Развитие налоговой системы государства
Введение
Налоги известны давным-давно,
еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми
общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно
выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до
начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения
и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает
получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе (XVI -
начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе
финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту
обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более
или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство
берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.
Во времена натурального
хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян,
ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали,
и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в
материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного
потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций.
защита территории;
выполнение управляющих и
распределительных функций;
поддержание внутреннего
порядка;
сбор налогов и податей с
населения.
Неизбежность налогов настолько
очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации
независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным,
за исключение смерти и налогов» [17].
Налоги - основной источник
формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики
государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам
налогообложения.
В Конституции Российской
Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и
сборы.
В совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих
принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Основным законодательным
документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс
Российской Федерации (НК РФ).
В настоящее время, выбранная
мной тема весьма актуальна, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой
системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной.
Предметом изучения является
сущность налогов и налоговой системы государства.
Объектом изучения является
налоговая система РФ.
Целью данной курсовой работы
является изучение тенденций развития налоговой системы государства и
формирование предложений по ее улучшению.
Реализация этой цели
потребовала решения системы взаимосвязанных задач:
- определение сущности налогов;
рассмотрение классификации
видов налогов;
определение структуры налоговой
системы государства;
выделение основных тенденций
развития налоговой системы РФ.
Теоретической и
методологической основой исследования являются теоретические основы,
представленные в научных трудах как зарубежных, так и отечественных ученых и
специалистов по вопросам налогообложения, а также законодательные и нормативные
акты, регламентирующие политику России в области регулирования налогообложения.
В процессе исследования
применялись следующие методы: аналитический, экономико-статистический,
исторический и другие.
Информационно-эмпирическая база
исследования представлена федеральным законом, официальными данными Федеральной
службы государственной статистики Российской Федерации, учебными пособиями,
информационными материалами, содержащиеся в научных публикациях и журналы
периодической печати.
Поставленные задачи определили
структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, четыре главы,
заключение, список использованных источников. Курсовая работа состоит из 43
страниц, содержит 2 рисунка, 2 таблицы и 30 источников литературы.
Во введении раскрывается
актуальность рассматриваемой проблемы, сформулирована цель и основные задачи,
раскрывается его практическая значимость, теоретические и методологические
основы исследования, информационно-эмпирическая база и структура работы.
В первой главе раскрыта
сущность налогов, рассмотрены функции и принципы налогообложения.
Во второй главе рассмотрена
классификация видов налогов.
В третьей главе раскрыта
характеристика налоговой системы государства.
В четвертой главе представлены
перспективы развития налоговой системы РФ.
В пятой главе сформированы
предложения по улучшению развития налоговой системы России.
В заключении курсовой работы
изложены полученные результаты, приведены основные выводы.
1. Понятие, функции и принципы
налогообложения
В Налоговом кодексе РФ дается
следующее определение налога: «…обязательный, индивидуально безвозмездный
платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Абзац 3 п.5 ст.3 НК
РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ
признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в
ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают
признаки налогов, к которым относятся:
- императивно-обязательный
характер;
индивидуальная безвозмездность;
денежная форма;
публичный и нецелевой характер
налогов [2].
Рассмотрим указанные признаки
подробнее.
Императивно-обязательный
характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не
благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения
налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида
бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.
Индивидуально безвозмездный
характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства
совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика
конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика
здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных
субъективных прав. Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но
взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо
государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в
будущем. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной
для обменных, рыночных отношений.
Денежный характер. НК РФ
определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения
иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами,
обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Налог должен быть уплачен за
счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж
носит личный характер.
Публично-нецелевой характер.
Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может
существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных
источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их
функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой
государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной
жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд РФ, уплата налоговых
платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти [10].
Нецелевой характер налогов
вытекает из закрепленного ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия
бюджетных расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов
бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть
увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых
бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ [1].
Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает,
каким образом реализуется общественное назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения
доходов [13].
Налоги выполняют
четыре важнейшие функции:
Рисунок 1 - Функции налога
Фискальная функция - собственно
изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция
налогообложения, посредством которой налоги выполняют свое предназначение по
формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и
целевых государственных программ. Благодаря ей реализуется главное общественное
назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных,
социальных, природоохранных и других функций.
Регулирующая функция налогов
означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного
процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране.
Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя
налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс
производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и
перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.
Регулирующая функция налогов способствует: регулированию спроса и предложения;
выравниванию доходов отдельных социальных групп; развитию малого и среднего
предпринимательства; регулированию экспортно-импортной деятельности; стимулированию
научно-технического прогресса [22].
Конечная цель налогового
регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства,
хозяйствующих субъектов и граждан, создавая тем самым общий благоприятный
налоговый климат.
Социальная функция поддерживает
общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах,
прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие
устанавливается между домашними хозяйствами и фирмами. С этой целью государство
во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки
налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает
от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров,
инвалидов), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг
путём понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы
роскоши[28].
Контрольная функция налогов
создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между
спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между
темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также
между крупным, средним и малым бизнесом [14].
Главная цель государства -
создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать,
чётко и жёстко, все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции
налогов.
В соответствии с налоговым
законодательством РФ налог считается установленными, если определены
налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Рисунок 2 - Элементы налога
Налогоплательщиками признаются
организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в
соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать
налоги и (или) сборы.
Объектами налогообложения, в
соответствии с Налоговым кодексом РФ, могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных
товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий
стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого
у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет
собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет
величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая
база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам
устанавливаются налоговым законодательством [26].
Налоговым периодом считается
календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании
которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких
отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи.
Сроки уплаты налогов и сборов
устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и
сборов определяются календарной датой или истечением периода времени,
исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, и днями, а также указанием
на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое
должно быть совершено.
Порядок уплаты налогов и
сборов. Уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в
порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами
законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или
безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется)
налогоплательщиком в установленные сроки [3].
Льготами по налогам и сборам
признаются предоставляемые отдельным налогоплательщикам и плательщикам сборов,
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не
уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В практике большинства
государств получили распространение три способа взимания налогов:
) «кадастровый» - (от слова
кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на грyппы
по определенномy признакy. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от
доходности объекта.
Декларация - докyмент, в
котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него.
Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится
после полyчения дохода.
) y источника
Этот налог вносится лицом
выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до полyчения дохода
налогоплательщиком, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy
налога [8].
Для того чтобы более глубоко
вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы
налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений. Они
сводятся к следующему:
. Подданные государства должны
участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е.
соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение
этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или
неравенству обложения.
. Налог, который обязан
уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога,
время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику,
так и всякому другому.
. Каждый налог должен взиматься
в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
. Каждый налог должен быть
устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх
того, что поступает в кассы государства [19].
Сегодня эти принципы расширены
и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы
налогообложения получились таковы:
. Уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня
доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (т.е. чем больше доход, тем
больший процент от него уплачивается в виде налога).
. Необходимо прилагать все
усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное
обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого
принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение
оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый
продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
. Обязательность уплаты
налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в
неизбежности платежа.
. Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и
экономичными для учреждений, собирающих налоги.
. Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
. Налоговая система должна
обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом
государственной экономической политики [11].
Этими принципами должно
руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как
они обеспечивают выполнение всех функций налогов.
В данной главе была раскрыта
сущность налогов, рассмотрены функции и принципы налогообложения. Далее будет
рассмотрена классификация видов налогов.
2. Виды налогов, их
классификация
На сегодняшний день налоги
весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность.
Разделение всех видов на группы
осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти
признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления,
уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности,
возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).
Классификационные признаки
являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой
экономической природой налога как такового. Более ста лет известно
разграничение налогов на две подсистемы:
1.
Прямые
налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом
хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости
имущества, ростом рентной составляющей.
2.
Косвенные
налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости
от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ,
услуг [4].
Состав налогов отечественной
налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим
признакам:
по субъекту уплаты:
1.
физические
лица;
2.
юридические
лица.
В налоговом законодательстве
термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков:
граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Физические лица - налоговые
резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не
менее 183 дней в календарном году.
Юридическое лицо - предприятие
(организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном
управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и
личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а
суде [24].
по объектам налогообложения:
1)
имущество
(движимое, недвижимое);
2)
доход
(прибыль) от экономической деятельности;
3)
операции
по реализации товаров, работ, услуг;
4)
ввоз
(вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);
5)
отдельные
виды экономической деятельности;
6)
отдельные
объекты.
