введение, основанная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы
1. Политический экстремизм как явление в современной политике
.1 Проблема определения понятия экстремизм
В современной политической науке на данный момент нет в наличие единого и общепринятого определения экстремизма. Также как нет его и в юридической науке. Это обусловлено разным отношением различных государств к определённым политическим организациям, действующим ранее или на данный момент. Вследствие этого на данный момент нет возможности выработать единое определение из за таких конфликтных случаев, как например действия Нельсона Манделы в ЮАР, которые подпадают под многие определения политического экстремизма.
Два наиболее распространённых определения, используемых в международной правовой системе - это определение, данное в резолюции Парламентской ассамблеи совета Европы в 2003 году: «экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма», и определение Шанхайской конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, данное в 2001 году: «Экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.»
Уже на примере двух данных определений виден конфликт между пониманием экстремизма как системы взглядов и пониманием его как каких-то конкретных деяний, направленных на захват власти или свержение конституционного строя. Другое отличие состоит в том, что в европейском определении понятие экстремизм более конкретизировано, а в определении Шанхайской конвенции гораздо более развито. И наконец, согласно европейскому определению экстремизмом будет являться любая система взглядов, отрицающая парламентскую демократию.
В научном сообществе также нет единого мнения по поводу определения понятия экстремизм. Американские учёные Питер Коулман и Андреа Бартоли определяют экстремизм как все виды деятельности (взгляды, установки, чувства, действия, стратегии), отличающиеся от общепринятых. Как видим это определение является очень широким и неконкретным, зато почти наверняка охватывает все виды и формы экстремизма.
.2 Виды экстремизма
В политической науке принято выделять множество разнообразных видов экстремизма на основе различных признаков. Основные виды экстремизма, выделенные в большинстве работ и правовых документов - политический, религиозный, экономический, национальный и социальный экстремизм. Эти виды экстремизма также являются наиболее объективными, в отличие от таких спорных понятий как духовный или экологический экстремизм.
Суть политического экстремизма в агрессивной политической идеологии, проповедующей нетерпимость или в противоправных действиях, направленных на воплощение этой идеологии.
Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.
Экономический экстремизм направлен на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства.
Национальный (в других трактовках этнический, националистический) экстремизм направлен на возбуждение ненависти к определённой этнической или расовой группе или пропаганду превосходства своей этнической или расовой группы.
Социальный экстремизм направлен на разжигание вражды и ненависти в отношении определённой социальной группы или пропаганду превосходства своей социальной группы.
1.3 Экстремизм и терроризм
В российских правовых документах терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и / или иными формами противоправных насильственных действий.
В правовых документах США - как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества.
Разница в трактовках понятия экстремизм чётко проявляется в вопросе взаимоотношений экстремизма и терроризма. Две основные трактовки:
) Терроризм - одна из форм экстремизма, характеризующаяся крайним проявлением насилия.
) Терроризм - возможная практика для экстремистских политических теорий.
Как мы видим согласно первой трактовки экстремизм и терроризм - почти тождественные понятия, различающиеся только степенью проявления насилия, а вторая трактовка показывает что экстремист может и не являться террористом.
1.4 Причины появления экстремизма
Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие:
Социальные предпосылки - социальная дезорганизация, высокое имущественное расслоение.
Экономические предпосылки - экономический кризис, бедность и нищета, национальные: ущемлённое чувство национальной гордости, неравенство различных народов и этносов, политика этнической дискриминации со стороны государства.
Духовные предпосылки - кризис ценностей, вызванный глобализацией, навязывание чуждых ценностей.
Проводниками экстремизма могут служить экстремистские партии и организации, стихийно возникающие экстремистские объединения или индивидуально действующие экстремисты.
В некоторых трактовках существует понятие государственного экстремизма - политики дискриминации в отношении определённой группы своих граждан с применением крайних насильственных методов. В данном случае проводником экстремизма является государство.
В основном влиянию экстремизма подвержена молодёжь, причём далеко не всегда из самых бедных семей или с плохим образованием.
Молодёжный экстремизм отличается меньшей стихийностью, однако его представители чаще готовы на радикальные насильственные акции.
