Характеристика молодёжных передач на российском ТВ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,82 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика молодёжных передач на российском ТВ

Содержание

Введение

Глава 1. Молодёжное телевидение: общая характеристика

1.1 История вопроса: появление молодежных программ на российском телевидении

1.2 Развитие молодежного телевидения

Глава 2. Современные молодежные передачи

2.1 Специфика современных молодежных телеканалов

2.2 Популярные передачи современного ТВ и их анализ

2.3 Проблема современного молодежного ТВ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Современные медиа представляют собой сложную самоорганизующуюся систему, наделенную множеством функций. Многие исследователи полагают, что главная функция СМИ - информационная, которая заключается в сборе, отборе и распространении информации. Однако информационная функция состоит не только в передаче сообщений, но и их интерпретации. Какие факты используются, как они освещаются, как сообщаются, как они интерпретированы, сколько времени и места выделяется новостному событию - все это определяется журналистами и руководителями издания и зависит от различных факторов. Эти факторы включают редакционную оценку репортеров и редакторов, корпоративную политику, отражающую интересы руководства, а также события, происходящие в данный момент и, следовательно, могущие составить конкуренцию уже ранее представленным в СМИ фактам.

В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности. Во всем мире оно является самым популярным средством массовой коммуникации, выступая как неотъемлемая часть жизни множества людей, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления.

Телевидение - неотъемлемая часть жизни практически каждого современного человека. И хоть сегодня с телевидением активно конкурирует Интернет, оно продолжает оставаться одним из главных источников информации. Несмотря на бытующее мнение о том, что активная часть населения не смотрит телевизор, по данным независимых исследователей TNS Россия, время просмотра относительно стабильно даже среди молодых зрителей. Тем более, согласно данным фонда "Общественное мнение" на конец 2013 года сетью в России ежемесячно пользуется всего около 43 % населения, а это меньше, чем половина. Интересно отметить, что по данным ВЦИОМ 55%. Россиян склонны думать, что новые СМИ (прежде всего Интернет) не смогут полностью вытеснить традиционные медиа.

Объект исследования: молодежь России как телевизионная аудитория.

Предмет исследования: современные молодёжные телевизионные передачи.

Цель и задачи работы. Целью работы является определение особенностей ценностного мира молодежи современной России на основе молодёжных телепередач. Такая постановка цели определяет необходимость решения ряда исследовательских задач:

Определить тенденции развития молодёжного ТВ России;

проанализировать современное состояние молодёжных телепередач на наиболее популярных у аудитории 15-30 лет телеканалов;

выявить специфику ценностного сознания и другие особенности молодежи - аудитории ТВ.

Глава 1. Молодёжное телевидение: общая характеристика

1.1 История вопроса: появление молодежных программ на российском телевидении

Молодежное телевидение - публицистические программы, интересные и необычные по формату, адресованные молодежи, а в идеале еще и сделанные силами молодежи.

По мнению многих экспертов, сегодня нет специализированных молодежных программ, а рейтинг передач, которые смотрят молодые, не превышает 23%.

Современная молодежь - это социально-демографическая группа людей, находящаяся в переходном периоде, стремящаяся (явно или латентно) социализироваться. для этой возрастной категории характерны мобильность, активность, целеустремленность, нацеленность на успешную карьеру. также молодые чаще, чем другие представители общества, экспериментируют и примеряют на себя различные социальные роли.

Границы молодежного возраста достаточно подвижны, постоянно меняются и расширяются. Молодежный период - это 15-30 лет: от старших классов и до момента наступления независимой жизни (как в социальном, так и в материальном планах).

Важно учитывать и рассматривать молодежную аудиторию и как объект, которому необходимо помочь на пути к взрослой жизни, и как субъект, уже проявляющий себя как самостоятельная и ответственная личность.

В первый период развития молодежного ТВ молодежные тележурналы "Фестивальный" (1954 г.) и "Молодость" (1958 г.) были по сути своей опытными образцами, на базе которых разрабатывались принципы телепублицистики вообще (в молодежных программах позволялось больше "вольностей" и, строго говоря, в них было больше истинной публицистичности, чем во "взрослых" передачах того периода.)

Программой, оставившей яркий след в истории развития молодежной телепублицистики, стала и передача "Горизонт" (1965 г.). Форма была та же - тележурнал. Изменилось содержание: молодежная публицистика за десять лет существования окрепла и стала решать более серьезные вопросы, начала вовлекать аудиторию в область пусть прикладной, но философии. Готовых ответов не предлагали, но в программе задавались жизнеутверждающие установки

Стоит упомянуть также легендарный КВН, возникший в 1961 году. И хотя форма "Клуба веселых и находчивых" была далека от традиционных жанров публицистики, "развлекательная программа, включив элементы познавательности, пронизав себя током злободневных проблем, стала возмутителем спокойствия, явила на свет истинные функции телевизионного искусства, как лирико-публицистического искусства, формирующего и отражающего общественное мнение".

По сути своей КВН был тщательно замаскированным политическим ток-шоу. Первые годы он шел в прямом эфире и позволял иногда в форме шутки откровенную критику существующих порядков. КВН долгие годы был едва ли не отдушиной для интеллигентной молодежи. Юмор - это то, что позволяет лучше всего переносить невзгоды и трудности. Юмор - это абсолютно жизнеутверждающее начало. Утверждают, что КВНу - ни в одной его форме, опробованной за 40 лет существования, - нет аналогов на зарубежных телеканалах, что сейчас - уникальный случай.

