Китайская интеллигенция в эпоху Хань и эпоху Шести династий
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт иностранных языков
Кафедра китайского языка
Китайская интеллигенция в эпоху Хань и эпоху Шести династий
КУРСОВАЯ РАБОТА
Направление подготовки- 45.03.02 Лингвистика
Профиль - перевод и переводоведение -китайский язык
направление подготовки
.03.02 - Лингвистика
программа - Перевод и переводоведение - китайский язык
форма обучения - очная Выполнила:
студентка группы перк-151
Воскресенская Патриция
Научный руководитель: К.культ; доцент
Ленинцева В.А.
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Формирование Ши как сословия
.1 Появление служилой интеллигенции
.2 Функции служилой интеллигенции
Глава 2. Деятельность китайской интеллигенции в период от 220 до н.э.- 589 г н.э.
.1 Развитие китайской медицины. Три легендарных целителя
.2 Знаменитые женщины-интеллигенты Эпохи Хань и Шести династий
.2.1 Первая женщина-историк в Китае
.2.2 Цай Веньцзи - великая поэтесса
.3 Высвобождение творческой мысли. Формирование живописи.
.4 Гу Кайчжи - основатель китайской живописи
Глава 3. Изобретения и изобретатели Эпохи Хань и Шести Династий
.1 Изобретение бумаги и книгопечатания
.2 Изобретения и изобретатели в сфере географии, астрономии, картографии.
.2.1 Первый Компас
.2.2 Чжан Хэн -астроном,математик и географ
.2.3 Пэй Сю - знаменитый картограф
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Эпоха Хань поистине является расцветом культурной и духовной жизни Поднебесной. Именно в этот период происходит появление особого класса общества- интеллигенции.
Актуальность данной темы обусловлена важностью изучения Китая и истории китайской интеллигенции для понимания истоков традиций и духовно-нравственных аспектов жизни не только древней, но и современной китайской интеллигенции.
Объектом исследования являются работы российских и зарубежных синологов. Предметом курсовой работы стали представления о жизнедеятельности китайской интеллигенции в период с 206 года до н.э. вплоть до 589 года н.э.
Таким образом, целью данной работы является изучить и проанализировать деятельность, становление и развитие ранней китайской интеллигенции в период эпохи Хань и эпохи Шести Династий.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
.Изучить формирование китайской интеллигенции как отдельного сословия
.Проанализировать деятельность «служилой интеллигенции» того времени.
.Рассмотреть изобретения, созданные в период 206 до н.э.-589 г н.э.
В ходе написания курсовой работы были использованы литературные источники следующих авторов: Васильев Л.С, Вогралик В.Г, М.Е. Кравцова, В. Буров и др. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. Формирование Ши как сословия
.1 Появление служилой интеллигенции
Эпоху Хань принято считать началом культурного, политического и экономического расцвета и духовного процветания. « Однако ее духовная жизнь бедна принципиальными новациями. Все культурно-идеологические и художественные процессы носят, скорее, кумулятивный и экстенсивный характер, только упрочивая и развивая достижения чжоуской эпохи. Тем не менее ханьская эпоха ознаменовалась чередой важнейших событий общекультурного характера, которые оказали воздействие на дальнейшую эволюцию национального искусства.»[5 с.61]
Одно из таких событий произошло в первом веке нашей эры, когда император Мин-ди объявил конфуцианство официально государственной идеологией. Это повлекло за собой изменение во всех сферах искусства и творчества.
Еще одно событие, повлекшее за собой большие изменения-это появление в китайском имперском обществе такого явления как «ши» т.е. грамотные «служивые мужи» или «служилая интеллигенция». «На протяжении всей последующей истории Китая именно Ши являлись главным носителями традиционной образованности.» [5 с. 61] Следовательно, ши также являлись носителями национальных духовных ценностей. «Ши - это тот, кто всеми помыслами стремится к достижению Дао.» [1 с. 8] Изначально, представители интеллигенции были «боковыми» потомками аристократов, позже они отделились в качестве самостоятельного социального слоя общества.
1.2 Функции служилой интеллигенции
На ранних стадиях формирования ши уже занимались исключительно интеллектуальной, административно-хозяйственной и творческой деятельностью. Они работали в архивах, библиотеках, школах. Во второй половине второго века до нашей эры стали строить академии, куда входили самые выдающиеся ученые.
