Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента
Конкурентоспособность личности в парадигме
инновационного педагогического менеджмента
В.И. Шаповалов
Обращение
к социокультурным реалиям, к теории и практике школьного образования позволяет
сделать важный частный вывод о существующих противоречиях между быстро
развивающейся теоретико-методологической базой инновационного педагогического
менеджмента и его слабым использованием (внедрением) в школьной практике.
Развитие
инновационного педагогического менеджмента обусловлено, с одной стороны,
возникшей в результате социально-экономических преобразований в России
потребности в новом типе управления образованием и образовательными процессами,
с другой, - требованиями, которые предъявляет изменяющаяся среда к
конкурентоспособности выпускника школ.
Педагогический
менеджмент можно рассматривать как альтернативу административно-командного
управления школой, но альтернативу не отрицающую, а преобразующую управление с
учетом всего положительного, что, безусловно, имело место в управлении
образованием в прошлом.
Установлено,
что однозначного определения менеджмента (В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Н.Н
Герчикова, Р.А. Фатхутдинов, Ф.М. Руссинов и др.) и педагогического менеджмента
(Ю.А. Ко-наржевский, Т.И. Шамова, В.П. Симонов и др.) в настоящее время все еще
не существует, так что обобщенный образ педагогического менеджмента включает в
себя следующие дефиниции:
—
управление процессом обучения и воспитания в их системной взаимосвязи:
совокупность принципов, методов, средств и форм управления учебным процессом с
целью повышения его эффективности;
—
умение педагога добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект,
мотивы поведения учащихся; способ, манеры обращения с учащимися и искусство
управления учебным процессом;
—
новую область педагогического знания, основанную на предположении, что методы
мышления, развитые естественными науками, могут и должны быть применены к
обучению человека и групп людей;
—
интегративный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные педагоги
формируют ученический коллектив в целом и отдельных ее членов в частности и
управляют осуществляемой ими учебной деятельностью путем постановки целей и
способов их достижения, разрабатываемых совместно с учениками;
—
вид профессиональной деятельности педагога по организации процессов достижения учащимися
системы учебно-воспитательных целей, принимаемых и реализуемых с использованием
научных педагогических подходов, образовательных концепций и человеческого
фактора;
—
педагогическая деятельность, отличающаяся преимущественно умственным и
творческим характером работы, в которой постановка целей, принятие решений,
разработка способов и путей их достижения, а также организация совместной деятельности
учащихся с обязательным синергетическим эффектом составляют ее главный смысл и
содержание;
—
педагогическая деятельность, предметом которой является информация,
преобразующаяся с целью принятия решений, направленных на изменение состояния
управляемого объекта.
Историческими
предпосылками педагогического менеджмента являются, во-первых, теоретические
знания и практические навыки, приобретенные на разных этапах развития
менеджмента как области управленческих знаний, во-вторых,
социально-экономические и социокультурные условия развития новой России.
Содержательно они подразделяются на три парадигмы: рациональную
(технократическую), гуманистическую (социально-психологическую) и системную.
Эти парадигмы, преимущественно утверждая принципы управленческой деятельности в
производственных организациях, неизменно оказывали существенное влияние на
организацию управленческой деятельности в образовательных учреждениях,
доказывая универсальность принципов управления, введенных Н. Винером.
В
условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала,
способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но
и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими
процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно,
на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет
решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений.
Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для
воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической
задачей школьного образования.
А.А.
Кирсанов отмечает, что высокий уровень конкурентоспособности -важнейшее
требование учащегося как будущего специалиста, который, по сути, определяет
степень его профессиональной компетентности.
Конкурентоспособность
- социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности,
характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе,
профессиональной и внепрофессиональ-ной жизнедеятельности), определяющая
адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях,
обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим
миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности
необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в
традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается.
Результаты социологических опросов практически подтверждают необходимость
проведения такого рода инноваций в школе и прежде всего тех, которые
интегрируют ее в социокультурную сферу, поскольку именно здесь учащиеся
испытывают наибольшие затруднения. По данным социологического опроса в области
трудоустройства, 68 % учащихся выпускных классов испытывают тревогу по поводу
будущего трудоустройства; в области социально-экономической политики — более 63
% учащихся считают ее несовершенной и бесперспективной для будущего сегодняшней
молодежи; в области социальной защищенности — 37 % молодых людей видят угрозу своей
свободе со стороны государства; в области образования - более 50 % не
удовлетворены школьной подготовкой, 27% - чувствуют ущемление со стороны
учителей, 42% учащихся старших классов не хотят ходить в школу. На этом фоне
несколько обнадеживает, что 56% учащихся готовы потратить свое время на
интересующие их занятия.
