льшее внимание не спортивной составляющей скачек, а тому, что их окружало. Его впечатлило поведение зрителей, огромное количество алкоголя, большая численность правоохранительных органов и многое другое:
«Полный хаос, нельзя увидеть ни забег, ни даже трэк... всем наплевать. Люди стоят в длинных очередях у наружных окошек для ставок, затем встают сзади, чтобы увидеть выигрышные номера на большом табло, словно это гигантское лото.
[…]Бухло здесь не продается, слишком опасно... туалетов тоже нет. Пляжные качки... Вудсток... много мусоров с белыми дубинками, но никаких признаков волнений. Издали, отделенный от нас трэком, клабхаус выглядит как на открытке с Дерби в Кентукки».
Работа над материалом о дерби в Кентукки начиналась с обычной репортерской работы. Однако затем этот материал был написан нетрадиционным образом для журналиста: к тому моменту, когда срок сдачи статьи подошёл к концу - она ещё не была готова. В итоге, Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своего дневника. Эти наброски и детали, которые были довольно жёсткими и имели исключительно субъективную точку зрению, в результате составили текст статьи «Дерби в Кентукки упадочно и порочно».
Оценка со стороны читателей не заставила себя долго ждать: уже сразу после публикации статья вызвала общественный резонанс и была подвергнута разного рода критике со стороны представителей других изданий.
Так, в результате одной из таких критических рецензий, редактор журнала «TheBostonGlobe» Билл Кардозо впервые использовал термин «гонзо». Причем отметим, что Кардозо написал слово Гонзо именно с большой буквы, а добавление в виде «пусть продолжает катиться» послужило своеобразным напутствием к дальнейшему развитию и использованию данного стиля журналистики:
«Вот оно, это чистое Гонзо! Оно стартовало, пусть продолжает катиться».
После чего сам Хантер Томпсон, прочитав эту рецензию, высказался следующим образом: «Хорошо, значит, вот что я делаю. Гонзо»56.
Позже, Кардозо объяснил, что слово «Гонзо» было сленговым в ирландских районах Бостона и обозначало состояние человека, который был способен не только выпить больше всех алкогольных напитков, но и остаться после этого стоять на ногах.
Что же касается непосредственно самой гонзо-журналистики, то она приобрела характер репортажа, исключающего различные правила и противоречащего сложившейся общественной системе восприятия журналистского текста.
После публикации материала «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Хантер Томпсон стал более тесно сотрудничать с журналом «RollingStone», в котором в 1971 году было опубликовано его «крупнейшее гонзосочинение - «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
Благодаря публикации этого романа и тесному сотрудничеству Хантера Томпсона с «RollingStone» в 1970-ые года можно сделать вывод о том, что этот журнал также стоял у истоков гонзо-журналистики.
В 1980-е и 1990-е годы, Томпсон продолжал изредка публиковаться в «RollingStone». Объяснить это можно тем, что дальнейшие работы Томпсона в гонзо-стиле были уже более объемны и публиковались в виде отдельных книг.
Так в 1983 году в свет вышел роман Хантера Томпсона «Проклятие Гавайев», который стал своеобразным продолжением «гонзо-саги» «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».
Позже, в период 1979-1994, Томпсон выпустил серию из 4-х книг под названием «TheGonzoPapers», которая предоставила критикам возможность более детально познакомиться со стилем гонзо-журналистики. Книги представляли собой большие сборники старых статей из «RollingStone» и других малоизвестных работ Томпсона, написанных в 1960-70-х. Помимо этого, «TheGonzoPapers» также включал в себя новые и ранее неопубликованные рассказы и очерки Томпсона.
Последователями стиля гонзо-журналистики можно назвать целый ряд журналистов Новой волны. Среди важнейших авторов Новой Журналистики и продолжателей гонзо-стиля выделяют спортивного журналиста Джорджа Плимптона, который известен своими репортажами. Также Том Вульф в своей «Антологии новой журналистики» выделяет Терри Саузерна, который в период своей работы в журнале «Esquire» предпочитал излагать большинство своих историй в виде биографии, пережив событие самостоятельно. Тем самым событие приобретало субъективную точку зрения.
В результате, можно сделать вывод о том, что:
Появление стиля гонзо-журналистики обязано по большому счету публикации материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно»
Именно после этой статьи общественность впервые смогла познакомиться со стольсубъективным и фривольным журналистским текстом
Таким образом, публикация материала «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» дала толчок к развитию такого направления в журналистике, как гонзо
. Характерные приёмы стиля гонзо-журналистики
Любой стиль журналистики имеет свои особенности и характерные приемы, которые автор использует при написании каких-либо журналистских работ. Стиль гонзо-журналистики не исключение.
