Тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,48 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации















тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

 

Оглавление


Глава 1. Выездная налоговая проверка - эффективная форма налогового контроля

Глава 2. Анализ эффективности выездных налоговых проверок

Глава 3. Прогнозирование результатов выездных налоговых проверок на основе логико-метаматематических методов

Список литературы

Приложения

 

Глава 1. Выездная налоговая проверка - эффективная форма налогового контроля


Налоги являются основными доходами бюджета государства, взимание которых регулируется налоговым законодательством. В соответствии со ст. 57 Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная норма обусловлена тем, что налоги - это необходимое условие существования государства. Именно поэтому повышение эффективности налогового контроля является важнейшим направлением налоговой политики, а также всей налоговой системы государства в целом.

В статье 82 НК РФ дается определение налогового контроля: налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами, которые и являются субъектами налогового контроля. Объектом налогового контроля являются действия налогоплательщиков, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В данное понятие входит достоверность и полнота содержащейся информации в представленных налогоплательщиками регистрах налогового и бухгалтерского учетов и отчетности, а также в документах таможенного, банковского и валютного контроля.

Целями налогового контроля является: выявление налоговых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за совершение налоговых преступлений.

Большое значение так же имеют формы налогового контроля. Форма налогового контроля - это способ организации контрольных действий. Формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов. Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки.

Налоговой проверкой является организация контрольных мероприятий налоговых органов по проверке правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками путем сравнения сумм, рассчитанных ими с суммами рассчитанными налоговыми органами и фактическими данными в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии со ст. 87 НК РФ существуют следующие виды налоговых проверок: камеральные (КНП) и выездные (ВНП). Более основательной и эффективной формой является именно ВНП, так как она связана с непосредственной проверкой показателей деятельности налогоплательщика. Таким образом можно сделать вывод, что ВНП играет важную роль в системе налогового контроля.

По определению Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О- О выездная налоговая проверка - это проверка, ориентированная на выявление тех нарушений налогового законодательства, которое не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учетов, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля (осмотра и выемки документов и предметов).

Обычно именно в рамках выездной налоговой проверки выявляются те нарушения, которые обусловлены злоупотреблением налогоплательщиков в налоговой сфере и стремлением уклониться от налогообложения.

Правовое регулирование, касающееся назначения и проведения ВНП, осуществляется, в целом, определенными нормами НК РФ (ст. 87, 89, 100- 101), а также различными нормативно-правовыми актами.

Выездные налоговые проверки занимают основополагающее место в системе налогового контроля, так как позволяют эффективно проверить разных налогоплательщиков, основываясь на особенностях проверки, подходящих для выбранного лица.

По сравнению с камеральной налоговой проверкой, для выездных законодательно предусмотрены различные виды. Именно широкий спектр видов ВНП помогает налоговым органам выбрать оптимальный вариант для проведения проверки, что непосредственно влияет на эффективность налогового контроля.

Многообразие форм выездных налоговых проверок позволяет снизить затраты на администрирование ВНП, а также уменьшить нагрузку на работников налоговых органов, но одновременно с этим увеличить эффективность и результативность проводимых ВНП.

Налоговые проверки - самая эффективная форма налогового контроля. Однако, по сравнению в камеральными налоговыми проверками, выездные играют большую роль в системе налогового контроля.

Несмотря на то, что камеральные налоговые проверки охватывают 100% налогоплательщиков, представивших отчетность, а выездные лишь 0,4% (в отношении субъектов малого предпринимательства 0,1%), результативность ВНП выше, чем КНП (Таблица1).

Таблица 1

Показатели результативности КНП за 2013-2016гг.

Год

Кол-во КНП

Выявившие нарушения

Доначисления (тыс. руб)

Доначисления на 1 КНП

2013

34190517

1763905

50564515

1,48

2014

32869798

1963474

48850662

1,49

2015

31932317

1948816

75462885

2,36

2016

39977913

2254559

102328331

2,56


Выездные налоговые проверки являются специфической формой налогового контроля. Их существование оказывает определѐнный психологический эффект на налогоплательщиков, стимулирует организации более внимательно, аккуратно и тщательно подходить к вопросам исчисления и уплаты налогов и осуществления своих обязанностей как налогоплательщиков. В этом случае преимуществом выездной налоговой проверки является то, что даже не проводя ВНП в отношении конкретного налогоплательщика можно воздействовать на его уровень налоговой сознательности, повышая тем самым уровень налоговой культуры населения в целом.

