Конституционное устройство Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,28 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное устройство Российской Федерации

ПОЧУ «Псковский кооперативный техникум»












КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Конституционное право

Вариант № 60

Конституционное устройство Российской Федерации


Тершиновой Наталии Сергеевны

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вопрос №9. Понятие Конституции. Виды конституций. Политические и юридические свойства Конституции. Определите вид Конституции РФ, укажите ее политические и юридические свойства

. Вопрос №30. Субъекты в составе РФ. Особенности конституционно-правового статуса республик в составе РФ

. Вопрос №69. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

конституция правовой статус местное самоуправление

1.Вопрос №9. Понятие Конституции. Виды конституций. Политические и юридические свойства Конституции. Определите вид Конституции РФ, укажите ее политические и юридические свойства

Конституция - это нормативный правовой акт(совокупность нормативно правовых актов) обладающих высшей юр силой и регулирующие основы правоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Функции конституции:

юридическая- основной источник права, который содержит в себе исходные начало для все правовой системы;

политическая - устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношения государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом;

идеологическая - проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества, путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Классификация конституций:

по порядку принятия:

- октроированные (конституция Японии 1889 года)

принятые легитимными способом:

учредительным собранием (конституция США 1787 год)

парламентом(ПМР 2008 год)

народом (Италия 1947 год)

по порядку изменения:

- жесткие - изменяются в более жестком порядке, чем предусмотрено для актов текущего законодательства;

гибкие - изменяются в порядке предусмотренным для актов текущего законодательства ( UK, Израиль)

в науке конституционного права различают:

- юридическую - это совокупность правовых норм, просматривающих регулируемый круг общественных отношений;

фактическую - это реально существующие общественные отношения;

Расхождения между ними свидетельствует о фиктивности конституции (конституция РСФСР 1937 года).

по форме правления:

монархическая (Япония 1947 года)

республиканская (Германия)

в зависимости от закрепляемого конституций политического режима:

демократические

авторитетные

тоталитарные

по форме государственно-территориального устройства:

унитарные

федеративные

по форме - способу реализации конституционных норм:

- писанные

частично писанные

по времени действия:

- постоянные

временные / принимаемые на определенный срок

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К ним относятся:

. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

. Легитимность - она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4%избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ - закрепляет ч. 1 ст. 15Конституции РФ.

. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством

. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической).

. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права.

. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.

Особые юридические свойства - это те качества, которые отличают конституцию от других правовых актов. Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 года:

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. В признании верховенства Конституции РФ заложена не свойственная прежним, советским, конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Иными словами, юридическое верховенство Конституции РФ состоит в установлении идеи конституционализма и подчинении государства Конституции РФ, организации общественных отношений сообразно ее положениям и смыслу.

. В статье 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции РФ имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции РФ показывает ее наивысшее место в системе правовых актов и означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они будут недействительны.

. Конституция РФ является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Таким образом, конституция - это универсальный, как правило, имеющий форму Основного закона юридический документ, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих важнейшие общественные отношения (государственный строй, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с человеком).

Таким образом, федеральная Конституция РФ принята народным собранием, является жесткой, что гарантирует ее повышенную стабильность и эффективное действие. С точки зрения политического режима, демократической. Постоянной во времени, с прописанными в ней нормами.

2.Вопрос №30. Субъекты в составе РФ. Особенности конституционно-правового статуса республик в составе РФ

РФ состоит 85 субъектов (ст. 65 Конституции РФ):

Республик (22); краев (9); областей (46); городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь); автономной области (1); автономных округов (4).

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

·Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).

·Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.

·Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.

·Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.

·Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

·Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.

·Система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

·Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.

·Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

üКонституция РФ признает государствами только республики;

üтолько республики вправе принимать свои конституции;

üтолько республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Общая характеристика субъектов РФ

ØПринципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:

по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе всех субъектов Федерации.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

Вопрос №69. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении являются.

.) местный референдум; 2.)выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; 3.)голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; 4.)голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 5.)сход граждан; 6.) правотворческая инициатива граждан; 7.) территориальное общественное самоуправление; 8.) публичные слушания; 9.) собрания граждан; 10.) конференция граждан (собрание делегатов); 11.) опрос граждан; 12.) обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования; 13.) иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, законам субъекта Федерации.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" должно основываться на указанных в этой статье принципах. Этих принципов всего два.

Первый принцип - законность, т.е. соблюдение положений Конституции РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", других федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов.

Второй принцип - добровольность непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не могут принуждать граждан к участию в этом. Этот принцип в равной мере применим к принуждению граждан к неучастию в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и неучастию населения в осуществлении местного самоуправления.

Местный референдум

Местный референдум - это голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения. Законодательное определение референдума дано в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Согласно ст. 2 данного Федерального закона референдум - это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Наряду с общероссийским референдумом предусматриваются также региональные и местные референдумы. Местный референдум - это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции РФ (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Сход граждан

Согласно ст. 25 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Правотворческая инициатива граждан

Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.

Согласно ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Публичные слушания

Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Собрание и конференция граждан

Собрание граждан.

Согласно ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Конференция граждан (собрание делегатов).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан

Согласно ст. 31 Федерального законом "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Обращения граждан в органы местного самоуправления

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

Наряду с рассмотренными выше формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным и региональным законам.

В отечественной литературе по местному самоуправлению в числе таких форм называют митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Однако вряд ли вообще возможно осуществлять публичную власть посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п. Однако отдельные элементы этого права направлены и на участие в осуществлении местного самоуправления. В частности, посредством проведения публичного мероприятия граждане могут выразить свое отношение к деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления, а также к процессам, происходящим на территории муниципального образования.

Статья 31 Конституции РФ устанавливает право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С конца 80-х гг. прошлого столетия по мере демократизации общества граждане использовали такую форму политического протеста самостоятельно, без властей и против властей. Законодательные рамки проведения публичных мероприятий очерчены в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

."Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; КонсультантПлюс, 2014.

.Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ // "Российская газета", N 202, 08.10.2003. (ред. от 28.12.2016)

."Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", (постатейный) Дмитриев Ю.А."ЮРКОМПАНИ", 2012

.Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.

.Конституционное право России; Юристъ - , 2013. - 416 c.

.Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c.

.Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2013. - 728 c.

.Редактор Редактор Б. Страшун А. Страшун Избранные конституции зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 800 c.

.Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко - Москва, 2012. - 576 c.

.Смоленский М. Б. Конституционное право для студентов вузов; Феникс - Москва, 2013. - 192 c.

. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право России; КноРус - Москва, 2013. - 224 c.

.Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. - 288 c.

.Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c

.Шавцова А. В. Право прав человека; ТетраСистемс - Москва, 2012. - 256 c.

Похожие работы на - Конституционное устройство Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!