Методика технико-тактической подготовки спортсменов в смешанных единоборствах
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
"Ульяновский государственный
педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
Факультет дополнительного образования
Методика технико-тактической
подготовки спортсменов в смешанных единоборствах
Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ современного состояния технико-тактической
подготовки в системе подготовки единоборцев
1.1 Роль и место технико-тактической подготовки в системе
подготовки единоборцев
1.2 Особенности средств и методов в технико-тактической подготовке
спортсменов-единоборцев
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Экспериментальная апробация предложенной методики
технико-тактической подготовки и проверка ее эффективности
3.1 Описание и организация педагогического эксперимента
3.2 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Выводы
Литература
Введение
За последние 25-30 лет наблюдается популяризация спортивных
единоборств, что введёт к развитию новых видов единоборств и модификации уже
существующих. В России и в других странах "смешанные" единоборства.
стали популярны, в особенности среди юношей подростков. Такое название среди любителей
единоборств они получили потому, что в отличие от классических единоборств в
них используется смешанных технический арсенал как ударных (удары руками и
ногами из бокса, кик-боксинга, тайского бокса, каратэ, тхэквондо), так и
борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо,
дзюдо, греко-римской и вольной борьбы).
Специалисты в области спортивных единоборств так и не пришли
к единому названию таких видов единоборств. Так, например, некоторые
специалисты делят такие виды единоборств на "ударные",
"бросковые", "ударно-бросковые",
"бросково-ударные" и "ударно-силовые дожимания и
перетягивания". Однако, арсенал техники различных видов борьбы
("бросковые") включает в себя не только броски, но и болевые приемы,
удержания, удушения и другие действия, не являющиеся бросками. А
"ударно-бросковые" единоборства включают в себя не только удары и
броски, но и комбинации этих действий, переходы от ударных действий к
борцовским, а также соединяют в себе различные методики в физической, психической
и теоретической подготовке.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе подготовки
спортсменов в смешанных единоборствах на сегодняшний день, можно отметить
следующее:
) происходит существенное увеличение количества спортивных
секций, военно-патриотических и спортивных клубов, культивирующих различные
виды смешанных единоборств;
техническая тактическая подготовка единоборец
2) смешанные единоборства приобрели большую популярность, но
многие аспекты и проблемы управления тренировочным процессом изучены
недостаточно, особенно это можно отнести к процессу подготовки детей и юношей;
) отсутствие учебно-методических пособий, справочной
литературы, учебных фильмов по правильной организации и планированию
учебно-тренировочного процесса заставляет тренеров разрабатывать программы
подготовки и тематические планы, основываясь только на личном опыте,
накопленном зачастую в других видах единоборств;
) в смешанных единоборствах на сегодняшний день нет единой
терминологии, существуют противоречия в названиях технических действий и
приемов.
Нередко это является причиной ошибок при распределении
нагрузки по этапам подготовки занимающихся, в планировании последовательности
изучаемых тем, в определении минимального возраста зачисления в группы по
этапам подготовки, в подборе упражнений для занимающихся определенного возраста
и т.д. Все это в лучшем случае приводит к замедленному прогрессу либо вообще к
его отсутствию в тренировках занимающихся, а иногда и к нарушениям их
физического развития.
К примеру методика подготовки взрослых спортсменов не
подходит для детей и юношей по двум причинам:
дети и юноши имеют свои возрастные особенности, которые
необходимо учитывать при занятиях спортом;
зачастую взрослые спортсмены приходят в рукопашный бой уже
сложившимися спортсменами. Занятия же с детьми и подростками приходится
начинать практически с нуля, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на
методику и программу подготовки.
Схожая ситуация и в других видах смешанных единоборств.
Многие специалисты в процессе подготовки спортсменов используют научно -
методическую базу классических видов единоборств, элементы которых составляют
основу смешанных единоборств. Однако методическая основа каждого вида смешанных
единоборств в отдельности требует тщательной разработки.
В связи с вышеизложенным, возникает ряд вопросов, с которыми
в своей практике сталкивается фактически каждый тренер в любом из видов
смешанных единоборств:
1) какие технические действия из арсенала различных видов
спортивных единоборств следует включать в программу подготовки спортсменов
каждого вида, учитывая особенности проведения соревновательных поединков;
2) каким должно быть соотношение ударных и бросковых действий в
процессе технико-тактической подготовки в каждом из видов смешанных
единоборств;
3) как наиболее эффективно, целесообразно и последовательно
выстроить методику обучения различным технико-тактическим действиям смешанных
единоборств;
4) совершенствовании борцовской и ударной техники одновременное
развитие физических качеств приводит к их отрицательному переносу, который
характеризуется тем, что развитие одного качества или не способствует, или
угнетает рост другого.
Таким образом, актуальность нашего исследования
обуславливается:
1) отсутствием учебных программ по различным видам смешанных
единоборств для детей и юношей;
2) необходимостью обобщения и систематизации передового
отечественного опыта и улучшения качества подготовки спортсменов единоборцев, в
частности детей и юношей;
3) необходимостью всемерного развития детско-юношеского
спорта, научно обоснованного совершенствования содержания и методов обучения
спортсменов смешанным единоборствам в детско-юношеских спортивных школах и
военно-патриотических клубах.
Цель работы: разработать и научно обосновать методику
технико-тактической подготовки юношей 14-15 лет занимающихся смешанными
единоборствами.
Объект исследования: тренировочный процесс юношей 14-15 лет
занимающихся смешанными единоборствами.
Предмет исследования: методика технико-тактической подготовки
спортсменов в смешанных единоборствах.
Гипотеза исследования: предполагалось, что
разработанная методика повысит технико-тактическую подготовку юношей 14-15 лет
занимающихся смешанными единоборствами.
Для достижения цели исследования нами были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу
по теме исследования.
. Разработать методику технико-тактической подготовки юношей
14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.
. Определить эффективность предложенной методики
тренировочного процесса.
Глава 1.
Анализ современного состояния технико-тактической подготовки в системе
подготовки единоборцев
1.1 Роль и
место технико-тактической подготовки в системе подготовки единоборцев
Техника спортивных единоборств столь же многообразна, как и
сами единоборства. Техника в отличие от тактики - это то, что отличает
различные виды и стили единоборств друг от друга. Различия же в методике
обучения и тренировки приводят к образованию различных школ и направлений.
Техника единоборств играет ведущую роль в достижении спортивных результатов, а
техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной
подготовки. Спортивные единоборства имеют весьма сложный и обширный технический
арсенал (Алиханов И.И., 1977; Галковский Н.М., Катулин А.З., 1968; В.Д.
Дашинорбоев, 1986; Иванюженков Б.В., 2004; Карелин A. A., 2002; Купреишвили О.
М., 1983; Ленц А.Н., 1964; Морозов А.К., 1974; Новиков A. A., 1956; Оленик В.Г.,
1973; Рудницкий В.И., 1990; Сорокин H. H., 1960 и др.).
Разные специалисты дают свое определение технике единоборств.
Техникой в единоборствах называют и двигательное действие, направленное на
решение задач защиты и нападения, исходя из особенностей данного вида и школы
единоборств (Гагонин С.Г., 1996) и совокупность рациональных, разрешенных
правилами, действий и приемов, применяемых для достижения победы (Купцов А.П.,
1978, Нелюбин В.В., 1996 и др.).
Если условно разделить все единоборства по времени и
особенностям формирования технического арсенала, то мы выделяем три большие
группы: традиционные, классические и современные [8].
