Бюджетный процесс

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,42 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетный процесс

Содержание

Введение

. Бюджетный процесс, его стадии, участники на муниципальном уровне их функции

. Составление, рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета

. Исполнение местного бюджета

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в Российской Федерации существенно повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и социальном развитии. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 гг. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" они получили большие права в области руководства экономикой и социальной сферой на подведомственных территориях. Цель реформы местного самоуправления - приблизить местную власть к населению, а процесс предоставления общественных благ (бюджетных услуг) к их потребителям, путем формирования двухуровневых систем органов местного самоуправления и местных бюджетов (муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений). Однако, реализация названного Закона затягивается во времени и сталкивается с серьезными проблемами, важнейшей из которых является организация полноценного, эффективно функционирующего бюджетного процесса в муниципальных образованиях, особенно в небольших городских и сельских поселениях.

Если на федеральном уровне преобразования бюджетного процесса в последние годы находят свое воплощение в бюджетной политике (принятие трехлетнего бюджета, постепенный переход на бюджетирование, ориентированное на результат, и финансирование бюджетных расходов на основе программно-целевых методов), то на местном уровне эта работа находится пока еще в зачаточном состоянии, существует масса причин, тормозящих реформирование субфедеральной бюджетной системы и бюджетного процесса на муниципальном уровне. В большинстве муниципальных образований сохраняется высокая финансовая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов власти, собственные налоговые и неналоговые доходы составляют в среднем около 40% всех доходов местных бюджетов, не прекращается практика "перегрузки" их расходной части по решениям вышестоящих органов власти (нередко без адекватного доходного обеспечения), более 30% всех местных бюджетов исполняются с дефицитом, на низком уровне находится прозрачность муниципальной финансово-бюджетной сферы, на местах ощущается острый дефицит квалифицированных управленцев, способных организовать на должном уровне бюджетный процесс, и т.п.

Таким образом, создание необходимых условий для организации и реального реформирования бюджетного процесса в муниципальных образованиях всех уровней является сейчас приоритетным направлением бюджетной политики в современной России, что и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение процесса составления организации бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: самоуправление бюджет социальный

изучить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне, его стадии, участников;

определить особенности составления, рассмотрения и утверждения проекта местного бюджета;

рассмотреть особенности исполнения проекта местоного бюджета в современной экономике.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам бюджета и организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, федеральные, региональные и муниципальные законодательные и нормативные правовые акты и решения, регламентирующие бюджетные отношения, публикации в периодической печати и специальных изданиях.

1. Бюджетный процесс, его стадии, участники на муниципальном уровне их функции

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. "Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления" [18, с.118].

Традиционно к местным бюджетом относятся: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно [14, с.120]. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития [19, с.88].

Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования [18, с.118].

Можно сделать вывод что, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Статья 6 Бюджетного кодекса определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением [2]. Представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно разрабатывать положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса.

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях можно разделить на следующие этапы [18, с.122]:

а) разработка прогноза основных показателей и приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования - за 5 месяцев до начала нового финансового года;

б) составление и направление в Комитет финансов области проекта минимального бюджета муниципального образования на планируемый год - за 5 месяцев до начала нового финансового года;

в) согласование с Комитетом финансов области прогнозных показателей местного бюджета - за 4 месяца до начала нового финансового года. Администрация города доводит до органов местного самоуправления проектируемые показатели бюджетного регулирования, которые подлежат согласованию с органами местного самоуправления;

г) утверждение с учетом мнения граждан прогноза основных показателей и приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования не позднее чем за 3 месяца до начала планируемого года;

д) разработка и утверждение представительным органом местного самоуправления основных принципов формирования бюджета - до 1 октября года, предшествующего новому финансовому году;

е) подготовка проекта бюджета - 1 октября текущего года;

ж) рассмотрение проекта бюджета на коллегии администрации и подготовка бюджетного послания - до 15 октября текущего года;

з) рассмотрение бюджетного послания представительным органом местного самоуправления - до 15 ноября текущего года;

и) утверждение представительным органом местного самоуправления бюджета и плана социально-экономического развития - до 25 декабря текущего года;

к) исполнение местного бюджета;

л) уточнение муниципального бюджета в сроки, определяемые представительным органом местного самоуправления;

м) отчет об исполнении муниципального бюджета и плана социально-экономического развития - до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Так, прогноз социально-экономического развития города ежегодно разрабатывается в порядке, установленном Исполнительным комитетом города Казани. Прогноз социально-экономического развития города одобряется Исполнительным комитетом одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в Городскую Думу [6].

