имеет определенную установленную законом форму. Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания).
Правоприменительные акты состоят из четырех частей:
вводной, где указываются реквизиты акта (его наименование; время и место принятия; название органа и должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати);
описательной, в которой излагаются юридические факты;
мотивировочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы;
резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается мера юридической ответственности.
Действие правоприменительного акта начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.
Классифицируются правоприменительные акты по следующим основаниям:
по форме внешнего выражения - на акты-документы (указы, приговоры, решения, постановления, приказы), акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда), акты-символы (дорожные знаки и т.п.);
по субъектам, их издающим - на акты государственных органов, акты муниципальных органов и акты общественных организаций;
по функциям права - на регулятивные, организующие исполнение положительных предписаний норм права, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений;
по юридическому значению - на основные, выражающие конечное решение юридического дела и вспомогательные, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и др.);
по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые и т.д.;
по характеру - на материальные и процессуальные;
по действию во времени - на акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (штраф за нарушение правил дорожного движения), и акты длящегося действия, реализация которых представляет продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, назначение пенсии).
Правоприменительные акты имеют общие черты с нормативно-правовыми актами. И те, и другие акты издаются государственными органами и уполномоченными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление; оба вида актов обязательны для исполнения, обеспечены государственным принуждением; они имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники.
В тоже время правоприменительные акты отличаются от нормативно - правовых актов:
во-первых, нормативно-правовой акт регулирует общие по своему характеру отношения, устанавливая общую модель поведения, а правоприменительный акт конкретизирует норму права применительно к конкретной ситуации, регулируя единичное конкретное правоотношение;
во-вторых, нормативно-правовой акт является источником права, а правоприменительный акт играет вторичную роль, действуя на основе нормативно-правового акта;
в-третьих, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, а правоприменительный акт действует в отношении конкретного персонифицированного лица;
в-четвертых, правоприменительный акт характеризуется одноразовым действием и утрачивает силу с исполнением, а нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации;
. Пробелы в праве. Способы их преодоления в процессе правоприменения
В процессе правоприменительной деятельности при разрешении конкретных юридических дел встречаются случаи, когда тот или иной вопрос, требующий правового урегулирования, не предусмотрен никакой действующей нормой права, то есть обнаруживается пробел в праве, что создает определенные трудности в процессе применения права, снижает эффективность действия законодательства.
Пробел в праве - это отсутствие в действующем законодательстве нормы права при разрешении конкретных жизненных ситуаций, находящихся в сфере правового регулирования.
О пробеле в праве можно говорить при наличии двух условий:
фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования;
отсутствует норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Причины пробелов в праве могут быть как субъективными - упущение законодателя при подготовке нормативных правовых актов, недостатки законодательной техники (так называемая первоначальная пробельность), так и объективными - отставание действующего законодательства от развития общественных отношений (последующая пробельность).
Кроме того, пробел в праве может быть мнимым, то есть сознательное умолчание законодателя по соответствующему вопросу. Это делается с целью принять соответствующие нормы права в ближайшем будущем либо передать решение этого вопроса на усмотрение правоприменителя, или вывести данные общественные отношения за пределы правового регулирования.
Единственный способ устранения пробела в праве - принятие соответствующим правотворческим органом новой нормы права.
Преодолеть пробел в праве в процессе правоприменения можно двумя способами - аналогией права и аналогией закона. При этом новые нормы права не создаются, пробел преодолевается при разрешении конкретного дела, но остается в последующем и в следующий раз его приходится преодолевать снова.
Аналогия закона - это разрешение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данные, а на сходные, аналогичные общественные отношения.
Аналогия закона применяется тогда, когда:
данная ситуация находится в сфере правового регулирования и требует правового разрешения;
отсутствует норма права, регулирующая данные общественные отношения;
наличествует норма права, регулирующая аналогичные отношения.
Если же отсутствует и норма права, регулирующая сходные общественные отношения, прибегают к аналогии права.