Техника "традиционных" единоборств
формировалась в средние века под влиянием многих факторов. Отличительная
особенность "традиционных" единоборств заключается в том, что техника
и методика обучения остались практически неизменными до сих пор. К традиционным
можно отнести многие стили каратэ и ушу, а также кендо, айкидо, джиу-джитсу.
Лишь с развитием некоторых единоборств в XX веке как видов спорта
(дзюдо, тхэквондо, ушу-саньда) этот раздел претерпел некоторые изменения,
связанные с совершенствованием техники либо заимствованием приемов из других
единоборств [29].
Если к традиционным видам больше относятся восточные виды
единоборств, то к "классическим" мы отнесем большинство
европейских единоборств, получивших свое развитие в конце XIX - начале XX века одновременно с
развитием спортивного движения. Техника классических единоборств зарождалась
практически с нуля и развивалась в прямой зависимости от правил спортивных
соревнований. Именно в этот период произошло окончательное разделение понятий
"боевое искусство" и "спортивное единоборство". На этот же
период приходится зарождение и бурное развитие науки в области физической
культуры и спорта, а также возрождение олимпийского движения, что очень
существенно повлияло на становление классических единоборств. Поэтому и
методика обучения спортсменов и техника приемов как соревновательных действий
были научно обоснованны и стали очень рациональными. К
"классическим", прежде всего, мы отнесем греко-римскую и вольную
борьбу, фехтование, бокс [30].
Но процесс эволюции единоборств еще далеко не завершен. Это
доказывает появление новых "современных" видов спортивных
единоборств. Отличительной чертой их стало заимствование технических действий и
приемов из других видов единоборств. Это стало возможным наряду с развитием,
открытостью и доступностью классических и традиционных видов единоборств, что
привело не только к появлению новых видов, но и к преобразованию уже
сложившихся. Примеров можно привести много: борьба самбо складывалась из дзюдо
и многих видов борьбы народов Кавказа и Средней Азии, а боевой раздел включил в
себя ударную технику бокса и каратэ; другой пример - кик-боксинг вобрал в себя
технику каратэ, бокса и тхэквондо. К современным единоборствам мы относим виды,
сложившиеся в последние десятилетия XX века и в начале XXI - кик-боксинг,
дайдо-джуку каратэ (КУ-ДО), рукопашный бой, панкратион, русский (универсальный)
бой, спортивно-боевое самбо, микс-файт [7].
По содержанию технического арсенала можно условно разделить
все спортивные единоборства еще на четыре группы: единоборства с оружием,
ударные единоборства, виды борьбы и смешанные единоборства [6].
Яркими представителями единоборств с оружием являются
фехтование и кендо. Особенность таких единоборств заключается в ведении боя в
основном на длинной дистанции без "прямого" контакта с противником,
что требует высокой скорости реакции и быстроты передвижений для разрыва и
сокращения дистанции.
Ударные единоборства отличаются наиболее простой техникой.
Например, в боксе лишь три основных удара и несколько вариантов защиты от них.
В такой ситуации возрастают требования, предъявляемые к другим качествам
спортсмена - реакции, скорости, выносливости и другим.
И в борьбе, наоборот, техника выполнения бросков очень сложна
и разнообразна, так как все броски являются сложно-координационными движениями
и выполняются в условиях сопротивления в тесном контакте с противником.
Необходимо не только проявить скоростно-силовые качества, но и координировать
проявления различных мышечных усилий в разных направлениях. Поэтому и
технической подготовке уделяется значительно больше внимания [30].
Самыми сложными в этом отношении являются смешанные
единоборства, так как приходится не только разучивать и совершенствовать
ударную и борцовскую технику, но и комбинировать ее, что предъявляет новые
требования к психическим, координационным и другим способностям спортсменов.
Говоря о "спортивной технике", надо различать два
значения этого термина (Матвеев Л.П., 1977, 2005). Во-первых, идеальная
"модель" соревновательного действия, выработанная на основе
практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся (либо
уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия,
который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом
своих возможностей для достижения спортивного результата. Во избежание смешения
понятий в первом случае лучше пользоваться термином "модель спортивной
техники".
Существующие взгляды на техническое мастерство связаны с
предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена
должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные
способы выполнения спортивных действий. Практически перед тренером и
спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей
спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным
морфо-функциональным особенностям и намечаемым достижениям (Алиханов, И.И.,
1986; Белоусов С.Н., 1976; Буланов С.О., 2006; Заимкин В.А., 1996; Иванюженков
Б.В., 2005; Пахтас Г.К., 1991 и др.). Причем реальные формы действий,
осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать
с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника
движений в решающей мере определяется степенью развития физических и
психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного
совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы
индивидуальной техники (Матвеев Л.П., 1977, 2005).
Установлено, что из всех разделов спортивной подготовки
техника наиболее подвержена изменениям. Успешному выполнению техники приемов в
поединке препятствует система сбивающих факторов к которым относятся:
) защитные действия соперника;
) изменение положения соперника;
) нарастающее утомление атакующего спортсмена. От умения их
преодолевать будет зависеть стабильность реализации технического потенциала
единоборца и, соответственно, спортивный результат (Карелин A. A., Иванюженков Б.В.,
Нелюбин В.В., 2005; Суряхин C. B., 1970).
Техническое совершенство фактор, компенсирующий недостатки в
подготовке спортсмена. Техничный спортсмен тратит меньше энергии в схватке, так
как включает в работу только те мышцы, которые в данном движении выполняют
какие-либо функции. Он не скован, поскольку уверен в своей способности отразить
внезапную атаку противника, он дышит свободно и поэтому меньше утомляется, что
позволяет вести активную борьбу на протяжении всего поединка, а именно эта
способность - показатель высокого уровня специальной выносливости спортсмена
[24].
При атаке или с целью преодоления сопротивления противника
техничный спортсмен целесообразно использует возможности мышц, включая их в
работу последовательно или одновременно. Кроме того, он активно использует свой
вес, инерцию движения массы тела, а нередко усилия и инерцию движения
противника [19].
Хорошая техника дает выигрыш в быстроте. Она основывается на
своевременном включении в работу различных мышц, что является одной из основ
скорости, или, как говорят бойцы, резкости движения. Все это позволяет
спортсмену преодолевать сопротивление физически более сильных соперников, т.е.
отчасти компенсировать недостатки в силовой подготовленности, а также
положительно влияет на специальную выносливость (Алиханов И.И., 1986).
Техника приемов единоборств имеет тесную взаимосвязь с
тактикой, а выбор тактики зависит от применяемой единоборцем техники. Техника
является основным средством тактики, необходимым условием для решения
тактических задач. Системное совершенствование и обогащение арсенала техники -
непременное условие роста тактического мастерства (Карелин A. A., Иванюженков Б.В.,
Нелюбин В.В., 2005; Морозов А.К., 1977 и др.).
По определению В.В. Нелюбина (1995) тактика - это система
целесообразных мыслительных операций и действий единоборца, оптимально решающих
текущие задачи спортивного поединка (соревнования), с целью достижения
преимущества или победы над соперником. Тактика проведения технических действий
заключается в умелом использовании благоприятных условий, возникающих в ходе
поединка, в умении создавать эти условия, пользуясь различными способами
тактической подготовки. Она также заключается в наиболее целесообразном
применении спортсменом своей излюбленной техники, исходя из конкретно
сложившейся обстановки в поединке (Алиханов И.И., 1996).