Под имуществом в Налоговом
кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением
имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Доходом
признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме,
учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду
можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с
физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от
капитала» Налогового кодекса РФ или к доходам от источников за пределами РФ в
соответствии с вышеназванными главами Налогового кодекса РФ.
Реализацией товаров, работ или
услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается
соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами,
работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных
работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях,
предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары,
результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу - на
безвозмездной основе [23].
по полноте налоговых прав
пользования налоговыми поступлениями:
1)
собственные
(закрепленные налоги);
2)
регулирующие
налоги.
Собственные (закрепленные)
налоги, те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной
бюджет или внебюджетный фонд.
Регулирующие налоги -
разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные
бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
по принадлежности к уровню
власти и управления:
1)
федеральные;
2)
региональные;
3)
местные.
Федеральные
(общегосударственные) налоги - элементы данных налогов определяются
законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Они
устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории
РФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней
[27].
Отличительной чертой
региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или
отменяются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Местные налоги вводятся
нормативными актами представительных органов местного самоуправления в
соответствии с Налоговым кодексом РФ. Они вступают в действие только на
основании решения, принятого на местном уровне.
по методу исчисления (от
налоговой техники):
1)
регрессивные;
2)
прогрессивные;
3)
пропорциональные;
4)
линейные;
5)
ступенчатые;
6)
твердые
(в абсолютной сумме).
В зависимости от метода
исчисления налоговые ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта
обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается
зафиксированный размер налога (например, 50 коп. за квадратный метр площади)
или процентными, как доля его стоимости (например, с каждого рубля прибыли было
предусмотрено 30% налога). В свою очередь процентные ставки могут быть
пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по
принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Она неизменна и не
зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае
иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Название налога
подчеркивает, что его общая величина прямо пропорционально объему
налогооблагаемого объекта (дохода, прибыли, имущества). При прогрессивном
налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта
налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении [9].
Целесообразно выделять два типа
прогрессивных шкал налогообложения: построение по принципу простой и сложной
прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей
более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое
налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимается налог с разницы между
всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более
низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается
средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
Ставки регрессивного налога,
наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения, и неравенство
в доходах после налогообложения возрастает. Данный налог вводится с целью
стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом.
Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые
непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются [29].
по способу изъятия:
1)
прямые:
а) реальные и б) личные;
2)
косвенные:
а) индивидуальные, б) универсальные, в) фискальные монополии, г) таможенные пошлины;
Прямые налоги взимаются
непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества.
Окончательными плательщиками прямых налогов является владелец имущества
(дохода). Они подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги уплачиваются
с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Им
облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, ценные
бумаги).
Прямой налог личный - важнейшая
форма прямого обложения, при котором налогом облагается доход
налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с
реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность
налогоплательщика.
Косвенные налоги изымаются
иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к
ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является
потребитель товара (услуги). Косвенные налоги подразделяются в зависимости от
объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго
определенные группы товаров.
Косвенными универсальными
налогами облагаются в основном все товары и услуги.
Фискальные монополии - ими
облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в
государственных структурах.
Таможенными пошлинами
облагается товар и услуги при совершении экспортно-импортных операций. Пошлина
является обязательным взносом, взимаемым таможенными органами РФ при ввозе
товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и
являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.
1)
срочные;
2)
периодично-календарные.
Плательщики срочного налога
уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым
законодательством, после совершения какого-либо действия.
Периодично-календарные
подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.
по порядку введения:
1)
общеобязательные;
2)
факультативные.
Общеобязательные налоги, те,
которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который
они поступают.
Факультативные налоги
предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является
компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги
обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных
образований, где они введены.
по целевой направленности:
1)
абстрактные;
2)
целевые.
Абстрактные (общие) налоги,
предназначены для формирования доходной части бюджета в целом.
Целевые (специальные) налоги -
налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления
государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в
государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма
мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий
по порядку и способу исчисления
налога:
1)
налогоплательщика;
2)
налогового
агента;
3) налоговый орган.
исчисление налога может
осуществляться по:
) некумулятивной
системе
) кумулятивной системе.
При первой системе обложение
налогооблагаемой базы предусматривается по частям, при кумулятивной системе
исчисления налога производится нарастающим итогом с начала года.
