Морфофункциональная типология и развитие двигательных качеств студентов специальной медицинской группы
Сумской государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Львов А.С.
За время обучения в вузе здоровье студентов имеет тенденцию к ухудшению. Так, ко второму курсу заболеваемость увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Ежегодно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). В некоторых вузах их количество достигает 60% от общего числа обучающихся. Научные исследования последних лет свидетельствуют, что особенности телосложения и тесно связанная с ними структура моторики являются важными, научно обоснованными критериями дифференциации педагогического процесса в физическом воспитании. Цель нашего исследования состояла в изучении конституции тела студентов специальных медицинских групп и их двигательных качеств. Полученные результаты показали, что в беговых тестовых упражнениях наилучшие результаты показывают юноши мышечного ТТ. Несколько уступают им юноши астено- торакального ТТ, а юноши дигестивного ТТ имеют сравнительно невысокие результаты. Более гибкими во всех рассматриваемых возрастных группах являются юноши мышечного ТТ. Затем следуют представители астено-торакального и дигестивного типов телосложения. Такое же распределение мест имеется и при рассмотрении всех остальных двигательных тестов. Результаты анализа физической подготовленности студентов СМГ позволили сделать вывод, что наилучшую подготовленность имеют представители мышечного типа телосложения, наименьшую - юноши дигестивного типа телосложения. Юноши астено- торакального типа по уровню физической подготовленности занимают среднее положение.
Ключевые слова: конституция тела, заболевания, специальные медицинские группы, особенности телосложения, типы телосложения.
Постановка проблемы. Студенческая молодежь является наиболее социально-активной и мобильной группой, которая в значительной мере определяет стратегию и будущее государства. Воздействие инновационных образовательных нагрузок с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, интенсификация учебного процесса, повышение требований к объему и качеству знаний, а также нарушение двигательного режима отрицательно влияют на функциональные возможности организма студентов [4; 8]. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению ситуации рассогласования механизмов регуляции вегетативных функций, которые проявляются в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости студентов [5].
За время обучения в вузе здоровье студентов имеет тенденцию к ухудшению [3; 7; 8; 11; 14]. Так, ко второму курсу заболеваемость увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Ежегодно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) [4]. В некоторых вузах их количество достигает 60% от общего числа обучающихся [2; 5].
Проблема повышения работоспособности и функциональных возможностей в условиях значительного увеличения учебной нагрузки студентов представляется в настоящее время весьма актуальной задачей. Физическая культура является наиболее действенным фактором сохранения и укрепления здоровья. При оптимальной физической активности все органы и системы работают экономично, адаптационные резервы велики, сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям высока [2; 5]. Внимание ученых, изучающих процессы адаптации, преимущественно направлено на степень и характер изменения основных физиологических показателей у здоровых людей и лиц, занимающихся спортом [10]. Однако вопросы оптимизации физических нагрузок студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, освещены недостаточно.
Анализ последних исследований и публикаций. В последние два десятилетия в физиологии, медицине и педагогике повысился интерес к изучению проблемы соотношения общей, частной и локальной конституций организма человека, позволяющей определить и прогнозировать своеобразие реактивных процессов, протекающих в любом органе или системе органов [1; 6; 13]. Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией целостного организма на одни и те же дозированные физические нагрузки и болезнетворные факторы [12]. Взаимосвязь конституциональных признаков и здоровья является одной из важнейших сторон конституционологии [10].
Научные исследования последних лет свидетельствуют, что особенности телосложения и тесно связанная с ними структура моторики являются важными, научно обоснованными критериями дифференциации педагогического процесса в физическом воспитании [10].
Цель статьи. Целью нашего исследования явилось изучить конституцию тела студентов специальных медицинских групп и их двигательные качества. двигательный студент специальный медицинский
Изложение основного материала. В нашем исследовании мы использовали общепринятые методы антропометрических исследований: исследовали массу тела, рост, окружность грудной клетки, определяли физиологическую подготовленность к физическим упражнениям [10].
Исследования проведено на базе кафедры анатомии и физиологии человека и животных Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. В исследовании принимала группа студентов, которые занимаются в специальных медицинских группах (Институт педагогики и психологии, Институту экономики и бизнеса, факультета иностранных языков, факультета украинской филологии). Общее количество волонтёров составило 278 юношей.
