Информационные технологии в туризме Белгородской области
Содержание
Введение
Глава
1. Информационные технологии в туризме
.1
Информатизация в туризме
.2
Работа системы бронирования booking.com
в Белгородской области
Глава
2. Анализ туристско-рекреационного потенциала Белгородской области
.1
Видовое разнообразие основных направлений туризма
.2
Современное состояние туристской индустрии в Белгородской области
Глава
3. Перспективы развития информационных технологий в туризме Белгородской
области
.1
Интернет технологии в туризме
.2
Туристские информационные центры
Глава
4. Проект развития информационных технологий в туризме Белгородской области по
примеру зарубежного опыта
.1
Рурский старо-промышленный район, как успешный пример для развития туризма в
Белгородской области
.2
Роль информационных технологий в процессе освоение туристского потенциала КМА
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
Введение
Летом 2015 года, на заседании Президиума
Государственного Совета Российской Федерации, президент России Владимир
Владимирович Путин обозначил важность развития туризма в стране. В первую
очередь внутреннего и въездного туризма.
Сегодня туризм является перспективной отраслью
развития региона, способствует эффективному использованию природного и
культурного потенциала. Развитие туризма (в первую очередь внутреннего и
въездного) является одной из первоочередных задач, для улучшения
социально-экономических показателей в регионе и стране.
Одним из таких регионов, где была принята
программа развития внутреннего и въездного туризма стала Белгородская область
[1]. Регион прикладывает большое количество усилий, для популяризации своих
туристских дестинаций, привлекает частные инвестиции, развивает инфраструктуру.
В рамках мероприятий по развитию внутреннего туризма и патриотического
воспитания детей и молодежи, был представлен перечень туристских маршрутов
рекомендуемых для посещения школьникам и студентам Белгородской области [2].
Вместе с тем в каждом субъекте Российской
Федерации определены собственные точки роста туризма. Так, развитие туристского
сектора экономики Белгородской области имеет большие перспективы. В
Белгородской области формируется межрегиональный туристский кластер с
Воронежской областью, в рамках которого развивается сотрудничество туристских
организаций, учебных заведений, областных фондов поддержки предпринимательства
и других организаций. Идет работа над проектами, финансируемыми за счет бюджета
субъекта Российской Федерации и муниципального бюджета, к ним относятся
создание туристско-рекреационного комплекса на базе памятника архитектуры "Усадебный
комплекс дворцового типа князей Юсуповых", туристско-рекреационного
кластера "Ключи" и комбинированной рекреационной зоны
"Зоопарковая зона "Яруга".
Однако, тема моей дипломной работы несколько
шире, чем просто развитие туризма в Белгородской области, я попытаюсь отразить
этот процесс через призму информационных
технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Регион является привлекательным для инвесторов
[3]. Благодаря чему у частного сектора экономики и областных властей есть
успешный опыт развития различных видов и форм хозяйствования.
Белгородская область славится своей продукцией
сельского хозяйства и достижениями в промышленной сфере, будучи полупериферией,
регион не заинтересован в развитии туристского сектора экономики, как базового,
однако заинтересован в диверсификации своей экономики, а туризм является одной
из самых перспективных отраслей для достижения этого эффекта.
В первую очередь стоит сказать о том, что
туризм, является первым по показателям валовой выручки среди других сфер мировой
экономики [4], занимая 10% от мирового ВВП, он охватывает все без
исключения страны, способствует межнациональному общению, развивает и сохраняет
культурные объекты, влечет за собой глобализацию общества. Россия не остается в
стороне. Принятое в 2011 году постановление правительства №644 «о развитии
внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы» позволяет считать, что
развитие туризма в регионах и привлечение туристов из-за рубежа является одной
из первоочередных задач для государства.
Выбранный мной регион - Белгородская область,
является одним из передовых регионов России по уровню социально-экономического
развития [5], обладает развитой инфраструктурой и потенциалом для
развития местных туристских дестинаций. Особенно сильное внимание уделяется
сельскому туризму, который, благодаря программе поддержки стал активно
развиваться еще в 2007-2010 годах. Сегодня, Белгородская область является одним
из ведущих регионов в сфере сельского туризма.
Глава 1. Информационные технологии в
туризме
.1 Информатизация в туризме
Информатизация - одна из наиболее ярких черт
системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой
этап развития цивилизации, в котором информация и знания играют определяющую
роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в
современном обществе важнейшим фактором экономического роста.
В дополнение к уже существующим средствам связи,
в последнее время люди все чаще стали использовать информационные технологии.
Информационная технология (ИТ) - совокупность
средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для
получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
(информационного продукта).амо понятие «информационная технология» возникло в конце
20 века и появилаcь в процеccе развития
информатики. Главной оcобенноcтью информационных технологий являетcя то, что в
них и предметом, и продуктом труда являетcя информация, а орудиями труда -
cредcтва вычиcлительной техники и cвязи. На cегодняшний день информация
воcпринимаетcя, как реальный реcурc в процеccе производcтва, наряду c другими
реcурcами - материальными. Развитие информационных технологий
оказывает большое влияние на возникновение новых технологий.
Цель информационной технологии - производство
информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по
выполнению какого-либо действия.
Таким образом, телефон, факс, почта и прочие
устаревшие виды коммуникаций уходят на второй план.
Революционный этап информатизации общества непрерывно
связан с глобальной сетью. Internet - всемирная компьютерная сеть, объединяющая
миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет
широкие возможности для обмена и поиска информации в кратчайшие сроки. Он
развивается настолько стремительно, что число пользователей сети увеличивается
с большой скоростью. Не остается в стороне от этого бума и туристический
бизнес.