В период общественного застоя и гонений на телепублицистику (конец 60-х - начало 70-х гг.), организованных руководителем Гостелерадио С.Г. Лапиным, КВН выходил в записи. Из программы, конечно, тщательно вырезались любые попытки "осмысления", похожие на публицистику. Импровизационная по природе своей телепередача не выдержала гнета цензуры и надолго исчезла из эфира.

Первые попытки "раскрепощения" молодежной публицистики отмечены еще в 1983 году. В этот год свет увидели сразу две новых молодежных передачи - "… До 16-ти и старше" и "Мир и молодежь", которые только приоткрыли завесу, за которой долгое время оставались традиционно "подпольные" явления молодежной жизни.

Ситуация кардинально изменилась с началом перестройки. Казалось, теперь дали волю "подростковому инстинкту" - рушить все старое, избавляться от "пережитков". "Вечная" тема "отцов и детей" стала не только нравственной, но еще и политически актуальной. "…До 16 и старше", подчиняясь зову времени, активно бралась за "обличающую" публицистику, позволяла себе давать в эфир очерки о неформальных героях. И все же символом публицистики времен перестройки стала программа "12-ый этаж".

По форме это было ток-шоу, на котором шло словесное столкновение позиций "отцов" и "детей". В студии дискутировали две группы разных поколений. По сути же в программе "дети" ругали и разоблачали общественную систему, некогда созданную "отцами". Одна за одной обсуждались и осуждались отжившие свое идеи, в которые свято верили когда-то. И хотя темы для обсуждения "на лестнице" были очень разнообразны, подтекст передачи, как правило, звучал примерно одинаково: "Мы так больше жить не хотим!". Вполне логично было, что эти слова принадлежали молодым - их жизнь со своими правилами еще впереди.

Насколько важно для молодежной программы нести в себе мощный идейный заряд, можно увидеть на примере другой культовой передачи эпохи перемен - "Взгляд". Когда 1987 году свет увидели первые выпуски программы, критики освистали (и вполне оправдано) детище Киры Прошутинской и Анатолия Малкина. Идея программы была заявлена, как "тусовка в странной квартире", и темы видеовставок ни чем межу собой связаны не были, кроме деланной непринужденности ведущих. После первых неудач "Взгляда" была кардинально пересмотрена концепция программы, и долгожданный успех пришел только тогда, когда его авторы угадали сверхзадачу - ответить на идейный социальный заказ эпохи.

В 80-е гг. в программах Центрального телевидения была целая система передач для юношества, таких как "А ну-ка, девушки!", "А ну-ка, парни!", "Вираж" и др.

В то время большой популярностью у юных телезрителей пользовалась ежемесячная передача "Встреча юнкоров в телестудии "Орленок" с интересными людьми", в которой ребята могли задавать вопросы, откровенно поговорить о волнующих их проблемах современной жизни, о достижениях в науке, технике, народном хозяйстве, о выборе своей будущей профессии.

Проблема подбора интересной и авторитетной личности для разговора о самых различных проблемах, волнующих ребят, достаточно остро возникла при создании передачи "До шестнадцати и старше", адресованной подросткам. Создатели этой программы сразу же заявили о своем намерении вести доверительный разговор с ребятами, исследовать самые актуальные вопросы жизни подростков и молодежи у нас в стране и за рубежом, приглашать собеседников, способных увлекательно и с профессиональным знанием дела говорить на наиболее близкие и волнующие старшеклассников темы. Бодрый ритм, четкая смена сюжетов и рубрик, приподнятый романтический стиль передачи захватывали внимание зрителей, поддерживали неослабевающий интерес ко всему, что показывалось на экране и о чем шел разговор.

Главная тема передач "До шестнадцати и старше" - вступление юного человека в самостоятельную жизнь, мир взрослых. Большое место во многих материалах отводилось обсуждению основных положений реформы общеобразовательной школы. При этом упор делался не на выступления педагогов и воспитателей, а на мнение самих школьников, что стимулировало активное, личностное отношение к преобразованию школы, стремление выработать свою жизненную позицию.

Для юного человека всегда актуально и остро стоит вопрос о его собственных способностях и возможностях, о его умении занять достойное место в обществе. Поэтому в передачах существенное внимание уделялось рассказу об одаренных ребятах, которые уже в школьном возрасте сумели определиться в жизни, выбрать профессию, найти свое призвание. Эти рассказы наглядно убеждали, что в юные годы можно многое сделать, во весь голос заявить о себе. А раз это может твой сверстник, то, значит, стоит попробовать и самому более смело и решительно заняться полюбившимся делом, ибо возраст здесь не помеха.

Созданной несколько раньше и сразу же завоевавшая популярность была программа "Мир и молодежь", рассчитанная на самую широкую аудиторию. Высокая насыщенность интересной, актуальной и разносторонней информацией о наиболее важных проблемах, стоящих перед молодежью нашей страны и всего мира, энергичный ритм, умение выбрать самое главное в том или ином сюжете, привлечение ярких и неординарных выступающих могли удовлетворить самые разнообразные запросы и потребности молодых людей практически всех профессий и видов деятельности.