Разбирая характерные приемы гонзо-журналистики, следует обратиться к ранее упомянутой статье «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», которая считается первым журналистским материалом, написанным в стиле гонзо.
После публикации одиозного материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» общественность впервые смогла познакомиться с тем, что гонзо-репортаж может вестись там, где даже нет прямых и ключевых событий для репортажа.
Позже Юрий Захаров и Владимир Бабенко в своих научных статьях отметили характерные приемы гонзо стиля. Одним из них стал прием свободного использования лексики. Гонзо-журналистами подобный прием используется для того, чтобы показать аудитории окружающую обстановку без какого-либо искажения.
Другой ключевой особенностью гонзо-журналистики является крайняя эмоциональность. Данный прием достигается путем использования эмоционально-окрашенных слов.
«Но какого хрена? Любой, кто болтается по миру, постоянно повторяя "Епты, я из Техаса", заслуживает того, что с ним может случиться.
Использования эффекта присутствия, давая тем самым аудитории возможность прочувствовать событие со всех сторон. «Усиливается данный прием за счет ввода в текст огромного количества деталей»60:
«Старые негры спорят о ставках; «Подожди-ка, я глотну» (покачивая пинтой виски, в руке пригоршня долларовых бумажек); девочка сидит на плечах у парня, на футболке надпись: «Украдено из тюрьмы Форт Ладердэйл». Тысячи тинэйджеров, хором поют «Пусть восходит солнце», десять солдат стоят у американского флага и жирный пьяный мужик в синей футболке (80-й размер) ошивается вокруг с квартой пива в руке».
Субъективный взгляд на событие: автор репортажа, оформленного в стиле гонзо-журналистики, всегда пропускает происходящее через себя, сопровождая все детали и элементы события своими собственными мнениями и оценками.
Также немаловажно для определения понятия и становления гонзо-журналистики то, что в дальнейшем журналисты, взявшие на вооружение стиль гонзо, уделяли большее внимание не самому событию, а рефлексии этого события внутри самого себя. Событие для гонзо-журналистики стало лишь фоном и дополнением к происходящему.
[…]для серьезного наблюдения за публикой почти не останется времени. А в отличие от большинства присутствующих журналистов, нам было абсолютно по барабану то, что происходит на трэке. Мы прибыли сюда посмотреть на настоящий бал монстров.
АзатСаттаров в своей научной статье «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» отмечает, что автор материала в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него63.
Владимир Бабенко, в свою очередь добавляет, что журналист стиля гонзо занимает в своем материале центральное положение в структуре материала, выступая главным участником события и единственным обозревателем. Тем самым, взгляд автора преподносится как единственно возможный.
Он улыбнулся. «Знаешь, я уже думал об этом», - сказал он. «Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое... и знаешь, что? Мы же сами такие...».
Отметим также то, что единственное полное и структурированное определение гонзо-журналистики в России содержит в себе те особенности стиля гонзо, о которых было сказано ранее: «гонзо-журналистика - это направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий».
В результате, можно сказать о том, что характерными приемами гонзо-журналистики являются:
Свободное использование лексики
Крайняя эмоциональность
Создание эффекта присутствия
Субъективный взгляд на событие
Журналист в гонзо-журналистике занимает в своем материале центральное положение
Автор материала в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий
. Появление гонзо-журналистики в спортивно-развлекательных программах на российском телевидении
Своему появлению на российском телевидении гонзо-журналистика во многом обязана развитию Интернета. С момента своего появления гонзо-стиль успел проникнуть во все типы средств массовой информации: прессу, телевидение, Интернет и другие.
В российской прессе ярким примером гонзо-журналистики стали материалы Константина Кондрашова из газеты «Аргументы и Факты». Кондрашов преображался то в Деда Мороза, то в уличного художника, то в стриптизера или вышибалу, тем самым самостоятельно создавая ситуации и чрезмерную эмоциональность».
На телевидении яркими примерами программ стиля гонзо-журналистики стали: «Hoвоsти», выходящие на телеканале 2Х2; программа «+100500», которая выходила на канале «Перец»; а также можно отметить программы, «Альтернатива», «Культ Тура» и «Три репортера», которые выходят на телеканалах субхолдинга «Матч!».