2. Анализ проявлений политического экстремизма на примерах экстремистских организаций в Российской Федерации
.1 Экстремистские организации в РФ. Анализ
На данный момент в Российской Федерации ведётся активная борьба с экстремизмом. Инструментами в этой борьбе в основном служат статьи 280 и 282 УК РФ. В списке организаций, признанных в Российской Федерации экстремистскими имеются уже 48 позиций. Влияние организаций, представленных в этом списке колеблется от очень значительного (НБП, РНЕ) до ничтожно малого. Большинство из этих объединений неизвестно простому российскому гражданину или даже политологу. Однако признание экстремистскими некоторых организаций создаёт интересный прецедент, который в дальнейшем может повлиять на политическую жизнь в Российской Федерации.
НБП
Межрегиональная общественная организация Национал - большевистская партия (НБП) числится первой в списке экстремистских организаций. НБП была основана 1 мая 1993 года и изначально позиционировалась как кружок праворадикальных интеллигентов, куда входили такие деятели контркультуры как Егор Летов и Сергей Курёхин. Впоследствии культурная ориентация НБП сменилась политической. «Национал-большевистская партия» была зарегистрирована под №473 управлением юстиции по Московской области 8 сентября 1993 года, перерегистрирована 23 января 1997 года как межрегиональная общественная организация.
НБП была институционализированна как полноценная политическая партия с организационным комитетом и учредительным съездом, прошедшем в 2004 году. В 2007 году НБП заявляет о том, что она принимает участие в выборах в Государственную думу в декабре, что впрочем осталось только декларацией, поскольку организации было многократно отказано в регистрации как политической партии по необъяснённым причинам.
апреля 2007 года Мосгорсуд в порядке ст. 7 и 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» признал экстремистской общественную организацию «национал-большевистская партия», осуществляющую деятельность без образования юридического лица и запретил её деятельность на территории РФ. Решение о запрете было принято на основании трех эпизодов:
) По факту разжигания национальной розни в газете челябинского отделения НБП «PARA BELLUM»
) По факту вторжения на заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга 22 ноября 2006 г. трех национал-большевиков, которые разбрасывали листовки и якобы применили насилие в отношении милиционеров;
) ПО факту вторжения на избирательный участок в Одинцово 11 марта 2007 г. во время выборов в Московскую областную думу трех национал-большевиков, которые зажгли дымовые факелы, пытались разбросать листовки и перевернуть урну с бюллетенями, а также нанесли рану ладони председателю избирательной комиссии, пытавшемуся им помешать.
августа 2007 года Верховный суд РФ принял решение о запрете НБП, а в 2010 году НБП возглавила список экстремистских материалов.
НБП важна и интересна в данном исследовании тем, что эта партия была самой влиятельной и организованной из когда либо существовавших экстремистких организаций в РФ. В марте 2007 года по словам председателя партии Эдуарда Лимонова в ней состояли 56 600 человек, что является весьма значительным числом для российской политической партии, особенно непарламентской.
Одной из причин обвинения членов НБП в экстремизме стала декларируемая ими тактика «акций прямого действия» таких как «захват» административного здания с политическими требованиями, до исполнения которых «захватчики» не уходят.
Также признание членами НБП возможности нарушения УК РФ, если таковые нарушения последуют со стороны государства, послужило объектом для критики.
В основном члены НБП, склонные к экстремизму представляли из себя молодых людей, в основном студентов, разного социального положения, представителей леворадикальных или праворадикальных взглядов.
Инглинги
Следующим примером значительной и влиятельной религиозно экстремистской организации является Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов. Важно, что данная организация обвиняется именно в политическом, а не религиозном экстремизме и поэтому вошла в данное исследование. В 2009 году церковь обвинялась в «пропаганде идеи расового превосходства «славяно-ариев» и использования символа свастики - «коловрата» и все её региональные организации были запрещены.
Инглинги не осуществляли акций прямого действия и не участвовали в насильственных действиях, однако их организация была запрещена а их лидер Александр Хиневич был осуждён и провёл в тюрьме 1 год 6 месяцев. Обвинения против инглингов в основном состояли в использовании экстремистской символики и жестов.
