Результаты ответов респондентов приведены на рисунке 2.2.

Таким образом, исходя из данных показателей, видно, что большую часть рабочего коллектива составляют мужчины, что позволяет нам судить об уровне сложности выполняемой работы. Также можно сделать вывод, что данному виду трудовой деятельности обучено не так много женщин. Соответственно в данной сфере производства большинство высококвалифицированных работников составляют мужчины, а не женщины.

Из рисунка 2.2 следует, что на предприятии ООО «СИБИРЬ-2014» присутствуют работники разной возрастной категории, большую часть которых составляют люди от 35 до 40 лет. Можно сделать вывод, что на предприятии трудятся опытные работники, которые имеют за плечами определенный стаж работы в организации ООО «СИБИРЬ-2014».

Рисунок 2.2 - Результаты ответов на второй вопрос анкеты

Третий вопрос анкеты звучит так: «Оцените вашу заинтересованность в работе по 5 шкале (от 0 до 5)». Результаты ответов респондентов приведены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Результаты ответов на третий вопрос анкеты

Из представленных данных видно, что 60% опрошенных оценивают свою заинтересованность в работе на «5» баллов. Следовательно, данная часть респондентов вполне удовлетворена выбором сферы производства, и, можно предположить, что все обязанности выполняются с энтузиазмом. Также, можно сделать вывод, что заинтересованность исследуемой части работников, имеют перспективы на дальнейший карьерный рост. Из рисунка также видно, что 20% участников анкетирования оценивают свою заинтересованность в работе на «4» балла, что позволяет предположить, что работники удовлетворены выбором сферы деятельности, но имеют некоторые смешанные чувства относительно их должности или сферы исполняемых ими обязанностей. Так, эта часть трудящихся, скорее всего, также хотела бы иметь перспективу карьерного роста, но при этом имеет какие-либо трудности в достижении своих желаний. Нашлись и такие работники, которые вовсе не заинтересованы в своей работе, они составляют 5%. Можно сделать вывод, что данная часть работников либо не довольна выбором сферы деятельности, либо не довольна условиями труда, созданными на предприятии.

В вопросе номер 4 респондентам предлагается оценить их удовлетворенность заработной платой по 5-ой шкале (от 0 до 5).Результаты ответов респондентов представлены на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Результаты ответов на четвертый вопрос анкеты

Таким образом, большинство респондентов удовлетворены заработной платой. А именно, абсолютно удовлетворены 15 человек, что составляет 75% от общего числа опрошенных; удовлетворены 4 человека, что составило 20% из 100% опрошенных; и скорее удовлетворены, чем нет 1 человек, что составило 5% от общего числа опрошенных респондентов. Отсюда следует, что все сотрудники организации ООО «СИБИРЬ-2014» в той или иной степени удовлетворены заработной платой. Ни один из опрошенных респондентов не дал негативного ответа на данный вопрос.

На пятый вопрос: «Оцените, насколько атмосфера в рабочем коллективе располагает к труду по 5-ой шкале (от 0 до 5)», почти все опрошенные респонденты дали положительные ответы. Результаты ответов респондентов приведены на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5- Результаты ответов на пятый вопрос анкеты

Из полученных данных можно сделать вывод, что большинство участников опроса удовлетворены рабочей атмосферой, сложившейся в коллективе. Так, 11 человек (55% соответственно) оценили рабочую атмосферу на 5 баллов, 6 человек (30% соответственно) и 3 человека оценили рабочую атмосферу на 3 балла (15% соответственно) следовательно, можно предположить, что большая часть респондентов все же считает рабочую обстановку располагающей к труду.

В вопросе номер 6 участникам анкетирования предлагается оценить, насколько эффективно взаимодействие организации с поставщиками по 5 бальной шкале (от 0 до 5). Результаты ответов респондентов показаны на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 - Результаты ответов на шестой вопрос анкеты

Из рисунка видно, что мнения участников анкетирования по поводу эффективности взаимодействия организации с поставщиками достаточно различны. Таким образом, можно предположить, что каждый работник дает оценку данному процессу взаимодействия с точки зрения его роли и степени его участия в данном процессе.

