'Идеи Великой России' по статье Струве П.Б.
Министерство образования и науки в Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
БГИТУ
Кафедра Философии, истории и социологии
Реферат
«Идеи Великой России» по статье Струве П.Б.
Выполнила:
Студентка группы МН-101
Никишкина В.Н.
Номер зачетки: 15-2.043
Проверила: Рябова Т.И.
Брянск 2016
Содержание
Введение
Краткая биография
Идеи Струве
Пути решения проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема России и ее судьбы, тема русского самосознания всегда стояли в центре интересов русской философии и не только. Более того, можно утверждать, что в полноте своих проблем русская философия была «организована» этими вопросами. В XIX веке эта проблематика была задана любомудрами и П.Я. Чаадаевым, спорами славянофилов и западников и с новой остротой встала в начале XX века, когда страна снова оказалась в ситуации выбора исторического пути. В творческом наследии общественного деятеля, политического мыслителя, экономиста и философа Петра Бернгардовича Струве тема России занимает центральное место.
Струве хотел видеть Россию великой. В этом смысле он был государственник, склонный принять и имперское наследие за наследие будущей России. Возможно, немалую роль сыграло в этой тяге Струве к государственности его реальное происхождение, все же сын пермского губернатора. Вполне серьезно этот факт обсуждал ближайший друг мыслителя Семен Франк: "П.Б. - отчасти, вероятно, по своему происхождению из дворянско-бюрократической семьи (отец его был губернатором), отчасти по внутреннему призванию к политической мысли - нес в себе и проявлял с самого начала зародыш совершенно иного, именно ответственного, положительного, творческого политического образа мыслей, отчетливо выделявшегося от обычного сознанию, которому суждено было практически восторжествовать и определить судьбу России). Он рассуждал всегда о политике, можно сказать, не «снизу», а «сверху», не как член порабощенного общества, а сознавая себя потенциальным участником положительного государственного строительства. Все дальнейшее его политическое развитие было только последовательным выражением этой его исконной, как бы органической установки.
Краткая биография
струве национальный россия политика
«Академик, который всегда учится», - так говорили современники о выдающемся русском мыслителе и политическом деятеле Петре Бернгардовиче Струве (1870-1944). Струве действительно много учился. В молодости он прошел через школу марксизма: был и среди первых переводчиков «Капитала» К.Маркса, и автором первой программы российской социал-демократии - Манифеста Iсъезда РСДРП. Однако с революционным движением вскоре расстался: «подпольный марксизм», ведущий, по его словам, к ограниченности и догматизму, Струве не устраивал. Что в конечном счете и привело Петра Бернгардовича в партию конституционных демократов: он был избран депутатом Госдумы, сотрудничал с П.А.Столыпиным, занимался ответственной государственной работой в начале Первой мировой войны.
А наряду с этим - многогранное научное творчество: политэкономия, история, философия, социология, с 1897 по 1933 годы он редактировал более десятка изданий, среди которых - такие авторитетные журналы как «Русская мысль», «Русская свобода», эмигрантская газета «Возрождение». В идейном же отношении, по верному определению Р.Пайпса (посвятившего Струве объемное исследование), Петр Бернгардович эволюционировал от «либералов слева» до «либералов справа». Заглянув в смутную бездну 1905 года, он твердо встает на позиции государственничества и обращается к общественности с призывом «исправить грех революционности», «зажечь и организовать угасающий в народе патриотизм». И сам неотступно следует этому воззванию.
Из двух русских революций 1917 года - года, когда он был избран академиком, - Струве принял только первую. Вторая сделала его изгнанником. После нескольких лет в «белом стане» философ оказался за рубежом, где продолжал активно заниматься наукой и политической работой. В оккупированном нацистами Белграде Петр Бернгардович был арестован, но в конце концов смог перебраться к сыновьям в Париж, где и провел последние годы жизни.
На отпевании Петра Струве в Александро-Невском соборе, близкий друг покойного, философ, протоиерей Сергий Булгаков сказал: «Твой жизненный путь, от начала до конца, явился рядом жертв во имя родины. И родина наша не забудет твое имя, когда придет время считать и вспоминать верных сынов своих»… Сегодня, публикуя выдержки из работы П.Б.Струве «Великая Россия», мы еще раз убеждаемся, что творческое наследие выдающегося русского мыслителя никогда не теряло своей актуальности.