В 125 году до н.э. создана была Гос. академия Го-сюэ, куда входили академики и профессора. Они обладали рядом привилегий, например, на них не распространялись телесные наказания. Им было позволено участвовать в императорских советах, выступать референтом по гос. вопросам. Основная задача заключалась в принятии экзаменов на должности чиновников. Интересная особенность ши в том, что в это сословие также входили жрецы, в то время как, во всех странах они составляли отдельный социальный слой общества.
Увеличение количества образованных людей и возвышение сословия ши происходили одновременно с развитием административно-бюрократического аппарата имперского государства. Впоследствии интеллигенция получила привилегированный статус наравне с аристократией.
Итак, в первой главе было рассмотрено начало формирования и функции сословия ши. Таким образом, «начиная с Хань именно чтение и изучение классических канонов и необычайное уважение ко всем тем, кто был в состоянии читать и понимать их, положили начало подлинному культу грамотности и образования» [2 с.77]
ГЛАВА 2. Деятельность китайской интеллигенции от 220 до н.э.- 589 г н.э.
.1 Развитие китайской медицины. Три легендарных целителя
китай интеллигенция изобретение книгопечатание
Китайская традиционная медицина известна по всему миру. В Китае существовали три легендарных целителя, которые способствовали развитию медицины. Их называли «Три чудо-доктора» Это Чжан Чжун-цзин, Хуа То и Дун Фэн. Все они жили в эпоху Хань, у них было много последователей, о них слагались легенды, писали книги на основе их учения. Они-столпы традиционной медицины
Чжан Чжун-цзин родился в 150 (в эпоху Восточная Хань) в Неян (современная провинция Хэнань) Лучший врач своего времени, он - китайский Авиценна, китайский Гиппократ.[3 c.35] Внес огромный вклад в развитие традиционной медицины Китая. Его принцип - лечить всех, независимо от сословия. Несмотря на закон императора о запрете посещать чиновникам дома простолюдинов, Чжан Чжун-цзин продолжал лечить людей низших сословий. Он два раза в месяц приглашал всех больных в приемный зал и таким образом «обходил» закон.
В196 году его поставили правителем округа Чан Ша. В это же время началась эпидемия, которая погубила больше количество людей, и две трети его родственников. Тогда Чжан Чжун решил покинуть пост и заниматься только медициной. Его целью было найти средство от экзогенных лихорадок. Он со всех уголков собирал каноны и рецепты, изучал их. Таким образом, к 210 году он создал собственный трактат «Шанхань Цзабин Лунь» (Трактат о лихорадочных поражениях холодом и прочих болезнях) В нем описывались все симптомы и методы лечения с использованием 214 лекарств в разных формах. Всего было 16 цзюаней (томов). На протяжении времени несколько цзюаней утратилось, несколько удалось восстановить и отредактировать. Эта книга являлась самой нужной в классической медицине, уже в 1939 году в Китае выпустили книгу «115 комментариев из книги Чжана»
Чжан Чжун первый лекарь, разработавший четкую систему диагностики. Он выделял 4 типа диагностики:
Осмотр (望- Wàng)
Обслушивание и обнюхивание (闻-Wén)
Опрос (问- Wèn)
В трактате указанно множество методов лечения, такие как иглоукалывание, ошпаривание, использование клизм, свечей, прием лекарств под язык. В книге указаны средства лечения от астмы и кашля (миндаль и пластырь), простуды (ветка кассии) и от других заболеваний дыхательных путей. Первое упоминание эфедры для лечения заболеваний дыхательных путей. Также дана инструкция спасения только что удавившегося человека. Вначале нужно избавить его от петли, встать ногами на его плечи и потянуть за голову, чтобы выправилась шея, далее нажимать руками на грудь и делать массаж рук и ног. По «каноническим предписаниям» Чжана, была создана медицинская школа. Еще одна его знаменитая книга это «Цзинь гуй яо люэ» посвящена внутренним болезням и диагностики органов. В ней находятся методы лечения хронических заболеваний органов дыхания. Лечение заболеваний пищеварительной, мочеполовой системы, авитаминоза и т.д. Состоит из трех томов, двадцати пяти глав, двухсот шестидесяти двух предписаний. Эти два трактата дали основу для традиционной китайской медицины и стали «медицинскими библиями»