Таблица 2 Показатели результативности ВНП за 2013-2016гг.

Год

Кол-во ВНП

Выявившие нарушения

Доначисления (тыс. руб.)

Доначисления на 1 ВНП

2013

41329

40831

280704253

6792

2014

35757

35314

290615371

8128

2015

30662

30353

270212505

8813

26043

25796

352465212

13534

выездной налоговый проверка контроль

Проведение ВНП приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений (Таблица 2). Данные суммы значительно превышают доначисления по КНП, а значит роль ВНП в системе налогового контроля является определяющей.

Кроме того, отношение ВНП, выявивших нарушения, к общему количеству проведенных ВНП составляет в среднем 99%. В КНП же эта цифра колеблется в районе 5-6%.

Вопрос о роли выездных налоговых проверок в системе налогового контроля является весьма дискуссионным, и многие экономисты затрагивают его в своих статьях.

Так, Баташев Р. В. на основе проведенного им анализа делает вывод, что выездная налоговая проверка занимает центральное место в системе налогового администрирования и является важнейшей формой реализации контрольно-аналитической деятельности налоговых органов.

Глава 2. Анализ эффективности выездных налоговых проверок

Безусловно оценка уровня эффективности выездных налоговых проверок является актуальным вопросом, так как от этого напрямую зависит собираемость бюджета страны: чем выездные налоговые проверки эффективнее, тем выше поступления в бюджет.

За последнее время эффективность ВНП сильно увеличилась. За 2016 год количество выездных налоговых проверок и доначислений по ним возросло. Рост доначислений наблюдается в 62 субъектах РФ. Наиболее стремительная динамика - на Чукотке (повышение в 24 раза) и в Курской области (в 8 раз). В Москве выездные налоговые проверки подорожали в 2,2 раза, а в Санкт-Петербурге - в полтора раза. Москва является рекордсменом по количеству выездных налоговых проверок. В 2016 году инспекторы проверили московские компании 2414 раза, в Санкт-Петербурге произведено 236 проверок за 2016 год.

Наименьшая сумма доначислений по результатам ВНП в Карачаево- Черкесии (в среднем 1,8 млн рублей). Самые большие доначисления на Чукотке (144 млн. рублей, но самих проверок было мало - всего 14).

Данный результат объясняется риск-ориентированным подходом. По данным налоговых органов, к моменту начала выездной налоговой проверки у них практически доказаны 70 процентов нарушений. Главным критерием для отбора налогоплательщиков для проведения ВНП в 2016 году стала низкая налоговая нагрузка и связь с фирмами - «однодневками».

Следует отметить, что чаще всего эффективность выездных налоговых проверок рассматривается только с позиции государства: с точки зрения способности обеспечения притока причитающихся денежных средств. Однако, на наш взгляд эффективность ВНП необходимо рассматривать и с позиции налогоплательщика, ведь в перспективе налоговой контроль должен носить профилактический характер, и, если с течением времени по результатам выездных налоговых проверок повышается налоговая культура и налоговая грамотность граждан, сокращается количество налоговых правонарушений, тогда можно говорить об истинной эффективности такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки.

Для того, чтобы оценивать эффективность действующей системы налогового контроля и выездных налоговых проверок в частности необходимо использовать совокупность показателей эффективности, непременно взаимосвязанных между собой.

Главным показателем эффективности ВНП является результативность проверки. Именно оценивая результативность выездной налоговой проверки можно судить и о количестве доначислений по произведѐнным проверкам, и о штрафных санкциях и прочих денежных эквивалентах, свидетельствующих о степени эффективности проведенной ВНП. Однако, результативность - это конечный показатель и некий обобщающий критерий, по которому можно судить о действенности налогового контроля.

Кроме результативности существует еще ряд показателей эффективности, которые свидетельствую об уровне работы налоговых органов, а также помогают оценивать их работу. К таким показателям можно отнести, например, количество проведенных выездных проверок за период, количество и уместность проведенных мероприятий налогового контроля во время ВНП, совокупность истребованных документов, количество судебных разбирательств по поводу несогласия налогоплательщика с ходим или итогом проведенной проверки, а также необходимо учитывать и досудебное урегулирование конфликтов.