В Интернете характерной особенностью развития гонзо-журналистики стало появление большого количества блогов и различных сообществ авторов, придерживающихся стиля гонзо.
По мнению блоггераАзатаСаттарова, который посвятил ряд статей исследованию гонзо-журналистики в России, предпосылкой появления гонзо в нашей стране во многом стало развитие в конце 90-ых блогосферы и других социальных сервисов в сети Интернет. Саттаров отмечает, что главным толчком для развития данного стиля журналистики явилось то, что любая информация в Интернете меньше всего подвержена каким-либо канонам или цензуре. Каждый пользователь социальных сетей получил возможность писать так, как ему угодно, а также писать о том, что ему интересно. Именно это позволило сформировать условия для появления в нашей стране гонзо-материалов.
Подобный шаг позволил российской интернет-аудитории впервые за долгое время самостоятельно формировать информационную повестку. Люди получили возможность писать и читать те материалы, которые были им интересны. Интернет позволил впервые авторам и аудитории перейти к двухстороннему общению, в ходе которого можно было определить запросы читателей.
Еще одной из предпосылок появления гонзо-журналистики на российском телевидении, и в частности в спортивно-развлекательных программах, можно считать глубокий кризис, который в начале XXI века переживает вся мировая журналистика. Причиной для данного кризиса стал глобальный конфликт между журналистами и обществом.
Автор научной статьи Леонид Речицкий70 рассуждает, что данный конфликт проявился главным образом в том, что со стороны аудитории стало появляться четкое неприятие того, что она видит на телеэкранах, слушает по радио, читает в газетах и журналах.
Это стало одной из причин того, почему общество устремилось в блогосферу, где ей была дана свобода выражения и возможность узнавать и делиться той информацией, которая была интересна исключительно ей самой.
Развитие Интернета и медиа-индустрии в России привело к тому, что все большее количество отечественных СМИ стали обращать внимание и черпать информацию из блогосферы. Это позволило доселе неизвестным Интернет-авторам приобрести репутацию надежных источников информации.
«С развитием блогосферыгонзо-журналистика получила мощный толчок к популяризации, поскольку характер дневниковой записи совпадает с публицистическими особенностями гонзо-направления: субъективность, публицистичность, экспрессивность, непосредственная авторская оценка, отсутствие строгой композиции, в общем, все, чем характеризуется гонзо».
В результате это привело к тому, что руководители телеканалов были вынуждены решать проблему оттока аудитории в Интернет. Для того, чтобы вернуть аудиторию, руководители стали более пристально следить за развитием блогосферы, отмечая характерные тренды:
Свобода выражения мысли
Самостоятельное формирование повестки дня
Другой предпосылкой появления гонзо-журналистики на российском телевидении стало сначала развитие индустрии развлекательных телепрограмм в мире и в России, в частности. В особенности стоит уделить внимание появлению и развитию скетч-шоу.
Говоря о скетч-шоу, выделить стоит три программы британского телевидения, которые положили начало развитию скетч-шоу на ТВ: «Шоу Бенни Хилла», «Летающий цирк Монти Пайтона» и «Шоу Фрая и Лори».
Эти шоу выделялись своими «сюрреалистическими сюжетами, рискованными намёками и искромётными диалогами». Характерным приемом для этих телевизионных программ было использование эмоциональности и образности. В частности, в программе «Летающий цирк Монти Пайтона» «эпизоды шоу не начинались с титров: обычно им предшествовала долгая заставка, в которой человек в костюме бродяги или отшельника добирался до камеры, чтобы сказать: «Это»73.
Помимо этого, зачастую телевизионные программы использовали много игровых моментов. Для того же шоу «Летающего цирка Монти Пайтона» было характерно, чтобы оно заканчивалось «самым абсурдным образом: к примеру, их [действующих лиц шоу] останавливал полковник, которому они казались слишком глупыми, в них появлялся рыцарь, ударявший персонажей по голове курицей, или появлялся Джон Клиз за столом, произносящий: «А сейчас нечто совершенно иное».
Также одной из важных деталей таких телепрограмм была роль и образ ведущего или главного героя. Как правило, именно от этого зависел успех того или иного развлекательного телевизионного шоу. К примеру, долгосрочный успех «Шоу Бенни Хилла» во многом обязан фигуре создателя и одновременно главного героя шоу - Бенни Хилла.
