Социально-экономические и организационные аспекты формирования международной логистики
Контрольная
работа
Социально-экономические
и организационные аспекты формирования международной логистики
Содержание
1. Социально-экономические аспекты
формирования международной логистики
. Векторно-типологические основы
формирования международной логистики
Литература
1. Социально-экономические и
организационные аспекты формирования международной логистики
Логистика и логистические процессы прямо или
косвенно влияют на все аспекты человеческой деятельности (наука, политика,
религия, экономика, торговля, культура, связь, спорт и т.д.).
Связь логистики со всеми жизненными явлениями
определяется тем, что объектами в логистических системах являются природные,
человеческие (производственные, технические, технологические, трудовые,
профессиональные кадровые, интеллектуальные, торговые, потребительские),
финансовые и информационные ресурсы, ценности и блага.
В результате их функционирования обеспечиваются
потоковые процессы материального и не материального преобразования, лежащие в
базисной основе мировой и национальной экономики.
За последние годы процессы глобализации мировой
экономики, специализации, кооперации национальных экономик и развития системы
международных экономических отношений охватили, практически, все страны мира,
подписано множество международных соглашений, эффективно работают авторитетные
международные организации, например, такие как ГАТТ, ОЭСР, ВТО, созданы зоны
свободной торговли, оффшоры и т.д.
Объем мирового экспорта товарных продуктов в
2015 году составил более 9 триллионов долларов и 2,4 триллиона $ - объем услуг,
что примерно на 10% больше, чем в 2014 г. В 2017г. объем мирового товарного
экспорта вырос на 14,4%. По прогнозам экспертов ВТО в 2020 году объём мирового
экспорта товаров должен был уменьшиться на 9 % по отношению к итогам в 2018
году, и это сокращение должно стать самым большим в послевоенный период. При
этом товарный экспорт развивающихся стран сократится на 2 - 3 %.
Нужно учесть, что социально-экономические и
организационные аспекты формирования международной логистики связаны неразрывно
со становлением социально-экономической, культурной среды и пространством
современного мира, с его налаженными и развивающимися научно-методическими
подходами, технологиями, коммуникациями, связями, со структурой и особенностями
предпочтений и интересов населения, предпринимательской деятельности фирм,
политикой государств расположенных в абсолютных разных и аналогичных
природно-климатических, географических зонах.
Глобализация мировой экономики невозможна без
хорошо функционирующих систем национальной и международной логистики. У клиента
нет обязательной цели работать с несколькими транспортными и логистическими
предприятиями и организациями, и поэтому он ищет необходимую для него
компетенцию в различных видах деятельности по принципу «одного окна», на одном
предприятии, в одной организации.
Складываются и развиваются различные
специфические тенденции на рынках, вследствие которых изменились стратегические
и тактические цели, а также логистические задачи.
Рассмотрим их подробнее в табл. 1
Таблица 1
Тенденции на рынках, вследствие которых
изменились и логистические задачи
Тенденции
на рынках
|
Логистические
задачи
|
Глобализация
рынков снабжения
|
Глобальное
движение материальных потоков
|
Сокращение
жизненного цикла продукта
|
Вывод
продукта на рынок и время прекращения его производства
|
Индивидуализация
продукта/производство продукта в соответствии с требованиями клиента
|
Овладение
комплексными материальными и товарными потоками, информационными,
финансовыми, сервисными, кадровыми
|
Рост
затрат при одновременном росте конкурентной борьбы
|
Рационализация
«экономной» логистики
|
Рост
требований клиентов (затраты, качество, время)
|
Специализация/профильность
предприятия
|
Соответствие
экологическим нормам и ожиданиям рынка
|
Осуществление
цикличности снабжения, вывоза, переработки и утилизации отходов
|
Более подробно следует остановиться, по нашему
мнению, отдельно на изменениях, происходящих вследствие интенсивного расширения
Европейского Союза на Восток:
1. В логистике началось слияние
регионов.
Как считают авторитетные эксперты оно будет
поступательно распространяться на новые перспективные регионы, но современная
тенденция очевидно сохранится, поскольку европейские логистические предприятия
будут адаптировать свои цены и ассортимент своих коммерческих, сервисных
предложений к условиям и возможностям новых рынков развивающихся государств.
2. Изменяется система дистрибуции в
торговле.
Европейская логистическая сеть распространяется
и на новые континенты и государства.
На создание новых маршрутов и путей сбыта, а
также концентрационно-распределительных логистических центров будут направлены
дополнительные инвестиции.
В настоящее время, например, в России создаются
логистические парки по западному образцу, которые покрывают имеющийся спрос на
склады класса А. При этом основным вопросом остается стыковка интермодальных и
мультимодальных грузоперевозок.
2. Изменения на железных дорогах.
