Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены (ст. 28 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Основным фактором, влияющим на современный социальный и международный порядок является глобализация (усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире).
Глобализация является не просто экономическим процессом, но и включает социальный, политический, экологический, культурный и правовой аспекты, которые оказывают воздействие на осуществление в полном объеме всех прав человека. Процессы, ассоциируемые с глобализацией, высвободили энергию, которая стремительно выводит мировую экономику на качественно новую траекторию развития. При этом степень и характер участия различных категорий стран в глобальных рынках существенно различны. Поэтому восприятие глобализации в значительной степени зависит от способности людей воспользоваться создаваемыми ею возможностями [1].
Поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества. В преамбуле Устава ООН 1945 года подчеркивается: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости ...вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций» [2]. С принятием Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 года права человека составляют существенную часть международного правопорядка. Признается универсальность этих прав и свобод. Правовой статус отдельных категорий индивидов подробно регулируется международными договорами (беженцы, трудящиеся-мигранты и др.). За индивидами признается право обращения в международные органы, включая суды, в случае нарушения их международно-признанных прав человека. Предусматривается международная уголовная ответственность физических лиц за международные преступления, вызывающие серьезную озабоченность всего международного сообщества. Тем самым индивиды становятся участниками некоторых международных отношений, регулируемых нормами международного права, в связи с чем в юридической литературе получает все большее распространение концепция специфической (или ограниченной) международной правосубъектности индивида.
Укрепление международного сотрудничества в области прав человека имеет существенное значение для обеспечения мира и устойчивого развития. Международное экономическое и социальное сотрудничество включает содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст. 55 Устава ООН). Усилия международного сообщества в деле обеспечения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех способствуют стабильности и благосостоянию, которые необходимы для установления мирных и дружественных отношений между нациями, и улучшению условий мира и безопасности, а также социального и экономического развития [3]. Права человека стали центральным элементом глобального диалога о мире, безопасности и развитии в деятельности Организации Объединенных Наций. В связи с этим договорные органы по правам человека и независимые эксперты по правам человека осуществляют постоянный мониторинг и расследования ситуаций в области прав человека с тематической и страновой точки зрения.
Международным сообществом признается, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам Организации Объединенных Наций [4, 5].
Экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права и право на развитие признаются универсальными, неделимыми, и взаимоукрепляющими правами каждого человека без дискриминации. Вместе с тем продолжаются споры вокруг предполагаемых культурных особенностей прав человека.
На национальном уровне расширяются права индивидов участвовать в принятии важных политических решений, влияющих на их жизнь на международном, национальном и местном уровнях. В большинстве конституций, принятых в последние десятилетия детально регулируются права и свободы человека и гражданина на основе международно-правовых актов, ратифицированных подавляющим большинством государств мира. Современное конституционное регулирование статуса личности содержит обычно четыре стороны: гражданство, основные права и свободы человека и гражданина, основные обязанности человека и гражданина и специальные права некоторых лиц, принадлежащих к отдельным категориям населения [6, с. 131-132].
Конституция РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ) [7].
Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права. В теории международного права были разработаны две основные концепции по данному вопросу. Согласно монистической концепции международное и национальное право выступают в качестве отдельных элементов всеобщего правопорядка, в котором преимущество действия принадлежит международному праву. Дуалистическая концепция исходит из того, что международное и внутригосударственное право функционируют раздельно, и международное право применяется на внутригосударственном уровне только в том случае, если это урегулировано национальным правом.
В последние десятилетия получает распространение точка зрения, что многообразие видов международно-правовых норм и внутригосударственных механизмов реагирования делает невозможным определение соотношения международного и внутригосударственного права на основании единого теоретического подхода [8, с.127-129]. Поэтому в юридической науке и практической деятельности государств и международных организаций различные юридические ситуации рассматриваются с позиций как дуалистической, так и монистической теории.
Наиболее важной в области прав человека является проблема взаимодействия международного права и конституционного права. Выделяют три основные подхода к определению связи международно-правовых и конституционно-правовых норм в области прав человека в конституциях: 1) закрепление принципа прямого действия норм международного права в области прав человека, а также в признании их особой юридической силы; 2) увязка действия международно-правовых норм в области прав и свобод с фактом заключения международных договоров; 3) непосредственная ссылка на ведущие международные акты в области прав и свобод [9, с. 76-77].
Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Права человека как отрасль современного международного права. Международное право в области прав человека закрепляет обязанности государств по обеспечению и соблюдению основных прав человека без всякой дискриминации, как в обычных правовых условиях, так и в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, а также устанавливает ответственность за нарушение основных прав человека.