В своих рубриках программа четко отзывалась на главные события, происходящие в современном мире. Создавались специальные сюжеты, посвященные вопросам усиления связи школьного образования со всеми сферами народного хозяйства, повышению уровня идейно-политического, военно-патриотического, нравственного и эстетического воспитания молодых людей. Причем эти сюжеты носили ненавязчивый дидактический характер, в них часто выступали школьники, студенты, молодые педагоги, высказывавшие самостоятельные мысли и суждения.

молодежное телевидение программа российская

В программу "Мир и молодежь" постоянно включались беседы с молодыми рабочими, строителями, с людьми, которые своим творческим трудом создавали духовные и материальные богатства Родины.

Одна из центральных тем передачи "Мир и молодежь" - воинский трудовой подвиг советского народа, в том числе и молодежи. В сюжетах на эту тему ребята могли встретиться с подлинными героями.

Что касается молодежной программы "Вираж", то главной ее темой был показ всесторонне развитого молодого человека, умеющего преодолевать любые трудности, действовать смело и решительно в самых сложных ситуациях. В отличие от прежних передач, в которых соревнования в силе, ловкости, технической грамотности проходили в помещении, программа "Вираж" велась на просторах дорожных трасс, открытых стадионов, спортивных площадок. Этот выход на натуру максимально приблизил состязания к тем реальным условиям, в которых и следует показать себя уже не в игре, а в профессиональной учебе, работе и просто жизни.

Предполагалось, что программа "Вираж" охватит практически все профессии, которые требуют мужества, смекалки, умения творчески мыслить, быстро принимать ответственные решения в экстремальных условиях. В короткое время передача завоевала огромную аудиторию - и не только парней, но и девушек, которые не с меньшим интересом следили за ходом поединка на телеэкране. На телевидении со всех концов страны присылались заявки на участие в соревнованиях, а также отклики на увиденные передачи, пожелания об их совершенствовании.

Эти передачи находили отклик у молодежной аудитории, помогали молодым людям в выборе профессии, самовоспитании, в развитии своих способностей, прививали любовь к труду, уважение к славным трудовым и боевым традициям Родины, показывали примеры подлинного героизма советских людей.

В начале 1990-ых годов наметился спад интереса к молодежной телепублицистике. Это нельзя объяснить тем, что исчерпались творческие ресурсы существовавших программ - предпринимались многократные попытки создания новых, модернизации старых.

Легендарный "Взгляд" возобновился на несколько лет - но только отдаленно напоминал некогда самую популярную программу отечественного ТВ. Продолжала свое существование до июня 2001 года передача "До 16 и старше". Ее стала делать наследница детской редакции ЦТ телекомпания "Класс!". Рейтинг этой программы неуклонно снижался, несмотря на честные попытки авторов "обновить" и освежить передачу. Искались новые формы - то программа разбивалась на рубрики, то превращалась в ток-шоу, то становилась "прожектором" шоу-бизнеса. Программа "Башня" - продукция телекомпании "Рост" - выходила в эфир на РТР по большому государственному заказу с 1998 по 2000 гг. На это программу были потрачены солидные государственные деньги, и на нее возлагали определенные надежды. Однако за два года в эфире передача так и не нашла своего зрителя. Причины общие: интересно говорить не о чем. "Башня" была классической молодежной передачей, то есть ее делала молодежь, но, как оказалось, вовсе не для молодежи.

Несколько интереснее был проект "Акуна Матата", выходивший в эфир с 1998 года. Производитель - Авторское телевидение. Во многом эта программа была своеобразным римейком "12-го этажа". Декорации - трибуны СК "Олимпийский" - напоминали лестницу, да и основной драматургический ход - дискуссия "отцов и детей" - был впервые опробован на перестроечной "лестнице". Каждая программа посвящалась определенной теме, для этого выбирался герой-"провокатор" и два ведущих - известные сын и отец. Ток-шоу перемежалось видеовставками, которые были призваны придать разговору очередной поворот. Несмотря на это, интересный разговор получался не всегда, и в новый век программа не вошла.

На сегодняшний день в России доминирует понимание функционирования телевидения как коммерческого субъекта рекламного рынка. Такое понимание СМИ принято в американской социологической традиции. Без сомнения, телевидение также предстает и как самостоятельная индустрия развлечений, но в любом случае коммерческий аспект преобладает повсеместно. Возможно, единственными сферами, где на первый план выходят социальные функции, являются политика и, что наиболее вероятно, специфические аудитории телезрителей.

1.2 Развитие молодежного телевидения

Исследователи обращают внимание на факт слияния информационной и воздействующей функций СМИ. Яркие примеры тесного переплетения информационной и воздействующей функций телевизионной публицистики можно найти в медиатекстах телевизионных программ крупных американских компаний CNN и Fox News. Наиболее часто для оказания медиавоздействия используются различные лексические и стилистические средства: клише, эмоционально-окрашенные лексические единицы и словосочетания, аллюзии, метафоры, сравнения. Под давлением своей воздействующей функции и функции информирования дискурс СМИ выполняет креативную роль.