Данная классификация необходима
не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием
электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно
определить роль каждого налога и налоговой группы, в составе доходного
источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов [15].
Рассмотрев классификацию видов
налогов, в следующей главе переходим к раскрытию характеристики налоговой
системы государства.
уплата налог сбор
пошлина
1.
Сущность
и структура налоговой системы государства
В рыночной экономике налоги
выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной,
четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного
производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Сущность налоговой системы РФ
сформулирована в Налоговом кодексе РФ: «Налоговая система
РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом
федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их
установления, изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их
уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к
ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства»
[2].
В России создана
организационная структура системы взимания налогов - Государственная налоговая
служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ. Она состоит из государственных
налоговых инспекций в республиках, краях, областях, автономных областях,
городах, районах [13].
Налоговая система России
базируется на следующих основных принципах:
полное равенство существующих
форм собственности;
учёт всех видов получаемых
юридическими и физическими лицами доходов, независимо от вида и характера
деятельности;
единый подход при определении
размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок;
однократность налогообложения;
обеспечение учёта специфики
объектов налогообложения.
Система управления
налогообложением в РФ представляет собой единую центральную систему,
построенную по принципу многоуровневой иерархической организации:
республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои
уровни и специфику.
Органом (субъектом) управления
системой налогообложения в РФ является Государственная налоговая служба РФ,
состоящая из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и
контроль за налогообложением по видам (отраслям) налогов.
К областному уровню относятся
государственные налоговые инспекции, входящих в состав РФ республик, краёв,
областей, городов республиканского подчинения.
Районный уровень охватывает
государственные налоговые инспекции городов краевого, областного подчинения,
сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.
Главной задачей налоговых служб
РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и
республик в её составе, органами государственной власти краёв, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в
городах в пределах их компетенции [20].
Низовые налоговые службы
осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством
реализации определённых функций.
Основные функции
государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и
районах в городах являются:
) осуществление контроля за
соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
) обеспечение своевременного,
правильного и полного учёта исчисления налогов и платежей в бюджет, а также
возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и др. платежей в бюджет;
) взаимодействие с
соответственными органами исполнительной власти, правоохранительными и
финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации
и исполнения налогоплательщиками законодательных и др. распорядительных
документов;
) получение от предприятий,
банков и др. документов, на основании которых ведут оперативно бухгалтерский
учёт сумм налогов и других платежей в бюджет, финансовых санкций и
административных штрафов, а также приостановление операций предприятий,
организаций и граждан по расчётным и другим счетам в банках и иных
финансово-кредитных учреждениях в противном случае;
) осмотр, фиксация и изъятие у
предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии или
занижении прибыли (дохода) или иных налогов от налогообложения;
) учёт, оценка и реализация
конфискованного и бесхозного имущества, а также кладов и имущества переходящего
по праву наследования к государству;
) предоставление отчёта о
ежемесячных фактически поступивших сумм налогов и других платежей в бюджет -
вышестоящим государственным налоговым органам;
) рассмотрение заявлений,
предложений и жалоб граждан, предприятий и организаций по вопросам
налогообложения и жалоб на действия должностных лиц государственной налоговой
инспекции [17].
Налоговые органы имеют
следующие права:
а) возбуждать в установленном
порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;
б) предъявлять в суд или
арбитражный суд иски:
о ликвидации предприятия по
основаниям, установленным законодательством РФ;
о признании сделок
недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким
сделкам;
о взыскании неосновательно
приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий;
о признании регистрации
предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания
предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям
законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием;
в) другие права, предусмотренные
законодательством.
Налоговые органы и их
сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах
физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные законом
Российской Федерации «О государственной налоговой службе Российской Федерации».
Ущерб (включая упущенную
выгоду), причинённый налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления
налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит
возмещению в установленном порядке [30].
Налоговые органами совместно с
финансовыми органами осуществляют контроль за исполнением доходной части
бюджета.
Защита прав и интересов
налогоплательщиков и государства осуществляется в судебном прядке.
Налогоплательщик, нарушивший
налоговое законодательство, в установленных законом случаях несёт
ответственность в виде:
а) взыскания всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый
или неучтённый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при
повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой
суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода
(прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора
может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой
или заниженной суммы дохода (прибыли);
б) штрафа за каждое из
следующих нарушений:
за отсутствие учёта объектов
налогообложения и за введение учёта налогообложения с нарушением установленного
порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый
период, в размере 10 процентов до начисленных сумм налога;
за непредставление или
несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для
исчисления, а также для уплаты налога - в размере 10 процентов причитающихся к
уплате по очередному сроку сумм налога;
в) взыскании пени с
налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7 процента
неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с
установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом
не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает
налогоплательщика от других видов ответственности
[23].
