Методы привлечения инвестиций в экономику России
В условиях глобальной экономической нестабильности и неопределенности необходимо проводить эффективную инвестиционную политику, направленную на стимулирование развития реального сектора экономики страны. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является следствием сложившейся системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли, в которых наиболее эффективно будет развиваться предпринимательство. Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости и нестабильности. Активизация инвестиционной деятельности в сложившейся ситуации является важным инструментом повышения экономической активности в стране, интегрирования в мировую экономику и международный финансовый рынок. В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, направленных на повышение эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ.
В современных экономических условиях невозможно развитие экономики страны без привлечения инвестиций. Под инвестициями понимается долгосрочное вложение капитала с целью создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного комплекса, при этом преследуются и цели повышения прибыли. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является следствием сложившейся системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли, в которых наиболее эффективно будет развиваться предпринимательство.
Современные процессы глобализации характеризуются усилением значения прямых иностранных инвестиций. Одним из признаков целостности мировой экономики является приобретение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений. Данные процессы подтверждают тот факт, что формирование мировой экономики перешло к стадии мирового производства от стадии мирового рынка. Происходит не только межстрановое перемещение товара, но и межстрановое перемещение факторов производства, одним из которых является предпринимательский капитал.
Перечень видов хозяйственной деятельности предприятий, связанных с необходимостью осуществления инвестиций в реальные активы, весьма обширен. Зачастую, инвестирование в реальные активы является в современных условиях единственным направлением инвестиционной деятельности. Тем более явной становится высокая роль управления реальными инвестициями, а также источниками их финансирования в системе инвестиционной деятельности предприятия.
Проблема поиска источников финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики стоит очень остро в современной России. От грамотной и взвешенной инвестиционной деятельности в конечном итоге зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Необходимо акцентировать внимание не только на поиске источника инвестиций, но и разработать квалифицированные подходы к структуризации источников инвестиций.
Одним из источников финансирования инвестиционных проектов являются средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ.
Анализ последних исследований и публикаций. В последние годы одной из главных целей региональной инвестиционной политики является привлечение инвестиций в экономику регионов. Такое стимулирование инвестиционной активности осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и нефинансовых.
В своей статье «Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы» Пономарева И. В. отмечает, что активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п. В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно.
В статье Стрижовой Ю.С. «Иностранные инвестиции в российской экономике», автор оценивает инвестиционный потенциал России, анализирует структуру поступающих инвестиций, выделяет наиболее привлекательные для иностранных партнеров виды экономической деятельности и описывает ключевые проблемы, оказывающие влияние на развитие инвестиционной деятельности в России.
Авторы Плотников В.В. Медведь А.А. в своей научной статье отмечают, что процесс привлечения иностранных инвестиций напрямую связан с необходимыми условиями, сопутствующими созданию благоприятной обстановки для привлечения инвесторов со стороны государства и жестким контролем за их исполнением.
Возвращаясь к проблеме поиска источников финансирования инвестиционных проектов в экономику России следует отметить, что в условиях глобальной экономической нестабильности и неопределенности необходимо проводить эффективную инвестиционную политику, направленную на стимулирование развития реального сектора экономики страны. Различные сектора экономики имеют различные инвестиционные потенциал и по-разному используют ресурсы, что привело к существенному различию в уровне экономического развития различных секторов экономики.
Главной целью этой работы является определение основных факторов, способствующих активизации процесса привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.
По мнению руководства страны инвестиции, в ближайшие годы должны стать катализатором роста экономики страны. За период с 2000 года по настоящее время с целью содействия инвестиционному развитию в Российской Федерации было создано большое количество институтов и организаций, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в регионы.
Цены на мировом рынке нефти до первой половины 2010 г. были устойчиво высокими, что автоматически в тот период повлекло за собой достаточно живой интерес к инвестициям в российскую экономику со стороны не только российских, но и зарубежных компаний.
По мере углубления кризиса в 2010 и 2011 годах наблюдается значительное снижение иностранных инвестиций (86% и 79% соответственно), величина которых в 2012 году не достигла докризисного уровня 2009 года. Инвестиции в основной капитал потерпели падение лишь в 2011 году на величину 9% от уровня предыдущего года, учитывая, что год от года они наращивали свои объемы в среднем на треть.
По данным Росстата в экономику России по итогам 2012 года поступило 114,746 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 40% больше показателя 2011 года. Из них: прямые инвестиции сократились на 13,2% и составили 13,810 млрд. долл.; объем портфельных инвестиций составил 1,076 млрд. долл. (рост на 21,9%); прочие инвестиции поступили на сумму 99,86 млрд. долл. (+53,3%).
