Реализация права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,88 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реализация права















Реферат

Реализация права

Содержание

1. Понятие и формы реализации права

. Применение права как особая форма реализации права

. Пробелы в праве. Способы их преодоления в процессе правоприменения

. Толкование норм права

Литература

1. Понятие и формы реализации права

Нормативные правовые акты, а точнее содержащиеся в них нормы права, издаются для того, чтобы они реализовывались, претворялись в жизнь. Принятие нормативного правового акта - это лишь предварительный этап правового регулирования. Главное же состоит в том, чтобы нормы права осуществлялись на практике, реально действовали. Непосредственным результатом правового регулирования, конкретным его проявлением является реализация права.

Реализация права - это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания правовых норм в фактическом поведении субъектов.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют следующие формы реализации права:

1)соблюдение - это форма реализации права, состоящая в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. Главная особенность данной формы реализации права заключается в том, что здесь не требуется совершения каких-либо активных действий, так как выполняется пассивная обязанность;

2)исполнение - это форма реализации права, состоящая в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами. При этом требуется совершение активных действий по исполнению наложенных на субъекта юридических обязанностей. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы права;

3)использование - это такая форма реализации права, состоящая в осуществлении субъектами своих прав, совершении действий, дозволенных правовыми нормами. Использованием реализуются управомочивающие нормы права. При этом субъекты частного права - граждане и другие участники правоотношений могут использовать или не использовать субъективные права в соответствии со своими интересами. Никто не может быть принужден к использованию своего права или нести ответственность за то, что его не использовал. Субъекты публичного права - государственные органы и должностные лица не только могут, но и обязаны использовать предоставленные им права. Границей использования субъективного права являются права других лиц, что закреплено в ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

2. Применение права как особая форма реализации права

Применение права - это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Правоприменение - это решение конкретного юридического дела, определенной правовой ситуации. Это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства.

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда для обеспечения полной реализации правовых норм требуется вмешательство компетентных органов. Существуют три главных основания, обуславливающих необходимость применения права:

а)в случаях, когда требуется официальное признание определенных юридических фактов, когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (например, при назначении пенсии);

б)в случаях, когда есть спор о праве, о правах и обязанностях;

в)когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав; когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности.

Поэтому применение права подразделяется на такие виды, как оперативноисполнительная и правоохранительная деятельность. Оперативно-исполнительная деятельность заключается в организации выполнения предписаний правовых норм с помощью правоприменительных актов (прием на работу, регистрация брака и т.д.). Правоохранительная деятельность включает охрану правовых норм от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителю, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность присуща правоохранительным органам, органом контроля и арбитража, в то же время этой деятельностью занимаются и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций.

Таким образом, применение права характеризуется следующими признаками:

осуществляется только уполномоченными на то компетентными субъектами;

носит государственно-властный характер;

осуществляется на основе правовых норм;

осуществляется в строго определенной процессуальной форме;

связано с применением соответствующего правоприменительного акта;

направлено на установление конкретных правовых последствий.

К применению права выдвигаются следующие основные требования.

1.Законность: при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права, прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, соблюдать предусмотренный законом порядок рассмотрения дела и вынесения решения, установленную форму акта применения права.

2.Обоснованность: должны быть выявлены все факты, относящиеся к делу; они должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обстоятельства дела должны быть подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

3.Целесообразность, то есть соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления правовой нормы в конкретно жизненной ситуации. В пределах содержания нормы должно быть выбрано решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования.

4.Справедливость применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом, осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, а также беспристрастность и объективность лица или органа, применяющего право.

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены стадии применения, характеризующие последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.

1.На первой стадии устанавливаются фактические обстоятельства дела. Фактические обстоятельства - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Здесь устанавливаются юридические факты, которые прямо указаны в гипотезах правовых норм. Когда юридическая норма применяется к правонарушению, установлению подлежит его состав. Кроме обстоятельств, прямо указанных в гипотезе нормы права, установлению подлежат данные, которые, не являясь непосредственно юридическими фактами, тем не менее влияют на правовую оценку рассматриваемого случая. Они способствуют принятию решения, в наибольшей мере учитывающего конкретные особенности дела и обеспечивающего его полноту, объективность, всесторонность. Так, в уголовном процессе подлежат исследованию не только состав преступления, но и социальные свойства личности преступника, обстоятельства, с которыми уголовный закон связывает отягощение или смягчение ответственности. Таким образом, речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

Исследование фактических обстоятельств дела начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению данных фактов, исследованию и установлению их достоверности (доказыванию). Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