Европейские железные дороги в современных
условиях должны стремиться к лидерству в управлении системой и кооперативными
отношениями с партнерами, с другими видами транспорта. За счет новых систем
ценообразования, ассортимента льгот и скидок должна повыситься скорость
оперативной реакции железных дорог на происходящие изменения.
Однако нужно помнить, что кроме политических,
экономических, коммерческих, технических, технологических аспектов, влияющих на
формирование международной логистики, есть еще и аспекты социального и
концептуального характера, которые необходимо всегда учитывать и использовать в
практической деятельности.
Социально-экономическая среда человеческой
цивилизации весьма разнообразна по составы и структуре системных элементов, по
их взаимным связям, отношениям и влиянием друг на друга, она находится в
постоянном движении, развитии и трансформации.
Схема системы взаимодействия человека, фирмы,
общества и природы первоначально была опубликована в научной публикации [29]
затем в работе [Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учебное
пособие для студентов вузов - М.: Гардарики, 2006. с. 12] (см. рис. 1).
В данной работе рассматривается случай, когда
человек представлен только как сотрудник предпринимательской фирмы, главный
компонент ее внутренней среды, ведущий агент производственного процесса,
наделенный определенными специальными, профессиональными качествами,
предпринимательским талантом и творческим потенциалом или трудовой ресурс со
специальным определенным производственным потенциалом.
Рис. 1 Система взаимодействия человека, фирмы,
общества и природы
На рис. 2 представлена социально-экономическая
структурная среда современного мира.
В данной работе, уточненная нами, схема
взаимодействия человека, фирмы, общества и природы с возможными вариантами
взаимодействия между собой на основе сложившихся связей и отношений, а также
определением места и роли логистики в производительной и потребительской
человеческой деятельности и среди становления научной мысли передового
человечества.
Но, Человек (домохозяйство или семейная
ячейка), по нашему мнению, в системе социально-экономических отношений должен
также рассматриваться одновременно и как главный конечный потребитель товарной
продукции, имеющий желание наиболее полно удовлетворить разнообразный
ассортимент своих потребностей, интересов в соответствии с достигнутым уровнем
своих доходов.
Рис. 2. Экономическая и социальная среда
современного мира, как базисная основа формирования международной логистики
На 1 января 2017 года численность населения
нашей планеты достигла 6,7 млрд. человек, а на 1 января 2016 года численность
населения составляла 6,6 млрд. человек, в основном за счет прироста жителей
Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, а вот, к нашему сожалению, доля европейского
населения в разных государствах в последние годы постоянно сокращается. Если не
случится существенных природных катаклизмов, войн в планетарном масштабе, то
такая сложившаяся тенденция роста, очевидно, сохранится на ближайшее будущее.
Специалисты считают, что экономические кризисы
возникают еще из-за того, что научно-технический прогресс опережает темпы роста
населения (уровень его производства и потребления материальных и нематериальных
ценностей) и для его окупаемости необходимая численность населения землян
должна составлять не менее 10 млрд. человек.
Этнографы определяют предельную численность
землян, которая не начнет полностью уничтожать природу на планете в 12 млрд.
человек (предел численности популяции человека, которую выдержит наша планета).
Но это касается только поверхности континентов (суша), которые составляют
меньшую территорию, а в настоящее время на дне морей и океанов еще не начали
строить поселения, подводные города и размещать производства, за исключением
морских ферм по производству и выращиванию морепродуктов, водорослей,
разведения рыб и моллюсков, освоения морских шельфов.
Каждый человек в силу развития своих
исторических, образовательных, культурных, национальных, религиозных, духовных,
социальных, экономических, географических, природных, климатических и т.д.
устоев, традиций, условий имеет свои специфические интересы, потребности,
вкусы, мотивации и альтернативные возможности для их удовлетворения. Человека,
в соответствии с классической экономической теорией, можно представить условно
неким “двуликим Янусом”, состоящим из двух основных, специфических сущностей:
одна половина, которого выступает как основной
поставщик трудового ресурса для фирм и общества в целом (производственное время
специалиста с определенной профессиональной подготовкой, знаниями, опытом в той
или иной области деятельности, стимулами, интересами и мотивациями к ней),
интеллектуального потенциала трудового и предпринимательского таланта,
стремящегося продать свое рабочее время по наивысшей ставке;
вторая половина как конечный потребитель
товарной продукции и услуг имеет вполне понятное желание наиболее полно
удовлетворить свои индивидуальные материальные и нематериальные, духовные
потребности, интересы и вкусы (а также всех членов своей семьи) в условиях,
зарабатываемого личного дохода при оптимальном сочетании “цена - качество”.
Поэтому в каждом человеке в соответствии с
уровнем его социально-экономического становления и развития постоянно идет
борьба этих двух составляющих его сущностей (потребителя и производителя) и ему
приходиться постоянно принимать решения среди альтернативных вариантов, выбирая
для удовлетворения что-то одно и в тоже время пренебрегать чем-то другим.