Должностные лица и граждане,
виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к
административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Для борьбы с налоговыми
преступлениями в Российской Федерации создана специальная служба - Департамент
налоговой полиции, действующая на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных
органах налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление,
предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и
защита их сотрудников [4].
проводить оперативно-розыскные
мероприятия и дознание;
исполнять принятые судами
решения;
налагать административный арест
на имущество юридических и физических лиц.
Согласно статье 162-2
Уголовного кодекса РФ за сокрытие полученных доходов (прибыли) в особо крупных
размерах (если налог с сокрытых объектов превышает 1000-кратный размер
минимальной оплаты труда) виновный может быть наказан лишением свободы до 5 лет
и конфискацией имущества либо штрафом от 300 до 500 размеров минимальной оплаты
труда [3].
Особой категорией налогов
являются, так называемые специальные налоговые режимы. В Налоговом кодексе
Российской Федерации предусмотрена возможность установления четырех таких
режимов. К специальным налоговым режимам относятся: единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, единый налог для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции и система налогообложения при разработке неиспользуемых и
малодебитных нефтяных скважин. Особенностью этих налогов является то, что со
дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с
налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов,
предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
После рассмотрения сущности и
структуры налоговой системы государства переходим к рассмотрению тенденций
развития налоговой системы РФ.
2.
Тенденции
развития налоговой системы РФ
Главной целью развития
налоговой системы РФ является формирование эффективной налоговой системы,
способствующей конкурентоспособности РФ, стимулирующей экономический рост и
обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.
Исходя из этого, определяются
следующие задачи, решение которых позволит обеспечить поставленную цель:
оптимизация налоговой нагрузки на экономику; обеспечение стабильности,
нейтральности и справедливости налоговой системы; обеспечение эффективного
налогового администрирования.
Для решения этих задач
необходимо обеспечить равные условия налогообложения для предприятий,
работающих в одной сфере, исключив возможности для необоснованного снижения
налоговой нагрузки путём использования имеющихся «налоговых лазеек» в
законодательстве, прежде всего с использованием трансфертного ценообразования.
При этом необходимо чётко разграничить правомерную практику налоговой
оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.
Обеспечение эффективного
налогового администрирования требует совершенствования методического
обеспечения, повышения качества и упрощения налоговых процедур, включая
исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками, упрощение процедуры
государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
Необходимо развитие системы электронного взаимодействия между налоговыми
органами функций по представлению и защите интересов Российской Федерации при
решении вопросов о несостоятельности (банкротстве). Одновременно должны быть
приняты меры по повышению общей комфортности налоговой системы, предполагающей
исключение имеющихся нареканий на работу налоговых органов (необоснованно
большой объём запрашиваемых документов, трудности при получении пояснений от
налогового инспектора и т.п.), уменьшение количества судебных исков со стороны
налогоплательщиков, улучшение разъяснительной работы по применению
законодательства о налогах и сборах.
Важно, чтобы осуществляемые ФНС
России меры по укреплению налогового администрирования не препятствовали
безусловному соблюдению прав и законных интересов налогоплательщиков, обеспечивали
самостоятельное и добросовестное выполнение налогоплательщиками своих
обязанностей. Это может быть реализовано как путём внесения изменений в
законодательство, так и посредством осуществления мер по улучшению организации
работы налоговых органов [21].
По различным оценкам в
российской экономике от 25 до 40 % ВВП создается в теневом секторе экономики,
подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России
из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет
страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов. В результате этого
законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные
товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде
налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же
получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.
На показатель налогового
изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей. Дело в том,
что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в
бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной
финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение
налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же.
Таким же образом, т.е.: исходя
не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и
планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах местного
самоуправления при составлении проектов соответствующих бюджетов определяют
суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по
разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой
налогооблагаемой базы. О фактической собираемости налогов и проектируемой в
бюджете можно судить по данным таблицы 1.
Таблица 1 - Уровень
собираемости отдельных видов налогов, %
Вид
налога
|
2013
|
2014
|
2015
|
НДС
на товары, производимые на территории Российской Федерации
|
68,9
|
65,0
|
82,5
|
НДС
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
|
80,4
|
71,0
|
88,0
|
Налог
на доход/(прибыль) предприятий
|
74,3
|
82,0
|
82,5
|
Акциз
на нефть
|
81,2
|
90,0
|
100,0
|
Акциз
бензин
|
92,3
|
60,0
|
93,5
|
Акциз
на газ
|
88,1
|
73,2
|
92,0
|
Акциз
на спирт и ликероводочные изделия
|
87,8
|
86,2
|
90,0
|
Налог
на пользование недрами
|
83,6
|
70,0
|
78,3
|
Таким образом, общий показатель
совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с
учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму
ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные
фонды.
Налоговый кодекс России
несколько улучшает структуру налоговой системы в пользу налогоплательщика,
признавая в целом отмену налогов, уплачиваемых с выручки. Вместе с тем налог на
пользователей автомобильных дорог, дорожный налог будут еще функционировать не
менее двух лет, хотя и с уменьшенной ставкой обложения.
Таблица 2 - Структура налоговых
доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, %
Доля
налоговых доходов федерального, региональных и местных бюджетов в
консолидированном бюджете Российской Федерации
|
2013
|
2014
|
2015
|
Федеральный
|
46,10
|
47,13
|
47,38
|
Региональный
|
45,11
|
44,34
|
43,42
|
Местный
|
8,79
|
8,53
|
В таблице 2 показано, что в
период с 2013 по 2015 годы наметилась тенденция снижения доли налоговых доходов
региональных бюджетов и увеличилась доля налоговых доходов местных бюджетов.
Такая статистика может свидетельствовать о повышении эффективности сбора
местных прямых реальных налогов - налога на имущество физических лиц и
земельного налога.
Мировая практика
свидетельствует о том, что повышение эффективности государственного
регулирования экономики требует значительного увеличения объема бюджетных
средств. В то же время налоговая система не должна подавлять экономический рост
и инвестиционную активность, выталкивая хозяйственную деятельность в «теневой»
сектор, который стал одним из основных внутренних факторов подрыва
экономической безопасности.
В этих условиях особо
актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания
рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся
структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства,
финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в
ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического
прогресса, созданию взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах
экономики, сдерживанию роста цен и инфляции [12].
Структура налоговой системы
должна быть нацелена на отслеживание и учет всех «невидимых» в настоящее время
финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, взаимоувязанные с бюджетной
реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может
быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжения
реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в
рамках действующей системы.
При этом особое внимание должно
быть обращено на упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов,
выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков и сокращение
налоговых льгот, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не
оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов, а
также на проведение комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей
от теневой экономической деятельности [18].
Одновременно с укреплением
налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора
экономики страны должно проходить укрепление налоговой базы субъектов
Федерации, органов местного самоуправления в рамках предоставления субъектам
Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их
конституционных функций, и постепенного сокращения объемов федеральных
трансфертов, а также ликвидации практики использования зачетных схем при
исполнении бюджетов. Для реализации в налоговой системе принципов федерализма
следует поэтапно осуществлять переход от практики «расщепления» отдельных видов
налогов между бюджетами разных уровней (что крайне негативно влияет на
межбюджетные отношения, подрывает налоговую дисциплину и серьезно осложняет
работу налоговых органов) к порядку закрепления за бюджетами каждого уровня
(начиная с федерального) собственных источников налоговых доходов с правом
самостоятельно определять ставки налогов (в пределах, установленных
законодательством). Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих
налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.
Необходимо искать возможности и
для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост
доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения
администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным
направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и
расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной
направленности [22].
Налоговая политика государства
в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий
инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров,
работ (услуг) и стимулирование спроса на них.
В связи с этим необходимы
действия по следующим ключевым направлениям.
Следует поддержать компании,
где интеллектуальный труд является основным.
Существенная часть налоговой
нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их
поддержки следует снизить на период до 2017 года, а для отдельных категорий
организаций - до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов
в пределах страхуемого годового заработка.
Необходимо создать
дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.
В частности, при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы
налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и
базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за
пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства
индивидуализации.
В целях стимулирования
осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково»
следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные
страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14
процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог -
по ставке 0 процентов.
Актуальными остаются вопросы
совершенствования налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать
и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже
принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.
