Естественная установка - наивная установка на познание внешних предметов, воспринятых из чувств, вне опыта интенциональной направленности сознания на предметы. Восхождение к интенциональной структуре сознания возможно благодаря феноменологической установке. Феноменологическая установка достигается при помощи метода феноменологической редукции. Редукция позволяет переключить сознание на исследование собственной деятельности по конструированию предметов.
Интенциональный анализ предметностей сознания не ограничивается субъективным феноменологическим исследованием. Феноменология предполагает также интерсубъективное конструирование - тематизацию «другого» и сообщества. Такого рода конструирование проблематично, поскольку непосредственно испытать можно лишь собственную жизнь. Однако сознание другого может конституироваться посредством апперцепции (осознанного восприятия) по аналогии.
Главным достоинством феноменологии как метода социально-гуманитарного познания, по нашему мнению, является то, что метод направлен на выявление глубинных духовных основ культуры, общества, а именно через изучение сознания познающего субъекта. В результате этого происходит сведение детализированного знания к обобщенному знанию. Ю.А. Бедаш и С. Куликов выделяют другое достоинство, которое заключается в том, что феноменология сохраняет классическую идею единства образов науки, но единство интерпретируется как комплекс «понимающих» интенций сознания. Такой комплекс интенций дает горизонт осмысления каждого из образов науки в перспективе их отношения к конкретной предметной области. В результате исследование приводит к оригинальному заключению о том, что задача феноменологии состоит в том, чтобы конституировать плюралистический образ науки.
Густав Густавич Шпет указывает на слабый момент этого метода, который связан с проблемой понимания. Поскольку проблемы понимания в феноменологии не была даже поставлена, использовались интуитивные теории понимания. Действительно, проблема понимания является одной из ключевых в современной психологии. До настоящего времени остаются не вполне ясными основные психологические механизмы возникновения этого феномена, хотя накоплено довольно много эмпирического материала, связанного с исследованием понимания. Так, например, М.К. Мамардашвили была обозначена одна из главных в психологическом отношении особенностей понимания, которая заключена в закрытом характере этого процесса. Из этого можно сделать вывод, что понять за другого человека невозможно, более того, при возможной детерминации отдельных звеньев понимания все равно остается одно из последних, названное М.К. Мамардашвили зазором: «…зазор будет всегда. Мы сможем максимально сократить этот зазор, но устранить его совсем не представляется возможным.
Таким образом, феноменология как метод социально-гуманитарного познания сформировалась в XX веке, однако многие феноменологические идеи укоренены в философии Античности, Средневековья, Немецкой классической философии. Феноменология имеет как положительные моменты, так и недостатки, которые побуждают ученых и философов к их детальному изучению и спорам, а как известно, лишь в споре рождается истина.
Задание №2
Иммануил Кант - немецкий философ в своем труде «Критика чистого разума» 1781 года обозначил основную проблему, которая заключается в вопросе, возможно ли «чистое знание»? «Чистое познание» - «неэмпирическое», то есть такое познание, к которому не примешиваются ощущения. Прежде всего, данный термин применим к математике и естествознанию. Единство «чистого познания» включает три компонента: «Первое, что должно быть нам дано для цели познания любых предметов априори, есть множественность чистого созерцания; синтез этой множественности с помощью способности воображения является вторым компонентом, однако он не дает еще познания. Понятия, которые доставляют единство этому чистому синтезу и состоят попросту в представлении этого необходимого синтетического единства, являются третьим, это нужно для познания соответствующего предмета, и имеют основу в разуме». Ввиду участия понятий «чистого разума» к данной стадии принадлежит и аналитика этих понятий. Таким образом, Кант выделяет следующие компоненты «чистого познания» или формы человеческого сознания: чувственный (способность к ощущениям); рассудочный (способность к понятиям и суждениям); разумный (способность к умозаключениям).
Априорное знание ‒ знание, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное знание ‒ знание, истинность которого удостоверена опытом. Априорное знание в отличие от апостериорного знания, носящего случайный и единый характер, имеет черты универсальности и необходимости.
В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума. Априорные формы чувственности: пространство и время Пространство и время ‒ это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время. Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику. Изучая пространство, мы создаем геометрию, изучая время, мы создаем арифметику. Математика ‒ наука о пространстве и времени. Априорными формами рассудка являются категории.
Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание). По моему мнению, к априорным знаниям можно отнести народные приметы, мы не знаем кто их придумал, существуют ли они на самом деле, сбываются ли они, но мы в них верим и не исходя из собственного опыта, и не знаем вообще был ли этот опыт у кого-либо.
Апостериорные суждения: некоторые лебеди ‒ бывают черными, докажите нам это на опыте ‒ опыт человек изменчив. Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные), так как человеческий опыт изменчив и недостоверен. Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные), так как они не зависят от недостоверного опыта. Теория эволюции Чарльза Дарвина, периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева являются апостериорными знаниями.