2.На второй стадии устанавливается юридическая основа дела. Данная стадия включает в себя следующие подстадии:

а)нахождение нормы, подлежащей применению. Выбор юридической нормы в теории называется правовой квалификацией. Она сводится по существу к ответу на вопрос, на основе какой нормы права должен быть рассмотрен тот или иной случай, тот или иной фактический состав. Поиск необходимой нормы начинается с определения отрасли права, к которой должно относиться искомое правило поведения; отрасли права подразделяются на юридические институты, внутри которых и находится требующаяся норма;

б)проверка правильности текста акта, в котором содержится искомая норма. Необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями;

в)проверка действия нормы права во времени, пространстве, и по кругу лиц. Каждая правовая норма должна быть проанализирована, чтобы установить, сохраняет ли она юридическую силу в момент применения ее надлежащим государственным органом, действует ли она на той территории, на которой решается юридическое дело, и распространяется ли ее действие на субъектов, участвовавших в рассматриваемом событии;

г)анализ содержания нормы права (толкование). На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе толкования устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в нем, так как найденная норма права, прежде чем стать критерием юридической оценки фактических обстоятельств дела, должна быть правильно понята, то есть истолкована.

Главная стадия применения права, по отношению к которой все предыдущие стадии являются подготовительными - решение дела. Результат решения юридического дела - вынесение правоприменительного акта. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова. Применение права заключает обнародование решения, то есть доведение его содержания до сведения заинтересованных лиц и организаций. Оно осуществляется или сразу после вынесения решения или позже, но в любом случае обязательно должно иметь место.

Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт обладает следующими особенностями:

1)исходит от компетентных органов и должностных лиц;

2)носит государственно-властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность, как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

3)носит индивидуальный характер, так как адресован конкретным персонифицированным субъектам;

4)имеет определенную установленную законом форму. Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания).

Правоприменительные акты состоят из четырех частей:

вводной, где указываются реквизиты акта (его наименование; время и место принятия; название органа и должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати);

описательной, в которой излагаются юридические факты;

мотивировочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы;

резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается мера юридической ответственности.

Действие правоприменительного акта начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.

Классифицируются правоприменительные акты по следующим основаниям:

по форме внешнего выражения - на акты-документы (указы, приговоры, решения, постановления, приказы), акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда), акты-символы (дорожные знаки и т.п.);

по субъектам, их издающим - на акты государственных органов, акты муниципальных органов и акты общественных организаций;

по функциям права - на регулятивные, организующие исполнение положительных предписаний норм права, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений;

по юридическому значению - на основные, выражающие конечное решение юридического дела и вспомогательные, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и др.);

по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые и т.д.;

по характеру - на материальные и процессуальные;

по действию во времени - на акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (штраф за нарушение правил дорожного движения), и акты длящегося действия, реализация которых представляет продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, назначение пенсии).

Правоприменительные акты имеют общие черты с нормативно-правовыми актами. И те, и другие акты издаются государственными органами и уполномоченными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление; оба вида актов обязательны для исполнения, обеспечены государственным принуждением; они имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники.

В тоже время правоприменительные акты отличаются от нормативно - правовых актов:

во-первых, нормативно-правовой акт регулирует общие по своему характеру отношения, устанавливая общую модель поведения, а правоприменительный акт конкретизирует норму права применительно к конкретной ситуации, регулируя единичное конкретное правоотношение;

во-вторых, нормативно-правовой акт является источником права, а правоприменительный акт играет вторичную роль, действуя на основе нормативно-правового акта;

в-третьих, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, а правоприменительный акт действует в отношении конкретного персонифицированного лица;

в-четвертых, правоприменительный акт характеризуется одноразовым действием и утрачивает силу с исполнением, а нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации;


. Пробелы в праве. Способы их преодоления в процессе правоприменения

В процессе правоприменительной деятельности при разрешении конкретных юридических дел встречаются случаи, когда тот или иной вопрос, требующий правового урегулирования, не предусмотрен никакой действующей нормой права, то есть обнаруживается пробел в праве, что создает определенные трудности в процессе применения права, снижает эффективность действия законодательства.

Пробел в праве - это отсутствие в действующем законодательстве нормы права при разрешении конкретных жизненных ситуаций, находящихся в сфере правового регулирования.

О пробеле в праве можно говорить при наличии двух условий:

фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования;

отсутствует норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Причины пробелов в праве могут быть как субъективными - упущение законодателя при подготовке нормативных правовых актов, недостатки законодательной техники (так называемая первоначальная пробельность), так и объективными - отставание действующего законодательства от развития общественных отношений (последующая пробельность).