Эти альтернативные варианты ему обычно
предоставляет общество, в котором человек живет со своей семьей и фирмы
(предприятия, организации), с которыми он постоянно контактирует как штатный
работник и как конечный потребитель товарной продукции и услуг. Если общество
(страна проживания) человека не удовлетворяет его потребности в предоставлении
работы или возможностей материального и духовного потребления, то он мигрирует
в другой более благополучный регион или в другое государство, принимая
гражданство или оформляя временную регистрацию в надежде повысить свое
материальное и духовное благосостояние.
В индустриально развитых странах считается
нормальным использование труда иностранных работников в размере 10%. В
Российской Федерации официально также зарегистрировано 10 % трудовых мигрантов
из ближайшего зарубежья, а по аналитическим оценкам экспертов столько же
трудится и проживает в нашей стране не официально.
Личностный, интеллектуальный, профессиональный
уровень развития отдельного человека определяет индивидуальную, относительную
степень эффективности конечных результатов его труда (условное отношение
затраченного рабочего времени и размера его оплаты к величине экономического
эффекта в деятельности фирмы). От этого обстоятельства, соответственно зависит
уровень получаемых заработанных доходов (средств, необходимых к существованию и
развитию) человека с одной стороны, а с другой стороны количественный и качественный
ассортимент и размеры степени, удовлетворенных индивидуальных материальных и
духовных потребностей, интересов и вкусов.
Динамика интеллектуального развития отдельного
человека, как личности, его семьи, как основной ячейки общества, государства в
совокупности определяет современное состояние и динамику развития человеческого
общества в целом, структуры, объемы и ассортименты производства, распределения
и потребления материальных и духовных благ.
Во-первых,
постоянно растет численность землян, например в IX
веке до нашей эры она оценивалась примерно в 10 млн. человек, в III
веке в 20 млн. человек, в ХХ веке выросла до 3,1 млрд. человек, а в начале ХХI
века превысила 6 млрд. человек. Этот постоянный рост осуществлялся, несмотря на
природные катаклизмы, неурожаи эпидемии, войны между народами и т.п.
В течение последних 11 тысячелетий, начиная с IX
века до нашей эры до ХХI
века нашей эры, произошло девять удвоений численности населения землян. Причем,
следует отметить, что если первое произошло 2500 лет тому назад, то последнее
произошло в течение второй половины ХХ века с 3,1 млрд. человек до 6,2 млрд.
человек в начале ХХI века.
Следовательно, приходиться констатировать, что
темпы роста населения постоянно нарастают, а удвоение продолжительности жизни за
этот период произошло только дважды. Почему это происходит? - в настоящее время
это является загадкой для науки, отмечают профессиональные специалисты
Российского геронтологического научно-клинического центра Российского
здравоохранения.
Темпы роста населения землян должны требовать
определенного соответствия темпов роста производства материальных и
нематериальных продуктов, сервисного обслуживания, распределения и потребления
материальных и нематериальных ценностей, а также качества жизни и благосостояния.
Во-вторых,
средняя продолжительность жизни землян постоянно растет, например, в каменном
веке она по исследованиям антропологов составляла всего 18-20 лет, а в средние
века и до конца XIX
века около 30-40 лет. С 1840 г. за последние 50 лет жители тридцати развитых
государств мира вдвое чаще стали пересекать возрастной рубеж в 80 лет. Если в
1950 г. вероятность дожить до возраста 80-90 лет составляла в среднем 15% для
женщин и 12% для мужчин, то уже в 2002 г. эти показатели составляли
соответственно 37% и 25%. До конца XX
века средняя продолжительность жизни увеличилась до 70-75 лет.
Соответственно для этих групп не только
увеличивается количество и разнообразие товаров, но также формируется своя
структура и ассортимент производства, распределения и потребления материальных
и нематериальных товарных продуктов по доступным ценам.
В-третьих,
по возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения,
биологический возраст людей за последние десятилетия существенно изменился. До
25 лет - это детство и юность, от 25 до 44 лет - это молодой возраст, 44-60 лет
- это средний возраст, 60-75 лет - это пожилой возраст, 75-90 лет - это
старческий возраст и после 90 лет - это долгожители.
То, что биологический возраст оказался сдвинутым
в направлении увеличения профессиональные специалисты считают не столько
заслугами развития цивилизации (улучшение условий труда и отдыха, здорового
питания и комфортного проживания, медицинского обслуживания, социальной защиты
и т.п.), а заслугами внутреннего, глубинного развития материи в виде
интеллектуальной биомассы, по своей сути являющейся человеком.