Второй великий целитель Китая это Хуа То. Родился в 145 году нашей эры. В это время на закате Эпохи Хань процветало взятничество, голод, эпидемии. Хуа То мог занимать высокий чин, но не смог устоять перед страданием народа и посвятил себя медицине. Почти все его пациенты выздоравливали, он использовал не сложные методики, но эффективные. Ходили легенды, что Хуа мог на глаз определить точный вес трав. Он непрерывно занимался саморазвитием. Изобрел игру «пяти зверей», которая до сих пор популярна в Китае. В игре присутствуют пять зверей: тигр, олень, медведь, обезьяна и журавль. Задача игры: повторять упражнения - подражать этим животным, изображать их движения. Цель: укрепить здоровье. Также есть легенда, что его ученик фармаколог У Пу был здоров очень, имел хорошие зубы и волосы, и прожил до 90 лет, благодаря регулярным упражнениям «пяти зверей». Легенды об Хуа То упомянуты в исторических очерках, таких как «Роман трех царств» и «Книга истории поздней Хань». Он первым разработал и стал применять анестезию. Данные о первой анестезии утеряны, но предполагают, что Хуа То делал ее из вина с добавлением индийской конопли или дурмана. Он делал сложнейшие операции по пересадке органов, по удалению органов.
Существовала легенда, что однажды Хуа То оперировал Гуань Юя без наркоза, в то время как Гуань Юй играл в китайские шашки. Врач был настолько быстрым и ловким, что оперируемые не ощущали боль. Большинство в этой легенде неправда, но все же это показатель мастерства врача. Слух о его таланте дошел до императора Цао Цао, который назначил его своим личным врачом, хотя Хуа То хотел служить народу и не быть привязанным к одному пациенту. У Цао Цао были сильные головные боли, иглоукалывания временно улучшали состояние, но этого было недостаточно. Хуа То предложил сделать операцию на головной мозг. Эта идея показалось императору покушением, и он приказал арестовать и бросить в тюрьму для ожидания казни. После смерти доктора ходили слухи, что целитель записал все свои учения на свитке и попросил тюремщика распространить это его последователем, но тот испугался и не принял их, тогда Хуа сжег их.
Существуют несколько книг, написанных его учениками на основе учений Хуа То «Хуа То фан» ( Рецепты Хуа То) «Хуа То шэнь и ми чуань» -Секретное завещание целителя Хуа То, «Ши лунь» - суждения о пище, «Чжун цзан цзин» -Канон внутренних органов. Хуа То является первопроходцем в области хирургии в китайской медицине.
Третий целитель китайской медицины это Дун Фэн, легендарный китайский врач. Самый известный случай чудесного лечения назвали «возращение к жизни покойника». Один чиновник был отравлен и три дня не подавал признаки жизни, но Дун Фэн нащупал слабый пульс, влил в рот ему три пилюли с водой и стал массажировать тело. После этого на лице чиновника появился румянец, и он стал двигаться. Через период времени, он уже полностью восстановился. О деятельности Дун Фэна указано в книге «легенды о сверхъестественных существах».
Дун Фэн жил в горах Лу, не занимался сельским хозяйством, все свое время посвящал изучению медицины и лечению людей, но никогда не брал платы. У него были условия: если тяжелобольной излечивался, то он должен был посадить пять абрикосовых деревьев, а если вылечивал людей с обычными болезнями, то они должны были посадить по одному дереву. В результате появился целый абрикосовый лес. Когда плоды созрели, то Дун Фэн построил склад для фруктов и поставил рядом табличку « Если хотите купить абрикосы, то не стоит мне об этом сообщать - оставьте меру риса за меру абрикосов». Легенда гласит, что многие люди хотели обмануть доктора и брали больше абрикосов чем риса или воровали абрикосы, тогда из леса выбегал рыкающий тигр, и люди в страхе бежали и вынуждены были вернуть все абрикосы, полученные нечестным путем. Приобретенный рис Дун Фэн всегда раздавал бедным людям. Так, «Абрикосовый лес» стал обозначать медицинское сообщество, а цветок абрикоса считается «цветком классической китайской медицины».
