В настоящее время ФГОС НОО рассматривает деятельно-ориентированное обучение младший школьников в качестве приоритета, поскольку именно оно помогает решать задачу формирования учебных умений и навыков, и решать эту задачу можно через организацию проектной деятельности в процессе обучения. [47]
В тоже время в современном стандарте уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
Экологическое образование в современной начальной школе есть не что иное, как забота о подрастающих поколениях, о гражданах новой России. Это связано с негативной ролью человека в процессе преобразования природы, что вызывает негативные и порой катастрофические изменения в окружающей среде.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения нового миропонимания, а именно замены представления старой системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество».
Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта ситуация должна быть в центре внимания и учителя, и обучаемых. Нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической экологии.
Цели и задачи современного школьного экологического образования должны быть направленны не только на обучение школьников основам экологических знаний, но и на формирование у них экологического мировоззрения.
Экологическое образование должно воспитывать граждан, способных к практической экологической деятельности, обладающих бережным отношением к природе и активно участвующих в решении и предотвращении экологических проблем, что создаст необходимые условия для устойчивого развития нашей страны. [27]
Однако далеко не всегда дети получают конкретное представление о природе, часто не замечая предмета природы или не обращая внимания на существенные его детали, отсюда следует, что для ознакомления с природой учащегося мало показать ему то или иное явление или предмет, необходимо руководить познавательным процессом и направлять ребёнка.
Педагоги с древних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное», в основе которого преподавание, и «учение активное» - посредствам собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально важных путях получения образования. В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой метод.
В настоящее время одним из таких практических методов является проектная деятельность учащихся в процессе обучения в начальной школе.
Проектная деятельность занимает важное место в образовании детей. Содержание основных понятий, классификация и типология проектов были рассмотрены такими авторами как Л.С. Выготский, Д. Дьюи, А.С. Макаренко, А.И. Савенко, М.Н. Скатин, С.Т. Шацкий и др.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Проекты используются в образовательных целях и понятие «проектное обучение» включает в себя комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих сформировать проектную деятельность учащихся.
Именно поэтому метод проектов является необходимым в учебной деятельности, и его применение в целях формирования экологических знаний учащихся является эффективным в процессе обучения.
Исходя из ранее сказанного, была выбрана тема исследования: «Метод проектов как средство экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира»
Проблема исследования: каковы пути формирования экологических знаний у младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: раскрыть роль метода проектов в экологическом образовании младших школьников на уроках окружающего мира.
Опираясь на проблему и цель исследования, нами определенны следующие
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме, познакомиться со спецификой метода проектов.
2.На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность системы экологического образования.
3.Исследовать применение метода проектов в области экологического образования младших школьников.
4.Разработать и провести уроки окружающего мира с использованием метода проектов с целью повышения экологических знаний у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: организация и методика применения метода проектов как способа формирования экологических знаний младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что экологическое образование младших школьников будет более эффективным, если будет использоваться метод проектов в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2.Наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных занятиях.
3.Анкетирование и тестирование учащихся.
.Анализ результатов педагогического эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список литературы.
Первая глава посвящена основным понятиям темы ВКР. В ней мы рассматриваем сущность метода проектов, формирование экологических знаний у младших школьников в системе уроков по предмету «Окружающий мир», а так же психолого-педагогическое обоснование применения метода проектов в области экологического образования в начальной школе.
Вторая глава посвящена проектному методу как средству формирования и развития экологических знаний у младших школьников. Далее мы проводим апробацию проведенных нами соответствующих проектов, относящихся к экологическому образованию в начальной школе.
Апробация педагогического эксперимента проходила на базе ГБОУ школы №875 во 2-ом «Б» классе.
1. Метод проектов и его структура в образовательной практике начальной школы
окружающий школьник экологический урок
1.1 Проектная деятельность младших школьников
Современная начальная школа активно обновляет содержание и методы образования, целевые установки и педагогические средства обучения, ориентируясь не только на усвоение определенного объема знаний учениками, но и на личностное развитие их познавательных и созидательных способностей, формирование активной жизненной позиции.
Среди множества новых и разнообразных направлений педагогических технологий проектно-исследовательская деятельность занимает ведущее место. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.
В современной педагогике используются два очень близких понятия по своему содержанию:
·проектное обучение.
·исследовательское обучение.
В образовательном обиходе они не редко соединяются в «проектно- исследовательское обучение», а иногда и отождествляются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их. Эти два понятия представляют собой разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения.
I.Проект
Во-первых, проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи, т.е. человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он занимается решением реальной проблемы, вставшей перед ним. Разрабатывая проект чего-либо, человек может представить себе конечный продукт, следовательно, знает, что он собирается получить в результате.
Во-вторых, работа над проектом - это творческое занятие, всегда направленное на создание какого-либо нового продукта:
·стенгазета;
·книжка - малышка;
·сувенир - поделка;
·фотоальбом;
·сказка;
·сценарий праздника, утренника, спектакля и. т. п.;
·гербарий;
·коллекция;
·экологический плакат;
·презентация предметов и явлений живой и неживой природы.