Итак, в 1781 году выходит в свет труд И. Канта «Критика чистого разума», который посвящен теории познания. Разрабатывая эту теорию, философ поставил целью разрешение проблемы: как возможна сама по себе способность мыслить, что мы познаем и как, или, иначе говоря, можно ли, и если можно, то каким образом выразить реальность логическими понятиями. В данном труде философ дает определение «чистое знание», а также утверждал, что «чистое знание» состоит из трех компонентов: чувства, рассудка и разума. Помимо этого он дает понятия априорному и апостериорному знаниям.
Задание №3
В каких фрагментах дана пантеистическая трактовка природы.
Пантеизм - в переводе с греческого языка обозначает «все Бог». Происходит отождествление понятий «Бог» и «природа». Природа выступает воплощением божества.
Текст 4. «…Универсум безграничен, а бог бесконечен. Тем самым актуальной бесконечности бога универсум и мир, представляющий собой одну из его частей, противостоят как бесконечность потенциальная, как возможность перейти любую границу, любой предел. Универсум не может быть актуально бесконечным, ибо это только свойство бога, но его нельзя считать и конечным, ибо за любой далью в нем всегда открывается новая даль».
Автор текста развивает следующие идеи. Богу как актуальной бесконечности противостоит как мир, так и весь универсум, охватывающий все, что не есть Бог. Но если Бог - поистине бесконечное бытие, то универсум, тем более мир - бытие, всегда чем-то ограниченное, более или менее конкретное. Универсум - бесконечность потенциальная (то есть, как возможность перейти любую границу, предел). Актуальная бесконечность (Бог) - непознаваема, а потенциальная бесконечность (универсум) - познаваема: в том смысле, что всегда имеются возможности расширяющегося и углубляющегося познания природы.
Текст 7. «…Божественное первоначало не находит своего исчерпывающего воплощения в природе… Никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении. Бог есть все, но он есть все в свернутом виде, все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде».
Автор текста подчеркивает, что «никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении». Бог есть все, но он «есть все в свернутом виде». Созданный же богом мир, «все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде». Если бог «есть все во всем», но «в свернутом виде», то это же «все», будучи «развернуто». Существует «в развернутом виде в мирской твари», - «есть мир».
Текст 10. «…Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна - едина абсолютная возможность, едина действительность; едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, т.к. она обладает своим бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, т.к. она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, т.к. она бесконечна…Она не материя, ибо она не имеет фигуры и не может ее иметь, она бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого в виду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть Вселенная. Вселенная (Единое) вечна. Бесконечное многообразие ее качеств и свойств, форм и фигур, цветов и сочетаний суть внешний облик одной и той же субстанции, преходящее, подвижное, изменяющееся лицо неподвижного, устойчивого и вечного бытия».
Автор текста Вселенной, таким образом, приписывает атрибуты божества. Вселенная бесконечна, беспредельна, потому что бесконечное для автора совершеннее конечного. В бесконечном оказываются тождественными все различия. Все, как видим, берется в течении, изменении, взаимопревращении; ничто не равно самому себе, а скорее равно своей противоположности. Это и значит, что возможность - становление, движение, превращение, изменение - стала теперь основной категорией мышления.
Выделите тексты, выраженные идеи в которых были сформированы под влиянием античной традиции.
Текст 1. «…Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершиной его творения является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей».
Для автора текста человек - «словно некий смертный бог», он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог - творец всего сущего, человек - творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовной. Автор указывает на некоторые удивительные творения человека - египетские пирамиды, римские башни. Как поразительный пример человеческой изобретательности он называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествиях своих современников в Британском и других морях (за несколько десятилетий до путешествия Колумба). Здесь также названы и произведения античной и ренессансной живописи, и поэтические творения, свидетельствующие о безграничной творческой одаренности человека.
Текст 2. «…Человек, словно некий смертный бог, он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог - творец всего сущего, человек же - творец великого и прекрасного царства культуры… Дар познавать и действовать, которым всемогущий Бог наделил человека, лежит в основе могущества и самого человека».
Автор утверждает, если Бог творец всего сущего, то человек является творцом великого и прекрасного царства культуры. Он выдвигает человека на первый план, а лишь потом говорит о Боге. Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается существом «скорее божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму и деяниям.
Автор произведения считает, что судьба человека находится в руках самого человека, то есть он обладает свободой воли. Основной путь для совершенствования человека, для приближения к божественным существам - познание. Причем познание с использованием всех имеющихся средств: философии, теологии, мистики и магии. Автор утверждает, что важной ступенью познания является философия, она готовит человека к высшему знанию, очищает его разум, смиряет страсти, успокаивает душу. Философией должны заниматься все люди: «Без философии нет человека».
Текст 6. «…Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет!»
Автор этого текста открывает суть человеческого начала в этом мире, отличного от божественного и от природного: ребенок, взрослея, сам себе тот образ, который предпочтет.
Какие из фрагментов выражают принцип гилозоизма?
Гилозоизм - философское учение о всеобщей одушевленности материи.
Текст 5. «…Универсальной действующей причиной в природе является универсальный разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа - его универсальная форма. Это и есть то, что не меняется, что все наполняет, что освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она соответствующим способом образовывала свои виды».
Автор данного текста утверждает, что материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне, приданным. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность бытия, но не «вполне, тотально», потому что «каждая вещь является единой, но не единым способом».