Численность инглингов составляла несколько десятков тысяч человек, что также весьма значительно для российской политики. Помимо религиозных обрядов инглинги принимали участие в многочисленных политических акциях, поддерживали политическую организацию РНЕ. У церкви была своя программа политических и социальных преобразований, что также позволяет нам отнести инглингов к политическим экстремистам.
Электорат инглингов определить сложно, но в основном это люди, разочарованные в православном христианстве. Что характерно, в основном это были люди зрелого возраста, а не молодёжь, что отличает эту организацию от других.
Формат 18
Формат 18 интересен в данном исследовании тем, что в основном эта организация занималась пропагандой праворадикальных идей через интернет и позиционировала себя как творческое объединение. Её лидер, Максим Марцинкевич - первый, кто получил в РФ реальный срок по «экстремистской» 282 статье. Организация обвиняется в экстремизме из за выложенных в интернет роликов с избиениями и убийствами лиц кавказской национальности, однако сторонники организации и сам Максим Марцинкевич утверждают, что всй это было постановкой. Однако последователи идей Формата 18 в регионах совершали вполне реальные преступления, что и позволило признать организацию экстремистской.
Формат 18 не имел чёткой структуры и по сути основой организации являлся сайт, куда сторонники идей праворадикального толка выкладывали видеозаписи.
Электоратом организации являлись в основном молодые люди. Принадлежащие к субкультуре скинхэдов.
Армия воли народа
Организация «Армия воли народа» (далее АВН) несмотря на присутствие в названии слова «армия» не являлась военизированной организацией. Армейская структура необходима была для установления дисциплины. В насильственных действиях или акциях прямого действия члены АВН замечены не были. Основной целью АВН было принятие закона «Об ответственности власти перед народом» и проекта поправки к Конституции и Закона «О суде народа над президентом и депутатами Федерального Собрания РФ»
Реализация этого закона предусматривает введение механизма суда (оценки) народа над высшими выборными органами власти - президентом и депутатами. По проекту, во время каждых очередных выборов каждый избиратель будет получать дополнительный бюллетень с вариантами вердикта тому президенту или составу Государственной думы, которые закончили свои полномочия. В проекте вердикта три варианта оценки результатам работы сменяемого органа власти: «Достоин поощрения», «Без последствий» и «Заслуживает наказания».
Если большинство избирателей выберет первый вариант, то представитель власти объявляется героем и ему отдаются соответствующие почести, во втором случае - к нему ничего не предпринимается, а в третьем - бывший президент или все депутаты ФС РФ отбывает тюремное заключение, равное сроку их пребывания у власти. Закон предполагается принять через механизм референдума.
В 2009 году листовку АВН «Ты избрал - тебе судить!» внесли в федеральный список экстремистских материалов. Прокуратура посчитала, что призывы проводить голосование после истечения срока полномочий президента, и в случае, если большинство населения оказывалось недовольным его действиями, то бывшего главу государства предлагалось отправлять в тюрьму на тот срок, в течение которого он правил, являются призывом к насильственному свержению власти и экстремизм.
В 2010 году по этой же причине АВН была признана экстремистской организацией. В 2009 году против главы организации Ю.И. Мухина было начато дело по статье 280 УК РФ и в 2015 году он был заключён под стражу.
В действиях данной организации не наличествует противоправных или насильственных методов. Закон об ответственности власти АВН планировала принимать через референдум.
По заявлениям Ю.И. Мухина АВН имела отделения в 56 регионах Российской Федерации. В организации состояли несколько тысяч человек. Незначительная численность компенсируется тем общественным резонансом, который вызвал запрет этой организации и её проекты. И хотя резонанс сошёл на нет, организация тем не менее оказывала определённое влияние на российскую политику.
Электорат АВН был крайне разнообразен. В самом уставе АВН было сказано, что в организацию принимаются представители любых идеологий или убеждений, поддерживающие основные проекты АВН.
Правый сектор
Правый сектор - организация, основанная на Украине в 2013 году, во время восстания на Майдане. Эта организация является своеобразным союзом нескольких более мелких политических объединений. В данном исследовании Правый сектор интересен тем, что это первая иностранная организация, признанная в Российской Федерации экстремистской. Численность организации крайне незначительна по сравнению с предыдущими. Дмитрий Ярош, бывший до 2015 года лидером организации, назвал цифру в 2000 человек, которые являлись полноправными членами Правого сектора. Однако те инциденты, вследствие которых эта организация признана экстремистской, совершали лица, не являющиеся зарегистрированными участниками организации, а лишь сочувствующие её идеям. В частности это инциденты с поджогами офиса партии «Русское единство» и «Единая Россия» в Симферополе.