Все эти показатели помогают оценивать эффективность выездных налоговых проверок, а значит и их совершенствовать.

Результативность - наиболее показательный критерий эффективности выездных налоговых проверок так как он носит количественный характер.

Начнем анализировать результативность ВНП с анализа доначислений по итогам проведения ВНП за ряд лет. Именно доначисления несут в себе основной экономический смысл, так как по итогам контрольной работы налоговых органов в бюджет государства поступает весомая доля денежных средств (Таблица 3). Необходимые статистические данные возьмем из форм ведомственной отчетности (Форма 2-НК).

Таблица 3 Динамика доначислений по результатам проведения ВНП

Год

Дополнительно начислено платежей по результатам ВНП

Темп прироста

Отклонение

2013

280704253

-

-

2014

290615371

103,53%

3,53%

2015

270212505

92,98%

-7,02%

2016

352465212

130,44%

30,44%


За четыре года произошло значительное увеличение доначислений по результатам ВНП. Так доначисления с 2013 года до 2016 года увеличились более чем на 25 %. Безусловно это очень хороший показатель для такого короткого периода. Максимальная сумма доначислений за рассматриваемый период была в 2016 году - 352 465 млн. рублей. Данный показатель свидетельствует о качественной и грамотной работе налоговых органов.

Однако данная динамика рассматривается с позиции текущего стоимостного выражения и представляется весьма положительной (но цены 2013 года и 2016 года значительно различаются).

Возможно, более верным будет анализ статистических данных, скорректированных на уровень инфляции. В этом случае получится более достоверная информация и можно будет сделать более правильные выводы (Таблица 4).

Уровень инфляции:

2013 год

6,45%

2014 год

11,36%

2015 год

12,91%

2016 год

5,38%


Таблица 4 Динамика доначислений по результатам проведения ВНП, скорректированная на инфляцию

Год

Дополнительно начислено платежей по результатам ВНП

Темп прироста

Отклонение

2013

263695869,4

-

-

2014

260969263

98,97%

-1,03%

2015

239316717

91,70%

2016

334470689

139,76%

39,76%


После корректировки данных можно так же проследить общую тенденцию к увеличению доначислений.

Несмотря на то, что при сравнении данных в текущих ценах уровень доначислений в 2014 году по сравнению с 2013 годом выше, а при этом же сравнении с учетом инфляции - наоборот, общая тенденция увеличения доначислений с 2013 года по 2016 год с учетом инфляции свидетельствует об увеличении доначислений почти на 27%, то есть на 2 % больше чем при текущих ценах (Приложение 1).

Данный анализ свидетельствует о том, что даже в условиях экономического кризиса и высокого уровня инфляции в стране сотрудники налоговых органов профессионально выполняют свою работу, а значимость и результативность выездного налогового контроля сохраняется на высоком уровне.

Результативность налоговых проверок - это обобщающий показатель контрольной работы налоговых органов, который рассчитывается путем деления суммы доначисленных по результатам налоговых проверок платежей на начисленную к уплате в текущем году сумму налогов и сборов (Таблица 6).

Результативность выездных налоговых проверок

Таблица 6



2013

2014

2015

2016

Начислено к уплате в текущем году

тыс. руб.

 7863966570

 9631625970

 10723424555

 13287433457

Дополнительно начислено платежей по результатам ВНП

 тыс. руб.

 280704253

 290615371

 270212505

 352465212

Уровень результативности ВНП

 %

 3,57%

 3,02%

 2,52%

 2,65%


Как можно проследить из данных таблицы результативность ВНП за последние годы заметно снижается, даже не смотря на повышение доначислений по результатам выездных налоговых проверок.

Снижение показателя результативности ВНП произошло не из-за ухудшения работы сотрудников налоговых органов (ведь сумма доначислений выросла с 2013 по 2016 годы). Основной причиной снижение показателя результативности стало увеличение начислений к уплате, что так же является положительным результатом.