В социологических науках принято выделять три основные модели функционирования телевидения: общественное, государственное и коммерческое - для каждой из них можно выделить приоритетные цели и задачи. Так, в рамках общественной (так называемой западноевропейской) модели телевидение выполняет информационно-просветительскую функцию, поскольку его целью является служение общественному благу. Идеологическая поддержка власти и существующего политического режима - основная цель телевидения в рамках государственной (или авторитарной, советской) модели, а основная функция в данном случае - это пропаганда и воспитание. Коммерческое телевидение естественным образом ориентировано на прибыль, и поэтому основная функция телевидения в рамках коммерческой (или американской) модели - это развлечение и релаксация. В действительности любое телевидение функционирует по смешанной модели с более сильными или слабыми признаками той или иной из трех вышеуказанных.

Сегодня к молодежному ТВ относятся всевозможные развлекательные сериалы ("Даешь молодежь!", "Интерны"), реалити-шоу ("Дом2", "Фабрика звезд", "Фактор А", "Голос", "народный артист", "Полиглот"), интеллектуальные игры ("Умники и умницы", "Самый умный"), лекции известных ученых ("Academia"), телепередачи о спорте и активном отдыхе ("Планета футбола", "Top Gear").

Телевидение формирует политические воззрения, ценности и убеждения. Тем не менее, сейчас ТВ чаще всего рассчитано на потребителя услуг, а не на объект воспитания и просвещения. Часто под воздействием телевидения молодежная аудитория воспринимает и ретранслирует искаженную картину мира.

Молодежь в большинстве случаев не имеет возможности влиять на идеологию российского телевизионного вещания, а власть не всегда знает о потребностях и интересах этой социальной группы. но назвать молодежь аполитичной тоже нельзя. на сегодняшний день она пытается отстаивать свои гражданские интересы все активнее, однако на телевизионном экране этот процесс не находит должного отображения.

Сейчас главный ценностный ориентир для молодежной аудитории - желание получить как можно больше денег, которые впоследствии гарантируют, по мнению молодежи, успешное будущее и благополучие. также молодую аудиторию ТВ волнуют проблемы, связанные со сферой образования, трудоустройства, досуга и отдыха, жилищными трудностями, призывом на военную службу. Молодежь предпочитает смотреть развлекательные, музыкальные и спортивные передачи. Наиболее "привилегированная" часть этого сегмента общества испытывает потребность в специальных молодежных просветительских программах, однако, как показывают большинство исследований, таких программ единицы.

Самыми весомыми характеристиками, отличающими молодежные телепередачи от телепередач для других аудиторий, являются, в том числе по мнению самой молодёжи, такие их особенности, как: преимущественно развлекательная направленность; ориентация на секс, любовные истории; акцент на моде и деньгах; молодые ведущие, участники и герои. В очень малой степени молодёжные телепередачи несут информацию о профессиональной ориентации и карьере. Среди наиболее популярных характеристик данных передач - наличие юмора, не понятного старшему поколению; сленг; нецензурная лексика; пошлость, откровенность; лёгкость, ненавязчивость; музыкальность; несодержательность. Интересно, что большинство этих характеристик имеют, скорее, негативную окраску, а часть оставшихся не несёт более или менее определённого содержания.

Глава 2. Современные молодежные передачи

2.1 Специфика современных молодежных телеканалов

В связи со значительными изменениями в отечественной социально-экономической системе влияние средств массовой информации на молодое поколение существенно увеличилось. Возможности СМИ в современной России обрели самостоятельность и независимость в выборе социальных, идейно-нравственных ориентаций в различных жанрах, формах и средствах своей художественно-творческой деятельности.

Среди масштабно функционирующих средств массовой информации, оказывающих наиболее значительное влияние на массовое и индивидуальное сознание, особое место занимает телевидение, чей интеллектуальный, духовно-нравственный, воспитательный потенциал очевиден.

Освещая вопросы внутренней и международной политики, экономики, образования, культуры, науки, спорта, развития общественных устоев гражданского общества, сотрудники центральных каналов передают редакционную позицию. Зрительская аудитория должна проверять полученную информацию, а также объективно оценивать качество современных телевизионных программ. Поводом для беспокойства стали мировоззренчески ущербные и нравственно несостоятельные телепередачи, оказывающие опасное для жизни молодежи духовно-нравственное воздействие.

Естественно, ежедневно выходящие в эфир традиционно познавательные информационно-аналитические программы ("Время", "Вести", "Сегодня", "События") достойны внимания массовой аудитории. В них представлена информация, рассмотренная на государственном уровне, о современном состоянии и возникающих проблемах внутренней и внешней политики, культуры, науки, всех сфер российского общества. Разумеется, следует отметить отдельные авторские проекты и циклы телепередач, обращенных в историческое прошлое нашей страны и стремящихся осмыслить, понять и оценить определенные события и факты, до сих пор вызывающие дискуссии ("Времена", "Какие наши годы!").

Однако нередко в контекст подобных повествований вторгаются неизвестные истории фрагменты, искажающие известные события, а также роль выдающихся государственных и военных деятелей. Большое количество программ канала НТВ заполнено показом криминогенных ситуаций. Достаточно часто на экранах телевизоров появляются документальные фильмы или комментируемые видеосюжеты, напоминающие о давних трагических событиях, происшествиях и катаклизмах, что не может не отразиться на психологическом состоянии телезрителей.