Международный и внутренний туризм представляет
собой мощную отрасль по торговле услугами.
Основу туристской индустрии составляют фирмы
туристские операторы и туристские агенты. Они занимаются продажей и созданием
туров. Иные организации предоставляют услуги по размещению и питанию туристов
(гостиницы, кемпинги и др.). На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание
туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры,
торговли и др.) таким образом, туризм является отраслью с ярко выраженным
мультипликативным эффектом.
Туризм - информационно ёмкая деятельность. В
мире насчитывается не так много отраслей, где своевременный сбор, обработка и
распространение информации играют такую важную роль. Туристский продукт не
может быть выставлен на просмотр перед продажей, по аналогии с обычными
товарами и услугами в продовольственных, либо иных магазинах. Туристский
продукт обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом,
туризм полностью зависит как от изображений, так и от информации, которую
сотрудник туристской фирмы, либо сайт турфирмы может и должен предоставить
клиенту.
Туристский оператор
- туристская организация, занимающаяся комплектацией и созданием туров.
Туристский агент
- физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по
продаже сформированных туроператором туров.
Автоматизация и широкое применение электронной
техники становятся одной из актуальнейших задач в отрасли туризма. Ведь туризм
и информация неразделимы:
решение о поездке принимается на основе
информации;
сам тур в момент покупки
тоже только информация;
Информацией обмениваются все участники туристского
рынка сотни раз в день. Именно поэтому надо уметь сортировать потоки этой
информации, для достижения наилучшего эффекта от продаж и при работе с
клиентами.
Используя преимущества компьютерных технологий,
туристские компании могут быть весьма успешными и конкурентоспособными.
Грамотный менеджмент, персонал и автоматизация - вот то, что может обеспечить
организации в сфере туризма процветание и стабильность.
Система информационных технологий, используемых
в туризме, состоит из компьютерной системы бронирования, видеосистем,
компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных
систем проведения вебинаров. систем перевозчиков, электронной системы обмена
деньгами, телефонных сетей, и т.д. При этом важно отметить, что информационные
системы и технологии развертываются туристскими агентами, отелями,
транспортными компаниями отдельно, то есть каждая из этих частей создает свои
автоматические системы самостоятельно.
Более того, отдельные части туристской отрасли
тесно работают друг с другом - ведь многие производители туристского продукта,
вовлечены в деятельность друг друга. Все это дает возможность рассуждать о
туристском секторе экономики, как о высоко интегрированной системе, что делает
его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в
организации и управлении.
1.2 Работа системы бронирования booking.сom
в Белгородской области
Booking.сom
- лидирующая в Европе система бронирования [6], основанная в Амстердаме
в 1995 году. Данная система в большей степени фокусируется на европейском
рынке, предоставляя возможность поиска отелей абсолютно разных категорий от
экономичных до люксовых. Компания также широко представлена на российском
рынке.
С помощью booking.сom
можно найти отели практически во всех регионах России, в том числе и в
Белгородской области. Система может подобрать номер в любом из 64 доступных
гостиниц, отелей, баз отдыха, находящихся на территории города Белгород и
Белгородского района. В Старом Осколе система может подобрать номера в 11
гостиницах. Обращаясь к статистическим данным, можно сделать вывод о том, что
сеть booking.сom
интегрирована практически во всех гостиницах Белгородской области.
Таблица
1
Показатели коллективных средств размещения в
Белгородской области в 2014 году [7]
|
Кол-во
КСР
|
Число
номеров
|
Число
койко-мест
|
Число
ночевок
|
Кол-во
размещенных человек
|
2014
год
|
113
|
2888
|
6120
|
833098
|
210939
|
Сравнивая цены на проживание в гостиницах,
доступных в данной системе бронирования можно охарактеризовать их как
конкурентоспособные. Одноместный номер в четырехзвездочном отеле в Старом
Осколе будет стоить от 2600 до 3600 рублей, что гораздо дешевле, чем в более
крупных городах. В Белгороде этот показатель составляет уже 2000-3000 рублей за
ночь в одноместном номере. К сожалению, во всем регионе есть всего одна
гостиница которая имеет 5 звезд - гостиница «Аврора». Средняя цена проживания
там составляет 3700 рублей, что так же гораздо меньше, чем в более крупных
городах.
Помимо первоклассных отелей высшего уровня в
регионе есть большое количество бюджетных гостиниц со средней стоимостью номера
1100-1600 рублей. Белгородская область обладает высоким уровнем потенциала в
сфере развития индустрии сервиса и гостеприимства. Объясняется это тем, что в
регионе не представлены крупные европейские, либо мировые бренды. В соседнем
Воронеже существует целый ряд гостиниц известных по всему миру, в том числе Hilton.
Отсутствие на рынке области крупных сетей влечет за собой понижения уровня
качества сервиса в целом, что негативно сказывается на привлекательности
региона для туристов.
Как и для большинства систем бронирования, в
последнее время появилась острая необходимость создавать мобильные приложения.
Связано это с тем, что в последние 4 года, с появлением современных смартфонов
люди все чаще используют мобильные и портативные устройства для выхода в
интернет. Для привлечения внимания туристов эти приложения абсолютно бесплатны
и удобны в использовании.
Системы бронирования в Белгородской
области также представлены транспортными компаниями. Например, авиабилет из
Белгорода в Санкт-Петербург можно забронировать на официальном сайте
Белгородского аэрокомплекса [8] . Для осуществления перевозок по местным
маршрутам, в основном используется автомобильный транспорт, на межрегиональном
сайте biletnaavto.ru <#"907895.files/image001.jpg">
Рисунок 1. Карта туристско-рекреационного
потенциала Белгородской области
. Военно-исторический парк «Прохоровское
Поле». Пожалуй, самый узнаваемый бренд региона - это именно этот исторический
парк. В 1995 году открыта звонница третьего ратного поля России высотой 60
метров, в последствии развитие этого места имело продолжение. В начале нового
тысячелетия территорию облагородили, открыли новые памятники известным
полководцам той эпохи, построен музей и танкодром, так же на территории
«Прохоровского поля» ежегодно проводится воздухоплавательный фестиваль
«Небосвод Белогорья» в котором принимают участие люди со всей страны [11].
Скоро будет построена скоростная автомобильная дорога, которая соединит
Прохоровку и Белгород. Эта дестинация имеет огромные потенциал к дальнейшему
развитию, имея в виду высококачественную инфраструктуру Прохоровского района.
. Заповедник «Белогорье». Располагается
сразу в нескольких районах области и делится на участки. Первый участок «Ямская
Степь» находится в Губкинском и Старооскольском районах и представляет собой
сохранившуюся с древних времен флору и фауну «Дикого Поля», где можно увидеть
редкие для средней полосы виды степных животных и растений, занесенных в том
числе и в красную книгу. Вторая часть заповедника расположена в Борисовском
районе и называется «Лес на Ворскле». Главная ценность этого участка в том, что
там прекрасная экологическая ситуация, ввиду отдаленности от густонаселенных и
промышленных городов области. Именно здесь расположена главная здравница
региона - санаторий «Красиво», который ежегодно принимает гостей из множества
регионов России. Помимо природных достопримечательностей тут находятся богатые
запасы минеральных и столовых вод.
. Курская Магнитная Аномалия
(промышленный туризм). Еще одна достопримечательность региона, основанная на
колоссальных запасах железных руд. Именно на территории Белгородской области
находится 60% железорудных запасов страны, а КМА является самым мощным
железорудным бассейном в мире. Карьер «Лебединского ГОКа» внесен в книгу
рекордов Гиннесса, как самый крупный карьер в Европе. Глубина карьеров
достигает 2 километров, ширина около 7 километров. Данный вид туризма
практически не развит, осуществляются единичные экскурсионные поездки на
территорию Стойленского горно-обогатительного комбината, где имеется обзорная
площадка. Так же, в городе Старый Оскол есть музей, рассказывающий об истории
освоения Курской Магнитной Аномалии, строительстве Оскольского
Металлургического Комбината.
Такие возможности привлечения на свою территорию
туристов не могут быть не замеченными, в связи с этим предполагается развивать
промышленный туризм на базе имеющихся аттракций.
. Петровские верфи. В Алексеевском районе
находится памятник российскому ВМФ. Тут в конце 17 века строил свои корабли
Пётр I, готовясь к походу
на турецкую крепость Азов. Чуть позднее верфи были перенесены в Воронеж, ввиду
более выгодного экономико-географического положения, однако в течении
нескольких лет Алексеевка (столица подсолнечного масла России, так именно тут
впервые стали делать этот продукт) и река Тихая Сосна были центрами
кораблестроения.
Белгородская область внесла
свой весомый вклад в российскую культуру. Белгородчина - центр южнорусской
культуры. Здесь сохранились богатейшие певческие, музыкальные и
хореографические народные традиции, известные далеко за пределами региона.
Испокон века известны и художественные ремесла такие как: гончарное дело,
вышивка, изготовление игрушек.
Агроклиматические условия
позволяют развивать сельский туризм, как один из основных видов туризма (см.
приложение 1). В условиях, когда необходима диверсификация экономики, развитие
сельских территорий занимает особое место, ведь таким образом можно избавиться
от ситуации, когда село принято считать территорией, где производится
исключительно сельскохозяйственная продукция. В этой связи целесообразно
представить ряд мер по развитию сельского туризма. Был принят проект развития
сельского туризма в области. Уже в 2010 году были полностью благоустроены и
обрели название сельские туристические усадьбы: «У Галушки», «Панский хуторок»,
«У Прокопа», «Такушки», «Виноградье», «Лесной хутор на Гранях», в которых для
отдыхающих разработаны туристические программы семейного, корпоративного и
индивидуального пребывания, оздоровительные прогулки, меню из традиционных
русских блюд, эксклюзивных рецептов местных хозяек.
Все это стало возможно
благодаря следующим правильным шагам, которые были предприняты в рамках
реализации данной программы.
Развитие программ сельского
туризма дает возможность решить следующие задачи:
создание и совершенствование
нормативной правовой базы для развития сельского туризма;- разработка
инструкций для ведения данного направления бизнеса, в дальнейшем - сертификация
агротуристских хозяйств;- формирование и реализация туристских продуктов в
муниципальных районах Белгородской области;- информационно-рекламная поддержка
инициатив местного сообщества в сфере агротуристского бизнеса;- подготовка
кадров для организации сельского туризма;- работа с населением по формированию
позитивного отношения к сельскому туризму;- привлечение
материально-технических, финансовых и людских ресурсов для совершенствования
инфраструктуры сельского туризма;- информационное обеспечение сельского туризма
с применением информационных технологий, электронных и печатных средств
массовой информации, телевидения и радио;- создание новых рабочих мест в
сельской местности.
Исходя из указанных выше
достопримечательностей, можно сделать вывод, что главным видом туризма в
области является культурно-познавательный.
2.2
Современное состояние туриндустрии Белгородской области
В Российской Федерации в условиях перехода к
инновационной экономике развитие туризма признано государством приоритетным
направлением. В Белгородской области имеются огромные возможности для развития
внутреннего и международного туризма. Гражданское согласие, экономическая
стабильность, разнообразие исторического наследия, высокий интеллектуальный и
культурный потенциал жителей определяют благоприятные долгосрочные перспективы
развития туристского комплекса на территории Белгородчины.
В Белгородской области была принята областная
целевая программа «о развитии внутреннего и въездного туризма» сроком до 2017
года. На сегодняшний день туризм занимает не значительную часть в структуре
экономики региона, однако повышенное внимание к проблемам освоенности
туристско-рекреационного потенциала, позволяет полагать, что доля туризма будет
расти с каждым годом.
Целью этой программы является привлечение
туристов из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. За
последние годы были реализованы проекты по развитию туристских дестинаций
Белгородчины. Был реконструирован военно-исторический парк «Прохоровское Поле»,
в настоящее время строится современная магистраль из Белгорода, которая
позволит в короткие сроки добраться из областного центра в Прохоровку
Важным
показателем остается вклад туризма в экономику области, а так же доля туризма в
структуре потребительских расходов население региона. Если говорить о роли
туризма в жизни Белгородцев, то стоит отметить уверенный рост расходов на
туризм. Если в 2005 году она составляла лишь 0,2% всех расходов жителей
области, то в 2014 это уже 1,7%.
Если говорить о количественном показателе, то
стоимость реализованных населению Белгородской области туристских услуг по
России составила 24,9 млн. рублей в 2013 году, однако 30,2 в 2005. Такая
тенденция говорит о низком уровне конкурентоспособности отечественных
дестинаций по сравнению с иностранными. Причиной тому может быть как завышенная
цена на предоставление туристских услуг внутри страны, так и низкий, либо недостаточный
уровень сервиса в российских регионах. Напротив, показатели реализации
населению туристских услуг по зарубежным странам в период с 2005 по 2013 год
резко увеличилась. В 2005 году было продано зарубежных туров на сумму 125,4
млн. рублей, а в 2013 году этот показатель вырос до 797,8 млн. рублей.
К сожалению, по состоянию на 2013 год зарубежных
туров было реализовано почти в 11 раз больше, чем туров внутри страны.13 879
путевок по зарубежным странам и всего 1115 путевок внутри России. Однако, такая
ситуация типична для регионов, имеющих приграничное положение, ведь жители
области пользуются возможностью путешествовать в страны с меньшей ценой на
оказание туристских услуг. В 2013 году таковыми были: Турция, Египет, Абхазия,
а также Украина, которая имела значительный удельный вес в структуре туристских
прибытий с территории России, в частности из Белгородской области.
Если анализировать ситуацию в туристической
сфере области более обстоятельно, то можно обратиться к следующим данным.
Таблица
2
Показатели функционирования туристской области
Белгородской области
Наименование
показателей
|
Ед.
измерен.
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Объем
туристских услуг, оказанных на территории области
|
млн.
руб.
|
202,7
|
305,3
|
454,4
|
532,5
|
Численность
занятых в сфере туризма, в том числе:
|
чел.
|
нет
данных
|
2377
|
2594
|
2778
|
в
турфирмах
|
чел.
|
нет
данных
|
198
|
217
|
222
|
Количество
туристских фирм
|
ед.
|
74
|
63
|
70
|
71
|
Данная статистика говорит о планомерном развитии
туристского сектора региона, так как количество занятых в туристской области
увеличивается, равно как и объем оказанных туристских услуг на территории
области. Еще одним важным фактором при анализе туриндустрии является SWOT-анализ.
SWOT-анализ позволяет определить факторы внешней и внутренней среды для
развития внутреннего и въездного туризма в Белгородской области, определяющие
конкурентоспособность региональной туриндустрии. Выявленные сильные стороны и
внешние возможности могут быть положены в основу конкурентной стратегии
развития туризма и реализовываться через перечень мероприятий, направленных на
их использование и усиление. При этом слабые стороны и внешние угрозы могут
стать препятствиями для развития туризма в регионе.
Таблица
3
SWOT-анализ
Сильные
стороны:
|
Слабые
стороны:
|
1.
Выгодное географическое положение (приграничное, пролегание транспортных
магистралей. 2. Наличие богатого исторического и культурного наследия. 3.
Наличие благоприятных природно-климатических условий. 4. Наличие природных
заповедников, заказников и памятников природы. 5. Активное
социально-экономическое развитие области. 6. Развитая система транспортного
сообщения, связи и телекоммуникаций. 7. Наличие современного международного
аэропорта. 8. Высокий уровень развития промышленного сектора области
|
1.
Низкий уровень информированности туристов и специалистов туриндустрии
Белгородской области как о туристской дистинации. 2. Отсутствие в регионе
турпродуктов, соответствующих международным стандартам. 3. Сезонность
большинства внутриобластных маршрутов. 4. Недостаток и низкое качество
туристской инфраструктуры и сервиса 5. Недостаток квалифицированных
специалистов в отрасли. 6. Высокий уровень конкуренции на межрегиональном и
международном уровне. 7. Ориентированность местных туркомпаний на выездной
туризм
|
Возможности:
|
Внешние
угрозы:
|
Реализация
благоприятного географического положения через развитие внутреннего и
въездного туризма. 2. Развитие новых экономических сфер в муниципальных
образованиях области. 3. Расширение международного культурного, делового и
иного сотрудничества. 4. Создание логистического туристского центра (авиа-,
железнодорожного и автомобильного),откуда удобно добираться до
достопримечательностей соседних регионов, в том числе Украины 5. Создание
новых рабочих мест в области, развитие самозанятости сельского населения 6.
Возможность организации программ обучения специалистов в области туризма и
профессиональной переподготовки местного населения 7. Создание и продвижение
туристских брендов и формирование привлекательного имиджа области Создание
благоприятного инвестиционного климата
|
1.
Несовершенство нормативно-правовой базы туристской отрасли. 2. Правовые и
финансовые риски частных инвесторов, связанные с осложнениями при реализации
инвестиционных проектов. 3. Изменение внешней рыночной конъюнктуры. 4.
Последствия нестабильной экономической ситуации в странах Европы. 5.
Зависимость наполняемости федерального бюджета от мировых ценна
энергоносители 6. Ухудшение экологической обстановки
|
Региональные власти так же активно привлекают
молодежь с целью воспитания патриотических чувств и любви к малой Родине.
Область разработала свыше 50 туристских маршрутов, рекомендованных для
посещения школьниками и студентами. Такие поездки организуют как по инициативе
молодежи и родителей, так и по инициативе местных властей и школ.
Подводя промежуточные итоги второй главы, можно
сделать следующий вывод - Экономико-географическое положение Белгородской
области имеет выгодное положение. Положительная динамика развития экономики,
инвестиционная привлекательность региона, а также наличие большого числа
объектов исторического и природного наследия позволяют эффективно развивать
туризм в регионе, однако из-за нехватки квалифицированных кадров в сфере
туризма и сервиса, создаются условия, при которых предложения зарубежных
курортов представляются более выгодными.
информационный туристский
рекреационный белгородский
Глава 3. Перспективы развития
информационных технологий в туризме Белгородской области
.1 Интернет-технологии в туризме
Информационные технологии - термин, означающий
самые современные способы сбора, обработки и хранения информации. Сегодня
информационные технологии имеют устойчивую тенденцию к развитию и могут
оказывать влияние на производственную деятельность, сферу обслуживания и жизнь
человека.
Внедрение электронных систем бронирования,
доступность информации о транспорте, доступных экскурсионных и туристических
поездках в сети интернет делают процесс получения необходимой информации очень
простой и удобной.
Электронная система продаж - система учета и
регулирования товарооборота, основанная на электронной идентификации товаров и
автоматическом учете товарных и денежных потоков в процессе продаж.
Онлайн-бронирование - резервирование через
Интернет в интерактивном режиме. Термин применяется по отношению к бронированию
номеров в гостиницах или авиа, железнодорожным и автобусным билетам, а также к
бронированию мест в ресторанах, театрах, прокату автомобилей и т.д.
Этап 1. Формирование запроса (выбор параметров
услуг в зависимости от типа онлайн-бронирования).
Этап 2. Заполнение формы с контактной и
платежной информацией.
Этап 3. Осуществление платежа.
Этап 4. Получение документа, подтверждающего
бронирование, (электронный авиабилет, ваучер на заселение и др. этапы
онлайн-бронирования туристских услуг)
Своевременный сбор, обработка и передача
необходимой информации является важным условием для успешной работы туристской
организации, именно поэтому для успешного развития туризма в Белгородской
области предполагается внедрение новых технологий в процесс создания
туристических услуг и их дальнейшей реализации. В большей степени
информационные технологии оказывают влияние на продвижение готового продукта. В
первую очередь это относится к растущим возможностям в формировании нового
маркетингового канала и рынку сбыта.
На сегодняшний день использование Интернета в
качестве главного проводника для продвижения туристских продуктов является
наиболее актуальным. Туризм стал частью бизнеса, где информационные технологии
играют важную, если не ключевую роль, например в одной связке с туристическими
фирмами на рынке присутствуют крупнейшие транспортные перевозчики, гостиничные
сети, которые так же компьютеризированы. Данный подход позволяет сделать
продукт более индивидуализированным, подходящим для каждого типа клиентов.
Наличие собственного компьютера и интернета делают возможным проникновения
информационных технологий во все сферы жизни общества.
Туризм в России - одна из самых гибких и
быстроразвивающихся отраслей экономики. Однако, главным ее недостатком является
пока еще остающаяся на весьма низком уровне информационная грамотность
населения и слаборазвитые коммуникации в отдаленных регионах страны.
Эффективность прямой рекламы в средствах
массовой информации, посредствам уличной рекламы и рекламы в транспорте
неуклонно снижается. Туристическая отрасль так же подвержена этому влиянию и
одной из первых начала применять новые маркетинговые и рекламные методы в
Интернете.
При обращении к всемирной паутине,
потенциальному покупателю нужна комплексная информация о той дестинации,
которую он намеревается посетить. В первую очередь его интересует информация о
средствах размещения, развлечениях и уникальных мероприятиях, которые могут его
заинтересовать.
Именно поэтому специалисты делят сайты
туристических компаний на несколько типов:
. Визитная карточка - пожалуй, самый
банальный способ донести информацию о регионе до получателя. Как правило, такие
сайты имеют небольшое число страниц и не имеют обширной и актуальной
информации. Это либо информация об истории региона и месте его расположения,
либо основные туристические маршруты. Однако, у таких сайтов есть и
положительные стороны - низкие затраты на создание и отсутствия необходимости в
постоянном обновлении контента.
2. Интерактивные сайты - сегодня это самый
популярный тип сайтов о продвижении регионов в Интернете. Включает в себя
широкий набор веб-страниц и ссылок, рассказывающих о достопримечательностях
региона, средствах размещения. На таких ресурсах регулярно обновляется
информация и чаще всего она является актуальной. Важной особенностью таких
сайтов является то, что у них есть возможность обратной связи, либо форумы.
Если такой сайт сделан высококлассным специалистом и имеет привлекательный
дизайн и удобный интерфейс, то это увеличит имидж региона.
. Туристический Интернет-магазин. Этот
вид сайтов используют самые продвинутые регионы, помимо детального описания
всей интересующей туриста информации, на сайте можно увидеть прайс-листы с
актуальными ценами. Этот тип сайта в большей степени подходит туристическим агентствам,
так как покупатель сможет заранее выбрать интересующий его тур, еще до похода в
само агентство, тем самым это позволяет снизить нагрузку на менеджеров и
сделать процесс реализации туров более простым. Однако, большой проблемой стал
тот факт, что большинство туристических агентств просто не успевают оперативно
обновлять поступающую от туроператоров информацию о новых предложениях.
(городской туристский информационный центр)
В связи с этим, невозможно представить себе
работу прогрессивных туристических фирм без Интернета.
Белгородская область - один из регионов, где
информация на туристских порталах имеет упорядоченность и четкую структуру.
Подобные сайты есть у Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Калининградской
области и Краснодарского края. В основе этих интернет порталов лежит 4 основных
принципа, которые необходимы для достижения наилучшей эффективности:
принцип - представление региона в целом,
описание важнейших достопримечательностей и основных туристских дестинациях.
принцип - возможность туристским фирмам и
гостиницам размещения информации о себе, с описанием интересных предложений и
цен.
принцип - содержание представленных в единой
схеме предложения по каждому району Белгородской области. Зачастую, это либо
отдельный раздел, в котором систематизируется информация по районам в
отдельности, либо интерактивная карта.
принцип - содержания рекламных материалов,
направленные на улучшение имиджа региона.
При создании информационных ресурсов, нацеленных
на формирование имиджа региона, а также представления действующих на территории
региона туристских организаций следует учитывать вышеуказанные принципы. В
конечном счете, именно полнота картины, доступность, понятность и
структурированность смогут донести до целевой аудитории все интересующие ее
вопросы.
Стоит упомянуть об еще одной инновации, которая
в последнее время все чаще появляется на сайтах культурных учреждений и
региональных туристских сайтах - виртуальный тур. Альтернативой классической
экскурсии является виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия - один из
эффективных способов представления информации, поскольку она позволяет
совершать увлекательное виртуальное путешествие и создает у зрителя полную
иллюзию присутствия. В отличие от видео или обычной серии фотографий,
виртуальная экскурсия обладает интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно
приблизить или отдалить какой-либо объект, подробно рассмотреть отдельные
детали интерьера, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую,
например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И всё это можно делать в
нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно,
например, обойти весь дом изнутри и осмотреть его снаружи или совершить
виртуальное путешествие по лесу, не покидая помещения. Собранную информацию можно
представить в компьютере по-разному. Для ее упорядочения пригодны системы
управления базами данных, табличные процессоры. Даже простая фиксация
информации в текстовом редакторе позволяет упростить доступ к данным за счет
расширения возможностей поиска.
Практика показывает, что в процессе разработки
виртуальной экскурсии приходится решать следующие технологические задачи:
. Составление схематического плана поселения
с указанием рек и водоемов, дорог, домов и нежилых строений, а также основных
особенностей рельефа;
2. Фотосъемка (дома и сооружения, предметы
быта, хозяйственные орудия, виды поселения и др.);
. Панорамная фотосъемка населенного
пункта (по возможности);
. Копирование (фотосъемка) отдельных
документов (хозяйственные книги, рукописные и редкие печатные тексты);
. Компьютерная обработка фотоизображений
(кадрирование, изменение размеров, «склеивание» панорам, зарисовка плана,
улучшение изображений, сделанных в условиях плохого освещения);
. Составление и занесение в компьютер
сопровождающих и дополнительных текстов;
. Отбор и перевод в компьютерную форму
звуковых фрагментов (песни, разговор с информантами);
. Компоновка гипертекста из полученных
материалов. Эти задачи требуют безусловного наличия технических компонентов:
компьютера, сканера, ксерокса, цифрового фотоаппарата, средств аудиозаписи.
Виртуальные туры пришли на смену обычным
фотографиям, ознаменовав собой приход «цифровой эры». Ранее администраторы
соответствующих сайтов публиковали фотографии для привлечения внимания со
стороны туристов. Теперь же, с приходом новых технологий, интерактивность
доступна не только при непосредственном посещении культурного объекта, но и
дистанционно.
Белгородская область также не остается в стороне
от глобальных процессов. Существует ряд сайтов, где уже доступна опция
виртуального тура. Это касается областного краеведческого музея, музея-диорамы
«Огненная Дуга» [12] и ряда сайтов принадлежащих спортивным организациям,
например таким как «Федерация воздухоплавания Белгородской области», на сайте
которой размещены панорамы всех районов региона, снятых с воздуха [13].
Оформление подобного типа сайтов см. в приложение 3.
.2 Туристские информационные центры
Туристско-информационные центры (бюро)
существуют во многих крупных городах России. Они необходимы для того, чтобы
турист, который сталкивается с той или иной проблемой мог бы решить все
интересующие его вопросы в специализированном центре помощи туристам. Важно
отметить, что в крупных городах обязательно присутствуют сотрудники, владеющие
иностранными языками, так как зачастую в такого рода заведения обращаются
именно иностранные туристы, не знающие русского языка. В частности, в
туристско-информационном центре можно приобрести готовую экскурсию в дестинации
прибытия, что также удобно, потому что все интересующие туриста услуги
находятся в одном месте.
Более того, такие центры на безвозмездной основе
распространяют бумажные информационные носители в виде карт, буклетов, журналов
с подробными туристскими маршрутами, сведениями об основных
достопримечательностях на нескольких языках. К сожалению, на территории
Белгорода и Белгородской области таких туристских площадок нет, однако активный
процесс развития туристического сектора экономики позволяет рассчитывать на то,
что подобный удобный сервис появится и в областном центре.
Информационные центры могут быть полезны, так же
с точки зрения развития межрегионального сотрудничества в сфере туризма. Как
правило, такие центры находятся в ведении муниципальных органов власти и
относятся к соответствующим департаментам. Крупные российские дестинации, такие
как: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Сочи активно сотрудничают с
другими регионами, тем самым делая все возможное для создания привлекательного
имиджа и привлечения потока туристов в свой регион [14].
Туристско-информационные центры уже давно
существуют так же в развитых странах Европы, США, Канаде, Австралии.
Деятельность таких объектов туристской инфраструктуры на месте, так же как и в
России помогают туристам ориентироваться в городе прибытия, узнать о достопримечательностях
и маршрутах.
Глава 4. Проект развития
информационных технологий в туризме Белгородской области на примере зарубежного
опыта
.1 Рурский старопромышленный регион
как успешный пример для развития туризма в Белгородской области
Рурский регион с 5,05 млн. чел. самая большая
агломерация Германии. Здесь проживают 6,3% (31.12.2013) населения Германии
(28,7% населения земли Северный Рейн - Вестфалия). До 50-х годов прошлого
столетия регион Рур был индустриальным сердцем Германии. С тех пор металлургическая
промышленность находится в процессе постоянного спада асимптотического
характера. В этой статье должно быть рассмотрено как в отдельно взятом
промышленном регионе туризм может служить как субститут по развитию экономики
региона. Для развития туризма имеет большое значение увеличение и улучшение
туристических предложений. В 1989 году стартовала Международная строительная
выставка «Эмшерпарк» (IBA). Промышленные руины и свободные территории вдоль
очень загрязненной реки Эмшер были переданы в особое использование.
«Региональный союз Рур» взял на себя организацию выставки.
Стратегия развития включала в себя экономический
и экологический расчеты и преследовала цель восстановления и ревальвации
территории, т.к. воссоздание в прежнем виде было решающим условием для
последующих экономических (и других) возможностей использования. Параллельно
были восстановлены здания индустриальной эры, а некоторые даже построены
заново, которые затем с 1999 года вошли в «Маршрут индустриальной культуры». И
на этом этапе работу по совместному планированию маршрута взял на себя
«Региональный союз Рура». Маршрут объединяет 700-километровую сеть велосипедных
дорог. Туристы и местные жители могут посетить памятники индустриальной эпохи,
достопримечательности, живописные места и рабочие поселки. Благодаря проектам
«IBA - Эмшерпарк» и «Маршрут индустриальной культуры» регион стал «Европейской
культурной столицей Рур 2010» . Премия - право носить титул «Европейская
культурная столица» - основана на ежегодной ротации и была впервые присуждена
столице Греции Афинам в 1985 году.
С помощью развития творческих идей и культуры
осуществляется целенаправленное расширение туристической структуры. В западных
странах, с сильным доминированием сектора услуг, поддержка культуры стала
важным способом развития новых отраслей экономики. Для региона Рур это было
большим шансом заявить о себе в новом свете. Копёр башенного типа шахты
«Цольферайн» в городе Эссене стал символом нового (да и старого) Рурского
региона и его социально- экономических преобразований. В год присуждения премии
2,21 млн. туристов посетили шахту в Культурной столице 2010. 1,46 млн. туристов
посетили регион в следующем «неюбилейном» году. В заключение можно сказать, что
присуждение премии «Культурная столица» служит, прежде всего, инструментом
улучшения имиджа. Промышленный регион Рур воспринимается по-новому, здесь
образовалась новая регионализация, которая в свою очередь становится все
известнее благодаря побывавшим здесь туристам. В целом, за последние 3
десятилетия регистрируется значительное увеличение числа посетителей в Рурском
регионе.
Таблица
4
Динамика числа посетителей Рурского региона
|
1985
|
2000
|
2013
|
Регион
Рур
|
Число
ночевок
|
2
790 612
|
4
677 652
|
7
210 698
|
|
%
от 1985 г.
|
100
|
168
|
258
|
Северный
Рейн-Вестфалия (СВР)
|
Число
ночевок
|
28
590 876
|
36
640 426
|
46
141 384
|
|
%
от 1985 г.
|
100
|
128
|
161
|
Посещение
Рура в % от СВР
|
9,8
|
12,8
|
15,6
|
За почти 30 лет структурных изменений регион Рур
смог увеличить количество туристов на 158%, в то время как земля Северный
Рейн-Вестфалия «только» на 61%. С долей 15,6% от общих ночевок федеральной
земли СРВ регион Рур с 28,7% населения находится значительно ниже средних
показателей по земле [15]. Это обусловлено в т.ч. и тем, что
среднестатистический срок пребывания составляет 2 дня и тому обстоятельству,
что городской туризм (и, таким образом, также сильно урбанизированный регион
Рур) как таковой краткосрочен.