Цель бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению [17, с.235]. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Главная задача разработки проекта бюджета - это определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Составление проектов бюджетов является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период. К сведениям, необходимым для составления проекта бюджета города, относятся сведения о:

действующем на момент начала разработки проекта бюджета города налоговом законодательстве;

предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

видах и объемах расходов, передаваемых с других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг, утвержденных нормативно-правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами;

иные необходимые сведения.

Составление проекта бюджета города основывается на [17, с.236]:

прогнозе социально-экономического развития города на очередной финансовый год;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

прогнозе сводного финансового баланса на очередной финансовый год;

плане развития муниципального сектора экономики города на очередной финансовый год.

Главой муниципального образования города определяются приоритетные направления и ориентиры бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год.

Так, бюджетная и налоговая политика города Казани на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирована с учетом [22]:

стратегических установок Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2017 - 2019 годах;

основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;

приоритетных направлений бюджетной политики, сформулированных в Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года.

Главной целью проводимой государством бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения.

Бюджетная политика города Казани на среднесрочный период, нацеленная на реализацию государственных приоритетов, продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Основной задачей органов местного самоуправления при выполнении возложенных на них полномочий остается создание условий, как для решения текущих проблем населения, так и направленность реализуемой ими политики на будущее развитие городского округа.

В целях минимизации бюджетных рисков особое внимание уделено обеспечению сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения.

Налоговая политика города в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годах будет направлена на повышение уровня собственных доходов бюджета, создание условий для долгосрочной устойчивости экономики города.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов города и хозяйствующих субъектов на территории города. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города и является основой для составления бюджета города. План развития муниципального сектора экономики включает:

перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

Программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;

сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Целевые программы города разрабатываются структурными подразделениями Исполнительного комитета, представляют собой комплекс мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения эффективными путями в установленные сроки и требующих финансовой поддержки, и подлежат утверждению Городской Думой.

Участниками процесса составления местного бюджета в городе Казани являются [7]:

- Городская Дума;

Исполнительный комитет;

Контрольно-счетная палата;

главные распорядители бюджетных средств;

распорядители бюджетных средств;

получатели бюджетных средств.

Городская Дума:

рассматривает и утверждает бюджет города Казани до начала очередного финансового года;

утверждает отчет об исполнении бюджета города Казани;

вносит изменения и дополнения в решение о бюджете города Казани на текущий год;

организует осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета города Казани.

Исполнительный комитет:

составляет и вносит на рассмотрение Городской Думы проект бюджета города Казани с необходимыми документами и материалами;

составляет и вносит проект отчета об исполнении бюджета города Казани;

готовит и вносит на рассмотрение Городской Думы проекты решений о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете города Казани.

Контрольно-счетная палата наделяется следующими полномочиями:

организация и проведение оперативного контроля за исполнением местного бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям местного бюджета;

экспертиза проекта бюджета города, нормативных правовых актов о внесении в него изменений и дополнений, иных нормативных правовых актов, договоров, заключаемых органами местного самоуправления, муниципальных программ и иных необходимых документов;

подготовка и представление в Городскую Думу заключений по исполнению местного бюджета в отчетном году.

Главный распорядитель бюджетных средств:

определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Распорядитель бюджетных средств:

составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств:

подает заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

обеспечивает эффективное использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;

обязан своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, полученные на возвратной основе, и вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

обязан своевременно представлять отчеты и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Таким образом, стадия составления проекта - это первая стадия бюджетного процесса. Стадия составления проекта бюджета охватывает собой разработку исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на предстоящий финансовый год по тем показателям, которые установлены бюджетным законодательством. Составлению проекта бюджета субъекта Российской Федерации предшествует разработка прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в целом, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых исполнительные органы государственной власти этого субъекта осуществляют разработку проекта бюджета субъекта Российской Федерации. Проекты бюджета субъекта Российской Федерации составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации и законодательством данного субъекта.

2. Составление, рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета

Данный раздел курсовой работы рассмотрим на примере муниципального образования г. Казань.

Проект бюджета муниципального образования города Казани составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Проект бюджета муниципального образования города Казани на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Казанской городской Думы не позднее 15 ноября текущего года.