Кроме того, пробел в праве может быть мнимым, то есть сознательное умолчание законодателя по соответствующему вопросу. Это делается с целью принять соответствующие нормы права в ближайшем будущем либо передать решение этого вопроса на усмотрение правоприменителя, или вывести данные общественные отношения за пределы правового регулирования.

Единственный способ устранения пробела в праве - принятие соответствующим правотворческим органом новой нормы права.

Преодолеть пробел в праве в процессе правоприменения можно двумя способами - аналогией права и аналогией закона. При этом новые нормы права не создаются, пробел преодолевается при разрешении конкретного дела, но остается в последующем и в следующий раз его приходится преодолевать снова.

Аналогия закона - это разрешение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данные, а на сходные, аналогичные общественные отношения.

Аналогия закона применяется тогда, когда:

данная ситуация находится в сфере правового регулирования и требует правового разрешения;

отсутствует норма права, регулирующая данные общественные отношения;

наличествует норма права, регулирующая аналогичные отношения.

Если же отсутствует и норма права, регулирующая сходные общественные отношения, прибегают к аналогии права.

Аналогия права - это принятие решения по конкретному юридическому делу на основе общих начал и принципов права.

Для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо:

установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового разрешения;

убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные общественные отношения;

убедиться, что отсутствует и норма права, регулирующая сходные отношения;

при разрешении дела опереться на общий принцип права, как отраслевой, так и общеправовой;

в решении по делу дать мотивировочное объяснение причин применения к данному случаю аналогии права.

Применение аналогии имеет ограниченное действие. Аналогия не применяется в уголовном и административном праве при определении мер уголовной и административной ответственности. В тоже время аналогия широко используется в гражданском праве, базируясь на ст. 6 ГК РФ, а также в трудовом, семейном, земельном и иных отраслях права.

4. Толкование норм права

В ходе правоприменения необходима особая деятельность по выяснению содержания права, то есть толкование.

Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Необходимость толкования обусловлена тем, что нормы права являются правилами общего характера, а случаи и субъекты, к которым они применяются - индивидуальны. При толковании нормы права определяется применима ли данная норма и в какой мере к конкретному случаю и к конкретному лицу.

Необходимость толкования права вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка затрудняют познание подлинного содержания юридических предписаний.

Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений, так как закон нередко применяется в существенно изменившихся условиях по сравнению с моментом его принятия.

Кроме того, в нормативно-правовых актах воля законодателя выражена через средства и приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические конструкции, систему отсылок, что требует специальных знаний.

Сам процесс толкования имеет два направления: уяснение и разъяснение. Уяснение осуществляется при реализации права или в процессе правоприменительной деятельности лицом, непосредственно принимающим правовое решение. Это внутренний мыслительный процесс, проходящий в сознании субъекта толкования (интерпретатора).

Разъяснение дается уполномоченными на то органами и специалистами в целях правильного понимания и применения правовых норм. Разъяснение, в отличие от уяснения, адресовано не самому толкователю, а другим субъектам.

Объектом толкования является тот смысл, который вложен в правовые нормы соответствующим правотворческим органом, то есть воля законодателя.

Предметом толкования является непосредственно сама толкуемая норма права или весь нормативно-правовой акт.

Результат толкования - это выводы, к которым пришел интерпретатор в результате толкования.

В процессе толкования права используются различные способы, каждый из которых направлен на выяснение определенной грани права, его какого-либо аспекта.

Способ толкования норм права - это совокупность однородных мыслительных приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.

Выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический, специально-юридический и функциональный.

Грамматический способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы и основан на анализе словесной формы права. Он охватывает уяснение значения отдельных слов, терминов, лексической связи между ними, смысла предложений, в которых излагается норма права.

Логический способ - это исследование логической структуры отдельных положений нормативно-правового акта, поскольку смысл предписаний не всегда совпадает с их словесной формой. При этом анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношения между ними.

Систематический способ представляет собой уяснение смысла нормы права с учетом ее структуры, места в системе права. При этом толкуемая норма сопоставляется с другими нормами, находящимися как в одном с ней нормативно- правовом акте, так и в иных актах. Именно с учетом связи между правовыми нормами можно понять их подлинный смысл, кроме того, в других нормах могут быть установлены изъятия из общего правила, внесены какие-либо коррективы, либо могут обнаружиться пробелы или юридические коллизии, требующие разрешения.