2.2 Знаменитые женщины-интеллигенты Эпохи Хань и Эпохи Шести династий
.2.1 Первая женщина-историк в Китае
Бань Чжао (45-120гг) первая женщина- историк в Китае. Родилась в Аристократической семье Бань. Получила прекрасное образование. Ее муж умер и она углубилась в науку - литературу, математику, астрономию. Ее отец и брат были историографами во дворце и работали над книгой Ханьшу.
После смерти отца и брата, именно Бань Чжао завершила эту фундаментальную книгу (История ранней династии Хань). Ханьшу была добавлена в книгу «Шицзи» (исторические записки). Это большой вклад для развития историографии, ведь эта книга до сих пор используется как основной источник исторических сведений того времени.
Слухи о заслугах перед отечество дошли до императрицы. Узнав о хорошем образовании девушки, императрица пригласила ее во дворец учить женщин семьи императора. Далее ее назначили советницей регентши Дэн Суй. Бань Чжао известна не только как историк, но и как поэтесса. Она создала книгу «Наставления женщинам», где рассказывалось, как сохранить мир в семье. Эта книга была инструкцией семейной жизни.[12 с.98]
Книга «Наставления женщинам» отражает нравы того времени, носит исключительно патриархальный характер, т.е. жена должна быть прилежной, и в всем служить мужу. К тому же, Бань Чжао считала, что девушки должны получать образование такое же, как и мужчины. Это первый маленький шаг на пути к развитию женского образования. Книга Бань Чжао была включена в «Женское четверокнижье» (Ню сышу 女四書). Эти трактаты стали эталоном женского воспитания вплоть до династии Цин.
2.2.2 Цай Веньцзи - великая поэтесса
Цай Веньцзи, также известная как Цай Янь-китайская поэтесса точные годы жизни ее не известны. Дочь писателя Цай Юна. У нее была непростая судьба в 178 году Цай Юн, отец Цай Веньцзи предоставил императору доклад, в котором обвинял евнухов, что они подчинили императора себе. За это смелое заявление он был сослан в деревню, где стал обучать Цай Янь. Она училась очень усердно, стала хорошим музыкантом, поэтом и каллиграфом. В 15 лет она вышла замуж, но муж вскоре умер. Далее последовали сюннуские нашествия на Хань. В империи царил беспорядок, город, где жила поэтесса был разграблен и разрушен. И они вместе со всеми жителями были взяты в плен и согнаны в степь. Ее судьба была печальна, поэтому стихи также были печальны. Она написала поэму, которая описывает все ужасы войны. «Поэма скорби и гнева» (буквальный китайский перевод) или «Скорбные строки» (русский перевод) см. Приложение 1
Воины сюнну подарили бедную девушку своему правителю, потому что она была очень красива и образованна. Цай Янь прожила 12 лет у сюнну, у нее родились двое сыновей. Последний император Хань-Цао Цао был хорошо знаком с отцом девушки, и в 207 году, за большую сумму выкупил Цай Янь из плена, но без сыновей. Она писала «А дети меня обнимали и ждали наверное, чуда. Куда уезжаешь ты, мама? выспрашивал каждый их взгляд...» [12 с. 128]
По возращению домой Цао Цао спросил о четырех тысячах свитках, где были записаны произведения ее отца, но все 4000 сгорели при пожаре. К счастью Цай Янь смогла запомнить 400 из них. Все эти произведения были записаны вновь и дошли до потомков. Цай Янь еще раз вышла замуж за Донг ши. И снова судьба решила сыграть злую шутку, Донг Ши приговаривают к смертной казни за преступление. Цай Янь не растерялась, и пришла во дворец к Цао Цао просить помилования. Он по старой дружбе помиловал ее мужа. Позже Цай Янь воссоединилась со своими сыновьями. Наконец, ее жизнь пошла на лад. Точная дата смерти ее неизвестна.