Тактическое мастерство тесно связано с технической,
физической и волевой подготовленностью. Путем органического соединения
тактической подготовки с этими сторонами содержания тренировки и обеспечивается
ряд важнейших практических предпосылок тактического совершенствования
спортсмена [18].
Основным необходимым условием для решения тактических задач
является техническая подготовленность. Чем выше и разнообразнее техническое
мастерство бойца, чем из большего числа различных исходных положений он
способен выполнять свои излюбленные приемы, тем легче ему выбрать благоприятный
момент для атаки и тем шире его творческие возможности, богаче и разнообразнее
тактика. Следовательно, тактика является рычагом, позволяющим управлять
техникой в боевых условиях соревнований (Багаев C. B., 1998; Иванюженков,
Б.В., 2002, 2004; Карелин, A. A., 2005; Кирюков, О.И., 1996; Левицкий А.Г., 1989; Матвеев Л.П.,
1977, 2005; Оленик, В.Г., Рожков П.А., Каргин H. H., 1994; Шулика Ю. М.,
1993; Kaiina
R. M., 2000
и др.).
Тактические возможности спортсмена во многом определяются его
физическими способностями, в том числе воспитанием координационных
способностей, способностей ориентироваться во времени и пространстве
("чувство времени" и "чувство пространства"), воспитанием
специфической соревновательной выносливости. Высокоразвитые быстрота, сила, ловкость,
выносливость позволяют спортсмену избирать наиболее выгодные пути для
достижения победы (Абульханов А.Н., 1991; Батурин А.Е., 2006; Зациорский В. М.,
1969; Левицкий А.Г., 1987; Стрелец В.Г., 1969, 1989; Тараканов Б.И., 1983;
Филимонов В.И., 2003 и др.).
В зависимости от действий, характеризующих тактическое
поведение спортсмена в поединке, различают следующие основные виды тактики:
наступательную, контратакующую, оборонительную и разностороннюю.
Наступательная тактика заключается в высокой активности
спортсмена. Он ведет схватку смело, решительно атакует противника.
Наступательная тактика требует от спортсмена отличной физической и
психологической подготовленности, применения большого разнообразия технических
средств, хитроумных тактических маневров. При этом атакующий преследует две
цели: подавить инициативу противника, измотать его физически, лишить
возможности активно действовать и, воспользовавшись этим, выиграть поединок.
Наступательная тактика подразделяется на две разновидности: тактику непрерывных
атак и тактику эпизодических атак (спуртов).
Тактика непрерывных атак базируется на высокой
функциональной и тактико-технической готовности спортсмена-единоборца,
стремящегося навязать сопернику инициативный темп схватки [10].
Тактика эпизодических атак (спуртов) основана на применении
различных средств единоборства, выполняемых в высоком темпе с целью создания
благоприятных ситуаций, обеспечивающих выгодные условия для результативной
реализации запрограммированного приема атаки.
Контратакующая тактика (опережающая) выполняется за счет
проведения опережающих, встречных и ответных действий на атакующие действия
соперника. Спортсмен создает своему сопернику максимум благоприятных условий -
специально раскрываясь и вызывая его на выполнение атакующих действий.
Постепенно заманивая соперника на исполнение атаки, контратакующий спортсмен
внимательно следит за началом его атакующего движения и, опережая его, проводит
свой излюбленный контрприем [16].
Недостатком контратакующей тактики следует считать некоторую
зависимость спортсмена от действий соперника, от его инициативы и активности в
наступлении. Поэтому такая тактика непригодна в поединке с соперником, который
всячески избегает наступления [13].
Оборонительная (выжидательная) тактика характеризуется тем,
что спортсмен сосредоточивает все свое внимание на защите, не проявляет
активности в схватке и предпринимает попытку атаковать противника лишь в том
случае, если тот допускает ошибку. Оборонительная тактика основана на
вариативном исполнении защитных действий, оперативно разрушающих действия
соперника, перехватом инициативы в свои руки с последующим переходом на
запланированную быструю атаку.
Чтобы полностью проявить свои технические, физические и
волевые способности, скрыть уязвимые места в своей подготовленности и в
результате добиться лучшего результата в схватке, спортсмену необходимо заранее
(до выхода на ковер) спланировать свои действия в предстоящей встрече [12].
Тактический план схватки - это мысленный путь к победе. План
должен отражать основные моменты тактики ведения поединка: цель схватки и
основные пути и средства, которыми спортсмен хочет добиться поставленной цели.
Как правило, в тактическом плане намечаются цель схватки, средства и методы ее
достижения, время и место решительных действий, способы их тактической подготовки,
распределение сил в схватке (темп в отдельные моменты поединка). Спортсмену
необходимо иметь в виду, что ход поединка может сложиться не так, как он
рассчитывает. Поэтому при составлении тактического плана ведения поединка
следует предвидеть вероятные варианты хода поединка (Олзоев К.С., 1983; Толочек
В.А., 1983; Федоров, В.В., 1992 и др.).
Спортсмен должен уметь логически мыслить и быстро соображать,
чтобы составлять правильный тактический план схватки и вовремя принимать
необходимые решения. В учебно-тренировочной работе развитию этих качеств у
спортсменов уделяется много внимания (Алиханов И.И., 1986; Медведь A. B., 1985; Новиков, A. A., 1976; Тараканов Б.И.,
2000; Шинелев И.В., 1971; Юшков, О.П., 1970; Чионов, Н.Г., 1955).
Под "технической подготовкой" спортсмена
принято понимать обучение и совершенствование его техники движений и действий с
последующей реализацией их в условиях противоборства (Карелин A. A., Иванюженков Б.В.,
Нелюбин В.В., 2005). "Техническая подготовка" спортсмена -
процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий,
служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм
спортивной техники (Матвеев Л.П., 1977, 2005).
Центральная задача в технической подготовке - сформировать
такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы
спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в
состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства
в процессе многолетних занятий спортом [1].
Необходимые предпосылки реализации данной задачи обеспечивает
общая разносторонняя подготовка спортсмена, в том числе общая техническая
подготовка, которая заключается, прежде всего, в пополнении фонда двигательных
умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в
спортивных единоборствах (Боген М. М., 1985; Волков Л.В., 2002; Евсеев С.П.,
1995; Крестовников А.Н., 1951; Новиков A. A., 1966; Курамшин Ю.Ф.,
2003 и др.). В ней широко используется эффект положительного переноса навыков:
навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят - обычно в
преобразованном виде - в состав возникающих на их основе специфических навыков
и содействуют их совершенствованию [14].
Во всех полиструктурных видах спорта, к каковым, несомненно,
относятся спортивные единоборства, технический арсенал спортсмена в принципе не
ограничен: он обновляется по собственной инициативе тренера и спортсмена. В
связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени
чрезвычайно обширного учебного материала и другие специальные проблемы.
Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует,
чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным
образом в форме единых структур - технико-тактических действий. Поэтому техническая
подготовка в единоборствах не только на этапе совершенствования навыков, но и
на этапе формирования их, непосредственно переходит в тактическую подготовку
(Матвеев Л.П., 1977, 2005).
Тактическая подготовка является своего рода объединяющим началом
и по отношению к другим разделам содержания тренировки, так как на завершающем
этапе подготовительного периода каждого большого тренировочного цикла общий
эффект всех разделов подготовки должен вылиться, образно говоря, в единую форму
- форму целесообразной тактики выступления в основных состязаниях. С другой
стороны, реализация задач тактической подготовки спортсмена зависит, так или
иначе, от содержания всех других разделов его подготовки. Тактическая
подготовка является интегральным показателем всех разновидностей тактических
решений спортсмена: тактики соревнования, тактики поединка и тактики подготовки
атакующих действий (Карелин A. A., Иванюженков Б.В., Нелюбин В.В., 2005).
Таким образом, в процессе тактической подготовки спортсмена,
как и в других разделах подготовки, сочетаются задачи ближайшие и
перспективные, образовательные и воспитательные, общеподготовительные и
специально-подготовительные (Волков И.П., 2004; Матвеев Л.П., 1977, 2005;
Панков, В.А., 2002; Сидоров A. A., 2000 и др.). Решение их составляет одну из основных сторон
интеллектуальной подготовки спортсмена и наряду с этим входит в практическое
содержание спортивной тренировки. Высшей же практической формой тактической
подготовки являются состязания (Матвеев Л.П., 1996).
Важнейшим разделом тактической подготовки является овладение
практическими элементами спортивной тактики (Гагонин С.Г., 2000):
- целесообразными средствами и способами соревновательных
действий, обуславливающими эффективность соревновательной борьбы;
- способами рационального распределения сил в процессе
соревнований;
- приёмами психологического воздействия на соперников и
маскировки собственных намерений.
Быстротекущие ситуации спортивных единоборств предъявляют
особые требования к скорости переработки информации, поступающей извне, к
способности оценивать постоянно меняющиеся события, принимать адекватные
решения и быстро их реализовывать [11].
Наличие многообразия ситуаций в спортивных единоборствах
увеличивает время принятия спортсменом решений (возрастает его латентный период
реакции), тогда как скоротечность ситуаций требует их сокращения. Кроме того,
высокая конфликтность, возникающая между соперниками, в большинстве случаев
приводит к искажениям в оценке принятия правильных решений. Для уменьшения
времени, необходимого на решение текущих тактико-технических задач и повышения
помехоустойчивости спортсменов к системе возникающих сбивающих факторов,
необходимо создавать учебно-тренировочные модели, копирующие вероятные
технико-тактические ситуации, и системно совершенствовать все варианты их
решения [15].
Правильный выбор тактических действий в единоборствах, когда
спортсмен ограничен сотыми долями секунды, зависит от быстроты его мыслительных
процессов, опирающихся на систему оперативной и долговременной памяти, которая
является основой для разгадывания двигательных замыслов соперника и принятия
опережающего технического решения. В этой связи к качеству мыслительных решений
предъявляются повышенные требования. Они должны быть обоснованы и адекватны
возникающим ситуациям в поединке, ибо их неточная деталировка без учета
конкретных особенностей предстоящего эпизода единоборства приводит к ошибке в
выборе момента атаки.
По мнению многих авторов (Калмыков Е.В., 1996; Левицкий А.Г.,
2003; Мартиросов Э.Г., 1969; Пилоян P. A., 1985; Рожков П.А., 1985; Сиротин O. A., 1996; Станков А.Г.,
Климин В.П., Письменский И.А., 1984; Станков А.Г., 1995; Таймазов В.А., 1996,
1997; Шестаков В.Б., 1999 и др.), особое значение процесс индивидуализации
имеет в спортивных единоборствах, где действия подчас протекают в ситуациях
высокого нервно-психического напряжения (экстремальных условиях), связанных с
жесткой конкуренцией соревнующихся. В связи с этим, природные типологические
особенности личности проявляются наиболее отчетливо.
В спортивной деятельности индивидуальный подход определяют
как метод улучшения спортивного результата за счет организации и планирования
тренировочной нагрузки. С.Н. Белоусов (1976), В.А. Таймазов (1997) и др.
связывают индивидуальную учебно-тренировочную подготовку с различными
типологическими свойствами нервной системы, а под индивидуальным подходом в
физическом воспитании понимают такое построение учебно-тренировочной подготовки
и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых
создаются условия для наибольшего развития способностей [21].
Часто употребляемые в тренировочных и соревновательных
условиях технические действия и способы подготовки их выполнения, в конечном
счете, приводят к образованию специфичной, характерной только для данного спортсмена
индивидуальной манеры ведения поединка (Оленик В.Г., Каргин H. H., Рожков П.А., 1984;
Олзоев К.С., 1983).
Индивидуальный технический стиль деятельности спортсмена
начинает формироваться после завершения этапа базовой подготовки, в условиях
которой происходит совершенствование тактико-технической подготовленности,
состоящей из вариативных действий, образующих атаки, защиты и контратаки в
различных сочетаниях.
Таким образом, в основу каждого стиля ведения поединка
заложены тактические и технические излюбленные приемы, используемые спортсменом
в индивидуальных вариативных комбинационных сочетаниях, создающих ему высокий
фон надежности при их реализации в условиях различных сбивающих факторов. По
мнению Ю.А. Шахмурадова (1997) основу индивидуального стиля деятельности
составляют коронные атакующие приемы. Тактика атакующих приемов представлена
способами тактической подготовки (СТП), создающими благоприятные ситуации для
конкретного атакующего действия. В основе совершенствования коронных приемов
должны лежать ситуации, связанные с увеличением потенциала тактических операций
[20].
При создании индивидуальных моделей тактических действий
необходимо руководствоваться (Гагонин С.Г., 2000):
осознанием собственной технико-тактической оснащённости,
достоинств и недостатков подготовки;
- пониманием взаимосвязи между подготавливающими действиями и
основными средствами ведения соревновательной борьбы;
- осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием
вариантов поведения в различные моменты поединка, умением проводить разминку и
регулировать психическое состояние;
- способностью противодействовать различным по стилю и силам
соперникам;
- пониманием психологической и тактической специфики
соревновательной борьбы;
- чётким представлением о целях подготовки, участия в
соревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения
поставленной цели.
1.2
Особенности средств и методов в технико-тактической подготовке
спортсменов-единоборцев
В спортивной тренировке единоборцев применяются различные
методы, позволяющие чередовать работу и отдых, регулировать двигательную
деятельность. Как и в других видах спорта в смешанных единоборствах с учетом
особенностей выделяются методы: непрерывный (равномерный), переменный,
повторный, интервальный, соревновательный, игровой, контрольный, а также
"круговая тренировка" (Горохов A. B., Горохов В.В. и др.,
2006). Однако большинство из вышеперечисленных методов не используются в
процессе технико-тактической подготовки [25].
Рекомендуемыми для спортивных единоборств методами,
основанными на использовании специальных организационно-методических приёмов,
позволяющими моделировать тактику действий, являются тренировка без противника,
тренировка с условным противником, тренировка с партнёром, тренировка с
противником (Гагонин С.Г., 2000).
Специфическими средствами и методами тактической подготовки в
процессе спортивной тренировки служат тактические формы выполнения
специально-подготовительных и соревновательных упражнений - так называемые
"тактические упражнения" (Матвеев Л.П., 1977, 2005).
От других тренировочных упражнений их отличает то, что:
— установка при выполнении данных упражнений ориентирована в
первую очередь на решение тактических задач;
— в упражнениях практически моделируются (более или менее
приближенно воспроизводятся) отдельные тактические приемы или целостные формы
тактики состязания;
— в необходимых случаях моделируются и внешние условия
состязаний.
На методику тактических упражнений в тренировке
распространяется ряд положений, рассмотренных при анализе методических основ
технической подготовки спортсмена. Это касается общих методических правил
формирования ориентировочной основы действий, входящих в состав тактических
приемов, их разучивания и совершенствования. В зависимости от этапов подготовки
тактические упражнения применяются в облегченных условиях, усложненных условиях
и в условиях, максимально приближенных к соревновательным [4].
Тактические упражнения в облегченных условиях. Облегчать условия
выполнения тактических упражнений в тренировке (относительно условий
состязаний) обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и
навыков или преобразовании сформированных ранее. Чаще всего это достигают путем
упрощения разучиваемых форм тактики, расчленения их на менее сложные операции
(с выделением, например, действий, атакующей или оборонительной тактики). В
сочетании с данным подходом и без него первоначально облегчают и внешние
условия упражнений, с тем, чтобы содействовать точному выполнению тактических
заданий [2].
Тактические упражнения в усложненных условиях. Цель использования
тактических упражнений повышенной трудности - обеспечить надежность разученных
форм тактики и стимулировать развитие тактических способностей. К числу
относительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях,
относятся:
а) подходы, связанные с введением дополнительных тактических
противодействий со стороны "противника". Спортсмен при этом
оказывается перед необходимостью, решая тактические задачи, преодолевать более
значительное противодействие, чем в условиях, допускаемых правилами
соревнований. Нужно, разумеется, чтобы вводимые дополнительно противодействия,
требуя от спортсмена предельной мобилизации тактических способностей, были бы в
то же время посильными, не превышали бы меру его реальных возможностей;
б) подходы, связанные с ограничением пространственных и
временных условий действий. Методический смысл таких ограничений состоит в
совершенствовании умения решать тактические задачи при жестко лимитированных
пространстве и времени. Например, при тактическом маневрировании в
единоборствах на сильно ограниченной площади, при выполнении тактических
операций атакующего характера в строго ограниченное время;
в) подходы, связанные с повышенными требованиями к
вариативности тактики. В отличие от предыдущих подходов, здесь
предусматривается усложнение не столько внешних условий реализации тактических
задач, сколько самих задач: спортсмену дается задание видоизменять тактику в
процессе упражнения (тренировочной схватки, спарринга, и т.д.), варьируя ее по намеченной
программе или по внезапному (заранее обусловленному) сигналу. Например:
мгновенно видоизменять тактику обороны к нападению.
д) подходы, связанные с "деоптимизацией"
оперативного состояния спортсмена с целью повышения требований к надежности
технико - тактических умений и навыков. Речь идет об упоминавшихся уже
подходах, которые в данном случае применяются "на фоне" утомления, а
также в ситуациях, порождающих психическую напряженность (неожиданная замена
соперника на более сильного, введение в обстановку, действия звуковых и других
помех и т.п.). Тактическая подготовка при этом непосредственно соединяется со
специальной психической подготовкой и воспитанием соревновательной выносливости
[9].
Тактические упражнения в условиях, максимально
приближенных к условиям предстоящего соревнования. На этапе непосредственной
подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки должна
обеспечивать в первую очередь возможно полное моделирование тех целостных форм
тактики, какие будут использоваться в данном состязании [17].
Цель моделирования при этом - апробировать выработанный
тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями
предстоящего состязания, включая конкретные особенности состава участников,
распорядка состязания, способа выявления победителя, климатические и
географические условия.
Тактически ориентированная соревновательная практика. Главный
путь приобретения соревновательного опыта, составляющего практический фундамент
тактического мастерства спортсмена - это путь систематического участия в
соревнованиях различного характера. Направленное использование состязаний в
целях тактической подготовки предполагает специальную организацию
соревновательной практики, в частности:
— формирование тактических установок в соответствии с
индивидуальным планом подготовки применительно к состязаниям различного ранга,
предусмотренных официальным спортивным календарем;
— организация дополнительных встреч (товарищеских, матчевых,
турнирных состязаний и т.д.), соответствующих по срокам и составу участников и
степени ответственности общей логике подготовки к основным состязаниям;
— проведение тренировочных состязаний с тактической
направленностью, которые вместе с официальными и полуофициальными
соревнованиями должны составлять взаимосвязанные звенья соревновательной
практики, достаточной по объему и качеству.
Соревновательная практика только в том случае может быть
школой тактического мастерства спортсмена, если каждое выступление является
предметом вдумчивого анализа с беспристрастной оценкой тактических ошибок и
конкретными выводами по очередным задачам тактической подготовки [22].
Глава 2.
Методы и организация исследования
2.1 Методы
исследования
Для решения поставленных задач, в данной работе,
использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных
источников по изучаемой проблеме. Углубленный анализ научной, научно-методической и
учебно - педагогической литературы, изданной как в нашей стране, так и за
рубежом, проводился по основным теоретическим направлениям исследования:
особенности формирования и развития смешанных единоборств, в том числе и
армейского рукопашного боя, роль и место технико-тактической подготовки в
системе подготовки спортсменов-единоборцев, содержание и особенности технико-тактической
подготовки в различных видах спортивных единоборств, индивидуализация
технико-тактической подготовки спортсменов в единоборствах и по другим
вопросам, так или иначе касающихся темы исследования.
Опрос. Беседа проводилась с учащимися перед
тренировками. С помощью этого метода, мы получили информацию, заложенную в
словесных сообщениях учащихся об отношении к занятиям смешанными
единоборствами, здоровому образу жизни, желание идти на занятия. Беседа помогла
целенаправленно и упорядоченно построить обмен идеями с учениками, учителями и
другими опрашиваемыми.
Педагогические наблюдения и стенографирование. Основной целью
применяемых в ходе всего исследования педагогических наблюдений являлось
определение отличительных особенностей смешанных единоборств, а также выявление
особенностей выполнения спортсменами технических действий в соревновательных
условиях.
Этот метод, применяемый в сочетании со стенографированием,
был одним из главных для получения исходных фактических данных при анализе
соревновательных поединков. Объектами педагогических наблюдений являлись
учебно-тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов в различных
видах спортивных единоборств.
При стенографировании использовались специально выработанные
сокращения наименования технических действий, например, пометка "1кг"
в разделе "удары ногами" означает проведение одного кругового удара
ногой в голову противника. Такая система стенографирования соревновательной
деятельности спортсменов-рукопашников определенными сокращенными символами
существенно упрощает фиксацию технико-тактических действий, выполняемых
спортсменами в ходе поединков, и в то же время позволяет получить вполне
исчерпывающую информацию для ее последующего всестороннего анализа.
Педагогический эксперимент. Педагогический
эксперимент проводился с целью апробации эффективности разработанной методики
технико-тактической подготовки спортсменов-рукопашников в ДЮСШ. Суть основного
педагогического эксперимента заключалась в сравнении показателей эффективности
соревновательной деятельности учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Эти показатели являлись, по сути, ведущим внешним критерием.
С целью выявления влияния экспериментальной программы на
успешность соревновательной деятельности спортсменов - учащихся детско -
юношеских спортивных школ проводилось стенографирование поединков на
контрольных соревнованиях и экспертная оценка уровня спортивного мастерства.
Для сравнения контрольной и экспериментальной групп нами были получены
количественные значения показателей физической подготовленности.
Методы математической статистики. Для того, чтобы оценить
то, насколько достоверны результаты исследований, при использовании
вышеизложенных методов, необходимо применить метод математической статистики.
Вычислялись: среднее арифметическое:
,
xi - полученные в исследовании значения
(варианты);
n - число вариант.