Бюджет муниципального образования города Казани вступает в силу с 1 января очередного финансового года и действует по 31 декабря финансового года.

Бюджет муниципального образования города Казани составляется и утверждается в форме решения Казанской городской Думы, а годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани утверждается решением Казанской городской Думы [22].

В течение суток со дня внесения проекта решения о бюджете муниципального образования города Казани на очередной финансовый год (далее - проект решения) в Казанскую городскую Думу Глава муниципального образования направляет его в Контрольно-счетную палату для проведения экспертизы.

Контрольно-счетная палата в пятидневный срок подготавливает заключение на проект решения с указанием недостатков данного проекта в случае их выявления.

Заключение Контрольно-счетной палаты учитывается при подготовке депутатами Казанской городской Думы поправок к проекту решения.

Проект решения с заключением Контрольно-счетной палаты направляется на рассмотрение в постоянные комиссии Казанской городской Думы, а также депутатам Казанской городской Думы.

В двухнедельный срок с момента направления проекта решения с заключением Контрольно-счетной палаты в постоянные комиссии Казанской городской Думы, а также депутатам Казанской городской Думы проект решения выносится на рассмотрение Казанской городской Думы в соответствии с Регламентом Казанской городской Думы.

Решение о бюджете муниципального образования города Казани принимается в одном чтении открытым голосованием. Решение о бюджете муниципального образования города Казани считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Казанской городской Думы.

Решением о бюджете муниципального образования города Казани устанавливаются:

перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования города Казани;

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования города Казани;

распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;

общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году;

источники финансирования дефицита бюджета муниципального образования города Казани, установленные статьями 94 (в случае принятия бюджета с дефицитом), 95 и 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации на очередной финансовый год;

иные показатели бюджета муниципального образования города Казани, установленные муниципальными правовыми актами.

Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета муниципального образования города Казани, помимо документов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в Казанскую городскую Думу представляются:

баланс исполнения бюджета муниципального образования города Казани;

отчет о финансовых результатах деятельности;

отчет о движении денежных средств;

пояснительная записка (предусмотренная статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

документы, предусмотренные Регламентом Казанской городской Думы.

В таблице 2.1 представим прогнозируемые объемы доходов бюджета МО Казани на 2017-2019гг.

Таблица 2.1

Прогнозируемые объемы доходов бюджета муниципального образования города Казани на 2017-2019 гг. [22] (млн. рублей)

Наименование2017 год2018 год2019 годНалоговые и неналоговые доходы 8744,109155,419582,64Налоги на прибыль, доходы3082,644080,763955,7Налоги на совокупный доход680,961171,731061,76Налог, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения309,21401,24334,81Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности680,9770,21719Единый сельскохозяйственный налог0,0590,347,95Налоги на имущество1641,881645,281691,26Государственная пошлина117,87139,69141,2Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности115,23115,23115,23Платежи при пользовании природными ресурсами39,1239,1239,12Доходы от продажи материальных и нематериальных активов5,252,681,76Штрафы, санкции, возмещение ущерба4,194,424,64Прочие неналоговые доходы96,2096,296,2Безвозмездные поступления2838,171076,14923,79Всего доходов11582,2710231,5510506,44Источник: О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно таблице 2.1 в 2018 году наблюдается снижение прогнозных значений доходов бюджета муниципального образования. Это связано со снижением планируемых поступлений по безвозмездным поступлениям.

Рассматривая статьи бюджета по прогнозируемым доходам видно, что значительных изменений не наблюдается, за исключением снижения доходов по безвозмездным поступлениям в 2017 году.

Прогнозирование доходов бюджета муниципального образования осуществляется на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета муниципального образования, с учетом [7]:

ставок налогов и сборов, установленных федеральным, областным законодательством и решениями городской Думы муниципального образования на очередной финансовый год;

объема налоговых льгот, установленного на текущий финансовый год и очередной финансовый год в соответствии с федеральным и областным законодательством и решениями городской Думы муниципального образования;

налоговых платежей, осуществляемых организациями по месту нахождения обособленных подразделений в соответствии с действующим законодательством;

Доходы бюджета муниципального образования складываются из налоговых, неналоговых платежей и безвозмездных поступлений. По налоговым и неналоговым доходам учитываются поступления в виде неисполненных обязательств (недоимка) плательщиков и иных администраторов платежей в бюджет муниципального образования.