В результате можно отметить, что стилистика и тренд западных скетч-шоу также оказали влияние на формирование телевизионной гонзо-журналистики. Главное, что стоит выделить это, что и дляскетч-шоу, и для гонзо-журналистики характерны следующие особенности стиля:
Юмор, порой выходящий за рамки приличия / Свободное использование лексики
Высокая роль диалогов, которые позволяют сделать акцент на деталях
Высокая роль и образ ведущего / Репортера
Использование игровых моментов / Использования эффекта присутствия
Другой предпосылкой для появления гонзо-журналистики на российском телевидении стало то, что с конца 90-ых количество развлекательных программ на российском телевидении стало постепенно увеличиваться. Причем изначально на российском телевидении стали появляться именно западные развлекательные программы и скетч-шоу. Объяснить данную тенденцию можно сразу несколькими причинами. После развала СССР на российском телевидении главным критерием при покупке телепрограмм стал служить ожидаемый высокий уровень доли и рейтинга, а также прибыль от рекламы - это привело к преимущественному наличию на российских телеканалах развлекательных, игровых передач и сериалов.
Помимо этого, многие российские телеканалы столкнулись со слабой государственной поддержкой, которая привела к тому, что телеканалы были «вынуждены встать на путь коммерции, что привело к «вымыванию» серьезных программ из вещательной сетки»74.
Причиной же для появления и затем развития гонзо-журналистики на российском телевидении в спортивно-развлекательных телепрограммах стала реакция общества «на шаблонные публикации СМИ». Именно это стало первопричиной для развития данного направления журналистики в США в 1970-ых годах, когда направление гонзо только делало свои первые шаги в журналистике.
Также гонзо-журналистика, благодаря своему инструментарию смогла впервые предоставить телезрителю независимый и неофициальный взгляд на происходящее вокруг какого-либо спортивного события. К примеру, президент Федерации спортивных журналистов России Николай Долгополов в интервью интернет-изданию «Газета.Ru» отметил, что «спортивный репортер каждый раз должен выдавать что-то новое, придумывать иные повороты, вопросы, заходы для интервью». Он отмечает, что «в любом материале обязательно должен быть эпизод, который зацепит читателя: «Твое собственное, новое, личное, тобой открытое, а не переписанное из интернета». Долгополов также говорит о том, что этим «новым» «может быть интересная фраза, признание или неожиданное авторское наблюдение».
В результате, «вымывание» серьезных телепрограмм, появление на российском телевидении большого количества развлекательных телешоу и развитие Интернета и блогосферы в частности - привело к тому, что гонзо-журналистика стала приобретать популярность среди телевизионной аудитории, что позволило ей получить развитие на спортивных телеканалах. Главными же причинами появления гонзо-журналистики в спортивно-развлекательных программах на российском телевидении стали:
Неприязнь и усталость аудитории от того, что показывалось на отечественном телевидении
Отток телевизионной аудитории в Интернет, где у нее была свобода выбора информации и свобода самостоятельного формирования информационной повестки дня
Интерес руководителей телеканалов в возвращении аудитории из Интернета
Влияние скетч-шоу на развитие гонзо-журналистики
Влияние западных развлекательных программ на российское телевидение
Возросшая роль рекламодателей на российском телевидении
«Вымывание» серьезных телепрограмм из эфирной сетки телеканалов
Попытки спортивных журналистов найти новые способы работы и стили освещения спортивных событий
Литература
гонзо журналистика репортер
Борецкий Р. От информации к проблеме (Заметки о спортивном телевидении) // Советское радио и телевидение. 1963. №10.
Вульф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. - М., 2008.
Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1980.
Долгополов Н. Спортивная журналистика - тот же спорт: тут нельзя выиграть раз и навсегда // «Газета.Ру». URL: #"justify">Дэвис. Э.П. Руководство и настольная книга репортера. Нью-Йорк., 2013.
Захаров Ю. «Гонзо-журналистика в современном мире» // «Медиаскоп»: электронное научное издание. 2009. 8 февраля. URL: #"justify">Интервью Дудя Ю. газете «Бумага» 29.09.2015 // [Электронный ресурс] //«Бумага» - интернет-газета о городе и обществе. М., 2012-2016. URL: #"justify">Калашников М. Будущее 2.0. Куда катится спортивная журналистика // Sports.Ru. URL:#"justify">Колесниченко А. В. Практическая журналистика. - М., 2010.
Кубертен П. Олимпийские мемуары / Пер. с фр. - М., 2011.
Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - 4-е изд. - М., 2002.
Мандель Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. М., 2014.