Рост начислений к уплате (по налоговым декларациям) обусловлен:

-      увеличением количества налогоплательщиков;

-        увеличением количества налогоплательщиков, представляющих отчетность в налоговые органы;

-         снижением количества налогоплательщиков, представляющих нулевую декларацию;

-      снижением количества убыточных организаций;

-         повышением налоговой грамотности граждан;

          повышением налоговой культуры граждан.

Все эти причины положительно влияют на эффективное функционирование налоговой системы, поэтому следственно - причинный анализ снижения результативности выездных налоговых проверок выявил то, что снижение данного показателя не несет негативного эффекта.

Выездные налоговые проверки являются эффективной формой налогового контроля. Одним из доказательств эффективности ВНП является то, что доначисления по результатам ВНП занимают большую часть всех доначислений по результатам контрольной работы налоговых органов (Таблица 7).

Таблица 7 Удельный вес доначислений по ВНП в общей сумме доначислений по результатам осуществления налогового контроля

Год

Доначисления ВНП

Доначисления КНП

Всего доначислений по результатам контрольной работы

Удельный вес ВНП


Тыс. руб.

Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

2013

280704253

50564515

331268768

84,74%

2014

290615371

48850662

339466033

85,61%

2015

270212505

75462885

345675390

78,17%

2016

352465212

454793543

77,50%


В среднем на ВНП приходится 81,5% всех доначислений, а значит выездные налоговые проверки являются эффективной формой налогового контроля.

Можно проследить тенденцию к снижению удельного веса ВНП в общей сумме доначислений. Но данное уменьшение является следствием значительного увеличения доначислений по результатам КНП за 2015-2016 годы (в связи с введением электронного документооборота по отчѐтности по НДС).

Продолжая анализировать показатели эффективности ВНП посмотрим в скольких проверках выявляются нарушения (Таблица 8). Этот показатель важен, так как он помогает оценивать качество проведения предпроверочного анализа налогоплательщиков налоговыми органами для отбора для проведения ВНП.

Удельный вес ВНП, выявивших нарушения

Таблица 8

Год

Кол-во ВНП

Выявившие нарушения

Удельный вес

2013

41329

40831

98,80%

2014

35757

35314

98,76%

2015

30662

30353

98,99%

2016

26043

25796

99,05%


Средний удельный вес выездных налоговых проверок, выявивших нарушения в общем количестве произведенных ВНП за 4 исследуемых года составляет 98,9%. Это значит, что практически каждая произведенная выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями и выявлениями налоговых правонарушений. Это очень высокий показатель, который подтверждает эффективность анализируемого вида налогового контроля.

Нарушения налогового законодательства приводят к существенному недовыполнению бюджетных заданий. Именно поэтому очень важно правильно выстраивать процесс проведения выездных налоговых проверок, анализировать результаты деятельности налоговых органов и находить ошибки в их работе, что бы в дальнейшем была возможность совершенствовать налоговую систему.

Помощь в осуществлении эффективного налогового контроля налоговым органам оказывают различные структуры, одной из которых являются органы внутренних дел. Данное взаимодействие повышает результативность проведения налоговых проверок.

В процессе взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел расширяются компетенции проверяющей группы, так как происходит наиболее эффективное сочетание полномочий, средств и методов работы обеих структур, что помогает действенно работать по направлению предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Данное взаимодействие дает ощутимый экономический эффект и повышает эффективность проведения ВНП (Таблица 9).

Таблица 9 Итоговые показатели доначислений на одну выездную проверку за 2013 - 2015 гг., тыс. руб.

Год

Доначисления на 1 ВНП (без участия ОВД)

Доначисления на 1 ВНП (с участием ОВД)

2013

7 925 245

25 545 984

2014

9 920 631

20 641 091

2015

11 284 244

19 154 195

Проанализировав форму № 2-НК, можно сказать о том, что доначислений на одну выездную налоговую проверку, проведенную с участием сотрудников ОВД, больше (практически в 2 раза), чем по ВНП, проведенным только сотрудниками налоговых органов. Данные цифры свидетельствуют не только о том, что денежных средств в бюджет поступило больше, но и косвенно показывают, что сотрудничество с сотрудниками органов внутренних дел приводит к раскрытию большего числа налоговых преступлений, которые наносят значимый урон экономике. При проведении совместных проверок более эффективно доказывается нереальность или мнимость сделок, взаимозависимость контрагентов, анализируется цепочка сделок. Выездные налоговые проверки, проведенные совместно с сотрудниками органов внутренних дел, являются более эффективными.