О ней слагались легенды, ее стихотворения известны до сего дня. Ее непростая жизнь вдохновила многих людей. Художник Чан Юй написал картину «Возращение Цай Веньцзи на родину». Сейчас эта картина хранится в галерее Чан Лан в Летнем дворце в Пекине. Более того, знаменитый современный писатель Го Можо написал пьесу о ее жизни, и в пекинских театрах можно посмотреть оперу по этой пьесе. Художница Чжан Цуин создала серию из шести картин про жизнь Вэньцзи. К тому же, Цай Вэньцзи стала героиней многих компьютерных игр, таких как Strikerforce 2; серия видеоигр от Koei-Dynasty Warriors, Dynasty Warriors 6: Empires, Dynasty Warriors 7; Koei - Romance of the Three Kingdoms. Кроме того, на Венере есть кратер, т.е. впадина, которая названа именем Цай Вэньцзи. Все эти картины, постановки, игры, показатель того, что спустя почти две тысячи лет, о ней до сих пор помнят. Она не забыта потомками.
2.3Высвобождение творческой мысли. Формирование живописи
В эпоху Шести династий основывается станковая живопись и рождается учение о художественном творчестве и его функциях. Также творчество переходит от анонимного творчества к авторскому, т.е. у произведений появляются авторы. Это происходит во многом благодаря политической нестабильности в стране, ведь это самое время, для высвобождения творческой мысли, когда нет определенной идеологии, и людям позволено выражать свои мысли свободно. «Можно с уверенность говорить об эпохе Шести династий как об одном из ключевых этапов в истории китайской культуры и искусства» [6 с. 256] В эпоху Хань была только погребальная живопись. После гибели Ханьской империи живопись приобрела новый окрас, а Гу Кайчжи вдохнул жизнь в нее.
2.3.1 Гу Кайчжи - основатель китайской живописи
Гу Кайчжи顾恺之жил около 345-406 н.э. Считается основателем китайской живописи. Родился в Цзианьсу. В 366 его поставили на службу во дворце. Он также был очень талантлив в каллиграфии и сочинительстве. Он написал три книги о теории живописи: Huà lùn 画论 (О живописи); 魏晋胜流画赞(Wèijìnshèng liú huà zàn) или (канон о знаменитых картинах Вэй и Дзинь династий) и 画云台山记huà yún táishān jì) Рисование горы Юнтай. Тезисы о живописи и заметки о рисовании горы Юнтай стали классическими учебниками для художниками. Его графическая теория сала основой классической китайской живописи.
Две самые известные картины это «Богиня реки Ло» или 洛神圖«ло шэнь ту» и «Наставления придворным дамам» или Нюй ши чжэнь ту» 女史箴圖. Копия Нюй щи сжэнь ту хранится в британском музее в Лондоне. Свиток, высотой в 25 сантиметров представляет собой иллюстрацию нескольких назидательных сцен. Первая сцена показывает самоотверженное поведение наложницы Юань-ди (по легенде она спасла императора от медведя, сорвавшегося с цепи) Вторая сцена посвящена наложнице, которая отказалась садиться в паланкин императора, чтобы не отвлекать его от дел государственной важности. Рядом изображена композиция охоты, и первый горный пейзаж. Следующая сцена сопровождается цитатой Чжан Хэна «умение людей следить за своей внешностью еще не означает их заботу о собственной добродетели» Здесь изображаются две дамы и служанка, причесывает одну, другая делала макияж. Художник изобразил лица дам холодными, выражающими душевную пустоту. В шестой сцене изображена супружеская пара с детьми и слугами. Седьмая сцена показывает как император порицает наложницу. Мораль этой сцены в том, что не стоит слишком украшать себя. Итог всей этой композиции подводит сцена, где Старшая дама поучает молодых девушек.
Картина «Богиня реки Ло» была написана по мотиву поэмы «Ло шэнь фу» сделана по заказу императора Мин-ди. Последняя копия состоит из пяти сцен, иллюстрирующих эпизоды из поэмы. Композиция завершается вознесением богини на колеснице. В этой картине также виден пейзаж, нарисованный условно, штрихами.
Таким образом, в картинах Гу Кай-чжи можно увидеть начало формирования станковой живописи и влияние погребальных стенописей. Это можно заметить в построении композиции сцен и в особенной графической штриховке. Гу Кай-чжи создает новую веху в живописи. Стандартную станковую живопись можно узнать по следующим признакам: использование каллиграфических элементов, четкость композиции, рациональное использование места на холсте-свитке. Хотя Кай-чжи изображал некоторые элементы пейзажа в своих картинах. Тем не менее, примитивная манера изображения пейзажа позволила некоторым искусствоведам усомниться в том, что пейзажная живопись зародилась в 4-5ом веках , но благодаря книге Гу Кай-чжи «Записи о том, как живописать гору» (Юньтайшань) и найденным в книге Лидай минхуа цзи около сорока иллюстраций пейзажей, можно заявить, что пейзажная живопись зародилась в 4-5 веках.