Еще более резкой критике подвергаются художественно-развлекательные программы. В начале XXI в. ежедневными и самыми предпочтительными стали зарубежные сериалы и отдельные фильмы, демонстрирующие кровавые сцены массового и индивидуального террора, заказных убийств, бандитизма, мошенничества, порочного образа жизни молодых людей, алкоголизма и наркомании как средств обретения жизненной позиции. В дальнейшем по аналогии с европейскими и американскими стали сниматься и отечественными фильмы. Особенно часто такие фильмы транслируют наиболее популярные среди молодежи такие телевизионные каналы, как ТНТ, СТС и НТВ. А некоторые (например, МуЗ-ТВ) навязывают американский (или, точнее, афроамериканский) образ жизни, совершенно не подходящий для российской действительности и не соответствующий русской культуре и менталитету.

Лишь изредка на экране телевизоров появляются художественные и документальные фильмы, повествующие о справедливости и доброте, нравственно здоровом образе жизни (чаще всего такие программы транслируют РОССИЯ-1, КУЛЬТУРА и ЗВЕЗДА, к сожалению, не являющиеся приоритетными для подрастающего поколения).

Такие еженедельно повторяемые телешоу, как "Секс с Анфисой Чеховой", "Дом-2", "Лолита без комплексов" и др., пренебрегают понятием нравственности, демонстрируют разнузданность в сфере семейно-бытовых и интимных отношений. А также "надоели" зрителям программы "Федеральный судья", "Суд идет", "Пусть говорят", "Чистосердечное признание", "Обзор чрезвычайных происшествий", поднимающие одни и те же вопросы и демонстрирующие "античеловеческие" отношения между людьми (чаще всего родственниками).

В восприятии зрителей молодежными каналами в полной мере являются ТНТ и СТС. Сам по себе критерий "молодежный" важен для всех возрастных групп. Для молодежи он является базовым: многие каналы эта возрастная группа даже не рассматривает как возможные для просмотра, ибо они "немолодежные". Для зрителей старшего возраста (после 40 лет) критерий "молодежность" коррелирует с критерием "развлекательный" в его втором ("веселый, легкий") и третьем смысле ("развлекуха").

"Молодежность" как характеристика телеканала - это не только указание на возрастную группу, на которую ориентирован канал, но также характеристика, граничащая по смыслу с представлением о современности, яркости, динамичности телеканала. Таким образом, этот критерий отчасти пересекается с другими критериями - "динамичный", "развлекательный", "современный".

Альтернативой критерию "молодежный" выступает "общепопулярный", то есть "канал для всех" (такие, как Первый канал, Россия, НТВ). Здесь опять присутствует частичное пересечение альтернативы и антитезы, связанное с тем, что, в зависимости от возраста респондента, телеканал (например, Россия) может восприниматься и оцениваться как канал для всех (старшая аудитория) или устаревший (молодежная аудитория) .

Для аудитории в возрасте 18-24 года "молодежность" канала является определяющим критерием - настолько, что они и вовсе бы не смотрели другие каналы, если бы не "главенство" Первого и "динамичность" НТВ. Это те черты, которые все-таки притягивают молодежь к этим "немолодежным" каналам. А вот РЕН ТВ и Пятый не имеют таких притягательных для молодежи характеристик, поэтому молодежная аудитория (за редким исключением) ими не интересуется.

2.2 Популярные передачи современного ТВ и их анализ

Сегодня молодые люди предпочитают "взрослые" новости и музыкально-развлекательные программы. Это рейтинговый факт. Для осмысления феномена популярности музыкальных каналов среди молодежи во всем мире и в России мы подробно остановимся на канале MTV, рассмотрев его этические и художественные аспекты в главе "Музыкальное телевидение". В том, что касается развлекательных программ, предпочитаемых молодежной аудиторией, надо говорить о канале СТС - "Первом развлекательном телевидении" России. Традиционно привлекающая молодых спортивная тема не требует подробного рассмотрения - истоки ее популярности очевидны. Зато нельзя пройти мимо псевдо-молодежного проекта "За стеклом", который "взорвал" рейтинги в 2001 г., и своеобразного его продолжения - "долгоиграющей" программы "Дом-2".

Главный российский развлекательный телеканал СТС возник, как содружество региональных сетей в 1996 году (СТС так и расшифровывается - Содружество телевизионных сетей). Нынче это союз 150 станций в более чем 350 городах России. Потенциальная аудитория оценивается в 82 миллиона человек. "Телеканал уверенно развивается, как телевизионный бренд: российской молодежи СТС предлагает идею "первого развлекательного телевидения", где качественное наполнение сетки вещания не оставляет места новостным, политическим и аналитическим программам", - заявляет корпоративный сайт СТС.

Рейтинги свидетельствуют, что по популярности у молодежи СТС можно сравнить только с MTV. Да и почти в каждом рекламном блоке зритель видит молодых людей (редко старше 25) с признанием: "Я люблю СТС!".

Давайте проанализируем, чем именно СТС привлекает молодежную аудиторию. Для анализа выберем по одной передаче из каждого представленного на канале оригинального жанра.

В номинации "Молодежное развлекательно шоу" вспомним программу "Первое свидание". Надо ли говорить, что этот клон "Любви с первого взгляда" является прямой калькой с аналогичных зарубежных программ. Кроме некоторого подобия телепортретов участников, программа не несет в себе никакой информационной нагрузки. Конкурсы, шутки, потуги на оригинальные вопросы-ответы - вот и все, что можно выжать из встреч юношей и девушек перед телекамерами. Схема, отработанная годами в разных странах мира, прекрасно работает и в России. Только иногда создается впечатление некой "ненастоящести" героев, потому что они в общем-то не являются "репрезентативной выборкой" для России. Но это не мешает программе иметь стабильный рейтинг.