Еще одним показателем эффективности выездных налоговых проверок служит количество судебных разбирательств по этому поводу, количество споров, урегулированных до начала судебного разбирательства, а также сколько решений принимается в пользу налоговых органов.

«Количество судебных споров с бизнесом снизилось в 2016 году в три раза. Сегодня судами в пользу бюджета рассматривается 82% сумм требований» - заявил глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС РФ по итогам 2016 года.

Кроме того, налогоплательщики начали реже обращаться в налоговые органы с жалобами. Так, в 2016 году налоговые органы рассмотрели 21 тысячу жалоб, связанных с оспариванием результатов камеральных и выездных налоговых проверок, что на 11 % меньше, чем в 2015 году.

Следует отметить, что в последние годы сохраняется положительная тенденция разрешения налоговых споров в досудебном порядке. Это происходит благодаря принятию таких мер, как выработка единой правоприменительной позиции при рассмотрении жалоб и при проведении налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба России делает обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения. В обзоре освещаются самые неоднозначные и проблемные судебные разбирательства, а также разногласия, наиболее часто встречающиеся за анализируемый период.

Так, в обзоре правовых позиций во втором полугодии 2016 года освещались вопросы применения соглашения об избежании двойного налогообложения, применения расчетного метода в целях исчисления налоговых обязательств налогоплательщиков, вопросы, касающиеся конкретных налогов, специальных налоговых режимов, налогового контроля и т.д.

Благодаря этому обзору налоговые органы знают какие решения принимал суд и в чью пользу, что позволяет избежать споров и разногласий с налогоплательщиками, а также повышает эффективность досудебного урегулирования споров.

Не смотря на все рассмотренные показатели эффективности ВНП, эффективная выездная налоговая проверка может считаться только в том случае эффективной, если затраты на ее проведение в многократном размере перекрываются суммами дополнительно начисленных платежей (следовательно, необходимо избегать низкорезультативных ВНП). В этом случае очень важную роль играет проведение качественного предпроверочного анализа налогоплательщика.

Кроме этого, важна не только сама сумма доначислений по результатам проведения ВНП, но и наличие достаточных обеспечительных мер для реального взыскания с налогоплательщика доначисленных сумм налога за счет его денежных средств и имущества.

Глава 3. Прогнозирование результатов выездных налоговых проверок на основе логико-математических методов


Налоги - основной источник доходов бюджета государства. Поэтому при планировании доходной части бюджета очень важно прогнозировать уровень налоговых доходов. Существует множество методик, с помощью которых осуществляется планирование и прогнозирование налоговых доходов на будущий период: методика Министерства финансов РФ, различные методики субъектов РФ, авторские методики.

В проведения данного иследования стало понятно, что доначисления по результатам проведения налогового контроля налоговыми органами тоже оказывают значимый эффект на формирование доходной части бюджета. Именно поэтому необходимо осуществлять планирование и прогнозирование данной статьи доходов тоже.

Для прогнозирования доначислений по результатам ВНП были выбраны два метода научного логико-математического прогнозирования: метод скользящей средней и метод экстраполяции.

Экстраполяция - это прогнозирование неизвестных значений путем продолжения функций за границы области известных значений.

Для анализа был выбран шестилетний интервал, так как чем больше данных, тем меньше ошибка при расчѐтах (Таблица 10).

Таблица 10 Данные для построения прогноза доначислений по результатам проведения ВНП на 2017 год

Год

Дополнительно начислено платежей по результатам ВНП

2011

287178704

2012

314675965

2013

280704253

2014

2015

270212505

2016

352465212


С помощью программы Excel построим линию тренда и продлим ее на 1 период (Рисунок 2).

Рисунок 2 Построение прогноза на 2017 год методом экстраполяции


Прогнозное значение на 2017 год - 319603996,1 тыс. руб. Данная цифра представляется более чем реальной, ведь она ниже чем уровень доначислений в 2016 году (значит вероятность ее достижения высока), однако выше, чем все остальные годы.

Для большей уверенности произведем прогнозирование с помощью другого математического метода - метода скользящей средней. Метод скользящей средней - один из эмпирических методов для сглаживания и прогнозирования временных рядов.

Посчитаем скользящее среднее по двум и по трем годам (Таблица 11).

Таблица 11

Расчет скользящей средней

Год

Дополнительно начислено платежей по результатам ВНП

Скользящее среднее



по 2 годам

по 3 годам

2011

287178704



2012

314675965



2013

280704253

300927334,5


2014

290615371

297690109

294186307,3

2015

270212505

285659812

295331863

2016

352465212

280413938

280510709,7

2017


311338858,5

304431029,3


Рассчитаем отклонения что бы выбрать наиболее подходящую модель для построения прогноза (Таблица 12).

Расчет отклонений

Таблица 12

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Среднее квадратичное отклонение

по 2 годам

по 3 годам

по 2 годам

по 3 годам

по 2 годам

по 3 годам





   42739744,56

   44049911,61













7074738

3570936,333

2,43%

1,23%



15447307

25119358

5,72%

9,30%



72051274

71954502,33

20,44%

20,41%



31524439,67

33548265,56

9,53%

10,31%




После сопоставления таблиц с отклонениями стало видно, что для составления прогноза дополнительно начисленных платежей по результатам ВНП по методу скользящей средней предпочтительнее модель двухгодичного скользящего среднего. У нее минимальные ошибки прогнозирования (в сравнении с трехлетней).

Оба метода прогнозирования оказались приемлемыми, так как полученные прогнозные значения вполне реальны для выполнения налоговыми органами. Прогнозные значения отличаются между собой примерно на 3 %.

Кроме того, в настоящее время повышение эффективности налогового администрирования ведется путем работы с налогоплательщиками по побуждению их добросовестно уплачивать налоговые обязательства без проведения ВНП. А это значит, что ожидается сокращение доначислений по результатам проведения ВНП, в то время как сумма добросовестно уплаченных налогов в бюджет будет выше. Рассчитанный двумя методами прогноз полностью это подтверждает.

Расчет прогнозного значения таким образом имеет место быть, однако, на наш взгляд, необходимо на законодательном уровне принять определенную обобщающую методику для прогнозирования доначислений по результатам контрольной работы налоговых органов, которая будет включать в себя изменение количества налогоплательщиков, экономическую ситуацию в стране, динамику количества нарушений налогового законодательства налогоплательщиками, уровень налоговой культуры и налоговой грамотности и т.д.

Прогнозирование в этой области сыграет важную роль, так как оно поможет не только более точно рассчитать доходы бюджета на плановый период, но и поможет оценивать работу налоговых органов в будущем, а значит появится возможность влиять на эффективность и результативность выездных налоговых проверок, своевременно корректируя работу налоговых органов.

Для достижения социально-экономической и бюджетной эффективности налогового контроля необходимо не только проведение комплекса контрольных мероприятий, осуществляемых налоговым органом, которые направлены на всестороннее изучение информации о налогоплательщике, соотношений финансовых результатов налоговой проверки и трудозатрат на ее осуществление, не только проведение прогнозирования доначислений по результатам ВНП но и формирование адекватной системы оценки результативности и эффективности таких мероприятий.

В настоящее время для оценки эффективности выездных налоговых проверок используются отдельные показатели контрольной работы, которые были рассмотрены ранее:

-    общее количество и динамика проведенных ВНП;

-     количество результативных проверок, в следствии которых были выявлены случаю нарушения налогового законодательства;

-     общая сумма и динамика доначислений по результатам проведенных выездных налоговых проверок.

Однако недостаточно существования отдельных показателей эффективности. Необходимо на законодательном уровне разработать и внедрить единую систему показателей оценивания эффективности налогового контроля и официально публиковать данные в статистической отчетности ФНС.

В настоящее время регламентом организации и проведения налоговых проверок практически не предусмотрен анализ и оценка результатов проведенных проверок (так же, как и методика планирования и прогнозирования доначислений по результатам проведения ВНП).

Именно поэтому необходимо разработать и внедрить систему показателей для оценки эффективности налогового контроля.

Создание данной системы необходимо для принятия обоснованных управленческих решений по совершенствованию и дальнейшему развитию налогового контроля.