ГЛАВА 3. Изобретения и изобретатели Эпохи Хань и Эпохи Шести Династий
.1 Изобретение бумаги и книгопечатания
Много людей, живущих в современном мире, используют ее как само собой разумеющееся. Она доступна всем и каждому, дешевая и ее легко найти. Но бумага прошла долгий путь с момента его создания до того вида, который мы знаем сегодня. До династии Хань ее делали из бамбука, из шелка. Но шелк был слишком дорогим, а бамбук слишком тяжелым, поэтому ученым было неудобно работать на таких материалах.
Согласно недавнему исследованию и раскопкам, изобретение ранней формы бумаги восходит к династии Западная Хань. Этот тип был сделан из конопляного волокна, но конопля была толченная и, соответственно, распадалась. Также она была очень грубой, имела неровную текстуру, была очень толстой. Именно такая бумага была найдена в гробнице Хань в провинции Ганьсу и это до сих пор самая ранняя находка.
В Восточной династии Хань около 104 г. н.э. жил Цай Лунь, который с 15 лет был евнухом в императорском дворце. Он часто получал повышения от императора за свою деятельность, изобретательность. Его задача была изготавливать оружие, и в своем деле был наилучшим. Цай Лунь прославился своим новаторским рецептом в изготовлении бумаги. Он использовал коноплю, кору деревьев, тряпки и остатки рыболовных снастей. Его помощники измельчали сырье, и оставляли в воде на несколько дней. Далее полученную массу разогревали и размазывали на пластинах тонким слоем. И эти пластины сушились на солнце. Просушенный лист уже можно было применять в качестве поверхности для письма. В 105 году ученый рассказал императору о своем изобретении. Императору понравилась новая плоскость для письма, поэтому он приказал распространить этот рецепт по всему Китаю.
Открытие дешевого и простого способа приготовления, означало, что знания, учения и философии теперь можно легко передавать другим людям. Стало гораздо легче обучаться, общаться с людьми через расстояния. Так изобретение качественной письменной поверхности способствовало и ускорило прогресс Китайской цивилизации в области образования, делопроизводства, литературы, искусства.
С изобретением бумаги возникла потребность книгопечатания. С древних времен китайские императоры использовали печати. Уже в эпоху Хань вырезали печати с перевернутыми зеркально изображениями и заклинаниями. Именно такие печати стали прототипом печатных досок. В эпоху шести династий было изобретено книгопечатание в форме ксилографии. На камнях, а впоследствии на деревянных дощечках зеркально вырезался текст, с которого снимались оттиски на бумаге. В восьмом веке камни заменили досками, которые были покрыты красками. Первый «книгопечатный станок» имел круглую форму. Точнее, он располагался на круглом столе, где лежали литеры наборной печати расположенные в особом порядке. Главным мотивом книгопечатания было распространение буддизма и конфуцианство. Поэтому первые книги это канонические буддийские тексты и классические книги конфуцианства.
3.2 Изобретения и изобретатели в сфере географии, астрономии, картографии
.2.1 Компас
Первый китайский компас был изобретен во времена династии Хань. В то время китайцы уже знали о магните, и что он притягивает железо.
Компас представлял собой деревянную или медную подставку, на нее в центр помещалась «магнитная ложка», и вертелась вокруг своей оси. Она всегда указывала на юг. На подставке были деления сторон света. В древние времена никто еще не знал терминов типа магнетизм, поэтому у компаса было название «Ложка, управляющая миром». К тому же изначально он использовался не для навигации, а в гадательных целях.
3.2.2Чжан Хэн-математик, астроном, географ
ЧЖАН ХЭН, (78 -139) занимался многими науками, такими как астрономия, математика, искусство. Его самые знаменитые изобретения это армиллярная сфера или «Небесный глобус»; «сейсмоскоп» или «протосейсмограф»; «тележка-компас» или «повозка с барабаном», отмечающая версты ли. Благодаря этим изобретениям, китайцы записали астрономическую карту, могли в точности определять время землетрясения. Чжан один из первых ученых объяснил причину лунного затмения: Луна отражает солнечный свет, но заслоняется, когда проходит тень от Земли.
