Денежно-кредитная политика: ее цели и инструменты
Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу:
макроэкономика
Денежно-кредитная
политика: ее цели и инструменты
Гродно, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики
.2 Инструменты денежно-кредитной политики
.3 Типы и виды денежно-кредитной политики
. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
.1 Передаточный механизм денежно-кредитной политики
.2 Эффективность денежно-кредитной политики
.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
.1
Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
.2
Эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь и ее перспективы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных
мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования
совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и
денежного обращения.
Изучаемая тема, является актуальной, поскольку Центральный банк играет
ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии
банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая
рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями
кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста;
смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и
необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают
экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние
дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского
хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные
инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного
владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная
или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным
последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно
уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную
способность, следствием которой является повышение цен.
Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны
контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной
политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и
регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер
воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью
денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и
политика международных финансовых отношений.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов
денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной
системы в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи
исследования:
раскрыть понятие денежно-кредитной политики;
определить цели и задачи функционирования денежно-кредитной политики;
охарактеризовать инструменты и виды денежно-кредитной политики;
раскрыть механизм денежно-кредитной политики;
выявление особенностей денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
на современном этапе.
Объект исследования - денежно-кредитная политика Республики Беларусь.
Предмет исследования - процесс структурирования денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использованы следующие теоретические
методы: индукции и дедукции; анализа и синтеза; сравнительного анализа;
логического и исторического познания и другие.
Тема «Денежно-кредитная политика» в полном объеме освещена в научной
литературе. Например, понятие денежно-кредитной политики раскрыто в учебнике
Шимова В.Н. Национальная экономика Беларуси. Вопросы цели и задачи
функционирования денежно-кредитной политики и инструменты раскрыты в учебнике
Лемишевского И.М Макроэкономика.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и задачи
денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий,
регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с
целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей
экономического развития страны [9, с. 84].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики
выступают:
а) центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки;
в) ассоциация (союз) коммерческих банков;
г) межведомственные советы по проведению денежно-кредитной
и валютной политики (при правительстве страны);
д)валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые
организации;
е)аналитические научные центры [8, с.457].
Особо следует выделять государственную денежно-кредитную политику,
которую проводят «денежные власти страны».
В качестве ее основных направлений выделим:
) стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного
состояния;
) использование денежно-кредитных инструментов для регулирования
национальной экономики.
Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение
равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной
экономики в долгосрочной перспективе. В
рамках общей государственной экономической политики конечной целью
денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов
совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно
низких темпов инфляции[13].
Промежуточные цели денежно-кредитной политики связаны с состоянием самой
денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь,
ставки процента и денежной массы.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает
обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем и внешнем рынках.
Стратегические задачи денежно-кредитной политики:
а) сохранение долговременного и устойчивого экономического роста;
б) поддержание на должном уровне склонности населения к сбережениям;
в) укрепление доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, пополнение валютных
резервов страны.
Объектами денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение денег,
кредитный механизм, обменный курс, денежная эмиссия и т.п.
Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из
следующих этапов.
На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики
в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного
баланса.
На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной
политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К
числу важнейших денежно-кредитных показателей относятся: чистый внутренний
рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная
масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов
денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной
политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены
влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые
центральным банком, резервы центрального банка и др).
На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной
политики.
Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики
использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность
воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также
обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого
макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования
рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков
[2].
Главным субъектом государственной денежно-кредитной политики выступает
центральный банк страны.
Денежно-кредитная политика центрального банка представляет собой
совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении,
объема банковских кредитов, процентных ставок и валютного курса [9, с. 84;86].
Рис 1.1-Система целей и задач современной денежно-кредитной политики [9,
с.86, рис.5.1]
Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью
общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того,
денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы
монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных
отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние
хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации
денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с
общими системами.[7, с.79]
1.2 Инструменты денежно-кредитной
политики
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора
инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они
делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные,
предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования
отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы
регулирования и прямые (административные). Основными инструментами
денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм
обязательных резервов, операции на открытом рынке. Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного
регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и
ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность коммерческих банков
своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Оно зависит от
объема имеющихся резервов, структуры депозитов, возможности получить заем,
экономической конъюнктуры.
Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита.
Банк может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у
центрального банка через так называемые учетное (дисконтное) окно. Центральный
банк предоставляет ссуду как правило под залог государственных ценных бумаг и
взимает с заемщика определенный процент. Норма этого процесса это называется
учетной ставкой (дисконтом).
Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за
объемом денежной базы и предложением денег. Если он хочет увеличить денежную
массу в стране, понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды
центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем
займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим
банком, центральной увеличивает на соответствующую сумму резервы
банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и
банки могут использовать их для выдачи ссуд, сознавая тем самым новые деньги.
Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и
расширению кредитования экономики.
Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы
кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование
возникла в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в
случае банкротства банка. Для гарантирования возврата денег стали использовать
страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из
основных инструментов денежно-кредитной политики. Центральные банки могут
применять его как ко всем инструментам кредитно-финансовой системы, так и выборочно.
В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков,
так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают
целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации
может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост
сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы
для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку
регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет,
во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на
денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков
создавать новые деньги путем кредитования.
Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных
резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к
созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.
При использовании такого инструмента денежно-кредитной политики следует
учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывает
значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций.
Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению
денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время
инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующее средства.
Следует отметить также, что в развитых странах к изменению резервных норм как
способу регулирования денежной массы прибегают все реже.
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются
операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве
оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является
наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Сущность операций на открытом
рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим
банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных
бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе
проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует прежде
всего на величину денежной базы.
При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает
покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то
центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих
счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину.
Появившиеся избыточные резервы коммерческие банки в дальнейшем могут
использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк
может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе
(операции РЕПО). Данные операции используются и при кредитовании коммерческими
банками друг друга.
Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк
оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки коммерческие банки, где ему
на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате
центральному. Он оплачивает чеки путем увеличения резервов коммерческих банков.
Особенностью является то, что одновременно увеличиваются как резервы
коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что
сопровождается ростом денежного предложения.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает
государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Их покупку
коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке.
Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и
денежную базу. Это ведет также к снижению способности банков создавать деньги.
Операции на открытом рынке стали решающим инструментам денежно-кредитного
регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не
зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно
продавать и покупать в различных количествах, а значит, и в различной степени
влиять на предложение денег.
Для воздействия на денежную массу может быть использован такой инструмент
денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной
валюты. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные
резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к
уменьшению денежной базы и предложения денег.
Следует отметить, что центральный банк, регулируя денежное предложение,
использует одновременно совокупность инструментов [10,с.160-164].
1.3 Типы и виды денежно-кредитной
политики
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых
характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.
В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика
кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение
объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения
денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает
следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;
увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры
оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует
административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов,
лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика
«дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности
проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика).
Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над
приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный
банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную
ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов
экономическим субъектам.
Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком
смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики
центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику
(политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику
валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику
регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики
исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики
необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного
мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время;
во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на
монетарные факторы нестабильности [5, с. 468].
Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики
являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный
банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух
автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного
рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и
наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет
контролировать: ставку процента или объем денежной массы.
Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж. М. Кейнс,
разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что
передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:
· центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя
тем самым в нужном направлении на предложение денег;
· изменения в предложении денег вызывают понижение или
повышение ставки процента;
· изменения процентной ставки приводят к расширению или
сокращению плановых инвестиций;
· изменения плановых инвестиций, в свою очередь, повышают или
понижают уровень номинального национального дохода.
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс
считал процентную ставку.
Согласно монетаристской концепции механизм денежно-кредитной политики
короче. Она влияет на экономику так:
центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на
предложение денег, увеличивая или сокращая его;
изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение
совокупного спроса;
Изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению
уровня национального дохода. Следовательно, монетаристы доказывали, что
центральный банк должен регулировать предложение денег.
Рассмотрим, как осуществлялся выбор промежуточной цели денежно-кредитного
регулирования и его последствия. Предположим, центральный банк избирает
фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная
политика). Он стремиться удержать ее, изменяя предложение денег. Такому
положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег MS
(рис. 1.2(а)).
Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке Е1
. Допустим, спрос на деньги увеличился. Рост спроса неизбежно приведет к
повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i0,
центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с MS1 до
MS2. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг
на открытом рынке, в отдельных случаях, - снижая норму обязательных резервов.
Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку
придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к
инфляции. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде
является контроль за денежной массой.
Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта
регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Он, оценив
состояние денежного рынка, рискует предложение денег на определенном уровне.
Тогда кривая предложения денег MS0, будет иметь вид вертикальной
прямой (рис.1.2(б)).
Допустим, денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке Е1
при ставке процента i1 . Рост спроса на деньги с MD1 до
MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки
при неизменном предложении денег. По мере ее роста будут сокращаться избыточные
резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения
денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше
учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через
«Учетное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы
предложение денег осталось прежним - MS0 , центральный банк должен
предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост
предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой
уровня учетной ставки.
При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит
в обратном порядке. Таким образом, в долгосрочном периоде
фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же
неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как не
контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит
эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный
банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее
роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных
временных интервалах, корректируя ее по мере надобности. Графически этот случай
изображен на рис. 1.2(в).
Кривая предложения денег MS является наклонной. Рост спроса на деньги с
MD1 доMD2 приводит к увеличению количества денег с Q1
до Q2 и повышению ставки процента с i1 до i2 .
Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество
денег различно в зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно
крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с
изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая
монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид,
от, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению
количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика
называется относительно гибкой [10, c.164-168].
Рис.1.2 - Виды денежно-кредитной политики [10, c.165-167, рис. 6.8, 6.9, 6.10]
. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Предаточный механизм
денежно-кредитной политики
Монетарная политика имеет довольно значительный внешний лаг, связанный с
действием так называемого передаточного механизм. Этот механизм означает, что
от принятия решений о регулировании денежного предложения до конечного
результата такого решения, выражающегося, обычно, в темпах экономического
роста, должна произойти целая цепочка событий, которая включает следующие
звенья:
1) изменение величины предложения денег приводит к изменению цента на
денежном рынке. Величина этого изменения зависит от чувствительности спроса на
деньги к уровню процентной ставки (крутизны кривой спроса). Если кривая спроса
является неэластичной (крутой), то даже небольшое снижение денежного
предложения приведет к существенному росту процентной ставки и наоборот:
небольшое увеличение предложения денег существенно снизит уровень процентной
ставки (рис.2.1).
Рис.2.1-Уровень процентной ставки [6].
2) изменение ставки процента приведет к изменению
величины инвестиций в экономику: при росте ставки процента инвестиционные
расходы сокращаются, при снижении растут. Величина изменения этих расходов
зависит от чувствительности инвестиций к динамике ставки процента: если кривая
инвестиций является пологой (то есть чувствительность инвестиций к ставке
процента высокой), то даже незначительное изменение процентной ставки окажет
серьезное влияние на объем инвестиций и наоборот (рис.2.2).
Рис.2.2 - Изменение процентной ставки [6].
) изменение объема инвестиций приведет, в соответствии
с теорией Кейнса, к изменению объема ВНП, и величина этого изменения будет
зависеть от значения простого мультипликатора Кейнса: чем больше мультипликатор
тем большее влияние окажет изменение инвестиционных расходов на величину ВНП. И
наоборот.
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного
механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких либо результатов
кредитно-денежной политики. Например, незначительная реакция ставки процента на
изменение денежного предложения или отсутствие реакции инвестиционных расходов
на динамику ставки процента (на размеры инвестиций помимо ставки процента
влияют и другие факторы социально-политическая обстановка в стране,
инфляционные ожидания, цены на ресурсы и т.п.) разрывают связь между
колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Кроме того, даже в случае
успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная
реализация требует значительного времени, обычно не менее 12 лет. За этот
период могут проявиться встречные механизмы, которые ослабят эффективность
кредитно-денежной политики. Так, например, если центральный банк ставит задачу
удержания ставки процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций,
то он при этом наращивает денежное предложение. Однако, если по каким-то
причинам (например, вследствие роста государственных расходов) в экономике
начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на
деньги (согласно уравнению обмена Фишера, реальный ВНП является одним из
параметров этого спроса). В этом случае кривая спроса на деньги смещается
вправо вверх, что приводит к росту ставки процента. Для того, чтобы удержать ее
на прежнем уровне Центробанк должен еще более увеличить денежное предложение,
что не может не вызвать инфляцию.