Такой же позиции придерживается и Комарова Е.И. в своей статье «Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности». Автор считает, что оценка эффективности налоговых проверок является достаточно многоаспектным процессом и нам необходима определенная система оценивания эффективности проведенных налоговых проверок, которой пока, к сожалению, нет.

«Выбор методик или отдельных показателей для оценки эффективности налоговой проверки предопределяется целями проводимого анализа, назначением результатов, формой их представления, группой пользователей, глубиной и периодичностью исследования, характером анализируемой статистической информации. Результаты исследования могут быть использованы как внешними, так и внутренними пользователями для оценки эффективности деятельности органов государственной власти и для выработки рекомендаций по совершенствованию налоговой политики с учетом региональных особенностей, а также для проведения независимой оценки факторов, оказывающих влияние на формирование налогового потенциала регионов» - пишет Комарова Е.И.

Можно полностью согласиться с позицией автора о необходимости создания единой системы оценивания эффективности выездных налоговых проверок.

Выше уже упоминалось о том, что эффективность ВНП необходимо рассматривать не только с позиции государства, но и с позиции налогоплательщика, что ВНП являются эффективными, если в результате повышается налоговая культура и налоговая грамотность граждан, сокращается количество налоговых правонарушений.

В современных условиях для налогоплательщиков должны быть созданы условия, которые позволят им добросовестно исполнять свои обязанности по уплате налогов и сборов в бюджет, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Именно тогда нам удастся побудить налогоплательщиков добросовестно уплачивать свои налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового контроля в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д.

Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок.

Зарубежный опыт можно использовать в нашей стране для того, чтобы повысить эффективность ВНП как с позиции государства, так и с позиции налогоплательщиков.

Основными приоритетами налоговой политики нашей страны является недопущение увеличения налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.

Эффективная система налогового контроля, с одной стороны, должна формировать менее обременительные условия уплаты налогов для налогоплательщиков, а с другой стороны, иметь аналитические инструменты налогового контроля, которые позволят пресечь практику уклонения от налогообложения.

В современных условиях экономического развития России происходит формирование принципиально новых форм налоговых отношений, направленных на совершенствование налогового контроля и повышение его эффективности. В этих целях реализуется Дорожная карта

«Совершенствование налогового администрирования», которая представляет собой план мероприятий, направленных на достижение следующих целей:

-      формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа (данная модель уже давно практикуется во многих зарубежных странах). Повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 3 раздела II «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов» Дорожной карты);

-        выработка критериев оценки эффективности заключенных соглашений о расширенном информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части внедрения режима «расширенного информационного взаимодействия». Повышение эффективности существующего порядка налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков (п. 4 раздела II);

-     повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования (п. 5 раздела II);

-      повышение объективности рассмотрения результатов налоговых проверок. Снижение нагрузки на систему арбитражных судов в Российской Федерации (п.9 раздела II).

Реализация Дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» необходима для совершенствования налогового контроля и повышение его эффективности.

Выездные налоговые проверки являются эффективной формой налогового контроля. Однако для того, чтобы продолжалось совершенствование системы налогового администрирования в области контроля необходимо постоянно и тщательно анализировать результаты контрольной деятельности налоговых органов. Для осуществления подобного вида анализа необходимо создание единой системы оценивания эффективности выездных налоговых проверок, которая будет включать в себя ряд обязательных показателей.

Осуществление каченного налогового контроля в общем и проведение эффективных выездных налоговых проверок в частности является очень важным и актуальным вопросом. Ведь эффективные ВНП не только обеспечивают бюджет причитающимися доходами, но и воздействуют на уровень налоговой сознательности граждан, пресекают правонарушения и создают условия для комфортного развития бизнеса.

Проведенное исследование имеет практическую значимость для экономики всей страны в целом. Ведь налогообложение - это самый явный пример взаимодействия государства и гражданина. Эффективная налоговая система крайне важна как для бюджета страны, так и для законопослушных граждан. Совершенствуя именно налоговую систему и налоговый контроль, мы обеспечиваем порядочных налогоплательщиков уверенностью в завтрашнем дне, а государство возможностью развиваться.

 

Список литературы

 

I.         Нормативно-правовые акты

1.       Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016). )// Режим доступа: <#"904763.files/image002.gif">

Похожие работы на - Тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!