Определение
структуры конкурентоспособности предполагает упорядочивание качеств и
параметров, ее характеризующих, в соответствующую теоретическую модель. В
работе предлагается модель, которая включает сущностные признаки и структурные
компоненты конкурентоспособности и соответствующий набор параметров,
конкретизирующих содержание структурных компонентов.
На
основе анализа теоретических работ по психологии личности (А.А. Бодалев, Е.А.
Климов, Б.Ф.Ломов, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.) в качестве сущностных
признаков конкурентоспособности нами выделены: интеллектуальный потенциал,
самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность,
нравственный императив, способность принимать ответственные решения,
ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному
самоопределению.
С
позиций структурно-функционального подхода нами выделяются следующие компоненты
конкурентоспособности - парадигмально-прогностический,
информационно-содержательный, опера-ционально-деятельностный,
мотивацион-но-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является
относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется
общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания,
деятельности и общественных отношений.
Парадигмально-прогностический
компонент предполагает выявление личностных перспектив конкурентоспособного
поведения (КС-поведения), самосовершенствование в соответствии с идеальной
моделью КС-поведения.
Информационно-содержательный
компонент образует комплекс знаний, связанных с «Я-концепцией», определением
стратегии и тактики КС-поведения, принятием решения, самооценкой,
коммуникативными и регулятивными действиями.
Операционально-деятельностный
компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного,
регулятивного и иного характера, определяющие успешность КС-поведения.
Мотивационно-ценностный
компонент отражает ценностные ориентации личности, стремление к нравственному
самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально
значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения,
самовыражения, саморазвития.
Эмоционально-волевой
компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность,
уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.
Систематизация
качеств конкурентоспособности - это задача не только теоретическая, но главное
- практическая, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного
самосовершенствования каждого человека в отдельности. В ходе исследования
структурные составляющие конкурентоспособности конкретизированы в наборе
определенных параметров, которые в формальном плане разделены на две группы:
показатели надежности предметно-средовых знаний (что соответствует
информационно-содержательному и опера-ционально-деятельностному компонентам) и
показатели надежности личностного саморазвития (что соответствует
парадигмально-прогностическому, моти-вационно-ценностному и
эмоционально-волевому компонентам) (рис. 1).
Степень
развития указанных компонентов, представленная в виде обобщенного интегрального
индекса, может быть принята как показатель уровня конкурентоспособности.
Это
можно выразить в виде математической записи графического представления (рис.
1):
KC
= F(Рзн; Рлич)
или
КС = Рзн * Р лич, где КС - индекс конкурентоспособности (вероятность достижения
успеха);
F
- обозначение знака функциональной зависимости; Р зн — уровень развития
личности в предметной области; Рлич - уровень социально ориентированного
развития личности.
Уровень
личностного саморазвития Рис. 1. Модель конкурентоспособной личности
Для
практического исследования уровня конкурентоспособности конкретного учащегося предлагается
схема, основанная на двумерном подходе к пониманию рассматриваемого свойства
личности.
Схематичное
описание модели предполагает наличие двух векторов, которые отражают
конкурентоспособность личности в области предметных знаний (ось ординат) и в
области социально-ориентированного развития (ось абсцисс) (рис.1).
Параметры
в своей совокупности позволяют представить степень выраженности
(сформированности) конкурентоспособности в виде обобщенного инте-гративного
индекса: ОИИ кс = F (Р зн; Р лич) или ОИИкс=Рзн*Рлич, где ОИИ кс — обобщенный
интегральный индекс конкурентоспособности (вероятность достижения успеха); F -
функциональная зависимость; Рзн - показатель надежности предметно-средовых
знаний; Рлич — показатель надежности личностного саморазвития.
Для
практической оценки уровня конкурентоспособности предложена схема в виде двух
векторов - вектора предметно-средовых знаний (ось ординат) и вектора
личностного саморазвития (ось абсцисс) (Рис. 2).
Рис.
2. Схема расчета индекса ОИИкс
Полученная
таким образом теоретическая модель позволяет выполнить проектные описания
целостного процесса формирования КС-личности. При выполнении данной процедуры
мы имели возможность опереться на алгоритм педагогического проектирования и
систему проектных характеристик (целефункцио-нальные, содержательные,
структурно-логические, инструментально-технологические,
организационно-управленческие), предложенные Ю.С. Тюннико-вым.