Прогноз по доходам бюджета муниципального образования на среднесрочную перспективу составляется исходя из прогнозных показателей по доходным источникам, сформированным на очередной год с применением соответствующих коэффициентов по видам доходов и индексов - дефляторов, отраженных в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования.

Доходы бюджета г. Казани на 2017-2019 гг. сформированы исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития города на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, основных направлений бюджетной и налоговой политики, отчетных данных Федеральной налоговой службы. При формировании бюджета учтены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, Бюджетные кодексы России и Татарстана и налоговое законодательство.

Общий объем доходов бюджета Казани на 2017 год прогнозируется в объеме 11,413 млрд.рублей, в 2018 - 11,480 млрд. и в 2019 - 12,043 млрд.рублей.

Налоговые и неналоговые доходы на 2017 год предусматриваются в сумме 8,748 млдр.рублей, в 2018-м - 9,304 млрд., в 2019-м - 9,921 млрд. Как и в прежние годы, наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и налоги на совокупный доход, составляющие порядка 95% от общей суммы налоговых доходов [22].

В таблице 2.2 представим прогнозируемые объемы расходов бюджета МО Казани на 2017-2019гг.

Таблица 2.2

Прогнозируемые объемы доходов бюджета муниципального образования города Казани на 2017-2019 гг. [22]

Показатель 2017 год2018 год2019годВсего расходов, в том числе:13 186,613 351,913 807,8Функционирование органов местного самоуправления1 064,8825,8430,0Национальная безопасность и правоохранительная деятельность99,2140,1342,7Национальная экономика50,0130,01 552,5Жилищно-коммунальное хозяйство437,51 220,03 715,9Образование2 649,52 911,24 965,4Культура и искусство977,094,5473,7Здравоохранение и спорт1 060,2880,02 183,0Социальная политика348,41 142,81 899,9Межбюджетные трансферты0,07,5104,8

Как показывают данные таблицы 2.2 общая сумма расходов муниципального бюджета имеет тенденцию к росту. Так, в 2019 году по сравнению с 2017 годом рост составляет 4,7%.

За анализируемый период увеличиваются суммы расходов по следующим статьям: национальная безопасность и правоохранительная деятельность - на 202,6 млн.руб. или на 144,61%, национальная экономика - на 1422,5 млн.руб. или на 1094,2%, жилищно-коммунальное хозяйство - на 2495,9 млн.руб. или на 204,5%, образование - на 2054,1 млн.руб. или на 70,56%, культура и искусство - на 379,2 млн.руб. или на 401,26%, здравоохранение и спорт - на 1303,0 млн.руб. или на 148,06%, социальная политика - на 757,2 млн.руб. или на 66,24%, межбюджетные трансферты - на 97,2 млн.руб. Однако, расходы по статье "функционирование органов местного самоуправления" снижаются на 395,8 млн.руб. или на 47,92%.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно треть всех расходов.

Наиболее стабильной динамикой характеризуются расходы на образование. Данный раздел отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное общее, основное общее, среднее (общее) образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях.

Также можно отметить, что наиболее емкими статьями функциональных расходов бюджета г. Казани остаются: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальная политика.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство.

В 2017 году значительно увеличилась сумма расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется тем, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из отраслей народного хозяйства нуждающейся в реорганизации, капитальном ремонте и поиске новых подходов в решении сложившихся проблем. И органы местного самоуправления выделяют на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства значительное количество денежных средств, на которые "коммунальщики" проводят капитальный и текущий ремонт теплосетей, магистралей водоснабжения, ремонт подведомственных зданий жилых домов, культурных учреждений, школ, больниц, осуществляют благоустройство и озеленение города.

Расчет объема бюджетных ассигнований муниципального образования на соответствующий финансовый год производится по следующим основным направлениям расходов:

-оказание муниципальных (бюджетных) услуг, в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

-социальное обеспечение населения;

-предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;

-предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

-обслуживание муниципального долга;

-исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;

-реализация муниципальных целевых программ (далее по тексту - целевых программ);

-другие расходы, не учтенные в вышеперечисленных направлениях.

Объем расходных обязательств на реализацию целевых программ определяется исходя из объемов, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами муниципального образования [13, с.15].

Расходы бюджета муниципального образования рассчитываются в рамках среднесрочного бюджетного планирования на очередной финансовый год и 2 последующих года планового периода.

Таким образом, проект бюджета муниципального образования города Казани составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Решение о бюджете муниципального образования города Казани принимается в одном чтении открытым голосованием.

Можно сделать вывод о нестабильности финансового положения г. Казани. Подъемы и спады расходов свидетельствуют о значительной потребности в объемах финансирования, говорят о необходимости поиска новых решений по стабилизации, о необходимости поиска новых дополнительных источников финансирования.

Итак, к сожалению, в настоящее время до сих пор сохраняется целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств: широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в городе.

3. Исполнение местного бюджета

Исполнение бюджета - это важнейшая стадия бюджетного процесса, в ходе которой происходит перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, а также осуществляется санкционирование и финансирование всех расходов в пределах фактического наличия на этом счете бюджетных средств.

Цель стадии исполнения бюджета - практическая реализация бюджета. Задачей данной стадии бюджетного процесса является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а так же финансирование мероприятий в пределах утвержденных в бюджете сумм в течение того финансового года на который утверждается бюджет [10, с.76].

Исполнение местного бюджета производится в соответствии и в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, и обеспечивается администрацией города.

Исполнение бюджета города Казани обеспечивается Исполнительным комитетом. Организация исполнения бюджета города возлагается на Финансовое управление города Казани.

Исполнение бюджета города по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета города;

возврат излишне уплаченных в бюджет города сумм доходов;

учет сумм доходов бюджета города и составление отчетности о доходах бюджета города.

Исполнение бюджета по доходам подразумевает мобилизацию налогов, сборов, других платежей и распределение их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством [19, с.192].

Согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 № 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, учет поступлений в российской валюте и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) для учета доходов, распределяемых между бюджетами; учет поступлений в иностранной валюте осуществляется на иных счетах, открытых Федеральному казначейству для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте [5].

Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании следующих документов (в электронном виде, а при отсутствии электронного документооборота - на бумажных носителях):

расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету банка;

платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) поступлений налогоплательщикам;

заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), а также о зачете налогов, подлежащих возмещению (далее - заключение налогового органа о зачете);

распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений (код формы 0512085) с приложением платежных поручений;

уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа;

уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений (код формы 0512086);

уведомлений о поступлениях в иностранной валюте (код формы 0512112);

справок органа Федерального казначейства (код формы 0512090);

иных документов администраторов поступлений в бюджет, содержащих информацию о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе о поступлениях в бюджет, минуя счета органов Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (далее - коды бюджетной классификации), выполняя последовательно следующие действия:

получают выписку из счета от Центрального банка Российской Федерации, учреждений Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций (далее - банк) с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;

группируют поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации;

распределяют сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами;

осуществляют перерасчет поступлений, распределенных к зачислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в разделе II настоящего Порядка;

оформляют справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090);

оформляют платежные поручения на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;

оформляют платежные поручения на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;

оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет;

формируют информацию о поступлениях для администраторов поступлений в бюджет, а также для соответствующих финансовых органов, организующих исполнение бюджетов (далее - финансовые органы).

Учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в расчетных документах, с учетом соответствия кода администратора поступлений в бюджет и кода вида дохода, установленного для администратора законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления [10, с.92].

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает [3]:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

Через территориальные финансы органы представительной и исполнительной власти местного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социально-культурные и другие мероприятия.

Органы власти из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и многих других учреждений непроизводственной сферы. Финансирование этих учреждений в ряде районов составляет более половины расходов бюджета.

Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Исполнение местного бюджета производится администрацией города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансовый орган администрации города назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Местный бюджет по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете местного бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования [9, с.76].

Сводная роспись составляется финансовым органом - Бюджетно-финансовым отделом Администрации муниципального образования г. Казани (далее - БФО), утверждается руководителем БФО соответствующим распоряжением до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исполнение бюджета города по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета города;

возврат излишне уплаченных в бюджет города сумм доходов;

учет сумм доходов бюджета города и составление отчетности о доходах бюджета города.

Исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования в строгом соответствии с бюджетным законодательством и Положением о бюджетном процессе в МО. Исполнение бюджета муниципального образования по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Существует проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным.

До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. Характерный признак чрезмерной нагрузки - значительная доля теневой экономики. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

Ещё одна немаловажная проблема - низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.

Следует отметить, что процесс казначейского исполнения бюджетов муниципальных образований нуждается в доработке и существенной оптимизации процессов исполнения бюджетов. И в первую очередь нужно уйти от дублирования функций Федерального казначейства органами казначейства министерства финансов и казначейскими отделами финансовых органов муниципальных образований.

С целью учета средств всех муниципальных образований и субъекта РФ необходимо обеспечить перевод исполнения бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований на альтернативный вариант взаимодействия с органами Федерального казначейства в соответствии с заключаемым сторонами соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджетов.

К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство; что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Показатели бюджета города Казани по расходам на социально-культурную сферу обеспечивают социальную направленность бюджета, выражающуюся в предоставлении населению основных социальных гарантий и качества предоставляемых услуг в области образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, реализации мероприятий социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

Основными принципами для оптимизации бюджетных расходов являются:

обеспечение финансирования приоритетных расходов, таких как выплата заработной платы, стипендий, социальных и компенсационных выплат населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан посредством выплат социального пособия из республиканского бюджета;

эффективное использование бюджетных средств и реформирование наиболее затратных отраслей;

реформирование и реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий на объектах бюджетной сферы;

в связи с доведением уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 100% возникает задача обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения через предоставление адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

оптимизация сети бюджетных учреждений, в том числе путем преобразования бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм;

модернизация отраслей здравоохранения и образования, медицинская помощь и образование должны быть наиболее доступными и качественными, добиться достаточного уровня обязательного медицинского страхования.

Бюджетные расходы должны быть сопоставимы с возможностями местного бюджета. В целях более эффективного использования бюджетных средств по реализации социально-экономических задач в форме целевых программ и концентрации усилий по решению наиболее значимых проблем развития экономики города в ходе инвентаризации должны быть определены наиболее значимые и актуальные.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

В целях оптимизации расходов местных бюджетов и повышения качества предоставляемых бюджетных услуг целесообразно заключать соглашения между муниципальными районами и поселениями, находящимися на их территории, о передаче осуществления части своих полномочий за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

В целях выполнения функций и задач органов местного самоуправления при проведении оценки расходных обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия [15, с.24]:

1)определить объемы, структуру и размеры бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования и поставленными целями;

2)утвердить перечень мероприятий, программ, проектов, а также категорий получателей бюджетных средств;

)установить конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств;

)утвердить методики оценки стоимости расходных обязательств.

Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения указанных принципов важными факторами являются:

1)создание системы учета потребности в предоставляемых услугах муниципального образования;

2)оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения местного бюджета за три предшествующих года;

)внедрение механизмов формирования расходной части бюджета, обеспечивающих взаимоувязки объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;

)стимулирование органов управления, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов и др.

Следует уделить особое внимание формированию эффективной структуры органов местного самоуправления, органов управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключая дублирующие функции данных органов с целью сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления и аппарата управления муниципальными предприятиями и учреждениями.

При этом следует предусмотреть меры по дальнейшей оптимизации функциональной деятельности указанных органов путем сокращения и ликвидации несвойственных им направлений деятельности, объединение отдельных функций в одном специализированном органе в интересах всех организаций муниципалитета с соответствующим сокращением должностей, исполняющих аналогичные функции в этих организациях. Оптимизацию расходов эффективнее будет осуществлять также по следующим направлениям:

а) внедрение ресурсo- и энергосберегающих технологий;

б) использование системы муниципального заказа;

в) расширение объема платных услуг бюджетных отраслей;

г) реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Целесообразно рассмотреть перспективные пути перераспределения расходов. Есть смысл несколько увеличить расходы на физическую культуру, спорт и охрану окружающей среды, что позволит снизить заболеваемость и расходы на лечение граждан. Увеличение расходов на молодежную политику, создание новых рабочих мест для молодежи позволит снизить расходы на правоохранительную деятельность. Необходимо сделать анализ эффективности использования бюджетных средств по различным направлениям, в особенности в развитие народного хозяйства, сравнить расходы и достигнутые результаты, так как сейчас нередко эффективность расходов весьма низка или вообще равна нулю.

Приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Кроме того, приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Учитывая сложившуюся ситуацию с достаточно большим бюджетным дефицитом, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации.

Необходимы новые подходы к составлению местных бюджетов. По нашему мнению, целесообразно составлять не один, а несколько вариантов бюджета. Дополнительные варианты должны предусматривать: в случае невыполнения плана по доходам - какие дополнительные источники доходов будут привлечены; какие расходы и насколько будут сокращены; какие инвестиционные проекты будут перенесены на более поздние сроки и т.п.