В основе всей совокупности прав человека лежат следующие фундаментальные принципы: равенство; участие; подотчетность; недискриминация как на национальном, так и на международном уровнях; уважение многообразия; терпимость, а также международное сотрудничество и солидарность [11].
Формы международного сотрудничества в области прав человека. Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод без ка-кого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека. Формами международного сотрудничества в рассматриваемой сфере являются кодификация и прогрессивное развитие международного права в области прав человека, содействие всеобщей ратификации и соблюдению международных договоров в области прав человека, консультационные услуги и техническое сотрудничество в области прав человека, содействие укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, создание эффективных международных механизмов контроля за соблюдением прав человека, пресечение грубых нарушений прав человека и др.
.Международные акты о правах человека в системе источников международного права
В юридической литературе источники международного права, как правило, объединяют в три группы: основные (международные договоры, международные обычаи и общие принципы права), производные (вторичные) (резолюции и решения международных межправительственных организаций, обязательные для государств-членов) и вспомогательные (судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств).
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств (преамбула Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации») [12].
Международные договоры являются основными источниками международного права прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и его два факультативных протокола 1966 года и 1989 года в совокупности со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года составляют Международный билль о правах человека.
Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей рекомендательный характер. Вместе с тем положения Всеобщей декларации рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм; принципы Всеобщей декларации лежат в основе почти всех международных договоров в области прав человека. Таким образом, Всеобщая декларация отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для всех членов международного сообщества.
В рамках Организации Объединенных Наций приняты девять основных международных договоров по правам человека: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Международная конвенция о защите прав всех тру- дящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Конвенция о правах инвалидов 2006 года, Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года (договор еще не вступил в силу). Хотя эти договоры являются отдельными, не зависящими друг от друга и не составляют окончательного перечня обязательств государств в области прав человека, они основываются на общих принципах и являются взаимозависимыми, взаимосвязанными и взаи- моусиливающими, вследствие чего никакие права не могут в полной мере осуществляться изолированно, а зависят от осуществления всех других прав. При оценке того, насколько ответственно то или иное государство подходит к защите прав человека, все эти международные правовые обязательства следует рассматривать в их единстве [13]. право международный политический
Кроме того, можно выделить следующие группы международных документов по правам человека: направленные на пресечение международных преступлений в рассматриваемой области (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и др.); посвященные защите интересов индивида от злоупотреблений со стороны государства и предприятий (Конвенция против коррупции 2003 года и др.); посвященные сотрудничеству государств по обеспечению прав человека (Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года и др.); конкретизирующие общие стандарты прав человека в определенной сфере (Конвенция № 156 МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями 1981 года и др.).
В качестве международных обычаев рассматриваются положения ряда резолюций международных организаций в области прав человека. Например, в Консультативном заключении о юридических последствиях для государств, вызываемых продолжающимся присутствием Южной Африки в Намибии (Юго-Западная Африка) вопреки резолюции 276 (1970) Совета Безопасности 1971 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года была квалифицирована Международным Судом ООН как важная часть обычного международного права [14, с. 95-98].
Следует отметить и судебные решения как источник международного права прав человека. Международный Суд ООН вынес важнейшие решения по нескольким делам, в которых затрагивались вопросы в области прав человека: «запрещение актов агрессии и геноцида» и осуществление «принципов и норм, касающихся основных прав человеческой личности, включая защиту от рабства и расовой дискриминации» признаны обязательствами, которые несут государства по отношению к международному сообществу в целом (обязательства erga omnes) (Решение по делу о компании «Барселона трэкшн, лайт и пауэр лимитед» 1970 г.); положения о правах человека, содержащиеся в Уставе ООН, порождают имеющие обязательную согласно международному праву силу обязательства поощрять всеобщее соблюдение прав человека и основных свобод всех людей без различий по признаку расы, пола, языка или религии, и апартеид несовместим с этими обязательствами (Консультативное заключение о юридических последствиях для государств, вызываемых продолжающимся присутствием Южной Африки в Намибии (Юго-Западная Африка) вопреки резолюции 276 (1970) Совета Безопасности 1971 г.) [14, с. 95-102].
Международное право в области прав человека продолжает развиваться и расширяться, включать новые аспекты прав человека, такие как права пожилых людей, право на установление истины, чистую окружающую среду, доступ к безопасной питьевой воде, санитарным услугам и продовольствию. В последние годы достигнут значительный прогресс в вопросах прав коренных народов и меньшинств. Вырабатывается единая позиция относительно того, что предприятия имеют обязательства по соблюдению прав человека.