Следует учитывать также возможные побочные эффекты при
проведении кредитно-денежной политики. Например, если центральный банк проводит
стимулирующую кредитно-денежную политику, расширяя объем предложения денег, то
деньги становятся дешевле: ставка процента снижается. Это может побудить
население перевести часть средств из депозитов в наличность. Тогда коэффициент
депонирования увеличится, денежный мультипликатор уменьшится, что может
частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.
Следует также учитывать, что кредитно-денежная
политика не проводится изолированно: она испытывает воздействие
бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Так, например, на
предложение денег влияние оказывают операции по купле продаже иностранной
валюты центральным банком: при покупке валюты предложение денег в экономике
увеличивается, а при продаже уменьшается. Если в экономике наблюдается
бюджетный дефицит, финансирование которого осуществляется долговым способом, то
есть через выпуск облигаций, то часть денежной массы будет связана, что вызовет
рост процентной ставки. Если же центральный банк одновременно проводит политику
поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег,
провоцируя инфляцию [6].
.2 Эффективность
денежно-кредитной политики
Эффективность денежно-кредитной политики, как и
эффективность фискальной политики, следует рассматривать как с точки зрения её
достоинств, так и с точки зрения недостатков.
Денежная политика, как приоритетный метод
регулирования, в последнее время приобрела сторонников не только среди
монетаристов, но и среди неокейнсианцев. Они признают, что методы денежной
политики осуществляются очень оперативно и гибко - в отличие от мер фискальной
политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и
административными органами, что понижает их эффективность. С помощью денежной
политики можно успешно бороться с инфляцией и преодолевать небольшие спады в
развитии экономики.
К преимуществам монетарной политики можно отнести:
ü Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет
собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и
моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже
государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку
эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то
проблем с их продажей населению и банкам не возникает.
ü Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной
политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег)
обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к
стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента
автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.
ü Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная
политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем
действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс
депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а
рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста
предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных
расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.
Недостатки монетарной политики следующие:
) возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост
предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в
долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления
утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве
(инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения
только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна
использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика;
) наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в
механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени
от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным
банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата
их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска).
Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется
быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков.
Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней,
на каждой из которых возможен сбой. Политика
«дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие
банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков,
однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой
гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение
объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может
решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.
Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут
свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на
экономику.
Более того, наличие у монетарной политики значительного внешнего лага,
т.е. запаздывания воздействия изменения предложения денег на экономику,
обусловленного многоступенчатостью денежного передаточного механизма (даже в
том случае, когда нет сбоев в его функционировании) может привести к
дестабилизации экономики. Например, решение об увеличение денежной массы,
принятое в период спада, может дать свой результат, когда экономика уже
достигнет бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот,
продажа государственных ценных бумаг центральным банком с целью снижения
деловой активности в условиях «перегрева» экономики может сказаться, когда
экономика будет находиться в глубоком спаде, и это только усугубит ситуацию;
) наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег,
которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный
банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются
альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население
может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит
норму депонирования.
Одновременно падение ставки процента (цены кредита) снижает
заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их
избыточные резервы, что сказывается на величине нормы резервирования
(коэффициента, равного отношению резервов к депозитам и представляющего собой
сумму нормы обязательных резервов, устанавливаемой центральным банком, и нормы
избыточных резервов, определяемой самими коммерческими банками).
Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины
денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия
монетарного импульса на экономику.
) противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной
политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и
предложение денег, и ставку процента. Если центральный банк ставит целью
поддержание на неизменном уровне ставки процента, то поскольку при увеличении
спроса на деньги, ставка процента повышается, центральный банк должен увеличить
предложение денег, т.е не может контролировать величину денежной массы. И
наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины
предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте
предложение денег, ставка процента будет снижаться, а при сокращении
предложения денег ставка процента будет возрастать.
. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике
Беларусь
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью
общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную
природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста
социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также
связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы
экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение
активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [7,
с. 86-93].
В зависимости от успеха выполнения задач и обеспечения баланса,
определяется продуктивность действия денежно-кредитной политики. Реализация
этих задач предусматривает:
v Поэтапный переход, привязанный к корзине иностранных валют, к наиболее
эластичному становлению обменного курса в зависимости от поднятия внутренней и
внешней сбалансированности экономики для поддержания конкурентоспособности
отечественных производителей и сдерживания инфляционных процессов;
v Создание золотовалютных резервов, гарантирующих экономическую
безопасность страны;
v Модернизация системы рефинансирования банков, базирующейся на рыночных
положениях формирования цены ресурсов, что дало возможность увеличить
эффективность процентной политики и уменьшить процентные риски для банковской
системы;
v Удерживание ставок процента на положительном уровне, гарантирующем
сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также
доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
Вследствие перечисленных действий установилась стабильность курса
белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс-минус 10 процентов, ставка
рефинансирования Национального банка была снижена до 6-8 процентов к концу
пятилетия. В 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысил 5 - 6
процентов.
Проведение и разработка денежно-кредитной политики - главные задачи
Национального Банка Республики Беларусь (Центральный банк). «Национальный банк
совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября
предоставляют Президенту Республики Беларусь Основные направления
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год».
Национальный банк подчиняется Президенту Беларуси и является центральным
банковским органом на территории страны. Также осуществляет контроль над
деятельностью других банковских институций, расположенных в Беларуси. Основными
задачами работы банка является обеспечение устойчивости национальной валюты,
надежности и безопасности работы платежной системы, а также развитие банковской
системы страны. Среди основных задач банка не значится получение прибыли.
Банк имеет право проводить следующие функции:
. Регулировать кредитные, депозитные отношения на территории
страны, осуществлять эмиссию денежных знаков;
. Организовывать валютный контроль и регулирование, основываясь на
действующее Законодательство;
. Хранить на своих депозитных счетах ценные бумаги
государственного значения, а также осуществлять их выпуск и эмиссию;
. Регистрировать и выдавать лицензии на функционирование
коммерческим и другим банковским структурам;
. Регулировать и устанавливать порядок проведения банковских
расчетов в Беларуси;
. Осуществляет выпуск и продажу драгоценных металлов, а также
другие операции в банковской сфере [8, с.467-470].
Выделяют несколько групп проблем, связанных со стабилизацией денежной
сферы, которые, к сожалению, еще не решены:
. Первая группа проблем возникла потому, что стабилизация
белорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами
чисто денежного характера. Достижение положительного уровня процентных ставок в
реальном выражении, постепенное сокращение относительных масштабов эмиссии, а
главное, переход к единому обменному курсу национальной валюты, - все это
обусловило постоянный рост доверия к национальной валюте, что проявлялось в
стабильном увеличении поступающей в страну валютной выручки.
. Вторая группа проблем в области денежно-кредитной политики
связана с тем, что возрастает сложность и масштабность решаемых задач. Если в
предыдущие годы одна из целей монетарной политики заключалась в том, чтобы
нормализовать ситуацию, то сегодня задача направлена на достижение
международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы,
повышение ее траспарентности, качества банковских услуг и технологического
потенциала банков. Кроме того, необходимо обеспечить устойчивую стабильность
денежной системы, а это помимо невысоких и предсказуемых темпов инфляции и
девальвации предполагает достижение умеренных процентных ставок и показателей
их дифференциации по видам операций и срокам. За последние годы здесь заметен
существенный прогресс.
. Третья группа проблем связана с недостаточным финансовым
потенциалом банковской системы. Белорусские банки, по международным меркам,
можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия
являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие
кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, это
противоречит принципам безопасного ведения банковских операций, так как даже
самый надежный заемщик все же не может гарантировать своевременный возврат
кредита на все 100%, никто полностью не застрахован [15].
Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышения эффективности
монетарной политики, проводимой Национальным банком. Это обеспечит финансовую
стабилизацию, необходимую для структурной перестройки национальной экономики.
Национальному банку также целесообразно расширять взаимовыгодное сотрудничество
в сфере денежно-кредитной политики, в том числе с международными финансовыми
организациями. В современных условиях усиление взаимодействия в области
разработки и реализации монетарной политики приобретает все большее значение
как фактор развития национальной экономики и снижения степени ее уязвимости к
внешним финансовым потрясениям [14].
Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на
2011-2015 года были в свою очередь опора обеспечение устойчивости национальной
валюты, в том числе и поддержание процентных ставок в реальном выражении на
положительном уровне, а также доступность финансовых ресурсов для субъектов
экономики.
«За грядущие пять лет банковский сектор Беларуси значительно нарастил
свой финансовый потенциал. Объем активов белорусских банков увеличился не менее
чем в 2,3 раза и достиг 85% к ВВП. В свою очередь требования банков к экономике
возрасли как минимум в 2,7 раза, а объем банковских услуг - в 3,5 раза. Кроме
того, на заседании правления Нацбанка рассматривались и другие направления
деятельности банковской системы страны. За 2011-2015 годы банковский сектор
Беларуси по своему развитию приблизился к показателям стран Центральной и
Восточной Европы» [11].