Текст 8. «…Нас обманывает воображение, когда мы представляем себе, что бог заполняет собой абсолютно все; так как в этом случае оно внушает нам, что он некоторым образом помещается в вещах. В действительности же он находится повсюду таким образом, что в нем содержится то, что именуется «повсюду», более того, что он сам и есть это «повсюду», которое охватывает собой себя и все остальное. Бог потому не находится во всех вещах, что они находятся в нем, они не были бы нигде, и не существовали бы совсем. Не бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в боге».
Автор текста утверждает, что в той мере, в которой Бог «нисходит» к вещам, вещи - «восходят» (устремлены) к Богу. «Нисхождение - восхождение» - это двусторонний процесс, связывающий ступени бытия мироздания в неразрывное единство. Вся пятиступенчатая иерархия бытия находится в непрерывном движении. Вместе с тем неизбывный динамизм, связующий Бога и материю, является объективной основой единства и неизменности существующего порядка вещей, так что «даже материю, подверженную бесконечной множественности и изменчивости, оно постоянно хранит в единстве субстанций и порядка».
Текст 9. «…Разве движение, так сказать, спонтанное, где бы оно не происходило, не есть знак внутренней жизни? Не движение происходит в Космосе, но самодвижение - самодвижение вещей, обусловленное их одушевленностью».
Автор текста утверждает, что повсюду присутствует природа, так и во всеобщей природе повсюду находится «всеобщая душа». Понятие «природа» он определяет как «внутреннее искусство, изнутри устраивающее материю, как если бы столяр находился внутри древесины». Это означает отождествление понятий «Природа вещей» и «душа»: «душа» для него и есть подлинная «природа вещей», а «природа вещей» и есть «душа». Вещи образуются не собственной силой материи, «а от некой внедренной в нее силы и качества». Материя бесформенна, но обладает реальным, действительным существованием.
По каким признакам в некоторых из текстов можно проследить идеи гуманизма и антропоцентризма?
Авторы произведений на первый план ставят человека, а уж затем говорили о Боге. Одна из главных проблем - это проблема человека как единства души и тела. Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершина его творения - только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Например, «…Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершиной его творения является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела».
Заключение
Феноменология как метод социально-гуманитарного познания сформировалась в XX веке, однако многие феноменологические идеи укоренены в философии Античности, Средневековья, Немецкой классической философии. Феноменология имеет как положительные моменты, так и недостатки. Ю.А. Бедаш и С. Куликов выделяют достоинство, которое заключается в том, что феноменология сохраняет классическую идею единства образов науки, но единство интерпретируется как комплекс «понимающих» интенций сознания. Густав Густавич Шпет, напротив, указывает на слабый момент этого метода, который связан с проблемой понимания. Поскольку проблемы понимания в феноменологии не была даже поставлена, использовались интуитивные теории понимания. Слабые моменты побуждают ученых и философов к их детальному изучению и спорам, а как известно, лишь в споре рождается истина.
В 1781 году выходит в свет труд И. Канта «Критика чистого разума», который посвящен теории познания. Разрабатывая эту теорию, философ поставил целью разрешение проблемы: как возможна сама по себе способность мыслить, что мы познаем и как, или, иначе говоря, можно ли, и если можно, то каким образом выразить реальность логическими понятиями. В данном труде философ дает определение «чистое знание» - «неэмпирическое», то есть такое знание, к которому не примешиваются ощущения, а также утверждал, что «чистое знание» состоит из трех компонентов: чувства, рассудка и разума. Помимо этого он дает понятия априорному и апостериорному знаниям. Априорное знание ‒ знание, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное знание ‒ знание, истинность которого удостоверена опытом.
Список использованных источников
1Алебастрова, А.А. Место опыта «другого» в феноменологии Э. Гуссерля / А.А. Алебастрова // Известия Саратовского университета, 2012. - №3. - С. 3-6.
Байков, А.А. Теория познания И. канта как учение об иллюзорности феноменального мира / А.А. Байков // Альманах современной науки и образования, 2013. - №6. - С. 16-19.
Бедаш, Ю.А. Анализ пространства в феноменологии Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти / Ю.А. Бедаш // Вестник Томского государственного университета, 2014. - №4. - С. 211-218.
Куликов, С. Конституирование плюрализма образов науки как историческая задача феноменологии / С. Куликов // HORIZON, 2014. - №2. - С. 9-20.
Пантелеев, А.Ф. Когнитивные стратегии феноменологии / А.Ф. Пантелеев // Известия Саратовского университета, 2013. - №2-1. - С. 88-93.
Панфилов, С.С.И. Кант о философии в школьном и всемирно-гражданском значении / С.С. Панфилов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета, 2011. - №1. - С. 54-57.
Хазиев, В.С. «Третий Кант», или Кант-педагог/ В.С. Хазиев // Вестник Финансового университета, 2014. - №2. - С. 9-15.
Шумакова, М.П. Между «жизнью» и «сознанием»: метаморфозы феноменологии / М.П. Шумакова // Вестник Челябинского государственного университета, 2012. - №22. - С. 90-93.