Экзаменационные вопросы по социокультурному менеджменту с ответами
Сирота Григорий, 310 гр.
1.
Что такое
менеджмент?
Под менеджментом понимается система
управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых
различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять
социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех
сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе,
политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т.д.). Главная
особенность менеджмента СКС заключается в том, что деньги зарабатываются
преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств
заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
2.
Отличие менеджмента
от управления, от организации
Управление – это работа
по заданному плану, а организация – это объединение индивидов, единое целое для
совместной жизнедеятельности.
3.
Какие отношения у
государства по отношению к культуре?
Возможны 4 основные роли
государства по отношению к культуре и искусству:
А) “Помощник” – когда
государство всё своё внимание концентрирует на поддержании и развитии
разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском
творчестве, достигая этого поддержкой культурной деятельностью в целом.
Источники финансирования оказываются разнообразными, а роль правительства
состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами, прежде всего
законодательной и налоговой политикой.
Б) “Патрон” –
когда государство концентрирует внимание том, чтобы обеспечить стандарты
профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет
художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в
культурной жизни, чем “помощник”.
В) “Архитектор” –
когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его
программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат
стандарты общества. Поддержка выражается в долгосрочном прямом государственном
финансировании.
Г) “Инженер” –
когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной
деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то
искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам.
Культура обладает правом на
поддержку со стороны государства, которое несёт юридические и моральные
обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие
культурного наследия всех народов и этносов. Государственная политика в сфере
культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении
свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и
творчестве.
4.
Какие основные
задачи имеет менеджмент в социокультурной сфере?
-
Менеджмент в сфере культуры заключается в создании организационных и
экономических условий саморазвития культурной жизни.
-
Создание условий для саморазвития личности.
5.
Виды менеджмента
- производственный
- кадровый
- инновационный
- информационный
- финансовый
- маркетинг (пивговый)
- налоговый
- международный
- торговый
- ситуационный
- стратегический
6.
Какие функции могут
быть у менеджмента в социокультурной сфере?
- Функция предвиденья
(прогнозирование, расчёт; позволяет просчитать ситуацию вперед)
- Функция
организации (совокупность органов; упорядочивание; приведение различных систем
в единое целое, реализация принятых решений)
- Функция
распорядительства (дифференцирование действий)
- Функция
согласованности
- Функция контроля
(процесс обеспечения достижения организацией своих целей)
7.
Процессный подход к
определению функций менеджмента в социокультурной сфере
Функции это процессное явление, которое показывает,
что есть управленческий цикл (спиралевидный).
- учет состояния объекта
(диагностическая функция; просчётная функция)
- принятие решения
- планирование - конкретное
выражение принятого решения
- организация выполнения плана
- коррегирование – коррекция для
уравновешивания процесса (изменение с учетом новой ситуации)
- контроль
8.
Производство
социокультурного продукта как технологический процесс
Технологический процесс
производства социокультурного продукта можно представить в виде трёх условных
блоков:
I.
Логико-мыслительный блок функций.
Его цель принятие решения,
определить направление деятельности (стратегополагание).
Целеполагание: миссия, политика,
тактика, прогнозирование, моделирование развития фирмы, проектирование,
программирование, планирование.
II.
Технологический блок функций.
Цель – создание продукта.
Его функции:
А) регулирование (разделение
общих действий на частные), координирование (упорядочивание действия)
Б) мотивирование и
стимулирование.
В) контроль (контролируется ход
решения)
III. Реализационный
блок функций.
Его задача – продвижение товара
на рынок (реклама, Pr)
9.
Рычаги управления
(механизмы)
- организационно-
административный (ОАМ)
- экономический
(ЭМ)
- работа с
персоналом (П)
- информационный
механизм (ИМ)
10. Принятие решения
Любой менеджмент это прежде
всего принятие решения. Менеджер должен быть решительным человеком в силу
своей должности. Он постоянно должен принимать решения по различным
вопросам: хозяйственным, коммерческим, кадровым и т.д. Принятые решения должны
дополняться контролем их исполнения, т.к. решение и контроль взаимодополняют и
предполагают друг друга. Решения часто связаны с планированием. Решения в виде
приказов, распоряжений, а также планирование, контроль, учёт и отчётность,
напрямую связаны с подготовкой, принятием, утверждением, с документооборотом. Необходимо
контролировать ход принятого решения.