Отдельного разговора заслуживают многочисленные молодежные сериалы. Ими славится не только СТС, но сейчас на этом канале сериалы занимают самую большую эфирную нишу. Можно сказать, что современный сериал - это набор таких развернутых сюжетов со сквозными героями и нитевидным общим сценарием, в котором каждая серия имеет свой заголовок и тему. Темы эти традиционны - любовь, секс, наркотики, проблемы самовыражения и т.д. Довольно часто создателям сериалов удается поднять и обсудить действительно важные социальные вопросы, не выходя за рамки жанра.

Главная и основная беда телеканала СТС в том, что его состав - программы-кальки и дублированные сериалы. Жизнь, которую показывает молодым россиянам СТС, не настоящая; может, такие глянцевые программы и приятно смотреть, но нашего молодого человека они почти ничему не научат, не пробудят интерес к реальности. Он видит, что жизнь может быть лучшее и сытнее, чем у него, и не понимает, почему он родился и вырос в другой ситуации. А борьба за жизнь, профессию и возможность жить лучше не входит в тематическую раскладку СТС.

Бурное развитие многопрограммного, многоканального телевидения с круглосуточным вещанием в условиях конкурентной борьбы между телекомпаниями создает определенную опасность для социальной жизни и психологии человека. Все больше и больше людей черпают свои сведения о внешнем мире только из телеисточников.

У сетевых каналов иные наборы признаков. У ТНТ среди прочих появилась характеристика "глупый". СТС начиная с 2000 года получает определения "веселый, стильный, модный". Примечательным представляется появление у этого канала наряду с характеристикой "веселый" определения "для всей семьи" (раньше ведь он считался молодежным) .

На современном телевидении каждый может удовлетворить свои потребности в просмотре той или иной передачи. Рассмотрим запросы и потребности молодежной аудитории, которые были выявлены в опросах и при анкетировании. Лидирующее место по популярности занимают художественные фильмы, затем идут молодежные и музыкальные программы, далее игры, программы для широкого круга зрителей (ток-шоу, просветительские передачи).

Отметим, что принцип вещания для молодежи у разных каналов различен: либо блоковый (ОРТ - днем для детей, в вечернее время "КВН"), либо музыкальный (МУЗ-ТВ и ТВ-6), либо фрагментарно-эпизодический ("Россия").

Здесь транслируются немало молодежных передач. На канале "2Х2" выходит ежедневная развлекательная программа "Афишка". В ней рассказывается, где можно интересно провести время. Эта передача привлекает и тем, что каждый выпуск ведущая не только сообщает полезную информацию, но и удивляет зрителей необычными нарядами. Каждый раз на ней разнообразные по форме шляпки, многие из которых она шьет сама, и роскошные бальные платья.

Другая молодежная передача - "Не для всех". Она представлена Российским союзом молодежи, производится при поддержке Министерства образования РФ. На основе факультетских, вузовских и городских отборочных туров на региональных и межрегиональных фестивалях выявляются талантливые коллективы, которые впоследствии будут участвовать во всероссийском фестивале - финальном мероприятии программы.

2.3 Проблема современного молодежного ТВ

Слияние информационной и развлекательной функций нашло отражение в появлении нового телевизионного жанра - жанра инфотейнмент. Термин инфотейнмент, произошедший от английского inforteinment, образованного от слияния частей слов information - "информация" и entertainment - "развлечение", закрепил появление на телевидении так называемых "информационно-развлекательных новостей".

Жанр инфотейнмент составляет основу концепции всемирно известного канала Fox News. Особой популярностью среди американских телезрителей пользуется программа "Фактор ОРейли" известного американского журналиста и политического обозревателя Билла О'Рейли.

Первой программой на российском телевидении, которая рискнула сделать ставку на инфотейнмент, стала программа - Намедни (2001-2004 г.) Леонида Парфенова.

К программам в жанре инфотейнмент можно отнести еженедельные информационно-аналитические программы "Зеркало" (канал "Россия"), "Неделя" (Ren-TV), "Времена" ("Первый канал"), "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым и другие.

В последние годы в обществе, в том числе и журналистской среде, сложилось мнение о том, что новостные медиа завоевывают популярность не столько за счет распространения актуальной информации, сколько за счет освещения различного рода конфликтов. Ведущими сюжетами большинства новостных программ являются катастрофы или только что произошедшие опасные преступления. Конфликт привлекает зрителей, слушателей и читателей. Чем сильнее конфликт, тем больше аудитория, а увеличение аудитории приносит финансовый успех, так необходимый медиаизданиям. Вот почему медиа часто заинтересованы не столько в освещении конфликта, сколько в его поддержании и "подогревании", подчас представляя его более глубоким и разрушительным, чем он есть на самом деле. Долгий, затяжной процесс разрешения конфликта, например, процесс посредничества, часто не столь драматичен, его сложно понять и о нем сложнее делать репортажи, тем более с тех пор, как процессы посредничества стали практически закрыты для прессы. Поэтому подобные процессы часто отодвигаются в сторону, уступая место более свежим, ярким и шокирующим аспектам конфликта. Организации, которые понимают эту динамику, могут манипулировать этим для того, чтобы заслужить внимание со стороны медиа.

