Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей
Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей
Содержание
Введение
Глава 1. Изучение влияния музыки на человека на различных этапах истории человечества
.1 Влияние музыки на человека с точки зрения философов Античности
.2 Взгляды на влияние музыки на человека в Средние века
.3 Влияние музыки на человека на современном этапе развития науки
Глава 2. Влияние музыки на развитие ребенка и становление его личности
.1 Положительное воздействие музыки на ребенка
.2 Негативное влияние музыки на человека (на примере современной рок-музыки)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется тем, что как ученые и философы древности, так и ученые современности сходятся во мнении о том, что музыка, являясь неотъемлемой частью жизни человека на всех этапах истории, оказывает огромное влияние на него. В первую очередь музыка влияет на психику человека, так как будучи по своей сути колебаниями, воспринимаемыми соответствующими центрами головного мозга, музыка вызывает ответные реакции во всем организме человека, а так же в системах его личности.
Несмотря на то, что нейробиологами не было выявлено отдельного центра или участка в структуре головного мозга, который отвечал бы за музыкальное восприятие, звуки музыки все равно воздействуют на поведение, реакции человека.
Огромное число ученых-психологов отмечают сейчас тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им своего места в окружающем мире. Особое место музыка, особенно классические произведения, должна занимать в процессе воспитания детей. Ведь воспроизведение рядом с ребенком музыкальных произведений великих композиторов способствует формированию у него практически всех важных сфер его личности, позволяет создать в мыслях положительный образ мира и других людей. Музыка также позволяет в случае возникновения стрессовых ситуаций у ребенка в процессе его социальной адаптации ликвидировать негативные установки, повышать общий эмоциональный фон ребенка. Точно такое же влияние музыка может оказывать и на взрослых людей. К тому же, доказана эффективность использования музыкальных произведений классиков в ходе реабилитации после перенесенных тяжелых заболеваний.
Тема исследования курсовой работы находит свое отражение в трудах таких авторов как Л.С. Выготский, В.Г. Иванов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, В.Г. Максимов и других.
Целью данной курсовой работы является изучение воздействия музыки на состояние человека, как положительного, так и негативного; рассмотрение влияния музыки на процессы формирования личности у детей.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть в историческом контексте этапы развития знаний в области влияния музыки на человека;
- рассмотреть некоторые методики применения музыки в психологической работе с детьми дошкольного возраста;
- выявить черты негативного воздействия некоторых музыкальных направлений современности на примере рок-музыки на психику и общее состояние человека.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Изучение влияния музыки на человека на различных этапах истории человечества
.1 Влияние музыки на человека с точки зрения философов Античности
Внимание к музыке, её влияние на развитие человека имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах.
По мнению ученых-нейробиологов и психологов тяга к музыке имеет врождённую природу. Младенцы, еще только находясь в процессе адаптации к окружающей среде, поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). Во взрослом возрасте при прослушивании каких-либо произведений классической музыки, в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы, занятий сексом или приёма наркотиков.
У многих возникает вопрос - почему же музыка столь значима для человека и имеет над ним такую власть? Однозначного ответа на этот вопрос у ученых пока нет. Однако в последние годы начали появляться некоторые данные о том, в каких отделах и участках головного мозга и каким образом происходит переработка музыкальной информации. Изучение пациентов с черепно-мозговыми травмами и исследование здоровых людей современными методами нейровизуализации привели учёных к выводу о том, в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В её переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3, 5 тысячи волосковых клеток, а в глазу - 100 миллионов фоторецепторов. Но наши психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т. к. даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом «музыкальных входов».
Как известно, человек воспринимает звуки с помощью сложноорганизованной структуры - слухового аппарата. Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, передает вибрации в улитку, изменяя давление заполняющей её жидкости.
В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определённую частоту колебаний жидкости.
Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона). Под влиянием опыта первичная слуховая кора может перенастраиваться - в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма).
Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.
В культурах практически всех стран мира можно найти упоминания об использовании музыки в терапевтических целях для улучшения состояния психики человека. Врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для излечения. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах.
Уже в работах древнегреческого философа Пифагора можно найти описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. По свидетельству одного из продолжателей философа - Ямвлиха, автора трактата «О пифагоровской жизни», Пифагор говорил о воспитании при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. И действительно, больше всего требует упоминания то, что он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смещение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих (недостатков) к добродетели при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных целебных составов. И когда его ученики отходили вечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения.
Пифагор также полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание.
Другой философ - Платон - полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения кранов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное - через лады слишком суровые. Ритмы и лады, считал Платон, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Поэтому лучшая охрана государства - музыка «стеленная и слаженная», скромная и простая, а не «женственная или дикая». Платон и его последователи считали, что допустимы только те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины».
Задача музыкального воспитания по Платону заключалась в гармонизации индивида с общественной жизни. В «Тимее» он отмечает: «…Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия - хотя в нем только и видят нынче толк, - но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой. Равным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые выступают в поведении большинства из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм». Музыка наслаждения, по мнению Платона, расшатывала связь индивида и общества, а это служило началом нравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.
Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе - представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса - очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей и потрясающих своей правдой и красотой. Анализ музыкального переживания, предложенный Аристотелем в «Политике», указывает, что такое очищение «подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства - следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества». Следует отметить, что такая стратегия нормализации пошатнувшегося душевного равновесия по существу не изменилась и вплоть до настоящего времени находит свое отражение практически во всех известные психотерапевтические школы и направления.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у вас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийскго лада, то он действует на нас возбуждающим образом».
По преданиям, суровый царь лакедемонян Ликург одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.
Помимо благотворного влияния музыкальных ритмов различных темпов и ритмов еще в античные времена отмечалось положительное влияние музыкальных произведений на общее состояние организма человека, что широко использовалось в практике врачевателей тех времен. Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.
При лечении тарантизма (укуса пауком-тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в бешеном темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием «Тарантелла», твердо веря, что яд останется в теле до тех пор, пока он весь не «вытанцуется».
Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.
1.2 Взгляды на влияние музыки на человека в Средние века
музыка ребенок личность рок
В средние века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. «Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков, - отмечал немецкий ученый-музыкант Атаназиус Кирхер, - трогают тонкие женские голоса».
Русский учёный А.М. Бехтерев в начале ХХ века создал «Общество для выяснения лечебного значения музыки». Создатель фонографа, изобретатель Эдисон посвящал утренние часы музыке. Из 600 записей Эдисон выбрал около 100. И опробовал их на взрослых, пожилых и детях. Одни произведения предназначались для развития воображения, другие - для приятных воспоминаний. Была определена музыка для воспитания чувства товарищества, для пресечения детских шалостей.
Французский композитор Марена Маре лет 200 назад писал музыку, посвященную болезням. Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесина использовалась для сопровождения операций. Врачи прописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписания выполнялись легко, так как у знатных особ состояли на службе музыканты. Даже барабан мог стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» - утверждали врачи в то время, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.
В общем подходе к лечению больных различными нервными и психическими заболеваниями возобладал принцип стремится к подобному, что и определяло выбор характера музыкального произведения для лечения и инструмент, на котором оно должно было исполняться. Этот подход сохранялся на протяжении довольно значительного отрезка времени. Не потерял он своей актуальности и в настоящее время.
1.3 Влияние музыки на человека на современном этапе развития науки
Начало современного этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры. Сегодня музыкальную терапию в более или менее широких масштабах применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний, поскольку в любой нозологии заболевания так или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера.
На различное влияние музыки на психическое и общее состояние человека обратили внимание еще во времена Античности знаменитые философы и ученые Древней Греции и Древнего Рима - Платон, Аристотель, Пифагор. Однако в те времена изучение феномена влияния музыки на человека тесно связывалось с философскими теориями; музыка рассматривалась как часть окружающего мира. Однако уже тогда отмечалось, что музыка в зависимости от ритмов и темпа по-разному влияет на настроение человека, возбуждая его, либо, наоборот, успокаивая. Очень быстро эти наблюдения вошли в практику врачевателей Античности.
В Средневековье изучение влияния музыкальных ритмов расширилось - начали изучаться воздействия музыкальных произведений не только на настроение и чувства, но и на организм в целом, в том числе и на отдельные его органы и системы.