II.Исследование
Исследование же в отличие от проекта основывается на любознательности и не предполагает получение конечного продукта, его результатом являются новые знания.
III.Отличие исследования от проекта
Отличие проектной от исследовательской деятельности состоит в том, что в проекте создается то, чего нет, в исследовании обнаруживается то, что уже есть. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.
Проектная деятельность учащихся - это совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, которые направленны на достижение результата, а именно создание проекта в процессе разработки.
Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность учащихся, которая предполагает организацию процесса выработки новых знаний и связанна с решением учащимися исследовательской, творческой задачи с неизвестным, непредсказуемым решением, результатом которой является формирование исследовательского стиля и мировоззрения в целом. [10]
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать такие компетенции, как:
·быть коммуникативным;
·быть мобильным;
·научиться принимать решения;
·самостоятельно заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность способствуют развитию следующих качеств личности:
·ответственности;
·самостоятельности;
·целеустремленности;
·инициативности;
·настойчивости;
·толерантности;
·способности адаптироваться к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекают цель и задачи деятельности учащихся, направленные на решение этой проблемы.
Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение.
Цель проекта - поиск способов решения проблемы.
Задача проекта - достижение цели при наличии определенных условий. Центральная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностной и социальной проблемы. Этот результат называется проект. [14] Рассмотрим составляющие проектной деятельности:
·Анализ проблемы;
·Постановка цели;
·Выбор средств достижения цели;
·Поиск и обработка информации;
·Оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение знаний, умений и навыков учащимися, которые они приобрели при изучении различных предметов.
Принципы организации проектной деятельности следующие:
1.Проект должен быть посильным для выполнения.
2.Создать необходимые условия для успешного выполнения проекта.
.Вести подготовку учащихся к выполнению проектов.
.Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов.
.Обсуждение выбранной темы и плана работы.
.В том случае, если проект групповой, каждый из учащихся показывает свой вклад в выполнение группового проекта, и каждый участник получает индивидуальную оценку.
.Обязательная презентация результатов работы в той или иной форме. Исходные теоретические позиции проектного обучения:
·В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей.
·Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
·Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
В проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
·Мотивационный этап
Учитель: заявляет общий замысел и создает положительный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
·Планирующий этап
Определяются тема и цель проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
·Информационно-операционный этап
Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.
·Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: участник коллективной оценочной деятельности.
Ученики: представляют проекты, участвую в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов, осуществляют устную и письменную самооценку.
1.2Сущность и роль метода проектов на уроках окружающего мира
Вопрос о том, как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни является одним из основных вопросов в педагогической деятельности учителя и, наверное, каждый учитель задает себе его. Чтобы человеку стать успешным, ему необходимо развиваться, узнавать что-то новое, ставить перед собой цели и достигать их.
Но для достижения целей нужно спланировать пути их достижения, подобрать необходимые для этого средства и освоить необходимые методы, по пути к цели корректирую свои действия.
Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими методами, которые будут наиболее эффективны и будут приводить к целям.
Этим способом является применение метода проектов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения.
В соответствие с требованиями ФГОС НОО для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, деятельность учителя должна быть направленна на создание:
·положительной мотивации учащихся;
·самостоятельного овладения знаниями;
·творческого подхода в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые направленны не только на применении имеющихся, полученных знаний, но и на получении на их основе новых. К ним относится и метод проектов.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект. [14]
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы практических и интеллектуальных умений.
Исходя из позиции учащегося проект - деятельность, позволяющая проявить себя, возможность сделать что-то самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности по максимуму, пробовать свои силы, прикладывая при этом свои знания, и показать публично достигнутый результат.
Если рассматривать учебный проект с позиции учителя, то проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Данный метод является универсальным средством развития человека, т.к. он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Проект (от лат. «Project») - брошенный вперед.
1.План создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п.
2.Предварительный текст какого-либо документа, представляемый на обсуждение, утверждение.
3.Замысел чего-либо.
В педагогике проект представляет реализацию цели, которая принята и осознанна учащимися и является актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к поставленной цели в конкретном творческом процессе.
Метод проектов является уникальным в педагогической деятельности и рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающего рядом отличительных особенностей: метод проектов предполагает взаимодействие педагога, учащихся и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения практических постепенно усложняющихся заданий по достижению поставленной цели и получения продукта деятельности; метод проектов является способом достижения дидактической цели посредствам детальной разработку проблемы, в завершении которой будет представлен вполне реальный, ощутимый, практический результат в определенной форме. [12]
Рассмотрим учебный проект по следующему плану:
·Типология проектов
·Выбор темы проекта
·Структура проекта
·Требования к проекту
Типология проектов
Классификация проектов в начальной школе является многоцелевой, её знание поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах.
Проекты можно классифицировать:
1По доминирующему виду деятельности:
·Практико - ориентированные;
·Исследовательские;
·Информационные;
·Творческие;
·Ролевые.
2По предметно-содержательной области:
·Монопредметные;
·Межпредметные;
·Внепредметные.
3По месту выполнения проектов учащимися:
·Проекты, выполняемые на уроках в классе;
·После уроков в школе;
·Домашние проекты;
·Смешанные проекты.