В 177г н.э. Чжан Хэн, опираясь на свои наблюдения изобрел армиллярную сферу или «Небесный глобус». Устройство имело водяное колесо, приводившее в действие конструкцию, которая вращалась со скоростью один оборот в день. Описание и инструкция к этому прибору были записаны в трактате «Хунь тянь и ту чжу» - «Комментарий к плану армиллярной сферы» Чжан Хэн очень интересно объяснил геоцентрическую концепцию «армиллярной сферы». По его словам, Земля-это желток, который постоянно вращается в яйцеобразном Небе, а наполнитель - вода.[9 c.28] Чжан хэн изучал разные категории небесных тел и считал, что существует 2500 «действующих звезд», 11 520 «скрытых звезд». Более того, он указал, что Скорость перемещения небесных тел напрямую зависит от удаленности их от Земли. Таким образом, близкие звезды к Земле двигаются быстро, а далекие медленно.
В 132 г Чжан Хэн создал первый в мире сейсмоскоп или «хоуфен дидун и», в переводе «инструмент для измерения сезонных ветров и движений Земли». В 2005 были проведены испытания с использованием копии ханьского сейсмоскопа, он был таким же точным, как и современный. Внешний вид и свойства известны наверняка, но его внутреннее составляющая остается неизвестным. Наиболее распространенная идея гласит, что внутри медного сосуда маятник будет двигаться, даже когда землетрясение будет за сотню миль. Этот маятник должен ударять устройство, которое открывает рот дракона снаружи сосуда.
В каждой пасти был бронзовый шарик, который выкатывался и падал в рот лягушке, создавая звук. Всего было восемь драконов, каждый указывал на часть света. Открытый рот дракона показывал направление землетрясения. В 138г сейсмограф верно предсказал землетрясение на северо-западе Китая. Чжан Хэн обладал многими талантами, он усердно изучал математику и определил число π между 3,1466 и 3,1622. Более того у него был поэтический талант. Написал оды о Западной, Восточной и Южной столице «Си цзин фу», «Дун цзин фу», Нань цзин фу»
3.2.3 Пэй Сю - знаменитый картограф
Пэй Сю - знаменитый картограф эпохи Шести династий. Он занимал высокое положение в обществе - был министром общественных работ, ему было поручено разработать карты. Из сохранившихся на то время карт были только карты эпохи Восточной Хань, хотя Пэй Сю утверждал, что и в династию Ся и Шан -Инь и Чжоу были картографы. Он заметил, что старые картах не использован ни градуированный масштаб, ни прямоугольная сетка. Поэтому он одним из первых стал применять координатную сетку Чжуван. Вероятно, прямоугольная сетка Пэй Сю имеет свой идейный исток в глубинах китайской культуры. исключено, что на появление прямоугольной сетки в традиционной китайской картографии в какой-то мере могла повлиять концепция землеустроительных концентрических квадратов, выраженная в гл. «Юй гун» канона «Шу цзин». К использованию системы координат в картографировании могла также привести разметка доски предсказателя, магнитного компаса и шахмат] [7 с.235] Тележка Чжан Хэна также помогла составить карту.
Пэй Сю использовал «шесть методов» для создания карт:
·Фэнь люй (градуированные образы») т.е. он применял градуированные деления, чтобы определить масштаб карты
·Чжунь ван (буквально: «поперечно и продольно») -использование прямоугольной сетки, чтобы соблюдать пропорции при изображении различных частей карты.
·Дао ли («Путь в ли») расчет длины, которую нужно было измерять пошагово.
·Гао ся («Высокий и низкий») обозначение высоты и низменности
·Фан се («Прямоугольный и косой») обозначение прямых и острых углов
·Юй Чжи («Обходной и прямой») обозначение кривыми и прямыми линиями
Так Пэй Сю составил атлас из 18 листов под названием «Юй Гун ди юй ту» (Изображение территорий земли из Деяний Юя»).Об этом упомянуто в «Цзинь шу». Впоследствии, Пэй Сю расписал на шелковом полотне огромную карту Китая, настолько огромную, что один человек не в силах был ее развернуть. Позже он сделал уменьшенную копию в масштабе примерно 1:1800000. К сожалению его карты не сохранились.