эмпирическая дисперсия:
;
ошибка среднего арифметического:
;
Оценка результатов на достоверность проводилась по критерию
Стьюдента для уровня значимости α=0,05 с вероятностью Р=0,05.
Для этого рассчитывался расчетный коэффициент:
.
2.2
Организация исследования
Исследование проводилось в клубе смешанных единоборств MMA Rotor Team, г. Ульяновск. В
исследовании принимали участие две группы: 8 спортсменов составили контрольную
группу (КГ), а также 8 человек - экспериментальную группу (ЭГ). Все участники
эксперимента относятся к основной медицинской группе здоровья. Учащиеся
контрольной группы (КГ) тренировались с сентября 2015 по октябрь 2016 г. г. по
общепринятой в практике методике, разработанной в Иркутском техникуме
физической культуры, а испытуемые ЭГ занимались по нашей разработанной методике
технико-тактической подготовки.
На первом этапе - изучалась научно-методическая литература по
проблеме исследования - подготовке детей и юношей в смешанных единоборствах;
осуществлялся подбор методов исследования.
На втором этапе - была разработана и внедрена
экспериментальная методика подготовки детей и юношей в смешанных единоборствах
с использованием вспомогательных упражнений и дополнительного спортивного
инвентаря, осуществлялось написание 1-2-й главы работы, обработались результаты
исследования.
На третьем этапе - заключительный этап, на котором
систематизированы результаты исследования, осуществлялось написание 3-й главы
работы, сделаны выводы исследования.
Глава
3. Экспериментальная апробация предложенной методики технико-тактической
подготовки и проверка ее эффективности
3.1 Описание
и организация педагогического эксперимента
В основу методики тренировок для подготовки детей и юношей в
смешанных единоборствах вошли две части:
содержательная - разработанная нами программа тренировок как
модуль для подготовительной программы по смешанным единоборствам для старших
групп в экспериментальном группе;
организационная - методическая схема проведения тренировок в
младших группах.
Цель программы: создание условий для
формирования технико-тактических навыков у детей и юношей в смешанных
единоборствах и развитие у них мотивации к смешанным единоборствам
Задачи программы:
· способствовать
закреплению учебного материала по смешанным единоборствам;
· развивать жизненно важные
двигательные навыки и умения, учить применению их в различных по сложности
условиях;
· формирование мотивации к
занятиям смешанными единоборствами.
Как было отмечено во второй главе данной работы, апробация
эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки
спортсменов-рукопашников осуществлялась в рамках последовательного
педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился с целью апробации
эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки
спортсменов-рукопашников в ДЮСШ. Суть основного педагогического эксперимента
заключалась в сравнении показателей эффективности соревновательной деятельности
учащихся контрольной и экспериментальной групп. Эти показатели являлись, по
сути, ведущим внешним критерием.
Мы разделили содержание обучения на этапе начальной
подготовки учащихся в ДЮСШ на три больших этапа, каждый из которых
заканчивается контрольными тестами и соревнованиями различного уровня.
Начальное обучение технике рукопашного боя в
экспериментальной группе совершалось в 3 этапа:
На I (подготовительном) этапе происходило ознакомление с базовыми
техническими действиями в стойке и партере, с играми и игровыми заданиями,
изучались и совершенствовались подготовительные и подводящие упражнения,
создавалось представление об особенностях смешанных единоборств. Н.Б.
Стамбулова (1999) указывает, что на этапе начального обучения игровой метод
имеет особое значение, т.к. в игре наиболее полно мобилизуются все психические
силы детей, они получают полную свободу самовыражения и проходят "школу
индивидуальности".
На II (основном) этапе расширялись границы применения
изученной техники, происходило ее детализирование. Основными задачами II этапа являлись: освоение
ранее изученных технических действий на уровне двигательного навыка; изучение и
отработка контратак; изучение и отработка комбинаций; отработка комбинаций
ударов и бросков с последующим переходом на болевой прием.
Ко II этапу обучения учениками был накоплен
достаточный двигательный опыт, обусловленный изученными на I этапе базовыми
движениями, их сочетаниями, базовыми ударами и бросками, базовыми разминочным и
технико-силовым комплексами, базовыми играми. Поэтому выполнение новых
технических действий воспринималось не как нечто совершенно новое, а как уже
знакомое, но с уточнениями и детализированием некоторых элементов. Техника
действий уточнялась по ее пространственным, временным и динамическим
характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых,
совершенствовались ритм действий и слитность выполнения движений, углублялось
понимание закономерностей движений изучаемых приемов.
Ha III (заключительном) этапе изученные
технико-тактические действия закреплялись в виде навыка и вместе с тем приспосабливались
к различным изменениям внешних условий, к "сбивающим" факторам.
Внимание учеников на III этапе было сосредоточено на своевременности действий,
взаиморасположении бойцов в схватке и нахождении путей решения тактических
задач как способов применения изученных технических действий.
На III этапе обучения производилась адаптация изученных технических
действий к ситуациям и взаимодействиям, свойственным реальной схватке. С этой
целью предлагалось отрабатывать каждое действие в различных динамических
ситуациях поединка (обусловленный спарринг). Мы использовали при обучении
главную идею проблемного обучения - не предлагать знаний и решений в готовом
виде, а, поставив задачу, побуждать учеников к самостоятельному их поиску.
Предпосылкой этому являются особенности спортивных единоборств, которые
заключаются в том, что технические действия проводят в условиях активного
противодействия соперника, а техника приемов и тактика тесно взаимосвязаны,
техника выступает как способ выполнения приемов, комбинаций, а тактика
определяет способы применения технических действий.
Рассматривая 3 этапа формирования двигательного навыка, Н.Б.
Стамбулова (1999) говорит об изменении программы действия, представленной на I этапе нерасчлененным,
преимущественно зрительным образом, к детализированному зрительно-двигательному
образу на II этапе и созданию обобщенного, преимущественно двигательного
образа - "образа, который переливается в мышцы" - на III этапе обучения.
С этой точки зрения предлагаемая нами методика соответствует
общепринятым в спорте этапам формирования двигательного навыка. При этом, мы
придерживаемся мнения Е.П. Ильина (1983) о том, что, став навыком, действие не
перестает быть умением, а лишь приобретает новые признаки и, что навык - это
сформированное в соответствии с требуемым эталоном умение, а автоматизация -
лишь один из возможных способов управления, выученным действием (умением).
Реализация принципа сознательности и активности предполагает
создание тренером условий для возможно более полного понимания спортсменом
того, что он делает, как и почему. Поэтому на каждом этапе обучения:
• демонстрировался эффект от выполненного того или иного
действия и объяснялась причина этого эффекта;
• объяснялся принцип произведения этого действия;
• акцентировалось внимание на наиболее существенных компонентах
двигательного действия;
• спортсмены побуждались к самоанализу выполнения упражнения,
разбору ошибок, поиску путей их устранения.
Критерием спортивного мастерства, в конечном итоге, в
представленной работе, является повышение ключевых для бойца смешанных
единоборств, показателей физической подготовленности, таких как силы ударов,
выносливость, степ тест, и силовой показатель в одном из многосуставных силовых
упражнений, а именно в жиме лежа.
Таблица 1. План проведения основных форм изучения смешанных
единоборств.
Формы изучения
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
|
Часы
|
Бокс, ударная
техника рук
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Тайский бокс,
ударная техника ног
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Грэпплинг
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Общая
физическая подготовка, cross fit
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Статика
|
4
|
4
|
4
|
Игровые виды
(футбол, баскетбол)
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Итого
|
34
|
34
|
34
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2
Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
В процессе экспериментальной работы, было проведено
исследование показателей физической подготовленности тренирующихся в
контрольной и экспериментальной группах, и выявлено следующее.
