Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях
Курсовая работа
По дисциплине «Предпринимательское право»
На тему:
Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности саморегулируемых предприятий
.1 Понятие «саморегулируемая организация» в российском законодательстве
.2 Особенности деятельности и развития саморегулируемых организаций
Глава 2. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях
.1 Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций
.2 Саморегулируемые организации в предпринимательских правоотношениях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предпринимательская деятельность в нашей стране развивается сравнительно недавно и в своей основе имеет идею индивидуального развития и активного заработка. И, конечно же, являясь юридическими лицами организации, в основе которых лежит предпринимательская деятельность (а не воспитательная, образовательная и проч.) так же делятся на виды.
Одним из видов предприятий является саморегулируемая организация. Естественно, что это необычная фирма или предприятие, а потому естественно и то, что для регулирования ее деятельностью необходимо опираться на законодательство.
Говоря о правовом регулировании деятельности саморегулируемых организаций, важно отметить, что на протяжении последних 20 лет существует правовая система, которая стала основой предпринимательского права и которая определяет деятельность всех участников экономической сферы.
Тема «Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях» является крайне актуальной на сегодняшний день, так как на сегодняшний день, почти каждый второй житель страны надеется либо открыть свое дело, либо повысить собственное состояние за счет вложений в прибыльное дело, но для того что бы иметь гарантии и не потерять свои деньги, начинающим бизнесменам или же предприимчивым людям необходимо знать особенности правового регулирования деятельности организаций.
Таким образом, можно предположить, что развитие представлений о правовых нормах - крайне важный фактор развития самого общества и государства.
Предмет исследования - саморегулируемые организации.
Объект исследования - правовые отношения регулирующие деятельность саморегулируемых организаций.
Цель исследования - рассмотреть особенности предпринимательских правоотношений в области саморегулируемых организаций.
Задачи:
рассмотреть понятие «саморегулируемая организация» в российском законодательстве;
раскрыть особенности деятельности и развития саморегулируемых организаций;
охарактеризовать правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций;
изучить саморегулируемые организации в предпринимательских правоотношениях.
Теоретической базой исследования стали нормативные акты и электронные ресурсы, посвященные вопросу правового регулирования предпринимательской деятельности, а так же саморегулируемым организациям.
Глава 1. Особенности саморегулируемых предприятий
1.1Понятие «саморегулируемая организация» в российском законодательстве
Современное российское законодательство - это результат длительных и неоднозначных процессов. С одно стороны, после распада СССР новые власти не знали, что именно можно разрешать, а что стоит оставить под собственным контролем. С другой - демократия и образцы капитализма на Западе требовали полной свободы предпринимательской деятельности.
Кроме того, сами советские люди (простые и неподготовленные, которые и не представляли, что из себя представляют идеалы капитализма) не смогли вовремя среагировать на происходящие изменения и подстроится под новые обстоятельства жизни.
Именно 90-е года ХХ века принято называть «лихими», так как в это время бизнес делался далеко не честными методами. Бандитские группировки и методы делили экономику страны на сферы влияния, появлялись олигархи, государственные заводы останавливались, люди теряли работу, зарплат не было, в то время, как основная масса средств скапливалась в руках зарождающейся бизнес элиты. К концу 90-х стало ясно, что правительство окончательно потеряло контроль над происходящим в стране - полное беззаконие и отсутствие принципов правового государства подчеркивало бессилие властей, что вызывало в обществе недовольство и в то же время осознание собственной беспомощности (именно 90-е годы по уровню эмиграции превысил все предыдущие за историю страны).
В общем-то, нельзя сказать, что правительство полностью бездействовало, но приватизация и отпуск цен не позволяли сильно влиять на происходящие процессы. Кроме того, в самом правительстве так же были заинтересованные в бездействие люди.
Однако саму законотворческую деятельность государство проводило.
Не говоря о подписании различных федеральных договоров и законов, нужно начать с того, что в декабре 1993 года была принята Конституция РФ, а на ее основе уже появились все остальные как законодательные акты, так и кодексы и прочие нормативные акты.
В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.
