Проявление культурологической сущности нравственных ценностей в государственной культурной политике
Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана
Проявление культурологической сущности нравственных ценностей в государственной культурной политике
Аббасов Намик Алекпер оглу
Аннотация
Культура, являясь одной из форм важной рабочей силы и служа показателем размера и величины процессов разных социальных групп, демонстрирует единство различных форм, идей, взглядов, а также характер целостного направления или практической деятельности. Культура отображает и укрепляет социальные и личностные качества созидательной силы личности и общества. В каждом обществе есть его собственные культурные особенности, или же социально-культурная система, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие между системами культуры связаны с физическим состоянием, ресурсами, рядом особенностей, относящихся к разным сферам деятельности, видом ритуалов и традиций, использованием и производством инструментов, а также уровнем социального развития. Культура влияет на отношения, ценности, идеи и убеждения людей, среди которых она существует. Системе управления обществом на уровне государственной социальной политики следует принимать во внимание природу социальных норм и ценностей, связанных с духовной культурой.
Ключевые слова: моральные ценности, культурный аспект моральных ценностей, государственная социальная политика и культурные ценности.
культура ценность социальный
Актуальность проблемы. История культуры показывает, что существует сильная связь политики с этим феноменом. Русский историк В.О. Ключевский писал, что политические термины имеют свою историю. В древней Греции под понятием «политика» было определено все, что имеет отношение к государственному управлению. В.И. Даль под политикой понимал науку, относящуюся государственному управлению. Сюда входят настроение властелина, цель, образ его деяний, часто сокрытие истинных намерений [17, с. 212]. А М.А. Расулзаде говорил что, «целью культуры является подчинение политики науке» [5].
В последнее десятилетие ХХ в. и начале XXI в. процесс глобализации в культуре развивался быстрыми темпами. Культурная диффузия, а более точно, стихийная или неконтролируемая сторона усвоения культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны это предоставляет народам возможность создать общение друг с другом и близко узнать друг друга. Общение и знакомство создали условия для сближения народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и усвоение представляют собой опасность для утери культурной оригинальности. Распространение схожих, адекватных культурных образцов по всему миру, открытие границ для культурного влияния и расширение культурного общения вынудили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры. Глобализация оказывает влияние на ускорение интеграции наций в мировую систему, она усиливается развитием современных транспортных средств и экономических связей, усиливает влияние средств массовой информации на людей. Это создает условия для расширения культурных контактов между народами и усиливает миграционные процессы людей.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе встречается множество определений понятия культуры. Определения, имеющиеся в научных и художественных словарях, привлекают внимание. Культура - социальнопрогрессивная творческая деятельность, направленная на выявление и развитие духовных сил человека, на обнаружение действительности, является единством предметизации (богатства, создание норм и знаковых систем и т.д.) и депредметизации (усвоение культурного наследия).
В ограниченном значении принято говорить о материальной культуре, духовной культуре, так же о политической культуре и т.д. [6, с. 276]. В некоторых исследованиях можно встретить такие определения, как то, что культура - историческое событие, которое развивается в зависимости от сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций. В отличие от идеалистических теорий культуры, отделяющих духовную культуру от материальной основы и объясняющую ее в качестве духовного продукта элиты («еШе» от фран. elite - самое лучшее, отборное), марксизм процесс производства материальных благ рассматривает как основу и источник развития духовной культуры; выходит, что культура создается деятельностью непосредственно всех народов. Стоит отметить, что духовная культура, которая зависит от материальных условий, автоматически не изменяется вслед за материальной основой, а, наоборот, характеризуется своей относительной независимостью (наследственность в развитии, взаимовлияние культуры различных народов и т.д.).
Цель и задачи исследования. ХХ век называется веком научно-технического прогресса, а XXI век - веком глобализации и информации. Со времени формирования процесса глобализации до настоящего времени социальные, экономические, культурные и военные отношения между государствами Запада и Востока расширяются, а средства коммуникации увеличиваются. В виду реализации глобализации в развитых государствах Запада на основе приемлемых идеологических стандартов исламский мир стоит перед необходимостью определить выделенное этим процессам места и особого веса [7]. Нами поставлена задача проследить степень и уровень применения нравственно-культурных ценностей в культурной политике страны, в данном случае Азербайджана.
В качестве методики нами применен метод системного анализа деятельности системы управления в сфере государственной культурной политики, а также сам характер нравственных ценностей в культурологическом смысле. Использованы данные других исследований, а также законодательные акты, постановления и указы правительства и главы государства.
Основное содержание. Известно, что глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты глобализации определяют возможность утери культурного своеобразия каждого народа. Этот процесс создает условия для углубления ассимиляции. В современном обществе сохранение культурного своеобразия оценивается, как наивысшее достижение цивилизации. Раньше этим вопросам не уделялось внимание. И поэтому одна нация растворяла внутри себя другие нации, она полностью присваивала положительные элементы культуры покоренного народа. К примеру, эти события имели место во времена европейской колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В современную эпоху для большинства цивилизованных людей выражения «социальная политика» и «политика культуры» превратились в привычные, обыкновенные выражения. Можно спросить, по какой причине эти выражения стали обыкновенными только для цивилизованных людей? Потому что, это основывается на концепции целенаправленного (целевого) управления социально-культурными отраслями общества. В цельности они считаются отличительными показателями цивилизованных стран. Для этих народов эти обстоятельства стали обыкновенными только, начиная с середины ХХ в. Именно с этого времени сформировался новый подход сохранения культурного генофонда всего человечества. В рамках ООН эта концепция относится к каждой, отдельно взятой стране.
В Уставе ООН по вопросам образования науки и культуры говорится: «Для защиты и охраны человеческого достоинства, культура и образование, на основе справедливости и мира, должны быть широко распространены между людьми. И поэтому с этой точки зрения на все народы возлагаются священные задачи, которые должны быть выполнены в духе взаимного сотрудничества. И поэтому они путем сотрудничества всех народов мира в области образования, науки и культуры преследуют цель постепенно добиться международного мира и благосостояния человечества» [8, с. 9].
Политика в области культуры является системой практических мероприятий, в значительной степени реализуемых, финансируемых,регулируемых государством. Это направлено на собирание, развитие и сохранение культурного и духовного наследия наций. В области культурной политики, прежде всего, возникают следующие вопросы. Как охраняется культурное наследие нации? Как это влияет на различные этнические и социальные группы? Обладают ли все используемые языки равным статусом, или возможна ли языковая дискриминация в отдельно взятой стране? Считается ли язык предков государственным языком или он является наследием, которое осталось от колониального господства? На каком уровне неосновные языки защищены государством или находятся в окружении заботы семьи или общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе или создают условия для устранения антагонизма между языковыми группами или для их развития? Сегодня политика многих стран в области культуры из модели ассимиляции ориентируется на другие области, в результате чего находятся в меньшинстве. Они отказываются от своих культурных традиций и ценностей, их заменяют традициями, которые защищает большинство.
В результате защищается мультикультурная модель большинства. Здесь индивидуум социализируется, а в этнической культуре исполняет доминантную роль. Например, в США миллионы людей говорят на английском, а также на своем этническом языке. Они объединяют в себе общенациональные и этнические праздники. Они изучают историю своей страны и историю своей нации. Глобальная международная миграция стимулирует перестройку структуры хозяйства слаборазвитых стран. Механизация и индустриализация в эти страны поступает из развитых стран, аграрный сектор сокращается, и миллионы сельских жителей в поисках работы вынуждены переселяться в города. Их привлекает городской образ жизни. В то же время средний класс городов обычно предпочитают западный образ жизни, и поэтому местное население в своей стране не может найти удобную квалифицированную работу. Эту работу оно находит в США или в Западной Европе.
Сохранение богатой национальной культуры Азербайджана является одной из важнейших задач государства. Сохранение и проблемы использования культурного богатства нашли свое отражение в Основном Законе - в Конституции Азербайджанской Республики. «Каждый должен с уважением отнестись и проявить заботу к историческому, культурному и духовному наследию и охранять памятники истории и культуры» [8, с. 5].
В 1997-2001-м годах в области охраны культурного и природного наследия азербайджанского народа, в целях усиления борьбы с кражей предметов этого наследия и их транспортировки контрабандным путем, принята обширная Программа. В рамках этой Программы ратифицированы многие международные Конвенции и приняты ряд законов [8, с. 5].
Состояние материального мира, деятельность по его изменению обычно называется материальной культурой. Деятельность относительно изменения представлений о существе и результаты этой деятельности часто называются духовной культурой. Материальная и духовная культура тесно связаны друг с другом. Мысли «бытие определяет сознание» и «сознание определяет бытие» совпадают. Всякое изменение в сознании оказывает влияние на изменение материальной культуры и, наоборот, «культура не создает только здания, она так же создает людей». Эта мысль принадлежит известному исследователю Ю.М. Лотману [11, с. 29].
Следует отметить, что не стоит идентифицировать духовную культуру с духовным производством. Духовное производство - совокупность идей, норм, ценностей. Духовная культура, являясь более широким понятием, включает в себя и духовное производство. Значит, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. Конкретно культуре можно дать следующее определение: культура - совокупность материальных и духовных богатств, приобретенных обществом за всю историю, также способность их создания и использования их во благо прогресса человечества и возможность умения их передачи от поколения к поколению.
Культура - волшебный мир человека, способ самопознания и существования личности [10, с. 428].
Культура одного поколения к создается человеком, культуру изучают, потому что она переходит от одного поколения к другому также и посредством генетической памяти, каждое поколение воссоздает ее заново и передает будущим поколениям. Этот процесс - основа социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирования его действий. Если процесс в массовом масштабе приостановился бы, это привело бы к уничтожению культуры. Культура формирует личность членов общества, и этим регулирует их действия.
В Азербайджане, после того как была восстановлена независимость, начались активные правовые творческие работы, которые смогут обеспечить фундамент создания нового правового государства. В течение прошедших лет было реализовано много дел в сфере создания законодательной базы для правового регулирования развития культуры.
Так, следует отметить, что в Конституции, которая была принята всенародным референдумом, состоявшимся 12 ноября 1995 года, имеется много статей о культуре. Высшее законодательство Азербайджанской Республики создаетфундамент, правовую основу, базу для принятия других законов. Статья 40 Конституции Азербайджанской Республики называется «Культурное право», и она посвящена защите культурного права. Здесь говорится:
1.Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни, пользоваться культурными институтами, учреждениями и культурным богатством.
2.Каждый человек должен с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, проявить заботу о ней, охранять памятники истории и культуры [2, с. 22].
Ценности, по своей сути, являются общепринятыми нормами, касающихся целей, к которым должен стремиться человек, и составляют основу духовных принципов. Например, в христианской духовности 10 заповедей («не убий», «правдивость в семье», «не прелюбодействуй», «уважение родителей») предусматривают охрану человеческой жизни.
Различные культуры могут дать преимущество различным ценностям, и каждый общественный строй определяет, что является ценностью, а что нет.
Правила регулируют образ действия в соответствии с ценностями определенной культуры.
В Законе Азербайджанской Республики о культуре» говорится: «Духовные и эстетические идеалы, нормы и правила обращения, языки, диалекты, говоры, национальные и этнические традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, прикладные народные искусства, произведения культуры и искусства, результаты и методы научного исследования культурной деятельности, здания, строения, предметы, имеющие историческое и культурное значение, уникальные территории и объекты с точки зрения истории и культуры, являются культурными богатствами» [9].
Термин национальной культуры используется для определения символов, верований, ценностей, норм образа действия и образцов, характеризующих человеческие сообщества в этой или другой стране. В большинстве стран существует много различных культур. Другая важная форма - конфессиональная субкультура - создается на основе единства религиозного убеждения, или принадлежности к этой или другой церкви. На базе этого единства формируется единство символов, ценностей, идеалов, образцов образа действия. Например, в целом можно говорить о христианской, мусульманской, буддистской культурах.
Выводы
Традиция связывать развитие человека, его совершенствование с культурой началась еще в эпоху античности и до сих пор имеет место. Основу этой традиции составляет требование смотреть на человека не как на продукт природы, а как на продукт социализации и воспитания. Значит, если в процессе влияния на природу возникает культура предметов, путем воспитания в культуре людей выступает сам человек в качестве культурного существа. Как видно, в первую очередь обосновывается функция культуры в качестве области воспитательной деятельности. Ее целью является задача «второй раз возродить» человека, но не как физическое, а как социальное существо.
Список литературы
1.Гейдар Алиев. Выступление на первом форуме независимой азербайджанской молодежи // Газета «Азербайджан», 3 февраля 1996 (на азерб. яз.).
2.Конституция Азербайджанской Республики. - Баку: 2003 (на азерб. яз.).
3.Государственная Концепция Развития в области культуры на 2006-2016-ые годы // Журнал «Культура и просвещение», № 5, 2006, 9 с. (на азерб. яз.).
4.Агаев Р. Азербайджанское народное творчество. - Баку: Марс-Принт, 1999 (на азерб. яз.).
6.Философский энциклопедический словарь. - Баку: Издательско-полиграфическое объединение «Азербайджанская энциклопедия», 1997 (на азерб. яз.).
7.Гасанова В. Влияние процесса глобализации на взаимный диалог культур и цивилизации // «Мир культуры», Х выпуск, Баку: АГУК (на азерб. яз.).
8.Свод нормативных правовых актов охраны культурного наследия (по состоянию на 1 сентября 2001года), Баку: 2007 (на азерб. яз.).
9.Закон Азербайджанской Республики о культуре // Газета «Азербайджан» 18 апреля 1998-го года, № 86 (на азерб. яз.).
10.Шукюров А. Философия. Баку: «Адилоглу», 2009 (на азерб. яз.).
11.Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: 1992.
12.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 42, М.: Политиздат, 1968.
13.Ракитов А. И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность, 1997, № 4, стр. 10-14.
14.Философия, человек и жизнь. - М.: ЮНИТИ, 2002.
15.Философия. - Минск: 1999.
16.Мамедов Ф. Основы политологии. - М.: 1997.