В-четвертых,
поскольку если раньше эволюция стремилась увеличить биомассу человечества и она
этой цели достигла к ХХI веку, то на современном этапе эволюция заинтересована
уже не просто в развитии и увеличении человечества, а в приумножении старшей
возрастной группы землян. У данной группы отмечается более развитый мозг,
интеллект, профессиональный и жизненный опыт и мудрость, разумность в принятии
решений и осуществления поступков, высокий уровень нравственности и традиций, и
которые еще не все свои интересы и потребности успели осуществить за короткий
период отпущенной жизни. Хотя здесь присутствует определенный уровень опасности
консервации на долгие годы достижений человечества без своевременного
использования инноваций.
И эта база может быть использована для
дальнейшего развития человечества в биосфере с меньшим числом ошибок и с
большими потенциальными возможностями для совершенствования в будущем.
Поскольку после смерти люди не исчезают бесследно, а оставляют на разных
носителях необходимую познавательную информацию (как позитивную, так и
негативную) для совершенствования структур последующих поколений.
В-пятых,
интеллектуальное и профессиональное развитие человечества осуществляется более
высокими темпами, поскольку снимаются межгосударственные границы, а современные
технологии образования и науки, коммуникации и средства связи позволяют
знакомиться с большими объемами постоянно обновляемой информации и научными и практическими,
техническими и технологическими, управленческими, и экономическими,
маркетинговыми и логистическими достижениями во всех сферах и отраслях, найти
или сформировать и удовлетворить специфические потребности, интересы и вкусы
для конкретного человека в любом возрасте, профессии, в любой среде,
практически в любое время.
Фирма
(предприятие, организация) выступает в представленной схеме, как основное
функциональное звено рыночной экономики, которое потребляет ресурсы и
производит товарную продукцию (материальные и нематериальные ценности) и
сервисные услуги.
Предпринимательские организации, фирмы, компании
(юридические и физические лица) существенно отличаются друг от друга и имеют
специфические, характерные особенности: отраслевые, наукоемкие, ресурсоемкие
(например, капиталоемкие, энергоемкие, топливоемкие, материалоемкие, трудоемкие
и т.д.), производственные, технологические, ноу-хау и имеют свой достигнутый,
определенный уровень материальных и нематериальных активов, имидж и деловой
авторитет на соответствующем сегменте рынка.
Если учитывать все зарегистрированные
юридические и физические лица, предпринимательских предприятий очевидно в мире
их численность перевалила уже за 10 миллионов (поскольку только России в 2008
году зарегистрировано уже порядка 1,5 миллиона предпринимательских организаций,
к сожалению, только половина, из которых считается фактически действующими).
Для справки. В целом по всему Советскому Союзу в
1989 году существовало и работало около 80 000 предприятий, а в таких индустриальных
странах Западной Европы, как, например, Англия, Франция, Италия, Германия,
Испания в этот период было зарегистрированных, функционирующих
предпринимательских организаций от 350 000 до 400 000. В Российской Федерации
на 1 января 2008 года было зарегистрировано уже около 1 700 000 предприятий,
но, к нашему сожалению, фактически действующих оказалось толь чуть больше
половины.
Каждая из предпринимательских организаций должно
иметь четко поставленную цивилизованную цель - повышение благосостояния
своих собственников, своих штатных сотрудников и работников, а также окружающей
среды, состоящей из партнеров по бизнесу, клиентов, общества, конечных
потребителей и экологического состояния региона и Земли в целом.
Средством достижения данной цели является прибыль
от предпринимательской деятельности, которая должна пропорционально делиться и
распространяться между всеми участниками бизнес-деятельности, включая и
конкретных конечных потребителей, а также окружающей средой. По нашему мнению,
любое предприятие (фирма), как и человек, тоже “двулико”, поскольку:
с одной стороны оно выступает, как массовый
потребитель огромного ассортимента экономических ресурсов (капитальных,
финансовых, материальных, трудовых, энергетических, информационных,
интеллектуальных, сервисных и т.д.) и вынуждено искать, покупать и доставлять
их при оптимальном сочетании цена - качество для своего производства,
с другой стороны производить товарную продукцию,
сервисные услуги, пользующиеся определенным уровнем платежеспособного спроса,
при эффективном сочетании их качества, безопасности, количества, ассортимента и
цены за единицу товара, с целью комплексной минимизации издержек и максимизации
прибыли от производства и реализации, а также учитывать необходимые стандартные
требования государственных, муниципальных органов к налогообложению,
природопользованию, поддержанию экологического баланса, соблюдать нормы
безопасности труда, гигиены, санитарной и пожарной безопасности и т.д.
Поэтому команде менеджеров высшего, среднего и
низшего уровня предприятия приходится постоянно анализировать складывающуюся
ситуацию на конкурентном рынке, в своей организации, в организациях партнеров,
проектировать и формировать альтернативные варианты возможных стратегических и
тактических действий с выбором определенного набора необходимых ресурсов,
технологий, методов, коммуникаций, операций, инструментов, товаропроводящих
структурных элементов, ячеек, узлов, каналов, цепей, сетей и в нужное время
принимать компромиссные управленческие решения.