Помимо информирования и развлечения СМИ выполняют еще одну главную роль - роль приобретения знаний об окружающем мире. Согласно Р. Харрису, наши знания и представления о мире конструируются на основе нашего опыта взаимодействия со СМИ. Эти знания представляют некую реальную ментальную реальность, которая составляет основу установок и моделей поведения и оказывает огромное влияние на нашу жизнь. При этом информация поступает не только из новостных программ о событиях в стране и за рубежом, но также и развлекательных. Производная от информационной функции в образовании проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие.

Далее, образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Неоспорим и тот факт, что СМИ - один из основных институтов социализации наравне с семьей, школой и т.д., ведь социализация не сводится только к обучению, скорее это процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения и осваивает формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация происходит как стихийно (за счет подражания, восприятия одобрения или неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама и т.д.). Естественно, что этот процесс затрагивает все этапы жизни человека, тем не менее он наиболее значим для новых поколений, т.е. для детей и подростков, которые только вступают в жизнь общества с ее правилами, возможностями, ограничениями и запретами. Дети и подростки в силу своих возрастных характеристик и страстного желания познавать мир весьма активно пользуются практически всеми современными коммуникационными технологиями. Более того, телевидение относительно давно стало одним из наиболее активных социальных институтов, посредством которого дети усваивают транслируемые этим СМИ социальные роли и образцы поведения. Значимость телевидения в процессе социализации детей возрастает постоянно: исследования телевизионной аудитории показывают, что время телесмотрения детей и подростков растет с каждым годом. Телевизор смотрят каждый день практически 90% детей и подростков, что гораздо больше, чем пользование другими коммуникационными технологиями. Среднее время телесмотрения детской и подростковой аудитории составляет почти три часа в день.

Данные социологических опросов, периодически публикуемые в печатных средствах массовой информации и Интернете, отражают негативное влияние телевидения на детей и молодежь. Так, по результатам ежегодного исследования "Духовно-нравственный мир одиннадцатиклассников", проводившегося в Москве и Московской области, выделились следующие предпочтения молодых людей, далекие от элементарных устоев морали. Например, 30% выпускников уверены, что ради разрешения важных личных проблем можно нарушить нравственные нормы и законы морали; 40% опрошенных считают, что в списывании на экзамене и контрольной работе нет ничего предосудительного; 70% молодых людей полагают, что сексуальные отношения до брака вполне допустимы; употребление алкоголя как одного из трех наиболее часто используемых вариантов досуга назвали 28% юношей и 19% девушек. Подобные результаты, естественно, вызывают беспокойство, потому что пропагандируемый на телевидении свободный образ жизни, предлагающий сюжеты из жизни социального и нравственного "дна", воспринимается подрастающим поколением российских граждан как образец для подражания.

Необходимо прекратить пропаганду насилия. За последние годы средства массовой информации внедрили в души людей то, что всегда было чуждо русскому человеку - жестокость и безнравственность. Исследователями, отечественными и зарубежными, доказано, что дети претворяют в жизнь то, что видят на экране (особенно часто это происходит в тех случаях, когда зло не только не наказано, но еще и обретает новые преимущества). Вспомните самый популярный отечественный фильм начала XXI в. "Бригада" и огромное количество жестоких убийств, происходивших в разных частях нашей страны. Для многих людей именно телевидение становится наглядным пособием для совершения преступлений.

Безусловно, телевидение всегда было активным средством духовно-нравственного воздействия на человека. И сегодня от его позиции зависит моральное и нравственное состояние людей, устойчивость норм гражданского общества и сила государства. Однако, к сожалению, в настоящее время большинство центральных каналов российского телевидения демонстрируют и навязывают псевдокультуру. Такая ситуация вызывает серьезные опасения за судьбу подрастающего поколение граждан Российской Федерации. Не случайно 27 декабря 2010 г. начал работу еще один детско-юношеский канал КАРУСЕЛЬ, способствующий развитию гармоничной гуманной личности ребенка.

Следует отметить, что также негативное влияние на молодежь оказывает низкопробная, создающая стрессовое состояние рекламная продукция. Реклама в современном мире становится неотъемлемой частью окружающего мира. В процессе социализации ребенок приобретает совокупность привычек, ролей, предпочтений, понятий, представлений, предубеждений, желаний и социальных потребностей, каждое из которых отражает особенности семейной и социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки личности. Эти привнесенные и присвоенные элементы в силу своей генетической связи с социумом сохраняют чувствительность к внешним запускающим стимулам. Усиление психологического влияния на формирующуюся личность, создание механизмов манипулирования через навязывание стандартов, стереотипов, мнимых потребностей и желаний выявляют настоятельную необходимость разработки и введения соответствующих этических и юридических нормативов и ограничении в телевизионной рекламе.

Исследователь Е.Я. Малышев делает акцент на этической стороне рекламы. Реклама дорогостоящих продуктов при низкой покупательной способности основного потребителя, внушение мыслей о необходимости их приобретения, внедрение в общественное сознание недостижимого образа жизни приводят к негативным эмоциональным реакциям человека. Довольно часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Кроме того, многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть еще и общий психологический фон отечественного телевещания, который, по мнению Е.Я. Малышева, способствует возникновению негативных эмоциональных реакций, вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения телезрителя, а нередко создает условия для слабого сопротивления человека раз личным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой российского населения.