За период проведения педагогического эксперимента результаты,
показанные учениками контрольной группы, занимающихся по классической
программе, достоверно почти не изменились (кроме показателей в жиме штанги
лежа), что может косвенно свидетельствовать о недостаточной эффективности
старых методик тренировок (таблица 2).
Таблица 2. Средние показатели физической подготовленности
контрольной группы за период педагогического эксперимента
Наименование
теста
|
Контрольная
группа
|
|
До эксперимента
|
После
эксперимента
|
Сила удара, кг
|
66 ±4
|
68±4
|
Выносливость
(спаринг), раунд*
|
2±0,1
|
2±0,1
|
Стэп тест, мин
|
2,0±0,1
|
2,25±0,1
|
Сила удара
ногой (мидл кик), кг
|
124±10
|
134±10
|
Жим штанги
лежа, кг
|
45±2
|
50±2
|
Занятия с экспериментальной группой проводились также по
старой программе, однако в этой программе были введены различного рода
комбинации вспомогательных упражнений и инвентаря.
Для улучшения способности передвижения ног были использованы
упражнения на координационной лестнице. Для того, чтобы увеличить силу удара,
применялись упражнения с резиновым эспандером и набивными мячами
"Мэдболл". Вспомогательными упражнениями, для увеличения силы удара
ногами, являлись упражнения с резиновым эспандером и утяжелителями для ног.
Использование различных упражнений из такой спортивной дисциплины, как
кроссфит, и занятия в тренировочных масках, поспособствовали увеличению
выносливости.
В ходе педагогического эксперимента в течение одного года
удалось добиться достоверного изменения показателей силы ударов руками и
ногами, координационных способностей, а также качеств выносливости (таблица 3).
Таблица 3. Средние показатели физической подготовленности
экспериментальной группы за период педагогического эксперимента
Наименование
теста
|
Экспериментальная
группа
|
|
До эксперимента
|
После
эксперимента
|
Сила удара, кг
|
86 ±4
|
91±4
|
Выносливость
(спаринг), раунд*
|
2±0,1
|
3±0,1
|
Стэп тест, мин
|
2±0,1
|
4,25±0,1
|
Сила удара
ногой (мидл кик), кг
|
174±10
|
205±10
|
Жим штанги
лежа, кг
|
65±2
|
72±2
|
До эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
статистически значимых различий в среднем показателе мотивации к занятиям
смешанными единоборствами не обнаружено.
После эксперимента - средний показатель мотивацией увеличился
и в контрольной и в экспериментальной группах, но прирост оказался различным.
Наиболее существенный прирост произошел в экспериментальной группе. (таблица
4).
Таблица 4. Показатели уровня мотивации юношей к занятиям
смешанными единоборствами (в баллах)
Группы
|
Низкая
мотивация
|
Ниже среднего
|
Средняя
|
Высокая
мотивация
|
До эксперимента
|
Экспериментальная
|
1
|
2
|
0
|
1
|
Контрольная
|
2
|
5
|
2
|
После
эксперимента
|
Экспериментальная
|
0
|
0
|
1
|
3
|
Контрольная
|
1
|
2
|
4
|
3
|
Анализ полученных результатов мотивации говорит нам о том,
что включая в тренировочный процесс различного рода вспомогательные упражнения,
мы разнообразив его, оказываем положительное влияние на интерес тренирующихся,
это заметно на учащихся в экспериментальной группе.
Для изучения отношения учащихся к занятиям смешанными
единоборствами, а также его изменения в результате педагогического эксперимента
тренирующимся, участвующим в эксперименте, был задан вопрос: "Нравятся ли
тебе тренироваться?".
Было установлено, что в ответах на вопрос: "Нравятся ли
тебе тренироваться?"-40% контрольной группы ответили положительно, 10%
ответили отрицательно, а оставшиеся 50% затруднились ответить. По окончании
исследования ответы практически не изменились, а именно 50% ответили
положительно, 10% ответили отрицательно, а соответственно 40% затруднились ответить.
В экспериментальной же группе дела обстоят диаметрально
противоположно, а именно до эксперимента - 25% ответили положительно, 25%
ответили отрицательно, 50% затруднились ответить. После проведения
педагогического эксперимента дела стали обстоять иначе - 100% экспериментальной
группы ответили положительно.
Рисунок 1. Результаты ответов школьников на вопрос:
"Нравятся ли тебе тренироваться?"
Исходя из полученных нами данных, можно отметить следующее:
Результаты педагогического эксперимента показали, что
экспериментальная методика обучения существенно повышает качество и уровень
освоения учащимися детско-юношеских спортивных школ программного материала
технико-тактической подготовки. Как следствие, данная методика повысила
результативность показателей физической подготовленности, что явилось одним из
главных итогов учебно-тренировочного процесса.
В основу методики использования вспомогательных упражнения
для развития технико-технических навыков и мотивации тренирующихся вошла
разработанная нами программа тренировок как дополнение основной программы.
Также выявлены достоверные результаты изменения мотивации к
занятиям смешанными единоборствами в экспериментальной группе, где
использовалась разработанная нами методика.
Анализ материалов, полученных в результате экспериментального
исследования, показывает, что результаты тестирования испытуемых контрольной и
экспериментальной групп свидетельствует о положительном влиянии предложенной
методики на показатели уровня физической подготовленности учеников.
Выводы
1. Анализ литературы показал, что смешанные единоборства
являются полноценными современными видами спорта, имеющими свою историю,
отличительные особенности, правила соревнований. Большинство из популярных и
активно развиваемых в мире смешанных спортивных единоборств (рукопашный бой,
универсальный бой, спортивно-боевое самбо, свободный стиль и др.) созданы в
СССР и России. Подготовка спортсменов в смешанных единоборствах должна
осуществляться в соответствии с общими принципами и закономерностями спортивной
тренировки.
2. Разработанная нами экспериментальная методика тренировок
представляет собой мотивационный, организационный и методический блоки. В них
разработаны цель и задачи программы тренировок, компетенции тренирующихся,
распределение упражнений по различной направленности: образовательной,
развивающей и методической и методическая схема проведения подвижных игр.
. За период проведения педагогического эксперимента
результаты, показанные учениками контрольной группы, занимающихся по
классической программе без применения различных вспомогательных упражнений,
практически остались без изменений, кроме силовых показателей в жиме лежа.
. Апробация экспериментальной методики технико-тактической
подготовки спортсменов в MMA Rotor Team, г. Ульяновск показала ее высокую эффективность в
аспекте повышения показателей физической подготовленности.
. После проведения педагогического эксперимента, показатель
уровня мотивации у учеников резко возрос в экспериментальной группе. Напротив,
в контрольной группе, показатели остались практически неизменны.
. Анкетирование показало, что отношение к занятиям смешанными
единоборствами контрольной группы до и после эксперимента оставалось постоянным
и неоднозначным в показаниях учеников, в то время как экспериментальная группа
после эксперимента показала 100% результат положительного отношения к
тренировкам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. В целях успешной соревновательной практики
учебно-тренировочный процесс спортсменов в смешанных единоборствах должен быть
направлен, прежде всего, на формирование, развитие и совершенствование умения
разумно и своевременно сочетать применение различных ударов и бросков, болевых
приемов и добиваний. Большое внимание следует уделять развитию оперативного
тактического мышления спортсменов, формированию индивидуальной манеры ведения
боя и психологической подготовке.