Бюджетные инвестиции являются наиболее наглядным из имеющихся показателей притока или оттока долгосрочных инвестиций в нашей стране. С этой точки зрения 2011 год стал для российской экономики провальным, объем государственного финансирования был чрезвычайно низок, кроме того, существовала нестабильность бизнес-среды.
Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости и нестабильности. На нее оказало влияние множество факторов, таких как исчерпание традиционных источников финансирования экономического роста, избыточная монополизация, высокие процентные ставки, введение рядом западных стран санкций против России, значительное ослабление курса рубля, коррупционные поборы. Активизация инвестиционной деятельности в сложившейся ситуации является важным инструментом повышения экономической активности в стране, интегрирования в мировую экономику и международный финансовый рынок. Иностранные «инъекции» в Российскую экономику могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать одним из факторов экономического развития.
Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве.
Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2012 г. до 26 118 млн. долларов США в 2014 г.
Наиболее привлекательными видами экономической деятельности для инвестирования иностранные партнёры считают обрабатывающие производства России, в которые они направляют 52,8% от общего числа инвестиций, производство кокса и нефтепродуктов - 31,7%, производство мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 18,2%.
Проанализировав поступление инвестиций по целям, мы приходим к заключению, что большая часть инвестиций, поступивших в страну, не связана с расширением экспортного потенциала, развитием наукоемких производств. Россия большинство иностранных инвесторов интересует как крупный рынок сбыта продукции, как поставщик природных ресурсов, благодаря которым они получают прибыль и не реинвестируют ее в отечественную экономику. Убежавшие капиталы представляют собой упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными в экономику России, они служат в основном зарубежному банковскому капиталу. Поэтому важное место в инвестиционной политике должно отводиться стимулированию возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, а также созданию благоприятных условий в экономике России для предотвращения дальнейшей утечки капиталов.
С целью привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации было создано большое количество механизмов привлечения инвестиций.
Механизмы привлечения инвестиций - это комплексы мер, действий, правил, систем, обеспечивающие приток инвестиций. Механизмы привлечения инвестиций можно подразделить на две основные категории: механизмы, функционирующие благодаря деятельности частных и государственных структур.
Можно выделить три категории механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:
1.Механизмы, обеспечивающие финансирование.
Такие механизмы обеспечивают акционерное, проектное, венчурное и бюджетное финансирование. К механизмам, обеспечивающим акционерное финансирование, относятся фондовые биржи. Венчурное финансирование осуществляется за счет функционирования венчурных фондов. Бюджетные поступления в проекты обеспечиваются за счет поступлений из федерального или регионального бюджета через созданные государственные институты развития и инструменты предоставления денежных средств, которые также могут обеспечивать другие типы финансирования проектов (проектное и венчурное). К таким государственным институтам относятся инвестиционные компании и фонды, государственные корпорации, а также прямые вложения из региональных и федеральных бюджетов.
2.Системы и организации, содействующие притоку инвестиций.
К таким системам относятся различные коммерческие и некоммерческие организации, как Торгово-промышленная палата РФ, региональные и федеральные институты развития.
3.Меры поддержки со стороны государства, привлекающие инвесторов в тот или иной регион.
К мерам поддержки могут относится специальные экономические зоны, предлагающие целый комплекс мер, налоговые льготы, государственные гарантии.
В России существуют ряд нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории страны и механизмы привлечения инвестиций. Законодательные акты устанавливают систему правил для инвесторов, которая имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, для повышения эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:
1.повышать качество инвестиционного климата;
2.значительно увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру;
3.изменять кредитно-денежную политику ЦБ РФ;
4.разрабатывать программы комплексного развития территорий регионов, проводить экономическое обоснование целесообразности развития той или иной отрасли в регионе. Другими словами, необходимо создание аналога существовавшего во времена СССР «Госплана»;
5.пересматривать налогово-бюджетную систему Российской Федерации с целью перераспределения финансовых потоков - повысить экономическую самостоятельность субъектов РФ;
6.реструктуризировать и пересматривать типы субсидий, снижать количества субсидий путем объединения нескольких типов субсидий в одну более крупную; инвестиционный финансирование иностранный капитал
7.формулировать на ежегодной основе приоритетные сферы вложения государственных средств в регионы РФ;
9.повышать уровень квалификации кадров;
10.разрабатывать системы стимулирования регионов к инвестиционному развитию;
11.разработка федерального законодательства, регламентирующего условия государственно-частного партнерства.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о существенном значении определения источников финансирования реальных инвестиций не только в масштабах предприятия, но и в масштабах экономики страны. Экономическая модернизация невозможна без эффективного исполнения реальных проектов, организации поддержки государством непривлекательных для инвесторов, но необходимых для общества сфер экономики.