11. Персональный менеджмент
Ещё недавно люди в управленческом контексте
рассматривались в духе марксистской политэкономии – как часть производительных
сил (рабочая сила, кадровое обеспечение, трудовые резервы и т.п.). В этом плане
они выступали в качестве обезличенных кадров, которые необходимо готовить,
подбирать и стимулировать. СССР – страна с колоссальным экономическим
потенциалом потерпела сокрушительный экономический крах в силу полного
пренебрежения личностным фактором, человеческой жизнью вообще, попытками
построить утопическое общество сугубо административным принуждением. В
результате у нескольких поколений было отбито умение и желание ответственно
трудиться. Современные “персонал – ориентированные технологии” это прежде всего
формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому
поиску нового и совершенствованию качества результатов труда. Для
современного менеджера должно быть важно создание команды единомышленников,
способной к агрессивному поведению на рынке. Только в этом случае фирма может
рассчитывать на успех.
В менеджменте проекты и программы создаются
конкретными людьми, на основе общности их интересов. Если не будет общности
интересов, то любой менеджмент, будь то на уровне малого бизнеса или в
масштабах страны, будет несостоятельным. Поэтому работа с персоналом должна
рассматриваться как самостоятельный механизм менеджмента, действие которого
способно приносить радикальные результаты. Этот механизм можно определить как систему
работы по подготовке, подбору и расстановке компетентных работников и
специалистов, а также учёту, формированию и развитию мотивации к инициативному
и ответственному труду.
12.
Экономический механизм
Экономический механизм – система ресурсного
обеспечения (прежде всего материально – технических ресурсов и финансовых),
хозяйственного содержания, хозяйственного расчёта и экономического стимулирования.
Экономическое стимулирование (а это организация заработной платы, материального
поощрения или наказания) является формой хозяйственного расчёта. Управлять без
экономического механизма невозможно.
13.
Информационные и административные механизмы в менеджменте социокультурной сферы
Информационный механизм.
Соотношение и взаимосвязь
управленческих решений, планирования, контроля, учёта и отчётности,
документооборота образует информационный механизм. Его суть заключается в порождении
соответствующей информации и документальном её оформлении.
Административный механизм.
Это система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в
организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях).
Административный механизм иногда понимается как аппарат управления или как
бюрократия в безоценочном смысле. Главное в административном механизме – распределение
полномочий, выраженность этого распределения, то есть кто кому подчиняется,
кто кого контролирует и по каким вопросам и т.д., в организационных документах.
14. Сущность PR
Pr - это такая разновидность
социально-психологического менеджмента, в котором на основе точной и полной
информации, полученной в результате анализа тенденций политического,
социально-экономического развития (страны, региона или отдельных отраслей,
предприятий) и соблюдения общепризнанных этических норм и общественных
интересов планомерно и непрерывно осуществляется комплекс мероприятий по
достижению обоюдного доверия, гармоничных и взаимовыгодных отношений между
фирмой (организацией) и обществом (его отдельными группами), между ними и
властью.
(Моисеев)
Функции Pr
1.
аналитико-прогностическая (методика изучения партнеров, оценка обществ. мнения,
подготовка массива данных).
2.
организационно-технологическая (совокупность мер и действий по проведению Pr -кампаний, различного уровня деловых
встреч, конференций с использованием техники).
3.
информационно - коммуникативная (продуцирование, тиражирование информации при
выполнении пропагандистско-рекламной и разъяснительной работы, необходимы не
только для партнеров, но и поддержания климата внутри организации, поддержания
фирменного стиля)
4.
консультативно-методическая (помощь в организации и налаживании связей с
общественностью, разработка концептуальных моделей сотрудничества и
партнерства, программ, акций, кампаний Pr).
(Синяева)