Таким образом, в этой главе можно заметить усложнение механизмов в изобретениях по мере развития науки.
Заключение
Подведя итоги, можно сказать, что цель и задачи курсовой работы были выполнены. В ходе написания данной работы было исследовано формирование и становление китайской интеллигенции как сословия. Было проанализировано положение ши, из чего можно сделать вывод, что интеллигенция была наравне с аристократией и также имела определенные привилегии. Также было выяснено, что распространение грамотности и рост количества интеллигентов увеличивался по мере развития административно-бюрократического аппарата имперского государства. Более того, стоит заметить, что умственной деятельностью занимались не только мужчины, но и женщины, как показано во второй главе. Это показывает высокую цивилизованность китайцев.
Также был сделан анализ деятельности интеллигенции, подробно рассмотрены изобретения, созданные в период Хань и Шести династий. На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что изобретения эпохи Хань и эпохи Шести Династий отличаются сложностью и замысловатостью механизмов. Например, первый компас или сейсмоскоп обладали очень сложными механизмами, при этом китайцы не забывали про эстетическую часть и обильно декорировали изобретения. Более того, технический прогресс в Китае намного опережал технический прогресс всех остальных стран. Для сравнения, первый сейсмоскоп был изобретен в Китае в 132 году, западный аналог был изобретен Джоном Милном лишь в 1880 году.
Таким образом, интеллигенция является показателем высокообразованного слоя общества. Проанализировав деятельность ши на ранних этапах, можно увидеть причинно-следственную связь: китайцы были трудолюбивы и высокоорганизованы как в первых веках нашей эры, так и в современном мире они остаются самым трудолюбивым народом.
Список литературы
1.Барлукова О. Д. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества. Монография. Издательство БГСХА им. В. Р. Филиппова -2008. -58 с.
2.Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., Восточная литература, 2001 -488 с.
.Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961-192 с.
.Вяткин Р. В., Буров В. Г. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.-523 с.
.Кравцова М.Е. История Культуры Китая -СПб 1999-416 с.
.Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб. 2004-960 с.
.Титаренко М.Л. и др. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование - 2009. - 1055 с.
.Титаренко М. Л. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит. 2006-. Т. 5.-1125 с.
.Чжан Юй-чжэ Чжан Хэн - великий астроном древнего Китая // Народный Китай, 1956. № 1, с. 27-31
.Шан Юэ Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн. М., 1959-580 с.
.Юнь Лун// Китайская медицина для здоровья и долголетия -М. 2013
12.Barbara Bennet Peterson// Notable Women of China: Shang Dynasty to the Early Twentieth Century. (2000). M.E. Sharpe, Inc -386c
.Hill, John E. // Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty, First to Second Centuries CE. BookSurge. 2009
.Needham Joseph //Science and Civilization in China: Vol. 3, Mathematics and the Sciences of the Heavens and the Earth. (1986). Taipei: Caves Books Ltd.
.Temple, Robert. //. The Genius of China: 3,000 Years of Science, Discovery, and Invention, New York: Simon and Schuster, Inc. 1986
Приложение 1
Стихотворение Цай Янь «Скорбные строки» перевод В. Журавлева
[…Они города осаждали, они выжигали селенья,
Они населенье пленили, они истребляли народ.
И там, где они проходили, поля превращались в пустыню,
И там, где они воевали, стонала земля от невзгод.
И головы всех перебитых свисали с разбойничьих седел,
Измученных женщин пленённых войска волокли за собой.
Дорога трудна и опасна. И пленницы длинной чредою
Брели к чужеземным заставам босой и голодной толпой.
И сердце моё, содрогаясь, в те дни разрывалось на части,
Родная земля оставалась за нами в дали голубой.
Десятками тысяч солдаты нас в рабство тогда угоняли,
И не было нам дозволенья общаться в плену меж собой.
… Наслушавшись бранных упреков и выкриков, сердцу обидных,
Плелись мы, в пыли задыхаясь, судьбу проклиная навек.
Колотили дубинкой, когда же хлестали плетями,
От всех оскорблений и боли свой облик терял человек