. Исследования проводили на базе Винницкого национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Данное учебное заведение является ВУЗом четвертого уровня аккредитации Министерства здравоохранения. Условия пребывания студентов отличаются отсутствием регламентированного режима дня, меньшими физическими нагрузками и большей интенсивностью учебной нагрузки.
Проведено лонгитудинальное (на I, II, III годам обучения) определение охватных размеров тела 92 юношей-студентов и проанализированы особенности изменений данных параметров в условиях педагогического процесса в течение трехлетнего периода.
Определение охватных размеров проводили по методике В.В. Бунака [5, с. 22]. Анализ показателей проведен с помощью программы STATISTICA-6,1 (StatSoft) с использованием непараметрических и параметрических методов оценки показателей.
Данное исследование является фрагментом научно-исследовательской работы кафедры анатомии человека «Влияние экзогенных факторов (социально-экономических, экологических, геологических, территориальных) на антропометрические параметры и физиологические показатели лиц юношеского возраста» (№ государственной регистрации: 0114Ш00990). Комиссией по биоэтике ВНМУ им. М.И. Пирогова подтверждено, что проведенное исследование отвечает этическим и морально-правовым требованиям согласно приказа МЗ Украины № 66 от 13.02.2006 г.
Изложение основного материала
При измерении охватных параметров у студентов медицинского университета выявлено ряд достоверных изменений годовых изменений. Так периметр шеи юношей-студентов на первом курсе составляет (36,52±0,32) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,29 см и равен (36,81±0,30) см. На третьем курсе уменьшился всего на 0,01 см по сравнению со II и составляет (36,80±0,30) см.
Таким образом периметр шеи студентов на протяжении обучения увеличивается на 0,28 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,30 см по сравнению с годичным изменением периметра шеи на втором году ^=3,96 при р<0,05).
Таким образом периметр груди при вдохе у юношей-студентов в течении обучения увеличивается на 0,47 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,25 см по сравнению с годичным изменением периметра груди при вдохе на втором году ^=3,40 при р<0,05).
Среднее значение периметра груди в покое для юношей-студентов на первом курсе составляет (89,93±0,48) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,54 см и равен (90,47±0,50) см. На третьем курсе увеличился на 0,11 см по сравнению со II и составляет (90,58±0,50) см.
Таким образом периметр груди в покое для юношей-студентов в течении обучения увеличивается на 0,65 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,43 см по сравнению с годичным изменением периметра груди в покое на втором году ^=3,20 при р<0,05).
Среднее значение периметра груди на выдохе у юношей-студентов на первом курсе составляет (87,72±0,49) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,27 см и равен(87,99±0,48) см. На третьем курсе увеличился всего на 0,05 см по сравнению со II и составляет (88,04±0,48) см.
Таким образом периметр груди на выдохе у юношей-студентов в течении обучения увеличивается на 0,32 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,22 см по сравнению с годичным изменением периметра груди во время выдоха на втором году 2,94 при р<0,05).
Среднее значение периметра бедра у юно- шей-студентов на первом курсе составляет (50,02±0,43) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,12 см и равен (50,14±0,41) см. На третьем курсе уменьшился на 0,21 см по сравнению со II и составляет (49,93±0,41) см.
Таким образом периметр бедра у юношей-студентов в течении обучения уменьшается на 0,09 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,33 см по сравнению с годичным изменением периметра бедра на втором году 2,26 при р<0,05).
Среднее значение периметра голени в верхней трети для юношей-студентов на первом курсе составляет (33,97±0,50) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,19 см и равен (34,16±0,49) см. На третьем курсе уменьшился на 0,14 см по сравнению со II и составляет (34,02±0,48) см.
Таким образом периметр голени в верхней трети для юношей- студентов в течении обучения увеличивается на 0,05 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,33 см по сравнению с годичным изменением периметра голени в верхней трети на втором году 2,50 при р<0,05)
Среднее значение периметра голени в нижней трети для юношей-студентов на первом курсе составляет (25,02±0,36) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,38 см и равен (25,40±0,35) см. на третьем курсе уменьшился лишь на 0,01 см по сравнению со II и составляет (25,39±0,34) см.
Таким образом периметр нижней трети голени у юношей- студентов в течении обучения увеличивается на 0,37 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,39 см по сравнению с годичным изменением периметра голени в нижней трети на втором году 3,73 при р<0,05).
Наиболее комплексно произошли изменения охватных размеров верхней конечности.
Среднее значение периметра запястья у юношей-студен- тов на первом курсе составляет (18,06±0,25) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,17 см и равен (18,23±0,24) см. На третьем курсе увеличился лишь на 0,01 см по сравнению со II и составляет (18,24±0,23) см.
Таким образом периметр запястья у юношей-студентов в течении обучения увеличивается на 0,18 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,16 см по сравнению с годичным изменением периметра запястья на втором году 3,00 при р<0,05).
Среднее значение периметра кисти у юношей-студентов на первом курсе составляет (22,08±0,19) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,24 см и равен (22,32±0,17) см. На третьем курсе увеличился на 0,03 см по сравнению со II и составляет (22,35±0,16) см.
Таким образом периметр кисти юношей-студентов в течении обучения увеличивается на 0,27 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,21 см по сравнению с годичным изменением периметра кисти на втором году (1=3,40 при р<0,05).
Среднее значение периметра предплечья у юношей-студентов на первом курсе составляет (26,04±0,23) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,09 см и равен (26,13±0,22) см. На третьем курсе уменьшился на 0,10 см по сравнению со II и составляет (26,03±0,21) см.
Таким образом периметр предплечья у юношей-студентов в течении обучения уменьшается на 0,01 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,19 см по сравнению с годичным изменением периметра предплечья на втором году (1=2,43 при р<0,05).
Среднее значение периметра плеча у юношей-студентов на первом курсе составляет (28,37±0,24) см. На втором курсе данный показатель увеличился на 0,27 см и равен (28,64±0,25) см. На третьем курсе уменьшился на 0,08 см по сравнению со II и составляет (28,56±0,24) см.
Таким образом периметр плеча у юношей-студентов в течении обучения увеличивается на 0,19 см. Годовое изменение данного параметра на первом году обучения достоверно больше на 0,35 см по сравнению с годичным изменением периметра плеча на втором году (1=3,45 при р<0,05).
Выводы и предложения
При сравнении охватных размеров тела студентов на I, II и III курсах обучения выявлено увеличение большинства средних показателей на протяжении обучения, кроме периметров таза, предплечья и бедра, где наблюдается уменьшение размеров, что указывает на позитивное влияние факторов педагогического процесса высшего учебного заведения.
Наличие достоверных различий при сравнении годового изменения 11 из 15 (73,33%) периметров: грудной клетки, шеи, плеча, предплечья, запястья, кисти, бедра, верхней и нижней трети голени указывает на предпочтительное влияние факторов педагогического процесса на развитие верхних и нижних конечностей.
Годовые изменения охватных размеров на первом году обучения всегда больше, чем на втором, как следствие большего количества физической нагрузки согласно учебных планов и программ на первом курсе обучения.
Также требуют дальнейшего исследования показатели толщины жирового слоя студентов с последующим сравнением их годовых изменений.
Список литературы
1.Багнетова Е. А. Биоинформационный анализ факторов риска, влияющих на здоровье участников образовательного процесса в условиях ХМАО Югры: автореферат дис. ... д-ра биол. наук / Е. А. Багнетова. - Сургут; 2012. - С. 3-14.
2.Казакова Т. В. Конституциональные особенности физического статуса, вегетативной регуляции и метаболизма клеток иммунной системы в юношеском возрасте: автореферерат дис. ... д-ра мед. наук / Т. В. Казакова. - Красноярск, 2009. - С. 4-34.
3.Курлянд З. Н. Педагогика высшей школы / З. Н. Курлянд. - Киев: Знание, 2010. - 495 с.
4.Мишкова Т. А. Морфофункциональные особенности и адаптационные возможности современной студенческой молодежи в связи с оценкой физического развития: автореферат дисс. ... канд. биол. наук / Т. А. Миш- кова. - Москва, 2010. - 24 с.
5.Шапаренко П. Ф. Антропометрия / П. П. Шапаренко. - Винница, 2000. - 71 с.
6.Effect of activity and television viewing on BMI (body mass index) z-score in early adolescents in Turkey / E. N. Ozmert, R. Ozdemir, А. Pektas [et al.] // World J. of Pediatrics. - 2011. - Vol. 7, № 1. - P. 37-40.
7.Modern students in megapolis: morphofunctional features and lifestyle / V. Kuchma, N. Skoblina, N. Bokareva, O. Milushkina // Abstracts of the 4 European Conference on health promoting schools «Equity, Education and Health». - Odense, Denmark. - 2013. - P. 269-270.
8.Shall the anthropometry of physique cast new light on the diagnoses and treatment of eating disorders? / A. J. Bartsch, A. Brummerhoff, H. Greil, K. J. Neumarker // Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. - 2003. - Vol. 12, № 1. - P. 154-164.
Аннотация
Закономерности изменений охватных параметров юношей-студентов в условиях учебно-воспитательного процесса. Андрийчук В.М., Винницкий национальный медицинский университет имени М.И. Пирогова
В статье рассмотрены закономерности изменений охватных параметров тела практически здоровых юно- шей-студентов в условиях педагогического процесса.
Проведено лонгитудинальное (на I, II, III курсах) исследование охватных размеров тела студентов.
На основании полученных данных определены особенности ежегодных изменений охватных параметров тела в течение трехлетнего обучения в условиях педагогического процесса медицинского университета. Выявлены достоверные различия при сравнении годового изменения периметров грудной клетки, шеи, плеча, предплечья, запястья, кисти, бедра, верхней и нижней трети голени.
Кроме того годовые изменения периметров таза и живота, а также периметров стопы и подъема стопы у юношей-студентов в течение обучения достоверных различий не имеют.