В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно - в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В эти годы правовой статус саморегулируемых организаций был регламентирован только в отраслевых законодательных и подзаконных актах. Институт саморегулирования был введен в таких отраслях как рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, арбитражные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, оценочная деятельность, кадастровые инженеры. Первый этап длился более 10 лет - до 2007 года, когда был принят Федеральный законом №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. - базовый нормативный правовой акт для деятельности СРО. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности. Закон стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и, фактически, началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.
С 1 января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий - допуск к видам работ - можно получить, только став членом саморегулируемой организации.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ведение реестров некоммерческих организаций ориентированных на саморегулирование профессиональной деятельности вели федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации (Ст. 31.2). С июля 2009 г. Росреестру передали регистрацию СРО в различных отраслях экономики, за исключением отраслей, где введено членство в СРО на обязательной основе.
К марту 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО - это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) - 445 организаций и энергетический аудит - 133 саморегулируемых организации.
Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.
К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности:
деятельность арбитражных управляющих;
аудиторская деятельность;
кредитная кооперация;
оценочная деятельность;
деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
инженерные изыскания;
архитектурно-строительное проектирование;
строительство;
деятельность в области энергетического обследования;
теплоснабжение.
Законодатель планирует расширение сферы обязательного саморегулирования, в настоящее время в Государственную думу внесено более 10 законопроектов направленных на введение саморегулирования на обязательной основе в различных сферах деятельности.
Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
деятельность негосударственных пенсионных фондов;
кредитная кооперация;
кадастровая деятельность;
рекламная деятельность;
деятельность жилищных накопительных кооперативов;
деятельность патентных поверенных;
посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);
деятельность микрофинансовых организаций.
В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:
производителей стройматериалов
переработчиков мусора
управляющих недвижимостью
пожарной безопасности.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос саморегулирования довольно обширен, существует множество организаций, которые самостоятельно регулирую свою деятельность на рынке, но при этом существуют и законодательные акты, которые ограничивают подобную деятельность, утверждая необходимость взаимодействия с правительством и существования в рамках закона.
1.2Особенности деятельности и развития саморегулируемых организаций
На современном этапе, вопрос о реализации предпринимательской деятельности получает своеобразную самостоятельность. С одной стороны это может быть связано с тем, что международные отношения обостряют и экономические взаимоотношения и многие предприниматели переориентировались на отечественный рынок и не стремятся к сотрудничеству с западными партнерами, которые, нужно отметить, требует определенного подчинения их правилам, при реализации деловых соглашений, а это вызывает негативное отношение.
Но, с другой стороны, изменилась и политика правительства по отношении к контролю за предпринимательской деятельностью в стране. И если раньше бандитские разборки были основным доводом в решении спорных вопросом, то сегодня все чаще подобные проблемы решаются через суд.
Таким образом, можно предположить, что ряд участников предпринимательской деятельности стали подчиняться законам государства.
Самое важное, для данного исследования, это как раз то, что саморегулируемые организации относятся именно к правопорядочным. Возможно, это связано с тем, что это мелкие участники рынка, но с другой стороны, так же и из-за большой конкуренции и существующих на рынке сложностей.
Особенно важно то, что в условиях экономического кризиса так же просматривается необходимость следования законам. И как выше уже отмечалось, деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях <#"justify">правовой саморегулируемый предпринимательский
Глава 2. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях
.1 Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций
Таким образом, современное положение дел в законодательной системе регулирования СРО довольно перспективно. Конечно, крупный бизнес ни куда не денется и именно он постепенно может поглотить мелкие компании, но всегда можно занять пустующую нишу, так как клиентура всегда найдет своего предпринимателя.
Но для любого начинающего предпринимателя необходимо всегда соотносить свою деятельность с законодательством, так как малому бизнесу гораздо тяжелей существовать в современном экономическом пространстве, так как существует множество проверяющих инстанций, которые при любом несоответствие требованиям может как оштрафовать, так и закрыть организацию, а потому в любой организации должен быть как юрист, так и юридически грамотный руководитель.
Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.
Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. саморегулируемые организации (СРО) <#"justify">2.2 Саморегулируемые организации в предпринимательских правоотношениях
Начиная говорить о саморегулируемых организациях, необходимо подчеркнуть, что по сути, единой трактовки того, что они из себя представляют нет, даже не смотря на то, что законодатель дал определенное представление, что это за предприятия, все равно остается вопрос - какое место саморегулируемые организации занимают в предпринимательских правоотношениях.
В то же время, важно выделить и само понятие предпринимательские правоотношения. Считается, что это те отношения, которые возникают между предпринимателями в процессе взаимодействия, на основании существующих законов. Но сама проблема заключается в другом - многие предприниматели взаимодействуют и с западными странами, где иное представление о правовом регулировании тех или иных законов и действуют нелегально (к примеру, принимают людей на работу без оформления). И получается, что сами предприниматели стремятся воспринимать представление о правоотношениях «обтекаемо».
От части такое положение дел связано с тем, что люди в силу своего мировоззрения, основанного на правовом нигилизме, стремятся обойти закон. От части - из-за разницы в законодательствах разных стран. Но в любом случае, рассматривая противоправные действия нужно иметь в виду, что рано или поздно это приведет либо к серьезному штрафу, либо к ликвидации организации - ни то ни другое не является целью предпринимателей или самого государства.
Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат юридические акты, т.е. предусмотренные нормами предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей.
Если нормами предпринимательского права регулируется прежде всего предпринимательская деятельность, то правопорождающими фактами в предпринимательских правоотношениях являются преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.
Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.
Поэтому, говоря о предпринимательских правоотношениях, которые охватывают и саморегулирующиеся организации, необходимо перечислить выдвигаемые к ним требования:
некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 <#"justify">Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно еще раз подчеркнуть сделанные выводы:
на сегодняшний день вопрос саморегулирования довольно обширен, существует множество организаций, которые самостоятельно регулирую свою деятельность на рынке, но при этом существуют и законодательные акты, которые ограничивают подобную деятельность, утверждая необходимость взаимодействия с правительством и существования в рамках закона;
особенности деятельности СРО заключаются в реализации поставленных перед данными организациями целей и выполнении функций. Кроме того, в современных условиях, необходимо учитывать и то, что правительство стало поддерживать индивидуального предпринимателя, особенно тех, кто занимается малым производством (легкой промышленностью, сельским хозяйством и сферой оказания услуг). Страна нуждается в поддержке и развитии сервисной отрасли (слишком много менеджеров и мало рабочих) и именно представления о деятельности СРО позволит развивать данную сферу;
правовой статус саморегулируемой организации не только зависит от правительства, но и поддерживается им. Создаются новые законы, которые направлены на активную управляющую деятельность, предполагают наличие четкой систему реализации целей и функций. Кроме того, правовое регулирование совершенствуется в соответствие с требованиями времени, что так же позволяет гибко реагировать на важные моменты, происходящие в стране и в мире в экономической сфере. Так же важно и то, что в связи с тем, что правовое регулирование дополняется новыми законами, то и всем участником регулируемых отношений необходимо следить за происходящим и адекватно реагировать на вносимые законодателем изменения;
И если учесть, что предпринимательская деятельность - это не что иное, как деятельность, направленная на получение прибыли. А предпринимательские правоотношения - это деятельность, реализуемая в соответствие с существующими в стране нормативными актами. То можно предположить, что дальнейшее развитие малого бизнеса в частности саморегулируемых организаций, должно соответствовать и дальнейшему развитию законодательства. Последнее должно отвечать требованиям как времени, так и потребностям самих организаций, что и позволит расширить данный сектор экономики, что, безусловно, выгодно и правительству и самим участникам.
Таким образом, рассмотренная тема «Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях», действительно актуальна на сегодняшний день и требует от законодателя пристального внимания.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
2.Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемой организации
.Закупень Т.В. Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях
.Лескова ЮГ. Саморегулируемые организации в системе некоммерческих корпоративных организаций/ Юридическая наука. 2011. №3. с. 39-42
.Понятие и цели деятельности саморегулируемых организаций (СРО)
.Понятие предпринимательских правоотношений
.Романовская О.В. Понятие саморегулируемой организации в Российской Федерации: проблемы и перспективы
.Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности
.Саморегулирование
.Саморегулируемые организации