2. Структура процесса обучения технико-тактическим действиям
должна быть ориентирована на ознакомление, закрепление и совершенствование
навыков выполнения приемов с учетом активного противодействия противника, что создает
существенные помехи. В этой связи атакующие приемы должны обязательно изучаться
в сочетании с различными подготовительными действиями.
3. В учебно-тренировочном процессе детей и юношей следует
стремиться не к изучению все новых и новых технических действий, а к применению
разученных простых действий в различных боевых ситуациях и в сочетаниях с
другими техническими элементами. Для этого в тренировочный процесс необходимо
включать соревновательные (спарринговые) упражнения с определенным заданием для
каждого спортсмена, действующего, соответственно, "первым" или
"вторым" номером.
4. В рамках отдельного микроцикла рекомендуется сосредоточить
усилия либо на "борцовском", либо на "ударном" компоненте
технико - тактической подготовки, повторяя и совершенствуя элементы другого в
рамках вводной и заключительной части занятия. Объединение различных элементов
"борцовского" и "ударного" компонентов должно проходить в
процессе разучивания комбинационных действий и в процессе спарринговых упражнений.
5. При занятиях с детьми и подростками смешанными
единоборствами необходимо уделять максимум возможного времени воспитательной
работе, применяя при этом все разнообразие психолого-педагогических средств и
методов. Важно не только научить ребят приемам рукопашного боя, но и
способствовать формированию здоровой и гармонически развитой личности.
Литература
1. Александрова
В.А. Комплексная Оценка Координационных Способностей Спортсменов / В.А.
Александрова, В.В. Шиян // Спорт, человек, здоровье: Материалы Конгресса. -
2015. - С.114-116.
2. Александрова
В.А. Тесты и критерии оценки координационных способностей / В.А. Александрова,
В.В. Шиян // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и
профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей. - Могилев.
институт МВД, 2014. - С.3-15.
. Алонцев
В.В. Классификация подвижных игр // Оздоровительные технологии в деятельности
высших учебных заведений: Сб. ст. Магнитогорск, 2006. С.48 - 52.
4. Алонцев
В.В. Массовые спортивные игры как средство формирования личности ребенка //
Оздоровительные технологии в деятельности высших учебных заведений: сб. ст. Магнитогорск, 2006.
С.31-36.
5. Алонцев
В.В., Инновационные подходы в подвижных играх (теоретический аспект) / В.В.
Алонцев, О.В. Андреева // Философские вопросы естественных технических и
гуманитарных наук: Сб. ст. междун. науч. конф. Магнитогорск, 2009. С.317 - 327.
6. Анисимов,
М.П., Соревновательная модель технико-тактической эффективности победителей
чемпионата мира по смешанному единоборству 2013 года / М.П. Анисимов // Ученые
записки. - 2014. - № 3 (109).
. Ашкинази,
С.М. Совершенствование системы специальной физической подготовки в смешанных
(комплексных) единоборствах / С.М. Ашкинази, Е.А. Бавыкин // Теория и практика
физической культуры. - 2014. - № 6. - C.94-98.
. Бавыкин
Е.А. Скоростно-силовая тренировка как фундамент специальной физической
подготовки в комплексных единоборствах / Е.А. Бавыкин // Теория и практика физ.
культуры. - 2014. - № 2. - С. 20-22.
. Байкова
Л.А. Технология игровой деятельности. Рязань: РГПИ, 2004.108 с.
10. Былеева
Л.В., Коротков А.А. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. Изд.5-е, перераб. и доп.
М.: ФиС, 2002.224 с.
11. Бычков
В.М. Взаимосвязь физической и психической подготовленности в профессиональной
деятельности сотрудника полиции / В.М. Бычков, В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов //
Совершенствование тактической подготовки в единоборствах / под общ. ред. проф. Ю.Б. Калашникова. - М.:
Физическая культура, 2015. - С.36-39.
12. Васильков
В.Г. От игры к спорту. М.: Физическая культура и спорт. 2009.80 с.
13. Волков
JI.В. Система направленного развития
физических способностей учащихся в разные возрастные периоды Текст.: автореф.
дисс. докт. пед. наук / JT.В.
Волков. М.,
2011.38 с.
14. Гриженя
В.Е. Оптимизация двигательного режима школьников средствами подвижных игр и
игровых упражнений Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / В.Е. Гриженя. Малаховка, 2010.27 с.
15. Гуминский
А.А. Физиологические закономерности возрастного развития энергетических систем
организма школьников // Морфункциональные показатели развития детей и
подростков. Новосибирск,
2009. С.40 - 45.
16. Дубровский
В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: RETORIKA - Флинта, 2009.560с.
17. Жарикова
Е.Л. Подвижные игры как педагогическая проблема. М.: РГАФК, 2005.16 с.
18. Зекрин,
А.Ф. Антропометрические особенности дзюдоистов-юниоров разных весовых групп /
А.Ф. Зекрин, Ф.Х. Зекрин, В.В. Зебзеев // Теория и практика физической
культуры. - 2015. - № 4. - С.11-14.
. Клещев
В.Н. Взаимосвязь показателей соревновательной деятельности как характеристика
особенностей приспособления боксера к экстремальным условиям соревнований
мирового уровня / В.Н. Клещев, П.В. Галочкин // Теория и практика прикладных и
экстремальных видов спорта. - 2013. - № 1 (26). - С.4-5.
. Клещев
В.Н. Спортивно-важные показатели деятельности боксеров - профессионалов,
отмеченных номинацией "бой года", как характеристика особенностей и
условий эффективного противоборства в экстремальных условиях поединка / В.Н.
Клещев, А.В. Именхоев, Г.О. Тоболич // Теория и практика прикладных и
экстремальных видов спорта. Научно-метод. журнал.108 - 2015. - №2 (35). - С.23-26
21. Коджаспиров
Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2003.170 с.
22. Козлова
Т.Б. Использование народных подвижных игр в физической подготовке учащихся
младших классов с учетом их индивидуальных особенностей: дис. канд. пед. наук:
Улан-Удэ, 2009.179 с.
. Комков
А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности
школьников. Монография.
СПб, 2009.228 с.
24. Коников
С.Л. Прикладные и служебно-прикладные единоборства: различные подходы к решению
проблемы спортивной прикладности / С.Л. Коников, А.А. Передельский // Теория и
практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С.100-102.
. Коренбегр
В.Б. О некоторых понятиях в нашей сфере // "Теория и практика физической
культуры", 2008. № 2. С.9-13.
26. Коренберг,
В.Б. Основы спортивной кинезиологии: Учебное пособие для студентов
физкультурных ВУЗов. Советский спорт, 2005.232 с.
27. Коротков
И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической
культуры /И.М. Коротков, Л.В. Былеева и др. М.: СпортАкадемПресс, 2008.229 с.
28. Макеева,
В.С. Мониторинг физического состояния: учебное пособие / В.С. Макеева. - Орёл:
Госуниверситет-УНПК, 2013. - 100 с
. Обвинцев
А.А. Становление рукопашного боя в России как раздела подготовки военнослужащих
/ А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и
специальной подготовки силовых структур. Научный рецензируемый журнал. - 2013.
- № 2 (Часть 1). - С.67-75.
30. Федяев
Н.А. Формирование арсенала индивидуальных технических действий юных дзюдоистов:
автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04/Федяев Николай Александрович; Рос. гос.
ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2014. - 24 с.