В вопросе №7 респондентам предлагается выбрать один вариант ответа из трех предложенных, который наиболее удовлетворяет мнению участника анкетирования. Вопрос звучит так: «Как вы считаете, окупаются ли затраты на закупку сырья?». Предлагаются следующие варианты ответа: да, нет, не всегда. Результаты ответов представлены на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 - Результаты ответов на седьмой вопрос

Исходя из полученных данных, можно сказать, что большая часть опрошенных, а именно 12 человек (60% соответственно), уверены в том, что затраты организации на закупку сырья всегда окупаются за счет прибыли, получаемой ООО «СИБИРЬ-2014» за предоставленные товары и услуги. Часть респондентов (5 человек - 20% соответственно) допускает мнение, что затраты на ресурсы не окупаются никогда. Также, 3 человека из 20 (15% соответственно) опрошенных считают, что затраты производства на сырье окупаются, но не всегда.

В вопросе №8 респондентам вновь предлагается сделать выбор из трех предложенных вариантов ответа. Вопрос звучит так: «Как вы считаете, всегда ли поставщики доставляют производственные ресурсы в срок?». Результаты ответов представлены на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8 -Результаты ответов на восьмой вопрос анкеты

Мнения респондентов разделились. Согласно рисунку, можно сказать, что 50% (10 человек) опрошенных уверены, что доставка ресурсов всегда осуществляется вовремя. В то время как 30% (6 человек) опрошенных считают, что поставщики не всегда осуществляют доставку ресурсов на предприятие в установленный срок. И, наконец, 20% опрошенных (4 человека) уверены, что доставка никогда не осуществляется вовремя.

«Как вы считаете, сказывается ли на производстве общая политическая обстановка (санкции)?» - так звучит 9 вопрос анкеты. Соответствующие результаты изображены графически на рисунке 2.9.

Рисунок 2.9 - Результаты ответов на девятый вопрос анкеты

Таким образом, все респонденты ответили единогласно. Все участники анкетирования считают, что влияние одного из внешних факторов, а именно общей политической обстановки, никак не оказывает влияние на работу исследуемой организации.

В вопросе №10 данной анкеты, респонденты должны дать оценку эффективности работы предприятия в целом по 5 бальной шкале (от 0 до 5). Результаты ответов представлены на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10 - Результаты ответов на десятый вопрос анкеты

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что, в общем, работа предприятия оценивается участниками анкеты как эффективная.

Одиннадцатый вопрос анкеты был следующего плана: «Как вы считаете, насколько эффективно организован рабочий процесс?». Результаты ответов респондентов представлены графически на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11 - Результаты ответов на одиннадцатый вопрос анкеты

На основе полученных результатов, можно сделать вывод, что рабочий процесс, по мнению 18 из 20 опрошенных респондентов считают сложившуюся организацию рабочего процесса на предприятии эффективной. И только 10% (2 человека) считают организацию рабочего процесса неэффективной.

Два последних вопроса анкеты были открытыми, что предоставило возможность участникам анкетирования высказать свои пожелания и предложения по поводу организации работы предприятия.

«Что вас не устраивает в организации рабочего процесса и есть ли у вас предложения по его улучшению?» - так звучит двенадцатый вопрос анкеты. Абсолютно все респонденты без исключения не остались равнодушны к теме, поднятой в данном вопросе, и каждый участник высказал свои пожелания и предложения.

Обобщая полученные ответы, можно сказать, что большинство работников обращают особое внимание на частую необходимость ремонта станков. «Станки часто выходят из строя. Процесс починки занимает много времени, также не редко приходится заменять детали крупного размера или другие запчасти, которые бывает трудно найти в короткие сроки. В связи с этим рабочий процесс приходится прерывать, следовательно, производство стоит, время уходит, план не выполняется», - такой ответ дает один из респондентов. На основе ответов других участников анкетирования, можно сделать вывод, что большинство респондентов (около 70%), дало подобный ответ на поставленный вопрос. Что касается второй части вопроса, почти все респонденты высказали свои предложения по улучшению организации рабочего процесса. В основном звучали предложения подобного характера: «Хотелось бы иметь импортное оборудование более высокого качества, менее подверженное поломке»; помимо этого «Было бы замечательно, если бы среди работников смены был мастер по ремонту станков, который сможет во время рабочего процесса оперативно устранить поломку»; также «Рабочий процесс был бы организован эффективнее, если бы в производственном помещении установили дополнительный станок и набрали вторую бригаду, которая будет работать параллельно с первой бригадой рабочих».

Еще один вопрос открытого типа. «Что вас не устраивает в процессе взаимодействия организации с поставщиками и есть ли у вас предложения по его улучшению»? - так звучит тринадцатый вопрос анкеты, где респондентам вновь предлагается выявить сильные и слабые стороны предприятия с помощью результатов их ответов.

Как и в предыдущем вопросе, ответы участников анкетирования были во многом схожи. Прозвучали следующие ответы: «Во-первых, доставки не всегда осуществляются вовремя, в следствии чего, встает производство», «Во-вторых, иногда продукция поступает в непотребном виде, после чего предприятие вынуждено вернуть полученный ресурс обратно поставщику, что сказывается опять же на работе предприятия»; «В-третьих, поставщики часто бывают некорректны в оговоренных заранее с высшим управлением критериях оплаты доставленного товара, что вновь приводит к выяснениям отношений сторон и задержке производственного процесса». Относительно второй части вопроса были высказаны следующие пожелания и предложения: «Усилить жесткость контроля осуществления заказа производственного ресурса»; «Назначить ответственное лицо за отслеживание своевременной доставки товара от поставщика»; «Ввести штрафы за опоздание относительно фирм поставщиков»; «С фирмами, поставки которых осуществляются вовремя, укреплять существующие взаимосвязи».

Опираясь на полученные результаты ответов на данный вопрос, можно предположить, что процесс взаимодействия организации с поставщиками нуждается в подробном и детальном рассмотрении. Стоит уделить больше внимания разработке стратегии по устранению возникающих проблем при взаимодействии фирм поставщиков и предприятия ООО «СИБИРЬ-2014».

.3 Общие выводы по результатам проведенного исследования

В соответствии с проведенным социологическим исследованием, были получены следующие основные выводы:

Во-первых, компания ООО «СИБИРЬ-2014» имеет достаточно эффективный общий уровень производственной деятельности, что делает ее конкурентоспособной и позволяет сохранить за собой одно из ведущих мест в экономике города и области.

Большинство сотрудников, в среднем 60-70% опрошенных, исходя из результатов анкетирования, вполне удовлетворены уровнем своей заработной платы, атмосферой в коллективе, они имеют достаточно высокую заинтересованность в работе, что делает работников более участливыми. Соответственно, опираясь на вышеупомянутые данные, можно предположить, что в управляющей компании ООО «СИБИРЬ-2014» процветает высокая мотивация каждого работника и группы в целом. Предприятие характеризуется высокой степенью участия работников в принятии решений руководителя, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них интересным, и вознаграждением для персонала является чувство причастности к достижению успеха, а также возможностью карьерного роста.

Во-вторых, согласно проведенному социологическому опросу, было выявлено, что в ООО «СИБИРЬ-2014» работники напрямую взаимодействуют со своими руководителями, что позволяет вовремя выявить проблемы, возникающие в процессе производства, а также дает возможность работникам быть в курсе любых происходящих или запланированных изменений в производственном процессе. Нынешний уровень работы компании - это результат группового труда при поддержке руководителя; установление определенного порядка распределения работ; возможность руководителя давать совет; также, по результатам исследования видно, что в трудовом коллективе присутствует свободная, дружеская атмосфера.

Также, обратим внимание на то, что важную роль в работе организации играет создание трудовых условий для работников. На основе данных социологического опроса видно, что в данной организации созданы максимально хорошие условия труда. В ходе анализа ответов респондентов были выявлены и слабые стороны организации трудового процесса, но все они могут быть решены в пользу предприятия.

Вывод: Общество с ограниченной ответственностью ООО «СИБИРЬ-2014» - основным видом деятельности является 20.10 - «Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины». Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: 74.84 - «Предоставление прочих услуг».

Целью анкетирования является выявление и оценка потенциальных возможностей организации, определение влияния на организацию субъектов и факторов внешней среды, а также выявление сильных и слабых сторон данной организации. В качестве респондентов выступают рядовые сотрудники компании ООО «СИБИРЬ-2014» в возрасте от 25 до 40 лет. Всего было опрошено 20 человек.

Компания ООО «СИБИРЬ-2014» имеет достаточно эффективный общий уровень производственной деятельности. В ООО «СИБИРЬ-2014» работники напрямую взаимодействуют со своими руководителями, что позволяет вовремя выявить проблемы, возникающие в процессе производства, а также дает возможность работникам быть в курсе любых происходящих или запланированных изменений в производственном процессе.

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности в ООО «СИБИРЬ-2014»

.1 Общие рекомендации по повышению уровня производства организации

В сложившейся экономической ситуации эффективность характеризует выживаемость предприятия. Предприятию необходимо не только выжить, но и по возможности повысить свой конечный результат, а именно прибыль. Эффективность производства - важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Обобщающим критерием экономической эффективности предприятия служит уровень производительности труда.

Для того чтобы способности работников были реализованы, а труд эффективен, работа на предприятии должна быть определенным образом организована. А между ценой рабочей силы и показателями, характеризующими эффективность деятельности работника, должна быть установлена определенная взаимосвязь, которая и является предметом организации заработной платы на предприятии. Под организацией заработной платы понимается построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты. Организация заработной платы призвана обеспечивать мотивацию трудового поведения работников, заинтересовывать их трудиться на данном предприятии, использовать личностный потенциал для улучшения своих и коллективных показателей работы. Заработная плата является основным источником материального благосостояния работников, важным стимулом повышения эффективности и улучшения качества работы ее отдельных предприятий. В настоящее время в оплате труда сложилась довольно сложная ситуация. Произошло снижение реальной заработной платы почти во всех отраслях. Значительно снизилась соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума. Заработная плата перестала быть стимулирующим фактором, что затрудняет проведение мотивирующей политики. А периодические задержки выплаты заработной платы стали серьезной проблемой для работников и предприятий. В этих условиях необходимо выяснить причины и наметить возможные пути и мероприятия по ликвидации сложившейся ситуации.

Особое значение для повышения эффективности труда на предприятии (в организации) имеют внутренние факторы: материально-технические, организационные, социальные, а также изменение масштабов производства. Немаловажное значение имеют и внешние частично регулируемые факторы, такие как изменение структуры и ассортимента продукции под воздействием рыночной конъюнктуры и уровень внешних поставок.

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С точки зрения психофизиологической производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической нагрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напряжения.

Для повышения общего уровня эффективности производства в ООО «СИБИРЬ-2014» руководству организации необходимо соблюдать все вышеперечисленные условия, способствующие успешной и эффективной организации рабочего процесса.

.2 Рекомендации по повышению уровня эффективности факторов внутренней среды организации, влияющих на производство

Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди. Все эти факторы оказывают большое влияние на работу организации.

Рисунок 3.1 - Переменные внутренней среды организации во взаимодействии

Анализ среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Существующие условия и факторы, воздействующие на организацию, требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним.

На предприятии необходимо создать управленческий механизм, который позволит выдвигать, оценивать и реализовывать предложения по совершенствованию деятельности организации. Возможные направления программы по внутренней среде организации: во-первых, постановка конкретных, достижимых целей с определенным сроком реализации, что позволит предприятию построить четкий план по выполнению объемов производства в определенные сроки, а также сделает рабочий процесс более упорядоченным. Каждый работник, зная цели предприятия, будет реализовывать тот объем работы, который ему будет необходимо выполнить в соответствии с целями организации. Также, каждый сотрудник будет сосредоточен на определенном рабочем процессе, что исключит вероятность прерывания трудовой деятельности, ввиду неорганизованности трудового коллектива.

Во-вторых, что касается такой переменной внутренней среды организации как структура. Структура устанавливает взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации. Образование структуры - это следствие разделение труда между специалистами разных ее видов.

Для более эффективной работы организации необходимо четко определить ее структуру. А какой будет эта структура, зависит от специфики организации, ее целей и решаемых ею задач.

Важным понятием здесь является сфера контроля. Сфера контроля - это группа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Так, для предприятия ООО «СИБИРЬ-2014» характерна узкая сфера контроля (каждому руководителю подчиняется немного людей), которая дает многоуровневую (или высокую) структуру.

Рисунок 3.2 Высокая структура управления организацией

В-третьих, важной характеристикой эффективности организации являются технологии производства. Исследуемая организация заняла свое место на рынке производства не так давно, но, тем не менее, смогла создать конкуренцию и удержать свою позицию. Это во многом обусловлено технологиями производства, реализуемыми предприятием ООО «СИБИРЬ-2014».

Но и здесь были выявлены слабые стороны организации.

Для того чтобы увеличить эффективность производства предприятию необходимо приобрести более качественную технику (станки). Желательно технику импортного производства, так как такое оборудование реже подвергается как серьезным, так и мелким поломкам, более того, запчасти для такого оборудования зачастую найти легче, чем для станков отечественного производителя.