Аналогия права - это принятие решения по конкретному юридическому делу на основе общих начал и принципов права.
Для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо:
установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового разрешения;
убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные общественные отношения;
убедиться, что отсутствует и норма права, регулирующая сходные отношения;
при разрешении дела опереться на общий принцип права, как отраслевой, так и общеправовой;
в решении по делу дать мотивировочное объяснение причин применения к данному случаю аналогии права.
Применение аналогии имеет ограниченное действие. Аналогия не применяется в уголовном и административном праве при определении мер уголовной и административной ответственности. В тоже время аналогия широко используется в гражданском праве, базируясь на ст. 6 ГК РФ, а также в трудовом, семейном, земельном и иных отраслях права.
4. Толкование норм права
В ходе правоприменения необходима особая деятельность по выяснению содержания права, то есть толкование.
Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.
Необходимость толкования обусловлена тем, что нормы права являются правилами общего характера, а случаи и субъекты, к которым они применяются - индивидуальны. При толковании нормы права определяется применима ли данная норма и в какой мере к конкретному случаю и к конкретному лицу.
Необходимость толкования права вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка затрудняют познание подлинного содержания юридических предписаний.
Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений, так как закон нередко применяется в существенно изменившихся условиях по сравнению с моментом его принятия.
Кроме того, в нормативно-правовых актах воля законодателя выражена через средства и приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические конструкции, систему отсылок, что требует специальных знаний.
Сам процесс толкования имеет два направления: уяснение и разъяснение. Уяснение осуществляется при реализации права или в процессе правоприменительной деятельности лицом, непосредственно принимающим правовое решение. Это внутренний мыслительный процесс, проходящий в сознании субъекта толкования (интерпретатора).
Разъяснение дается уполномоченными на то органами и специалистами в целях правильного понимания и применения правовых норм. Разъяснение, в отличие от уяснения, адресовано не самому толкователю, а другим субъектам.
Объектом толкования является тот смысл, который вложен в правовые нормы соответствующим правотворческим органом, то есть воля законодателя.
Предметом толкования является непосредственно сама толкуемая норма права или весь нормативно-правовой акт.
Результат толкования - это выводы, к которым пришел интерпретатор в результате толкования.
В процессе толкования права используются различные способы, каждый из которых направлен на выяснение определенной грани права, его какого-либо аспекта.
Способ толкования норм права - это совокупность однородных мыслительных приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.
Выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический, специально-юридический и функциональный.
Грамматический способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы и основан на анализе словесной формы права. Он охватывает уяснение значения отдельных слов, терминов, лексической связи между ними, смысла предложений, в которых излагается норма права.
Логический способ - это исследование логической структуры отдельных положений нормативно-правового акта, поскольку смысл предписаний не всегда совпадает с их словесной формой. При этом анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношения между ними.
Систематический способ представляет собой уяснение смысла нормы права с учетом ее структуры, места в системе права. При этом толкуемая норма сопоставляется с другими нормами, находящимися как в одном с ней нормативно- правовом акте, так и в иных актах. Именно с учетом связи между правовыми нормами можно понять их подлинный смысл, кроме того, в других нормах могут быть установлены изъятия из общего правила, внесены какие-либо коррективы, либо могут обнаружиться пробелы или юридические коллизии, требующие разрешения.
Историко-политический способ предполагает учет исторических обстоятельств, общественных условий, политической ситуации, существовавших во время принятия толкуемой нормы права. При этом следует сравнить ее с предписаниями, действовавшими ранее, выяснить причины внесенных изменений, так как применение нормы права требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела.
Специально-юридический способ представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций.
Телеологический (целевой) способ направлен на выявление целей издания нормы права, как непосредственных, так и перспективных.
Функциональный способ сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и др.
Выделяют различные виды толкования норм права по следующим двум критериям: по объему толкования и по субъектам толкования.