Возрождение созидательного и воспитательного потенциала отечественного телевидения как мощного средства формирования общественного сознания, духовно-нравственного развития российской молодежи возможно "при условии коренного стратегически целевого переустройства всего телевизионного цеха и, прежде всего, содержательной инфраструктуры и шкалы ценностных ориентаций.

Заключение

Обобщим основные исследовательские выводы.

Телевидение в широком понимании всегда будет оказывать огромное влияние на развитие общества - как в относительно устаревающем виде - непосредственно через телевизоры, так и через Интернет, который, если быть точным, не вытесняет телевидение, а, отчасти включая в себя, просто отправляет его на иную ступень развития, делая ещё более доступным. Значит, телевидение в новом качестве продолжает усиленно влиять на общество, поэтому должно стремиться формировать в нём позитивные качества.

Современное российское телевидение является важным и значимым социальным институтом, входящим в систему средств массовой коммуникации, способным оказывать влияние на становление повседневной культуры молодёжи и образующие ее компоненты (учебную деятельность, досуг, язык и коммуникацию, игру, агрессию и любовь). Сегодня телевидение - это подлинный социальный институт, определяющий общественные взгляды, вкусы, приоритеты. Наравне с семьей, системой образования и другими общественными институтами современное российское телевидение играет важную роль в процессе формирования культуры повседневности молодежи.

Сегодня среди молодёжи наиболее популярны юмористические, развлекательные и новостные передачи - часто программы не самого высокого качества, привлекающие своей ненавязчивостью и развлекательностью. В этом смысле, "производителям" на рынке телепрограмм, скорее всего, стоит прислушаться к мнению как минимум половины россиян, с точки зрения которых, СМИ должны прививать нравственные ценности, обладать цензурой и давать важную информацию. Здесь нужно учитывать разные роли телевидения, которые могут не совпадать не только в рамках общества у отдельных индивидов, но и в рамках отдельных индивидов на определённых этапах их личностного развития и в зависимости от конкретного психического состояния и предрасположенностей; также не нужно забывать и о том, что телевидение - только одна часть только одной стороны жизни людей, и её изучение не даёт права делать глобальные выводы об обществе, хотя и предоставляет много важной информации к размышлению.

Анализ также показал, что сегодня отсутствует единая политика государства в отношении молодежного телевидения. Если ТВ до сих пор является самым авторитетным средством массовой информации, оно просто обязано пропагандировать вечные ценности (такие ценности, как интерес и любовь к жизни и т.п.).

Чтобы возродить молодежное телевидение в России, необходимы новые форматы телевизионных программ, которые заинтересуют молодежную аудиторию, помогут решать их насущные проблемы, сориентируют в обществе.

Список использованной литературы

1.Бачинин В.А. Молодежная "телесоциализация": проблемы и парадоксы // Россия и соврем. мир. - 2010. - № 3. - С.127-135.

2.Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков. Программы, проблемы, лица. - М.: Высшая школа, 2009. - 315 с.

.Исхакова Н.Р. Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций молодежи / Исхакова Н.Р., Корнейчук Д.И. // Адлеровские социол. чтения. - 2010. - Т.1, № 1. - С.71-73

.Малышев Е.Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока. Тверь, 1999.56 с.

.Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 249 с.

.Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. - М.: Изд-во. Моск. ун-та., 2012. - 225 с.

.Мясникова, М.А. О функционально-деятельностном анализе телевидения // Известия Уральского государственного университета. Сер.1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - N 4 (68). - С.71-79.

.Науменко М.В. К вопросу о влиянии средств массовой информации на "модное" поведение молодёжи // Сб. науч. тр. Sworld. - 2012. - Т.17, № 3. - С.41-42.

9.Печерников Д. Поведение, которое нам навязывают сериалы // Остров Горн, 2014, № 8 (Дата обращения - 27.11.2014) URL-адрес: http://contrlist. ucoz.ru/index/povedenie_kotoroe_nam_navjazyvajut_serialy/0-790 <http://contrlist.ucoz.ru/index/povedenie_kotoroe_nam_navjazyvajut_serialy/0-790>

.Почкай Е.П. Ценностные установки в современных молодежных телевизионных передачах // Система ценностей соврем. о-ва. - 2013. - № 32. - С.164-169.

.Раззаков Ф.И. Блеск и нищета российского телевидения. От Ельцина до Медведева. - М.: Эксмо, 2009. - 592 с.

.Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред.А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. В 2-х томах. - М.: Эликомстар, 2007. - 375 с.

.Телевизионная журналистика. Учебное пособие. Издание 3-е. / Ред. коллектив Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвиг, А.Я. Юровский. - М.: Высшая школа, 2012. - 304 с.

.Телерадиоэфир: история и современность. - М. Элиткомстар, 2008. - 291 с.

.Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание II Педагогика. 2007. № 10. С.29-32.

.Цвиг В.А. Телевизионная журналистика: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 182 с.

.Челышева И.В. Особенности организации медиаобразовательного процесса в молодежной аудитории // Медиаобразование. - 2011. - № 2. - С.25-35.

.Шилкина Н.Е. Специфика социального восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией // Теория и практика обществ. развития. - 2014. - № 2. - С.75-77

Похожие работы на - Характеристика молодёжных передач на российском ТВ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!