Эффективность системы управления качеством продукции напрямую зависит от наличия исчерпывающей информации по всем технологическим процессам. Здесь не обойтись без математического моделирования, поскольку оно способствует повышению качества на этапе не только производства, но и проектирования продукции, снижает сроки и стоимость работ, потому что использует механизмы исследований, полноценно заменяющие дорогостоящие экспериментальные работы.

Под технологиями производства также понимаются навыки и способности работников. Чем выше уровень квалификации трудящихся, тем эффективнее будет процесс реализации целей предприятия. Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив, задействованный в некоторой программе, был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. Такая подготовка является центральным компонентом развития организации и может включать формальное обучение, получение второго образования, перенимание опыта коллег и другие виды деятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике. Повышение квалификации трудового коллектива предполагает его обучение выполнению новых задач и полноценному применению современных технологий, а также выработку профессиональной надежности и развитие имеющихся умений. В ходе повышения квалификации необходимо научиться не просто выполнять работу принятым в настоящее время образом (профессиональный тренинг, направленный на выполнение конкретных задач), а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество.

3.3 Рекомендации по повышению уровня эффективности факторов внешней среды организации, влияющих на производство

Для успешного планирования деятельности предприятия ООО «СИБИРЬ-2014» высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. Факторы эти называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Внешние факторы подразделяют на две группы: факторы прямого воздействия - это факторы, которые оказывают прямое (непосредственное) влияние на деятельность предприятия. К таким факторам относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом); факторы косвенного воздействия - это факторы, которые не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии.

Все эти факторы непосредственно влияют на принятие решений хозяйствующего субъекта в сфере производственной деятельности, выступая в определенной степени спектром некоторых ограничений.

Для повышения эффективности предпринимательской деятельности исследуемой организации, прежде всего, необходимо проработать политику ценообразования предприятия. Используемая политика ценообразования, основанная на затратном подходе, ориентирована только на достижение определенной нормы прибыли, не учитывая при этом спрос покупателей и предложение конкурентов. Для того чтобы не снижался потребительский спрос предприятию нужно использовать политику ценообразования, основанную на маркетинговых исследованиях рынка, позволяющую повысить спрос потребителей и достигнуть высокого уровня прибыли за счет эффекта масштаба.

Более широкое применение политики скидок позволит привлечь к фирме большее количество постоянных потребителей. Прежде всего, необходимо использовать скидки за объем закупок, стимулирующие покупателя приобретать товар в больших количествах и (или) с определенной периодичностью у одного и того же продавца, тем самым способствуя активизации сбыта. Скидки за объем закупок могут быть привязаны к одному из двух оснований: к натуральной величине покупки (к числу приобретенных единиц товара или его объему, например литрам или кубометрам); к стоимости покупки, определенной на основе неизменных номинальных (справочных, прейскурантных) цен. При этом сама скидка также может быть выражена одним из трех способов: во-первых, в виде процента снижения номинальной (справочной, прейскурантной) цены; во-вторых, в виде числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по пониженной цене; в-третьих, в виде суммы, которая может быть возвращена или зачтена покупателю в счет оплаты им следующей партии товара.

Следующим мероприятием, которое может значительно повлиять на уровень финансового состояния предприятия, является внедрение логистических систем в управлении запасами. Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются: новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия; реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм - логистических сетей; технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли. Интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков. Управление базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс (интегрированную логистику) с целью предотвращения нерациональных потерь материальных и других ресурсов.

Логистика направлена на достижение высокого качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых компетенций. Это позволяет выработать современные технологии логистического менеджмента и добиться высокого уровня конкурентоспособности. Успехи в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности интегрированной логистической системы.

Кроме того, при недостаточном спросе на продукцию предприятия, необходимо больше внимания обратить на рекламную деятельность. Наиболее эффективной (но и дорогой) является реклама по телевидению. В целях рекламы наиболее удобным использовать время с 18 до 22 часов по местному телевидению, так как при использовании центральных каналов, большая часть рекламных затрат уходит «в никуда», так как рекламные сообщения получают потребители, географически находящиеся очень далеко от фирмы. Следующим по эффективности воздействия на потребителя является использование рекламных радио-сообщений. Принципы размещения этой рекламы совпадают с рекламой по телевидению. Кроме этого необходимо использовать и рекламные сообщения в местной прессе, щитовую рекламу. Эффективным методом воздействия на потребителей является организация выставок, ярмарок, различных конкурсов. Данный метод рекламной деятельности не требует очень больших затрат, однако позволяет привлечь достаточно большое количество новых потребителей. Организация активной целенаправленной рекламной кампании позволит фирме удерживать свои позиции на рынке производства.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что любая организация создается и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей и задач своей производственной деятельности, должна сформировать собственную систему принципов управления.