Наиболее существенные различия между типами телосложения студентов-юношей 17, 18, 19 лет обнаруживаются при анализе антропометрических и физиометрических признаков. При первичном обследовании у студентов, имеющих различные типы телосложения, установлены существенные отличия (Р<0,05). В ходе исследования было выявлено, что длина тела среди 17-летних юношей наибольшей отмечена у представителей астено-торакального типа телосложения: 177,4±2,97 см. Среди 18-19-летних студентов наиболее значительную длину тела имеют юноши дигестивного ТТ.
Как видно из таблицы 1, наибольшая масса тела отмечена у студентов дигестивного ТТ. Причем это свойственно всем возрастным группам. По этому показателю им заметно уступают юноши, имеющие астено-торакальный ТТ; представители мышечного ТТ занимают промежуточное положение.
Таблица 1
Основные антропометрические признаки студентов 17-19 лет разных типов телосложения
Показа телиВозраст, летТипы телосложенияДостоверность различийАстено-торакальныйМышечныйДигестивныйАТ-ММ - ДАТ-ДДлина тела, см17177,4±1,97173,4±1,28172,7±1,35**18178,3±1,81180±3,85180,2±2,3519180,3±5,5180,6±2,5184,5±6,1Масса тела, кг1760,61±1,7562,3±2,470,5±2,64*1861,35±1,7773,1±1,2877,18±1,8***1964,7±1,974±3,574,33±1,5**ОГК, см1778,5±0,986±1,39101,6±2,1***1880,5±1,291,5±2,595,2±3,3**1982,5±0,594,14±2,393±3,1**Примечание. * - статистически достоверные различия при Р <0,05
Окружность грудной клетки среди 17-18-летних юношей наибольшая у представителей диге- стивного ТТ. Среди 19 - летних студентов ОГК больше у студентов мышечного ТТ (Р>0,05).
Результаты исследования двигательных качеств у студентов СМГ разных типов телосложения позволяют утверждать, что юноши, имеющие разные типы телосложения, существенно отличаются по уровню развития физических качеств (таблица 2).
Физическая подготовленность студентов 17-19 лет разных типов телосложения
Двигательные тестыВозраст, летТип телосложенияДостоверность различийА-ТМДАТ-ММ-ДАТ-ДБег 30 м, с174,81 ±0,14,8 ± 0,035,44 ± 0,1**184,78±0, 154,7 ± 0,075,4 ± 0,1**194,81± 0,134,29 ±0,15,0 ± 0,23**Бег 100 м, сек1715,6± 0,614,0 ± 0,4116,1±0,48*1815,57±0,4б13,9±0,3116,05±0,42*1915,4 ±0,1213,34±0,1215,13±0,47*Челночный бег 4x10 м, сек1711,24 ±0,210,55 ±0,212,09 ±0,8**1811,1 ± 0,110,54±0,2412,07± 0,85**1911,0 ±0,1510,47±0,5312,0± 0,13**Наклон вперед, см1711,51 ±2,815,63±1,211,3± 5,11812,71± 2,416,83± 1,8212,0±4,161915,85 ±1,617,5 ± 1,7913,2 ±2,13Подтягивание на перекл., к-во раз175,5 ± 1,612,0±0,82,3±0,9***186,5 ± 1,1612,33± 0,975,0 ± 1,5**198,1 ±0,613,8 ±0,817,0 ± 0,5**Прыжок в длину с места, см17197,2±5,5230,7±4,43188,4±10,3**18200,3±4,58232,7± 5,03193,4±9,33**19210,3±5,31237,1±6,62201,8±12,1**Поднимание ног к перекл., к-во раз171,6 ±0,78,3 ± 1,11,5 ±0,8**182,6 ± 1,669,3 ±1,394,5 ±2,5**196,6 ±3,0613,1 ±2,077,0 ±3,6**Сгибание/разг. рук в упоре лёжа, к-во раз1720,9± 6,526,43±5,17,67±3,4**1824,9±5,529,43±2,1812,67±2,11**1929,01±1,4631,38±3,2325,1±3,13*Примечание. *статистически достоверные различия при Р<0,05
Показатели физической подготовленности студентов разных конституциональных типов представлены в таблице 2. Из таблицы видно, что в беговых тестовых упражнениях наилучшие результаты показывают юноши мышечного ТТ. Несколько уступают им юноши астено-торакального ТТ, а юноши дигестивного ТТ имеют сравнительно невысокие результаты.