Нельзя допускать, чтобы их
реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени
носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь
организаций и повседневную жизнь граждан.
Стимулирование экономики.
Снижение налоговых поступлений (например, вследствие сокращения объемов
производства из-за чрезмерного повышения налоговой нагрузки на
налогоплательщиков) имеет серьезные негативные последствия для функционирования
государства, заключающиеся в том числе в сокращении затрат на оборону страны,
решение социальных, природоохранных и ряда других задач.
В данной главе были
представлены перспективы развития налоговой системы РФ. Далее будет сформирован
ряд предложений по улучшению развития налоговой системы России.
. Предложения по
усовершенствованию налоговой системы России
Главным недостатком действующей
налоговой системы является то, что она нацелена на переориентацию ее в основном
на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса
в отношении физических лиц [7].
В данной сфере существовала и
существует такая проблема как то, что принятые и используемые налоговые
федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном
объеме конституционным нормам.
В настоящее время налоговая
система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии
страны. Требуется совершенствование налоговой системы.
Явным недостатком налоговой
системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ
очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для
недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами
НК РФ.
Также Правительство РФ должно
совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в
социально-экономическом развитии страны.
Это будет и стимулировать
инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию
высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и
опытно- конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего
бизнеса.
Чтобы налоговая система в РФ
была более эффективной, следует её усовершенствовать следующим путем:
. Предоставить финансовым
органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам
налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать,
если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах
в области налогов и налогообложения недостаточно;
. Наделить Правительство РФ
аналогичными правами;
. Дополнить первую и вторую
части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций,
которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В
нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций.
В трехлетнем периоде 2016 -
2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой
политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной
налоговой системы. Основные меры налогового стимулирования сохраняются:
поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение
предпринимательской активности [7].
Налоговая система Российской
Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми
системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение
инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально
комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором
проводимой налоговой политики является необходимость поддержания
сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо
сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых
достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования
планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по
следующим направлениям:
. Поддержка инвестиций и
развитие человеческого капитала.
Меры поддержки, связанные с
предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.
Совершенствование применения
имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.
В настоящее время при
применении этого вычета его общий размер зачастую по различным причинам не
может быть использован полностью. Для устранения этого предлагается перейти к
принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от
количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах
установленного максимального размера имущественного налогового вычета,
предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 млн. рублей. Таким образом,
физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться
в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в
течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Выравнивание налоговых условий
для различных видов инвестиций физических лиц.
Введение инвестиционного налогового
вычета в размере положительного финансового результата, полученного
налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с
обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов,
состоящих из указанных ценных бумаг, находившихся в собственности
налогоплательщика более 3 лет;
Освобождение от налогообложения
процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам.
Освобождение от налогообложения
доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков,
гаражей и долей в указанном имуществе;
В законодательство о ценных
бумагах будет включено понятие «индивидуальный инвестиционный счет», а также
требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Вместе с введением
такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения
соответствующих доходов.
. Сближение налогового учета с
бухгалтерским учетом.
Упрощение налогового учета
предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения
прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также
ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и
бухгалтерского учета.
. Создание благоприятных
налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных
территориях.
. Совершенствование
налогообложения торговой деятельности.
В Кодексе следует предусмотреть
условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в
результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных
лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную
торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
. Налогообложение добычи
природных ресурсов.
. Применение до 2018 г. тарифа
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на
уровне 2015 г. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия
льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий
плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный
тариф.
Важным направлением
совершенствования налоговой политики Российской Федерации до 2020 г. является введение
налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для
организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым
налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций
на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления).
При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с
передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
При выполнении данных задач
возможно улучшение, создание более эффективной, конкурентоспособной, стабильной
и, главное, удобной налоговой системы.
Заключение
При написании данной курсовой
работы была достигнута поставленная цель. Также были решены все поставленные
перед нами задачи:
дано определение понятия
налогов;
рассмотрена классификация видов
налогов;
определена сущность и структура
налоговой системы государства;
представлены тенденции развития
налоговой системы РФ.
Из проделанной работы можно
сделать следующие основные выводы, такие как:
под налогом понимается обязательный
взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном
законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по
объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в
формировании доходной части бюджета.
существует ряд общепризнанных
принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты
налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и
гибкость.