Природа
на схеме рис. 1.15 определяется как нерукотворный окружающий человеческое
существование мир, из которого человек и фирмы (предприятия), гражданское
общество в целом, черпают возобновляемые и не возобновляемые материальные
(сырьевые, топливные, энергетические, водные, газовые) ресурсы, производя
необходимую товарную продукцию и общественные блага, но в тоже время они
нарушают исторически сложившийся экологический баланс своей производственной,
хозяйственной деятельностью.
В это же время, соответственно, одновременно
параллельно или с некоторым относительным запозданием, общество получает
природные катаклизмы и разрушения, а также существенную потерю в определенных
размерах полезных ископаемых, растительных и животных ресурсов, плодородных
земель, незагрязненных водных акваторий и воздушной среды, здоровья и т.д.,
поэтому государство должно осуществлять жесткий контроль за рациональным
природопользованием, как юридических, так и физических лиц.
Под обществом на этом же рисунке
понимается совокупная окружающая инфраструктурная среда фирмы, где она
осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких стран
(государства, которых на 01. 01. 2009 года официально насчитывалось 205,
расположенных в основных экономических регионах: Европейский, Азиатский,
Северный и Южно-Американский, Африканский, Австралийский). Кроме того крупные
государства внутри себя имеют региональные отличия. Например, Китай это Север и
Юг, Восток и Запад, также и в США Северные и Южные, Восточные и Западные штаты,
а Россия это Европейская часть с Севером и Югом, Азиатская часть: Сибирь,
Дальний восток, даже в Италии существенные различия существуют на Севере и Юге
страны.
Коммуникации, транспортные связи, перевозки
грузов и пассажиров между регионами крепнут и развиваются постоянно во времени
и пространстве. Любой предпринимательской организации приходится постоянно
учитывать окружающие условия, место перспективной дислокации своей деятельности
и активно использовать следующее:
общественные материальные и нематериальные
ресурсы, активы, созданные коммуникации, имеющееся оборудование, технологически
линии, транспортные средства и их маршруты;
услуги поставщиков сырья, материалов, деталей,
комплектующих, сборочных узлов, топлива, энергии и т.д.;
разнообразных информационных, консалтинговых,
финансовых, кредитных, правовых, страховых и сервисных услуг;
платежеспособного потенциала покупательской
аудитории и тонуса ее заинтересованности в приобретении товаров и услуг.
Постоянно анализировать и учитывать:
политический, интеллектуальный, экономический,
инвестиционный, инновационный, культурный и социальный климат;
требования контролирующих и регулирующих
правительственных, федеральных, муниципальных и общественных организаций;
деятельность конкурентов, банков, товарных и
фондовых бирж, таможенных органов, страховых и юридических компаний и т.д.;
политические, национальные, культурные,
социальные, религиозные, географические, природно-климатические условия и
традиции, тенденции их развития во времени и пространстве.
Следует отметить, что каждый из субъектов современного
общества также имеют свой ассортимент стимулов, мотиваций, потребностей и
интересов, и выбирают стратегические, тактические и операционные управленческие
решения среди множества альтернативных вариантов.
На основании вышеизложенных материалов можно
сделать вывод о том, что нами рассмотрена в данном случае сложная, многомерная,
динамическая, подвижная, пульсирующая, структурная среда, функционирующая и
постоянно развивающаяся во времени и пространстве.
Уровень цивилизованного развития любого общества
определяется направлением, динамикой развития и степенью использования в нем
мировых достижений передовой мысли, инноваций в области комплекса наук:
философии, политики, математики, экологии, этики, эстетики, природопользования,
экономики, маркетинга, менеджмента, логистики и других наук.
Сфера, окружающая и взаимно проникающая во все,
описанные выше, элементы и структуры, специфически, связывающая их
определенными отношениями, по нашему мнению, очевидно и является основным
предметом изучения и проектирования организации товаропроводящих сетей,
маркетинга, национальной и международной логистики.
По своей основной, специфической сути
представленная сфера представляет собой внутреннюю и внешнюю, динамично
эволюционно развивающуюся во времени, пульсирующую среду современного
национального и международного социально-экономического пространства.
Общепринято, что данная среда состоит из
комплексной совокупности функционирующих материальных, транспортных,
капитальных, финансовых, денежных, трудовых, кадровых, интеллектуальных,
правовых, страховых, информационных, инновационных, сервисных и прочих потоков,
как процессов их преобразования, постоянно происходящих в товаропроводящих
каналах, цепях, узлах, ячейках, структурных элементах и сетях, посредством
которых осуществляется связь и взаимодействие между всеми составляющими
структурными объектами данной схемы на рис. 1.15.
Анализ современного этапа развития логистики
показал, что существуют три основных классических подхода к формированию
логистических систем на международном уровне.
Первый
подход заключается в том, что при организации и осуществлении логистических
операций основной упор делается на совершенствовании процесса управления
материальными потоками в логистических системах. Этот подход можно назвать
«операционным», то есть направленным на совершенствование различных операций и
активностей в логистических системах.
Второй
подход заключается в том, что логистика должна быть гибкой и способной к
быстрому реагированию на возможные изменения производства под влиянием
научно-технического прогресса и в рыночных запросах потребителей. Этот подход
можно условно назвать «гибким», оперативным и суть его в гибком и быстром
удовлетворении клиентуры.
Третий
подход концентрирует внимание на интеграции, гармонизации и координации работы
всех участников логистических цепей в рамках, действующих на национальном или
международном уровне логистических систем. Этот подход можно назвать
интегрированным.
Однако в современных условиях и при тех
требованиях, которые выдвигаются перед логистикой, с точки зрения гарантии
качества логистического обслуживания потребителей и обеспечения четкого и
эффективного функционирования логистических систем и цепей поставок, логистика
должна быть и «операционной», и «гибкой», и «интегрированной», и «гармонизированной».
При анализе рынка логистических услуг было
выявлено, что доминирующей тенденцией на нем является значительный рост
аутсорсинга. Мировой рынок логистического аутсорсинга, включающий услуги по
транспортировке, обработке и складированию грузов, а также управленческую
логистику, в 2011 г. оценивался в 197 млрд. евро (3,2% мирового ВВП). В 2015 г.
наблюдался рост этого рынка до 250 млрд. евро (3,7% ВВП).
Наиболее высокие темпы роста примерно 11-12% в
год - отмечаются в сегменте управленческой логистики (с 50,4 млрд. евро в 2011
г. до 75 млрд. евро в 2015 г.), что является следствием политики
производственных и торговых компаний по передаче в аутсорсинг значительной
части функций, связанных с управлением и оптимизацией логистических бизнес-процессов.
По оценке Cap Gemini Ernst & Young, в период
2016-2007 годов североамериканские компании должны были передать на аутсорсинг
в среднем 56% своих логистических бюджетов, а западноевропейские и
азиатско-тихоокеанские - 81% и 60% соответственно.
Эти цифры позволяют судить об уровне глубины
проникновения услуг 3PL в собственные логистические структуры крупнейших
мировых корпораций. В данной репрезентативной выборке респондентов 78%
североамериканских, 79% западноевропейских и 58% азиатско-тихоокеанских компаний
позиционировались как пользователи услуги 3PL.
Доля провайдеров логистики на мировом рынке
увеличилась с 29% в 2011 г. до 37% в 2015 г. В 2017 г. уровни географической
востребованности 3PL
аутсорсинга выглядела как на рис. 3.
Наиболее востребованы услуги 3PL операторов
среди компаний, работающих в сфере высоких технологий (16%), промышленного
производства (13%) и производства продовольственных товаров (13%). Меньше всего
пользуются услугами аутсорсинга предпринимательские организации, осуществляющие
деятельность в области финансов и телекоммуникаций.
Рис. 3. Географическая структура
востребованности 3PL
аутсорсинга, 2007г., %
Особо следует отметить процессы слияний и
поглощений (merges and acquisitions - «M&A»), которые также стали
доминирующими на мировом рынке логистических услуг за последние годы и являются
важной частью стратегии компаний - провайдеров логистики. Анализ процессов
«M&A» показал, что они вызвали массовую реструктуризацию, связанную с необходимостью
в полной мере интегрировать компании, которые были приобретены в процессе
слияний и поглощений. Результатом этой реструктуризации явилась волна сделок по
продаже непрофильных или малоприбыльных направлений бизнеса.
Например, весь холдинг «Stinnes AG», в который
входит одна из крупнейших логистических компаний Германии «Schenker», был
куплен немецкой железнодорожной компанией «Deutsche Bahn» за 2,5 млрд. евро, в
результате чего последняя сконцентрировалась на ключевых компетенциях своей
деятельности - перевозки железнодорожным транспортом (услуги перевозчика) и
логистические услуги, продав, не связанные с данным видом бизнеса, такие
непрофильные активы, как: химическое производство и производство стальных
изделий.
Подводя итог рассуждений, очевидно можно
предположить, что международная логистика, управление цепями поставок,
организация товаропроводящих сетей каждая, как наука и область практической,
специфической, профессиональной деятельности предполагает к обязательному
использованию основных положений и достижений многих наук и практических сфер
экономической, управленческой, маркетинговой, социальной и общественной
деятельности.
При рассмотрении, классификации и анализе
товаропроводящих сетей, цепей поставок ресурсов, товарных продуктов и сервисных
услуг относительно часто встречается множество различных определений и
трактовок в сочетании с термином “логистика”.
Это связано с различными аспектами региональной,
национальной и международной логистики: отраслевым, ресурсным, функциональным,
управленческим, инженерно-техническим, а также с масштабами, решаемых задач во
времени и пространстве.
2. Векторно-типологические основы
формирования международной логистики
В настоящее время специалистами требуется
четкое, профессиональное описание всего ассортиментного многообразия
логистических проявлений товаропроводящих элементов, узлов, звеньев,
логистических единиц, структур, цепей, сетей, иначе говоря, встает вопрос о
типологии логистики и основной базе построения товаропроводящих сетей, основных
и конкретных векторных направлений их развития, функционирования и
распространения.
Это типологическое многообразие было впервые
описано с учетом функции воспроизводственного спроса (-F-),
ресурсных составляющих предпринимательской фирмы (-R-)
и отрасли народного хозяйства предпринимательской деятельности (-В-) в
работах В.И. Сергеева, П.А. Эляшевича.
Результаты типологического анализа современной
логистики, в том числе и международной, обслуживающей товаропроводящие
структуры, элементы, узлы, ячейки, каналы, цепи, сети представлены нами на рис.
4.
На этом рисунке приняты следующие условные
обозначения: F
- функция воспроизводственного спроса, R
- ресурсные составляющие предпринимательской фирмы, В - отрасль
предпринимательской деятельности, t
- время, Ω - пространство, C - социальная среда.
В связи с этим современная логистика (как
международная, так и национальная, региональная), управление цепями поставок в
товаропроводящих сетях, по нашему мнению, представляет собой фактически сложное
векторное пространство, состоящее, как из отдельных, реальных,
взаимосвязанных векторов, так и векторных полей, специфических векторных сред,
образующих векторные логистические потоки, как процессы преобразования,
системно, эволюционно и спонтанно, динамично функционирующие, взаимодействующие
и развивающиеся во времени, пространстве и социально-экономических средах.
Функциональная типология логистики, выполненная
на основании выделения стадий воспроизводственного процесса, базисных
логистических функций на любом предприятии, предпринимательской организации при
производстве готовой, товарной продукции и услуг позволяет выделить, как
основные, следующие классические базовые функции: заготовительную,
внутрипроизводственную и распределительную логистику со своими системами
взаимодействия специализированных векторов, векторных полей, сред и
пространств.
Рис. 4. Типологический базис логистики (основная
база формирования национальных и международных товаропроводящих сетей)
Данные, указанные функции должны быть полностью
централизованы, интегрированы и гармонизированы в логистическую векторную
систему цепей поставок, в том числе и международную.
К этому в настоящее время и стремятся в
развивающихся государствах, в том числе и в нашей стране. Но по нашему мнению,
данная централизация, интеграция и гармонизация в настоящее время является
только первоначальным их уровнем, а полная централизация, интеграция и
гармонизация должна обязательно включать в себя также следующие базисные
функции:
поиска идеи товара, разработка его конструкции,
дизайна, технологий, определение аудитории его потребителей, а также поиска и
добычи сырья, которая формирует инновационную логистику - «А»;
сопровождение продукта в эксплуатации,
переработка и утилизация морально и физически устаревшего продукта, его тары и
упаковки, которая в настоящее время уже формирует специфическую логистику
послепродажного обслуживания и экологическую логистику - «Б»,
основные направления, методы и технологии которой должны проектироваться в
инновационной логистике «А».
Если эти весьма важные для развития
цивилизованного рынка логистические функции в настоящее время специально не
выделить, не сделать основными и не уделять им необходимого влияния, то о
полной интеграции и гармонизации говорить не приходится.
Остальные функциональные логистические области,
такие, как, например, транспортные, складирования, хранения, управление
заказами и запасами, финансовое, информационное, программное, сервисное,
юридическое, страховое, кадровое, проектное, конструкторское, методическое,
техническое, технологическое обеспечение и сопровождение и т.д., логично и
органично входят в разной степени в структуры заготовительной,
внутрипроизводственной и распределительной логистик, а также в инновационную,
послепродажную и экологическую логистику со своими характерными векторными
системами.
Для повышения эффективности выполнения
логистических функций они, по своей сути, должны быть функциональными векторами
и иметь специфические и характерные им векторные параметры, представляться и
описываться в соответствии с логикой нашего аналитического исследования
соответствующими векторными функциями, векторными полями и пространствами.
Ресурсная типология логистики, выполненная на
основании структуризации всего совокупного ресурсного потенциала предпринимательской
организации, фирмы (основные и оборотные фонды: капитал, энергия, топливо,
материалы, финансы, информация, трудовые ресурсы, интеллектуальный потенциал и
собственность), дает совокупность капитальной логистики материальных и
нематериальных активов и ценностей, основных и оборотных фондов, логистики
топливно-энергетических ресурсов, материальной (транспортно-складской),
информационной, финансовой, кадровой логистик, логистики интеллектуальных
потоков (результатов интеллектуальной деятельности, собственности: ноу-хау,
бренды, патенты, базы данных, программное обеспечение, лицензии, сертификаты и
т.д.).