Идеи Струве
Начинает свою статью Струве словами П.А.Столыпина «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Эти слова он воспринимал как лозунг новой русской государственности, опирающейся на «историческое прошлое» нашей страны и на живые «культурные традиции», и в то же время творческой и, как все творческое, в лучшем смысле революционной.
Государство Струве сравнивал с «организмом». Государство - это личность, у которой есть свой верховный закон бытия. Однако не готовность к войне с Японией повлекла за собой то, что внешняя мощь России была подорвана. Японская война была войной, которая велась на огромном расстоянии, и исход которой решался на далеком от седалища нашей национальной мощи море. Этими двумя обстоятельствами, вытекшими из ошибочного направления всей приведшей к войне политики, определилось наше поражение. Как считает Струве, основой русской внешней политики должно быть - экономическое господство России в бассейне Черного моря.
Основной проблемой в России Струве выделил как политику. Политика общества и должна начать с того, чтобы на всех пунктах национальной жизни противогосударственному духу, не признающему государственной мощи и с нею не считающемуся, и противокультурному духу, отрицающему дисциплину труда, противопоставить новое политическое и культурное сознание. Идеал государственной мощи и идея дисциплины народного труда - вместе с идеей права и прав - должны образовать железный инвентарь этого нового политического и культурного сознания русского человека.
Характеризуемая таким образом правильная политика общества есть проблема не тактическая, а идейная и воспитательная. Великая Россия для своего создания требует от всего народа, и прежде всего от его образованных классов, признания идеала государственной мощи и начала дисциплины труда.
По мнению Струве, отношение к вопросу «еврейскому» власть держится «политики страуса». Она не признает предмета, которого не желает видеть. Центр тяжести политического решения еврейского вопроса заключается в упразднении так называемой черты оседлости. Таким образом, необходимо создавать евреев и широко ими пользоваться. Очевидно, что единственным способом для этого является последовательное и лояльное осуществление «эмансипации» евреев.
Особое значение в сфере политики Струве считает принадлежность Царства Польского к России. Обладание Царством Польским есть для России вопрос не национального самосохранения, а политического могущества.
Теоретической проблемой для Струве, как и для его предшественника Чичерина, было разрешение «двух проблем духовного и государственного развития России: 1) проблемы освобождения лица и 2) упорядочения государственного властвования, введение его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения».
В его работе прослеживаются либеральные идеи, сущностью которых являются «утверждение свободы лица и неотъемлемых прав личности», в истории социально-экономических и политико-философских учений, Струве отмечает ее религиозно-нравственное происхождение (свобода совести - перовое слово либерализма, идея «личной ответственности» как проекция принципа свободы личности на нравственную сферу), постепенное «наполнение» политико-правовым («идея абсолютного права, т. е. субъективных, неотъемлемых естественных прав», идея «права и прав» как «существенное и вечное содержание либерализма») и экономическим содержанием в «экономическом», или чистом, либерализме («социологическая и политическая истина: собственность и экономическая свобода есть основа и палладиум личной свободы во всех ее проявлениях», идея «личной годности» как проекция на экономическую жизнь принципа свободы личности) и делает вывод о «секуляризации и идейном обмирщении» либерализма в процессе его исторического развития. Надежду на его возрождение в России он связывает с «воскрешением старых мотивов религиозного христианского либерализма» - идеей «личного подвита и личной ответственности», облеченной экономическими и политическими правами, т. е. с такими чертами национального либерализма, которые в «снятом» виде содержат основные принципы христианского, «экономического» и политического западноевропейского либерализма.
Струве соединяет либеральное и национальное начала, в чем и состоит «сближение и слияние», синтез либерализма (свободы и прав личности, реформаторства) и консерватизма (власти, порядка, преемственности, «почвы», сильного государства, могущественного «внешне» и «внутренне»). В этом выражается политическое кредо Струве как «национального либерала» («Я западник и потому - националист. Я западник и потому - государственник), дополняющееся позицией и «духом национального европеизма», связанного с национальным строительством «Великой России»[2]. Строительством ее на общечеловеческих началах не в смысле русской Империи, а на принципах свободы личности, здоровой власти, ограниченной законом, частной инициативы, состязании всех живых сил нации и прежде всего «среднего элемента» - подлинного носителя права и прав, свободы и собственности, земства, партии кадетов, у истоков создания которой стоял Струве, которая должна реализовать политику национального согласия и гражданского мира в создании правового конституционного государства. Воззрения Струве в традиции либерального консерватизма является его концепция «Великой России», изложенная им в статьях «Скорее за дело?» (1905), «Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества» (Посвящается Н. Н. Львову) (1908) и др., где он рассматривает внешние и внутренние факторы могущества России, условия ее экономического, государственного и культурного возрождения, критерии «нового политического и культурного национального сознания», выражавшие парадигматику русского либерального консерватизма.