Заключение

Исполнение бюджета - важнейшая стадия бюджетного процесса, в ходе которой происходит перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, а также осуществляется санкционирование и финансирование всех расходов в пределах фактического наличия на этом счете бюджетных средств.

Участниками процесса составления местного бюджета в городе Казани являются: Городская Дума; Мэр города Казани; Исполнительный комитет; Контрольно-счетная палата; главные распорядители бюджетных средств; распорядители бюджетных средств; получатели бюджетных средств.

Проект бюджета муниципального образования города Казани составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Решение о бюджете муниципального образования города Казани принимается в одном чтении открытым голосованием.

Исполнение бюджета города по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета города;

возврат излишне уплаченных в бюджет города сумм доходов;

учет сумм доходов бюджета города и составление отчетности о доходах бюджета города.

Исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования в строгом соответствии с бюджетным законодательством и Положением о бюджетном процессе в МО. Исполнение бюджета муниципального образования по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Можно сделать вывод о нестабильности финансового положения г. Казани. Подъемы и спады расходов свидетельствуют о значительной потребности в объемах финансирования, говорят о необходимости поиска новых решений по стабилизации, о необходимости поиска новых дополнительных источников финансирования.

Итак, к сожалению, в настоящее время до сих пор сохраняется целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств: широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в городе.

Дальнейшее проведение реформы бюджетных отношений должно основываться на развитии принципов бюджетного федерализма. Это, прежде всего, обеспечение трехуровневой структуры бюджетной системы; четкое разграничение функций между бюджетами, законодательное закрепление процессуальной самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их судебная защита. При этом главной задачей должно быть не выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, а повсеместное обеспечение прожиточного минимума людей.

Список использованных источников

1.Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993г. // Российская газета. - 1993.-25 декабря.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3823.

3.Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998г. (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824.

4.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации №131-ФЗ, от 6 октября 2003 г. (ред.от 03.05.2017) // Российская газета. - 2003. - №3316.

5.О Бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан: Закон РТ от 26.12.1991, №1366-XII (ред. от 21.02.1992) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tatarstan.news-city.info.

6.Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Казани (в ред. решений Казанской городской Думы от 08.06.2012г. №6-9, от 18.10.2012г. №29-12) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravoteka.ru.

.Устав муниципального образования города Казани (в ред. Решений Казанской городской Думы от 08.06.2012 N 5-9, от 11.12.2012 N 18-14, от 16.08.2013 N 7-19, от 26.06.2014 N 15-31): Решение от 17 декабря 2005г.№3-5 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.protown.ru.

9.Боткин О.И., Мирошкин Н.П. Методология бюджетирования муниципальных образований. - Екатеринбург - Ижевск: ИЭ УрО РАН, 2014. - 320с.

10.Вощенко В.В. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях. Саратов: СГСЭУ, 2017. - 210с.

11.Вощенко В.В. Повышение качества управления бюджетным процессом в России. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - №17(3). - 2016. - С.24-32.

.Вощенко В.В. Проблемы финансового обеспечения местных бюджетов. /В сборнике науч. трудов: Финансы, налоги, кредит. Выпуск 4 /Под ред. канд. экон. наук, профессора В.В. Степаненко. - Саратов: СГСЭУ, 2016. - С.27-34.

.Вощенко В.В. Состояние местных бюджетов на современном этапе. / В сборнике науч. трудов: Финансы, налоги, кредит. Выпуск 4 /Под ред. канд. экон. наук, профессора В.В. Степаненко. - Саратов: СГСЭУ, 2016. - С.12-18.

14.Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2014. - 476.

15.Клишина М.А. Действие принципов бюджетной системы на стадии составления проекта бюджета // Налоги. - 2015. - № 5. - С.19-25.

.Клишина М.А. Составление проекта бюджета: проблемы и перспективы // Финансовое право. - 2017. - №3. - С.36-42.

.Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашко и К", 2017. - 560с.

18.Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 480с.

19.Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 568с.

20.Кризис изменил структуру налоговых поступлений в бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru.

21.Круглов В.Н. Актуальные проблемы низкой эффективности использования бюджетных средств и их последствия [Электронный ресурс] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №4(37).

22.Официальный портал мэрии Казани [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kzn.ru/

Похожие работы на - Бюджетный процесс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!