основные функции налогов -
фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.
одним из главных элементов
рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным
инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо,
чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным
отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов,
постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно
играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к
рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и
иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала
несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой
системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым
налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
На сегодняшний день существует
огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и
использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма
затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное
внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней
России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
На Западе, в большинстве стран
с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит
налогообложение физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на
гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня
предельно актуально.
В ситуации осуществления
серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от
теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок»
оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в
стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным,
чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных
специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой
теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и
увязывая его с российскими реалиями.
Следует подчеркнуть, что пока
не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования
налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере
останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Проблем в сфере налогообложения
накопилось слишком много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсовой
работы. Незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.
Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен.
Список использованной
литературы
1. Бюджетный
кодекс Российской Федерации. - М.,2002.- 17 с.
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации. Части I и II. - М.-СПб.: Тускарора, 2002. - 296с.;
Проспект, 1998.- 420 с.;
4. Федеральный
закон от 27.12.91г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской
Федерации»;
5. Федеральный
закон от 28.12.2001 N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 80 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации";
6. Федеральный
закон от 12 декабря 2001. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый Кодекс РФ и в некоторые др. законодательные акты РФ о налогах и
сборах;
7. Постановление
Правительства РФ от 30.05.2015 г. «Основные направления налоговой политики РФ
на 2016 г., на плановый период 2017 и 2018 годов».
8. Александров
И.М. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 317 с.
9. Брызгалин А.В. Организационные принципы
российской налоговой системы. Налоговый вестник. Ж. -М.: 2013, № 8, сс.33 -35.
. Горский И.В. Налоги в экономической стратегии
государства // Финансы. - 2011. - №8. - с. 36;
1. Глухова В.В.
Налоги. Теория и практика. Учеб. пособие / Под ред. В.В. Глухова, И.В. Дольда -
СПб.: Специальная Литература, 2010. - 288 с.;
. Демин А.В. Общие принципы налогообложения //
Хозяйство и право - 2012. - № 3. - с.82., № 2 - с.95;
. Демин А.В. Налог как правовая категория:
понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник - 2012. №3.- с.78;
. Демчук Н.Н. Налоги: функции, структура, пути
совершенствования // Налоговый вестник - 2013 - № 4. - с.7;
. Дубов В. В. Действующая налоговая система и
пути её совершенствования. // Финансы. - 2010. - № 4. С. 22-24.
. Евстигнеев Е.И. Основы налогообложения и
налогового права: Уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 120с.;
. Емельянов А.М. Финансы, налоги и кредит: Учебник
/ Общ. ред. Емельянов А.М. и др. - М.: РАГС, 2011. - 546 с.;
. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России:
учебник / Лыкова Л.Н - М.: Дело, 2012. - 400 с.
. Мартынов А.В. Прибыль - источник поступлений
бюджета и развития предприятий. Налоговый вестник. Ж. -М.: 2013, № 4, сс.17 -
22.
20. Налоги и
налогообложение. Учебное пособие/ Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.,
2014. С.4-5.
1. Налоги. / Под
общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014.
. Павлова Л.П. Налоговая реформа и создание
модели эффективной налоговой системы в России. Налоговый вестник. Ж. -М.: 2012,
№ 11, с. 6 - 23. Осетрова Н.И.
Основные правила налогообложения и необходимость их уточнения // Налоговый
вестник. - 2013 - № 3. - с. 139;
. Разгулин С.В. Совершенствование
законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы // Налоговый
вестник - 2012. - №6.- с.26;
. Романовский М.В. Бюджетная система РФ: Учебник
/ Под ред.М.В. Романовского, О.В. Врублевской - М.: Юрайт, 2011. - 621с.;
. Соловьев В. "Публичное" и
"частное" в налоговом праве // Законодательство и экономика. - 2010.
- № 8. - с.31;
.Телятников Н.Б. Особенности развития налоговой
системы России. Саратов: Издательский центр Саратовской государственной
экономической академии, 2013. - 123с.;
. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение:
Энциклопедический словарь. - М.: Юристъ, 2010. - 512с.;
. Черника Д.Г. Налоги: Учеб. пособие / Под ред.
Черника Д.Г. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. -
656 с.: ил.;
. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник.
- М.: ИНФРА-М, 2013. - 429 с.;
1. Финансовое право.
Учебник/ Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2013. С. 90.