На современном этапе развития науки начали образовываться учения, которые изучали феномен музыкального воздействия в совокупности психологии и медицины. С развитием анатомии ученых начало интересовать, каким именно образом музыка воспринимается и обрабатывается в головном мозге человека, и каким образом обработка такой информации влияет на остальные органы организма.
Однако общим для всех этапов развития изучения влияния музыки на человека было то, что, в основном, музыка использовалась только в том случае, когда она оказывала благотворное влияние на состояние психики. И если на ранних этапах истории факты такого воздействия лишь констатировались, то в настоящее время ученые заняты поиском причин такой реакции.
Глава 2. Влияние музыки на развитие ребенка и становление его личности
.1 Положительное воздействие музыки на ребенка
Педагоги и психологи, занимающиеся изучением вопросов становления и развития личности ребенка в разном возрасте, всего мира издавна ведут спор - какова роль музыки в жизни ребенка. Музыка - предмет образования или воспитания?
Позицию советской педагогики в этом вопросе высказал композитор Кабалевский. В своем вступительном слове на открытии Московской конференции Международного общества по музыкальному воспитанию он сказал: «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность "Обучить детей искусству очень трудно, - пишет Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании, - и основная трудность здесь заключается в том, что по настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».
Уже давно доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.
При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение, вкус тесно взаимосвязаны.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах и эмоциях. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.
Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с музыкальным развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, - классика и народная музыка.
Ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. В том же случае, если он попадает в изолированную от общества среду, то после трехлетнего возраста ему трудно будет научится разговаривать и, соответственно, выражать свои чувства и эмоции. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Тот репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношений к музыке.
Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. В тех семьях, где родители изначально отрицают классическую и народную музыку, дети развиваются ограниченно, так как у них отсутствует возможность воспринять и, соответственно, расширить свой кругозор в эмоционально-чувственной сфере. Прослушивание же преимущественно современной популярной музыки, отличающейся порой довольно резкими ритмами, может негативно сказываться на развитии организма ребенка, так как такая музыка может вызывать непроизвольные движения и негативные реакции со стороны центральной нервной системы. В таком случае ребенок может вырасти раздражительным, а иногда даже проявлять агрессию и прочие негативные реакции на внешние раздражители из окружающего мира.
На протяжении всего дошкольного детства, круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Психологи, специализирующиеся на формировании детской психики, рекомендуют такие произведения для полноценного формирования ребенка как всесторонне развитой личности. Из произведений классики для детей уже в раннем и младшем возрасте можно использовать альбомы фортепианных пьес для детей - П. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, например, «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Визе, симфоническая сказка «Петя и волк» Прокофьева и др.
Прослушивание ребенком произведений классических произведений всемирно известных композиторов, таких как Моцарт, Бах, Чайковский, Вивальди, формирует у него уже в раннем возрасте представления об эталонах красоты.
Основные направления в музыкотерапии - это слушание музыки и исполнительство.
К слушанию музыки относятся:
беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
упражнения на внутреннее слышание.
Как отмечается многими практиками, на успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность музыкального психотерапевта, владение им способами музыкального выражения - игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
В период времени от трех лет происходит становление первых отношений между ребенком и его родителями. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Именно страх чаще всего мешает ребёнку чувствовать себя комфортно в той или иной ситуации. Далее будет описан пример методики, способной решить проблему страха при помощи использования музыки.
После установления контакта переходят к беседе, цель которой - выявить страхи. Хорошо если ненавязчивым фоном в это время будут звучать, допустим, сонаты Моцарта. При общем положительном настрое в этой музыке присутствует некоторая смена образов, на которую ребёнок, сам того не замечая, откликнется. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д.). Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.
При угнетении, меланхолии, которое зачастую возникает у детей дошкольного возраста в период их адаптации к новым условиям детского сада, благотворное влияние на ребенка оказывает прослушивание произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздражение, гнев позволяет нейтрализовать музыка Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди. Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.
В ходе подготовки к проведению занятий с детьми, связанных с использованием музыкальных произведений, необходимо уделить особое внимание следующим аспектам:
специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Пение должно быть ориентировано на народные песни. Используя песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы.