Фискальная политика, ее роль в государственном регулировании экономики и особенности осуществления в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,05 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фискальная политика, ее роль в государственном регулировании экономики и особенности осуществления в России















Фискальная политика, ее роль в государственном регулировании экономики и особенности осуществления в России

Реферат

фискальный политика экономика

Курсовая работа содержит страниц, рисунок, таблица, использованных источника.

БЮДЖЕТ, НАЛОГИ, ПОЛИТИКА, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАВНОВЕСИЕ, ПРОФИЦИТ, ДЕФИЦИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ, ТРАНСФЕРТ, НАЛОГОВАЯ СТАВКА.

Объектом исследования является фискальная политика.

Предметом данной работы являются особенности фискальной политики в Российской Федерации.

Цель курсовой работы - теоретическое обоснование роли фискальной политики в государственном регулировании экономики и исследование современной фискальной политики России.

В процессе работы использовались труды ученых-экономистов и применялись методы исследования - статистический метод, метод сравнительного анализа, абстрактно-логический.

В результате исследования изучены теоретические аспекты фискальной политики, выявлены современные проблемы бюджетно-налоговой политики России, исследованы основные ее направления на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг.

Степень внедрения - частичная.

Область применения - в практической деятельности руководителя предприятия, экономиста, специалистов подразделений.

Эффективность - повышение эффективности организации фискальной политики в государстве.

Введение

В последнее время самая важная государственная задача, независимо от стадии его развития, заключается в стабилизации экономики. На экономику государство оказывает влияние различными инструментами. Основным видом такого влияния является фискальная политика.

Ничто не способствовало успешному развитию экономики стран во всем мире как грамотная финансовая политика государства. Фискальная политика позволяет посредством системы мер оптимально воздействовать на экономику государства.

Значение фискальной или бюджетно-налоговой политики для любой страны нельзя недооценивать. Именно она показывает инструментарий экономической направленности государства, определяет бюджет государства.

К функциям фискальной политики относят: привлечение средств и их мобилизацию с цель предоставления возможности государственного функционирования, а также распределение средств на социально-экономические программы государства.

Фискальная политика имеет хорошо разработанную теоретическую базу. Несмотря на это, много дискуссионных вопросов осуществления и воздействия фискальной политики остаются открытыми. Существуют и неразрешённые проблемы, требующие решения или совершенствования.

Сегодня многие государства понимают важность оптимальных действий фискальной политики для экономического развития страны. Благодаря усовершенствованию фискальной политики правительством государство может получить рост экономики страны.

В советское время, в нашей стране фискальная политика была только пропорциональным аспектом разделения производственных объемов страны.

На данном этапе развития страны, в ситуации рыночной экономики, особенно значимы знания сущности, задач, типов и инструментария фискальной политики, устройство её функционирования позволяет верно, ориентироваться в сложившейся обстановке для оптимального решения.

Цель курсовой работы: определить роль фискальной политики в государственном регулировании экономики и особенности осуществления в России.

Задачами являются:

охарактеризовать фискальную политику как систему экономического регулирования государства;

изучить организацию фискальной политики в России;

исследовать современную фискальную политику России.

Объект курсовой работы: фискальная политика.

Предмет курсовой работы: особенности осуществления фискальной политики.

Данная работа изучена отечественными специалистами, такими как Александров И.М., Апалькова Т.Г., Журавлева Г.П., Колчин С.П., но является достаточно актуальной и требует дальнейшего изучения.

Структура курсовой работы: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Фискальная политика, как система государственного регулирования экономики

.1 Сущность фискальной политики государства

Перевод с латинского слова «фискальный» обозначает казённый. Во времена Петра I в России была должность - фискал, в обязанность которого входило надзор за сбором налогов и решение финансовых вопросов. В настоящее время под фискальной политикой подразумевается государственное регулирование - меры, предпринимаемые правительством для стабилизации экономики, посредством изменения расходов и доходов бюджета государства.

Государственная фискальная политика определяет системный подход к сфере закупок товаров и услуг правительством, с учетом налогообложения. В России такие закупки носят название госзаказы и финансируются посредством бюджета государства. Сущность фискальной политики заключается в том, что она является важнейшим инструментом, способствующим влиять на экономическую ситуацию. Таким образом фискальная политика - это налогово-бюджетная или правительственная политика, один из самых важных методов вмешательства государства в экономику для стабилизации экономической системы в кратчайшие сроки.

Цели фискальной политики заключаются в обеспечении: постоянного уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов (решение вопроса безработицы) и стабильности в уровне цен (решение вопроса инфляции).

Основные инструменты фискальной политики: доходы и расходы государственного бюджета. Осознанное использование расходных и налоговых функций правительством для решения макроэкономических целей определяет фискальная политика.

Фискальная политика проводится правительством. Инструменты фискальной политики влияют на совокупный спрос (величина совокупных расходов) и на совокупное предложение (величина издержек).

В экономических системах выделяют циклические колебания, такие как подъемы и спады, которые в свою очередь вызываются совокупным спросом и совокупным предложением. Эти циклы называются бизнес-циклы, экономические или деловые циклы. Соответственно бизнес-циклы имеют фазы: подъем - «пик», рецессия (спад) - «дно», кризис. Самая глубокая рецессия носит название депрессия. Циклы могут иметь различные причины: революции, войны, технологический процесс, поведение инвесторов, рациональность макроэкономики и т.д. нестабильность экономической системы аргументировано дисбалансом совокупного спроса и предложения, общими расходами и объемами производства.

В зависимости от того на какой фазе цикла находится государство (подъем или спад), то есть состояние экономики определяется политика страны. Если страна в рецессии (спад), то необходимо проводить стимулирующую политику экономики для выхода из кризиса. Если в стране подъем нужна сдерживающая политика для предотвращения высокого роста инфляции. Оптимальная фискальная политика требует всестороннего учета всех факторов, имеющих влияние на развитие экономики и общественное благосостояние. Самое существенное значение представляют расходы государства в финансировании программ социальной и культурной областей, инвестировании сферы обороны, обеспечении управленческого аппарата и правоохранительных органов, финансировании разработок промышленного сектора государства.

Таким образом, фискальная политика состоит из различных мер, принимаемых правительством с целью влияния на экономику, посредством изменения объема доходов и расходов бюджета государства.

1.2 Принцы и механизмы воздействия фискальной политики

Таким образом, фискальная политика государства оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны, стремясь к устойчивому экономическому росту, постоянству цен и максимальной занятости населения.

Фискальная политика должна прогнозировать следующие ситуации: спад производства, увеличение числа безработных, увеличение инфляции, и соответственно реагировать. Так в ситуации производственного спада, правительство повышает расходы государства, уменьшает налоги с целью повысить совокупные расходы и инвестиции, то есть способствует увеличению производства и сокращению безработицы. В ситуации инфляции - сокращение государственных расходов, увеличение налогов. Такого рода действия государственного экономического регулирования называются дискреционной политикой. Совместно в денежно-кредитной политикой выполняет главную роль в государственном управлении макроэкономикой (занятость, расходы и доходы населения, постоянство цен и развития производства).

Фискальная политика бывает дискреционной (преднамеренной) и недискреционной (автоматические стабилизаторы). Дискреционной является политика сознательного регулирование налогами и госрасходами для изменения реального объема производства занятости населения, увеличения роста экономики.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика состоит в действии автоматических стабилизаторов. Их величина остается постоянной, но их наличие стабилизирует экономическую ситуацию, посредством стимулирования или сдерживания деловой активности.

Для саморегуляции налоговых поступлений в экономике может применяться прогрессивная система налогообложения, определяющая налог в зависимости от дохода. Соответственно повышение дохода вызовет увеличение ставки налога, предварительно утвержденной правительством. Уменьшение дохода - сокращение ставки налога, без вмешательства органов правительства. За счет налогов выплачиваются различные пособия безработным, государственные программы поддержки. Значительная роль встроенных стабилизаторов, не способна справиться со всеми колебаниями экономики. В тяжелых ситуациях, при существенных колебаниях запускаются более сильные регуляторы - монетарная, или дискреционная политика.

Проведем кратко описание главных составляющих дискретной политики. Главный параметр - трансформация социальных программ. Пример, общественные работы социальных программ для целевого сокращения безработицы посредством роста числа рабочих мест в 30-е годы времена Великой депрессии.

Изменение ставок налогов является также одним из главных параметров. Решение о понижении налоговых ставок, совместно с встроенными стабилизаторами дает потенциал для сокращения прогнозируемого короткого спада производства. Тем не менее, при сокращении производства и доходов, возможность изменения налоговых ставок прогрессивная налоговая система предоставляет автоматически, для внесения изменений в отрицательную ситуацию, возможно, это будет недостаточным. В такие периоды появляется потребность в сокращении налоговых поступлений и повышении государственных расходов с целью оказать содействие увеличению объема производства и преодоление спада.

Фискальную политику классифицируют по следующим вида: расширенная, ограниченная и антициклическая. К расширенной фискальной политике относятся следующие меры: повышение госрасходов с уменьшением налоговых ставок. Ограниченная политика реализуется за счет уменьшения госрасходов и увеличения налоговых ставок. А антициклическая политика получила свое название благодаря стимулированию развития в направление противоположное движению циклического развития.

Итак, эффективность фискальной политики определяется возможностью разностороннего учета влияния различных механизмов воздействия, с одной стороны, заложенное саморегулирование в экономической системе, с другой дискреционное регулирование системы экономики органами управления государства. Таким образом, появляется потребность в согласованности функционирования самоорганизующихся регуляторов экономики и сознательного регулирования государства.

1.3 Инструменты фискальной политики

К важнейшим инструментам фискальной политики относят доходную и расходную части бюджета государства. Осознанное использование расходных и налоговых функций правительством для решения макроэкономических целей определяет фискальная политика.

Инструменты фискальной политики влияют на совокупный спрос (величина совокупных расходов) и на совокупное предложение (величина издержек). Итак, инструментарий фискальной политики состоит из: государственных закупок, налогов и трансфертов.

Государственными закупками называются закупки, реализуемые правительством для удовлетворения потребностей собственных и населения, а также создание резерва из госбюджета. Совокупные расходы увеличиваются за счет государственных расходов. К государственным расходам также относятся трансфертные платежи.

Трансфертные платежи определяются, как один из вариантов перераспределения средств бюджета в пользу более нуждающимся (выплаты населению, предпринимателям). Субсидии частным предпринимателям, проценты по госдолгу, соцнужды (пособия, пенсии и др.) их размер определяется располагаемым доходом. Соответственно повышается располагаемый доход домохозяйств, что ведет к увеличению потребительского спроса, таким образом, на потребительский спрос имеют косвенное влияние трансфертные платежи. В свою очередь инструментарий отрицательного влияния на совокупные расходы проявляется в налогах.

Налоги - это неукоснительные, частные платежи, взыскиваемые государственными органами с физических лиц и предприятий. Налог соответственно приводят к сокращению дохода предприятий или физических лиц, а далее сокращаются потребительские расходы и сбережения.

Эффективность использования инструментов разделена критерии: степень бюджетного дефицита и стремительность увеличения госдолга; величина бюджетного дефицита, компенсируемого монетизацией; уровень развитости администрирования налоговых органов; степень реализации обязательств бюджета правительства; размер финансовых ресурсов для компенсации госдолга.

Критерии представлены в виде результатов реализуемой политики: решение вопроса занятости, показатели инфляции, состояние роста экономики. К характерным параметрам в нашей стране относились: объем просроченной задолженности по оплате труда бюджетным работникам, пенсий, соцпособий, оплата госзаказа.

Таким образом, фискальная политика государства играет роль экономического распределителя. Находясь в распоряжении правительства, инструментарий фискальной политики стремится к выполнению нескольких целей: стабильность совокупного спроса и валового внутреннего продукта; поддержка равновесия макроэкономики, которое осуществимо лишь в случае оптимального использования всех экономических ресурсов. Сгладив параметры бюджета государства удастся стабилизировать уровень цен.

2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации

2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики

Осуществление фискальной политики в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения и т.д. Развитие экономики России длительное время осуществлялось особым путем, отличным от общемировых направлений. В этом состоит главная трудность, в становлении и реформировании фискальной политики в настоящее время.

В целях усиления стимулирующей функции налогообложения и увеличения инвестиций экономическая стратегия России должна предусматривать ряд мер:

во-первых, обеспечение стабильного налогового законодательства, нежелательность изменений в налоговой схеме в течение текущего хозяйственного года;

во-вторых, отсутствие дискриминации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;

в-третьих, установление невысоких налогов для производителей и доступной нормы процента по кредитам;

в-четвертых, гибкость налоговой системы;

в-пятых, отказ от декларативности в налоговой льготной политике, в результате которой теряется стимулирующее воздействие на производственные процессы.

Общая концепция перестройки налоговой системы состоит в направлении содействию экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет. Поэтому экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по поддержанию макроэкономических пропорций. Налоги выполняют функции ресурсно-денежного обеспечения экономики. А с другой стороны, расширение производства и экономический рост увеличивают объемы налоговых поступлений.

Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Существует два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами и косвенные налоги, которыми непосредственно облагаются фирмы, и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности, включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок на определенную денежную сумму.

Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.

Рис.1 - Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

Фискальная политика - сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

2.2 Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции

Финансовые взаимоотношения между органами власти и организациями, предприятиями и физическими лицами определяются, как бюджетные. Их особенность заключается в появлении в процессе распределения, создания и реализации централизованного фонда денежных средств, который предназначен удовлетворить общегосударственные потребности.

На социально-экономическую структуру большое влияние оказывает регулирование государством, с помощью системы финансирования и её составляющего - бюджета государства. В свою очередь, в понятие государственного бюджета входит вся совокупность бюджетных взаимоотношений по разработке и реализации бюджетного фонда государства.

Объединение государственных доходов и расходов определяет бюджет государства. Бюджет является формой организации и расхода денежных средств фонда, финансово обеспечивающей задачи и проблемы страны и органов местного самоуправления, с помощью бюджета происходит постоянное формирование и расход денежных средств.

Бюджет позволяет централизовать денежные средства, именно в этом существенный экономический и политический смысл, в предоставлении возможности сосредоточить их в важнейших сферах социально-экономического развития, реализовать целостную финансово-экономическую политику государства. Государственный бюджет показывает потребность финансовых ресурсов, тем самым определяя политику налоговой системы.

В бюджете отражен целенаправленный курс расходной части средств, распределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что делает его эффективным качественным регулятором экономики.

Особенности бюджетных отношений, как категории экономической, заключаются в следующем: обособление части национального дохода для удовлетворения нужд общества в целом и отдельных образований; перераспределение средств между отраслями страны и субъектами; главенствующее место в системе госфинансов принадлежит государственному бюджетному распределению.

Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Основными функциями государственного бюджета как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:

перераспределение ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Социальное распределение средств бюджета играет важную роль. Приоритеты социальной сферы состоят в содействии менее защищенным слоям населения, работа здравоохранительных учреждений, образовательных и культурных, решение жилищных вопросов.

Процесс планирования и реализации бюджета основывается на контроле финансовой и хозяйственной деятельности народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

2.3 Дефицит и профицит бюджета

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровье» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать. Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Со второй половины 2012 года в российской экономике сформировалась тенденция торможения экономического роста по мере исчерпания восстановительных факторов, ухудшения внешнего спроса и возросшей неуверенности бизнеса, что стимулировало отток капитала вместо поддержания инвестиционной активности. Годовой рост ВВП замедлился с 4,5% в первом полугодии 2012 г. до менее 1% за первые два месяца 2013 года.

Дефицит федерального бюджета в 2013 году составил, по предварительным данным Минфина России, 310,52 млрд. руб., или около 0,5% ВВП против дефицита в размере 37,06 млрд. руб. (менее 0,1% ВВП) годом ранее. При этом доходы бюджета составили 13019,83 млрд. руб., или 19,5% ВВП (12853,68 млрд. руб., или 20,8% ВВП в 2012 году), а расходы бюджета (на кассовой основе) - 13330,35 млрд. руб., или 20% ВВП против 12890,75 млрд. руб. (20,9% ВВП) за двенадцать месяцев 2012 года.

Фискальная политика РФ стремится соответствовать требованиям построения системы налогообложения и регулирования внутренних взаимоотношений экономики государства.

3.Современная фискальная политика России

3.1Современная фискальная политика в России и в мире

Наша страна на сегодняшний день характеризуется достаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов. Сбалансированные бюджеты являются не столько следствием продуманной бюджетно-налоговой политики и промышленного роста, сколько результатом действия внешних факторов - повышения мировых цен на нефть и заниженного курса национальной валюты.

В настоящее время экономика находится в удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.

В Правительстве Российской Федерации большое значение придается совершенствованию налоговой системы и налогового администрирования. В условиях снижения темпов роста мировой экономики, когда необходимо принимать меры бюджетной консолидации, одним из ресурсных источников становится вопрос повышения администрирования налогов, и это очень важно, поскольку повышать доходы в условиях нестабильности экономики -неверный путь, оптимизировать расходы, как это делает большинство стран, также очень непростой вариант. Поэтому вопросы обеспечения бюджетной сбалансированности и реализации задач, которые стоят перед государствами, во многом решаются путем улучшения сбора налогов, повышения качества администрирования, совершенствования налоговой системы с точки зрения предотвращения возможности уклонения от налогов.

Говоря о налоговой политике, остановимся на вопросе налоговой нагрузки на экономику. Совокупные доходы бюджета расширенного правительства составляют около 37% ВВП. При этом налоговая нагрузка (сумма уплаченных налогов, таможенных пошлин, страховых взносов) составила 34,2%. Это немного меньше, чем годом ранее, когда аналогичные показатели составили 38,2% ВВП и 35,3% ВВП соответственно.

По уровню налоговой нагрузки Россия находится на среднем уровне по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако при этом нельзя не упомянуть, что в прошедшем году доходы бюджетов всех уровней от специальных налогов и таможенных пошлин, связанных с налогообложением нефти и газа, вновь, как и годом ранее, составили около 11% ВВП.

По оценке Минэкономразвития России, в декабре прирост ВВП к декабрю предыдущего года составил 1,0% против 1,8% в ноябре соответственно. Это замедление связано с углублением спада в строительстве и производстве и распределении электроэнергетики, газа и воды, а также замедлением по сравнению с предшествующим месяцем динамики сельского хозяйства, розничной торговли и платных услуг населению.

В целом в 2013 году динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. Со стороны производства это замедление, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Со стороны использования ВВП замедление роста было обеспечено динамикой потребительской активности населения и динамикой накопления основного капитала.

Уровень безработицы в декабре повысился до 5,6% экономически активного населения с 5,4% в ноябре, а с исключением сезонности, по оценке Минэкономразвития России, после незначительного снижения в ноябре, вновь составил 5,6 процента.

Таблица 1. Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)


2012

2013


декабрь

январь-декабрь

ноябрь

декабрь

январь-декабрь

ВВП

102,31)

103,4

101,81)

101,01)

101,3

Индекс потребительских цен, на конец периода2)

100,5

106,6

100,6

100,5

106,5

Индекс промышленного производства 3)

101,4

99,0

100,8

100,3

Обрабатывающие производства4)

101,5

104,1

99,1

101,6

100,1

Индекс производства продукции сельского хозяйства

101,4

95,2

110,2

101,4

106,2

Инвестиции в основной капитал

99,6

106,6

100,2

100,35)

99,75)

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

101,6

102,4

99,7

97,0

98,5

Ввод в действие жилых домов

108,0

105,6

105,1

88,9

105,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения

105,5

104,6

102,4

101,5

103,3

Реальная заработная плата

105,0

108,4

104,1

101,95)

105,25)

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб.

36450

26629

30290

393805)

299405)

Уровень безработицы к экономически активному населению (на конец периода)

5,1

5,5

5,4

5,6

5,5

Оборот розничной торговли

105,0

106,3

104,5

103,8

103,9

Объем платных услуг населению

103,1

103,7

100,9

100,1

102,1

Экспорт товаров, млрд. долл. США

528,0

46,7

47,41)

521,66)

Импорт товаров, млрд. долл. США

31,9

335,7

30,2

33,41)

344,36)

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

108,3

110,5

107,3

109,9

107,9

1 Оценка Минэкономразвития России.

2 Ноябрь и декабрь - в % к предыдущему месяцу, январь-декабрь - в % к декабрю предыдущего года.

3 Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность.

4 С учетом поправки на неформальную деятельность.

5 Оценка Росстата.

6 Оценка Банка России.

Росстат уточнил динамику реальной заработной платы за ноябрь, понизив прирост к соответствующему периоду прошлого года до 4,1% против 4,8% по предыдущей оценке.

Экспорт товаров в декабре 2013 г., по оценке, составил 47,4 млрд. долл. США (98,3% к декабрю 2012 г. и 101,5% к ноябрю 2013 года).

Импорт товаров в декабре текущего года, по оценке, составил 33,4 млрд. долл. США (104,8 к декабрю 2012 г. и 110,6% к ноябрю 2013 года).

Положительное сальдо торгового баланса в декабре 2013 г., по оценке, снизилось по сравнению с декабрем прошлого года на 14,3% и составило 14,1 млрд. долл. США.

По данным Росстата, в декабре 2013 года потребительская инфляция составила 0,5 процента, с начала года цены выросли на 6,5% (в 2012 году за аналогичный период прирост цен составил 0,5% и 6,6% соответственно).

Росстат опубликовал данные о производстве и использовании валового внутреннего продукта и о формировании ВВП по источникам доходов за 2013 год. Объем ВВП России за 2013 год, по предварительной оценке, составил в текущих ценах 66689,1 млрд. рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2012 года составил 101,3 процента.

Замедление экономического роста в 2013 году со стороны производства, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Рост добавленной стоимости промышленного производства снизился с 2% в 2012 году до 0,6% в 2013 году в основном за счет замедления обрабатывающих отраслей. Рост оптовой и розничной торговли замедлился с 3,8% до 1,1% главным образом в результате снижения динамики оптовой торговли.

Использование ВВП

На снижение динамики ВВП в 2013 году, рассчитанной по методу использования доходов, оказали влияние замедление роста потребительского спроса и снижение инвестиций в основной капитал. По итогам 2013 года динамика потребления домашних хозяйств замедлилась до 4,7% против 7,9% в 2012 году. В то же время рост потребления домашних хозяйств существенно опережает рост товарооборота розничной торговли (3,9%) и платных услуг населению (2,1%) за счет прочих статей потребления домашних хозяйств. Расходы на потребление государственного управления снизились на 0,1% против роста на 4,2% в 2012 году.

Валовое накопление основного капитала снизилось на 0,3% против роста на 6,4% в 2012 году.

Положительным фактором динамики стало снижение негативных вкладов изменения запасов и чистого экспорта.

В 2013 году ускорился рост экспорта товаров и услуг до 3,8% против 1,4% в 2012 году. При этом рост импорта товаров и услуг существенно замедлился до 5,9% против 8,8% в предыдущем году.

Структура использования ВВП в 2013 году изменилась по сравнению с 2012 годом в сторону увеличения расходов на конечное потребление при снижении доли валового накопления и чистого экспорта.

В целом за 2013 год прирост реальной заработной платы оценивается в 5,2 процента. Основной вклад в рост вносили отрасли бюджетного сектора (образование, здравоохранение, государственное управление).

В декабре динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по отношению к декабрю 2012 г. замедлилась до 1,5% после 5,3% в октябре и 2,4% в ноябре соответственно. В целом за год реальные располагаемые доходы увеличились на 3,3% (4,6% в 2012 году). Это ниже чем рост реальной заработной платы в результате более низкого роста доходов предпринимательской деятельности, а также ускорения роста обязательных платежей (выплаты по кредитам увеличились с 2,8% от доходов населения в 2012 году до более 4% в 2013 году).

Ослабление номинального эффективного курса рубля составило в целом за 2013 год 6,4% (из расчета декабрь 2013 года к декабрю 2012 года), реального эффективного курса - оценивается в 2,7%. При этом, по расчетам Минэкономразвития России, за 2013 год (также из расчета декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) реальное ослабление рубля к доллару США составило 1,9%, к евро - 5,5%.

Международные резервы Российской Федерации за 2013 год сократились на 28,0 млрд. долл. США, или на 5,2% (увеличились на 39,0 млрд. долл. США, или на 7,8%, за 2012 год) и по состоянию на 1 января 2014 г. составили 509,6 млрд. долл. США. За счет операций, учтенных в платежном балансе, уменьшение резервных активов составило 22,1 млрд. долл. США, а около трети изменений было обусловлено отрицательной переоценкой, сформированной падением цен на золото.

Динамика мировой экономики существенно притормозилась в последние годы. Темпы восстановления мирового ВВП, достигнув в 2010 году 5,2%, в 2011 году замедлились до 3,7%, а в 2012 году - до 3,1%. Темпы роста развитых стран снизились с 1,6% в 2011 году до 1,3% в 2012 году, развивающихся - с 6,2 до 5,1%, соответственно. Динамика экономики США ускорилась в 2012 году с 1,8 до 2,2%, однако в IV квартале 2012 г. вновь замедлилась. Экономика зоны евро сократилась на 0,5%, из крупных стран роста удалось добиться лишь Германии - 0,7%, при этом в IV квартале 2012 г. в Германии также зафиксирован спад на 0,6%. В Японии общий рост за год на 1,9% объясняется лишь низкой базой, обусловленной спадом в 2011 году на 0,6%, вызванным последствиями землетрясения и цунами.

Замедление роста в развитых странах во многом связано с необходимостью консолидации бюджетов. В Европейском Союзе дефицит снизился с 4,4 до 3,8% ВВП. Германии в 2012 году удалось ликвидировать дефицит и свести бюджет с профицитом в 0,1% ВВП. В США дефицит бюджета уменьшился с 10,1 до 8,5% ВВП. Однако долговая нагрузка на экономику развитых стран продолжала увеличиваться. Долг стран Еврозоны возрос с 88,1 до 93,1% ВВП в 2012 году, долг США вырос с 103,1 до 107,6% ВВП. Счет текущих операций США оставался отрицательным, но дефицит постепенно сокращался с 4,8% ВВП в 2008 году до 3,1% в 2012 году, сглаживая дисбалансы факторов роста мировой экономики. Среди развитых стран устойчивое положительное сальдо текущего счета сохраняет Германия - 6,3% ВВП. В Китае последовательно сокращается профицит текущего счета с 10,1% ВВП в 2007 году до 2,3% в 2012 году.

Таким образом, сохранение низкого уровня налогов в несырьевом секторе экономики, продолжение работы по открытости и улучшению качества работы с налогоплательщиками является задачей по повышению конкурентоспособности российской налоговой системы.

3.2Проблемы фискальной политики России и ее оптимизация

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, перевода оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведении крупных мер по социальной защите населения и т.д.

Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений, поэтому главная задача в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Замедление роста по большинству макроэкономических параметров, при этом в наибольшей степени оно связано с динамикой инвестиционного спроса. Так, в I квартале 2012 г. прирост инвестиций к соответствующему периоду прошлого года составил 16,5%, а к IV кварталу прирост замедлился до 2,5%, в январе-феврале 2013 г. - до 0,6%. Ухудшился доступ к банковскому кредитованию. Со второй половины прошлого года начался цикл роста процентных ставок, что сразу отразилось на снижении роста банковского кредита нефинансовым предприятиям.

Другим важным фактором замедления роста инвестиций стало завершение масштабных проектов в газопроводном транспорте со второй половины 2012 года наблюдается существенное сокращение инвестиций в этот сектор. Кроме того, замедление инвестиционной активности связано с начавшимся с 2012 года сокращением бюджетных инвестиций.

Аналогично динамике инвестиций прирост промышленного производства замедлялся с начала 2012 года (с 4,0% в I квартале к уровню соответствующего периода прошлого года до 1,7% в IV квартале), в январе-феврале 2013 г. промышленное производство сократилось на 1,5% во многом за счет энергетики и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, что было связано с климатическими условиями в начале года и ухудшением конъюнктуры на сырьевых рынках. Кроме того, отрицательную динамику продемонстрировали отрасли машиностроения.

Замедление роста коснулось также доходов населения и реальной заработной платы, что во многом связано с динамикой бюджетных расходов. Опережающий рост заработной платы в бюджетном секторе в начале 2012 года определил общее ускорение реальной заработной платы с 2,8% в 2011 году до 8,4% в 2012 году. Постепенное исчерпание этого эффекта, а также ускорение инфляции во втором полугодии 2012 года привело к замедлению роста реальных доходов и соответственно снизило возможности поддерживать высокий рост потребления. В результате, несмотря на сохраняющуюся высокую динамику кредитования населения, рост розничного товарооборота снизился с более 7% в первой половине 2012 года до 3% в первые два месяца 2013 года.

На фоне замедления внутреннего спроса нет положительных импульсов со стороны внешней торговли. В большинстве стран - торговых партнеров России в течение последнего года также наблюдается замедление или падение внутреннего спроса. В результате со II квартала 2012 г. экспорт России практически перестал расти, а в первые месяцы 2013 года стал сокращаться.

В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

3.3 Основные направления фискальной политики России на 2014 год и плановый период 2015- 2016 гг.

Основные направления налоговой политики не предполагают радикальных изменений налоговой системы. Более того, они дают возможность создать ряд долгосрочных стимулирующих механизмов, которые должны способствовать реализации новых инвестиционных проектов в России. Остановимся более детально на планах Правительства в области налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Меры налогового стимулирования.

)Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке. Предлагается предоставить региональным властям право принимать решения по поддержке инвестиционных проектов на своей территории. Власти региона получат право обнулить ставку налога на прибыль для этих проектов на срок до истечения первых пяти лет с момента получения первых доходов от реализации проекта. В последующие пять лет регион получит право снизить ставку налога на прибыль вплоть до 10%. Одновременно на этот срок Федерация отказывается от своей части налога на прибыль.

)Создание условий для развития финансового сектора. Отметим лишь наиболее важные из предлагаемых мер:

предполагается отменить налогообложение финансового результата от реализации обращающихся ценных бумаг в случае владения ими в течение продолжительного срока (от 1 до 3 лет);

предлагается создать индивидуальные инвестиционные счета. Речь идет о возможности открытия гражданами брокерских счетов на длительные сроки (от 5 лет) и для этих счетов будут введены налоговые льготы;

предлагается урегулировать ситуацию с налогообложением процентных выплат, которые российские эмитенты долговых ценных бумаг производят в пользу их иностранных держателей.

) Налогообложение в нефтегазовом секторе:

создание новой налоговой системы для добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации;

предоставление налоговых льгот по НДПИ (в виде понижающих коэффициентов вплоть до нуля) для трудноизвлекаемых нефтяных залежей;

завершается разработка новой формулы НДПИ на газ, в соответствии с которой налоговая ставка будет определяться в зависимости от цен на газ на внутреннем и внешнем рынках и некоторых иных параметров.

) Налог на недвижимость физических лиц. Его введение предусматривает отмену налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц.

) Особый вопрос - это налогообложение престижного потребления.

Для решения этой задачи предлагается, чтобы имущество, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. рублей, облагалось по повышенным ставкам. Так, если максимальную ставку нового налога на недвижимость предлагается установить на уровне 0,1% от его кадастровой стоимости, то повышенные ставки предлагается установить на следующем уровне:

0,5% - в случае, если совокупная стоимость всех объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности физического лица, превышает 300 млн. рублей, но при этом все объекты по отдельности дешевле 300 млн. рублей;

1% - в случае, если кадастровая стоимость хотя бы одного объекта превышает 300 млн. рублей.

При исчислении суммы налога предлагается применять повышающие коэффициенты к транспортному налогу для легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. рублей.

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, Правительство предлагает применять коэффициент 2.

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей, и с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также при средней стоимости от 15 миллионов, с года выпуска которых прошло не более 20 лет, законопроект предусматривает коэффициент 3.

Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

)Индексация акцизов.

Предлагается опережающими темпами индексировать ставки акцизов на табачную продукцию - минимальный акциз на табак в 2016 году (1600 рублей на 1000 штук) должен более чем в два раза превысить уровень 2013 года (730 рублей на 1000 штук). Ставки акциза на крепкий алкоголь также вырастут более чем в 2 раза в ближайший трехлетний период.

)Противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров.

В целях расширения практики обмена налоговой информацией и противодействия схемам уклонения от налогообложения, в соответствии с рекомендациями ОЭСР, планируется заключение соглашений с офшорными юрисдикциями.

Одним из обязательных положений таких соглашений будет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, а также раскрытие информации о российских налоговых резидентах, имеющих активы и счета в офшорных юрисдикциях.

Помимо этого, разрабатывается проект закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Этот закон, аналоги которого есть во многих странах, имеет, прежде всего, антиофшорную направленность. В соответствии с его нормами, если российская компания или физическое лицо контролирует офшорную компанию, получающую так называемые «пассивные» доходы (от процентов, дивидендов, роялти) и не распределяет их в пользу российского собственника, то такие доходы этой офшорной компании подлежат налогообложению в России.

Таким образом, дальнейшее совершенствование фискальной политики, а в частности и налоговой системы, должно реализовываться в направлении развития ее стимулирующей составляющей, а также улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Заключение

Главная задача государства заключается в регулировании экономики. Решение поставленной задачи осуществляется благодаря достижению сбалансированного развития экономики. Для реализации решения правительство страны принимает меры стимуляции роста экономики, помогает удерживать постоянную степень занятости населения, стремится к сдерживанию инфляции, осуществляет стабильность национальной валюты.

Механизмы фискальной политики совместно с политикой кредитно-денежной области предоставляют колоссальный потенциал государству в сфере регулирования экономики.

Важнейшим инструментарием для осуществления фискальной политики остается доходная и расходная части бюджета государства, то есть: госзакупки, налоги и трансферты. Самое существенное значение представляют расходы государства в финансировании программ социальной и культурной областей, инвестировании сферы обороны, обеспечении управленческого аппарата и правоохранительных органов, финансировании разработок промышленного сектора государства.

Возможностью разностороннего учета влияния различных механизмов воздействия, с одной стороны, заложенное саморегулирование в экономической системе, с другой дискреционное регулирование системы экономики органами управления государства определяют результативность фискальной политики.

Становление национального предпринимательства и видоизменение прав собственности определяют трудность условий реализации государственной фискальной политики в Российской Федерации. Наша экономика продолжительное время реализовывалась в условиях принципиально отличающихся от мировых направленностей экономического развития. В настоящее время именно это определяет сложности и особенности реализации и формирования фискальной государственной политики.

Налогово-бюджетная правительственная политика, являясь составляющей фискальной политики, определяет налоговую нагрузку на экономику государства. Итак, совокупный доход правительственного бюджета соответствует примерно 37процентам ВВП, а налоговая нагрузка - 34. Организация экономического сотрудничества и развития сравнивает показатели степени налоговой нагрузки по странам. Россия в данном сравнительном анализе занимает средние позиции, с учетом бюджетных доходов от налогообложения, зависимых от нефтегазовой отрасли, если же не учитывать благоприятную конъюнктуру мирового рынка углеводородного сырья, российская налоговая нагрузка попадет на позиции ниже средних.

Значительному упрощению взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми, способствовало расширение сервисных функций органов налогообложения, чему способствовали современные информационные технологии, введённые в оснащение налоговых органов. Информационные технологии дают возможность, без посещений в органы налоговой службы, создания и ведения предпринимательской деятельности, выполнения налоговых обязательств и получения консультаций, из любого пункта мира.

Сокращению налоговых конфликтов способствовало внедрение последней системы, которая регулирует спорные ситуации во взаимоотношениях налогоплательщиков и ФНС. Налоговая политика намерена на внесение не радикальных преобразований системы, а на долгосрочные механизмы стимуляции, способствующие осуществить последние инвестиционные проекты государства. Создать благоприятные налоговые условия, сформировать положительные условия финансовой области, видоизменить налоги в нефтегазовом секторе, отменить налога на имущество с физических лиц - таков план мер стимулирования налоговой политики правительства.

Кроме этих предусмотрены и другие критерии, повышающие бюджетные доходы России, такие как увеличение акцизных ставок, воздействия на отклонение от уплаты налогов с применением офшоров, сокращение теневой экономики, сохранение конкурентоспособности налоговой системы России в сопоставлении с системами налогообложения стран, борющихся за инвестиционную привлекательность, максимальный комфорт для добросовестных налогоплательщиков.

Список использованных источников

Основная литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в редакции от 01.01.2014). - 760 с.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в редакции от 30.01.2014). - 776 с.

. Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение / С. Аксенов. - РФЭИ, 2010. - 356 с.

. Александров И. М. Бюджетная система РФ / И.М. Александров. - М.: «Дашков и К°», 2007.- 485 с.

. Апалькова Т.Г. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов / Т.Г. Апалькова. - Издательство Московского государственного открытого университета, - 2009 г. - 384 с.

. Грязнова А., Юданов. А. Микроэкономика. Теория и российская практика / А. Грязнова. - Кнорус, 2011. - 624 с.

. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России с 2000е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы. / С. Дробышевский // Вопросы экономики. - 2011. - №1. - с.4-25

. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2 / Г.П. Журавлева. - Дашков и К, - 2009. - 934 с.

. Иванова Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации / Н.Г. Иванова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 103 с.

. Ильяшенко В. Микроэкономика / В. Ильяшенко. - Кнорус, 2012. - 288 с.

. Капканщиков С.Г. Бюджетно-налоговое регулирование национальной экономики: мировой опыт и российская специфика: монография / С.Г.Капканщиков, А.С. Капканщиков. - Ульяновск: УлГУ, 2009. - 356 с.

. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.

. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие / С.П. Колчин. - Юнити - Дата, 2012. - 270 с.

Дополнительная литература

15. Кочетков А.А. Экономическая теория / А.А. Кочетков. - Дашков и К, 2011. - 236 с.

. Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов. - М «Юрайт», 2009. - 720 с.

. Поляк Г. Налоги и налогообложение / Г. Поляк. - Юнити, 2007. - 415 с.

. Романовский М.В., Врублевская О.В.Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский. - М.: ЮРАЙТ, -2008. - 402 с.

. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и Российское хозяйство XIX-XX вв. / В.Т. Рязанов. - СПб: Наука, 1998. - 205 с.

Похожие работы на - Фискальная политика, ее роль в государственном регулировании экономики и особенности осуществления в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!