3.2 Эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь и ее
перспективы
Особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь последних лет
была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальных
денежных единиц. Это нашло свое отражение в существенном изменении обменного
курса, что взаимосвязано с позитивной динамикой макроэкономических показателей.
Вместе с тем, несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере
существуют проблемы, которые снижают эффективность регулирования
денежно-кредитного рынка.
В настоящее время разработаны и согласовываются проекты Прогноза
социально экономического развития и Основных направлений денежно-кредитной
политики на 2017 год. Они предполагают сохранение жесткой экономической и
денежно-кредитной политики.
В Республике Беларусь был принят Указ Президента Республики Беларусь от
18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики
Беларусь на 2016 год», в котором определялись цели и основные направления
деятельности государства.
Денежно-кредитная политика в 2016 году сохранила направленность на
содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через
поддержание ценовой стабильности. Основной целью денежно-кредитной политики
стало снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12
процентов (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.)
Достижение цели по инфляции было обеспечено путем контроля над денежным
предложением. В 2016 году Национальный банк продолжил применение режима
монетарного таргетирования, используя в качестве промежуточной цели широкую
денежную массу, в качестве операционной цели - рублевую денежную базу. Прирост
средней широкой денежной массы прогнозировался на уровне 18 процентов
плюс/минус 2 процентных пункта (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.)
Важной общегосударственной задачей в 2016 году было сохранение и
наращивание золотовалютных резервов страны. Динамика международных резервных
активов Республики Беларусь было определено преимущественно состоянием внешней
торговли и в целом платежным балансом, а также объемами рефинансирования
государством обязательств в иностранной валюте [17].
Также в Республике Беларусь были определены пути совершенствования
денежно-кредитной сферы.
Был принят Указ Президента Республики Беларусь от 3 октября 2016г. № 359
«Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь
на 2017 год», в котором определялись цели и основные направления деятельности
государства в 2017 году.
В соответствии с принятым Указом, были утверждены прилагаемые основные
направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год. Национальный
банк совместно с советом Министров Республики Беларусь обеспечит выполнение
основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017
год. Настоящий указ вступает в силу с 1 января 2017 год.
Денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет
содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики
Беларусь посредством поддержания ценовой стабильности. Основной целью
денежно-кредитной политики в 2017 году станет снижение инфляции, измеряемой
индексом потребительских цен, до 9% (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).
В 2017 году продолжится проведение денежно-кредитной политики в режиме
монетарного таргетирования, предусматривающего контроль над денежным
предложением. В качестве промежуточного ориентира монетарной политики
по-прежнему будет использоваться широкая денежная масса, в качестве
операционного - рублевая денежная база. Прирост средней широкой денежной массы
прогнозируется на уровне 14% плюс/минус 2 процентных пункта. Продолжится реализация курсовой политики, предусматривающей
ограниченное участие Национального банка в процессе формирования курса
национальной валюты. Его динамика будет складываться под воздействием
фундаментальных макроэкономических факторов и мер экономической, бюджетно-налоговой
и денежно-кредитной политик. Сохранится общая направленность процентной
политики на постепенное снижение процентных ставок в экономике по мере
формирования соответствующих благоприятных условий. В реальном выражении
процентной ставки будет поддерживаться на положительном уровне, адекватно
отражающем присущие макроэкономические риски.
Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы будут
являться регулярные аукционные операции на открытом рынке со стандартными
сроками, приводимые по утвержденному графику в форме конкурса процентных ставок
с заранее объявленным объемом операций. Объем аукционов будет устанавливается
исходя из операционной среды по рублевой денежной базе. Постоянно доступные
инструменты Национального банка призваны ограничивать колебание ликвидности и
процентной ставки межбанковского рынка. Корректирующее воздействие на
ликвидность банков может оказываться Национальным банком также двусторонними
операциями поддержки ликвидности и проведении дополнительных аукционов. Для обеспечения макроэкономической стабильности в 2017 году
правительством Республики Беларусь и Национальным банком будет проводиться
мероприятие, направленные на поддержание и наращивание золотовалютных резервов
страны, а также улучшение их структуры. Одним из источников пополнения
международных резервных международных активов Республики Беларусь является
покупка Национальным банком иностранной валюты, которая будет осуществляться
при устойчивом превышении предложения иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке над спросом на неё [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм
государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь
характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой
старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в
совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их
регулирования, играет кредитно-денежная политика.