.Субъекты международного права и защита прав человека
Понятие и классификация субъектов международного права.
Субъектами международного права являются участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей в соответствии с нормами международного права. Международная правосубъектность включает способность обладать и самостоятельно осуществлять субъективные юридические права и обязанности; способность совместно с другими субъектами создавать нормы международного права; способность индивидуально или совместно с другими субъектами обеспечивать соблюдение норм международного права. В связи с признанием международной правосубъектности индивидов и некоторых других участников международных отношений в юридической литературе субъекты международного права предлагается подразделять на правосоздающие и правоприменяющие (государства и др.) и только правоприменяющие (индивиды и др.).
В зависимости от природы и характера правосубъектности субъекты международного права делятся на: 1) основные (первичные) - государства; нации и народы, борющиеся за национальной освобождение и создание собственных независимых государств и
2)производные (вторичные) - международные межправительственные организации; государствоподобные образования.
Субъекты международного права обладают общей (государства как первичные субъекты международного права; нации и народы, борющиеся за национальной освобождение и создание собственных независимых госу-дарств), отраслевой (международные межправительственные организации, государствоподобные образования) и специальной правосубъектностью (индивиды).
Государства являются основными субъектами международного права, поскольку ipso facto обладают способностью быть субъектом международного права вообще. Основными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.
Признание правосубъекности наций и народов, борющихся за нацио-нальное освобождение и создание собственных независимых государств, обусловлено провозглашением в Уставе ООН принципа равноправия и самоопределения народов. Основными признаками данного вида субъекта международного права являются наличие организованных властных структур и общего политического руководства, которые до создания нового независимого государства выступают от имени нации (народа). Международным сообществом подтверждено право палестинского народа на самоопределение, включая его право на создание своего независимого Государства Палестина. Кроме того, в настоящее время существует 16 несамоуправляющихся территорий (Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар и др.), в связи с чем управляющим державам (США, Великобритания, Франция и др.) необходимо предоставить населению этих территорий возможность осуществить свое право на самоопределение, включая независимость. Создание новых независимых государств возможно лишь на основе уважения принципов равноправия и самоопределения всех народов и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Международные межправительственные организации являются субъектами международного права, поскольку государства-члены согласились наделить их соответствующими правами и обязанностями. Основными признаками данного вида субъекта международного права являются: наличие учредительного акта (международного договора), членство трех и более государств, наличие соответствующей организационной структуры и штаб-квартиры, самостоятельное участие в международных отношениях и др. В рамках многих международных организаций существуют правозащитные механизмы, в том числе функционируют региональные системы защиты прав человека (евро-пейская, американская, африканская).
Литература и источники
1.Доклад Генерального секретаря ООН «Влияние глобализации на социальное развитие» от 22.03.200г. Документ ООН, A/AC.253/25.
2.Устав Организации Объединенных Наций (подписан 26.06.1945 г. в г. Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций).
3.Венская декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека 25.06.1993 г. Документ ООН, A/CONF.157/24.
4.Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/1 от 16.09.2005г. Документ ООН, A/RES/60/1.
5.Гондаренко А. С., Сушко И. А. Совершенствование деятельности ООН по обеспечению верховенства права на международном уровне // Правовая политика России в Северо-Кавказском регионе: материалы I ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 19 апреля 2013 г.) / под ред. М. С. Трофимова. Ставрополь: Параграф, 2013.
6.Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.
7.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
8.Международное право / Вольфганг Граф Витцтум [и др.]; пер. с нем., пред., сост. В. Бергман,; науч. ред. и сост. указ. Т. Ф Яковлева. М.: Инфотропик Медиа, 2011. 992 с.
9.Конюхова И. А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. М.: Формула права, 2006. 496 с.
10.Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1948-1991. Нью-Йорк, 1993. VIII, 286 с. Издание ООН, ST/LEG/SER.F/1. URL: http://www.icjcij.org/ homepage/ru/files/sum_1948-1991.pdf
11.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 65/216 от 21.12.2010 г. «Глобализация и ее воздействие на осуществление в полном объеме всех прав человека». Документ ООН, A/RES/65/216.
12.Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012 г.) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079; 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7579.
13.Система договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека. Основные договоры в области прав человека и договорные органы: введение. Права человека: Изложение фактов № 30. Женева, 2005. VIII, 82 с. URL: http://www.ohchr.org/Documents/ Publications/FactSheet30ru.pdf
14.Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1948-1991. Нью-Йорк, 1993. VIII, 286 с. Издание ООН, ST/LEG/SER.F/1. URL: http://www.icjcij.org/ homepage/ru/files/sum_1948-1991.pdf