Согласно
представленной схеме,
обобщенный
интегративный индекс рассчитывается следующим образом:
где
Х - уровень развития личности в области предметно-средовых знаний; У - уровень
личностного саморазвития.
Обратим
внимание на ряд принципиальных моментов разработанной теоретической модели.
Во-первых, модель дает необходимые представления о том, в чем именно
заключается суть стратегии образовательно-воспитательного процесса и в этой
связи позволяет определить систему его педагогических приоритетов. Тем самым
появляется возможность определить целефункциональные характеристики процесса,
ориентированного на формирование КС-личности.
Во-вторых,
структурные компоненты и параметры конкурентоспособности позволяют центрировать
предметное содержание, реализуемое учебными планами общеобразовательной школы,
и налаживать структуру межпредметных связей под стратегически заданную цель. В
итоге конкретизируются содержательные характеристики проектируемого процесса.
В-третьих,
компоненты и параметры модели задают логико-содержательную основу для
определения этапов целостного педагогического процесса и установления
преемственности педагогических целей. В этой связи уточняются структурно-логические
характеристики проектирования.
В-четвертых,
модельное представление конкурентоспособности личности позволяет говорить об
определенном наборе педагогических средств, методов и приемов обучения и
воспитания, организационных форм, педагогических технологий, что имеет прямое
отношение к инструментально-технологическим характеристикам рассматриваемого
процесса.
В-пятых,
теоретическая модель конкурентоспособности личности указывает на необходимость
разработки организационно-управленческих характеристик проектирования,
посредством которых координируются и направляются взаимодействия педагогов
образовательных учреждений.
В
итоге теоретическая модель связывает пять групп проектных характеристик и
вскрывает существенные взаимосвязи всех компонентов целостного процесса
формирования КС-личности (целей, содержания, методов, средств, форм
организации, результатов).
Вместе
с тем теоретическая модель конкурентоспособности личности (на том уровне
общности, который принят при ее разработке) не дает прямого ответа по целому
ряду вопросов: по поводу структуры образовательно-воспитательного процесса,
особенностей функционально-ролевого распределения субъектов педагогического
процесса, системы педагогического инструментария, возможностей использования
педагогического потенциала социокультурной среды.
Дело
в том, что применение психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф.
Ломов, В.Д. Шадриков и др.) при построении модели конкурентоспособности
личности так или иначе направлено на особую организацию педагогического
процесса прежде всего как деятельности по овладению предметными знаниями. При
этом в должной мере не учитываются характеристики социокультурной реальности и
социально-психологические характеристики развития личности учащихся, иначе
говоря, игнорируются те существенные моменты, которые делают возможным само понимание
КС-поведения и полноценное овладение им. В этой связи возникает проблема
организационно-управленческой интерпретации теоретической модели
конкурентоспособности личности, которая может быть решена в методологии и
контексте теоретических представлений инновационного педагогического
менеджмента.
Обратимся
к понятию «инновационный педагогический менеджмент», который рассматривается в
психолого-педагогической литературе в кругу таких основных понятий, как
«педагогические инновации», «организационные изменения», «гармонизация
отношений субъектов инновационного процесса», «синергетический эффект»,
«стратегия успеха», «ситуационный подход», «сопротивление организационным
изменениям» и др. Как было отмечено, анализ различных определений приводит к
выводу, что главный смысл инновационного педагогического менеджмента состоит в
поиске и обосновании управленческого комплекса (принципов, методов,
организационных форм и технологических приемов управления), связанного с
инновационным преобразованием педагогической системы и предполагающего
постановку стратегических целей, принятие решений, разработку способов и путей
их достижения.
Принципиальное
отличие (базовые параметры) инновационного и неинновационного менеджмента
представлены в табл. 1.
Как
обобщенная и систематизированная методологическая основа управления процессом
формирования конкурентоспособности личности инновационный педагогический
менеджмент может быть представлен в определенном наборе проектных позиций.
Каждая такая позиция отражает существенные особенности инновационного
педагогического менеджмента и вместе с тем позволяет продвинуться в вопросах
построения целостного процесса формирования КС-личности.