Нами была рассмотрена и изучена денежно-кредитная политика Республики
Беларусь как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в
интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения
спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
Денежно-кредитная политика государства представляет собой комбинацию
целей и средств, с помощью которых ее носитель посредством регулирования денег,
спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической
политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание
покупательной способности национальной валюты. В период производственного
спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в
период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.
Разработка денежно-кредитной политики связана с решением все более
возрастающих сложных задач не только экономического, но и социального развития.
Одной из причин данного положения является интеграция национальных экономик и
глобальная конкуренция за инвестиции, требующие достижения необходимых
общемировых стандартов, достигнутых развитыми экономическими системами. В качестве критериев эффективности проведения
денежно-кредитной политики можно рассматривать стимулирование инвестиций не
только в физический, но и в человеческий и природный капитал, а также
накопление всех компонентов национального богатства.
Реализация денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
осуществляется в целом успешно, результатом реализации которой является рост
ВВП, снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, а
также сдерживание темпов инфляции.
Совершенствование таких составляющих системы государственного
регулирования экономики Республики Беларусь как денежно-кредитная политика
должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и
необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития
национальной экономики.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в настоящее время
направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности,
последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам,
темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь
исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной
политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных
ставок, обменном курсе национальной валюты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Автономова, В.С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учеб. пособие /
Макконнелл К.Р., Брю С.Л.; под ред. В.С. Автономова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С.
32
2. Бриштелев,
А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь // Банковский
вестник. - 2005. - № 1. - c.
26-31
3.
Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О. Тихонов //
Белорусский экономический журнал. - 2000 - №3. - с. 86-93.
4. Денежно-кредитная
политика: цели, инструменты, виды, эффективность [Электронный ресурс]/ Гродно,
2016. - Режим доступа: <http://lektsii.org/4-16887.html> Дата доступа :
15.11.2016
. Деньги, кредит, банки:
Учеб./ Г.И. Кравцова, Г, с. Кузьменко, Е.И. Кравцов [и др.], под ред. Г.И.
Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003 - с. 527;
. Информационный
бизнес-портал [Электронный ресурс]/ Гродно, 2016. - Режим доступа:<http://market-pages.ru/makroec/57.html> Дата доступа : 15.11.2016
7. Конспект лекций по курсу
макроэкономика для студентов заочников факультета бухгалтерского учета
(составитель Герасимович Л.Ю., Якимчук П.М.)- с.204
8.
Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное
пособие для студентов эконом. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. - 3-е
изд., доп. и перераб. - Минск: «ФУАинформ», 2009. - 702 с.
9.
Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский,
В.И. Донцова; - Минск: Изд-во МИУ, 2014г. - с.266
10.Макроэкономика:
Учеб.пособие /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Гурко [и др.], под ред. Н.И.
Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб - Мн. :БГЭУ, 2000-214 с.
.
Национальный банк: задачи экономического развития напряженные, но достижимые -
Режим доступа:
http://telegraf.by/2011/03/nacbank_zadachi_ekonomicheskogo_razvitija_naprjazhennie_no_dostizhimie.
Дата доступа: 16.11.2016
12. Основные направления
денежно-кредитной политики Республики Беларусь - Режим доступа:
http://www.nbrb.by/today/general.asp. Дата доступа 16.11.2016
<http://www.nbrb.by/today/general.asp.%20Дата%20доступа%2016.11.2016>
. Прокопович, П.П. Итоги
выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь
за 2010 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году: доклад
председателя правления Национального банка Республики Беларусь/ П.П.Прокопович
// Банковский вестник. - 2011.
. Рудый, К. Монетарная
политика в Республике Беларусь//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003.
№17-18. с.41-43
. Тенденции в
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-ноябре 2015 г.//
Банковский вестник. 2015. №12. с. 23-28.
. Указ Президента Республики
Беларусь от 3 октября 2016г. № 359 г. Минск «Об утверждении основных
направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» - Минск
: Амалфея, 2016 г.
. Указ Президента Республики
Беларусь 18 декабря 2015 г. № 505 «Об утверждении Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» - Минск : Амалфея,
2015 г.