Типы конкурентного поведения фирмы
Ситуационная (практическая) задача № 1
В американской промышленности, производящей моющие средства, например, небольшие компании являются вполне прибыльными, обслуживая один узкий географический район или специфический класс потребителей, например, больницы. Но другой возможный размер предприятия для этой отрасли - это гигантские компании, имеющие свою торговую марку, товары которых рекламируются и продаются по всей стране. Какую роль могут играть фирмы в процессе конкурентного взаимодействия? Каково содержание деятельности этих классов фирм? О роли или содержании деятельности фирм идет речь в этом примере? Какие типы конкурентов в соответствии с этим описываются здесь?
Ответ на задачу № 1
В зависимости от обстоятельств (уже сложившихся и прогнозируемых) фирмы применяют разные виды конкуренции, их элементы или в совокупности. Используются и разные модели (типы) конкурентного поведения. Так, в учебной литературе выделяют три типа конкурентного поведения - креативный, приспособленческий и обеспечивающий.
При креативном поведении система действий конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание новых рыночных отношений. Они должны обеспечивать превосходство над соперниками новой продукцией, технологиями, организацией производственного процесса, нетрадиционными методами распределения и сбыта.
Приспособленческое поведение заключается в адаптации инновационных изменений и в попытках упреждения действий конкурентов, связанных с модернизацией производства. Предприниматель (фирма) стремится в возможно сжатые сроки копировать достижения своих соперников.
Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению на длительную перспективу ранее достигнутых на рынке позиций. Делается это за счет повышения качества производимой продукции, расширения ассортимента, оказания дополнительных услуг. Данный тип поведения обычно применяется фирмами, не имеющими возможности существенно менять производственную и коммерческую программы. Фактором фирменной нестабильности также выступает слабый инновационный потенциал, фирмы испытывают трудности в соответствующем кадровом обеспечении.
В конечном итоге все действия фирмы ориентируются на потребности покупателей и выражаются в конкурентной стратегии. Кратко ее можно определить как концепцию, которой подчинена вся система действий фирмы, направленная на достижение ее конечных целей. Ими всегда для любой предпринимательской структуры является монополизация рынка с получением максимальной прибыли. Практически ни одной современной структуре это не по силам сделать по разным причинам. Прежде всего из-за действий конкурентов, а также антимонопольной политики государства. Такое положение приводит к применению двух стратегических установок в поведении фирмы:
нацеленность на монополизацию рынка;
интеграцию своей деятельности в единый рыночный процесс.
Конкурентное взаимодействие определяет выбор той или иной установки, избирается и та и другая, или их сочетание, в том числе одна стратегия может переходить в другую. В процессе конкурентного взаимодействия на рынке фирмы осуществляют выбор стратегии в соответствии с ролевой и содержательной функцией. Это обусловлено тем, что у разных фирм неодинаковые возможности в конкурентной борьбе, следовательно, они избирают и разные правила поведения на рынке.
Все конкуренты индивидуального предпринимателя делятся на прямых, косвенных, товарных и неявных.
Прямые конкуренты - это компании, которые торгуют схожими товарами или оказывают схожие услуги, и потребители данных компаний также являются схожими. Прямая конкуренция устанавливается между однотипными компаниями. К примеру, в любом городе всегда работают несколько компаний, производящих и устанавливающих пластиковые окна. Такие компании держат средние цены и хорошее качество. Если компания делает элитные дорогие окна, то это уже не "чистый" прямой конкурент. Или если ценовая категория компании такая же средняя, но только окна производятся из дерева с покрытием. Конечно, вам придется бороться со всеми этими представителями бизнеса, но способы борьбы будут уже несколько иными.
Косвенные конкуренты - это компании, которые работают для схожих потребителей, но продают другой товар. В случае с элитными или деревянными окнами - это косвенные конкуренты. Задача компании - убедить потребителя, что не стоит переплачивать за "элитность", а также не надо ставить окна из дерева по… таким-то и таким-то причинам. Сделать это не очень просто, но все же легче, чем выделиться среди прямых конкурентов.
Косвенные конкуренты довольно часто объединяются в холдинги и наносят мощный удар по конкурентам. Многие бизнесмены задаются вопросом, насколько необходимо обращать внимание на косвенных конкурентов. Оказывается, надо, и довольно пристальное. Карман клиента - не резиновый, и в нем содержатся средства на покупку одного комплекта окон в 15-20 лет. Он может купить и средние по цене и качеству, а может выбрать и дорогие, раз уж это такая значимая покупка. Как есть рынок предложений, так и есть рынок потребителей, и этот пирог не растет, а только перераспределяется. Все маркетинговые методы и способы направлены на данное перераспределение, а точнее - на привлечение новых покупателей.
Если же у компаний схожие товары, но различные потребители, то конкуренты носят наименование "товарные". К примеру, одна компания печет хлеб, белые булки, с сахаром, начинками, посыпками и пр. Вторая компания выпекает хлеб из муки крупного помола и отрубей, с добавлением сахарозаменителя, и такие изделия можно потреблять больным диабетом и тем, кто стремится снизить вес. И тот, и другой товар очень востребован, но рекламные компании у них будут серьезно различаться, и возможно, что ни разу не пересекутся. Конечно, обычные потребители могут перейти в разряд потребители компании, производящей диетический продукт. Но данный отсев обычно небольшой, и на общую картину почти не влияет. Товарные конкуренты объединяются еще чаще, чем косвенные, и такие союзы очень эффективны и прибыльны для обеих компаний.