Более гибкими во всех рассматриваемых возрастных группах являются юноши мышечного ТТ. Затем следуют представители астено-торакального и дигестивного типов телосложения. Такое же распределение мест имеется и при рассмотрении всех остальных двигательных тестов. В большинстве силовых и скоростно-силовых тестовых упражнениях имеются статистически достоверные различия (Р<0,05) между конституциональными группами.
Выводы и предложения. Результаты анализа физической подготовленности студентов СМГ позволили сделать вывод, что наилучшую подготовленность имеют представители мышечного типа телосложения, наименьшую - юноши дигестивного типа телосложения. Юноши астено-торакального типа по уровню физической подготовленности занимают среднее положение.
Вместе с тем, комплексный анализ уровня развития отдельных двигательных качеств у представителей разных типов телосложения позволил выявить важную для разработки программы оздоровительной направленности и развития двигательных качеств юношей закономерность: наличие у каждого типа телосложения индивидуально прогнозируемых сильных и слабых сторон моторики. Это важно с методической и дидактической точки зрения, поскольку существуют разные взгляды на процесс развития двигательных качеств. В одних случаях, основной целью физической подготовки считается преимущественное развитие ведущих или отстающих двигательных качеств; в других случаях утверждается, что необходимо комплексное развитие двигательных качеств [9].
Список литературы
1.Булатова Г. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как неотъемлемая часть физического воспитания в педагогических вузах / Г. А. Булатова // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тезисы докладов научно-практической конференции - М.: Флинта, 2005. С. 233-235.
2.Гондарева Л. Н. Вероятностные критерии оптимального уровня репрезентации альфа-волн в ЭЭГ больших полушарий при умственной деятельности / Л. Н. Гондарева, Г. А. Кулкыбаев, Г. Н. Шайзадина // Астана: Медициналык Журналы. 2003. № 3. С. 18-21.
.Евсеев А. В. Индивидуальный подход к совершенствованию физической подготовленности студентов / А. В. Евсеев // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы 8-межуниверситетской научно-практической конференции. М.: УРАО, 2004. С. 98-100.
.Ермакова И. В. Новая концепция эволюции человека / И. В. Ермакова // Таврический журнал психиатрии. 2002. Т. 6. № 3. С. 11-13.
.Имнаев Ш. А. Особенности использования средств физической культуры для работоспособности студента / Ш. А. Имнаев, Ю. Н. Комаров // Адаптация учащихся всех ступеней образований в условиях современного образовательного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас: АГПИ, 2006. С. 58-61.
.Комаров М. В. Силовой дисбаланс паравертебральной мускулатуры как информативный показатель состояния мышечно-связочной системы позвоночника у студентов / М. В. Комаров, A. Ф. Кузьмин // Адаптация учащихся всех ступеней образований в условиях современного образовательного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас: АГПИ, 2006. С. 62-63.
.Лапицкий Ф. Г. Двигательная активность и физическая работоспособность студентов / Ф. Г. Лапицкий, А. В. Чоговадзе // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С. 62.
.Левченко Л. Т. Некоторые аспекты внутри-индивидуального единства и межиндивидуальных различий в локальных конституциях / Л. Т. Левченко // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: тез. докл. науч. конф. Красноярск, 1992. С. 21-22.
.Лёвушкин С. П. Влияние мышечных нагрузок различной направленности на физическое состояние и острую заболеваемость школьников 7-10 лет / С. П. Лёвушкин, Р. Р. Салимзянов, Е. В. Головихин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 4. С. 41-45.
10.Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1982. 200 с.
11.Письменский В. В. Сравнительный анализ эффективности различных методов релаксации мышц / В. В. Пись- менский, Н. Луббарди // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 47-48.
.Синельников Ю. А. Предварительные результаты массового мониторинга физической работоспособности студентов в вузе / Ю. А. Синельников // Адаптация учащихся всех ступеней образований в условиях современного образовательного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас: АГПИ, 2006. С. 72-73.
.Шайхелисламова М. В. Состояние андрогенной и глюкокортикоидной функции надпочечников у детей 8-15 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке. / М. В. Шайхелисламова, Н. Б. Дикопольская, И. Р. Валеев // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. № 8. С. 414.