Несмотря на то, что организация базируется на Украине и даже там обладает незначительным числом участников, Правый Сектор имеет большое политическое влияние и известность благодаря большому количеству упоминаний в СМИ и радикальному образу, который привлекает протестно настроенную молодёжь. Это порождает большое число сочувствующих этой организации и её идеям. Запрет этой организации на территории РФ является заочным и призван в частности предотвратить появление российских филиалов этой организации.
Помимо инцидентов в Крыму организация Правый сектор признана экстремистской за разжигание национальной розни и ультранационалистические идеи.
Электорат самой организации достаточно узок и представляет собой украинских националистов радикальных воззрений, однако электорат сочувствующих как в РФ, так и на Украине представлен оппозиционной молодёжью различных взглядов, от националистических, до либеральных.
Меджлис
Меджлис крымскотатарского народа - организация, претендующая на звание высшего представительного органа крымскотатарского народа, была основана в 1991 году. Для данного исследования эта организация интересна тем, что во первых это единственная организация, претендующая на статус национального представительства, признанная экстремистской, а также последняя в списке экстремистских организаций, признанная таковой в этом году.
Структура организации копирует аналогичные национальные представительства. Он состоит из 33 членов совета во главе с председателем. У Меджлиса есть боевое крыло - добровольческий батальон «Крым» имени Номана Челебиджихана. Лидером организации на данный момент является Рефат Чубаров.
Организация была признана экстремистской 18 апреля 2016 года по обращению генерального прокурора республики Крым Натальи Поклонской. Мотивом признания Меджлиса экстремистской организацией является продовольственная блокада Крыма, к которой призывал член меджлиса Ленур Ислямов (впоследствии отказавшийся от своих слов) и которая осуществляется при поддержке меджлиса. В отношении организаторов блокады возбуждено дело по статье 281 часть 2 - диверсия, что является необычным для экстремистских организаций. Вопрос о признании данной организации экстремистской остаётся спорным. Правительство Украины наоборот получает поддержку и объявлен главным и единственным представителем интересов крымских татар. В республике Крым на территории Российской Федерации созданы конкурирующие организации, претендующие на статус представительства крымскотатарского народа, такие как «Къырым» Ремзи Ильясова.
По мнению главы республики Крым Сергея Аксёнова поддержка Меджлиса среди крымских татар составляет не более 15-20% от общего числа, однако даже эта численность является значительной и позволяет утверждать что Меджлис имеет влияние на крымскотатарскую диаспору в РФ, а следовательно и на российскую политику.
.2 Методы борьбы с экстремизмом
Профилактика экстремизма
Несомненно, профилактика экстремизма, особенно в среде молодёжи, является более выгодным способом борьбы с экстремизмом чем запрещение организаций и уголовное преследование их членов. К экстремизму особенно склонна молодёжь в следствии незначительного жизненного опыта, юношеского максимализма, подверженности различным вредным влиянием и чужому мнению. Именно профилактика молодёжного экстремизма позволит снизить масштабы этой проблемы в будущем.
Для этого необходимо во первых всеми силами формировать у молодёжи правовую культуру. Проводить мероприятия, направленные на юридическое просвещения молодых людей, чтобы те знали свои права и обязанности и учились уважать права и обязанности других людей.
Во вторых нужно прививать молодёжи культуру толерантности, общечеловеческих ценностей и уважения ко всем людям независимо от пола, национальности, религиозных воззрений, политических взглядов или социального положения. С детства необходимо закладывать мысль о недопустимости разжигания розни или презрения к другому человеку.
В третьих важной проблемой является отсутствие досуга у большого количества молодёжи. Посещение театров, музеев, концертов, патриотическое воспитание, спортивные мероприятия - всё это поможет в социальной и политической адаптации молодых людей, убережёт их от опасности попасть под влияние экстремистов.