Несмотря на то, что процесс добычи полезных
ископаемых в районе КМА не прекращен, а напротив, увеличивает выпуск сырья и
продуктов перерабатывающей промышленности, стоит отметить, что уже сейчас
промышленные объекты (а в частности карьеры, горно-обогатительные комбинаты,
металлургические комбинаты, шахты), являются основой для развития промышленного
туризма.
Сами карьеры по добыче железной руды в Старом
Осколе можно назвать рукотворными каньонами (см. приложение 2). Ширина этого
карьера достигает 6 километров в ширину и более 700 метров в глубину. Уже
сейчас на территории предприятия есть смотровые площадки и проводятся
немногочисленные экскурсии. Однако, процесс туристского освоения этого
пространства замедляется по причине того, что такой объект как Лебединский
карьер является стратегически важным не только для экономики области, но и для
экономики страны в целом. Тщательная охрана и необходимость заблаговременной
договоренности с предприятием для посещения карьера усложняет и без того крайне
закрытый доступ к этой аттракции.
Либерализация подхода к осуществлению допуска к
такой редкой для Европейской России аттракции, могло бы многократно увеличить
туристские потоки в регион, прежде всего из сопредельных регионов России и
Украины.
Если говорить об аналогии с Рурским бассейном,
то там процесс развития туристской деятельности пришелся на закат эры
угледобычи и металлургии, что существенно упростило доступ туристских потоков в
соответствующую дестинацию. На сегодняшний день бассейн КМА является не только
активно использующимся, но и перспективным. Безусловно, именно черная
металлургия на долгие годы останется основой для развития экономики данного
региона, однако развитие туризма в качестве диверсификации местной экономики
также является важным проектом.
4.2 Роль информационных технологий в
процессе освоение туристского потенциала КМА
Само существование объектов на Белгородском
участке КМА является потенциалом для развития туризма в регионе, однако в
современном мире для успешного развития туристской дестинации необходима мощная
инфраструктура. В данном случае речь может идти не о транспортной и инженерной
инфраструктуре, а о развитии туристской инфраструктуры. В Старом Осколе и
Губкине уже существуют музеи истории освоения КМА, где подробно рассказывается о
роли КМА в жизни страны, ее влияния на жизнь региона и города. Так же
посетителей знакомят с процессом добычи и переработки руды, начиная с взрывов
на ГОКе и заканчивая изготовлением стали, чугуна и сверхпрочных сплавов.
Действительно, существование подобного рода музеев вносит свой вклад в развитие
туризма в регионе, однако наилучшего эффекта можно добиться при использовании
инновационных подходов и информационных технологий в жизни этих туристских
объектов.
Для того, чтобы показать весь этот процесс можно
обратится к опыту освоения Рурского угольного бассейна. Интерактивность и
глубокое проникновение информационных технологий изменили саму концепцию
музеев, действующих в Руре. Теперь это не стандартные музеи с экскурсоводами, а
настоящая информационная площадка, где турист может самостоятельно узнать все
самое интересное о том месте куда он прибыл.
Концепция музейного комплекса в Руре изменялась
в течении продолжительного времени. Изначально, в начале 1960-хх годов для
привлечения туристов там было открыто множество тематических музеев, призванных
направить в регион туристские потоки, однако технологии, в том числе и
информационные двигались вперед. Это в свою очередь заставило местные власти
пересмотреть свой взгляд на развитие туристского сектора экономики. Ежегодно
стали проводится фестивали, выставки, ярмарки, в том числе международного
масштаба. Таким образом, информируя население о подобных событиях в СМИ, резко
увеличился туристский поток в регион.
Впоследствии, с развитием техники и повышением
ее доступности Рурском регионе был предпринят ряд мер по информатизации и
автоматизации туристского сектора. В частности, стали появляться интерактивные
музеи. Музеи подобного рода открыли новую страницу в восприятии музеев, как
таковых. Необычайно высокий интерес населения к подобного рода аттракциям
растет и сегодня. Все это позволяет с уверенностью сказать о перспективности
развития информационных технологий в сфере туризма и сервиса.
На территории Белгородской области так же
существует интерактивный музей в поселке Прохоровка. Эта дестинация является
стратегической в планах руководства области относительно развития туризма в
регионе. Появился этот музей относительно недавно, но первые результаты его
работы не заставили себя долго ждать. Заметно увеличилось число туристов
посещающих Прохоровку, причем это не только жители Белгородской области и
других областей Центрального Черноземья, все чаще стали приезжать жители
Москвы, Харькова, Санкт-Петербурга и Ярославля. Подобный музей является одним
из немногих за пределами крупных столичных агломераций.
Имея в виду опыт развития интерактивного музея в
Прохоровке, можно привлечь его при развитии туризма и в других районах области,
в частности в районе КМА.
Исходя из этого, можно составить первоочередной
план действий, которые направлены на достижение этого результата, а именно:
. Создание сайтов музеев, где будет
размещена вся необходимая информация о музее, целях его создания и о регулярной
выставке.
2. Создание на сайте виртуального тура,
который позволил бы клиенту ознакомиться с обликом музея, его особенностями.
. Привлечение квалифицированных кадров
при создании туристского продукта
.