При формировании системы принципов управления конкретной организацией необходимо соблюдать следующие условия:

должны учитываться основные тенденции и требования к современному управлению;

все фундаментальные основы менеджмента;

должны быть не просто рекомендациями, а критериями оценки эффективности управления;

используемая система принципов управления должна быть доступна для изменения и дополнения с учетом развития теории и практики управления.

От того, насколько сформированная система принципов управления будет соответствовать перечисленным выше требованиям, зависит эффективность управления организацией, а, следовательно, и результативность ее деятельности.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействий работников. Структура определяет, каким образом должны быть распределены задачи, для нее характерные.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации. Рыночная экономика выдвигает свои требования к построению структуры организации, оптимальности ее размеров, новым организационно-экономическим формам объединений организаций. На сегодняшний день в национальной экономике принимают участие множество организаций, которые в условиях рынка становятся конкурентами. От того насколько грамотный и эффективный будет менеджмент организации будет зависеть ее успех.

Организация и общество оказывают друг на друга влияние. Поэтому между ними существуют многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует. менеджмент управление экономический

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации.

Это:

рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

финансовый рынок;

рынок труда;

окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить - то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Управляющий предприятием должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими - то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Обобщая ранее сделанные выводы, можно сказать, что, потенциал предприятия ООО «СИБИРЬ-2014» весьма огромен, но крайне важно не запускать его а, напротив, развивать, посредством применения различных мер по совершенствованию эффективности процесса производства и процесса руководства в организации, а также мер по расширению сферы деятельности управляющей компании, а также услуг, не запрещенных законом.

Список использованных источников

1.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. - М., 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.

.Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2008.

.Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебник. - СПб.: Бизнес-пресса, 2008.

.Фролов С.С. Социология организаций. М., 2007.

.Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах.: Кн.1\2. - Москва: Экономика, 2009.- С. 34

.Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

.Максименко Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. / Г.Б. Максименко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 368 с.

. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - М.: КНОРУС, 2007. - 416 с.

. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2008.-365 с.

. Афонасова М.А. Менеджмент: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2008. − 251 с.

. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / Портал «Экономистъ» - 2014 - Режим доступа: #"justify">Приложение А

Анкеты участников опроса

Просим Вас принять участие в социологическом опросе и высказать свое мнение по вопросам, касающимся жизнедеятельности Вашего предприятия. Внимательно прочтите вопрос и все варианты ответов. Выберите тот вариант, который наиболее соответствует вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Необходимо ответить на все вопросы. Опрос анонимный.

Ваше мнение важно для нас! Спасибо за участие!

.Ваш пол

)Мужской

)Женский

.Ваш возраст

)25-30

)30-35

)35-40

.Оцените вашу заинтересованность в работе по 5-ой шкале (от 0 до 5)

.Оцените вашу удовлетворенность заработной платой по 5-ой шкале (от 0 до 5)

.Оцените, насколько атмосфера в рабочем коллективе располагает к труду по 5-ой шкале (от 0 до 5)

.Оцените, насколько эффективно взаимодействие организации с поставщиками по 5-ой шкале (от 0 до 5)

.Как вы считаете, окупаются ли затраты на закупку сырья?

)Да

)Нет

)Не всегда

.Как вы считаете, всегда ли поставщики доставляют производственные ресурсы в срок?

)Да

)Нет

)Не всегда

.Как вы считаете, сказывается ли на производстве общая политическая обстановка (санкции)?

)Да

)Нет

)Другой вариант ответа

. Как вы считаете, насколько эффективна работа предприятия в целом по 5-ой шкале (от 0 до 5)

. Как вы считаете, насколько эффективно организован рабочий процесс?

)Эффективно

)Неэффективно

)Совсем неэффективно

. Что вас не устраивает в организации рабочего процесса и есть ли у вас предложения по его улучшению?______________________________________________________

.Что вас не устраивает в процессе взаимодействия организации с поставщиками и есть ли у вас предложения по его улучшению?

Похожие работы на - Изучение организации как открытой системы управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!