Историко-политический способ предполагает учет исторических обстоятельств, общественных условий, политической ситуации, существовавших во время принятия толкуемой нормы права. При этом следует сравнить ее с предписаниями, действовавшими ранее, выяснить причины внесенных изменений, так как применение нормы права требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела.

Специально-юридический способ представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций.

Телеологический (целевой) способ направлен на выявление целей издания нормы права, как непосредственных, так и перспективных.

Функциональный способ сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и др.

Выделяют различные виды толкования норм права по следующим двум критериям: по объему толкования и по субъектам толкования.

По объему выделяют следующие виды толкования норм права:

буквальное, когда воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы права, то есть словесное выражение нормы и ее действительный смысл совпадают;

расширительное, когда действительный смысл правовой нормы шире ее словесного выражения (например, ст. 120 Конституции РФ «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»);

ограничительное, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения (например, ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»).

По субъектам толкования выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование характеризуется следующими признаками:

а)оно дается уполномоченными на то органами и должностными лицами;

б)имеет обязательное значение;

в)имеет только письменную форму и излагается в определенном акте;

г)является юридически значимым, так как влечет за собой юридические последствия.

Официальное толкование норм права подразделяется на два вида:

1)нормативное толкование - разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев. Нормативное толкование, в свою очередь, делится на аутентичное, которое исходит от органа, издавшего данный акт, и легальное, которое осуществляется по поручению органа, издавшего данный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем (например, постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ);

2)казуальное толкование дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. В тоже время оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму. Оно подразделяется на два подвида: судебное - разъяснение нормы права, осуществляемое судами и обязательное для них; административное - дающееся исполнительными органами власти.

Официальное толкование норм права завершается принятием специального акта толкования права - интерпретационного акта.

Интерпретационный акт - это правовой акт компетентных органов и должностных лиц, содержащий официальное разъяснение нормы права. Данные акты являются одним из видов правовых актов, поэтому обладают едиными с ними признаками - издаются компетентными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В тоже время, они отличаются от нормативно-правовых актов: во-первых, не содержат общеобязательных правил поведения, а только толкуют их, во-вторых, не имеют самостоятельного значения, а даются только в единстве и на основе с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержится толкуемые нормы.

Неофициальное толкование осуществляется любым лицом; может иметь как письменную, так и устную форму; не является юридически обязательным.

Различают три разновидности неофициального толкования:

1)обыденное - может даваться любым гражданином в повседневной жизни и не требует специальных познаний;

2)профессиональное - дается лицами, имеющими юридическое образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.);

3)доктринальное (научное) - осуществляется учеными-юристами, научно-исследовательскими институтами (например, комментарии Конституции, кодексов, законов).

право законодательный акт

Литература

1.Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть / Н.Л. Бондаренко. - Минск: Тетралит, 2015. - 159 с.

.Гражданское право: учебник / [Т.Г. Аксенова и др.]. - Москва: РИОР: Инфра-М, 2012- Т. 1, 2012. - 445 с.

.Гражданское право. Общая часть: тестовые задания / Е.В. Ермоленко, О.А. Паферова. - Минск: Амалфея, 2011. - 217 с.

.Гражданское право. Общая часть: в схемах: учебное пособие / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Международный университет "МИТСО", 2012. - 183 с.

.Гражданское право. Общая часть: (в схемах): учебное пособие / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. - 231с.

.Гражданское право: учебник / [В.А. Бессонов и др.]. - Москва: Форум: Инфра-М, 2015. - 783 с.

.Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 503 с.

.Гражданское право в схемах: учебное пособие / Ю.Ф. Беспалов, П.А. Якушев, 2015. - Москва: Проспект - 291 с.

.Гражданское право России. Общая часть: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 503 с.

.Гражданское право России. Особенная часть: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 703 с.

.Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев и др. - Москва: Проспект, 2015. - 434 с.

.Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебник / И.А. Зенин. - Москва: Юрайт, 2015. - 282 с.

.Иванова Е.В. Гражданское право. Общая часть: учебник / Е.В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2015. - 278 с.

.Иванова Е.В. Гражданское право. Особенная часть: учебник и практикум / Е.В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2015. - 369 с.

.Иванча А.И. Гражданское право Российской Федерациии: особенная часть / А.И. Иванчак. - Москва: Статут, 2014. - 157 с.

.Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов / И.А. Зенин. - Москва: Юрайт, 2014. - 811 с.

.Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть: краткий курс лекций / Е.М. Михайленко. - Москва: Юрайт, 2013. - 224 с.

.Практикум по гражданскому праву: учебное пособие для студентов / [Т.В. Авдеева и др.]. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015. - 463 с.

Похожие работы на - Реализация права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!