Струве выдвигал свой лозунг о необходимости «выучки» у капитализма. Это было смело, но многие марксисты эту смелость готовы были разделить. Боролся с народничеством, писал о развитии капитализма, ибо поначалу марксизм был реальным либеральным, но действенным западничеством, которого так долго ждала Россия. Струве здесь был жестоко последователен, но в некоторый момент, а именно с событий, начавшихся в 1905 году, он пришел к такому убеждению, что осуществить такие идеи ему возможно только изнутри государства, не ломая, не разрушая его.
Пути решения проблемы
Государственная мощь невозможна вне осуществления национальной идеи. Национальная идея современной России есть примирение между властью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности народом, который становится нацией. Государство и нация должны органически срастись. Это - две силы, которые, для того, чтобы перевернуть судьбы народов, должны найти одна другую и действовать в полном союзе.
Только если русский народ будет охвачен духом истинной государственности и будет отстаивать ее смело в борьбе со всеми ее противниками, где бы они ни укрывались, - только тогда на основе живых традиций прошлого и драгоценных приобретений живущих и грядущих поколений будет создана Великая Россия.»
Великой России, на настоящем уровне нашего экономического развития, необходимы сильная армия и такой флот, который давал бы возможность десанта на любом пункте Черного моря и в то же время абсолютно обеспечивал бы нас от вражеского десанта в этой области. Внутреннее содержание этой проблемы может быть дано только сочетанием правильной внешней политики с разумным разрешением наших внутренних вопросов.
Таким образом, в своей статье Струве призывал интеллигенцию «пропитаться духом государственности», а национальной идеей современной России считал «примирение между властью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности народом, который становится нацией», что является актуальным и по сей день.
Заключение
Итак, подведем итоги.
Петр Бернгардович Струве в своей статье «Идеи великой России» 1908г., сформулировал основные проблемы Российского общества и пути их решения. В написанных П.Б. Струве газетных и журнальных статьях, специальных экономических и исторических исследованиях, литературно-критических выступлениях и сотнях различных рецензий выявляется комплекс основных идей, которыми он руководился при своих размышлениях о России. Эти идеи отразились в каждом из начинаний и каждое из них имело всегда определенную, то ближе, то дальше поставленную цель. Этой целью было осмысленно настоящего России и ее процветание, когда в условиях политической и экономической свободы достигается максимум гармонии между личностью и обществом.
Главной проблемой русской истории - впрочем, как и любой другой - выступила у П.Б. Струве проблема власти и подчинения, порядка и свободы. В этом случае П.Б. Струве всегда отмечал выдающуюся роль государственности во всех сферах жизни России - начиная с вопросов экспансии и кончая вопросами культуры л религии. В целом он оценивает эту роль позитивно, независимо от того, какие люди осуществляли государственное управление. Но, с другой стороны, П.Б. Струве и его единомышленники' видели, что власть, лишенная ограничений со стороны закона и взаимодействия с обществом допустила роковые ошибки.
П.Б. Струве отмечал запаздывание политических и экономических реформ, что, в- свою очередь, привело к устранению общественности от дела управления русской жизнью - вплоть до «отщепенства» интеллигенции от государства. Что касается экономических реформ, наиболее интенсивно начатых только в первое десятилетие XX века П.А.Столыпиным, то запаздывание их привело к пагубному для России отсутствию у людей чувства собственности, и как следствие этого - безответственность перед обществом и Отечеством, постоянная возможность того, что низменные инстинкты человека могут вырваться на волю, что и произошло в России в кризисные годы Мировой войны и последующей революции.
Список используемой литературы
1. Струве П.Б. Русская мысль // Идеи великой Росси.1908. Кн1. С 143-157
. Струве П.Б. Наша задача // Русская Свобода. 1917. № 1. С. 3-5.
. Струве П.Б. Несколько слов в ответ H.A. Бердяеву // Слово. 1908. № 508 (11 июля). С. 3
. Зотова 3.М, Петр Бернгардович Струве // Вопросы истории. 1993. N 8