4По продолжительности:
·Мини-проекты (1 урок или менее);
·Краткосрочные проекты (2-4 урока);
·Длительные проекты.
5По количеству учащихся:
·Индивидуальные;
·Групповые;
·Парные;
·Классные. [17,14]
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста, которые обладают наглядно - образным мышлением, интерес, любопытство, тяга к исследованию окружающего мира подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Правила выбора темы проекта:
1.Тема проекта должна выбираться учащимися полностью самостоятельно или из предложенных учителем тем, следовательно, тема должны быть интересна детям и выполняться на добровольной основе, что будет являться
залогом качественного выполнения проекта и способствовать получению должного эффекта.
2.Тема должна являться выполнимой, её решение должно быть полезно участникам проекта. Задача учителя - подтолкнуть учащихся к проблеме, решение которой они захотят найти, реализовывая свой потенциал, раскрываясь как исследователи.
3.Учитывая интересы детей, учитель должен придерживаться той сферы, в которой лучше разбирается.
4.Тема должна быть оригинальной, включать в себя элементы неожиданности, оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные явления и предметы.
5.Тема должна соотноситься с типом проекта по продолжительности и так же быть такой, чтобы работа над проектом могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго и целеустремленно работать в одном направлении, у младших школьников ограниченна.
6.Тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям младших школьников, данное правило касается не только выбора темы проекта, но и формулировки и отбора материала для ее исследования. Одна и та же проблема может по-разному решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
7.Сочетания желаний и возможностей. При выборе тем проектов, которые учитель собирается предложить ученикам, он должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Отсутствие исследовательской базы сказывается на сборе необходимых данных, что приводит к поверхностному решению проблемы. Это мешает развитию критического мышления, которое основано на доказательном мышлении и прочных знаниях.
Структура проекта
Несмотря на то, результат проекта является исключительно детским продуктом, дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их помощи, поддержки, анализа, нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не 3 этапа, как в старших классах, а 4,5 или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любой проект состоит из нескольких этапов:
1.Первый этап включает в себя выбор темы и задачи проекта. На данном этапе учащиеся формулируют проектное задание, определяют его тип, договариваются о характере взаимодействия участников.
2.Второй этап заключается в выдвижении идеи, которая будет в основе проекта. На данном этапе происходит «мозговой штурм», каждый из учащихся свободно выражает свои мысли и предлагает свои идеи.
3.Выбор лучшей идеи проекта. В процессе «мозгового штурма» учитель записывает высказанные идеи на доске, с целью того, чтобы учащиеся отсеяли идеи, которые их не привлекают и выбрали самую интересную на их взгляд идею, которая будет реализована в конечном продукте проекта. На данном этапе, который заключается в выборе лучшей идеи для проекта, задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся в процедуре оценки и отбора идей. Для оценки школьники создают свою систему критериев, установив систему критериев, учащиеся приступают к выбору лучшей идеи.
4.Четвертый этап - планирование проектного задания. Этот этап включает в себя распределение обязанностей, ресурсов, способов выполнения отдельных операций.
5.Пятый этап - изготовление проекта учащимися. На данном этапе школьники принимаются за реализацию проекта, приступая к индивидуальному, групповому или коллективному выполнению задания. На данном этапе задачей учителя является поддержание мотивации младших школьников, координации их деятельности и развитие их рабочих контактов.
6.Шестой этап включает в себя оценку проекта, важно, чтобы учащиеся сами могли оценить свои проекты, выделив то, что не получилось и обдумать перспективы улучшения своего проекта, на данном этапе учитель должен помочь учащимся произвести самооценку проекта и оценку процесса проектирования, подготовиться к защите проекта. [17]
Данные этапы и их последовательность нужны для эффективной работы над проектом. Как подчеркивает Н.Ю. Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта разная. Ученики должны самостоятельно работать над проектом, и степень самостоятельности зависит не от возраста, а от сформированности умений и навыков, которые нужны для выполнения проектной работы. И вне зависимости от возраста и опыта учащихся, сложности проекта, степень активности - самостоятельности можно представить в следующей таблице:
ЭтапыСоотношениеПервый этапУЧИТЕЛЬ-ученикВторой этапУчитель-УЧЕНИКТретий этапУчитель-УЧЕНИКЧетвертый этапУЧИТЕЛЬ-ученик
Из данной таблицы видно, что роль учителя, несомненно, велика, это связанно с тем, что ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, образовать связь со следующей темой, перейти к неожиданным умозаключениям, на которые способен учитель, имея за плечами богатый житейский опыт и научный кругозор.
Основные требования к проекту:
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним и является компонентом системы образования.
Как замечает И.С. Сергеев, работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют лишь наличия традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту абсолютно особые: [41]
1.Необходимо наличие социально-значимой задачи - исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта и так же с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, с указанием конкретных действий, выводов, распределения заданий между участниками проекта и сроков выполнения.
.Исследовательская работа должна присутствовать в каждом проекте, поиск информации, которая в дальнейшем будет осмысленна и представлена, является обязательным компонентом проектной деятельности.
.Результатом работы над проектом является конечный продукт.