По объему выделяют следующие виды толкования норм права:
буквальное, когда воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы права, то есть словесное выражение нормы и ее действительный смысл совпадают;
расширительное, когда действительный смысл правовой нормы шире ее словесного выражения (например, ст. 120 Конституции РФ «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»);
ограничительное, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения (например, ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»).
По субъектам толкования выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование характеризуется следующими признаками:
а)оно дается уполномоченными на то органами и должностными лицами;
б)имеет обязательное значение;
в)имеет только письменную форму и излагается в определенном акте;
г)является юридически значимым, так как влечет за собой юридические последствия.
Официальное толкование норм права подразделяется на два вида:
1)нормативное толкование - разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев. Нормативное толкование, в свою очередь, делится на аутентичное, которое исходит от органа, издавшего данный акт, и легальное, которое осуществляется по поручению органа, издавшего данный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем (например, постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ);
2)казуальное толкование дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. В тоже время оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму. Оно подразделяется на два подвида: судебное - разъяснение нормы права, осуществляемое судами и обязательное для них; административное - дающееся исполнительными органами власти.
Официальное толкование норм права завершается принятием специального акта толкования права - интерпретационного акта.
Интерпретационный акт - это правовой акт компетентных органов и должностных лиц, содержащий официальное разъяснение нормы права. Данные акты являются одним из видов правовых актов, поэтому обладают едиными с ними признаками - издаются компетентными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В тоже время, они отличаются от нормативно-правовых актов: во-первых, не содержат общеобязательных правил поведения, а только толкуют их, во-вторых, не имеют самостоятельного значения, а даются только в единстве и на основе с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержится толкуемые нормы.
Неофициальное толкование осуществляется любым лицом; может иметь как письменную, так и устную форму; не является юридически обязательным.
Различают три разновидности неофициального толкования:
1)обыденное - может даваться любым гражданином в повседневной жизни и не требует специальных познаний;
2)профессиональное - дается лицами, имеющими юридическое образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.);
3)доктринальное (научное) - осуществляется учеными-юристами, научно-исследовательскими институтами (например, комментарии Конституции, кодексов, законов).
право законодательный акт
Литература
1.Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть / Н.Л. Бондаренко. - Минск: Тетралит, 2015. - 159 с.
.Гражданское право: учебник / [Т.Г. Аксенова и др.]. - Москва: РИОР: Инфра-М, 2012- Т. 1, 2012. - 445 с.
.Гражданское право. Общая часть: тестовые задания / Е.В. Ермоленко, О.А. Паферова. - Минск: Амалфея, 2011. - 217 с.
.Гражданское право. Общая часть: в схемах: учебное пособие / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Международный университет "МИТСО", 2012. - 183 с.
.Гражданское право. Общая часть: (в схемах): учебное пособие / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. - 231с.
.Гражданское право: учебник / [В.А. Бессонов и др.]. - Москва: Форум: Инфра-М, 2015. - 783 с.
.Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 503 с.
.Гражданское право в схемах: учебное пособие / Ю.Ф. Беспалов, П.А. Якушев, 2015. - Москва: Проспект - 291 с.
.Гражданское право России. Общая часть: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 503 с.
.Гражданское право России. Особенная часть: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 703 с.
.Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев и др. - Москва: Проспект, 2015. - 434 с.
.Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебник / И.А. Зенин. - Москва: Юрайт, 2015. - 282 с.
.Иванова Е.В. Гражданское право. Общая часть: учебник / Е.В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2015. - 278 с.
.Иванова Е.В. Гражданское право. Особенная часть: учебник и практикум / Е.В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2015. - 369 с.
.Иванча А.И. Гражданское право Российской Федерациии: особенная часть / А.И. Иванчак. - Москва: Статут, 2014. - 157 с.
.Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов / И.А. Зенин. - Москва: Юрайт, 2014. - 811 с.
.Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть: краткий курс лекций / Е.М. Михайленко. - Москва: Юрайт, 2013. - 224 с.
.Практикум по гражданскому праву: учебное пособие для студентов / [Т.В. Авдеева и др.]. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015. - 463 с.