Ресурсные логистические потоки также состоят из
соответствующих специализированных, ассортиментных векторов, векторных систем,
комплексных векторных потоков с соответствующими, своими характерными,
специфическими параметрами, они образуют динамично взаимодействующие векторные
плоскости, поля, среды, области, сферы, пространства.
Специализированные области, в каждой точке
которых должны быть заданы соответствующие векторы, например, векторы частей
движущихся, перемещающихся от источника до адресата с определенной скоростью
экономических ресурсов в каждый момент времени.
Отраслевой аспект типологизации разновидностей
предпринимательской деятельности (отраслевая логистика, бизнес-логистика,
промышленная логистика) образует следующие характерные совокупности
национальной и международной логистики и соответственно логично нашему анализу
сложных многомерных векторных систем и пространств:
логистики агропромышленного комплекса (АПК) в
виде сельскохозяйственной логистики, например, логистики растениеводства,
зерноводства, цветоводства, хлопководства, овощеводства, картофелеводства,
плодов и ягод, виноградарства, дикоросов, скотоводства крупного, среднего и
мелкого скота, птицеводства, логистики переработки и доставки
сельскохозяйственных культур и товарных продуктов потребителям и т.д.;
строительной логистики, призванной эффективно
проводить через цепи поставок товаропроводящих сетей строительные материалы,
оборудование, конструкции, арматуру, железобетонные изделия и технически
обеспечивать все логистические строительные комплексы;
логистики топливно-энергетического комплекса
(ТЭК), призванной эффективно обеспечивать потребности потребителей, здания
сооружения, производство, транспортные средства топливом, электрической и
тепловой энергией, включая и зарубежных потребителей;
логистики финансов и денежного обращения
(способную в перспективе выделить специально отдельно банковскую, фондовую,
биржевую, инвестиционную, кредитную, валютную логистику), надежно
обеспечивающей в целом все логистические комплексы, бизнес-процессы, денежные
переводы как внутри страны, так и между государствами и т.д.;
коммерческой логистики (подсистемы которой могут
образовывать, сбытовую, торговую и биржевые логистику), являющейся главной
основой товаропроводящих структур и сетей;
страховой логистики, призванную свети к минимуму
возможные потери собственности, дохода, прибыли предпринимательских организаций
от непредвиденных обстоятельств, форс-мажора;
правовую логистику, призванную цивилизовано
заключать договора с партнерами по бизнесу и юридически грамотно вести и
сопровождать любую предпринимательскую деятельность, максимально обезопасив
бизнес от возможных внутренних и внешних рисков и угроз;
логистический консалтинг и аудит позволяет
профессионально организовывать эффективные логистические структуры, системы, их
элементы, товаропроводящие ячейки, узлы, сети;
информационной логистики, которая призвана быть
основным инициатором и источником сведений обо всех национальных и
международных рынках, логистических потоках, своевременно и качественно
обслуживать интересы производителей, посредников и потребителей в необходимой,
оперативной связи и достоверной информации во всех составляющих элементах цепей
поставок товаропроводящих сетей в международной торговле.
К сожалению, профессиональными специалистами в
нашем отечестве совсем мало уделяется внимания развитию логистики в
коммерческой, банковской сфере, в организации кредитных и инвестиционных
потоков, особенно в международном масштабе. Также практически не освещены
логистические вопросы планирования, организации и управления потоками
материальных и нематериальных активов (капитальная, инвестиционная логистика),
результатов интеллектуальной деятельности, логистики инноваций.
В нашей стране пока только очень медленно пока
развивается национальная логистика в сфере сервиса: в образовании, подготовке
профессиональных кадров, почтовой связи, медицинском обслуживании, туризме и
т.д. В отрасли связи отсутствуют логистические подходы и методы при организации
потоков ассортиментных услуг к конкретному потребителю и т.д.
Тем не менее, резюмируя все вышеизложенное, в
целом можно вполне реально детерминировать, например, специфический ряд
системно-организационных логистических технологических блоков, что
соответствует классификации логистических технологий систем и относительно
использовать это обстоятельство при организации товаропроводящих сетей в
международной логистике.
международный логистика рынок
Список используемой литературы:
1. Саркисов С.В. Формирование
международных логистических систем предприятиями России в условиях глобализации
мировой экономики Издательство: Анкил Год: 2013 Страниц: 264
2. Иоахим Кох «Тенденции в
международной логистике». Журнал ЛогИнфо 2007.
3. Статья
о развитии международной логистики
<http://www.logistics.ru/20/3/5/i20_36.htm>
4. WTO “World Trade 2008,
Prospects for 2009”.
5. Журнал
«Логистик & система» № 8 август 2016 г
<http://www.logistpro.ru/292>.
. Аналитический
обзор "РосБизнесКонсалтинга" департамента консалтинга - «Российский
рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2015 года и прогноз до 2017 года»,
2017г.