В четвёртых повышение социальной защищённости молодёжи и увеличения возможностей трудоустройства молодых специалистов, даже без опыта работы, позволит снизить опасность экстремизма, вызванного низким заработком или безработицей.
В пятых контроль спецслужб за сетью «Интернет» позволит пресекать попытки экстремистских лидеров вербовать молодёжь, ограничит доступ молодых людей к потенциально вредоносной информации, позволит выявлять экстремистские организации на стадии формирования и проводить с молодыми экстремистами профилактическую работу.
Борьба с экстремизмом.
На данный момент борьба с экстремизмом в Российской Федерации ведётся в основном полицейскими методами. Опорой власти в этой борьбе выступают статья 282 УК РФ (разжигание розни) и статья 280 УК РФ (создание экстремистской организации). Также на примере меджлиса мы можем видеть что инструментом в данной борьбе может выступать статья 281 УК РФ (диверсия). В основном осуждённые по этой статье до недавнего времени получали административные сроки или их наказание ограничивалось выплатой штрафа. Однако в последнее время государство активизировало борьбу с экстремизмом, причём не только организованным, но и индивидуальным. Полицейский метод борьбы показал себя эффективным и позволил ликвидировать немало экстремистских сообществ, однако он не позволит решить проблему экстремизма в полной мере.
Помимо полицейского есть и идеологический способ борьбы. Необходимо вести активную пропаганду против деструктивных экстремистских теорий, предлагать позитивный образ жизни, который должен быть более привлекательным для молодёжи чем деструктивный образ жизни «революционера», предлагаемый экстремистами. В отличие от религиозного экстремизма, борьба с которым должна вестись осторожно, чтобы не оскорбить умеренных представителей определённой религии, борьба с политическим экстремизмом может вестись радикальными пропагандистскими методами.
В данном виде борьбы полезно наличие гражданской самоорганизации, модели, при которой сами граждане при поддержке государства создают антиэкстремистские сообщества и ведут борьбу с экстремизмом в сети «Интернет» или ведут пропаганду в других средствах массовой информации. Только полноценное сочетание полицейского и пропагандистского способов позволит максимально уменьшить опасность экстремизма и экстремистских организаций.
Заключение
Подводя итоги данного исследования, мы можем сделать следующие выводы из имеющейся информации.
) Проблема политического экстремизма является одной из основных глобальных проблем современного общества, в частности из за того что экстремизм часто ведёт за собой терроризм.
) Проблематика политического экстремизма является крайне сложной, так как до сих пор не выработано единого политологического и правового определения понятия экстремизм.
) Одной из причин роста экстремизма является глобализация и развитие сетевых коммуникаций, поэтому в дальнейшем возможно эта проблема может усилиться.
) Для Российской Федерации проблема политического экстремизма является крайне болезненной. Это видно на примерах запрещённых сегодня политических организаций, которые оказывали большое влияние на политическую жизнь в стране и из-за того что остаётся почва для создания новых объединений подобного рода.
) Борьба с экстремизмом и экстремистскими организациями должна вестись не только полицейскими, но и пропагандистскими методами. Однако лучшим средством борьбы с экстремизмом является его профилактика в молодёжной среде.
Список использованных источников
1) Горбунов А.А. Политический экстремизм и терроризм - специфические формы проявления политического процесса/А.А. Горбунов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2008. - №4.
) Гаджаева А.К. Современные проблемы противодействия политическому экстремизму/А.К. Гаджаева. - Молодой ученый. - 2014. - №3
) Морозов И.Л. Политический экстремизм в современной России - новые тенденции/И.Л. Морозов //PolitBook. - 2012. - №3.
) Мельниченко, О.В. Молодежный экстремизм в России: совре-менные проблемы и пути разрешения: моногр. / О.В. Мельниченко, Г.В. Синцов, Д.Е. Феоктистов. - Пенза: ПГУ-ПИРО, 2012.
) Ю.М. Антонян. Терроризм. Криминологическое и уголовно - правовое исследование. /М., Щит-М 2008
6) Peter T. Coleman, Andrea Bartoli. Addressing extremism. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libertyunderattack.com/wp-content/uploads/2015/06/Addressing-Extremism-ICCCR-ICAR.pdf, свободный.