Неявные конкуренты - это те, у которых и товары, и потребители разные. В эту категорию попадает огромное количество субъектов бизнеса, и конкурентами они становятся только потому, что есть недвижимое понятие размера потребительского кошелька. К примеру, семья получает в общей сложности 50 тысяч рублей. Она может тратить на хлеб тысячу и три тысячи на мясо. А может 2 тысячи на хлеб и полторы на молоко, и 500 рублей на мясо. Это не понравится продавцам мяса, но хлебопеки и молокозавод будут неявными конкурентами, с которыми необходимо вести борьбу по совсем другим правилам: убеждать потребителей, что лучше съесть 100 г мяса, чем 2 кг хлеба, что здоровья от такого выбора прибавится, что жизнь на 5 лет продлится и т.д. Задача не из легких, но разрешимая.
Ситуационная (практическая) задача № 2
Когда растворимый кофе впервые появился на рынке, хозяйки противились покупать его, потому что, по их мнению, его вкус отличался от обычного молотого. Однако в ходе тестов вслепую многие из них не сумели уловить разницы между чашкой растворимого и сваренного кофе. А это свидетельствовало о том, что их противление объяснялось в основном психологическими причинами. Основанием для этого служило представление о домохозяйке, готовящей растворимый кофе, как "женщине ленивой, плохой жене, не умеющей заботиться о семье". Фирма - производитель разработала рекламную кампанию, призванную изменить образ домохозяек, подающих растворимый кофе. В данном примере описывается один из способов придания различия товару, которые составляют основу стратегий конкурентной борьбы определенного класса фирм. Опишите этот класс фирм. Как называются эти различия? Какой из факторов этих различий приведен в этой ситуации? Какую выгоду извлекает производитель на основе этих различий? Какие еще факторы различий вам известны?
Ответ на задачу №2
·форма собственности;
·отраслевая принадлежность;
·организационно-правовая форма;
·размер предприятия;
·используемые ресурсы;
·местоположение;
·национальная принадлежность собственников предприятия.
·Производственная структура
Основные принципы классификации предприятия.
Предприятия классифицируют:
·по степени централизации производства;
·по характеру обслуживаемого контингента;
·по признаку специализации;
·по методу обслуживания;
·по наценочной категории и уровню обслуживания.
Стандартная позиция Портера заключалась в том, что существует только четыре основных стратегии конкурентной борьбы. Однако практика показала что возможны гибридные стратегии. Гибридные стратегии как более сложные мы рассмотрим несколько позже. Пока же примем за основу что первоначально необходимо выбрать одну стратегию. Только после того, как будет успешно освоена одна стратегия можно приниматься за составление гибридной стратегии. Почему? Потому что гибридные стратегии требуют от управляющего особого умения. Умения увязывать взаимно противоречивые требования, а это очень сложная задача и обычно решение этой задачи, без успешного опыта стратегического управления, приводит к дезорганизации компании.
Тестовые задания
1. Основой государственного бизнеса является:
а) законы, издаваемые правительством;
б) государственная собственность на ресурсы;
г) госзаказ, выдаваемый предпринимателям.
. Партнерство, в котором объединяются люди, называется ТОВАРИЩЕСТВО,
Партнерство, в котором объединяются капиталы, называется КООПЕРАТИВ.
. Долговременное объединение фирм одной отрасли для захвата рынка и его передела между ними называется КОНЦЕРН.
. Взаимоотношения крупных и мелких фирм строятся на основе:
а) поглощения мелких фирм крупными;
б) отношений субподряда или субпоставки;
в) договоров о разделе продукции;
г) передачи мелкой фирме обслуживающих и вспомогательных работ;
д) активной конкуренцией друг с другом.
конкурентное поведение класс предприятие
5. Связи, которые порождены неэффективным экономическим поведением производителей и потребителей, называются НЕРАЦИОНАЛЬНЫМИ.
. При ценовой конкуренции возможность снижения цены без ущерба для уровня прибыли создают:
а) использование демпинга;
б) более низкие издержки производства;
в) скидки покупателям;
г) распродажи товаров.
. Четвертый уровень конкурентоспособности фирмы характеризуется:
а) копированием опыта других фирм;
б) высоким качеством организации и эффективности систем управления фирмой;
г) положением постоянного лидера в своей отрасли.
. Сокращение издержек производства единицы продукции с увеличением размеров фирмы обусловлено:
а) технологическими причинами;
б) выгодой от специализации оборудования и персонала;
в) выгодой от совместного производства нескольких товаров;
г) возможностью снижения цены товара;
д) ростом производительности труда.
. Основными причинами, порождающими дифференциацию продуктов, являются существующие между товарами различия в:
а) цене;
б) качестве;
в) сервисе;
г) рекламе.
. Преимущество фирм-пионеров связано с:
а) готовностью нести огромные риски;
б) отсутствием необходимости получать прибыль;
в) возможностью вывести на рынок новый продукт;
г) легкостью проникновения на рынок с новым продуктом
Библиографический список
1. Лунев, В.Л. Управление зарубежной фирмой: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУЭУ. 2010. - 166 с. в) научная литература:
. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: курс для высшего управленческого персонала в XXI веке. Т.5. Опыт корпоративного, местного и государственного управления в эпоху глобализации, либерализации, приватизации, информатизации, инноваций и дерегулирования / В.В. Гончаров - 7-е изд., доп. - М.: МНИИПУ, 2011. - 656 с.
. Федеральный образовательный портал "ЭСМ": www.ecsocman. hse.ru