Таблица
1 Базовые параметры инновационного и неинновационного менеджмента
n.n.
|
Традиционное управление учебно-воспитательным
процессом (УВП)
|
Инновационный педагогический
менеджмент
|
1
|
Целепостановка согласно
достигнутым результатам
|
Целепостановка согласно
прогнозируемой перспективе
|
2
|
Фиксированные позиции субъектов
УВП
|
Опора на самостоятельность и
инициативность всех субъектов УВП
|
3
|
Управление УВП как реакция на
конкретно возникающие события (как правило, с запаздыванием)
|
Управление УВП как активный
поиск возможностей с учетом предвидения будущего
|
4
|
Минимизация отклонений от
принятых схем организации УВП; стремление к максимальной унификации основных
составляющих УВП
|
5
|
Поиск решения управленческих
проблем ведется последовательно до первого положительного решения
|
Поиск решения управленческих
проблем ведется с применением специальных технологий процесса принятия
решения, критерием которых является оптимизация педагогической системы в
целом
|
6
|
Оптимизация результативности
УВП
|
Оптимизация потенциала
результативности УВП
|
Проектная
позиция «инновационная среда». Профессиональная и внепрофес-сиональная
жизнедеятельность человека с точки зрения КС-поведения - это непрерывный поток
ожидаемых и неожиданных изменений, детерминируемых вероятностно-неопределенной
социокультурной средой. Для актуализации и управления КС-поведением учащихся
необходима специально организованная среда. Педагогический менеджмент имеет
дело с педагогическими инновациями разного характера и направленности.
Применительно к проектируемому педагогическому процессу данная позиция
определяет специфику и общую архитектонику инновационной среды: ее ориентации
(социокультурная, экономико-предпринимательская и др.), региональные
особенности; источники и типы инноваций; характер и механизмы воздействия на
учащихся.
Проектная
позиция «барьеры КС-поведения». Все виды активности человека неизбежно связаны
с психологическими барьерами познавательного, коммуникативного, регулятивного и
иного характера. Психологические барьеры раскрывают природу КС-поведения,
выступают одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и критерий
развития личности. Инновационный педагогический менеджмент в представленной
позиции ставит вопросы о типах барьеров КС-поведения и их целенаправленном применении
при организации процесса формирования КС-личности (разработка индивидуальных
маршрутов, конкретизация содержания и инструментария системы
психолого-педагогической поддержки).
Проектная
позиция «рефлексия КС-поведения». Педагогический менеджмент рассматривает
рефлексию субъектов педагогического процесса как обязательное условие
инновационного преобразования и в то же время - как специфический объект
управления. Рефлексия как психологический процесс позволяет учащимся адекватно
оценивать «себя со стороны». Данная проектная позиция включает в систему
взаимоотношений «учащийся - педагог», «учащийся - учащиеся», «учащийся -
социокультурная среда» новую рефлексивную составляющую - знание и оценку своего
наличного конкурентоспособного потенциала и своих инновационных возможностей.
Такого рода знания помогают ученику проектировать свою учебную и внеучебную
деятельность, а также прогнозировать свое будущее с позиции уникального
личностного опыта.
Проектная
позиция «организационные изменения». Организационные изменения - ключевое
понятие инновационного педагогического менеджмента. В контексте инновационного
педагогического менеджмента данная позиция предполагает соответствующие
организационные изменения педагогического процесса, когда обучаемые (в нашем
случае учащиеся старших классов) последовательно погружаются в инновационную
среду КС-поведения, то есть овладевают программными знаниями и умениями или
осуществляют их применение с конкретно заданных позиций конкурентоспособности.
Инновационный педагогический менеджмент в организации целостного
педагогического процесса формирования КС-личности должен быть представлен
практикой и системой средств управления данным процессом. Организационные
изменения предполагают наличие специальных социально ориентированных технологий,
определенной психолого-педагогической поддержки, хорошо отлаженных процедур
мониторинга процесса формирования КС-личности.
В
заключение необходимо подчеркнуть, что выделенные проектные позиции
инновационного педагогического менеджмента в практике школьного дополнительного
образования становятся стратегическими позициями скоординированной деятельности
педагогов и психологов.
Список литературы
1.
Бодалев А.А. Личность и общение // Избранные труды. М.: Наука, 1983.
2.
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
3.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и
экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1996.
4.
Винер Н. Кибернетика. М.: Сов. радио, 1968.
5.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,
процесс. М.: Фирма Гардарика, 1996.
6.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
7.
Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели
специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.
8.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону:
Феникс, 1996.
9.
Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.
10.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
11.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,
1984.
12.
Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1993.
13.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ;
Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
14.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
15.
Руссинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент. М.:
ИНФРА-М, 1996.
16.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое
агентство, 1997.
17.
Тюнников Ю.С. Культурно-образовательное пространство личности: в поисках
проектных решений // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и
образовательной сферах: Материалы 3-й Междунар. науч. метод. конф., Сочи, 12-14
июня 2000 г. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. Сочи: РИО
СГУТиКД, 2000.
18.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.:
ИНФРА-М, 2000.
19.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru